Школьный стресс почему тяжело учиться

Обновлено: 05.07.2024

Ваш ребенок пошел в школу. Но через некоторое время вы заметили, что он уже не так активен и бодр, как раньше, его трудно разбудить утром, хотя он и спит 9-10 часов, часто жалуется на усталость и вместо воскресной прогулки предпочитает сидеть дома, стал часто болеть.

Все эти признаки указывают на то, что, скорее всего, ваш ребенок пребывает в состоянии стресса. А такое состояние ослабляет организм и увеличивает риск развития заболеваний. Медики называют стрессом "набор" сдвигов в организме, направленных на его адаптацию к возникшей ситуации, который развивается постепенно, в несколько стадий.

Первая стадия

Прилив сил, повышение умственной и физической активности. На этом этапе стресс благотворен, он помогает мобилизовать силы для разрешения проблемы. Вспомните, как восторженно ребенок рассказывал о первых днях в школе, как сам просыпался, чтобы поскорее бежать туда. Но постепенно нагрузки делают свое дело и ребенку становится труднее.

Вторая стадия

"Активные" отрицательные эмоции. В этой стадии возможны раздражительность, гнев и даже агрессия. Эти эмоции позволяют ребенку разрядиться. Наверняка вы припомните случаи, когда малыш наотрез отказывался делать уроки или идти в школу, дерзил вам. Но вы, конечно же, пресекали все его попытки "выпустить" пар.

Третья стадия

"Пассивные" отрицательные эмоции. На этой стадии ребенок перестает сопротивляться, "выступать" и покорно радует вас успехами или расстраивает двойками. Хронический стресс разрушителен, ученые назвали его "дистрессом" (от англ. distress - горе, бедствие, расстройство).

Четвертая стадия

Проявляется бесконечными болезнями. Статистика свидетельсвтвует: у половины учеников средней школы уже есть вполне определенный диагноз, в старших классах страдающих различными заболеваниями - 95%. Порочный круг замыкается: ведь болезни еще более ослабляют организм.

Если жизнь ребенка представляется вам сплошным праздником, если вы сомневаетесь, в том, что ваш ребенок испытывает огромные перегрузки, загоняющие его в состояние дистресса, просто поставьте себя на его место.

Начнем с того, что детский "рабочий" день фактически длится столько же, сколько и у взрослых: уроки в школе +домашнее задание. А теперь представьте, что каждый день ежечасно (на каждом уроке) вы ждете, что вас вызовет начальник и вам придется отчитываться, да так, чтобы не стыдно было. Время от времени это состояние усугубляется ожиданием масштабных проверок ваших профессиональных качеств начальством (экзамены, открытые уроки, городские контрольные и т.д.). Кстати, ученые утверждают, что стресс, который испытывает ребенок на экзаменах, сравним со стрессом, коорому подвергается авиадиспетчер, ответственный за тысячи жизней. После такого рабочего дня вы обязаны бежать на курсы английского или в кружок вышивания крестиком (спортивные секции, кружки и дополнительные занятия). Добавьте к этому придирающихся по мелочам учителей, сложные, зачастую конфликтные отношения с одноклассниками, претензии домашних, которые, казалось бы, должны поддержать и понять и т.д. Тогда и вовсе каждый день превращается в пытку. И сколько бы вы подержались в таких условиях? Взрослого еще может примирить с ситуацией мотивация: нелюбимая работа может хорошо оплачиваться, а ненавистные курсы английского позволят рассчитывать на продвижение по службе. А как объяснить ребенку, зачем ему ходить на фигурное катание до школы, в 6 часов утра или часами играть на аккордеоне.

Но дети терпят: одни, чтобы не расстраивать родителей, другие из страха получить нагоняй, третьи искренне считают, что взрослым перечить нельзя. Но согласие с предложенным режимом вовсе не значит, что они не испытывают дискомфорт. Организм прилагает огромные усилия, чтобы поддержать "статус кво". Но ресурсы его не безграничны. И у всех они разные. Одним досталась крепкая нервная система и хорошая способность к восстановлению. Другим повезло меньше.

Что делать, если у ребенка налицо признаки дистресса?

  • Исключить вероятность заболевания. Причиной быстрой утомляемости, рассеянности, частых ОРВИ могут быть гельминтозы, анемия, хронические инфекции и т.д. Чтобы определить причину, надо обратиться к врачу и сдать анализы.
  • Если анализы в порядке, значит "виноват" хронический стресс. Понятно, от школы не откажешься, хотя и тут существует вариант в виде домашнего обучения. А вот снять с ребенка дополнительные нагрузки вы обязаны. Не стоит совсем отказываться от кружков и секций: они вносят в жизнь разнообразие. Просто надо оставить те, что ребенку в удовольствие. И не надо пугаться, если одно увлечение сменяется другим.
  • НЕ ругайте его за не слишком, по вашему, хорошую успеваемость. Рассеянность, невнимательность – с одной стороны, естественная инстинктивная защита от перегрузок, с другой – их следствие. Рано как агрессия и сопротивление.
  • Обязательно включите в режим дня прогулки и занятия физкультурой. Именно физкультурой, а не спортом: катайтесь на лыжах и коньках, устраивайте велосипедные прогулки, летом плавайте.
  • Обратите серьезное внимание на питание ребенка. Старайтесь кормить его повкуснее, готовьте ему любимые блюда. Они должны содержать все необходимые ребенку компоненты и в достаточных количествах.

Советуем включать в ежедневный рацион ребенка:

  • Дары моря: морская рыба (пикша, камбала, морской окунь, треска), крабы, креветки, кальмары, морская капуста.

Чем полезны: содержат йод, необходимый при снижении работоспособности, успеваемости, склонности к частым заболеваниям, в том числе и хроническим; фосфор и кальций, незаменимые для костей и зубов, особенно в период роста, для предупреждения мышечной слабости.

  • Свекла, красная и белая фасоль, семечки подсолнуха и тыквенные, шпинат, горох

Чем полезны: содержат магний, незаменимый для поддержания энергообмена, укрепления нервной системы, защиты от негативных воздействий стресса.

  • Печень утиная, куриная, телячья, говяжья, изделия из муки грубого помола, курага, чернослив, сок из моркови и граната.

Чем полезны: содержат железо, необходимое для кроветворения, укрепления иммунной и центральной нервной систем и повышения энергетического тонуса организма.

  • Витамины и минералы. Например, витаминно-минеральный комплекс для детей от 7 лет " Витрум® Юниор".

Чем полезен: Обеспечивает суточную потребность растущего организма детей в необходимых витаминах, макро- и микроэлементах, в частности железа, меди, марганца и йода. Стимулирует умственное развитие ребенка и помогает справляться со школьными нагрузками. Увеличенная дозировка витамина С, а так же наличие компонентов-антиоксидантов оберегают от сезонных простудных и инфекционных заболеваний. в 2005 году в институте детской эндокринологии ГУ ЭНЦ РАМН витамины Витрум для детей прошли клиническое исследование у детей, больных сахарным диабетом 1 типа. По итогам исследования врачи педиатры пришли к заключению, что детские комплексы Витрум безопасны и гипоаллергенны даже у детей с большой длительностью заболевания.


О чем эта статья:

Что такое стресс и зачем он нам нужен

В биологическом смысле стрессом называют очень конкретную вещь — физиологический гормональный ответ на угрозу. Столкнувшись с опасностью или даже чем-то непонятным и непредсказуемым, животные (и мы в том числе) сперва замирают, и все процессы в организме замедляются — это нужно, чтобы сориентироваться и выбрать тактику поведения.

А потом они очень быстро переключаются на взрывную хаотичную деятельность: бросаются в драку или убегают. А если и это не помогает — падают и прикидываются мертвыми.

В тот момент, когда мы переходим к бегству или борьбе, происходят две вещи:

1. Активируется симпатическая нервная система, и происходит выброс адреналина из надпочечников. Он нужен для того, чтобы кровь приливала к мышцам, сердцебиение участилось и зрачки расширились — всё это готовит организм к действию. Эта реакция происходит за секунды.

2. Через несколько минут происходит выброс второго гормона стресса — кортизола. Он отвечает за административно-хозяйственную часть стресса — за мобилизацию ресурсов и производство энергии. При этом уровень сахара в крови повышается, иммунитет и воспалительные реакции приглушаются, чтобы боль не мешала нам спасать свою жизнь.

Короче, биологическая реакция организма (стресс) мобилизует какое-то неимоверное количество ресурсов. И в ситуации, когда мы убегаем от дикого зверя, это оправдано и помогает.

Но не каждая ситуация в обычной жизни требует подобного гормонального ответа. Нам не нужно драться с начальником, который недоволен нашей работой, или убегать от курса доллара. Однако организм этого не понимает и запускает ту же самую реакцию.

Вот почему это плохо:

  • Мы расходуем силы просто так. И физические, и ментальные. А могли бы потратить их на что-то более полезное: защитить проект, подготовиться к переезду, поговорить с ребенком о сложных вещах.
  • Организм перегружается. Особенно тогда, когда мы переходим к хроническому стрессу и новые пугающие события происходят раньше, чем уровень гормонов успел прийти в норму с прошлого раза — это приводит к разбалансировке всего организма.

При этом стресс возникает не только из-за неприятных событий — позитивные явления тоже могут его запустить: нашли кошелек с тысячей долларов, получили повышение, услышали комплимент от человека, который нам не безразличен. Все это тоже стресс и та же мобилизация внутренних сил.

Почему хронический стресс вреден

Дети сталкиваются со стрессовыми реакциями постоянно. Учитель вызывает ребенка к доске, а ребенок думает, что не готов, стесняется говорить перед всем классом или знает, что Васька с третьей парты обязательно будет над ним смеяться.

Эти ситуации включают все те же стрессовые реакции: ребенок либо выходит к доске и начинает что-то лихорадочно говорить не по теме, либо молчит, либо вообще вжимается в парту и отказывается вставать. И такая ситуация может повторяться несколько раз за день. Привет, хронический стресс.

Несмотря на то, что у детей большой запас прочности, постоянный стресс им все равно вреден. Самое заметное и самое серьезное отклонение, вызванное хроническим стрессом, — уменьшение объема гиппокампа. Гиппокамп — это зона мозга, которая отвечает за память и пространственное мышление. Одна из его функций — перевод воспоминаний из кратковременной памяти в долговременную.

Ася Казанцева,

журналист, популяризатор науки, писатель

Известно, что дети, которые живут в хроническом стрессе, хуже выполняют задачи, требующие запоминания и обработки информации.

Примерно то же самое наблюдается и в семьях, где подросткам по какой-либо причине — например, из-за того, что родители пребывают в тяжелой депрессии — приходится взять на себя функции взрослого.

Поэтому долг всякого родителя — сначала надеть маску на себя, а потом на ребенка. Если родителю плохо, то и ребенку от этого тоже неизбежно будет плохо. Взрослый обязан заботиться о себе и решать свои психологические проблемы. Иначе плохо будет всем.

Любая проблема кусается меньше, если сначала в ней разобраться. Смотрите на нашем ютуб-канале полное интервью с Асей Казанцевой: там говорим о том, как управлять стрессом, почему бездельничать — полезно, а ругать за двойки — бессмысленно.



Как снизить стресс во время учебы

Репетировать

Стресс — это реакция на что-то неожиданное и потенциально угрожающее. Стрессоустойчивости на самом деле не существует, но существует привычка к конкретной ситуации. Если мы знаем, что нас ждет, если ситуация знакома и предсказуема, она перестает быть такой уж травмирующей.

Не ссориться из-за оценок

Уровень стресса напрямую зависит и от того, насколько важна ситуация для ребенка. Одно дело — просто получить плохую оценку, другое — знать, что за эту двойку учитель над ним посмеется, а дома родители устроят скандал. Поэтому так важно, чтобы в семье оценки не становились поводом для конфликтов, а родители интересовались не только успеваемостью, но и школьным окружением детей.

Мамы и папы всегда должны быть на стороне ребенка, но в старших классах это особенно важно. Академический стресс нарастает по ходу приближения к выпускным экзаменам. Причем ему больше подвержены девочки, чем мальчики.

Ася Казанцева,

журналист, популяризатор науки, писатель

Скорее всего, дело не в биологических каких-то отличиях между девочками и мальчиками, а в том, что на девочек социум давит посильнее, и они к этому давлению более восприимчивы.

Компенсировать неудачи

Любому человеку нужна зона, в которой он успешен. Детям особенно важен опыт победы. Если у них что-то не получается в школе, эта неудача обязательно должна компенсироваться другими достижениями — в танцевальной школе, кружке робототехники, на футбольном поле, в любом хобби.

Например, если не получается заслужить популярность среди одноклассников, нужно обзавестись приятелями на даче или в театральной студии. И конечно, обязательна поддержка и любовь семьи. Человеку важно иметь несколько точек опоры и не позволять одной стороне жизни полностью формировать самооценку.


Каникулы закончились, дети вернулись в школу, на кружки и в спортивные секции. Снова устают, не могут наладить режим дня и выдохнуть. Как им помочь? Рассказывают специалисты Интеллект Университета.

Обычный день обычного школьника: утром в школу, днём кружки, вечером уроки, на ночь гаджеты. Притормозить на каникулах, а дальше по новой. А что делать дома? Погулять пару часов, а потом ещё больше гаджетов? Перспектива так себе. Но есть ли варианты?

Лучший подарок родителю — счастливые дети. Но как им быть счастливыми, постоянно находясь в стрессе? Тут уж не до счастья, хоть бы здоровье сохранить. Да, вопрос со стрессом непростой. День сурка со школой, кружками и гаджетами приводит к тому, что дети фактически не отдыхают.


Но есть дистресс. Это состояние страдания, в котором человек не может полностью адаптироваться к стрессовым факторам и вызванному ими напряжению. Здесь враг и показывает своё коварство: если проявления стресса очевидны (например, агрессия или сильная усталость), что делать — примерно понятно. Как минимум хорошенько отдохнуть. Но что делать, если проявления стресса не такие явные: лень, небольшая апатия, лёгкая отстранённость? Кто из детей сегодня этим не страдает?

Всё это не просто учебный процесс и экзамены, а опасные эксперименты со здоровьем детей

Это действительно вредно! Мы стремимся нагрузить детей и вместить в них постоянно увеличивающийся объём знаний за ограниченное время. Их жизнь превращается в каторгу, от которой они не могут отказаться. Чрезмерная нагрузка и давление на детей приводит к ухудшению здоровья. К сожалению, это часто непоправимо. А ради чего всё это?

Стресс начинается с первых классов и прогрессирует с каждым годом. День сурка приводит к постоянному дистрессу. Опасность в том, что его не видно. Каждый день по чуть-чуть становится хуже, и на фоне растущего организма это проходит незаметно. А к поступлению в университет оказывается, что здоровье подорвано и исправлять ситуацию уже поздно.


Что же делать родителям? Ответ простой и одновременно сложный: проснуться самим и разбудить детей. Вывести их из этого дня сурка, когда с каждым днём мы уменьшаем здоровье на условный 1%. А если перевернуть ситуацию с головы на ноги и каждый день улучшать здоровье на 1%? Родителям можно посоветовать следующее:

Влияние гаджетов на здоровье детей мы обсудили в эфире Алексея Чугринова, визионера и лидера IU, и Алихана Джиоева, физиотерапевта, реабилитолога. Запись эфира смотрите в Telegram-канале IU.

Начните новый год без дня сурка. Пусть ваши дети учатся без стресса и будут здоровыми!

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Итоговый индивидуальный проект

Предметная область: психология

Исследовательский проект

Выполнила: Спредова Влада

Руководитель: Хачатурян Сусанна

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ СТРЕССОВ

1.1. История развития представлений о явлении стресса. ……………………..5

1.3. Воздействие стресса на организм человека…. ……………………………………………………………………. 14

ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОСТОЯНИЕ СТРЕССА

2.1. Описание методики выявления стрессов…..…………………………….………………………………………. 20

2.2. Анализ результатов и их обсуждение. …. 21

Предлагаемая вниманию читателя исследовательская работа посвящена негативному эмоциональному состоянию подростков и его влиянию на процесс обучения. Желание детально изучить эту тему посетило меня в средней школе, ибо под влиянием стресса и нестабильного состояния, я испытывала трудности при взаимодействии с окружающими людьми и подготовке к экзаменам.

Актуальность темы работы определяется прежде всего тем, что переходный возраст и взросление в целом, сложный период становления личности и понимания структуры общества в целом. Человек крайне восприимчив к изменениям, в особенности, к реакциям и мироощущению.

На сегодняшний день существует много работ, посвящённых теме стресса и его влияния на подростков. Однако, новизна этого исследования заключается в исследовании отдельной группы школьников и в поиске предотвращения данной проблемы.

Цель данной работы : изучить стрессовое состояние у учащихся в процессе обучения.

1.Осуществить теоретический анализ литературы.

2.Теоретически определить стратегии борьбы со стрессом.

3.Выявить факторы, вызывающие стресс.

4.Установить методы профилактики со стрессом.

Научиться определять его симптомы

Узнать о болезнях, вызванных на его фоне

Провести опрос среди учащихся 10х классов

Профилактика и способы борьбы со стрессом

изучение и анализ научной литературы

Анкета «Факторы, вызывающие стресс у учащихся 10 класса

Анкета «Причины стресса у подростков и наиболее частые иррациональные убеждения.

Объект исследования : учебная деятельность школьников подросткового возраста.

Предмет исследования : стрессоустойчивость школьников подросткового возраста и организационно – педагогические условия ее формирования в учебной деятельности.

Гипотеза - Если организовать правильные в технике тренинги, которые способны дополнить перечисленные условия и обуславливающие развитие основных составляющих стрессоустойчивости, обеспечить активное воздействие проводимых тренингов с основным учебным процессом, то можно достичь успешное подавление стресса.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ СТРЕССА

1.1. История развития представлений о явлении стресса

Проводя многочисленные эксперименты, Селье установил, что различные заболевания, вызванные любой причиной, например холодом, интоксикацией, инфекцией, травмой, нервно-мышечным напряжением и т.д., несмотря на разнообразие клинических проявлений, имеют однотипную реакцию организма.

Эта реакция организма, по его наблюдениям, заключается в потере аппетита, мышечной слабости, повышении артериального давления, утрате мотивации движений.

Причины могут быть самые разные: развод родителей, болезнь близкого родственника, стресс у кого-то из домашних, сложности с учебой, насмешки одноклассников, перевод в другую школу, пропажа дорогих сердцу вещей.

Но, конечно, самый сильный – это школьный стресс. Как показывают исследования отечественных ученых, психика детей, которые попадают на школьную скамью в один из самых критических периодов своей жизни, подвергается атаке со всех сторон.

Симптомы стресса у школьников 4

Людям, не имеющим медицинского образования, бывает очень сложно определить, в каком состоянии находится ребёнок. Мы выяснили, какие симптомы указывают на то, что ребёнок находится в состоянии стресса.

1. Чувство неуверенности в себе.
Вдруг начинает ощущать себя как-то неловко в обществе людей, с которыми у него раньше были прекрасные отношения. Ему кажется, что они поглядывают на него не вполне доброжелательно или даже осуждающе.
2. Проблемы с концентрацией внимания и запоминанием.
Легко забывает содержание недавних разговоров, силится вспомнить, что еще нужно сделать. Трудно собраться с мыслями. Находимся как будто в полусне: смысл происходящего плохо до него доходит.
3. Нежелание общаться с людьми.
Пропадает интерес к людям. Когда они проявляют интерес к его персоне, его это раздражает. Когда звонит телефон, думает, брать ли трубку.
4. Усталость и расстройства сна.
Постоянно чувствует себя выжатыми как лимон, и тем не менее ему часто трудно заснуть.
5. Колебание настроения.

Настроение неустойчивое: периоды подъема легко сменяются глубокой депрессией. Ему хочется плакать. Такие проявления чрезвычайно характерны для состояния стресса.
6. Раздражительность и вспыльчивость.
Теряет самоконтроль: в любой момент по самому ничтожному поводу способен выйти из себя, вспылить, резко ответить. Любое замечание встречает в штыки. Порой без всякого повода "лезет в бутылку".
7. Беспокойство.
Ему не сидится на месте: ерзает, что-то перекладывает или теребит. То и дело его подмывает встать и куда-то пойти.
8. Плохой аппетит.
Теряет интерес к пище. Он или совсем отказываемся от нее, или ест без разбора все, что попадается под руку.

Если ребёнок постоянно находится, в состоянии стресса у него могут развиться различного рода болезни.

Болезни, вызванные стрессом

Стресс может способствовать (или даже вызывать) развитию практически любого заболевания, от болей в пояснице и бессонницы до рака

Болезни сердца - самая распространенная причина смерти у людей в зрелом возрасте. Но нужно помнить, что болезни не появляются в одночасье, они развиваются годами.

Причиной гипертонии, сердечных приступов, учащенного сердцебиения и инсульта часто бывает именно стресс. Часто последствия стресса проявляются в усталости, быстрой утомляемости, боли (в том числе головной), эмоциональных расстройствах вроде тревожности, депрессии и нарушениях сна. Стресс вызывает и заболевания желудочно-кишечного тракта, например, язвы, спазмы в нижней части живота, колит и синдром раздраженной кишки.

Кроме того, люди, часто переживающие стресс, более подвержены простудным и инфекционным заболеванием, что объясняется ослабленным иммунитетом. Стресс может также стать причиной кожных болезней, например, вызывать зуд и сыпь.

1.2. Виды стресса

По мнению Бабского Е.Б. стрессы делятся на 5 :

-физиологические и психологические (информационные и эмоциональные),

- эмоционально положительные (эустресс) и эмоционально отрицательные (дистресс),

- кратковременные и долгосрочные (острые и хронические)

Возникает в результате прямого воздействия на организм различных негативных факторов (жара, холод, голод, боль, физические перегрузки).

сердце бьется сильнее, зрачки расширяются, в крови появляется адреналин (при страхе) или норадреналин (при гневе), мышцы напрягаются и работают более интенсивно запасы энергии в организме заканчиваются

Вызывают факторы, действующие своим сигнальным значением: обман, обида, угроза, опасность и т.п. Они бывают информационными и эмоциональными.

формируются психосоматические заболевания: неврозы, нарушение сердечной деятельности, артериальная гипертензия, язвенные поражения желудочно-кишечного тракта, иммунодефициты, эндокринопатии и даже опухолевые заболевания

Возникает при информационных перегрузках, когда человек , несущий ответственность за последствия своих действий, не успевает принимать верные решения (стрессы в работе диспетчеров, операторов технических систем управления).

негативные эмоции, развитие чувства тревоги

Эмоциональный положительный стресс (эустресс)

Вызывают радостные события, такие как свадьба, рождение ребенка, выигрыш любимой команды и т.д. Они, принося хорошее настроение, удовлетворение, защищают от ударов жизни, повышают устойчивость организма к заболеваниям. Обычно после таких стрессов организм быстро отдыхает и восстанавливается.

Эмоциональный отрицательный стресс (дистресс)

Возникает, когда появляется угроза безопасности человеку (преступление, аварии, войны, тяжелые болезни и т.п.), его социальному статусу, экономическому благополучию, межличностным отношениям (потеря работы, семейные проблемы). Он может привести к болезни.

Неспособность принять решения, неопределенность, пессимизм, негативный внутренний диалог, нереалистичные ожидания.

Характерны быстрота и неожиданность, с которой он происходит; крайняя его степень – шок. Острый шоковый стресс может быть вызван различными катастрофами – войнами, стихийными бедствиями – экстремальными ситуациями, выходящими за рамки жизненного опыта.

Неспособность сконцентрироваться, фиксация только на плохом, тревожные мысли, постоянное беспокойство

Он возникает порой из-за незначительных, но постоянно действующих и многочисленных факторов (например, неудовлетворенность работой, напряженное отношение с коллегами и родственниками.)

Боль любого рода, болезни сердца, проблемы с пищеварением, проблемы со сном, депрессия, ожирение , аутоиммунные заболевания, кожные заболевания, такие как экзема

Стойкие головные боли, мигрень

Вздутие живота образующимися газами

Запор или диарея

Спазматические, резкие боли в животе

Сердцебиения (ощущение, что сердце бьётся сильно, нерегулярно или часто)

Чувство нехватки воздуха на вдохе

Сжатые кулаки или челюсти

Частые простудные заболевания, грипп, инфекции

Возобновление болезней, имевших место ранее

Быстрое увеличение или потеря веса тела

Ощущение покалывания в руках и ногах

Мышечное напряжение, частые боли в шее и спине

Чувство комка в горле

Двоение в глазах и затруднения при рассматривании предметов

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ СТРЕССА:

Ухудшение концентрации внимания

Плохие сны, кошмары

Постоянные негативные мысли

Нарушение суждений, спутанное мышление

Импульсивность мышления, поспешные решения

Мрачное настроение, депрессия

Подверженность приступам гнева

Циничный, неуместный юмор

Ощущение нервозности, боязливости, тревоги

Уменьшение удовлетворенности жизнью

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ СТРЕССА:

Потеря аппетита или переедание

Плохое вождение автомобиля

Увеличение проблем в семье

Плохое распределение времени

Избегание поддерживающих, дружеских отношений

Антисоциальное поведение, лживость

Неспособность к развитию

Склонность к авариям

Нарушение сна или бессонница

Более интенсивное курение и употребление алкоголя

Доделывание работы дома

Слишком большая занятость, чтобы отдыхать

Каждый симптом оценивается в один балл. Уровень стресса до 10 баллов считается приемлемым, более 10 — требующим принятия мер. При этом количество баллов от 20 до 30 указывает на высокий уровень стресса, а более 30 — на очень высокий.

Тревога и агрессия.

Реакция битвы или бегства — так часто называют стресс. В соответствии с этим определением можно выделить два вида стресса: стресс нападения и стресс бегства. Как правило, первый вид стресса сопровождается агрессивными эмоциями, второй — тревожными.

Эмоции агрессивного ряда:

Эмоции тревожного ряда:

ощущение опасности, угрозы

Любая из данных эмоций свидетельствует о более или менее сильном стрессе.

Симптоматика стресса у детей

Выделяется ряд симптомов, свидетельствующих, находится ли ребёнок под стрессом:

1. Плохое настроение.

2. Возврат привычек более раннего возраста: сосание пальца, сюсюканье и т.п.

4. Раздражённость, апатия.

5. Отчуждённость от других членов семьи.

6. Отыгрывание на братьях и сестрах.

7. Частые простуды и другие лёгкие недомогания.

8. Головные боли.

9. Боли в животе, проблемы с пищеварением.

10. Рассеянность при выполнении элементарных работ.

11. Обострение астмы или бронхита.

12. Отказ идти в садик (или в школу).

13. Мышечная напряжённость в области шеи или головы.

14. Сухость во рту.

16. Чрезмерный или пропавший аппетит.

17. Неспособность сосредоточиться.

18. Повышенная плаксивость.

19. Повышенная сонливость.

hello_html_m1f43ee12.jpg

Неправильные мотивы учения школьников как причина школьного стресса

Несмотря на то, что в лаборатории ведутся исследования, касающиеся различных сторон отношения школьников к действительности, исследования, связанные с отношением детей к учению и школе, рассматриваются как центральные.

Анализируя характер отношения школьников к учению (любит ли данный школьник учиться, старательно или небрежно он относится к своим школьным обязанностям и пр.), обнаружено, что одним из важнейших моментов, раскрывающих психологическую сущность этого отношения, является та совокупность мотивов, которая определяет учебную деятельность школьников. При этом под мотивами учения понимают то, ради чего учится ребенок, или, иначе говоря, то, что побуждает его учиться.

Мотивы воплощают в себе потребности и стремления личности, и именно поэтому они имеют такое важное значение для понимания характера отношения ребенка к учению.

Изучение мотивов не является, конечно, исчерпывающим и, главное, последним объяснением психологической сущности отношения школьника к учению, так как сами мотивы учения создаются и формируются в процессе жизни и воспитания ребенка и, в свою очередь, зависят от всей системы объективных отношений ребенка к действительности и от того места, которое занимает в его жизни учение. Но, именно поэтому, они являются важнейшим психологическим звеном, ухватившись за которое можно проникнуть во внутренний мир ребенка и понять, как он сам переживает свое положение школьника и чем является для него самого его учебная деятельность. В нашем обществе содержатся все необходимые предпосылки для формирования у школьников необходимого отношения к учению и школе. Этими предпосылками являются:

- с другой — подлинная научность и практическая значимость тех умений и знаний, которые усваивает ребенок в школе (что составляет необходимую предпосылку к формированию мотивов, идущих от самой учебной деятельности).

Таким образом, для каждого возраста и для каждого школьника в отдельности надо найти такую форму организации его жизни и деятельности и такие способы прямого педагогического воздействия, которые сделали бы доступными для ученика общественные цели и мотивы его учебной деятельности и привели бы его к их подлинному усвоению.

Читайте также: