Школьный подход к управлению профессиональной деятельностью

Обновлено: 06.07.2024

Новое поколение, новые правила

Мы наблюдаем эволюцию ученика. Современные дети мотивированны изнутри, они стремятся к независимым суждениям, проявляют настойчивость, заинтересованы во взаимодействии с одноклассниками и обладают другими яркими качествами. Работать с такими ребятами и интереснее, и сложнее.

Состав управленческой команды

Руководитель образовательной организации. Стратег и организатор, который обеспечивает получение образовательных результатов на основе рационального и эффективного управления ресурсами. Несет полную ответственность за все внутришкольные процессы.

Первый заместитель руководителя (по управлению ресурсами). Фигура по весу и статусу фактически равная директору школы.

  1. Управление финансово-экономическими ресурсами, развитие материально-технической базы.
  2. Руководство и организация деятельности контрактной службы.
  3. Обеспечение работы органов государственно-общественного управления, которые влияют на работу школы.

Заместитель руководителя по реализации образовательных программ. Специалист аналогичный традиционному завучу, но отвечающий за конечный образовательный результат всего школьного курса, а не только начальной, средней или старшей школы.

  1. Планирование повышения квалификации педагогов.
  2. Организация работы учителей по реализации образовательных программ.
  3. Организация деятельности межпредметных методических объединений (взамен распределения учителей по предметным группам).
  4. Определение/изменение структуры управления образовательным процессом в школе.

Заместитель руководителя по контролю качества образовательных результатов. Новый вид специалиста: не только контролирует, но и мониторит ситуацию в школе, способствует формированию взаимотребовательности у педагогов.

  1. Организация внутренней системы оценки качества образования.
  2. Изучение удовлетворенности родителей качеством образования.
  3. Курирование участия школы во внешних процедурах оценки качества образования.
  4. Внесение предложений по аттестации учителей, а также по подбору и расстановке педагогических кадров.

Совет: реализуя контрольные мероприятия, не следует отвлекать педагогов от основного образовательного процесса.

Заместитель руководителя по воспитанию и социализации учеников. Специалист, отвечающий за дополнительное образование детей. Его помощниками часто становятся классные руководители, старшие воспитатели, социальные педагоги, омбудсмены, родители. Работа может проводиться на ознакомительном, базовом и углубленном уровнях, с учетом возраста детей и категории учебной организации. В идеале, по итогам работы не менее 80% учеников средней и старшей сколы должны участвовать в общегородских мероприятиях, и не менее 50% учащихся – становиться победителями и призерами таких мероприятий.

Шестым звеном оптимальной управленческой команды является главный бухгалтер.

Работа с кадрами

Чтобы сформировать эффективное штатное расписание, руководству школы нужно выполнить следующие действия:

  • Сократить численность административно-управленческого персонала.
  • Увеличить долю результативных высокооплачиваемых педагогов.
  • Оптимизировать дублирующие должности с помощью аудита.
  • Эффективно распределить функционал.
  • При возможности перейти на аутсорсинг клининговых, бухгалтерских и прачечных услуг.

Формируя команду необходимо помнить о таких задачах как обеспечение безопасности, организация качественного питания, соблюдение санитарных условий, предоставление медицинского обслуживания. При всем, главной задачей команды, конечно, остается педагогическая.

Принципы работы современного коллектива педагогов:

  • Понимание, принятие и разделение всем коллективом целей и задач работы.
  • Моральная и материальная отдача от результатов труда.
  • Правильная расстановка кадров.
  • Грамотное стимулирование работников.
  • Ответственность руководителя и коллектива в целом за порученное дело.

Шаги к результату

Руководство направляет педагогов к достижению планируемого образовательного результата, а он приоритетный в новых стандартах. Рассмотрим несколько универсальных приемов, которые можно обсудить с коллегами и использовать, составляя новые учебные программы.

Подготовка к уроку. Планировать учебное занятие, ориентируясь на ФГОС, можно по следующей схеме:

  1. Определение и анализ планируемых образовательных результатов. Формулировка цели и задач занятия.
  2. Отбор видов учебной деятельности. Конструирование учебных ситуаций.
  3. Отбор средств обучения.

Выбор заданий. Многие специалисты рекомендуют подбирать задания в соответствии с таксономией Блума. Она представлена в форме восхождения по следующим этапам: Знание -> Понимание -> Применение -> Анализ -> Синтез -> Оценка.

При этом помним, что любая воспитательная система может помочь в формировании только тех качеств, которыми обладает сама.

В статье актуальная проблема профессионального развития педагогического персонала школы, решение которой обеспечивает развитие детей, их успешную социализацию, повышение качества образовательных услуг. Для решения обозначенной проблемы в статье исследованы существующие подходы в вопросах профессионального развития персонала с позиции психологии, педагогики и других наук, приведен глубокий анализ сложившейся ситуации по профессиональному развитию педагогов в МБОУ СОШ №1 городского округа Подольск (микрорайон Климовск). Анализ кадрового состава и методической работы школы позволяет выявить как положительные результаты этой работы, так и определить ряд проблем, которые были положены в разработку направлений профессионального развития педагога. Среди направлений работы по профессиональному развитию педагога следует отметить глубоко разработанное направление - диссеминация инновационного педагогического опыта педагогов, представленное планом работы по созданию целостной системы взаимосвязанных мер, действий, мероприятий, направленных на профессиональное развитие педагога и диссеминацию его опыта, формами и способами распространения передового опыта и др.

ВложениеРазмер
statya.docx 180.49 КБ

Предварительный просмотр:

заместителя директора по УВР,

учителя биологии МБОУ СОШ №1

г.Подольска, мкр-на Климовск

Орловой Елены Александровны

«Управление профессиональным развитием

Глава I.ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГОВ

I.1Исследование проблемы профессионального развития педагога …… 5

I.2.Основы управления профессиональным развитием педагогов …….. 7

Глава II. РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ ПЕДАГОГОВ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

II.1Анализ системы деятельности школы по управлению профессиональным

II.2. Планирование методической работы школы как этап в управлении профессиональным развитием педагогов в общеобразовательном учреждении………………………………………………………………… 19

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ …………………………. 30

Ключевая особенность современной

школы – чуткие, внимательные

и восприимчивые к интересам

школьников, открытые ко всему новому

Изменения, происходящие на современном этапе развития общества, затрагиваюти российское образование. Д ля успешного функционирования школы и введения в практику различных инноваций нужен педагог-профессионал. Способные к продуктивной творческой деятельности, управлению развитием учебно-воспитательного процесса педагоги могут удовлетворить потребности общества в самоактуализирующейся и саморазвивающейся личности выпускника школы. Профессионализм работы педагога обеспечивает формирование качественно новой системы общего образования, является одним из ключевых условий развития детей, их успешной социализации [3]. Поэтому в общеобразовательных школах важно создавать условия для становления педагога-профессионала. Именно, одна из главных задач управления кадровым развитием – это управление процессом профессионального развития педагогов. Этим объясняется актуальность выбранной темы для исследования.

Цель исследования: выявить актуальные направленияпрофессионального развития педагога в системе управления образовательной организации.

1. Рассмотреть существующие подходы в вопросах профессионального развития педагогов.

2. Проанализировать сложившуюся ситуацию по профессиональному развитию педагогов в МБОУ СОШ №1 городского округа Подольск (микрорайон Климовск).

3. Определить актуальные в системе управления школой направления профессионального развития педагога.

Объект исследования: система управления школой.

Предмет исследования: управление профессиональным развитием педагогов в общеобразовательном учреждении.

В работе использовались методы: теоретический анализ литературы по данной теме; анализ основополагающих документов школы; наблюдение; анкетирование, анализ полученных данных.

Практическая значимость полученных результатов заключается в том, что они могут быть использованы для совершенствования работы по профессиональному развитию педагогов в системе управления школой.

1. Профессиональное развитие педагогов

1.1.Исследование проблемы профессионального развития педагога

1.2.Основы управления профессиональным развитием педагогов

- управление – это деятельность по созданию, освоению и использованию инноваций с целью развития образовательной организации (Лазарев В.С., Поташник М.М., Сластёнин В.А.). Главное – получение нового качественного результата.

- управление – это целенаправленное воздействие одной системы на другую, субъекта на объект, одного человека на другого или группу с целью изменения последнего (Афанасьев В.Г., Орлов А.А., Сунцов Н.С.). В этом определении эффективность рассматривается с позиции управляющего, который воздействует, а управляемые являются пассивными исполнителями.

- управление – это взаимодействие субъектов (Афанасьев В.Г., Третьяков П.И., Шамова Т.И. и др.). Это сложный многообразный процесс, который предполагает взаимосвязанное и взаимообусловленное изменение сторон, предполагающее изменение не только управляемой, но и управляющей стороны [5].

Управление развитием – это одна из концепций кадрового менеджмента в рамках гуманистического подхода к управлению. Данный подход предполагает, что управление должно ориентироваться на сотрудничество, взаимозависимость, партнерские отношения (Базаров Т.Ю.). Управление профессиональным развитием педагогов предусматривает создание условий для становления и развития их профессиональной компетентности.

Профессиональная компетентность педагога (от лат. competens соответствующий, способный, сведущий) рассматривается как высокий уровень его подготовленности, обусловленный знанием стратегии продуктивной педагогической деятельности, взаимодействующих в них структурных компонентов и критериев для измерения степени ее продуктивности. Это соответствующие знания и опыт педагога, способного заранее предвидеть возможные результаты, диагностировать их, анализировать педагогическую ситуацию и моделировать более эффективную систему действий в процессе достижения искомых результатов, корректировать собственную деятельность и обосновать пути ее дальнейшего совершенствования [6].

В профессии учителя не менее важно знать новые тенденции, так как это одна из профессий, которая нацелена на будущее: на свое будущее как профессионала, на будущее своих учеников, которым предстоит адаптироваться в жизни.

2. Разработка системы управления профессиональным развитием педагогов в образовательном учреждении

2.1Анализ системы деятельности школы по управлению

профессиональным развитием педагогов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 городского округа Подольск микрорайона Климовск (далее – МБОУ СОШ № 1), одна из самых больших в городе. На 1 сентября 2017 года (статотчет ОО-1) количество обучающихся в учреждении – 1 551 человек; функционируют 54 класса: 24 класса начального общего образования, 26 классов основного общего образования, 4 класса среднего общего образования. Контингент учащихся школы разнообразен: от способных, талантливых детей до детей социально запущенных, с проблемами в общении, обучении, развитии, с проблемами в семье.

Одними из основных направлений деятельности меня, как заместителя директора по УВР, в организации образовательного пространства школы являются:работа с педагогическими кадрами и методическая работа. Анализ данных направлений деятельности считаю важным в системе управления профессиональным развитием педагога.

Кадровое обеспечение является одним из условий жизнедеятельности образовательного учреждения. Педагогический коллектив нашей школы стремиться соответствовать высоким требованиям к личности учителя, его общей культуре, творческому подходу к делу, умению сотрудничать с учениками, побуждать их к развитию.

Педагогическими кадрами школа укомплектована:

Административно-управленческие работники : 12 человек (в том числе, заведующий библиотекой и главный бухгалтер).

Учебно-вспомогательный персонал : 5 человек.

- учителя – 70 чел. (из них 3 внешних совместителя),

- педагоги-психологи - 2 чел.,

- социальные педагоги - 2 чел.,

- педагоги-организаторы по воспитательной работе - 2 чел.,

- педагоги-организаторы по спортивной работе - 2 чел.,

- преподаватели-организаторы ОБЖ - 2 чел.,

Рассмотрим основные показатели, которые являются ключевыми в характеристике педагогического коллектива, способного успешно решать образовательные задачи.

Педагоги школы – опытные педагоги, 54 % педагогов имеют педагогический стаж работы более 20 лет, а 16% педагогов имеют стаж работы менее 5 лет (см. Диаграмму №1).

Диаграмма №1.Стаж педагогов школы

В школе много педагогов пенсионного возраста (в возрасте старше 55 лет (33,7%)). Средний возраст педагогов в школе –45 лет (см. Диаграмму №2).

Диаграмма №2.Возрастной состав педагогов школы

В школе работают 80 педагогов, их уровень квалификации высокий, 71, 3 % - это учителя высшей и первой квалификационных категорий (рост на 6,7 % в 2017 г.), молодые специалисты и педагоги с небольшим стажем работы активно проходят аттестацию, снизился процент педагогов без категории на 6,6 % (см. Диаграмму №3). В 2016-2017 учебном году прошли аттестацию 25 человек (31%), а в 2017-2018 учебном году планируют пройти аттестацию 16 человек (20%).

Диаграмма №3.Квалификация педагогов школы

Педагоги школы (9) являются экспертами комиссий по аттестации учителей Московской области.

Повышение квалификации педагогов особенно актуально при аттестации педагогов и руководящих кадров. Невозможно говорить о перспективах развития, о реализации модернизации российского образования, о внедрении в педагогическую практику профильного обучения, новых форм и методов организации учебного процесса без системной работы по обучению кадров, которая должна проводиться как на уровне региона, муниципалитета, так и на уровне школы.

Диаграмма №4.Прохождение курсов повышения квалификации педагогами школы

Педагоги продолжают повышать свою квалификацию в области ФГОС. 86% (рост на 18 %) педагогов школы прошли курсовую подготовку по ФГОС (в 2016-2017 у.г. – 18 человек). Так же, педагоги повышают свою ИКТ-компетентность на курсах (в 2016-2017 у.г. – 2 человека).

Составлен перспективный план повышения квалификации на 5 лет до 2022 года, имеется план прохождения курсов по ФГОС.

Методическая работа – это оказание реальной действенной помощи учителям. Она представляет относительно непрерывный, постоянный, повседневный процесс.

1.Усиление мотивации к инновационному труду со стороны педагогов школы.

2.Применение педагогами школы возможностей компьютера для совершенствования и организации своей работы.

3.Повышение уровня познавательной деятельности ученика.

4Совершенствование форм внеклассной работы.

5.Обеспечение оптимальных условий для повышения качества образования.

В школе действуют 7 методических объединений (МО): учителей русского языка, литературы, истории и обществознания; математики, физики и информатики; иностранного языка; биологии, химии и географии; физкультуры и ОБЖ; изобразительного искусства, музыки и технологии; начальных классов; классных руководителей.

Каждое МО работает над своей темой, тесно связанной с методической темой школы. В рамках МО проводятся заседания, открытые уроки, работа по самообразованию, работа с детьми разной мотивации. Тематика мероприятий разнообразна: олимпиады, конкурсы, квесты, уроки-путешествия, конкурсы чтецов, конкурсы газет, лекторий, фотовыставки, предметные недели.
Руководители МО в конце мая представляют анализ и план работы за год.

Школа профессионального мастерства под руководством замдиректора по УВР помогает утвердиться в профессии молодым специалистам и передать свой опыт работы учителям-наставникам. В 2016-2017 учебном году приступили к педагогической деятельности 6 молодых специалистов, которым оказывается всесторонняя поддержка и помощь.

Многие учителя свой опыт работы диссеминируют через сайты сети Интернет и печатные издательства.

При подготовке научно-методических мероприятий разного уровня созданы и работают творческие рабочие группы:

Учителя (6 чел.) в 2017 г. были экспертами по проверке ОГЭ в Москве. Учителя (3 чел.) работали экспертами по проверке ЕГЭ также в Москве. Это говорит о высоком профессионализме, методической грамотности наших учителей и доверии со стороны Комитета по образованию г.о. Подольск.

Анализ кадрового составаи методической работы школы показал:

школа располагает квалифицированными педагогическими кадрами, однако, имеется ряд проблем, которые надо решать:

1.Так как в школе много педагогов пенсионного возраста (в возрасте старше 55 лет (33,7%)), возникла необходимостьпривлечения молодых специалистов (физическая культура, начальные классы,русский язык).

2.В школу ежегодно приходят молодые педагоги с небольшим педагогическим стажем или его отсутствием (16% педагогов имеют стаж работы до 5 лет), поэтому необходимо оказывать методическую помощь с целью воспитания у молодых учителей чувства ответственности, желания остаться и работать в школе.

3.Возрастная категория учителей (старше 55 лет) не всегда заинтересована в проявлении своих профессиональных качеств в рамках как школьных, так и городских мероприятий, а так же в повышении квалификации. Поэтому, необходимо рассмотреть вопрос повышения их профессиональной активности через систему стимулирования, как морально (в рамках наградной компании), так и материально (за счет средств компенсационных выплат и премирования).

4.Учителя школы аттестуются активно, но педагоги старше 55 лет, имея большой стаж педагогической работы, к аттестации подходят с опаской, иногда отказываются ее проходить. Необходимо проводить целенаправленную подготовку учителей к аттестации, оказывая методическую помощь.

5.Не все педагоги имеют курсы трех модулей (академический, кафедральный инвариантный и вариативный), что обеспечило бы больший балл при прохождении аттестации. Никто в школе еще не проходил виртуальную стажировку (36 ч.) и курсы по Программе ПК регионального реестра (180 ч.) Не все педагоги имеют курсы по ФГОС СОО. Нет 100% прохождения курсов по овладению ИКТ.Необходимо продолжить повышение квалификации педагогов на курсах.

6.Продолжить подготовку управленческих кадров, отвечающих современным квалификационным требованиям (курс менеджмента).

7.В школе еще не полностью сформирована система работы по обобщению передового педагогического мастерства. Необходимо целенаправленно осуществлять работу в данном направлении.

Читайте также: