Школьный туризм как средство оздоровления

Обновлено: 05.07.2024

Оценить 4742 0

Исследовательская работа на тему :

Руководитель : учитель физической культуры

Нечаев Сергей Иванович

Исследователи : 9 класс

В деле физического воспитания детей школьного возраста, правильно организованный туризм имеет бесспорную ценность . Он способствует укреплению здоровья , физическому развитию , закаливанию учащихся , является хорошей тренировкой в ходьбе , в беге , воспитывает ловкость , выносливость , быструю ориентировку . Туристические походы формируют чувства коллективизма , ответственности , взаимопомощи .

Хорошо организованная туристическая работа в школе может дать учащимся глубокие и прочные знания о здоровом образе жизни , сформировать и совершенствовать навыки физической активности.

Влияние туризма на формирование здорового образа жизни велико . Это связано с тем , что , в свою очередь , в здоровом образе жизни основная роль отводится правильно организованной двигательной активности , как главному и решающему фактору сохранения и укрепления здоровья и ни чем не заменимому универсальному средству профилактики недугов .

Объект исследования : процесс формирования здорового образа жизни и навыков туризма у учащихся 8 класса.

Предмет исследования : формы , методы и средства повышения уровня здоровья и развития физических качеств при занятиях туризмом .

Целью исследовательской работы является исследование влияния туризма на формирование здорового образа жизни .

Задачи исследовательской работы :

Раскрыть специфику туризма как средства физического воспитания .

Определить пути формирования здорового образа жизни .

Показать важность туризма в системе физического воспитания школьника .

Раскрыть понятие здорового образа жизни и взаимосвязь его с понятием туризма .

Определить пути подготовки учителя к решению задач оздоровления школьников средствами туризма .

Гипотеза : Предполагается , что занятия в секции туризма в школе и внешкольная работа преподавателя в значительной мере способствует формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья .

Методы исследования : теоретические (изучение и обобщение педагогического опыта , анализ литературы по теме исследовательской работы , конкретизация ) , эмпирические (наблюдение , беседы , причинно-следственный анализ ).

В первой главе мы раскрыли такие понятия как :ЗОЖ и пути его формирования . Во второй рассмотрели историю развития туризма , его виды ,место которое он занимает в системе воспитания школьника , а так же влияние туризма на формирование ЗОЖ .В третьей (практической): доказывали гипотезу объектом нашего исследования . Была выбрана группа детей , учащихся 8 классов МКОУ Оленинской ООШ поселка Оленино Тверской области . Все дети занимаются на занятиях в основной группе .

Целью исследования является , определить , подтвердится ли поставленная нами гипотеза : Предполагается , что занятия в секции туризма в школе и внешкольная работа преподавателя в значительной мере способствует формированию здорового образа жизни и уровня здоровья .

Подобрать тесты для определения уровня здоровья и физических качеств .

Определить комплекс мероприятий по развитию туристических навыков и развитию физических качеств необходимых в туризме .

Ознакомиться с влиянием на организм при занятиях туризмом .

Во время выполнения исследовательской работы мы провели опрос детей по следующим вопросам :


Детско-юношеский спортивно-оздоровительный туризм является одной из наиболее эффективных оздоровительных технологий, способствующих формированию здорового образа жизни человека и общества в целом, что имеет большое государственное значение в воспитании подрастающего поколения. Внеклассная спортивная и физкультурно-оздоровительная работа становится неотъемлемой частью педагогического процесса, направленного на воспитание у них как потребности вести в целом здоровый образ жизни, так и разносторонне развивать физически и духовно личность подопечных. Детско-юношеский и молодежный туризм - важный способ передачи новому поколению накопленного человечеством жизненного опыта и материально-культурного наследия, формирования ценностных ориентаций, нравственного оздоровления и культурного развития нации, один из путей социализации личности.

Содержимое разработки

 Детско-юношеский спортивно-оздоровительный туризм является одной из наиболее эффективных оздоровительных технологий, способствующих формированию здорового образа жизни человека и общества в целом, что имеет большое государственное значение в воспитании подрастающего поколения. Внеклассная спортивная и физкультурно-оздоровительная работа становится неотъемлемой частью педагогического процесса, направленного на воспитание у них как потребности вести в целом здоровый образ жизни, так и разносторонне развивать физически и духовно личность подопечных . Детско-юношеский и молодежный туризм - важный способ передачи новому поколению накопленного человечеством жизненного опыта и материально-культурного наследия, формирования ценностных ориентаций, нравственного оздоровления и культурного развития нации, один из путей социализации личности.

Детско-юношеский спортивно-оздоровительный туризм является одной из наиболее эффективных оздоровительных технологий, способствующих формированию здорового образа жизни человека и общества в целом, что имеет большое государственное значение в воспитании подрастающего поколения.

Внеклассная спортивная и физкультурно-оздоровительная работа становится неотъемлемой частью педагогического процесса, направленного на воспитание у них как потребности вести в целом здоровый образ жизни, так и разносторонне развивать физически и духовно личность подопечных .

Детско-юношеский и молодежный туризм - важный способ передачи новому поколению накопленного человечеством жизненного опыта и материально-культурного наследия, формирования ценностных ориентаций, нравственного оздоровления и культурного развития нации, один из путей социализации личности.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ проекта Цель: формирование у ребят навыков здорового образа жизни, безопасного поведения в природных условиях; в условиях самостоятельной жизни в походе; а также обучение навыкам выживания в экстремальных ситуациях. ЗАДАЧИ: формировать знания о человеке как целостной биологической системе, гигиенических факторах, оказывающих существенное влияние на психическое, физическое и социальное развитие личности; формировать ответственное отношение ребят к окружающей среде; создать условия для умственного, физического, экологического здоровья подопечных; обучать практическим умениям и навыкам для обеспечения безопасности учащихся в условиях путешествия, экскурсии в обычной и чрезвычайных ситуациях; приобщать к здоровому образу жизни.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ проекта

формирование у ребят навыков здорового образа жизни, безопасного поведения в природных условиях; в условиях самостоятельной жизни в походе; а также обучение навыкам выживания в экстремальных ситуациях.

Появится возможность открыть в школе детско-юношескую секцию по туризму, в которой будут воспитываться такие личностные качества, как: отзывчивость, дружелюбие, чувство прекрасного, творческие и интеллектуальные способности, усидчивость, трудолюбие, коммуникативные качества, самостоятельность, организованность и др.

Данную секцию смогут посещать ребята, проявляющие интерес к туризму.

Количество обучающихся в ней может быть примерно 15 человек.

Программа секции может быть рассчитана на 1 год обучения, по 2 часа в неделю, всего 68 часов. Материал программы может быть предложен для освоения учащимися 5 – 9 –х классов школы.

Одной из основных задач физического воспитания дошкольников является использование разнообразных форм работы с детьми, которые способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делают его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды.

Одной из таких форм оздоровления и физического развития детей дошкольного возраста является туризм. Большая значимость простейших туристических походов для физического развития дошкольников отмечены во многих исследованиях Л. В. Карманюка, Н. И. Бочарова.

Туристические походы оказывают ни с чем не сравнимый оздоровительный эффект, получаемый в результате воздействия на организм природных факторов: солнца, воздуха, воды и разнообразной двигательной деятельности. Доказано, что продолжительное выполнение умеренной нагрузки в виде циклических упражнений (ходьбы, бега, передвижений на велосипеде, на лыжах) способствует совершенствованию такого ценного оздоровительного качества, как выносливость. Кроме того, современные походы способствуют укреплению семьи, формируют у детей важнейшие нравственные качества, развивают любознательность, приобщают к удивительному миру природы, воспитывая к ней бережное отношение. Походы расширяют кругозор ребенка, формируют первичные представления об истории родного края, традициях и культуре народа. Именно в совместных походах возникает тот духовный контакт между родителями и детьми, о котором многие родители только мечтают. У дошкольников формируются первоначальные навыки выживания в природной среде (умение разжечь и потушить костер, разбить лагерь, приготовить еду). У детей воспитывается самостоятельность, организованность, развивается воля.

Туристические походы могут быть организованы в разные времена года. В зависимости от времени года определяются цель и задачи похода. При разработке маршрута необходимо учитывать индивидуальные возможности детей. При этом учитываются естественные препятствия, преодолеваемые в пути, необходимо также предусмотреть физкультурный инвентарь, который нужно взять с собой (мячи, обручи, скакалки) и мелкий инвентарь (мешочки, флажки, платочки, который будет использоваться на остановках.

Туристические походы могут включать в себя следующие составляющие:

- ходьба по грунтовой дороге,

-перешагивание через естественные препятствия

-тренировка различных видов равновесия (на бревне, на пне, перешагивание преград)

-перелезание через бревно, прыжки: спрыгивание с предметов, перепрыгивание (лужи, ямки, канавки,

-наблюдения в природе и сбор природного материала,

-беседа о лесе с использованием художественной литературы,

-самостоятельные игры (на привале,

-выполнение имитационных движений (подражание действиям птиц, зверей, насекомых,

-традиционные и народные подвижные игры.

Туризм как средство формирования здорового образа жизни




Насыщенная, интересная и увлекательнаядошкольная жизнь-важнейшее условие сохранения и улучшение здоровья дошкольника. Тема:"Насыщенная, интересная и увлекательная дошкольная жизнь-важнейшее условие сохранения здоровья воспитанника. ""здоровье-бесценный.


В последние годы отмечается ухудшение состояния здоровья и физической подготовленности учащихся общеобразовательной школы. Эти процессы год от года прогрессируют, что усугубляется чрезмерной учебной нагрузкой, предлагаемой школьникам на общеобразовательных уроках. Хронический дефицит двигательной активности подростков, сложная экологическая обстановка тормозят их нормальное физическое развитие, угрожают здоровью. За время обучения в школе число здоровых учащихся сокращается в 5 раз. За последние годы более чем в 2 раза увеличилось число хронически больных детей и количество детей "группы риска".

По данным комитета Госдумы по охране здоровья, у 70% российских школьников наблюдаются патологии различных органов либо заболевания, причем у 21% учащихся болезни хронические.

36% школьников по состоянию здоровья относятся к основной группе,

53% - к подготовительной,

В последние годы, согласно данным различных источников, наблюдается отсутствие сплоченности коллектива класса, которое проявляется в отсутствие его единства, наличии лишь отдельных группировок по симпатиям, общим интересам, и т.д. В последствии, если этому не уделяется внимание со стороны педагогического коллектива учащиеся могут стать не организованными и почти неуправляемы, у детей не будет лидеров среди них самих, а так же среди взрослых – учителей. При возникновении данных процессов можно отметить нарушение психического здоровья школьников, процесс дезадаптации, возникновение вредных привычек, результатом чего становится ухудшение учебной успешности школьников.

Большинство педагогов привыкли оценивать туризм лишь как средство познания своего края или более далеких стран. Но у туризма есть и другие стороны, в данной работе будут рассмотрены воспитательная и оздоровительная.

Оздоровление и физическое развитие особенно нужно детям, которые практически всё постоянно находятся в городе. Значительную часть времени они проводят в закрытых помещениях, а если и гуляют на улице, то при современном неблагополучном экологическом состоянии городов и поселков такие прогулки вряд ли можно считать однозначно полезными. А потому любой выезд за город является эффективным средством оздоровления и профилактики заболеваний. Туристские походы учащихся, туристские соревнования, проводимые на природе, разрывая напряженную учебную деятельность, снимают нервное напряжение. Дни, проведенные на свежем воздухе, дают ребятам заряд бодрости и энергии, позволяют работать в школе с творческим подъемом и хорошим настроением.

Медики и педагоги отмечают, что здоровье современных школьников в динамике от первого до одиннадцатого класса в большинстве случаев оказывается динамикой нездоровья. Одной из причин является то, что содержание учебных программ усложняются, а методика их преподавания остается без изменения. Отсюда появление у школьников таких заболеваний, как сколиозы, гипокинезия, гиподинамия и вызванное ею ожирение. Характерны для школьников больших городов заболевания органов зрения, аллергия, расстройства нервной системы по типу неврозов.

Туристская деятельность не только оздоравливает, но и совершенствует школьника физически, вырабатывая у него такие важные качества, как выносливость, быстрота, сила, ловкость. Спортивный туризм включен в Единую спортивную классификацию, что свидетельствует о признании его важности в системе физического воспитания. Современная система спортивного туризма позволяет планомерно совершенствовать физические качества и морально-волевую закалку подростков и юношей.

Известно, что туризм - одно из самых эффективных способов воспитания детей. Он приучает их к самостоятельности, заботе о других, формирует основы здорового образа жизни, дает многие необходимые навыки. Но в настоящее время средства туризма не в полной мере используются в общеобразовательных школах, что согласно опросу педагогов обусловлено рядом причин, главными из которых являются: возможность получения школьниками травмы, неумение организовывать туристские мероприятия, отсутствие всесторонней поддержки со стороны дирекции школы, а так же отсутствие специальной подготовки детей. Но несмотря на это туристские мероприятия, в частности походы выходного дня одобряются родителями (из 100 респондентов 87% положительно относятся к данным мероприятиям, а 61% согласны оказать посильную помощь в их организации), а опрос школьников выявил, что 93% учащихся положительно относятся к участию в походах.

Нами было проведено исследование в 2010- 2011 учебном году с целью определения влияния туристской деятельности на всестороннее развитие личности школьника и её взаимодействие с коллективом класса.

В качестве экспериментальной группы были выбраны 10 учащихся 4б класса, контрольную группу составили 10 учащихся 4 в класса ГОУ лицея 488 Выборгского района СПб. Группы были отобраны с учетом примерно одинаковых показателей по усвоению учебной программы, по уровню групповой сплоченности коллектива класса и по уровню развития физических качеств.

Теоретический анализ и обобщение литературных данных

В ходе эксперимента экспериментальная группа, после предварительного инструктажа по ТБ, многократно участвовала в однодневных походах выходного дня, организованных с помощью привлечения родителей. У детей появилась возможность общения, познания, соревнования, труда, которой они активно пользовались.

До и после эксперимента в обоих классах был проведён тест для определения групповой сплоченности коллектива, а так же в группах проводились тесты для оценки физических качеств школьников и их успеваемости.

Исследование дало следующие результаты:

у школьников из экспериментальной группы возрос интерес к процессу обучения, они стали более внимательными, дисциплинированными, активными, инициативными, быстрее справляются с учебными заданиями, что благоприятно сказывается на усвоении учебного материала,

Можно сделать вывод, что туристская деятельность благоприятно влияет на гармоничное развитие личности школьника. Что в свою очередь способствует повышению качества учебно-воспитательного процесса.

Активно использовать средства туризма во внеклассной работе со школьниками, начиная с младших классов. Это не означает, что детей сразу следует брать в многодневные походы. Для первых занятий подходит и пришкольная площадка, с последующим отдалением до ближайших парков.

Изучение поведения школьника в походе позволит выбрать оптимальные средства педагогического воздействия на ребенка, сделать процесс воспитания управляемым, включить в него весь коллектив.

Задействовать педагогов групп продленного дня, а так же учителей по различным предметам (физкультура, ОБЖ) для организации и проведения мероприятий.

Задействовать родителей для организации и проведения мероприятий.

Определение индекса групповой сплоченности Сишора / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. C .179-180.

Остапец А.А. Педагогика и психология туристско- краеведческой деятельности учащихся: Методические рекомендации. – М., РМАТ, 2001. – 87 с.

Основные термины (генерируются автоматически): туристская деятельность, школьник, контрольная группа, ребенок, экспериментальная группа, активный отдых, Выборгский район, исходный уровень, общеобразовательная школа, спортивный туризм.

Похожие статьи

Классификация форм туризма и их значение в физическом.

туристская деятельность, школьник, контрольная группа, экспериментальная группа, ребенок, Выборгский район, активный отдых, исходный уровень, общеобразовательная школа, спортивный туризм.

Образовательный туризм: сущность, цели и основные сегменты.

Зачатки туристской деятельности появились еще в глубокой древности.

Туризм в представлении большинства людей связан с отдыхом, удовольствием, новыми

- «поездки отдельных индивидов или их групп в определенные регионы и страны с целью получения.

Организационно-методические особенности подготовки.

В спортивных школах выделяют следующие учебные группы: группы начальной подготовки (3 года обучения)

В целях обеспечения круглогодичных учебных занятий и активного отдыха учащихся в период летних и зимних каникул в спортивных школах организуются.

Спортивный туризм как средство сохранения и укрепления.

Туризм как форма активного отдыха, оказывает благоприятное влияние на рост и укрепление опорно-двигательного аппарата человека, полезен каждому

— Киев: Здоровье, 1991. — 222 с. Истомин, П. И. Туристская деятельность школьников: Вопросы теории и методики. /

Культурно-историческая экскурсия как средство достижения.

‒ приобретение ребёнком социального знания (первый уровень результатов).

Это могут быть театры, музеи, скульптурные группы и места, связанные с жизнью знаменитых людей города.

Культурно-познавательный туризм в образовательной. Роль внеурочной деятельности и.

Культурно-познавательный туризм в образовательной.

Культурно-познавательный туризм в образовательной деятельности учреждений дополнительного образования. Авторы: Кирюханцев Кирилл Андреевич, Гизатова Ирина Алексеевна. Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы.

Активная спортивная деятельность как платформа для.

Спортивный туризм как средство сохранения и укрепления. спортивный туризм, физическое развитие, занятие, занятие туризмом

физическое воспитание, укрепление здоровья, занятие, анализ литературы, здоровый образ жизни, игровая деятельность, экспериментальная группа.

Особенности внеклассной работы с учащимися в школьном курсе.

Внеклассная работа – это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное

то для внеклассной работы учащиеся данной школы могут объединятся в группы

Туристские походы с выполнением практических заданий по теме «Безопасность.

Предлагаемая программа туристической деятельности с младшими школьниками тесно связана с содержанием следующих

Образовательные задачи: - Освоение туристских навыков в походе, слёте. - Освоение знаний прохождения технических этапов туризму.

Читайте также: