Школьный проект как технология достижения предметных метапредметных и личностных результатов

Обновлено: 02.07.2024

С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России работают по новому федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования. Отличительной особенностью нового Стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося.

Стандарт указывает реальные виды деятельности, которыми младший школьник должен овладеть к концу начального обучения.

Требования к результатам сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Уроки литературного чтения дают богатый материал для использования проектного метода, позволяют создавать различные проекты (социальные и учебные). Каждый ребенок становится участником проекта, развивается познавательный интерес, творчество и самостоятельность.

Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая и игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

Цель проектной деятельности заключается в том, чтобы каждый учащийся почувствовал себя более уверенно, смог проявить все свои способности и оценить данный вид деятельности.

Любой проект – это, по сути, коллективное творческое дело. И, как в каждом КТД, в нем можно выделить следующие структурные элементы:

2. Планирование: заслушать и обсудить все варианты проведения проекта. (Один из вариантов взять за основу).

3. Коллективная подготовка.

4. Создание групп для конкретного проекта.

5. Распределение поручений между детьми, родителями и классным руководителем.

6. Сбор информации.

7. Защита проекта.

Анализируя свою деятельность как учителя начальной школы, я столкнулась с рядом проблем, затрудняющих достижение намеченных федеральными стандартами результатов, а значит и переход обучающихся на следующую ступень образования:

  • низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;
  • неумение следовать прочитанной инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;
  • разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки;
  • отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.

Мне нужно было создать условия для проектной деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности.

Навыки, полученные в ходе общей работы над проектами, дети активно применяют при индивидуальном создании проектов. Полученный опыт решения проектных задач на уроке дети переносят и во внеурочную деятельность, что позволяет его систематизировать и обобщить.

Награды – это, конечно, приятно, но главное в проектной деятельности – серьезная, мотивированная, рассчитанная на длительный срок готовность ребенка трудиться во имя достижения определенной цели. Именно поэтому необходимо дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т.е. могли бы применить все имеющиеся у них знания на практике. Ведь этот метод не что иное, как попытка моделирования жизни. Метод проектов никак не противоречит нашим способам обучения, он помогает активизировать учеников, у большинства детей появляется интерес к новым знаниям, желание добыть их, чтобы применить тут же для решения поставленных в проекте задач. Такая мотивация – стремление успешно разработать тему проекта – оказывается часто более сильной, чем требования родителей и учителей хорошо учиться для получения отличных и хороших оценок.

Самым же главным результатом проектных игр является формирование у детей умения вести себя в условиях, когда требуется в короткое, ограниченное время сделать много разнохарактерных дел, большинство из которых встретились впервые, и надо не растеряться, не испугаться неизвестности, а быстро понять, каких знаний не хватает, решить, где и как эти знания можно получить, а получив их, сейчас же применить и увидеть результат своих действий. Пройдя такую цепочку, ребёнок становится гораздо более уверенным в своих силах, у него исчезает страх перед неизвестными ранее делами, страх перед недостатком знаний – он учится учиться.

  • из них низкий уровень в начале учебного года был у 3 учащихся (10,3%), на конец третьей четверти не выявлен ни у кого,
  • средний уровень показали в начале уч. года 14 человек (48,3%), сейчас 4 уч-ся (13,8%),
  • а 12 учащихся (41,4%) в начале учебного года имели высокий уровень, в конце третьей четверти 25 уч-ся показали высокий уровень (86,2%).

Полученные результаты говорят о положительной динамике.

Таким образом, умело организованная проектная и научно-исследовательская деятельность в начальных классах приносит детям радость поиска и находок, чувство уверенности в своих силах, расширяет их интересы, кругозор и практические умения.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Проектная деятельность – эффективная технология достижения метапредметных результатов обучающихся

Просто знать – это еще не все, знания нужно уметь использовать.
Гете

Процессы глобализации, информатизации, ускорения внедрения новых научных открытий, быстрого обновления знаний и профессий выдвигают требования повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования человека, а также необходимости получения и применения знаний метапредметного характера.

В XXI веке изменяются цели и задачи образования, так как дальнейшее накопление информации ведет к перегрузке обучающихся, задача педагога заключается в вооружении обучающегося инструментом, который можно использовать для получения этих знаний самостоятельно.

Традиционное образование не формирует у обучающихся универсальных учебных действий и, следовательно, метапредметных результатов, так как ориентировано, прежде всего, на получение знаний, которые обучающиеся не всегда могут успешно применять и использовать в жизни.

Если в современной школе создать условия, которые способные обеспечить формирование метапредметных результатов обучающихся, это обеспечит готовность выпускников к непрерывному образованию и их высокую социальную и профессиональную мобильность. Для этого нужно сформулировать цели и задачи.

Цель: определение педагогической технологии способствующей эффективному формированию метапредметных результатов на уроках технологии и внеурочной деятельности.

Определить педагогические технологии, которые позволяют на уроках технологии успешно формировать метапредметные результаты.

Разработать занятия в соответствии с выбранной технологией и в системе применять её на уроках и во внеурочной деятельности.

Провести диагностику по формированию УУД для выявления эффективности применяемой технологии.

Выявить проблемы, возникающие при формировании метапредметных результатов.

Формирование метампредметных результатов – это надежный путь кардинального повышения качества образования.

Овладение обучающимися универсальными учебными действиями создают возможность успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, то есть умения учиться.

Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению и формированию метапредметных результатов. Успешно формировать универсальные учебные действия можно через использование современных образовательных технологий.

Современных педагогических технологий способствующих формированию УУД много, можно выделить три основные технологии , которые, успешно формируют метапредметные результаты на уроках технологии и во внеурочной деятельности: проблемно – диалогическое обучение, технология развития критического мышления и метод проектов.

Проектная деятельность обучающихся является одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического, критического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

Для определения технологии эффективно формирующей метапредметные результаты необходимо разработать занятия в соответствии с выбранной технологией и в системе применять её на уроках и во внеурочной деятельности.

При составлении последовательности этапов проектной деятельности обучающиеся алгоритмизируют планирование. В рамках проектной деятельности, по изготовлению игольницы обучающиеся выявляют потребность, проектируют и создают объект, оценивают правильность выполнения учебной задачи, развивают коммуникативные навыки работы в группе, следовательно, формируют метапредметные результаты.

Обучающиеся придумывают фасон, зарисовывают его на альбомном листе, подбирают ткань для изготовления изделия, описывают свойства выбранной ткани. Каждое из свойств ткани, обучающиеся представляют с обоснованием своего выбора для конкретного придуманного ими фасона.

На заключительном этапе работы каждый участник защищает свой проект. Все обучающиеся задают вопросы и коллективно выставляют оценку за работу. В результате проектной деятельности они оценивают правильность выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения.

На таком уроке успешно формируются регулятивные действия: постановки целей, планирование, контроль, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Обучающиеся самостоятельно определяют и решают проблемы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни, при этом они обобщают и активно применяют полученные знания, то есть формируют метапредметные результаты.

Внеурочная, как никакая другая образовательная деятельность, направлена в первую очередь на достижение личностных и метапредметных результатов.

На занятии обучающиеся моделируют реальную ситуацию устройства на работу на конкурсной основе и работу в группе по созданию продукта проекта.

Актуальность данного занятия состоит в том, что на занятиях внеурочной деятельности появляется возможность совершенно по-новому взглянуть на кулинарию и увидеть разнообразие национальной кухни, познакомиться с разными странами и научиться готовить традиционные национальные блюда (интеграция с предметом география).

Подготовительный этап проектной деятельности. В начале занятия создается игровая ситуация. Обучающиеся работают в двух группах, перед ними ставиться проблема – открыть национальный ресторан. В ресторане свободны все вакансии, и на конкурсной основе необходимо подобрать персонал ресторана.

Проектировочный этап (поиск информации). Обучающиеся прослушивают текст (учитель зачитывает текст с описанием стран). Кто первый правильно определяет страну, о которой идет речь, назначается директором ресторана.

Обучающиеся читают текст об особенностях географического положения и климатических условий страны. Они выбирают, основные отличительные особенности кулинарии данной территории. Тот, кто успешно представил результаты работы, становится менеджером ресторана.

Необходимо познакомиться с рецептами блюд разных стран, и выбрать те, которые относятся к кухне вашего ресторана. Кто первый сделал правильный выбор и представил результаты работы, занимает вакансию шеф повара. В следующем задании нужно определите, какое блюдо можно приготовить из предложенных ингредиентов. Тот, кто сделан правильный выбор блюда и представил результаты работы, может претендовать на должность официанта. Кто во время работы проявил наименьшую активность, займет должность клин-менеджера.

Практический и контрольно-корректирующий этапы проектной деятельности. Согласно выбранному рецепту и в соответствии с занимаемой должностью обучающиеся каждой команды готовят блюда национальной кухни, дегустируют его и делают вывод о вкусовых качествах блюда.

Заключительный этап. Презентация созданного продукта, оценка проектной деятельности. В конце занятия они оценивают выполнение своей роли и вклад в создание продукта проекта.

На данных занятиях обучающиеся работают с текстами, учатся выделять главное из художественного и научного текста, обобщать и представлять выводы своей работы. В игровой форме формируются метапредметные результаты при организации учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками, согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности, объективное оценивание вклада своей деятельности в общий технологический процесс, соблюдение норм и правил культуры труда, создание совместного продукта проекта.

Универсальные учебные действия тесно связаны с достижением метапредметных результатов, то есть таких способов действия, когда обучающиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях.

Результаты применения современных технологий: умение самостоятельно получать знания; умения ориентироваться в информационном пространстве; познавательные навыки; способности выдвигать новые идеи и видеть новые возможности, что весьма существенно при решении различных проблем; развитие интеллектуальных умений; личностное и нравственное развитие; формирование ключевых компетенций; формирование метапредметных результатов.

Результативность обучающихся – призеры в муниципальном туре Всероссийской олимпиаде школьников по технологии свидетельствует об успешности обучающихся по предмету технология.

Основная проблема, возникающая при использовании современных технологий это нехватка времени, так как простое объяснение материала проходит значительно быстрее, чем постановка и решение проблем самими обучающимися.

Основное внимание при использовании современных педагогических технологий следует обратить на выработку у обучаемых навыков логического мышления, умения работать с различными видами информации, подготавливать и принимать соответствующие решения, то есть формировать универсальные учебные действия и метапредметные результаты.

Сравнительная диагностика УУД (адаптированная методика Ступницкой М.А.) показывает, что систематическое применение современных педагогических технологий и в том числе метода проектов создают условия для формирования познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, в тоже время выявлено незначительное понижение регулятивных действий, что требует дальнейшего исследования проблемы.

Возможно, для формования регулятивных действий необходимо во время проектной деятельности больше внимания уделять постановке целей, планированию, контролю, коррекции своих действий или подобрать еще какую-либо современную педагогическую технологию и использовать её на занятиях. Педагогическая технология – метод проектов – способствует формированию метапредметных результатов, которыми должны овладеть обучающиеся в соответствии с требованиями ФГОС, на уроках технологии и внеурочной деятельности.

Используемые источники

Бобровская А.Н., Доколина Г.Ф. Использование проектной деятельности на уроках технологии, Волгоград , 2010.

Гуревич М.И., П Джеймс. Проектный подход к обучению технологии, М., - Дрофа, 2009.


Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача — помочь им раскрыться, развить собственные идеи.

В основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования лежит системно-деятельностный подход, который предполагает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. [3]

Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Что представляет собой оценка метапредметных результатов. Это достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Которые в свою очередь представлены в междисциплинарной программе формирования универсальных учебных действий:


Формирование метапредметных результатов происходит во время изучения всех учебных предметов, а также и во внеурочной деятельности. Универсальные способы деятельности применяются учащимися, как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Основным объектом ипредметом оценки метапредметных результатов являются способности:


Администрация школы осуществляет оценку достижений метапредметных результатов в ходе внутришкольного мониторинга. Педагогический совет своим решением устанавливает содержание и периодичность внутришкольного мониторинга. Инструментарий строится на межпредметной основе и включает диагностические материалы по оценке читательской грамотности, ИКТ-компетентности, сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных учебных действий. [2] Рассмотрим наиболее приемлемые формы оценки:

Формы оценки метапредметных результатов

Сформированность регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД

письменная работа на межпредметной основе

практическая работа в сочетании с письменной (компьютеризованной) частью

наблюдение за ходом выполнения групповых и индивидуальных учебных исследований и проектов

Такие виды диагностик проводится с периодичностью не менее, чем один раз в два года.

Основной процедурой итоговой оценкидостижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

Что представляет собой итоговый проект. Это учебный проект, который самостоятельно под руководство учителя выполняется учащимся в рамках одного или нескольких учебных предметов. Главной целью такого проекта является демонстрация личных достижений в самостоятельном освоении той или иной области знаний и/или видов деятельности, а также осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).

В ходе работы над проектом учащиеся проходят все этапы от выбора темы до получения итогового продукта.


Создание итогового проекта по любому из предметов не обходится без применения ИКТ. Защита проекта проходит на школьной конференции в виде доклада.

Таким образом, с помощью итогового проекта решается задача оценки метапредметных результатов. Если каждый ученик класса время от времени будет выполнять индивидуальные проекты по тому или иному учебному предмету, то подготовиться к итоговому проекту учащемуся будет намного легче.

Основные термины (генерируются автоматически): итоговый проект, ALT, межпредметная основа, читательская грамотность.

Одним из эффективных способов формирования метапредметных и личностных результатов обучения является проектная деятельность. Именно поэтому, согласно новым ФГОС, в структуре программы образовательных организаций должна присутствовать обязательная составляющая – программа проектной деятельности обучающихся [1]. Проектная деятельность школьников – эта форма учебно- познавательной активности школьников, заключающаяся в мотивированном достижении сознательно поставленной цели по созданию творческого проекта, обеспечивающая единство и преемственность различных сторон процесса обучения и являющаяся средством развития личности [2]. Проектная деятельность является интегративным видом деятельности, обеспечивающим координацию различных сторон процесса обучения – содержательной, процессуальной, коммуникативной, синтезирующим в себе элементы игровой, познавательной, профессионально-трудовой, учебной, теоретической и практической деятельности. Работая над проектом, обучающиеся учатся находить и выбирать нужную информацию и оформлять ее разнообразными способами, сотрудничать с партнерами по проекту; накапливают опыт толерантности, получают жизненный опыт взаимодействия с окружающим миром; осваивают навыки публичного выступления, что относится к ключевым компетенциям. Условием технологии проектной деятельности является наличие выработанных представлений о конечном результате деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности. Эффективность реализации проектной деятельности может быть оценена по различным основаниям. Одно из них – это метапредметные результаты. В новом образовательном стандарте метапредметные результаты характеризуются как способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного или нескольких учебных предметов [3]. К метапредметным результатам относятся освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности [4]. Опираясь на определение понятия проектной деятельности, становится очевидно, что их организация способствует развитию многих метапредметных компетенций. Прежде всего, формируются регулятивные умения, направленные на организацию, планирование своей познавательной деятельности: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи; самостоятельно планировать пути достижения целей; определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, овладение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной деятельности.

Другая группа компетенций связана с овладением общими познавательными умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждение, умозаключение и делать выводы. В ходе проектной деятельности требуются умения организовывать учебное сотрудничество, совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, умения формулировать и аргументировать собственную точку зрения, использовать информационно-коммуникационные технологии, развивается коммуникативная компетенция. Не менее важны и личностные результаты участников проектной деятельности, которые также являются одним из ключевых критериев эффективности реализации проектной деятельности. Личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме [3].

В сфере личностного развития учащихся участие в проектной деятельности способствует формированию мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, формированию системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, освоению социальных норм, правил поведения. В своей практике учителя в большинстве своем организуют проектную деятельность экологической направленности. Значимость тематики проектной деятельности, учитывающей возрастные особенности учащихся, содержательную составляющую различных разделов школьного курса биологии основной школы возрастает в связи с появлением нового вида исследовательской деятельности учащихся в форме индивидуального итогового проекта. Существуют разнообразные типы и виды проектов, поэтому для учащихся, обладающих разным уровнем учебных возможностей, должна быть предложена самая разнообразная проблематика проектов, учитывающих уровень их подготовки, мотивацию, интересы. В качестве возможной тематики проектов для учащихся разных классов можем предложить разнообразные темы: 1.Растения Красной книги Тюменской области. 2.Изучение бактериологических показателей питьевой водопроводной воды. 3. Изучение видового разнообразия рыб водоемов Тюменской области. 4. Млекопитающие на гербе разных стран. 5. Изучение суточной активности птиц (на примере деревенской ласточки). 6. Сотовый телефон – благо или зло здоровью? 7. Здоровая еда – реальность или фантастика? 8. Стволовые клетки – панацея от старения или страшная опасность? В условиях организации проектной деятельности существенно возрастает роль реферативных проектов, так как не все школьники способны к исследовательской деятельности творческого характера. Но даже такой вариант организации проектной деятельности обеспечит формирование у учащихся системы необходимых универсальных учебных действий. Автор проекта самостоятельно получает возможность научиться планировать и работать по плану. А это один из важнейших учебных и социальных навыков, которым должен овладеть обучающийся. У ученика появляется возможность в полной мере реализовать познавательный мотив, выбирая темы, связанные со своими увлечениями. Он учится осуществлять самооценивание хода и результата работы. Новые возможности организации проектной деятельности позволят использовать и новые формы ее организации. Это урок-творческий отчет, урок открытых мыслей, урок-защита исследовательских проектов, урок-лаборатория. Многообразие форм деятельности позволит обеспечить подлинную интеграцию урочной и внеурочной деятельности обучающихся по развитию у них универсальных учебных действий [5].

Таким образом, все это свидетельствует о важности проектной деятельности при организации учебно- воспитательного процесса в условиях реализации ФГОС.

Читайте также: