Школьный стресс как фактор нарушения здоровья учащихся

Обновлено: 04.07.2024

Стресс - одна из самых болезненных примет нашего времени. Долгое время стресс рассматривался как проблема взрослого человека. Но сегодня она все больше и больше распространяется на детский мир. Дети, также как и взрослые, страдают от избыточных физиологических и информационных нагрузок и непосильного для них психологического давления. Неслучайно психологами выделяется термин “школьный стресс”.

Стресс в своё время переживает каждый человек. Но если этот человек взрослый, то есть надежда, что он справится со стрессом быстро и без последствий. Намного сложнее обстоит дело со стрессом у детей.

Поэтому сегодня актуальной стала проблема профилактики школьных стрессов. Стресс в условиях школы невозможно понять и тем более управлять им без глубокого знания его психологического механизма. А значит, педагогу важно знать причины стресса у младших школьников в учебно-воспитательном процессе и пути его преодоления и профилактики.

ВложениеРазмер
priemy_profilaktiki_i_preodolenie_stressa.docx 19.52 КБ

Предварительный просмотр:

Стресс - одна из самых болезненных примет нашего времени. Долгое время стресс рассматривался как проблема взрослого человека. Но сегодня она все больше и больше распространяется на детский мир. Дети, также как и взрослые, страдают от избыточных физиологических и информационных нагрузок и непосильного для них психологического давления. Неслучайно психологами выделяется термин “школьный стресс”.

Стресс в своё время переживает каждый человек. Но если этот человек взрослый, то есть надежда, что он справится со стрессом быстро и без последствий. Намного сложнее обстоит дело со стрессом у детей.

Поэтому сегодня актуальной стала проблема профилактики школьных стрессов. Стресс в условиях школы невозможно понять и тем более управлять им без глубокого знания его психологического механизма. А значит, педагогу важно знать причины стресса у младших школьников в учебно-воспитательном процессе и пути его преодоления и профилактики.

Стресс (в психологии) (англ. stress) - состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах, например, во время космического полета, при подготовке к выпускному экзамену или перед началом спортивных соревнований. Понятие стресс было введено канадским физиологом Г. Селье (1936) при описании адаптационного синдрома.

Большая энциклопедия по психиатрии под редакцией Жмурова В.А трактует понятие следующим образом: Стресс (англ. stress – напряжение, давление) - термин H. Selye (1936), обозначает реакцию организма на чрезвычайно сильные стимулы. Различают физиологический стресс (реакция на физические стимулы, то есть травмы, инфекции и др.) и психологический стресс (реакция на травмирующие психологические стимулы).

Психологический стресс, в свою очередь, некоторые авторы разграничивают на эмоциональный стресс (связанный как с негативными, так и позитивными аффектами) и информационный стресс (перегруженность информацией). Собственно стресс сам Г. Селье считает нормальной и необходимой адаптивной реакцией. В патологии обычно имеется в виду дисстресс, то есть отклонения от нормальной реакции напряжения, проявляющаяся эндокринной дисфункцией, соматическими нарушениями, психологическим расстройством и дезорганизацией поведения.

Выделяют следующие виды стресса:

Эмоциональным стрессом называют эмоциональные процессы, сопровождающие стресс, и ведущие к неблагоприятным изменениям в организме. Во время стресса, эмоциональная реакция развивается раньше других, активизируя вегетативную нервную систему и её эндокринное обеспечение. При длительном или многократно повторяющемся стрессе эмоциональное возбуждение может застаиваться, а функционирование организма - разлаживаться.

Психологический стресс, как вид стресса, понимается разными авторами по-разному, но многие авторы определяют его как стресс, обусловленный социальными факторами.

Причины стресса могут быть внутренними и внешними . Внешние – это жизненные перипетии и изменения, находящиеся под нашим контролем. Внутренние причины – находящиеся в нашем разуме, в большей степени являются плодом воображения. Это деление условное и сделано нами для удобства, так как они все взаимосвязаны.

Школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Для овладения учебной деятельности ребенку необходимо соблюдать правила, уметь сдерживать свои эмоции, быть терпеливым и усидчивым. Все это приводит к психоэмоциональному напряжению, что может вызвать у первоклассника стрессовое состояние.

Признаки стрессового состояния могут проявляться в таких симптомах:

• В трудностях во время засыпания и беспокойном сне;

• Усталости после нагрузки, что совсем недавно не утомляло ребенка;

• Беспричинной обидчивости, плаксивости или, наоборот, повышенной агрессивности;

• Невнимательности, отсутствии сосредоточенности.

• Тревожности и непоседливости.

• Отсутствие уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, требует его;

• Постоянном жевании ребенком чего-то, очень жадному, без разбора, глотании пищи (иногда, наоборот, наблюдается стойкое нарушение аппетита);

• Отказ контактов, стремление к уединению, в отказе принимать участие в играх сверстников;

• Подергивание плечами, качание головой, трепете рук;

• Снижении массы тела или, наоборот, проявлении симптомов ожирения;

Все вышеперечисленные признаки свидетельствуют о том, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения только в том случае, если они не наблюдались ранее.

Главным методом профилактики стресса у детей младшего школьного возраста является демонстрация любви к нему со стороны родителей. Надо показывать свою готовность в любой ситуации помочь ребёнку, поддержать его. Помимо этого, родителям следует быть в достаточной степени откровенными и честными с детьми. Не стоит им врать, что близкий человек куда-то уехал в том случае, если этого человека больше нет в живых. Надо мягкими путями объяснить ребёнку, что его близкий человек теперь живёт в другом мире, что, к сожалению, они не могут больше видеться. Надо чтобы, дитя осознало, что такое случается и с другими, что ничего поделать нельзя, надо жить дальше, храня в своём сердце и памяти образ дорогого человека.

Следует понимать, что полностью избежать негативных ситуаций ребенку не удастся. Его придется изолировать от всего мира, чтобы это произошло. Однако снизить их влияние и повысить устойчивость нервной системы к различным нагрузкам вполне возможно.

Для этого понадобится:

- Строгий распорядок дня, отдыха. В первую очередь дети любого возраста должны соблюдать режим, вовремя ложиться спать. Сон должен быть непрерывным и полноценным. Малышей необходимо укладывать в одно и то же время. Перед этим рекомендуются водные процедуры. Лучше всего, если это будет душ. Контрастные процедуры или горячие ванны противопоказаны. Само собой, нельзя переедать вечером. Игр перед сном (в том числе и компьютерных), а также физических нагрузок следует избегать, так как они действуют возбуждающе. Это же касается и умственных нагрузок в вечернее время.

- Спортивные занятия. Повышают устойчивость к стрессам различные физические нагрузки утром, днем, вечером (но не позже, чем за три часа до сна). Спортивные занятия — это вообще отличный способ снятия стресс у детей, повышения самооценки, улучшения общего состояния организма. Очень полезны прогулки на свежем воздухе для расслабления после физических или умственных нагрузок. Они могут быть как в быстром темпе, так и проходить медленно. В это же время полезно общаться, спрашивать о состоянии здоровья, проведенном дне, обсуждать проблемы, помогая избавиться от накопившегося за день негатива.

- Ограниченный доступ к компьютеру, телевизору. Необходимо контролировать контент, который поступает к ребенку. Ограничить или совсем исключить чересчур агрессивные компьютерные игры, кинофильмы со сценами насилия, материалы, не соответствующие возрасту.

- Подготовка к стрессовой ситуации. Чтобы снизить риск негативных последствий, например, когда ребенок пойдет в детский сад, психологи рекомендуют родителям играть с малышом в прятки. Это поможет понять, что отсутствие мамы или папы временное и всегда заканчивается их приходом.

- Правильное питание. Здоровая и полезная пища также имеет очень важное значение для психологического состояния. Об этом уже упоминалось в причинах возникновения стресса. И дело не только во вкусовых ощущениях или чувстве сытости. С пищей в организм поступают необходимые минеральные вещества, играющие большую роль в химических процессах. Они либо провоцируют чрезмерную возбудимость, либо успокаивают нервную систему. Для активных и впечатлительных детей, у которых проблемы, например, со сном, рекомендуют в чай добавлять мяту, мелиссу, перед сном пить теплое молоко. Кроме того, например, недостаточное поступление такого элемента, как магний, способствует нарушению обменных процессов в клетках, перевозбуждению нервной системы, развитию склонности к диабету, повышению артериального давления и так далее. Дефициту магния способствует употребление ортофосфорной кислоты в газированных сладких напитках, энергетиках, чрезмерное применение в пищу полуфабрикатов, насыщенных пищевыми добавками (глутамат, аспарат), прием психостимуляторов.

- Прием витаминов во время смены сезонов. Начиная с поздней осени и заканчивая ранней весной естественное поступление в организм микроэлементов (того же магния) снижается. Это является одним из факторов возникновения стресса. Поэтому необходимо компенсировать поступление нужных веществ, принимая витамины.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Проект выполнила: Мошкова Екатерина,

обучающаяся 11 класса

МОУ Карачихсквя СШ ЯМР

Комарова Натэлла Анатольевна ,

высшей квалификационной категории

пос. Карачиха Ярославского района

II . Основная часть

Раздел 1. Влияние стресса на здоровье обучающихся

1.1. Понятие стресса ……………… . .………………………5-6

1.2. Причины возникновения стресса.………………………6-8

Раздел 2. Практическая часть…………………………… .…10-11

Список использованной литературы……………..………. . 13

I . Введение

"Стресс провоцируют не сами по себе вещи, а наша интерпретация их и то, какое значение мы придаем им для себя"
/ Г. Селье/

В нашей жизни стресс является неотъемлемой частью всего человечества. Эта проблема с каждым годом становится более актуальной, ведь люди не стоят на месте, все вокруг развивается, часто сопровождаясь стрессовыми ситуациями. Мы можем их наблюдать везде: в школе, на улице, дома и т.д. И вот возникает вопрос: "А, как бороться с ними? Как уменьшить стресс?"

Предмет исследования: обучающиеся 9-11 классов МОУ Карачихская СШ ЯМР

Актуальность: я считаю эту тему актуальной, поскольку данная проблема является насущной. Многие школьники испытывают стресс во время экзаменов, потому что именно в это время длится переходный возраст и взросление в целом. На сегодняшний день есть множество проектов о стрессе и его влиянии на здоровье людей, но новизна моей исследовательской работы заключается в том, что в ней рассматриваются исследования небольшой группы обучающихся 9 - 11 классов, а это дает возможность точнее проанализировать собранную информацию. Если разработать рекомендации по этой теме и провести тренинги среди старшеклассников в школах, то можно в дальнейшем достичь успешного подавления стресса.

Задачи исследования:

1) проанализировать литературу и другие источники по теме исследовательского проекта;
2) определить роль стресса в жизни обучающихся;
3) выяснить, можно ли стресс уменьшить;
4) пронаблюдать за обучающимися старших классов;
5) провести анкетирование (опрос);
6) сделать выводы; 7) разработать рекомендации.

Методы исследования:

старшеклассники сильно переживают из-за предстоящих экзаменов, поэтому происходит стресс и он пагубно влияет на организм.

Результат исследования:

· Создание памятки с рекомендациями для обучающихся, сдающих экзамен.

· Выполнение презентации, которую можно использовать на классных часах для старшеклассников.

II . Основная часть

Раздел 1. Влияние стресса на здоровье обучающихся

1.1. Понятие стресса

· Реакцию на рaздрaжители (стрессоры) (Г. Селье, Ж. Годфруа, О. Н. Полякова);

· Требования к aдaптивным способностям человека (Д. Фонтана, Д. Л. Гибсон, Дж. Гринберг);

· Естественный процесс взаимодействия между человеком и внешней средой (Р. Лазарус, С. Фолкман, К. Купер, Ф. Дэйв, М. О'Драйсколл);

· Особое функциональное, психологическое, физиологическое состояние организмa (М. Фогиел, Р. С. Немов, Н. П. Фетискин, В. В. Суворова, А. Г. Маклаков);

· Психическое или физическое напряжение, являющееся причиной ухудшения физического и психического здоровья (Л. А. КитаевСмык, Ю. И. Александров, А. М. Колман).

Эустресс — стресс, вызванный положительными эмоциями, или несильный стресс, мобилизирующий организм. Селье утверждал, что эустресс помогает укрепить иммунную систему, увеличить продолжительность жизни.

Симптомы дистресса:

· Упадок сил; нежелание что-либо делать.

· Потеря веры в улучшение ситуации в будущем;

· Возбуждённое состояние, желание идти на риск;

· Рассеянность, ухудшение памяти;

· Нежелание обдумать и проанализировать ситуацию, которая привела к стрессовому состоянию;

1.2. Причины возникновения стресса.

Причины, по которым появляется стресс, могут быть как внутренними, так и внешними. Первые – это острые или хронически протекaющие болезни, которые ослабляют организм, a внешние – утрата чего-либо или кого-либо значимого, в частности, кончина близкого человека, потеря работы, перемена места жительства и др. Причиной сильного стресса может являться хроническое нервное нaпряжение, которое накапливается как результат нерешенных конфликтов с близкими или коллегами по работе.

Причинами стресса, от которого могут страдать дети, могут быть самыми разнообразными:

· слишком большие учебные нагрузки;

· конфликты с родными или отсутствие близкого человека, который смог бы выслушать их и понять;

· необходимость заниматься хобби, которое навязали родители;

· смена места жительства либо учебного заведения;

· проблемы в общении с ровесниками;

· фильмы или компьютерные игры, в которых показывают откровенные сцены;

· утрата домашнего питомца;

· нахождение в больнице, санатории без присутствия родителей;

· плохая психологическая семейная обстановка.

Из вышеперечисленного самым сильным для детей является школьный стресс. Как показывают исследования отечественных ученых, психика детей, которые попадают на школьную скамью в один из самых критических периодов своей жизни, подвергается атаке со всех сторон. Но, к сожалению, не все родители имеют медицинское образование и им сложно определить состоянии, в котором находится ребенок во время стресса. Какие же симптомы указывают на то, что обучающиеся находятся в состоянии стресса?

Симптомы, указывающие на стрессовое состояние ребенка

1. Чувство неуверенности в себе.

Вдруг начинает ощущать себя как-то неловко в обществе людей, с которыми у него раньше были прекрасные отношения. Ему кажется, что они поглядывают на него не вполне доброжелательно или даже осуждающе.

2. Проблемы с концентрацией внимания и запоминанием.

Легко забывает содержание недавних разговоров, силится вспомнить, что еще нужно сделать. Трудно собраться с мыслями. Находимся как будто в полусне: смысл происходящего плохо до него доходит.

3. Нежелание общаться с людьми.

Пропадает интерес к людям. Когда они проявляют интерес к его персоне, его это раздражает. Когда звонит телефон, думает, брать ли трубку.

4. Усталость и расстройства сна.

Постоянно чувствует себя выжатыми как лимон, тем не менее ему часто трудно заснуть.

5. Колебание настроения.

Настроение неустойчивое: периоды подъема легко сменяются глубокой депрессией. Ему хочется плакать. Такие проявления чрезвычайно характерны для состояния стресса.

6. Раздражительность и вспыльчивость.

Ему не сидится на месте: ерзает, что-то перекладывает или теребит. То и дело его подмывает встать и куда-то пойти.

8. Плохой аппетит.

Теряет интерес к пище. Он или совсем отказываемся от нее, или ест без разбора все, что попадается под руку.

Если дети постоянно находятся в состоянии стресса, то из-за него будут возникать самые разнообразные заболевания от болей в пояснице и бессонницы до рака. Болезни сердца — самая распространенная причина смерти у людей в зрелом возрасте. Но нужно помнить, что болезни не появляются в одночасье, они развиваются годами.

Причиной гипертонии, сердечных приступов, учащенного сердцебиения и инсульта часто бывает именно стресс. Часто последствия стресса проявляются в усталости, быстрой утомляемости, боли (в том числе головной), эмоциональных расстройствах вроде тревожности, депрессии и нарушениях сна. Стресс вызывает и заболевания желудочно-кишечного тракта, например, язвы, спазмы в нижней части живота, колит и синдром раздраженной кишки.

Кроме того, люди, часто переживающие стресс, более подвержены простудным и инфекционным заболеванием, что объясняется ослабленным иммунитетом. Стресс может также стать причиной кожных болезней, например, вызывать зуд и сыпь.

1.3. Что происходит в организме во время стресса

Cтресс является нормальным биологическим механизмом защиты организма. Стрессовая реакция проявляется как подготовка к самозащите от возможной угрозы (опасности, агрессии, недоброжелательного отношения со стороны других людей).

Стрессовое состояние организма обусловливается выделением железами внутренней секреции различных биологически активных веществ. В результате в кровь выделяются гормоны, учащается сердцебиение и дыхание, повышается кровяное давление и уровень сахара в крови, начинается усиленное потоотделение, расширяются зрачки.

Стресс исправно выполняет свою биологическую функцию и все физиологические процессы протекают в пределах нормы до тех пор, пока он не становится затяжным явлением. Зачастую люди даже не задумываются о том, что они находятся в постоянном состоянии стресса. Бывает и так, что причин, которые запустили стрессовый механизм, уже нет, а человек не может расслабиться и войти в прежнюю колею.

Практически у каждой физической болезни есть конкретные психологические причины. Давно пережитые психоэмоциональная травма или стресс, загнанные вглубь души могут быть причиной сегодняшних физических недугов человека. Около 80% всех болезней, так или иначе, связаны с психоэмоциональными расстройствами. Под воздействием сильных стрессов, затяжного душевного конфликта, а также какого-либо длительного воздействия тяжёлых для человека обстоятельств жизни сокращается число Т-лимфоцитов – “защитников” нашего организма.

Отсюда снижение иммунного статуса, рост числа бактерий и вирусов, повышение их агрессивности. Как сохранить здоровье и жить полноценной, счастливой жизнью в мире, где спешка и стресс стали привычными и едва ли не обязательными составляющими повседневности? Что нужно, чтобы преодолеть еще одного, самого страшного и всесильного врага – внутренний страх, который держит нас в когтях неуверенности, бросает в холодный пот необъяснимой паники? Так называемых фобий - множество, и они тоже привносят в нашу жизнь постоянный стресс – от боязни высоты или собак, темноты или самолетов до страха переступить порог кабинета начальника или стоматолога… Таблетку от страха или микстуру от стресса в аптеке не купить, но одолеть их все равно можно.

Раздел 2. Практическая часть

Я провела опрос среди старшеклассников 9 – 11 классов. В анкетировании приняли участие 33 обучающихся нашей школы. Были составлены 2 таблицы (ПРИЛОЖЕНИЕ 1, ПРИЛОЖЕНИЕ 2), по результатам которых построены диаграммы и сформулированы выводы.

· Как ты считаешь, подвержен ли ты стрессам?

· Читал ли ты что-нибудь о стрессах?

· Знаешь ли ты признаки стресса?

· Испытываешь ли ты волнение перед экзаменами?

· Как ты себя успокаиваешь?

· Знаешь ли ты упражнения, при помощи которых можно нейтрализовать стресс?

· Часто ли ты нервничаешь?

· Ты понимаешь, что такое страх?

Таблица 1 и диаграмма (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

· Пожалуй, я человек нервный? да / скорее да / скорее нет / нет

· Я очень беспокоюсь о своей учебе? да / скорее да / скорее нет / нет

· Моя повседневная деятельность вызывает большое напряжение? да / скорее да / скорее нет / нет

· К концу дня я совершенно истощен физически и психически? да / скорее да / скорее нет / нет

Таблица 2 и диаграмма (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

Проведя 2 анкетирования среди старшеклассников, я смогла подтвердить свою гипотезу о том, что ученики сильно переживают из-за учебы и экзаменов, большая их часть испытывают стресс, хотя нервными людьми себя не считают и повседневная деятельность обучающихся в своем большинстве большого напряжения не вызывает. Ребята знакомы с симптомами стресса, но, к сожалению, не все знают, как с ним бороться, хотя предпринимают различные меры, стараясь как-то себя успокоить.

Проанализировав изученную мной информацию по данной проблеме, проведя анкетирование в старших классах, я разработала полезные рекомендации для старшеклассников (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).

III . Заключение.

В процессе моего исследования я выяснила, что моя гипотеза была правдивой, старшеклассники сильно переживают из-за предстоящих экзаменов, что способствует возникновению стресса, а он в свою очередь негативно влияет на человека.

Кроме того, я выяснила, что, пожалуй, наиболее подвержены стрессу, конечно же, дети. Из-за того, что их нервная система еще не вызревшая, психологически неустойчива, не подготовленная к внешним воздействия, не умеющая оказывать сопротивления они более восприимчивы к нему. Кроме того, люди, часто переживающие стресс, более подвержены простудным и инфекционным заболеванием, что объясняется ослабленным иммунитетом. Стресс может также стать причиной кожных болезней, например, вызывать зуд и сыпь. Но не будем забывать, что он является нормальным биологическим механизмом защиты организма.

На основании вышеизложенного, я пришла к следующим выводам:

· История происхождения стресса начинается в 1936 году (Ганс Селье).

· Стресс-это нормальная защитная реакция организма на внешние воздействия.

· Стресс может вызывать множества заболеваний.

· Им подвержены не только взрослые, но и дети.

· Старшие классы сильно подвергаются стрессу перед экзаменами.

Итак, в результате проведения анкетирования среди старшеклассников, я пришла к выводу, что они испытывают сильные переживания по поводу предстоящих экзаменов, и для того, чтобы им было проще переносить стресс я создала рекомендации, которые помогут обучающимся снизить стресс до минимума, расслабиться и почувствовать себя более увереннее.

В перспективе я планирую продолжить свое исследование уже с применением более глубоких познаний в этой работе.


Данная статья посвящена влиянию стресса на здоровье детей младшего школьного возраста. Особое внимание автор уделяет необходимости формирования стрессоустойчивости как важнейшего фактора психологического здоровья учащихся начальной школы.

Ключевые слова: стресс, здоровье, здоровый образ жизни, младшие школьники.

Одной из наиболее острых проблем современной начальной школы является проблема сохранения здоровья учащихся. Результаты изучения состояния здоровья учащихся начальной школы, проводимые различными организациями (Всемирная организация здравоохранения, НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Российский центр оздоровления детей, Российская академия медицинских наук), говорят о том, что в период обучения в школе основные показатели здоровья снижаются.

В настоящее время в России особое значение приобретают вопросы укрепления физического и духовного здоровья человека, формирования здорового образа жизни. В российской Федерации назрела ситуация, когда необходимо принимать радикальные меры по качественному улучшению состояния здоровья населения, формированию новых ценностных ориентиров молодежи, высокого уровня гражданственности и патриотизма, прежде всего, подрастающего поколения. Кризис проблемы общественного здоровья связан с глубоким противоречием между необходимостью, значимостью общественного здоровья и отсутствием осознания населением важности его сохранения, формирования культуры здоровья и применения методов здоровьесберегающего обучения [7].

В современных условиях на первое место выступает проблема социальной ценности человека, при этом здоровье является одним из важных условий жизнедеятельности. Среди множества факторов, определяющих работоспособность и другие характеристики здоровья школьников, большую роль играет психическая устойчивость к стрессовым ситуациям. Высокий уровень психической устойчивости к стрессам является залогом сохранения, развития и укрепления здоровья детей младшего школьного возраста [4, стр.3].

Проблема формирования потребности сохранения здоровья школьников в процессе обучения в общеобразовательной школе является актуальной в связи с тенденциями социально-экономического развития общества третьего тысячелетия. Период младшего школьного возраста — один из главных этапов становления здоровья, а также физического и психического статуса, на базе которого закладываются основы здорового образа жизни. Ведущая деятельность младших школьников — учеба. Так как нагрузки на детский организм в этом возрасте огромны, необходимо максимально оптимизировать учебный процесс. Основными условиями успешной учебы является высокая работоспособность и здоровье школьников. От учителя, ведущего уроки в начальной школе, требуется выбор форм и методов обучения в соответствии с достижениями современной педагогической науки.

Высокие уровни стресса оказывают вредное воздействие на физиологическую, психологическую и поведенческую стороны жизнедеятельности школьника. Психологические проблемы, вызванные стрессом, приводят к неудовлетворительному выполнению домашних заданий, заниженной самооценке, сопротивлению указаниям учителя, неспособности сосредоточиться и принять решение.

Ещё одним аспектом воздействия стресса является изменение в поведении младшего школьника. Известна прямая связь между стрессом и прогулами, а также такими агрессивными действиями, как саботаж, межличностная агрессия, враждебное поведение, жалобы.

Под стрессоустойчивостью мы понимаем равновесное состояние организма, которое возникает в ответ на удовлетворение или неудовлетворение в равной степени физиологических, психологических и социальных потребностей человека [5, стр. 8]. По различным причинам проблема стрессоустойчивости остается малоизученной. Лишь в последнее время появилось несколько исследований, авторами которых являются Щербатых Ю. В. [10], Измайлов Ч. А. [1], Ихсанов Р. Ф. [2], Карапетян Л. В. [3], Никифоров Г. С. [8], Урбанович А. А. [9] и др.

Стрессы могут вывести из строя практически все физиологические системы человека. Организм не способен постоянно находиться в состоянии тревоги и напряжения. Стресс способен не только вызвать обострение уже имеющихся заболеваний, но и спровоцировать новую болезнь. Влияя на работу систем организма, стресс изменяет всю жизнь школьника.

Постоянное напряжение мышц угнетает обмен питательных веществ, вызывает боль в груди, шее, спине, животе, нервный тик. Например, мышечный зажим в области груди приводит к сутулости, что впоследствии вызывает неправильную работу дыхательной и пищеварительной систем.

Стресс, подавляя нормальную деятельность органов пищеварения, может оказаться причиной язв, гастритов, частых рвотных позывов. Очень часто школьник не может заставить себя поесть, хотя и осознает, что он голоден. Может наблюдаться и обратный процесс, своеобразная реакция: чрезмерный аппетит, приводящий к перееданию и болезням желудка, печени, почек и целого ряда желез. Часто стресс является причиной беспорядочного, неправильного питания, что также приводит к болезням.

Формирование стрессоустойчивости является залогом психического здоровья школьников и непременным условием социальной стабильности, прогнозируемости процессов, происходящих в обществе. Нарастающие нагрузки, в том числе психические, на нервную систему и психику современного школьника приводит к формированию эмоционального напряжения, которое выступает одним из главных факторов развития различных заболеваний [6].

Итак, в настоящее время слабо исследованы педагогические технологии, обеспечивающие организацию учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных школах по формированию стрессоустойчивости учащихся в различных ситуациях, а это свидетельствует о том, что современная начальная школа пока еще не готова выполнить одну из задач — растить здоровое поколение. Формирование стрессоустойчивости в системе образования целесообразно рассматривать как такую форму учебной деятельности, при которой специально организуемый процесс обучения направляется на развитие практических умений обучаемых.

Основные термины (генерируются автоматически): стресс, младший школьный возраст, начальная школа, здоровый образ жизни, общественное здоровье, психическая устойчивость, современная начальная школа, подрастающее поколение, формирование.


Я взялся за эту тему так как в школе учеников вызывают к доске для ответа на вопросы учителя и важным фактором мешающим ответу у доски является стресс испытываемым обучаемым. Во время ответа стресс мешает вспоминать выученное, анализировать свои слова, заплетается язык, в результате получается очень смешно и непонятно, а в журнале двойка. Повседневные школьные стрессы со временем превращаются в настоящую проблему и грозят разрушением здоровья, ухудшением успеваемости, плохим поведением. Так-же люди встречаются в жизни со стрессом и не знают что с ним делать и как поступить.

Проблема проекта: крепкое здоровье и благосостояние человека является залогом качества его жизни в целом. Если любой из нас испытывает огромное количество стрессов, нервного напряжения, он подрывает своё здоровье, счастье и благополучие.

Объект исследования: ученик и влияние стресса на его организм.

Гипотеза исследования: Если мы будем знать о видах стрессов и борьбу с ними, то сможем уменьшить воздействие отрицательных стрессоров на организм.

Цель работы – выявить виды стресса, причины его возникновения, способы его снятия и выявить влияния стресса на организм ученика.

Стресс – это состояние психологического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах, например подготовка к выпускному экзамену или перед началом спортивных соревнований.

- сильное неблагоприятное, отрицательно влияющее на организм воздействие;

- сильная неблагоприятная для организма физиологическая или психологическая реакция на действие агрессора;

- сильные, как неблагоприятные, так и благоприятные для организма реакции разного рода;

- черты ответа организма при сильных, экстремальных для него воздействиях, вызывающих интенсивные проявления активности;

Симптомы стресса

Стрессом можно назвать такую реакцию, когда после обработки сознанием какого-то внешнего или внутреннего обстоятельства возникло особое состояние нервной системы, которая и изменила работу всех внутренних органов. Такой фактор может быть у каждого свой. Стресс возникает, только когда воздействие этого обстоятельства превысило личный порог стрессоустойчивости.

Так-же симптомами стресса разделяются на четыре вида:

Физиологический – стойкие головные боли, неопределённые боли, нарушение пищеварения, вздутие живота, запор или диарея, спазмолитические, резкие боли в животе, сердцебиение и др.

Интеллектуальные – нерешительность, ослабление памяти, повышенная отвлекаемость, плохие сновидения (кошмары) и др. Интеллектуальные симптомы стресса особенно заметны у учеников и студентов в период повышенных нагрузок.

Поведенческие – потеря аппетита, нарушение речи, дрожание голоса, избегание дружеских отношений, не ухоженность, антисоциальное поведение и др.

Эмоциональный – раздражительность, беспокойство, тревоги, мрачное настроение, истощённость, приступы гнева, потеря уверенности и др.

-И многое другое, что ощущают на себе очень многие люди во всём мире.

Виды стресса

Психологи выделяют стресс четырёх видов – это эустресс, дистресс, эмоциональный стресс, психологический стресс.

1.Эустресс – это стресс, оказывающий позитивное воздействие психофизиологическое состояние человека, вызывающее состояние жизненного тонуса, мобилизации.

2.Дистресс – это стресс, оказывающий отрицательное воздействие на организм. Он подрывает здоровье человека и может привести к тяжёлым заболеваниям. От этого вида стресса больше всего страдает иммунная система.

3.Эмоциональный стресс – это состояние ярко выраженного психоэмоционального переживания человеком конфликтных жизненных ситуаций. Так-же эмоциональный стресс бывает объективным(физическое или умственное перенапряжение) и субъективное(провоцируется личными страхами или тревогами). При длительном или многократно повторяющимся стрессе эмоциональное возбуждение может застаивается, а функционирование организма – разлагается.

4.Психологический стресс – это следствие сильного нервного перенапряжения , которое было вызвано каким-либо переживание.

Стадии стресса

Разделяется три стадии стресса.

1.Стадия тревоги. Эта стадия – реакция на выделяющиеся гормоны стресса, направленные на подготовку к защите или бегству. В этой фазе сопротивляемость организма болезням снижается. Нарушается аппетит, усвоение пиши и её выведение.

2.Стадия резистентности. Переход в эту стадию происходит, если адаптационные возможности организма позволяют справится со стрессом. Физиологические и психологические процессы переводятся на более высокий уровень, мобилизуются все системы организма.

3.Стадия истощения. На этой стадии развиваются соматические заболевания, появляется масса психологических расстройств. При продолжающимся действии стрессоров наступает декомпенсация и тяжёлое заболевание, в худшем случае возможна даже смерть.

Причины стресса

Причинами стресса могут внутренними и внешними. Внешние причины – это жизненные переживания и изменения. Внутренние причины – находятся в нашем разуме, в большей степени являются плодами воображения.

Внешние причины стресса:

1.Резкие изменения в жизни ученика.

3.Затруднение в отношениях с учителями, одноклассниками, родителями.

Внутренние причины стресса:

5.Отсудствие усердия и настойчивости.

Со стрессом можно и нужно бороться, иначе он может привести к серьезным заболеваниям, например, хронической гипертонии, инфаркт, миокарда, рак, инсульт. Доказана также прямая связь между хроническим стрессом, онкологическими заболеваниями и сахарным диабетом.

При повышении критического уровня эмоционального стресса наблюдается снижение работоспособности. Так, в одно и то же время при нарастающих симптомах стресса показатели выполнения сложной задачи снижаются, а показатели простой — возрастают.

У человек в состоянии стресса изменяется работоспособность, это в большей степени касается характеристик рабочего процесса стиля деятельности. Стресс резко ухудшает показатели внимания в первую очередь, это обусловлено тем, что в коре больших полушарий человека формируется очаг напряжения, вокруг которой формируются все мысли и переживания. При этом концентрация внимания на других объектах затруднена и отмечается повышенная отвлекаемость.

В несколько меньшей степени страдает функция памяти. Тем не менее постоянная загруженность сознания обсуждением причин стресса и поиском выхода из него снижает емкость памяти, а измененный при стрессе гормональный фон вносит нарушения в процесс воспроизведения необходимой информации.

Физиологические проявления стресса касаются почти всех систем органов человека — пищеварительной, сердечно-сосудистой и дыхательной. Однако в поле зрения исследователей чаще всего оказывается сердечно-сосудистая система, обладающая повышенной чувствительностью, реакции которой на стресс можно относительно легко регистрировать. При стрессе фиксируются следующие объективные изменения:

- повышение частоты пульса или изменение его регулярности;

- повышение артериального давления, нарушения в работе желудочно-кишечного тракта;

- снижение электрического сопротивления кожи и т. д.

Человек, находящийся в состоянии психологического напряжения, обычно испытывает различные негативные переживания: стресс может проявиться в форме боли в сердце и других органах; затруднение при дыхании, напряжение в мышцах; неприятные ощущения в области пищеварительных органов и пр.

Что происходит с организмом во время стресса:

-Учащение пульса, связанное с необходимостью усилить питание организма из-за выброса дополнительной энергии.

- Учащенный пульс провоцирует грудное дыхание (учащенное);

-Расширяются сосуды, усиливается приток кислорода и питательных веществ;

- Повышается свертываемость крови

-Расширяются зрачки, зрение становится острее;

-Мышцы увеличивают потребление глюкозы на случай, если придется применять физическую силу;

-В течение пары недель происходит резкое понижение или повышение массы тела.

-За счет ослабления пищеварительных процессов высвобождается энергия для мышц и головного мозга.

Эффективные способы борьбы со стрессом

Всякий раз, когда мы рассказываем или выступаем на публике, наш мозг запоминает необходимую последовательность действий. Чем больше повторений, тем меньше мы думаем о стрессе и больше знаний и навыков уходи в область подсознания, чтобы в решающий момент быть готовым, без траты драгоценных секунд на размышления, к воспроизведению в той или иной ситуации.

Также бороться со стрессом можно следующими способами

1. Помогать окружающим людям. Жалея себя, человек забывает, что существует большое количество людей. Помогая окружающим в сложной жизненной ситуации, человек не только отвлекается от своих проблем, но и учится ценить каждый момент жизни.


.

2. Заниматься спортом. Если стресс стал неотъемлемой частью вашей жизни и избавиться от него никак не получается, начните двигаться. Физические упражнения влияют не только на тело, но и на душу. Они вернут вам покой.


3. Улыбайтесь! Улыбка и смех провоцирует выделение гормонов радости, подавляющих стресс. В организме все взаимосвязано: когда человек пребывает в отличном настроении, он улыбается. Тоже самое действует и в обратную сторону.



4. Добавьте в рацион витаминов и микроэлементов. Витамин Е повышает устойчивость к стрессу. Поэтому в рацион стоит ввести такие продукты, как соя, морковь, картофель, грецкие орехи, ежевика, кукуруза.


5. Чай и кофе – под запретом! В стрессовом состоянии лучше исключить из употребления кофе и чай. Заменить любимые напитки можно травяными настоями, морсами, свежевыжатыми соками.

6.Длительное пребывание на свежем воздухе. Оно даёт свой положительный результат и помогает вернутся к нормальному состоянию.


7.Медитация - занятия йогой. Такая методика позволяет не только сбросить с себя негатив, но и избежать развития болезней.



8. Начните делать зарядку каждый день. Хотя бы полчаса в день нужно выделять на занятия физическим упражнениям. По утверждению врачей, из всех видов спорта самыми лучшими борцами со стрессом является спортивная ходьба. Работающие мышцы сожгут избыток адреналина. Как раз его скопление оказывает негативное влияние на организм.

Положительные свойства стресса

Организм под воздействием стресса становится более выносливым. Когда ученик сталкивается со стрессом и решает связанные с ним проблемы, он становится более устойчив и к более серьёзным проблемам.

Повышается свёртываемость крови и её сгущению, что служит подготовкой организма к травмам.

Стресс усиливает иммунитет, так-как организм, чувствуя его воздействия, начинает готовится к потенциально опасной ситуации. Но мобилизует сопротивляемость организма, лишь на некоторое время.

При воздействии стресса вырастают показатели интеллектуальных способностей, так-как мозг создаёт больше нейротрофионов.

Определение уровня стресса

Психологи снабдили человечество самыми разнообразными стресс тестами. От игровых тестов, которые говорят, что нужно чаще улыбаться, и все будет хорошо, до серьезных исследовательских работ, которые определяют состояние центральной нервной системы, только исходя из объемного сбора данных о конкретной личности.

Уровень стресса можно определить разными тестами такими как:

1.Тест на стрессоустоичивость по Гансу Селье.

2.Тест Томаса Холмса и Ричарда Рейха.

3.Тест на стрессоустойчивость Коухена и Г. Виллиансона.

4.Тест Спилберга на уровень личностной тревожности.

Методика относится к числу бланковых, что позволяет проводить ее коллективно. Бланк содержит необходимые сведения об испытуемом, инструкцию и содержание методики.

Практическая часть

Читайте также: