Личностно творческий компонент профессионально педагогической культуры кратко

Обновлено: 05.07.2024

Личностно-творческий компонент педагогической культуры отражает творческое начало личности педагога. Педагогическое творчество требует от педагога наличия таких личностных качеств, как инициатива, индивидуальная свобода, самостоятельность и ответственность, готовность к риску, независимость суждений. Становится очевидным, что педагогическая культура является сферой творческого приложения и реализации педагогической способности личности. В педагогических ценностях личность опредмечивает свои индивидуальные силы и опосредует процесс присвоения нравственных, эстетических, правовых и других отношений, т.е. воздействуя на других, творит себя, определяет свое собственное развитие, реализуя себя в деятельности.

Важнейшей предпосылкой творческой деятельности служит способность выделить свое профессиональное Я из окружающей педагогической действительности, противопоставлять себя как субъекта объектам своего воздействия и рефлексировать по поводу своих действий, слов и мыслей.

Творчество не существует вне личности, и оно не может быть понято вне личностного контекста. Поэтому, обращаясь к проблеме педагогического творчества, необходимо учесть специфику педагогической деятельности, своеобразие проявления индивидуально-творческих качеств педагога.

Творчество определяют как отличительную черту педагогической профессии. В связи с этим обнаруживаются черты, присущие именно педагогическому творчеству (В.И. Загвязинский, Н.Д. Никандров):

результаты творческих поисков педагога не сразу поддаются оценке;

сотворчество преподавателя со студентами (учащимися), коллегами-преподавателями в педагогическом процессе, основанное на единстве цели профессиональной деятельности;

проявление творческого педагогического потенциала педагога зависит от методического, технического оснащения учебно-воспитательного процесса;

педагог должен уметь управлять своим эмоциональным психологическим состоянием и учить этому учащихся, организовывать общение с ними как творческий процесс, не подавляя их инициативу и изобретательность, создавая условия для полного творческого самовыражения и самореализации.

Педагогическое творчество как компонент профессионально-педагоги-ческой культуры не возникает само по себе, для его развития необходимы объективные и субъективные условия. Одним из важнейших объективных условий развития педагогического творчества является влияние социокультурной, педагогической реальности, конкретного культурно-исторического периода, в котором творит педагог. К другим объективным условиям относят: положительный эмоционально-психологический климат в коллективе, необходимый уровень развития научного знания в психолого-педагогической и социальной сферах; наличие адекватных средств обучения и воспитания; научная обоснованность методических рекомендаций и установок; материально-техническая оснащенность педагогического процесса; наличие общественно необходимого времени.

Субъективные условия развития педагогического творчества включают: знание основных закономерностей и принципов целостного учебно-воспита-тельного процесса; высокий уровень общекультурной подготовки педагога; владение современными концепциями подготовки специалиста, стремление к творчеству, развитое педагогической мышление и рефлексия; педагогический опыт и интуиция, умение принимать оперативные решения в нетипичных ситуациях; проблемное видение, предвосхищение, владение педагогической технологией.

Личностные особенности и творчество проявляются в многообразных формах и способах творческой самореализации педагога. Самореализация выступает сферой приложения индивидуально-творческих возможностей личности.

Таким образом, педагогическое творчество – это процесс самореализации индивидуальных, психологических, интеллектуальных сил и способностей личности педагога. Преподаватель профессиональной школы в силу особенностей профессиональной деятельности сочетает научное и педагогическое творчество.


В данной статье берется во внимание личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры как один из важнейших компонентов культуры педагога.

Ключевые слова: личностно-творческий компонент, профессионально-творческая культура, творчество, обучение.

Современное общество нуждается в появлении творческих людей, в особенности творческих педагогов. Основным вопросом, связанным с творчеством и процессом обучения, является проблема создания условий реализации творчества, которые способствует лучшему усвоению знаний у обучающихся, что особо актуально сегодня, когда действительно встает вопрос о реформации современного традиционного образования, которое направлено в большинстве своем лишь на передачу информации педагогами детям с последующим воспроизведением ее последними. Именно поэтому остро встает вопрос о личностно-творческом компоненте профессионально-педагогической культуры обучающего.

Творческая личность — личность, обладающая следующими направленностями:

− творческие (мотивированная ориентация на самовыражение, установки как на личностные, так и на общественные результаты);

− творческий потенциал (интеллектуальные и практические знания, умения и навыки, которые можно проявить в процессе творческой деятельности при поиске решения той или иной задачи, опираясь как на интуицию, так и на логическое мышление);

− индивидуальные черты характера (эмоциональная и волевая устойчивость при попадании в ситуацию, требующую незамедлительного своеобразного решения, критическая самооценка, отождествление себя с творцом) [Ковальчук, 2005: 3–4].

То есть для того, чтобы сказать, что педагог является творчески ориентированным, необходимо, чтобы он имел все перечисленные выше направленности. Творчество преподавателя проявляется тогда, когда он нетрадиционно решает ту или иную задачу, отказываясь от шаблонности, проявляя инициативность, самостоятельность и активность. А под способностью к творческой деятельности понимается комплекс качеств личности, позволяющих ей осуществлять творческую деятельность и поиск незаурядных решений [Ковальчук, 2005: 3–4].

Что касается возможности развития творчества в педагоге: существуют два взгляда на вопрос возможности или же невозможности развития творческих способностей. Одни считают, что обучить творческому мышлению невозможно, другие же находят необходимым содействовать его развитию. Так В. Г. Максимов считает, что научить ребенка творчески мыслить невозможно, но при этом можно способствовать этому. А способствование нельзя представить без творческого подхода педагога, который, в свою очередь, должен обладать основными качествами, присущими педагогу-профессионалу: любовь к детям, компетентность, нравственная и эстетическая культура, а также эмпатия [Максимов, 1993: 33–36].

Дж. Гилфорд же рассматривал данный вопрос немного с другой стороны: он полагал, что для развития творческого начала в человеке необходим интеллект выше среднего [Гилфорд, 1965: 246–248]. Когда же IQ выше 170 единиц, творческие способности угасают. Известен факт того, что люди с энциклопедическими знаниями не способны к творчеству. Возможно, это связано с их склонностью к систематизации знаний, то есть любые ограничения, накладываемые на ту или иную сферу, ведут к конвергентному типу мышления, в рамках которого не существует творческого процесса, так как для того, чтобы создать нечто оригинальное, необходимо порой абстрагироваться от того, что уже хорошо знакомо человеку.

Обучая, нужно помнить слова Сухомлинского В. А., который сравнивал знания компетентного педагога с лавиной, которая может обрушиться на субъекты обучения, но предостерегал, что этого не должно произойти, иначе педагог рискует уничтожить любознательность и пытливость своих питомцев под своими обширными знаниями [Сухомлинский, 2012: 345–346]. То есть обучающий не должен давать все то, что он сам знает и сам выучил, за один раз. Необходимо дать столько информации, сколько способно заинтересовать обучающихся, заставить их вернуться к материалу, дать возможность самим сделать выводы. По словам Василия Александровича, если ребенок заучивает что-то наизусть, он перестает осмысливать то, что он воспроизводит затем на уроке, следовательно, можно наблюдать отсутствие творческого начала в данном действии.

Сущность творчества, согласно идеям Л. С. Выготского, можно противопоставить репродуктивной деятельности, которая заключается в воспроизведении ранее изученного и известного материала, действий. Воспроизводящая деятельность — продукт человеческого мозга, который воскрешает в памяти образы, что позволяет сохранить опыт человечества [Выготский, 1991: 7]. Да, позволяет сохранить, закрепить в памяти шаблон, но не создать что-то оригинальное, то есть творчество напрямую связано с продуктивной деятельностью, которую также необходимо обеспечивать педагогу на своих уроках.

Для реализации творческого процесса на уроке обучающий может применять следующие основные формы обучения и воспитания:

− нетрадиционные уроки, такие как уроки-турниры, аукционы, конференции, круглые столы, дискуссионные клубы и т. д.;

− проведение как деловых, так и имитационных игр;

− постоянное использование на уроке активных форм обучения: анализ нестандартных ситуаций, создание проблемных ситуаций и т. д.;

− введение интегрированных уроков;

− организация самостоятельной работы учащихся;

− внедрение рейтинговой системы;

− активное использование ИКТ на уроках;

Данные формы обучения и воспитания способствуют развитию у школьников способностей к творчеству, а, следовательно, мотивируют их, являясь стимулом к учению [Струкова: 2017], что нужно взять на заметку преподавателям.

Таким образом можно сделать вывод о том, что в современном мире педагогу необходимо быть, как минимум, творчески ориентированным, чтобы успешно осуществлять свою профессиональную деятельность; если же у обучающего отсутствует личностно-творческий компонент, то его нужно развивать.

  1. Верига, С. В. Продуктивные формы организации исследовательской деятельности со школьниками / С. В. Верига // Исследовательская работа школьников. — 2003. — № 3. — С. 41–43.
  2. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. — М.: Просвещение, 1991. — 92 с.
  3. Гилфорд, Дж. Структурная модель интеллекта / Дж. Гилфорд // Психология мышления / под ред. А. М. Матюшкина. — М.: Прогресс, 1965. — 525 с.
  4. Занятия по интересам: развитие творческих способностей учащихся на занятиях риторики: Практическое пособие для учителей начальных классов / Сост. Т. Н. Ковальчук. — Мозырь: Белый Ветер, 2005. — 98 с. С. 3–4.
  5. Максимов, В. Г. Формирование профессионально-творческой направленности личности учителяЧ1 / В. Г. Максимов. — 1993. — 45 с.
  6. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям (новое прочтение) / В. А. Сухомлинский. — Киев: Акта. — 2012. — 563 с.
  7. Струкова, А. Р. Понятие творчества в учебной деятельности. Классификация видов творчества. // Тенденции, перспективы и приоритеты развития современной системы образования: сборник научных трудов по материалам V Международного педагогического форума молодых ученых, 13 декабря 2017г., Самара: Профессиональная наука, 2017. — 88 с.

Основные термины (генерируются автоматически): личностно-творческий компонент, педагог, творческая деятельность, творческий процесс, творчество, урок, профессионально-педагогическая культура, ребенок.

Выделенные группы педагогических задач являются типичными для учителя как субъекта профессиональной деятельности, тем не менее предполагают их творческое индивидуально-личностное решение в конкретной педагогической реальности.

§ 4. Личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры

Представляя собой постоянно обогащающийся ценностный потенциал общества, педагогическая культура не существует как нечто данное, материально зафиксированное. Она функционирует, будучи включенной в процесс творчески активного освоения личностью педагогической реальности. Профессионально-педагогическая культура учителя объективно существует для всех учителей не как возможность, а как реальность. Овладение ею осуществляется лишь теми и через тех, кто способен к творческому распредмечиванию ценностей и технологий педагогической деятельности. Ценности и технологии наполняются личностным смыслом лишь в процессе творческих исканий и практической реализации.

В современной науке творчество многими исследователями рассматривается в качестве интегративного, системообразующего компонента культуры. Проблема взаимоотношения личности, культуры и творчества нашла свое отражение в трудах Н.А. Бердяева. Рассматривая глобальный вопрос взаимодействия цивилизации и культуры, он считал, что цивилизация в известном смысле старее и первичнее культуры: цивилизация обозначает социально-коллективный процесс, а культура более индивидуальна, она связана с личностью, с творческим актом человека. В том, что культура создается творческим актом человека, Н.А. Бердяев видел его гениальную природу: "Творчество есть огонь, культура же есть охлаждение огня". Творческий акт находится в пространстве субъективности, а продукт культуры - в объективной реальности.

Творческий характер педагогической деятельности обусловливает особый стиль мыслительной деятельности педагога, связанный с новизной и значимостью ее результатов, вызывая сложный синтез всех психических сфер (познавательной, эмоциональной, волевой и мотивационной) личности учителя. Особое место в нем занимает развитая потребность творить, которая воплощается в специфических способностях и их проявлении. Одной из таких способностей является интегративная и высокодифференцированная способность мыслить педагогически. Способность к педагогическому мышлению, являющемуся по своей природе и содержанию дивергентным, обеспечивает учителю активное преобразование педагогической информации, выход за границы временных параметров педагогической реальности. Эффективность профессиональной деятельности учителя зависит не только и не столько от знаний и навыков, сколько от способностей использовать данную в педагогической ситуации информацию различными способами и в быстром темпе. Развитый интеллект позволяет учителю познавать не отдельные единичные педагогические факты и явления, а педагогические идеи, теории обучения и воспитания учащихся. Рефлексивность, гуманизм, направленность в будущее и ясное понимание средств, необходимых для профессионального совершенствования и развития личности учащегося, являются характерными свойствами интеллектуальной компетентности учителя. Развитое педагогическое мышление, обеспечивающее глубокое смысловое понимание педагогической информации, преломляет знания и способы деятельности через призму собственного индивидуального профессионально-педагогического опыта и помогает обретать личностный смысл профессиональной деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема формирования профессионально - культуры в настоящее время очень актуальна, т.к. инновационные процессы, происходящие в педагогической теории и практике, предъявляют серьезные требования к подготовке будущего педагога.

Какие бы перемены ни происходили в образовании, все они обязательно касаются преподавателя, педагога и учителя не только как носителя знаний, но и как воспитателя, передающего свой культурно-педагогический опыт обществу. В общей и профессионально - педагoгической культуре проявляется социокультурный, интеллектуальный, нравственный потенциал педагога. Этот потенциал составляет национальное богатство и должен быть своевременно востребован и рационально использован.

Педагог должен быть в курсе нововведений в систему развития образования, современных достижений педагогической науки и практики, в ногу со временем развиваться и самообразовываться как личность и профессионал.

Необходимость повышения профессионально - педагогической культуры педагога обусловлена возрастающими требованиями к уровню общекультурной и специальной подготовки обучающихся; сменой общеобразовательных парадигм, фиксирующих переход от массово-репродуктивных форм и методов преподавания к индивидуально-творческим; подготовкой будущих специалистов к профессиональному, компетентному вхождению в рынок труда с прочно сформированными потребностями в постоянном профессиональном самообразовании и самореализации.

Профессионально-педагогическая культура - это универсальная характеристика педагогической реальности, та часть общечеловеческой культуры, в которой с наибольшей полнотой запечатлелись духовные и материальные ценности образования и воспитания, а также способы творческой педагогической деятельности, необходимые для обслуживания исторического процесса смены поколений, социализации личности.

В модель профессионально-педагогической культуры входят аксиологический, технологический и личностно-творческий компоненты.

Развитость всех компонентов индивидуальной педагогической культуры существенно повлияет на профессиональное поведение педагога, придает ему целостность, собственный педагогический почерк, индивидуальный стиль. Наблюдения показывают, что самым действенным фактором и стимулом повышения уровня педагогической культуры является включенность педагога в педагогическое творчество, инновационную деятельность, исследовательский поиск.

Если рассматривать личностно – творческий компонент профессионально-педагогической культуры педагога, то он напрямую зависит от личности педагога, таких личностных качеств, как инициатива, индивидуальная свобода, самостоятельность и ответственность, готовность к риску, независимость суждений. Личностный смысл профессиональной деятельности требует от педагога достаточной степени активности, способности управлять, регулировать свое поведение в соответствии с возникающими или специально поставленными педагогическими задачами.

В психологии под свойствами как чертами личности понимают устойчивые, повторяющиеся в различных ситуациях особенности поведения индивида. В этой связи заслуживает внимания точка зрения Л.И.Анцыферовой о включении в структуру личностных свойств умения организовывать, контролировать, анализировать и оценивать собственное поведение в соответствии с побуждающими его мотивами. По ее мнению, чем более привычно то или иное поведение, тем более обобщено, автоматизировано, сокращено это умение. Такое понимание генезиса свойств позволяет представить в качестве основания этих образований целостные акты деятельности с возникающими на их основе психологическими доминантными состояниями.

Творчество не существует вне личности, и оно не может быть понято вне личностного контекста. Творчество определяют как отличительную черту педагогической профессии. Важнейшей предпосылкой творческой деятельности педагога служит способность выделить свое профессиональное Я из окружающей педагогической действительности, противопоставлять себя как субъекта объектам своего воздействия и рефлексировать по поводу своих действий, слов и мыслей.

Творческий характер педагогической деятельности обусловливает особый стиль мыслительной деятельности педагога, связанный с новизной и значимостью ее результатов, вызывая сложный синтез всех психических сфер (познавательной, эмоциональной, волевой и мотивационной) личности педагога. Особое место в нем занимает развитая потребность творить, которая воплощается в специфических способностях и их проявлении. Одной из таких способностей является интегративная и высокодифференцированная способность мыслить педагогически. Способность к педагогическому мышлению, являющемуся по своей природе и содержанию дивергентным, обеспечивает педагогу активное преобразование педагогической информации, выход за границы временных параметров педагогической реальности.

Педагогическое творчество как компонент профессионально-педагогической культуры не возникает само по себе, для его развития необходимы объективные и субъективные условия. Одним из важнейших объективных условий развития педагогического творчества является влияние социокультурной, педагогической реальности, конкретного культурно-исторического периода, в котором творит педагог. К другим объективным условиям относят: положительный эмоционально-психологический климат в коллективе, необходимый уровень развития научного знания в психолого-педагогической и социальной сферах; наличие адекватных средств обучения и воспитания; научная обоснованность методических рекомендаций и установок; материально-техническая оснащенность педагогического процесса; наличие общественно необходимого времени.

Субъективные условия развития педагогического творчества включают: знание основных закономерностей и принципов целостного учебно-воспитательного процесса; высокий уровень общекультурной подготовки педагога; владение современными концепциями подготовки специалиста, стремление к творчеству, развитое педагогической мышление и рефлексия; педагогический опыт и интуиция, умение принимать оперативные решения в нетипичных ситуациях; проблемное видение, предвосхищение, владение педагогической технологией.

Личностные особенности и творчество проявляются в многообразных формах и способах творческой самореализации педагога. Самореализация выступает сферой приложения индивидуально-творческих возможностей личности. Проблема педагогического творчества имеет прямой выход на проблему самореализации педагога. В силу этого педагогическое творчество - это процесс самореализации индивидуальных, психологических, интеллектуальных сил и способностей личности педагога.

В заключении можно сделать вывод, что творческий педагог - это профессионал, способный создавать в педагогическом процессе качественно новые материальные и духовные ценности. Он умело сочетает в своей педагогической деятельности устойчивость, стабильность, управляемость, свободу,

Работа педагога характеризуется как деятельность, которой присущи интуиция, вдохновение, находчивость, изобретательность. Творческая деятельность педагога не может осуществляться по шаблону, так как неотъемлемыми ее составляющими является оригинальность, отход от шаблонов, неожиданность, умение действовать интуитивно, в зависимости от обстоятельств. Педагог должны создать такие условия, чтобы дети могли раскрыться, в полной мере использовать и развивать свой творческий потенциал.

Творческой личности педагога свойственна особая педагогическая увлеченность: ясное понимание главной цели педагогического труда – обучение и воспитания человека; достижение оптимальных результатов его свободного и счастливого развития; глубокое уважение личности каждого ребенка, вера в его возможности.

Педагогическая увлеченность - одна из важнейших предпосылок педагогического творчества. Большое значение имеет глубокая и разносторонняя эрудированность педагога, его общая культура, начитанность, широта интересов. Поэтому развитие творческих качеств личности педагога невозможно только в узких предметно-методических рамках, оно требует постоянного саморазвития и самосовершенствования.

Список использованной литературы

Ахмерова, Н. М. Педагогика творчества: учебное пособие для вузов / Н. М. Ахмерова, Р. С. Рабаданова, А. Л. Фатыхова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 103 с.

Бороздина, Г. В. Психология и педагогика: учебник для вузов / Г. В. Бороздина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 477 с.

Коджаспирова, Г. М. Педагогика: учебник для вузов / Г. М. Коджаспирова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 711 с.

Кузнецов, В. В. Общая и профессиональная педагогика. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата. М.: Юрайт, 2019. 156 с.

Павелко, Н. Н., Павлов С. О. Психология и педагогика (для бакалавров). М.: КноРус, 2018. 496 с.

Столяренко, Л. Д., Столяренко В. Е. Психология и педагогика. Учебник для академического бакалавриата. Учебник. М.: Юрайт, 2017. 510 с.

Старикова, Л. Д. Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие для вузов / Л. Д. Старикова, М. Л. Вайнштейн. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 125 с.

Успенский, В.В., Чернявская А.П. Введение в психолого-педагогическую деятельность - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2018. - 176 с.

Шадриков, В.Д. - Психология деятельности и способности человека. 2-ое изд. М.: Издательство: Логос, 2016 - 320 с.

Якушева, С.Д. Основы педагогического мастерства - учебное пособие. - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2017. - 230 с.

Читайте также: