Школьное насилие как социальная проблема

Обновлено: 05.07.2024

Далеко не все ученики с радостью пошли первого сентября в школу, ожидая встречи с одноклассниками. Для многих из них этот день — черная дата, знаменующая возвращение в среду, где вновь придется столкнуться с унижениями, насмешками, нередко жестокостью со стороны сверстников. Не секрет, что подобным страхам подвержены и учителя — наверное, каждый из них хотя бы раз испытывал на собственной шкуре неуважение, оскорбительное поведение, а порой и откровенную травлю со стороны учеников.

В 2009 году общественная организация “Женский консорциум Украины” при поддержке Министерства образования и науки провела в ряде областей исследование под общим названием “Насилие в школе: проблемы и помощь, в которой нуждаются дети и учителя при их решении”. Результаты его свидетельствуют, что насилию в школе подвергаются 65% девочек и 50% мальчиков в возрасте 9-11 лет; 84% девочек и 70% мальчиков в возрасте 12-14 лет; 56% девочек и 51% мальчиков в возрасте 15-16 лет. В целом, по мнению школьников, в перечне мест, где они чаще всего сталкиваются с насилием, школа занимает третье место (53%) после улицы (89%) и семьи (71%). Но, говоря о собственном опыте, школу они ставят на первое место, за исключением мальчиков старшего и младшего возраста, которые говорят, что с насилием чаще сталкиваются на улице. В свою очередь, 65% опрошенных учителей замечали проявления насилия среди учащихся в своей школе. При этом 95% педагогов считают, что главным источником насилия по отношению к детям являются другие дети.

Согласно другим данным, которыми оперируют исследователи, по крайней мере, 5% учащихся подвергаются издевательствам в школах еженедельно или чаще. Причем эти тенденции остаются стабильными довольно длительное время, а значит, миллионы учеников испытывают на себе насилие и агрессию.

Формы проявления насилия, с которым сталкиваются школьники, разнообразны: побои, унижения, оскорбления, использование обидных прозвищ и так далее. Сегодня в профессиональный лексикон психологов входит понятие “буллинг”, которым активно пользуются и зарубежные коллеги (от анг. bullying — травля, запугивание, третирование).

Школьным буллингом, как правило, называют форму агрессивного поведения, при которой ученик повторно или постоянно подвергается негативным действиям со сторон одного или нескольких лиц. Различают физический буллинг – это умышленные удары, пинки, подзатыльники и другое и психологический - насилие, связанное действием на психику: словесные оскорбления или угрозы, преследование, запугивание, изоляция и бойкот, вымогательство и так далее.

Особое беспокойство вызывают все чаще отмечаемые случаи так называемого кибербуллинга — съемки избиений или унижений и распространение этого видео с помощью мобильных телефонов и сети Интернет; пересылка неоднозначных изображений и фотографий, травля одноклассника СМС-ками или распространение слухов и клеветы о нем в социальных сетях, чатах, на форумах и так далее.

Если последствия физического насилия заметны сразу, то выявить психологическое насилие адекватно отреагировать на него не так просто, а если между учителем и учениками нет доверия, то и вовсе невозможно.

“Педагоги склонны замечать преимущественно те формы насилия, мимо которых уже невозможно пройти, закрывая глаза на сложные для идентификации явления, или на те, где они зачастую чувствуют себя бессильными, — говорится в исследовании “Женского консорциума Украины”. — Поэтому потерпевшим детям очень часто не предоставляется адекватная помощь. Кроме того, такая позиция учителей провоцирует тех, кто оказывает насилие не только на его продолжение, но и на развитие и усиление подобных действий”.

Показательным в этом отношении является случай в одной из школ города Черновцы, вызвавший 2006 году волну возмущения по всей Украине. Шесть выпускников этой школы сняли восьмиминутный видеофильм под названием “Лох – это судьба”, в котором зафиксировали сцены избиения своих одноклассников и младших учеников, характерные для армейской дедовщины “приемы” и другие издевательства: опускание головы жертвы в унитаз, имитацию полового акта на одном мальчике и так далее.

Снималось все это в помещении школы. Смонтированный фильм был выложен в сеть Интернет. Скандал разразился лишь после того, как диск с фильмом анонимно попал к старшему помощнику прокурора Черновицкой области по вопросам защиты прав детей. Во время служебного расследования оказалось, что учителям школы было известно об этом случае, но они предпочли о нем умолчать, а некоторые и вовсе не усматривали в нем ничего вопиющего — мол, “мальчики хотели приколоться”.

Три года назад в Керчи произошла трагедия, наглядно демонстрирующая эффективность всех контролеров за счастливым детством. В реанимации местной больницы умерла 4-х летняя девочка. От побоев. Малышку два года “воспитывал” отчим, мать не перечила, боялась. Девочку держали дома взаперти, от постоянных избиений она стала ходить под себя. В ответ на это ее начали купать в ледяной воде, надевать мокрое белье, а кормить раз в сутки только хлебом и водой.

Первый раз девочка попала в больницу с закрытым переломом бедра, врачам сказала, что упала с кровати. Ей нужна была срочная операция, но мать забрала ребенка домой. Там гипс с девочки сняли (заставили ходить на сломанной ноге), а затем сами же снова его наложили. Чтобы она не могла доползти до кухни и найти еду, отчим привязывал ее веревками к кроватке.

Однажды, проснувшись после очередной пьянки, он увидел, что девочка сходила под себя, и пришел в бешенство. Сначала дернул ее за больную ногу (позже вскрытие показало, что он снова ее сломал), затем несколько раз ударил по голове кулаком (она получила черепно-мозговую травму) и несколько раз всем своим весом надавил на живот, затем на грудь (у девочки были повреждены практически все внутренние органы). После этого он взял ремень и начал ее избивать. Неделю ребенок лежал в кровати и медленно умирал. В больницу уже никто не обращался, а “скорую” мать вызвала только тогда, когда дочь перестала даже стонать.

Самое ужасное в этой истории то, что соседи все знали (из квартиры постоянно раздавались крики и плач ребенка) и даже подкармливали девочку, когда отчима не было дома. Почему не сообщили тем, кто должен этим заниматься, — вопрос, наверное, не только к этим самым соседям, но и к “семи нянькам”: в погонах, белых халатах, с корочкой социального работника. К ним же и еще один: почему, когда мать забрала из больницы ребенка, нуждающегося в срочной операции, никто не поинтересовался его дальнейшей судьбой?

Но подобные кошмары—дела совсем не давно минувших лет. Продолжаются они и сегодня. Буквально месяц назад в Херсонской области был задержан 40-летний житель одного из сел, который на протяжении девяти лет насиловал собственную дочь. Правоохранители говорят, что никто не знал о происходящем: девочка стыдилась рассказывать об этом и боялась, да и в школе, мол, училась на “отлично” и ничем не отличалась от сверстниц.

Как выяснилось, мужчина нигде не работал, жил на пенсии детей, которые выплачивались им после смерти матери. Кроме младшей дочери он “воспитывал” еще двоих старших детей своей жены: падчерица жила отдельно, а пасынок учился в ПТУ. Он-то и пожаловался руководству училища на отчима, который отбирает у него все деньги. Те, в свою очередь, обратились в службу по делам детей. Социальная служба встала на защиту парня и лишила отчима родительских прав на пасынка, который жил отдельно. А вот судьба младшей дочери, проживающей с лишенным родительских прав человеком под одной крышей, их, видимо, не заинтересовала: заявка же не поступала.

Когда изверг в очередной раз изнасиловал дочь, она решилась пожаловаться старшей сестре, и вместе они отправились в милицию. Там 15-летняя девочка рассказала, что все началось еще тогда, когда ей было всего шесть лет. При этом отец заставлял ее вместе с ним смотреть порнографические фильмы с участием взрослых и детей, которые при обыске обнаружили правоохранители. Где-то же он эти запрещенные фильмы доставал. И об этом в селе никто не знал? Возможно, в городе это и можно было скрыть, но в селе. Девять лет?

Особенно “радует”, когда в таких случаях вышеупомянутые “семь нянек” начинают выяснять отношения между собой — кто же больше виноват в том, что с ребенком случилось несчастье. Правоохранители обвиняют в равнодушии окружающих, педагогов, медиков и социальных работников. Те в свою очередь — милицию: мол, не любят там регистрировать подобные факты, до фиксации доходит лишь один из десяти. И если в Министерство социальной политики за прошлый год поступило 126 тыс. обращений о случаях насилия в семье (когда были обращения в милицию), то, чтобы получить реальную цифру, необходимо официальную умножить на десять. А пока идут поиски крайнего, по всей стране годами насилуют и избивают детей. И от тупого увеличения винтиков в бюрократической машине им легче не становится.

Эти и другие подобные факты дают возможность довольно четко определить характерные черты современного школьного насилия.

Во-первых, оно становится все более изощренным, циничным и жестоким. Психологи и педагогические работники отмечают рост агрессивности в поведении учеников, увеличение количества девочек-подростков, совершающих антиобщественные действия.

Во-вторых, агрессивность и жестокость проявляет не только двоечники или дети, воспитывающиеся в проблемных семьях. Шестеро “героев” черновицкой истории положительно характеризовались педагогами, окончили школу на достаточно высоком уровне и поступили в ВУЗы на престижные специальности.

В-третьих, в ситуациях насилия (особенно буллинга) обычно фигурируют не только жертва и ее конкретный обидчик, но и аудитория: те, кто смеется над жертвой, поддерживает обидчика, те, кто наблюдает за ними со стороны или (что бывает редко) вмешивается и помогает жертве.

В случае кибербуллинга эта аудитория может выходить не только за пределы класса, но и целой школы. Следовательно, каждый случай насилия в большей или меньшей мере оказывает воздействие на всю школьную среду.

В-четвертых, для адекватной помощи жертвам школьного насилия и разрешения конфликтных ситуаций становится все более очевидной необходимость привлечения специалистов: психологов и социальных педагогов. Ведь, как показывают результаты упомянутого исследования, дети стремятся отвечать на насилие насилием и ожидают таких же действий по отношению к агрессору со стороны учителей. Более того, опрос учащихся показал, что для разрешения ситуаций, связанных с насилием, они чаще всего привлекают друзей, прибегают к эскалации конфликта и к более жестоким формам потения.

Факторов, влияющих на рост агрессии среди школьников, не перечесть: кризис семейных взаимоотношений, падение авторитета учителя, размывание морально-этических ценностей в нынешнем обществе, утрата эмоциональной восприимчивости к чужой боли, вызванная обилием жестокости и насилия на теле- и киноэкранах, чрезмерное увлечение компьютерными играми, особенно “стрелялки” и так далее.

Более того, возникновение насилия и агрессии в школьной среде – явление в определенной степени естественное. Ведь, с одной стороны, агрессивность является неизбежной и, по мнению ряда психологов, нормальной формой активности ребенка, позволяющей ему самоутверждаться, добиваться своих целей, отстаивать свои интересы и так далее.

С другой стороны, формированию агрессии способствует сам школьный уклад. “Традиционная школа — это учреждение, заключающее в своей организационной структуре много элементов принуждения, таких как: обязательное посещение уроков, подчинение себя ритму уроков и перемен, пребывание в классном коллективе, участие в дидактических занятиях и так далее.

Школа в своей ежедневной действительности принимает характер учреждения, в котором жизнь существует по определенным правилам. Принуждение выражается также и в том, что отдельные формы деятельности и задачи, поставленные перед учениками, имеют инструментальный характер. Они служат больше реализации официальных задач школы, чем потребностям самих учащихся, — пишет в своей статье “Насилие и агрессия как общественные явления, возникающие в школьной среде” известная польская исследовательница Дорота Пстрог. — Тенденция сводится к тому, чтобы создавать большие школьные учреждения, которые посещает часто свыше 1000 учеников. Это обосновано экономическими аргументами и влияет на основное изменение характера школьной среды. Современная школа — это среда дегуманизированная и крайне формализованная, в которой ученик часто остается анонимным, неизвестным, лишенным возможностей индивидуальных, личных контактов с учителем”.

Все это, впрочем, не преуменьшает проблему школьного насилия, а наоборот, подчеркивает чрезвычайные сложности, с которыми связано ее решение.

С одной стороны, нужны определенные изменения в системе школьного образования. Эксперты рекомендуют укреплять штат школ психологами и социальными педагогами, активизировать работу социальных служб, повышать квалификацию педагогов, привлекать к решению конфликтных ситуаций и разработке механизмов профилактики насилия самих школьников и их родителей. Достичь всего этого в одночасье не удастся не только по экономическим причинам, но также в связи со сложностью и даже болезненностью налаживания атмосферы доверия между участниками образовательно-воспитательного процесса, ломки сложившихся стереотипов, школьного уклада и так далее.

С другой — актуальность проблемы должно осознавать общество в целом. Этого как раз не наблюдается. Не случайно на разных уровнях звучат призывы к легализации в школах физических наказаний как естественной и действенной формы воспитания и повышения авторитета учителя. Что ж, подобные призывы тоже являются звеньями в цепной реакции “насилие, порождающее насилие” — взрослые, ратующие за то, чтобы разрешить учителям колотить чужих (и своих) детей, в большинстве случаев сами становились жертвами школьного или семейного насилия в детстве.

Одним из эффективных способов профилактики конфликтов в учебных заведениях, формирования позитивной атмосферы в коллективах является создание школьных служб взаимопонимания. Они представляют собой команды старшеклассников-посредников (медиаторов), помогающих своим ровесникам решать конфликты мирным путем, используя в работе восстановительные практики — медиацию (добровольный и конфиденциальный процесс, в котором нейтральное, третье лицо (медиатор) помогает сторонам конфликта найти взаимоприемлемый вариант выхода из сложившейся ситуации) или круг принятия решений (обсуждение сложных вопросов в круге людей на основе равенства в общении). Работу служб организовывает координатор — обычно психолог или социальный педагог, прошедший соответствующую подготовку и владеющий знаниями и навыками руководства такой службой.

Восстановительные практики начинают применяться и в разрешении криминальных ситуаций с участием несовершеннолетних. Как отмечается в подготовленном общественными организациями Альтернативном отчете о реализации положений Конвенции ООН “О правах ребенка”, количество медиаторов в уголовных ситуациях возрастает, но их подготовка является бессистемной. На уровне государства программы по подготовке таких специалистов не созданы, не определены ВУЗы, способные проводить соответствующее обучение, не разработана система мониторинга качества реализации программ. Несмотря на принятие пленумом Верховного суда постановлений “О практике применения судами законодательства, в котором предусмотрены права потерпевших в результате преступлений” и “О практике применения судами законодательства в делах о преступлениях несовершеннолетних”, в которых рекомендовано использование программ примирения в делах, касающихся детей, эта практика, к сожалению, не стала системной.

Список использованной литературы.

1) Берковец Л. Агрессия: причины, последствия, контроль. СПб.: прайм - ЕВРОЗНАК, 2010 г.

2) Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. -СПб.: Питер, 2000 г.

3) Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. М.: “Мысль”, 1987 г.

4) В ракурсе дети: Алексей Лысенков — Санкт-Петербург, Олма Медиа Групп, 2007 г.

5) Виктимология. Психология поведения жертвы: И. Г. Малкина-Пых — Санкт-Петербург, Эксмо, 2010 г.

6) Насилие в зеркале аудиовизуальной культуры: К. А. Тарасов — Санкт-Петербург, НИИ киноискусства, Белый берег, 2009 г.

7) Насилие в семье: Р. И. Ерусланова, К. В. Милюхин — Санкт-Петербург, Дашков и Ко, 2010 г.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Насилие в школе: понятие, структура, содержание,

функции, основные условия и механизмы проявления

Школьное насилие – это вид насилия, при котором имеет место применение силы между детьми или учителями по отношению к ученикам или – что в нашей культуре встречается крайне редко – учениками по отношению к учителю.

Достаточно упомянуть такие распространенные в школах явления, как индивидуальная, групповая агрессия, жестокое обращение с одноклассниками, случаи шантажа, вымогательства, угрозы применения физического насилия и т.д., поведенческие реакции на которые учащегося - жертвы лежат в широком диапазоне, от ответной жестокости до суицидальных попыток. Чувство покинутости и обиды, ощущение беспомощности заставляют идти детей на крайние меры. Они пытаются доказать свою правоту, действуют в знак протеста.

Само понятие насилия рассматривается разными авторами по-разному. От узкого понятия - нанесение физического ущерба другому лицу, - до всеобъемлющей категории - ущемление прав человека. Сформулируем его таким образом, чтобы оно позволило рассмотреть данную проблему как объект педагогического внимания.

Насилие многолико и может проявляться в самых разнообразных формах: от клички и оскорбительного взгляда до убийства. Поэтому насилием является любое поведение, которое нарушает права другого. К тому же акт насилия имеет место даже в том случае, когда человек и не осознает этого. Дело в том, что дети и подростки зачастую не могут оценить поведение взрослых, поскольку не имеют достаточного опыта и знаний о своих правах. Например, если подросток вырос в семье, где приняты грубые оскорбления в адрес друг друга, то он принимает это как норму и вряд ли чувствует себя жертвой.

Школьное насилие подразделяется на эмоциональное и физическое.

Эмоциональное насилие вызывает у жертвы эмоциональное напряжение, унижает его и снижает его самооценку. Виды эмоционального насилия:

• насмешки, присвоение кличек, бесконечные замечания, необъективные оценки, высмеивание, унижение в присутствии других детей и пр.;

• отторжение, изоляция, отказ от общения с жертвой (с ребенком отказываются играть, заниматься, не хотят с ним сидеть за одной партой, не приглашают на дни рождения и т. д.).

Под физическим насилием подразумевают применение физической силы по отношению к ученику, соученику, в результате чего возможно нанесение физической травмы.

К физическому насилию относятся избиение, нанесение удара, шлепки, подзатыльники, порча и отнятие вещей и др. Обычно физическое и эмоциональное насилие сопутствуют друг другу. Насмешки и издевательства могут продолжаться длительное время, вызывая у жертвы травмирующие переживания.

Жертвой может с гать любой ребенок, но обычно для этого выбирают того, кто слабее или как-то отличается от других.

Существует еще одна классификация различных видов насилия.

Физическое насилие - нанесение ребенку физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие и лишают жизни. Физическое насилие включает также вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, дачу ему отравляющих веществ или медицинских препаратов, вызывающих одурманивание (например, снотворных, не прописанных врачом), а также попытки удушения или утопления ребенка.

Сексуальное насилие или совращение - использование ребенка (мальчика или девочки) взрослым или другим ребенком для удовлетворения сексуальных потребностей или получения выгоды. К сексуальному развращению относятся также вовлечение ребенка в проституцию, порнобизнес, обнажение перед ребенком половых органов и ягодиц, подглядывание за ним, когда он этого не подозревает: во время раздевания, отправления естественных нужд.

Психическое (эмоциональное) насилие - постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. К этому виду насилия относятся также постоянная ложь, обман ребенка (в результате чего он теряет доверие к взрослому), а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие его возрастным возможностям.

Пренебрежение интересами и нуждами ребенка - отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи. Типичным примером пренебрежительного отношения к детям является оставление их без присмотра, что приводит к несчастным случаям, отравлениям, и другим опасным для жизни и здоровья ребенка последствиям.

Как это ни прискорбно, но в школе в той или иной степени имеют место все эти виды.

В условиях школы прямыми признаками психического насилия над учащимися считаются:

угрозы в адрес обучающегося;

преднамеренная изоляция обучающегося;

предъявление к обучающемуся чрезмерных требований, не соответствующих возрасту;

оскорбление и унижение достоинства;

систематическая необоснованная критика ребенка, выводящая его из душевного равновесия;

постоянная негативная характеристика обучающегося; демонстративно негативное отношение к обучающемуся.

Наиболее часто жертвами школьного насилия становятся дети, имеющие:

– физические недостатки – носящие очки, со сниженным слухом или с двигательными нарушениями (например, при ДЦП), то есть те, кто не может защитить себя;

– особенности поведения – замкнутые дети или дети с импульсивным поведением;

– особенности внешности – рыжие волосы веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особая форма готовы, вес тела (полнота или худоба) и т. д.;

– неразвитые социальные навыки;

– страх перед школой;

– отсутствие опыта жизни в коллективе (домашние дети);

– болезни – эпилепсию, тики и гиперкинезы, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), нарушения речи – дислалия (косноязычие), дисграфия (нарушение письменной речи), дислексия (нарушение чтения), дискалькулия (нарушение способности к счету) и т. д.;

– низкий интеллект и трудности в обучении.

Большая склонность к насилию обнаруживается у детей, которые происходят из следующих семей. Неполные семьи . Ребенок, воспитывающийся родителем-одиночкой, больше склонен к применению эмоционального насилия по отношению к сверстникам. Причем девочка в такой семье достоверно чаще будет применять к другим эмоциональное насилие, чем мальчик.

Властные и авторитарные семьи. Воспитание в условиях доминирующей гиперпротекции характеризуется безусловным подчинением воле родителей, поэтому дети в таких семьях зачастую задавлены, а школа служит каналом, куда они выплескивают внутренне подавляемые гнев и страх.

Семьи с генетической предрасположенностью к насилию. У детей разная генетическая основа толерантности (переносимости) стресса. У детей с низкой толерантностью к стрессу обнаруживается большая предрасположенность к насильственным действиям.

Кроме того, низкая успеваемость также является фактором риска проявлений насилия. Исследования показали, что хорошие отметки по предметам прямо связаны с более высокой самооценкой. Для мальчиков успеваемость в школе не столь значима и в меньшей степени влияет на самооценку. Для них важнее успех в спорте, внешкольных мероприятиях, походах и др. видах деятельности. Неуспевающие девочки имеют больший риск проявления агрессии по отношению к сверстникам, чем мальчики с плохой успеваемостью.

Школьному насилию способствуют:

1. Анонимность больших школ и отсутствие широкого выбора образовательных учреждений.

2. Плохой микроклимат в учительском коллективе.

3. Равнодушное и безучастное отношение учителей. Школьное насилие оказывает на детей прямое и косвенное влияние.

Во-вторых, роль жертвы является причиной низкого статуса в группе, проблем в учебе и поведении. У такого ребенка выше риск развития нервно-психических и поведенческих расстройств. Для жертв школьного насилия чаще характерны невротические расстройства, депрессия, нарушения сна и аппетита, в худшем случае возможно формирование посттравматического синдрома.

В-третьих, у подростков школьное насилие вызывает нарушения в развитии идентичности. Длительный стресс порождает чувство безнадежности и безысходности, что, в свою очередь, является благоприятной почвой для возникновения мыслей о суициде.

Насилие в школе - проблема, о которой долгое время было не принято говорить.

Одним из аспектов проблемы насилия является жестокое обращение с детьми и пренебрежение их интересами, и как следствие, насилие в отношениях между детьми.

Профилактике и коррекции асоциального поведения детей и подростков в муниципальной системе образования уделяется серьезное внимание. Процесс социализации в условиях современного образования учащихся, трудности, связанные с самоутверждением молодого человека в коллективе сверстников, семье, - все это часто ведет к возникновению субъективно сложных, проблемных и кризисных ситуаций в жизни ребенка и подростка.

Кроме того, эти требования несут в себе элементы насилия. В традиционном обучении стремление педагога добиться их выполнения приводит к возникновению педагогического насилия, которое принимает конкретные формы в процессе взаимодействия учителя с учащимися. Таким образом, педагогическое насилие заложено в самих технологиях традиционного обучения, и если педагог не в состоянии его нейтрализовать, то могут возникать и ситуации педагогического произвола.

Сегодня достаточно ясно обозначился и факт жестокости учащихся по отношению друг к другу: дети бьют тех, кто слабее; унижают тех, кто не смог за себя постоять; оскорбляют тех, кто не смог ответить и т.д. Безусловно, что подобные проблемы детского коллектива существовали и раньше. Однако раньше становление и развитие коллектива происходило в поле зрения педагогов и с помощью детских общественных организаций. Сегодня отсутствие квалифицированных кадров, умеющих работать с детским коллективом, незаинтересованность многих классных руководителей взаимоотношениями детей в классе, отсутствие или недостаточная активность детских общественных движений в школе, педагогика мероприятий, приводят к деформации отношений между субъектами образовательного процесса.

В этих условиях особенно актуальна проблема анализа агрессивного поведения подростков, и в первую очередь возможность его коррекции, управления и контроля за ним.

Внешними источниками насилия для детей и подростков часто являются родители или родственники, соседи, случайные знакомые, страдающие психическими аномалиями и имеющие глубокие психологические проблемы, а также, как это ни парадоксально, педагоги и воспитатели.

Поэтому на первый план, наряду с необходимостью организации помощи пострадавшим детям и подросткам, выступает задача создания профилактики - мер по снижению вероятности проявления актов системы насилия в учебных заведениях . Для создания такой системы необходимо выявление факторов, провоцирующих жестокое обращение, и условий, снижающих возможность агрессивного поведения.
Школа неотделима от общества и несет в себе все те явления, включая негативные, которые происходят в стране. Более того, сама школьная система по своей природе носит явно выраженный насильственный характер. Школа - это учреждение с жесткими нормативными требованиями ко всем членам школьного сообщества и регламентированием жизнедеятельности. Неизбежно встает вопрос: где же та грань, за которой начинается насилие? Скажем, следует ли считать насилием требования педагога к школьникам о том, чтобы они выполняли домашние задания? И вообще, как отличить необходимое педагогическое воздействие от педагогического же насилия?

На наш взгляд, данное отличие лежит не столько в области форм и методов такого воздействия, сколько в сфере целей, преследуемых данным конкретным педагогом. Причем речь идет об истинных личностных целях, которые зачастую прикрываются стандартными и, вполне гуманными воспитательными задачами. Так, педагог, который оскорбляет ученика, оправдывает это необходимостью пробудить в нем совесть. В действительности же он прибегает к такой форме воздействия для того, чтобы оправдать собственное бессилие, неумение сделать это другими способами и тем самым доказать собственную значимость.

Кроме жесткости образовательной системы, подавляющей личность, зачастую в школе дети подвергаются непосредственному насилию как со стороны сверстников, старшеклассников, так и со стороны педагогов. Основными факторами, провоцирующими жестокость в ученическом сообществе, являются:

• внутриличностная агрессивность учащихся, зависящая от индивидуальных особенностей. Она обостряется в период подросткового кризиса личности, а ведь около 60 процентов учащихся принадлежат именно к этой возрастной группе;

• предшествующий опыт жизнедеятельности школьников, включающий в себя проявления собственной агрессивности и наблюдения аналогичных проявлений в ближайшем окружении - в семье, в референтной (значимой) группе сверстников, в учреждениях образования, посещаемых ранее;

• недостаточный уровень развития коммуникативных навыков, в том числе отсутствие примеров и опыта ненасильственных взаимоотношений и знаний о собственных правах;

• традиции школьной среды, провоцирующие и стимулирующие жестокость. К ним следует отнести:

а) общий психоэмоциональный фон учреждения образования, характеризующийся высоким уровнем тревожности и психической напряженности субъектов взаимодействия в совокупности с неумением контролировать собственные эмоции и регулировать состояния;

г) систему взаимоотношений внутри классного коллектива (как референтной группы);

е) традиции в социуме, пропагандируемые средствами массовой информации.

По мнению австрийского психоаналитика Гельмута Фигдора, одним из факторов, провоцирующих насилие в образовательных учреждениях, является редукция социальных отношений. Она проявляется в том, что школа ориентируется на формирование ригидного характера, требуя и закрепляя в учащихся определенные черты или даже провоцируя множество конфликтов, выражающихся в школьных трудностях.

Во-первых, помнить, что нарушения дисциплины, агрессивность, и т.д. – это важнейшие проявления, свидетельствующие о том, что ребенок не подчиняется (принудительной) системе школьных занятий.

Во-вторых, необходимо постоянно заинтересовывать школьников учебным материалом, давать им возможность проявлять спонтанность и самостоятельность, а так же приобретать навыки эффективного общения и кооперирования.

Лишь некоторые из этих факторов можно изменить в условиях российского образования. В первую очередь речь должна идти об изменении характеристик школьной среды.

Педагогические действия могут провоцировать или нейтрализовать проявления агрессивности детей и взрослых. Исследования показали, что преобладание в отношении взрослого к ребенку или подростку психологического насилия провоцирует проявления жестокости и агрессивности со стороны детей. Так, если классный руководитель предъявляет к своим ученикам необоснованные требования, оскорбляет и подавляет их, то в таком классе агрессивность и враждебность гораздо выше, нежели в классах, где педагог относится к ученикам уважительно и доброжелательно.

Чем жестче система контроля и ограничения свободы школьников, тем чаще они проявляют агрессивность к более слабым ребятам, а подчас даже и к педагогам. Правда, последнее чаще делается тайком, но случаются и демонстративные формы протеста. Так, четырнадцатилетняя девочка, успешно окончившая 9-й класс средней школы и поступившая в музыкальное училище, была исключена из него спустя полтора месяца после начала учебы за открытое непослушание некоторым педагогам. При анализе ситуации выяснилось, что в училище до сих пор существует система жестких авторитарных требований старой системы образования. Например, девочкам нельзя носить короткие юбки. Подобные необоснованные запреты, естественно, не принимаются подростками и вызывают соответствующую реакцию. Результат - сильная озлобленность и депрессия у девочки, нервный срыв у ее мамы.

Многие учителя прибегают к крику как к самому быстрому способу заставить ребенка или класс выполнять свои требования, особенно если речь идет о "трудных" классах, когда дети уже привыкли к такому общению и не реагируют на замечания, высказанные спокойным голосом. Конечно, хо­ роший учитель должен уметь владеть своим голосом и выбирать особую инто­нацию и тон для замечания. Совсем не обязательно кричать, достаточно изме­ нить темп своей речи, сделать ее более акцентированной, увеличить паузы между словами. Тем более, что чем чаще вы повышаете голос, тем быстрее дети привыкают к этому и перестают на него реагировать. Если учитель хочет при­ влечь к своим словам внимание расшумевшихся учеников, то вместо крика он может говорить чуть тише обычного. Важно помнить, что крик может стать причиной тяжелой психической травмы у ребенка, особенно в младшем школь­ ном возрасте, в результате которой выработается общее неприятие учителя, школы и учебы в целом.

Недопустимо навешивать ярлыки на детей и предвзято относиться к ученикам. Тем более непозво­ лительно критиковать учеников за их внешний вид только потому, что он не соответствует эстетическим представлениям учителя и переносить оценку с внешнего вида на ребенка в целом. При этом педагогу важно знать, что боль­ шинство людей стремятся соответствовать тем ожиданиям, которые с ними связывают. Если учителя ожидают более высо­ ких интеллектуальных и нравственных достижений от своих учеников, они получают от них эти достижения.

Заниженная оценка учащегося приводит к понижению его самооценки (особенно у младших школьников) и утрате положительного представления о себе как личности. Это можно отнести и к отметкам. Жесткое воздействие школьных норм в области контроля знаний и результатов приводит к тому, что самые слабые учащиеся имеют мало шансов сохранить уважительное мнение о себе, они пытаются самоутвердиться другим способом, восставая против системы в целом (преподавателей, администрации, школы как струк­ туры, которую нужно закрыть, других учащихся, уроков, которые надо сорвать и т. д.).


ШКОЛЬНОЕ НАСИЛИЕ КАК ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В последние годы все мировое сообщество выражает озабоченность по поводу роста школьного насилия в различных формах. Высокий уровень агрессии и жестокости захлестнул современные школы: учащиеся используют холодное и огнестрельное оружие, высокотехнологичные устройства для демонстрации жестокого поведения по отношению к сверстникам и педагогам в Интернет-сети, преследование с использование социальных сетей и др. В то же время современные отечественные психолого-педагогические исследования практически не затрагивают эту проблему, несмотря на ее несомненную актуальность. Поиск путей эффективного решения этой проблемы активизировал наш научный поиск в обозначенном проблемном поле.

Одновременно в этот же период в связи с резким ухудшением социально-экономической ситуации в стране, снижением уровня зарплат представителей бюджетной сферы, оттока интеллектуальной элиты на Запад произошло падение престижа учителя, выразившееся в общем неуважении к его личности.

Современный подросток владеет информационными технологиями и не обладает элементарной правовой культурой, не в полной мере осознает результаты своих поступков, не знает своих прав и обязанностей. Накладываясь на кризис возраста, проявляющийся в нарушениях поведения, асоциальных проявлениях и общем негативизма, указанные обстоятельства детерминируют всплеск школьного насилия.

Если тридцать лет назад учителя чаще всего фиксировали такие нарушения школьного поведения, как невыполнение домашних заданий, гиперактивность на уроках, уклонение от сбора металлолома, отсутствие школьной или спортивной формы, прогулы занятий и др., то сегодня отмечается грубость в отношениях со сверстниками и педагогами, демонстративное подавление личности учителя, драки, ранние беременности школьниц, избиение младших школьников (весьма часто с признаками межнациональной розни), алкоголизм, наркомания, изнасилования и даже убийства. Таким образом, отмечается резкое смещение нарушений нормативного поведения школьников в сторону делинквентности, противоправности.

Для целей нашего исследования необходимо определиться с лексико-графическим терминологическим анализом основных дефиниций исследования.

Согласно нашему плану исследования мы рассмотрели проблему школьного насилия со следующих позиций:

влияние школьного насилия на психологический статус школьника.

возможности педагогической профилактики школьного насилия.

возможности педагогической коррекции последствий школьного насилия.

Ряд современных исследований затрагивает первый аспект проблемы (О.В. Ладыкова, 2004; В.П. Устинов, 2005; И.А. Марголина, 2006; М.В. Смагина, 2006; В.Ю. Лаптева, 2010;).

Как отмечает В.П. Устинов (2005), следует различать психологическое, физическое, сексуальное и эмоциональное насилие, имеющие разный уровень влияния на психику школьника.

Последствиями психологического насилия выступают периодические депрессии, высокий уровень внутреннего напряжения, сниженная самооценка.

Физическое насилие способствует формированию недоверия к окружающим, страхи по отношению ко взрослым, высокий уровень агрессии, резкое снижение способностей ребенка.

Сексуальное насилие формирует у ребенка амбивалентность реакций по отношению к взрослым, чувство вины, перепады настроения, высокий уровень разговорчивости либо, наоборот, замкнутость. В исследовании М.Н.Гамиля (2010) на примере йеменских детей 6-7 лет, переживших такое насилие, отмечается что для них характерны агрессия, зависимость, нарушения самооценки, эмоциональной стабильности. Чем старше ребенок, тем более выраженными становятся, проявления посттравматического стрессового расстройства (немедленное реагирование, высокий уровень возбудимости нервной системы, навязчивое воспроизведение, реакции избегания), нарушения мышления и поведения.

Последствиями эмоционального насилия выступают вербальная агрессия, мстительность, потеря коммуникативного контакта с окружающими, высокий уровень негативизма по отношению к человеку, выступающему источником насилия.

Общим результатом насилия по отношению к ребенку является нарушение системы доверительных отношений между ним и миром взрослых, которое порождает снижение обучаемости школьника, так как он не принимает помощи учителя, негативно относится к школе и учебе.

М.В. Смагина (2006), изучая различные виды семейного насилия, предложила следующую классификацию:

1. Моральное (или психическое) насилие. К этому виду насилия относятся различные оскорбления, унижение членов семьи, пренебрежение основными нуждами и правами детей (в том числе на образование и досуг).

2. Физическое насилие (любые виды преднамеренного нанесения физических повреждений.

3. Экономическое насилие (чаще относящееся ко взрослым членам семьи и выражающееся в ущемлениях в материально-финансовой сфере деятельности семьи).

4. Сексуальное насилие (как с целью удовлетворения извращенных потребностей, так и для получения материальной выгоды).

В работах В.Ю. Лаптевой (2010) анализируются психологические особенности подростков с разным уровнем защищенности от психологического насилия в образовательной среде. Автор отмечает рост числа актов психологического насилия в отношении школьников со стороны лиц, профессионально обученных работе с детьми (особенно учителей), с разной степенью осознания взрослым последствий своих поступков, так как если физическое и сексуальное насилие признаны аморальными и осуждаются обществом, то проблема психологического насилия (как в отношении ученика, так и в отношении учителя) требует научного и гражданского осмысления.

В.Ю. Лаптева отмечает, что можно выделить две основные группы подростков – с высоким и низким уровнем психологической защищенности от психологического насилия в школе. Для первых характерны независимость поведения, целостное воспитание мира, сформированность ценностных ориентаций, стремление к самореализации и социальной желательности поведения, развитые лидерские качества. Для вторых характерна низкая способность к самосовершенствованию, сниженная мотивация учения, стремление к признанию своих достижений в социуме, предпочтение сферы увлечений. При этом психологическое насилие в образовательной среде способствует изменению указанных характеристик в когнитивной, поведенческой и эмоционально-волевой сферах у обеих групп школьников (снижение учебной мотивации, тревожность, агрессивность, ригидность).

Выявленная В.Ю. Лаптевой гендерная специфика проблемы показывает, что мальчики чаще оказываются жертвами психологического насилия со стороны учителя, а девочки – со стороны сверстников.

В исследовании И.А. Марголиной (2006) исследуются особенности психического дизонтогенеза у детей, пострадавших от хронического физического насилия в семье, которое автор рассматривает как психогенный фактор, вызывающий психические нарушения, которые можно характеризовать как специфический симптомокомплекс. Структуру этого симптомокопмлекса составляют нарушения эмоционально-волевой сферы, искажение формирования личностных черт, задержка психического развития, вегето-сосудистые нарушения и астения. Выраженность этих симптомов зависит от возраста ребенка и длительности воздействия физического насилия.

По данным И.А. Марголиной, эмоциональные нарушения носили характер тревожной депрессии, дисфорических вспышек на фоне суженного сознания, двигательной расторможенности, драчливости.

Второе направление нашего теоретико-методологического анализа проблемы школьного насилия сфокусировано на изучении возможностей педагогической профилактики. В трудах ряда авторов (Е.А. Азарова, 2003; Н.Ю. Шульга, 2011) рассматриваются различные стороны этого процесса.

Н.Ю. Шульга (2011) в системе профилактики школьного насилия ведущую роль отводит социальному педагогу, отмечая необходимость специальной организации процесса формирования готовности указанного специалиста к этой работе. Автор указывает, что готовность социального педагога к такой деятельности представляет собой необходимое профессионально-личностное образование, выражающееся в целевой направленности на социально-педагогическую поддержку школьника, попавшего в ситуацию насилия, и на предупреждение таких ситуаций через формирование в образовательном пространстве школы гуманистического стиля взаимоотношений и способностей у учителей и учащихся к контролю своего поведения.

В числе функций социального педагога по педагогической профилактики школьного насилия – диагностическая (анализ ситуации и отношения к ней субъектов образовательного процесса); оценочная (выявление ситуаций насилия и возможностей его нейтрализации); проектировочная (проектирование форм, методов и средств профилактики); исполнительская (реализация проекта профилактики в конкретных условиях).

И.А. Марголина (2006) считает, что профилактика физического насилия в семье должна включать гармонизацию детско-родительских отношений, просветительскую деятельность с будущими и молодыми родителями в женских консультациях и поликлиниках, а воспитательную работу среди учащихся старших классов общеобразовательной школы и учреждений среднего и высшего профессионального образования.

В исследовании Е.А. Азаровой (2003) отмечается, что проблема насилия почти не рассматривается современными учеными-педагогами, так как, в основном, ею занимаются те, кто по роду своей профессиональной деятельности в большей степени затронут в системе профилактики и коррекции: криминалисты, правоведы, психологи-криминологи, служители религиозного культа.

Автор указывает на возможности православной культуры в формировании специфического духовно-нравственного климата семьи, способствующего установлению доброжелательных доверительных отношений между взрослым и ребенком, который является стержнем педагогической профилактики семейного насилия. Е.А. Азарова выдвигает следующие принципы православного воспитания ребенка, способствующие устранению семейного насилия:

- признание духовности ребенка;

- подавление греховной природы ребенка;

- иерархическое воспитание духа, души и тела;

- послушание и авторитет родителей;

- молитвы и воцерковление (особый обряд Русской православной церкви, производимый на 40й день после рождения ребенка, предполагающий вхождение в число членов церкви);

- любовь к семье и людям.

При этом задачами педагогической профилактики семейного насилия в отношении ребенка выступают: сотрудничество семьи, государства и церкви; гармонизация семейных взаимоотношений; научное осмысление феномена насилия.

Третий аспект нашего теоретико-методологического анализа включал в себя исследование проблематики педагогической коррекции и устранения последствий насилия (М.В. Смагина, 2006; В.В. Дерябина, 2010).

Социологический анализ проблемы насилия в Российской Федерации позволил М.В. Смагиной (2006) определить следующие направления педагогической работы по его преодолению:

1. Мотивационно-ценностное – повышение педагогической компетентности родителей.

2. Социальное – активизация социально-экономической политики и развитие комплексной системы обслуживания семьи.

3.Государственно-правовое – развитие ювенальной юстиции в России.

О.В. Ладыкова (2004) считает, что основным условием педагогической коррекции последствий жестокого обращения с детьми является междисциплинарное согласованное профессиональное взаимодействие команды специалистов школы, с четким определением функций и роли каждого специалиста. Автор отмечает, что в состав такой команды специалистов должны входит люди с комплиментарными навыками, имеющие общую цель, задачи, идеологию и методологию работы, способные контролировать значимые ситуации в жизни ребенка, эмпатичные и восприимчивые к мнению других.

В.В. Дерябиной (2010) на основе индивидуально-дифференцированного подхода разработано шесть программ коррекционно-развивающей работы с детьми, пережившими различные виды насилия:

1. При эмоциональном насилии эффективным средством воздействия на личность ребенка дошкольного возраста является игровая терапия, а для ребенка младшего и подросткового возраста – когнитивно-поведенческая психокоррекция.

2. При физическом насилии для дошкольников и младших школьников предлагается музыкальная психокоррекция, а для более старших детей - когнитивно-поведенческая с моделированием поведения.

3. При сексуальном насилии для дошкольников и младших школьников вновь предлагается игровая терапия, а для подростков – арттерапетивческая коррекция.

3. При комплексном насилии – сочетание игровой терапии и арттерапевтической коррекции.

Рассмотрев теоретико-методологические аспекты психолого-педагогического анализа проблемы профилактики школьного насилия, мы предлагаем взять за основной посыл исследования предположение, что основным фактором профилактики школьного насилия может выступать формирование правовой культуры подрастающего поколения, которое способствует развитию правосознания юных граждан, их социальной и гражданской активности, профилактике асоциальных явлений в молодежной среде.

1 Дерябина В.В. Психологическая помощь детям, пережившим насилие в семье: дис. канд.психол.н. – М.: МГПУ, 2010 – 333 с.


В статье рассматривается проблема школьного насилия, ее актуальность в обществе. Проводится теоретический анализ понятия буллинга в психологии, описываются психологические особенности детей, подвергшихся школьному насилию. Эмпирически исследуются личностные особенности детей, предрасполагающие их к переживанию школьного насилия; психоэмоциональное состояние детей, перенесших школьное насилие.

Ключевые слова: школьное насилие, личностные особенности, психоэмоциональное состояние.

Агрессивное поведение у детей в школьной среде является актуальной проблемой современного общества. Рост агрессии обусловлен системой факторов: ухудшением социально-экономических условий жизни, кризисом семьи как института воспитания, невниманием школы к психоэмоциональному состоянию детей, ростом соматических заболеваний и пограничных расстройств у детей.

Участились случаи проявления школьного насилия среди сверстников: унижение, оскорбление личности друг друга, групповые драки, носящих ожесточенный характер. В этих условиях особенно актуализируется анализ проблемы школьного буллинга.

Проблема буллинга — школьного насилия — долгое время умалчивалась, о ней было не принято говорить, так как в нашем сознание доминировали установки о том, что школьная социальная среда психологически безопасна для наших детей.

Сегодня становится понятно, что в любом школьном коллективе есть дети, подвергающиеся насмешкам и издевательствам со стороны сверстников. Систематическое пребывание в такой травмирующей ситуации может приводить к снижению учебной мотивации, отказам от посещения школы, формированию невротических и психосоматических расстройств у детей.

Первые единичные публикации К. Дьюкса на тему школьного насилия появились в 1905 г. Но систематические исследования проблемы буллинга принадлежат скандинавским и британским ученым, среди них: Д. Олвеус, П.П. Хайнеманн, А. Пикас, Е. Роланд, В.Т. Ортон, Д.А. Лэйн, Д.П. Таттум, Е. Мунт. Среди перечисленных исследователей Д. Олвеус и сегодня остается самым авторитетным исследователем проблемы буллинга. Он провел первое систематизированное исследование буллинга в начале 1970-х гг. в Норвегии. Тогда он отнес к группе агрессоров около 7 % школьников, а 15 % учеников к группе жертв. Аналогичные данные были получены в США: 15-20 % учеников испытывают постоянное преследование в виде изоляции, запугивания или физического насилия со стороны своих сверстников в процессе обучения [3].

В отечественной психологии существенное место в своих исследованиях данной проблеме уделили: М.М. Смыслова, Д.Н. Соловьев, Л.К. Фортовой, В.С. Собкина, Е.Н. Романова.

По данным исследований Соловьева Д.Н в травле непосредственно или косвенно обязательно принимает участие 80 — 88 % учащихся подросткового возраста. До 10 % детей регулярно (раз в неделю и чаще) и 55 % эпизодически (время от времени) подвергаются издевательствам со стороны одноклассников. 26 % матерей считают своих детей жертвами таких издевательств [3].

В переводе с английского языка буллинг (bullying) означает травлю, запугивание, третирование. Раньше это было просто житейское понятие, но в последние 20 лет оно стало международным термином [4]. Буллинг — явление глобальное и массовое.

Именно, исходя из сказанного, под буллингом понимается тип деструктивного конфликтного взаимодействия в группе, при котором обидчиком в отношении жертвы, не способной себя защитить, осуществляются длительные повторяющиеся насильственные действия.

Таким образом, мы рассматриваем школьный буллинг как длительный процесс сознательного жесткого отношения, физического и (или) психологического, со стороны одного или группы детей к другому ребенку.

Буллинг включает в себя четыре главных компонента:

  1. Агрессивное и негативное поведение.
  2. Агрессивное поведение осуществляется регулярно.
  3. Агрессивное поведение происходит в отношениях, участники которых обладают неодинаковой властью.
  4. Агрессивное поведение является умышленным [1].

Жертвой может стать любой ребенок, но обычно для этого выбирают того, кто слабее или как-то отличается от других. Наиболее часто жертвами школьного насилия становятся дети, имеющие:

– физические недостатки. Детей с физическими недостатками — носящих очки, имеющих сниженный слух или с нарушениями движений (например, при ДЦП), то есть тех, кто не может дать адекватный отпор и защитить себя — обижают гораздо чаще;

– особенности поведения. Мишенью для насмешек и агрессии становятся замкнутые дети (интроверты и флегматики) или дети с импульсивным поведением. В какой-то мере гиперактивные дети бывают слишком назойливыми, при этом более наивными и непосредственными, более чувствительными, чем их сверстники;

– особенности внешности. Все то, что выделяет ребенка по внешнему виду из общей массы, может стать объектом для насмешек: рыжие волосы, веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особенная форма головы, вес тела;

– страх перед школой. Он чаще возникает у тех, кто идет в школу с отрицательными социальными ожиданиями в отношении нее. Иногда этот страх индуцируется от родителей, у которых в свое время были проблемы в школьном возрасте;

– отсутствие опыта жизни в коллективе (домашние дети). Дети, не посещающие до школы детский коллектив, могут не иметь необходимых навыков, позволяющих справляться с проблемами в общении. При этом часто они могут превосходить своей эрудицией и умениями детей, ходивших в детский сад;

Буллинг в школе, приводит к тому, что жертва теряет всякую уверенность в себе и своих возможностях. Это явление может привести к разным по тяжести отклонениям в психике, а также к психосоматическим заболеваниям, и может явиться причиной самоубийства.

Несомненно, школьному насилию способствуютравнодушие учителей к межличностным отношениям детей в школьных коллективах и стремление к сохранению анонимности информации, происходящей в школе.

Теоретический анализ проблемы позволяет говорить о распространенности данного явления в современных школах, а значит о необходимости разработки программ психологического сопровождения детей, подвергающихся школьному насилию.

Нами было проведено исследование, направленное на выявление детей, которые подвергаются насилию со стороны одноклассников и изучение их личностных особенностей, предрасполагающих к проявлению насилия по отношению к ним.

Исследование проводилось на базе МБОУ Туриловской СОШ Миллеровского района. В нем приняли участие 24 школьника в возрасте от 12 до 14 лет, учащихся 7-8 классов.

В процессе исследования были использованы методика оценки тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина, тест цветовых предпочтений Люшера и разработанная нами анкета для выявления детей, подвергавшихся физическому и психологическому насилию.

Выявленные личностные особенности предрасполагают учащихся к переживанию насилия со стороны сверстников.

Психоэмоциональное состояние детей, подвергшихся школьному насилию, характеризуется повышенной тревожностью, выраженным нервно-психическим напряжением, импульсивностью и раздражительностью. Наблюдаются признаки хронической усталости, снижения настроения в силу фрустрированности основных жизненных потребностей.

Полученные результаты показывают необходимость оказания психологической помощи учащимся, пережившим насилие, и определить ее основные аспекты.

Психологическая работа должна проводиться в двух направлениях:

  1. Профилактика среди учащихся школ проявлений физического и психологического насилия путем повышения сплоченности учебных коллективов, формирования ценности дружбы и взаимоподдержки.
  2. Психокоррекционная работа с детьми, пережившими школьное насилие, направленная на нормализацию психоэмоционального состояния, активизацию личностных ресурсов, повышение устойчивости к стрессу, обучение навыкам эмоционально-волевой саморегуляции.

Основные термины (генерируются автоматически): школьное насилие, ребенок, агрессивное поведение, психоэмоциональное состояние детей, физическое насилие, выявление детей, группа детей, негативное поведение, психологическое насилие, психоэмоциональное состояние.

Читайте также: