Школьные команды как ресурс эффективной деятельности образовательной организации

Обновлено: 04.07.2024

Смыковская Татьяна Константиновна
Волгоградский государственный социально-педагогический университет
профессор кафедры теории и методики обучения математике и информатике


Аннотация
В условиях модернизации отечественной системы образования стала актуальной проблема оперативного решения задач, связанных с повышением имиджа образовательной организации, участия в грантовых конкурсах, разработки программ и стратегий развития образовательной организации и т.п. В этих условиях решение задач только с помощью административных структур становится практически невозможным, поэтому необходимо создание успешной команды единомышленников. Анализ практики и теоретических предпосылок позволил нам выделить факторы создания успешной команды в образовательной организации.

Smykovskaya Tatiana Konstantinovna
Volgograd state social-pedagogical university
professor, department of theory and methodology of education mathematics and informatics


Abstract
In the conditions of modernization of Russian system of education has become an urgent problem quickly solve problems related to improving the image of educational institutions, participation in grant competitions, development programs and development strategies of the educational organization, etc. In these circumstances, the decision of tasks only with the help of administrative structures is almost impossible, so it is necessary to create a successful team of like-minded people. The analysis of practices and theoretical assumptions allowed us to identify the factors of creating a successful team in an educational institution.

Анализ образовательных организаций Южного федерального округа (ЮФО) показал, что в последние годы произошел переход от единоличного управления к опоре на деятельность команд при принятии оперативных управленческих решений, особенно значимых в условиях модернизации образования. К сожалению, результаты мониторингов демонстрируют недостаточно высокий уровень успешности команд в образовательных организациях.

Команда – сложный организм, состоящий из изменяющихся элементов, в процессе своей жизнедеятельности.

Созданию успешной команды, по нашему мнению, способствует предварительное моделирование внешних и внутренних ситуационных факторов (переменных). Мы исходим из того, что главными переменными внутри образовательной организации являются цели, структура, задачи, технологии и субъекты – участники процесса [1].

Для образовательной организации цели как конечные состояния формируются, исходя из Закона об образовании, государственных образовательных стандартов, ставятся в процессе планирования и сообщаются всем участникам образовательного процесса путем фиксации в программе развития организации. Бесспорна роль команды в определении целей разных уровней и их конкретизации для определенных промежутков времени развития и функционирования организации. При этом позиция руководителя образовательной организации должна состоять в оказании помощи участникам команды в постановке задач и обозначению общих целей; в определении необходимого для совместной деятельности времени; в проявлении заинтересованности в работе команды; в демонстрации уверенности в способностях и профессионализме участников команды и успехе ее деятельности. Такая позиция руководителя обеспечивает среду для формирования команды единомышленников, готовых к постоянному сотрудничеству и сотворчеству, а также способствует поиску решений обозначенных задач.

Деятельность команды наиболее успешна, если участники имеют разные взгляды, способы и подходы к решению обозначенных задач, если ее участники отличаются друг от друга по возрасту и половому признаку. К сожалению, статистические данные о кадровом составе образовательных организаций ЮФО демонстрируют рост среднего возраста работников (увеличивается доля работников предпенсионного и пенсионного возраста, резко снижается количество молодых специалистов и работников со стажем работы от 5 до 10 лет); сохранение традиционного превалирования количества женщин в образовательных организациях. В связи с этим акцент руководителю необходимо делать на наличие различий во взглядах, способах и подходах к решению обозначенных задач, что становится возможным в условиях создания партнерских связей между образовательными организациями систем высшего, среднепрофессионального, среднего, дошкольного и дополнительного образования.

Второй важной ситуационной переменной является структура организации. Если в производственных организациях структура четко задается специализированным разделением труда, то в образовательных организациях (особенно с количеством работников до 50 человек) – это практически невозможно. В отечественной системе образования сложилась следующая структура образовательных организаций: в средних общеобразовательных организациях – администрация, методические объединения по предметной направленности, хозяйственный отдел, в образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования – ректорат, факультеты / отделения, кафедры, отделы / управления, обеспечивающие функционирование жизнедеятельности организации (например, учебное управление, отдел кадровой политики и т.п.). Причем методические объединения или кафедры – это основное сосредоточение работников организации. Исходя из этого, успешные команды могут формироваться как временные коллективы из числа работников разных структур, так и в рамках отдельных структурных подразделений. В обозначенных условиях актуализируется такой фактор успешности команды как ее единство. Единство команды понимается нами как мера привязанности участников команды друг к другу и к коллективу. Чем сильнее проявляется единство команды, тем большее влияние командные цели оказывают на эффективность деятельности отдельно взятых участников команды и эффективность работы всей команды в целом. Таким образом, имеющуюся в образовательных организациях моноструктурность следует компенсировать единством в команде образовательной организации.

Третья внутренняя переменная – это постановка задач. В производственных организациях задачи условно делятся на три группы: работа с людьми, предметами и информацией. Для образовательных организаций первая и вторая группы задач интегрируются, т.к. работа с предметами представляет собой инструментальную основу образовательного процесса, который в свою очередь ориентирован на работу с людьми. Очень важное значение в работе организации имеют частота повторения задач и время для их выполнения. Для образовательных организаций характерны высокая повторяемость задач с незначительными, но значимыми для достижения цели, изменениями условий, а также отведение для их выполнения весьма незначительных временных отрезков. Учитывая обозначенные характеристики, успешность работы команды зависит от четкого осознания роли и места, как своего, так и других членов команды, в совместной работе; владения необходимыми для выполнения поставленных задач профессиональными навыками и компетенциями; желанием достигать поставленные цели, работая именно в команде; готовности действовать в соответствии со сложившейся ситуацией без постоянных распоряжений и пошагового контроля со стороны руководства. В ранее выполненных исследованиях определены такие социальные роли, выполнение которых членами команды обеспечивает эффективность ее деятельности, как: лидер, реализатор, генератор идей, критик, организатор, снабженец, душа команды, контроллер [2]. Для успешных команд образовательных организаций достаточно, чтобы члены команды выполняли следующие роли: лидер-организатор, реализатор, генератор идей, критик и контроллер, при этом лидер-организатор должен быть готов распределять задания и должности, учитывая пригодность кандидатов к выполнению той или иной роли. Исключение роли снабженца из состава команды обусловлено тем, что команде образовательной организации приходится решать задачи, используя уже имеющиеся ресурсы. Профессиональные компетенции педагога таковы, что эмоционально-волевая составляющую хорошо развита у всех членов команды, поэтому роль души команды интегрируется в роль лидера-организатора.

Деятельность успешной команды характеризуется ее сплоченностью и высокой скоростью принятия решений. В связи с этим негативное влияние на эффективность деятельности команды оказывает необоснованная ротация в составе команды, переводы сотрудников, частота возникновения конфликтов. В процессе деятельности команды не исключена вероятность возникновения конфликтов, поэтому в командах образовательных организаций лидер-организатор также должен разрешать конфликты, обеспечивая устойчивую сплоченность команды.

Охарактеризованные нами выше факторы успешной команды коррелируют с выделенными А.Я. Кибановым [3] элементам успешной работы команды (сплоченность участников команды, достижение обозначенных перед командой целей, удовлетворение личных интересов всех членов команды) и факторами, снижающими эффективность командной работы (неясные цели или их постоянное изменение, недостаточные внутренние ресурсы организации, постоянная борьба за лидерство и конфликты, незаинтересованность в работе команды высшего руководства организации).

Успешность команды также зависит от того, что произойдет после решения поставленных задач. Исследования деятельности команд в организациях доказывают, что существенная часть энергии, если не вся, расходуется на решение задач извне (на то, что необходимо получить, когда, какими средствами и ресурсами) [3]. Несомненно, это важно, но следует рассматривать степень готовности ее участников к решению новых проблем, наличие у них желания продолжать совместную деятельность, отсутствие намерений изменить вид своей деятельности из-за неудовлетворености деятельностью организации.

Создание успешной команды в образовательной организации возможно при соблюдении следующих условий:

- наличие реальных, достижимых целей, обусловленных социальными потребностями,

- члены команды и руководитель организации заинтересованы и обеспечивают максимально эффективную работу команды,

- участники команды понимают и уважают личные приоритеты друг друга и помогают или поддерживают при возникновении непредвиденных ситуаций, конфликтов,

- приветствуются новые идеи, новые методы, постановка и решение новых проблем и т.д.,

- используются профессиональные компетенции, опыт и навыки всех участников команды,

- поддерживается равновесие между деятельностью команды и удовлетворением потребностей отдельных участников,

- поощряется реализация членами команды своих возможностей, идей и замыслов,

- члены команды осознают важность сплоченной деятельности и стараются сплотить команду для решения общих задач,

- обучение эффективной деятельности в качестве команды в одной организации является хорошей платформой для командной работы с организациями-партнерами.

  1. Вершигора, Е.Е. Менеджмент: Учеб. пособие для учащихся сред. спец. учеб. заведений экон. профиля: Учеб. пособие / Е.Е. Вершигора. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 282 с.
  2. Мотивация и стимулирование персонала / С.А. Шапиро. – М.: ГроссМедиа, 2005. – 224 с.
  3. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – 4-е изд. – М.: Инфра-М, 2010. – 695 с.


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Презентация на тему: " ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМАНДА - ГЛАВНЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ РЕСУРС РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ." — Транскрипт:

1 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМАНДА - ГЛАВНЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ РЕСУРС РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

2 ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ Понятия "команда" и "работа в команде" наиболее разработаны в менеджменте, прежде всего в менеджменте персонала, и связаны особыми психологическими и структурными характеристиками группы сотрудников, позволяющими организовать эффективное взаимодействие работников для достижения поставленных задач. Постоянные изменения во внешней и внутренней среде школы требуют поиска новых ресурсов, корректировки целей и задач, разработки новых проектов, установления новых партнерских связей, а это означает, что востребована работа разнообразных педагогических команд. Процесс командообразования становится неотъемлемой частью жизнедеятельности школы. Еще более актуальным становится превращение педколлектива в команду единомышленников, объединенных общим видением, миссией и ценностями. И в этом случае стратегическое планирование, проектная деятельность, работа в команде становятся личностно значимым, не только для директора и его административной команды, но и для всех участников образовательного процесса, сплоченных в единую команду.

3 Применительно к практике предметного обучения понятие "работа в команде" стало использоваться в зарубежной методике с конца 50-х - начала 60-х гг. прошлого века. Теоретические и практические аспекты это направления в методике обучения языку были обобщены в сборнике статей, выпущенном в 1992 году издательством Кембриджского университета "Collaborative Language Learning and Teaching". Термин team / collaborative teaching (буквально: "преподавание в команде"/"сотрудничество в преподавании") - в широком смысле обозначает взаимодействие группы преподавателей с целью сделать обучение более эффективным. В более узком смысле термин описывает совместную работу двух или более преподавателей на аудиторном занятии, и именно это понимание является наиболее распространенным в зарубежной методике преподавания языка. Командообразование (тимбилдинг, teambuilding) – мощный инструмент менеджмента, залог успешного развития бизнеса необходимо шире внедрять в школьную систему и РФ /или расширить применение, совершенствовать. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

4 В отечественной методике термин "работа в команде" ни в своем широком, ни в узком понимании не используется. Его аналогом в отечественной традиции может служить понятие "сотрудничество" - "учебное сотрудничество", "педагогическое сотрудничество", "педагогика сотрудничества". Как правило, оно относится к взаимодействию учителя с учениками, хотя также может описывать взаимодействие учеников в совместной учебной деятельности и взаимодействие учителей в системе межпредметных связей" (Тюков, 1988). Таким образом, рабочее определение работы в команде применительно к деятельности преподавателей может быть следующим: объединение двух и более преподавателей для обеспечения эффективности учебного процесса с помощью координации содержания и методов обучения во внеаудиторное время или при совместном проведении занятий, а также при сочетании этих двух способов организации работы (наиболее эффективные примеры в сферах обучения языку: билингвальное обучение, бимодальное обучение, использование различных каналов восприятия: сотрудничество логопеда и преподавателя иностранного языка, использующих разные приемы работы, междисциплинарное обучение. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

5 Преподаватели, работающие в команде, могут иметь разные специальности, квалификацию, опыт работы. Распределение функций преподавателей будет во многом определяться сферой обучения. Чем лучше члены команды понимают цели совместной работы, чем определеннее и логичнее разделение сфер их деятельности, тем эффективнее будет работа команды. В проекте рассматриваются различия между рабочей группой и командой, типы педагогических команд, плюсы и минусы командной работы, признаки эффективной команды, признаки, характе­ризующие командный способ работы, процесс создания команды, стадии развития команды, стили поведения членов команды, руководства командой, способы воздействия на людей в ходе формирования команды. Рассмотрены также причины возникновения возможных трудностей в команде, и тренинги, используемые для обучения и сплочения команды. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

7 ЗАДАЧИ ПРОЕКТА Сформировать представление о принципах, правилах и преимуществах командного взаимодействия при решении производственных и профессиональных задач Развить навыки командного взаимодействия (совмещение собственных целей и целей группы; работа по разработке и реализации идей в составе группы; взаимодействие в группе/в паре, ориентированное на результат; превращение проблем в ресурс) Научить членов команды успешно противостоять стрессовым воздействиям управленческой деятельности без ущерба психическому и физическому здоровью Быстро и эффективно восстанавливать ресурс работоспособности

8 УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА руководители,учителя различных уровней; специалисты по работе с кадрами; другие сотрудники; представители родительских комитетов.

9 КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ Команда - это автономная группа профессионалов, создаваемая для оперативного, эффективного решения управленческих задач. Группа - это общность людей, объединенных совместной деятельностью, единством целей и интересов, взаимной ответственностью. Командообразование - процесс создания команды.

11 РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ РАБОЧИМИ ГРУППАМИ И КОМАНДАМИ Рабочие группыКоманды Цели и задачи в работе определяются директором ОУ Цели и задачи определяются руководителем команды совместно с ее членами Определение индивидуальных функций, обязанностей и задач Определение индивидуальных функций, обязанностей и задач для достижения командного результата Основная деятельность направлена на выполнение индивидуальных заданий Основная деятельность направлена на выполнение командных задач Личная ответственностьЛичная и взаимная ответственность Забота о результатах индивидуальной деятельности и преодоление личных трудностей Забота о результатах деятельности каждого члена команды и коллективное преодоление трудностей, стоящих перед командой Таким образом, команда - это автономная группа профессионалов, создаваемая для оперативного, эффективного решения управленческих задач.

12 Проектная команда. Это многофункциональная группа, в которой могут работать учителя разных учебных дисциплин, если это необходимо для реализации педагогического проекта. Для того чтобы выполнить проект, все члены команды должны тесно сотрудничать друг с другом. Обычно такие команды расформировываются по завершении проекта. Но в научно-исследовательской работе один проект может сменяться другим, а значит, члены команды могут работать многие годы. Команда по оперативному решению задачи. Их можно назвать целевыми командами, опе­ративными группами. Обычно это кратковременные группы. Квалификация членов команды связана со спецификой выполняемого задания: их привлекают для совместного изучения сложных или кри­тических ситуаций, для выработки рекомендаций и их внедрения. Команда по вопросам усовершенствования. Как ясно из названия, эти команды занимаются оптимизацией учебно- воспитательного процесса. Команда управления. В некоторых учебных заведениях их называют управленческими командами. Но если каждый член администрации просто четко выполняет свои обязанности и не выходит за рамки их выполнения, то это еще не команда ТИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМАНД

13 В организационной структуре больших проектов и в их менеджменте можно выделить три типа проектных команд: 1. Команда проекта (КП) - организационная структура проекта создаваемая на период осуществления проекта либо одной из фаз его жизненного цикла. Задачей руководства команды проекта является выработка политики и утверждение стратегии проекта для достижения его целей. В команду проекта входят лица, представляющие интересы различных участников (включая стейкхолдеров) проекта.

14 ТИПЫ ПРОЕКТНЫХ КОМАНД 2. Команда управления проектом (КУП) - организационная структура проекта, включающая тех членов КП, которые непосредственно вовлечены в управление проектом, в том числе - представителей некоторых участников проекта и технический персонал. В относительно небольших проектах КУП может включать в себя практически всех членов КП. Задачей КУП является исполнение всех управленческих функций и работ в проекте по ходу его осуществления.

15 ТИПЫ ПРОЕКТНЫХ КОМАНД Команда менеджмента проекта (КМП) - организационная структура проекта, возглавляемая управляющим (главным менеджером) проекта и создаваемая на период осуществления проекта или его жизненной фазы. В команду менеджмента проекта входят физические лица, непосредственно осуществляющие менеджерские и другие функции управления проектом. Главными задачами команды менеджмента проекта являются осуществление политики и стратегии проекта, реализация стратегических решений и осуществление тактического (ситуационного) менеджмента.

16 Интерпретация места и роли команды проекта

19 высокие результаты в работе; высокая удовлетворенность членов команды принадлежностью к ней и работой в ней; большое количество предлагаемых идей и решений; большое количество решенных проблем и высокое качество решений; положительный эмоциональный опыт. ПРИЗНАКИ ЭФФЕКТИВНОЙ КОМАНДЫ

21 размер ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ КОМАНДЫ Эффективность рабочей группы ресурсысплоченность пространственные ограничения нормы

23 ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ КОМАНДЫ Стадии развития команды 1. Формирование 2. Конфликт 3. Установление норм (механизм контроля) 4. Реализация 5. Роспуск Целенаправленный путь командообразования

31 ИНСТРУМЕНТАРИЙ Мини-лекция Мозговой штурм Психогимнастические упражнения Показательные эксперименты Ролевые игры Анализ конкретных ситуаций с использованием технологий КР Анализ видеопроб Групповые и индивидуальные упражнения и задания Анализ текущего опыта в формате "здесь-и-сейчас"

32 ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА Т.В. Светенко, Г.В. Галковская. Инновационный менеджмент в управлении школой М., Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов - СПб., Герчикова И.Н. Менеджмент. - М., Грейсон Д., Оэделл К. Американский менеджмент на пороге 21 века. - М., Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М., Вазина К.Я., Петров Ю.Н., Бериловский В.Д. Педагогический менеджмент (концепция, опыт работы). - М., Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова. - М., 2007.

33 СОВЕТЫ от Steve Pavlina Чтобы сформировать сильную команду, нужно стать профессионалом в создании команд Чтобы сформировать сильную команду, нужно стать профессионалом в создании команд Сначала команда, потом - проект Выбор правильных членов команды - единственно важный фактор успеха или провала проекта Выбор правильных членов команды - единственно важный фактор успеха или провала проекта Выбирайте командных игроков, не индивидуалов- суперзвезд Выбирайте командных игроков, не индивидуалов- суперзвезд В команде должен быть единственный руководитель Программа = команда Поддерживайте связь Разделяйте вознаграждение Запишите это Выгоняйте отстающих членов команды

34 ИТАК, Собраться вместе есть начало, cохраниться вместе есть прогресс, pаботать вместе есть успех. Генри Форд

35 РАЗРАБОТЧИК ПРОЕКТА Тухватуллина Г.И., директор лицея 80,г.Наб.Челны Республики Татарстан

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

" ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМАНДА - ГЛАВНЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ РЕСУРС РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ."

1 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМАНДА - ГЛАВНЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ РЕСУРС РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

2 ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ Понятия "команда" и "работа в команде" наиболее разработаны в менеджменте, прежде всего в менеджменте персонала, и связаны особыми психологическими и структурными характеристиками группы сотрудников, позволяющими организовать эффективное взаимодействие работников для достижения поставленных задач. Постоянные изменения во внешней и внутренней среде школы требуют поиска новых ресурсов, корректировки целей и задач, разработки новых проектов, установления новых партнерских связей, а это означает, что востребована работа разнообразных педагогических команд. Процесс командообразования становится неотъемлемой частью жизнедеятельности школы. Еще более актуальным становится превращение педколлектива в команду единомышленников, объединенных общим видением, миссией и ценностями. И в этом случае стратегическое планирование, проектная деятельность, работа в команде становятся личностно значимым, не только для директора и его административной команды, но и для всех участников образовательного процесса, сплоченных в единую команду.

3 Применительно к практике предметного обучения понятие "работа в команде" стало использоваться в зарубежной методике с конца 50-х - начала 60-х гг. прошлого века. Теоретические и практические аспекты это направления в методике обучения языку были обобщены в сборнике статей, выпущенном в 1992 году издательством Кембриджского университета "Collaborative Language Learning and Teaching". Термин team / collaborative teaching (буквально: "преподавание в команде"/"сотрудничество в преподавании") - в широком смысле обозначает взаимодействие группы преподавателей с целью сделать обучение более эффективным. В более узком смысле термин описывает совместную работу двух или более преподавателей на аудиторном занятии, и именно это понимание является наиболее распространенным в зарубежной методике преподавания языка. Командообразование (тимбилдинг, teambuilding) – мощный инструмент менеджмента, залог успешного развития бизнеса необходимо шире внедрять в школьную систему и РФ /или расширить применение, совершенствовать. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

4 В отечественной методике термин "работа в команде" ни в своем широком, ни в узком понимании не используется. Его аналогом в отечественной традиции может служить понятие "сотрудничество" - "учебное сотрудничество", "педагогическое сотрудничество", "педагогика сотрудничества". Как правило, оно относится к взаимодействию учителя с учениками, хотя также может описывать взаимодействие учеников в совместной учебной деятельности и взаимодействие учителей в системе межпредметных связей" (Тюков, 1988). Таким образом, рабочее определение работы в команде применительно к деятельности преподавателей может быть следующим: объединение двух и более преподавателей для обеспечения эффективности учебного процесса с помощью координации содержания и методов обучения во внеаудиторное время или при совместном проведении занятий, а также при сочетании этих двух способов организации работы (наиболее эффективные примеры в сферах обучения языку: билингвальное обучение, бимодальное обучение, использование различных каналов восприятия: сотрудничество логопеда и преподавателя иностранного языка, использующих разные приемы работы, междисциплинарное обучение. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

5 Преподаватели, работающие в команде, могут иметь разные специальности, квалификацию, опыт работы. Распределение функций преподавателей будет во многом определяться сферой обучения. Чем лучше члены команды понимают цели совместной работы, чем определеннее и логичнее разделение сфер их деятельности, тем эффективнее будет работа команды. В проекте рассматриваются различия между рабочей группой и командой, типы педагогических команд, плюсы и минусы командной работы, признаки эффективной команды, признаки, характеризующие командный способ работы, процесс создания команды, стадии развития команды, стили поведения членов команды, руководства командой, способы воздействия на людей в ходе формирования команды. Рассмотрены также причины возникновения возможных трудностей в команде, и тренинги, используемые для обучения и сплочения команды. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

7 ЗАДАЧИ ПРОЕКТА Сформировать представление о принципах, правилах и преимуществах командного взаимодействия при решении производственных и профессиональных задач Развить навыки командного взаимодействия (совмещение собственных целей и целей группы; работа по разработке и реализации идей в составе группы; взаимодействие в группе/в паре, ориентированное на результат; превращение проблем в ресурс) Научить членов команды успешно противостоять стрессовым воздействиям управленческой деятельности без ущерба психическому и физическому здоровью Быстро и эффективно восстанавливать ресурс работоспособности

8 УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА руководители, учителя различных уровней; специалисты по работе с кадрами; другие сотрудники; представители родительских комитетов.

9 КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ Команда - это автономная группа профессионалов, создаваемая для оперативного, эффективного решения управленческих задач. Группа - это общность людей, объединенных совместной деятельностью, единством целей и интересов, взаимной ответственностью. Командообразование - процесс создания команды.

11 РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ РАБОЧИМИ ГРУППАМИ И КОМАНДАМИ

Рабочие группы, команды цели и задачи в работе определяются директором ОУ. Цели и задачи определяются руководителем команды совместно с ее членами, определение индивидуальных функций, обязанностей и задач для достижения командного результата. Основная деятельность направлена на выполнение командных задач. Личная ответственность. Личная и взаимная ответственность. Забота о результатах индивидуальной деятельности и преодоление личных трудностей. Забота о результатах деятельности каждого члена команды и коллективное преодоление трудностей, стоящих перед командой. Таким образом, команда - это автономная группа профессионалов, создаваемая для оперативного, эффективного решения управленческих задач.

12 Проектная команда. Это многофункциональная группа, в которой могут работать учителя разных учебных дисциплин, если это необходимо для реализации педагогического проекта. Для того чтобы выполнить проект, все члены команды должны тесно сотрудничать друг с другом. Обычно такие команды расформировываются по завершении проекта. Но в научно-исследовательской работе один проект может сменяться другим, а значит, члены команды могут работать многие годы. Команда по оперативному решению задачи. Их можно назвать целевыми командами, оперативными группами. Обычно это кратковременные группы. Квалификация членов команды связана со спецификой выполняемого задания: их привлекают для совместного изучения сложных или критических ситуаций, для выработки рекомендаций и их внедрения. Команда по вопросам усовершенствования. Как ясно из названия, эти команды занимаются оптимизацией учебно- воспитательного процесса. Команда управления. В некоторых учебных заведениях их называют управленческими командами. Но если каждый член администрации просто четко выполняет свои обязанности и не выходит за рамки их выполнения, то это еще не команда ТИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМАНД

13 В организационной структуре больших проектов и в их менеджменте можно выделить три типа проектных команд: 1. Команда проекта (КП) - организационная структура проекта создаваемая на период осуществления проекта либо одной из фаз его жизненного цикла. Задачей руководства команды проекта является выработка политики и утверждение стратегии проекта для достижения его целей. В команду проекта входят лица, представляющие интересы различных участников (включая стейкхолдеров) проекта.

14 ТИПЫ ПРОЕКТНЫХ КОМАНД 2. Команда управления проектом (КУП) - организационная структура проекта, включающая тех членов КП, которые непосредственно вовлечены в управление проектом, в том числе - представителей некоторых участников проекта и технический персонал. В относительно небольших проектах КУП может включать в себя практически всех членов КП. Задачей КУП является исполнение всех управленческих функций и работ в проекте по ходу его осуществления.

15 ТИПЫ ПРОЕКТНЫХ КОМАНД Команда менеджмента проекта (КМП) - организационная структура проекта, возглавляемая управляющим (главным менеджером) проекта и создаваемая на период осуществления проекта или его жизненной фазы. В команду менеджмента проекта входят физические лица, непосредственно осуществляющие менеджерские и другие функции управления проектом. Главными задачами команды менеджмента проекта являются осуществление политики и стратегии проекта, реализация стратегических решений и осуществление тактического (ситуационного) менеджмента.

16 Интерпретация места и роли команды проекта

Коммуникативный Стиль в команде отрабатывается стиль сотрудничества и взаимной поддержки Координация. Каждый из членов команды гибко участвует в координации работ. Социальный Имидж Наличие команды создает школе выгодный имидж, вызывая у партнеров доверие. Перспектива При наличии команды школа имеет преимущества при реализации стратегического плана Духовный Ценности. Работа в команде формирует созидательную систему ценностей у каждого члена. Рост работа в команде всегда содействует личностному и профессиональному росту членов команды, а значит и повышает эффективность команды в целом.

19 высокие результаты в работе; высокая удовлетворенность членов команды принадлежностью к ней и работой в ней; большое количество предлагаемых идей и решений; большое количество решенных проблем и высокое качество решений; положительный эмоциональный опыт. ПРИЗНАКИ ЭФФЕКТИВНОЙ КОМАНДЫ

21 размер ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ КОМАНДЫ Эффективность рабочей группы: ресурсы, сплочённость, пространственные ограничения нормы.

23 ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ КОМАНДЫ Стадии развития команды 1. Формирование 2. Конфликт 3. Установление норм (механизм контроля) 4. Реализация 5. Роспуск. Целенаправленный путь командообразования

25 Важной составляющей умения работать в команде является толерантность человека. Умение быстро адаптироваться в новом коллективе и выполнять свою часть работы в общем ритме; налаживать конструктивный диалог практически с любым человеком; налаживать конструктивный диалог аргументированно убеждать коллег в правильности предлагаемого решения; признавать свои ошибки и принимать чужую точку зрения; делегировать полномочия; как руководить, так и подчиняться в зависимости от поставленной перед коллективом задачи; сдерживать личные амбиции и приходить на помощь коллегам; амбиции управлять своими эмоциями и абстрагироваться от личных симпатий/антипатий.

27 ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА Содержание деятельности ОУ в инновационном режиме Управленческие команды Результат Изучение принципов построения эффективной педагогической команды, различных приемов и техники командообразования; техники распределения ролей между членами коллектива, сущности элементов педагогической технологии. Ситуативные группы из мотивированных на развитие учителей под руководством зам. директора по НМР

2.Инициативные группы (временно существующие для разработки путей решения какой-либо проблемы) Разработка проблемно- ориентированного анализа, концепции, стратегического плана развития, плана реализации этапов проекта.

Разработка: моделей выпускника (I-III ступеней обучения); критериев оценки трудовой деятельности педагогических кадров; системы стимулирования трудовой активности учителей

Ведущий инновационный компонент технология метода проектов.

1.Совет по стратегии и планированию развития школы.

2.ШМО учителей: технология метода проектов и обучение в сотрудничестве.

3.Годичные команды (команды учителей, обучающих детей одного возраста одна параллель классов)

4.Инициативная группа 1

5.Инициативная группа 2

30 ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Создание установки на достижение общей цели.

Развитие командной и персональной ответственности за результат.

Повышение эффективности делового взаимодействия внутри команды Формирование сплочённости, чувства принадлежности к команде Формирование позитивных ожиданий у участников от работы в команде.

Раскрытие творческого потенциала участников Помимо сугубо учебных достижений, профессиональный рост начинающего управленца (преподавателя), так как именно эта задача является одной из главных при создании команд подобного типа.

Мини-лекция. Мозговой штурм. Психогимнастические упражнения.

Ролевые игры Анализ конкретных ситуаций с использованием технологий КР.

Анализ видеопроб Групповые и индивидуальные упражнения и задания Анализ текущего опыта в формате "здесь-и-сейчас"

Аннотация. Статья посвящена повышению эффективности управления образовательным учреждением за счет перехода на командно-коллегиальную модель управления. Данная модель предполагает создание управленческих команд для решения определенных педагогических целей, объединенных в организационную структуру на принципах демократии, лидерства, целевом согласовании и обеспечении педагогического единства. В статье раскрываются основные подходы и условия формирования команды

Управленческая команда как фактор эффективного управления образовательным учреждением

Аннотация: Статья посвящена повышению эффективности управления образовательным учреждением за счет перехода на командноколлегиальную модель управления. Данная модель предполагает создание управленческих команд для решения определенных педагогических целей, объединенных в организационную структуру на принципах демократии, лидерства, целевом согласовании и обеспечении педагогического единства.В статье раскрываются основные подходы и условия формирования команды.Ключевыеслова: качество образования, командноколлегиальный подход, команда, педагогическая команда, управленческая команда.

Читайте также: