Школьное лесничество как форма экологического воспитания в школе

Обновлено: 05.07.2024

Аннотация. В статье представляется опыт создания и организации деятельности школьного лесничества в Лентьевской школе; раскрыты задачи и направления деятельности для реализации экологического воспитания учащихся.

Ключевые слова : школьное лесничество, экологическое воспитание.

Много различных мероприятий у школьников проходит в лесу: экскурсии, субботники, исследования. У нашего лесничества есть своя закреплённая территория леса, на которой организована экологическая тропа. Школьное лесничество проводит большую работу: и теоретическую, и профориентационную, и практическую.

В то время школьное лесничество не было оформлено документально, но природоохранная работа активно велась – школа тесно сотрудничала с Лентьевским лесничеством, которым руководил лесничий Борис Иванович Евстигнеев. Он ветеран - прошел всю войну, а его мирный труд в Лентьевском лесничестве отмечен орденом Ленина.

Именно Борис Иванович предложил лентьевским школьникам создать школьное лесничество, за которым закрепили несколько лесных кварталов общей площадью 1282 га. Лентьевское лесничество давало детям поручения: собирать сосновые шишки, помочь с посадкой сосен в делянках, изготовить скворечники, посадить лесозащитные полосы.

Основная работа проводилась летом. В одних кварталах было организовано только патрулирование в пожароопасный период; в других – наблюдение за ежегодным приростом различных пород деревьев; в третьих – проведение посадок и наблюдения за их приживаемостью. Для всех было обязательным озеленение улиц, изготовление скворечников, выращивание цветочной рассады и закладка цветников, сбор сосновых и берёзовых почек, сбор лекарственных растений и многое другое. Наиболее почетным и важным было поручение – в летний период дежурить на противопожарной вышке и следить за противопожарным состоянием леса.

В нашем питомнике были высажены семена кедра, за которыми всегда осуществлялся своевременный уход. Три исследовательских проекта, отмеченных и на областном, и на Всероссийском уровне, были посвящены именно кедру.

Экологический театр организовывал выступления классов на школьном театральном фестивале, а также выступал со своими постановками в сельском доме культуры и на областном слете школьных лесничеств в Великом Устюге.

В настоящее время в разработке находится еще одна экскурсия в форме театрального представления.

Именно такую цель преследует экологическое образование – получение воспитательного и практико-деятельностного результата, то есть готовности выпускников школы к экологически ответственным действиям и поведению [2].

Таким образом, организация и работа школьного лесничества является эффективной формой экологического воспитания учащихся.

Список литературы:

Бурова С.В. Парадигма экологического образования как необходимое условие устойчивого развития общества / Человек и образование. – 2011. - №1(26). – с. 24-27.

Сурайкина Е.Г. Развитие научного отношения к проблеме формирования экологической культуры в системе школьного образования / Вестник Красноярского педагогического университета им. В.П. Астафьева. – 2015. - №2(32). – с. 20-24.


В настоящее время в соответствии с национальным проектом “Образование” экологическое воспитание школьников становится одним из наиболее перспективных направлений. При школах организуются детские и подростковые экологические объединения. Они различаются по форме, методам, приемам и стилю работы, однако задачи у них одни: привить учащимся любовь к родному краю, научить их бережно относиться к природе, расширить знания в области биологии, экологии и других естественных наук, сформировать трудовые умения и навыки.

— теоретическая часть — 150 ч;

— практическая часть — 80 ч;

— исследовательская часть — 32 ч.

Цели: воспитать чувство единства с природой, привить любовь к родному краю, научить бережному отношению к “зеленому другу”.

— укрепление и расширение знаний об основах охраны природы, особо охраняемых территориях, развитие навыков практической работы по охране и защите леса: посадка и посев леса, сбор лекарственного сырья, умение вести наблюдения, описания леса;

— осмысление связи между деятельностью человека и природой, выработка собственного нравственного отношения к окружающему миру, стремление улучшить его.

Разработанная программа школьного лесничества учитывает национально-региональный компонент. Школьники, изучая природу и экологию родного края, приобретают знания о природно-культовом комплексе Новгородского края.

По программе предусмотрено активное вовлечение детей в самостоятельную учебно-творческую деятельность через личностное познание родного края — экскурсии, походы, экспедиции, практические задания по изучению явлений и объектов лесного биоценоза, влияния антропогенного воздействия на лес, проведение опытов, научно-исследовательских работ.

  1. Тип и вид программы
    1. Возрастной контингент обучающихся — 7–15 лет.
    2. Статус — объединение.
    3. Вид программы — межпредметная, ориентационная, активная (призывает вооружить учащихся определенными умениями, деятельностными навыками по экологическому образованию).
    4. Состав группы –сменный.
    5. Срок реализации программы — 3 года

    Формы занятий: используются коммуникативные методы, групповые занятия, активные и интерактивные формы взаимодействия, проектные технологии. Предполагаются сочетание обзорных лекций с творческими встречами; проведение публичных защит исследовательских проектов, а также включение в учебную деятельность экскурсии в Новгу на лесохозяйственный факультет, работа на экологических тропах, полевые экспедиции. Режим занятий — 2 часа в неделю.

    — развитие у ребят предметных и ключевых компетентностей — ценностносмысловых, учебнопознавательных, коммуникативных, общекультурных и других, необходимых в любой профессиональной деятельности;

    — профессиональную ориентацию лесотехнического направления;

    — ориентацию на трудовую деятельность в родном крае;

    — привитие любви к лесу, природе, выполнение интересных, занимательных заданий, связанных с познанием сложной разнообразной жизни лесного комплекса;

    — получение необходимого минимума знаний по охране природы, в частности по лесному делу;

    — практические навыки по выращиванию саженцев сосны, березы, тополя и уходу за ними;

    — умение наблюдать за жизнью лесных животных и вести их учет, благоустройство территории школы, изготовление кормушек, скворечников;

    — умение вести разъяснительную природоохранную работу среди посетителей леса, туристов, паломников: знакомить с правилами противопожарной безопасности и поведения в лесу, нормами и правилами сбора лекарственных трав, даров леса;

    — участие в экологических акциях; научнопрактических конференциях школьников;

    — воспитание юных хозяев леса — будущих кадров “зеленого цеха”;

    — научно-практические конференции “Шаг в будущее”;

    — школа тьюторов: выступления с докладами;

    — пресс-конференции “Войди в лес с другом”;

    — круглый стол с учеными НовГУ по экологии и криологии;

    — конкурс плакатов по противопожарной безопасности и их защита;

    — конкурсы, соревнования, праздники и т. д.;

    — научно-исследовательская работа учащихся;

    1. Содержание программы
      1. Основы лесоведения и лесоводства — 150 ч:

      — Мой Новгородский край. Легенды и рассказы старожилов.

      — Природнокультовые объекты леса.

      — Лес — наше богатство.

      — Основы лесоведения и лесоводства.

      — Изучение леса в селе Захарьино.

      — Лесной биоценоз, его охрана.

      — Лесная подстилка — “одеяло почвы”.

      — Дары нашего леса.

      — Мелодии леса — птицы.

      — Звериными тропами наших лесов.

      — Парад лесных ягод.

      — Лес и здоровье человека.

      — Роль леса. Биосферное значение леса.

      — Культура общения с природой.

      — Традиции русского народа по охране леса.

      — Народные промыслы нашего края.

      — По лесным экологическим тропам.

      — Мой любимый уголок леса.

      — Писатели и поэты о красоте родного лесе.

      — Рубка леса. Очистка мест рубки.

      — Полезные насекомые леса.

      — Подведение итогов работы.

      8.2. — Исследовательская и практическая работа — 32 ч:

      — геоботаническое описание лесного массива;

      — флора и флористические исследования, изучение особенностей флоры на данном участке;

      — фитоценоз. Количественные и качественные отношения между растениями;

      — ярусы и ярусное расчленение фитоценоза;

      — фенологическое состояние растений;

      — фитопатологическое обследование леса на закрепленном участке леса;

      — учет естественного возобновления под пологом леса и на вырубках закрепленного участка;

      8.3. — Опыты в школьном лесничестве — 80 ч:

      — правила очистки лесов и лесных насаждений;

      — подготовка черенков красной и черной смородины к посадке;

      — размножение красной и черной смородины черенками и уход за ними;

      — размножение шиповника и малины сахалинской корневыми отпрысками в лесу и определение лучших сроков посадки;

      — определение грунтовой всхожести семян сосны в зависимости от срока посева. Организация подкормки птиц и зверей в зимнее время;

      — наблюдение за поведением и образом жизни полезных и вредных птиц;

      — создание кабинета лесничества;

      — создание зеленой зоны вокруг школы.

      Основные термины (генерируются автоматически): родной край, лес, школьное лесничество, экологическое образование, Лесной биоценоз, практическая работа, Практическая часть, противопожарная безопасность, профессиональная ориентация, черная смородина.

      Похожие статьи

      Оценка влияния лесных и экологических проектов на.

      родной край, лес, школьное лесничество, экологическое образование, Лесной биоценоз, Практическая часть, практическая работа, противопожарная безопасность, профессиональная ориентация, черная смородина.

      Формирование экологической компетенции обучающихся.

      школьное лесничество, экологическая компетенция, практическая деятельность, окружающая среда, экологическое образование, неосознанная некомпетентность, природоохранная деятельность.

      Экологическое воспитание школьников | Статья в сборнике.

      Успех в экологическом образовании и воспитании младших школьников во многом зависит от того, в какой степени учитель побуждает интерес, стремление глубже

      Развитию ценностных ориентаций способствует выполнение учащимися практических работ оценочного характера.

      Лесной пожар и его влияние на лес | Статья в журнале.

      Являлась экологическим фактором, лесные пожары имели место на нашей планете задолго до

      Для практической деятельности очень важно знать непосредственно после пожара, какая доля

      Леса данного лесничества интенсивно эксплуатируются в течение последних 65 лет.

      Анализ лесокультурного производства Уральского.

      Все работы УУОЛ ведутся в соответствии с проектом освоения лесов.

      Из рис.1 видно, что большую часть территории занимают сосняк ягодниковый (48,2 %), относительно одинаковую

      Журнал лесных культур Северского участкового лесничества Билимбаевского лесничества.

      Анализ роста и развития лесных культур лиственницы.

      Бесконтрольная вырубка лесов влияет на климатические, экологические и

      Леса данного лесничества интенсивно эксплуатируются в течение последних 65 лет.

      Особенно негативным является то, что горят по большей части молодняки хвойных пород и лесные культуры.

      Формирование экологического воспитания у обучающихся.

      . природоохранной деятельности (школьные лесничества, садоводство, работа в охотничьих хозяйствах и др.), работа

      Декабрь. 5,6. В лесу родилась ёлочка… О выборе искусственных и натуральных деревьев.

      – Виды экологических катастроф и наша безопасность.

      Экологическое воспитание как средство социализации младших.

      Я стараюсь проводить уроки интересно, используя межпредметные связи, практические опыты, творческие работы детей, экологические экскурсии, даю задания, ставящие ребёнка в положение исследователя

      Формирование экологического воспитания и культуры учащихся.

      Одним из элементов экологической культуры является экологическое отношение к миру природы — действенно-практическое, волевое

      Отношение детей и подростков к объектам природы известный педагог тесно связывал с тем, что природа — это наш родной край, земля.

      Нажмите, чтобы узнать подробности

      МУ Управление образования Прибайкальского района Республики Бурятия.

      Муниципальное общеобразовательное учреждение

      Спиридонова Наталья Ивановна

      Цель проекта

      1. Формирование и развитие экологического мышления, в умении применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

      Базовое значение (2018 год)

      Востребованность проекта, охват обучающихся, общественности, количество конкретных дел, акций, мероприятий.

      (Проекты-10, акции-5, мероприятия-8).

      Соотношение затрат с социально педагогическим эффектом, привлечение дополнительных материально-технических ресурсов

      Динамика уровня развития личности: не умел – научился, не знал – узнал, не имел – приобрел, и т.п.; качество продуктов социально-творческой деятельности (поделки, рисунки, акции)

      Снижение риска асоциальных явлений, повышение уровня социальной успешности обучающихся

      Результативность по номинациям(дипломы, грамоты).

      Популярность открытого мероприятия (фестиваль, форум, слёт, конференция) заинтересованность социальных партнеров, отклик в прессе и т.п.

      Социальная адаптация личности

      Социальное развитие личности

      Общественное мнение1 раз в год

      Результаты проекта

      Идея создания школьных лесничеств не нова, но в последние годы многие школьные лесничества перестали существовать.

      Поэтому наш опыт поможет другим школам в создании школьных лесничеств.

      Созданное школьное лесничество позволяет нам комплексно подойти к решению задач познавательного, экологического и эстетического характера в ходе обучения естественно – научным предметам. Это значительно улучшает отношение к введенному в школе профилю.

      Работа в школьном лесничестве заставляет наших школьников раньше задуматься о выборе будущей профессии связанной с лесом..

      Мы проводим профориентацию: знакомим ребят с профессионалами лесного хозяйства, они рассказывают о специфике своей работы. Работа в школьном лесничестве помогает школьникам увидеть результат своей работы, определиться с выбором будущей профессии.

      Деятельность школьного лесничества по формированию гармонично развитой социально активной личности учащихся это не эпизодическое мероприятие, а целостная спланированная круглогодичная работа. Деятельность школьного лесничества наполнена глубоким эмоциональным содержанием. Совместная деятельность различных по своей ведомственной принадлежности организаций, но объединенных общей целью воспитание настоящего гражданина нашего общества – дает свой результат. Посадка и уход за растениями, исследовательская деятельность, экологическая пропаганда среди жителей села по сохранению и сбережению природы, анализ окружающей действительности, участие в конкурсах, проведение акций…. Вот далеко не весь перечень тех дел и мероприятий, которые организуются школьным лесничеством. Школьное лесничество это универсальная форма внеурочной деятельности, позволяющая формировать личностные и метапредметные компетенции заложенные федеральным государственным образовательным стандартом. Результативность работы школьного лесничества не стоит оценивать количеством побед в конкурсах, числом буклетов, плакатов или акций. Самое важное, что работа в школьном лесничестве способствует формированию экологически грамотных и образованных людей, беззаветно любящих и охраняющих природу, способных по настоящему любить свою Родину и сохранить планету для будущих поколений.

      Результаты проекта:

      2.Осуществлять научно-исследовательскую работу по охране растений, животных, энтомологии, фитопатологии.

      3.Увеличение количества обучающихся – участников проектов экологической направленности.

      4. Увеличение количества призеров и победителей предметных олимпиад муниципального уровня по предметам естественнонаучного цикла.

      5. Повышение количества выпускников, поступающих в профильные ВУЗы и колледж

      6. Улучшение материально-технической базы школы.

      7. Создание методического комплекса эксперимента (перспективные планы, авторские программы и методики, методические рекомендации, дидактические пособия по школьному лесничеству.

      10. Подготовки отраслевого кадрового потенциала, являются активной формой патриотического воспитания детей на лучших традициях лесного хозяйства.

      11. повышение активности общественности села, района в проводимых школой мероприятиях.

      12.Удовлетворённость родительской общественности качеством предоставляемых услуг.

      В индивидуальном зачете победители выявлялись в конкурсе сочинений на экологическую тематику. В результате 1место занял Хрущев Евгений, 2 место – Москвитина Екатерина.

      Цель исследования: Технология выращивания сеянцев сосны в условиях Кикинского и школьного питомника .

      I. Лесовосстановление.

      5. Уход за лесными культурами (оправка сеянцев и саженцев после их механизированной посадки, рыхление почвы с одновременным уничтожением травы в рядах культур и междурядьях).

      6. Посадка саженцев сосны на гарях.

      1. Посадка и посев леса.

      2 Закладка школьного питомника для выращивания сеянцев и саженцев сосны и других древесно-кустарниковых пород для озеленения.

      3 . Саженцы сосны выращенные ШЛ.

      4 . Исследовательская работа

      1. Рассмотреть технологии и методы к разработке исследовательского проекта. 2. Разработать технологию выращивания сеянцев сосны. 3. Провести биометрические результаты исследования.

      Участие 7

      Результативность:

      1.Ежегодное участие в областном слёте школьных лесничеств.

      4.Месячник противопожарных мероприятий

      Поэтому мы считаем, что создание школьных лесничеств очень актуально на данном этапе развития Российского образования и очень актуально в условиях введения ФГОС.

      Границы проекта

      (что входит, а что не входит в проект )

      Ограничения

      Возраст с 14лет. Обязательно иметь прививку против энцефалитного клеща.

      Допущения и предположения

      3.Организационная структура проекта

      Инициатор проекта

      Заказчик проекта

      Учитель биологии, экологии

      Спиридонова Наталья Ивановна

      Куратор проекта

      Хамуева Людмила Николаевна

      А У Р. Б. "Кикинский лесхоз" Руководитель Вотинцев Данил Владимирович

      Руководитель проекта

      Администратор проекта

      Агентство лесного хозяйства РБ Руководитель Мартынов Александр Викторович.

      Голубева Наталья Александровна

      Участники проекта

      Родионова Вероника Николаевна

      Зайцев Виктор Куприянович

      Татаринцев Павел Витальевич


      Основной этап

      Проведение заседаний творческой группы проекта

      Приобретение специализированной формы для членов школьного лесничества, флага, галстуков и др. атрибутики.

      Совершенствование материально – технической базы школьного кабинета для работы школьного лесничества.

      Республиканский экологический форум

      Оформление и подготовка

      Участие в областных и республиканских слётах школьных лесничеств.

      «Экологическое образование в

      необходимых документов

      руководитель рабочей группы

      Составление сметы на пошив формы, атрибутики. Заказ.

      14.04.2019г14.09.20г.

      Директор школы Хамуева Л.Н. Голубева Н.А.

      Составление сметы на приобретение мебели, стендов, оборудования, оргтехники.

      14.04.2019г14.09.20г.

      27.06.2019г.22.09.19г. 27.06.2020г.22.09.20г. 27.06.2021г.22.09.21г.

      АЛХ РБ рук-ль Мартынов А.В. Д-р школы Хамуева Л.Н.

      Статьи о проделанной работе и результатах школьного лесничества.

      Родионова В.Н.

      Участие в номинациях, олимпиадах и творческих конкурсах. Результат грамоты.

      А У РБ "Кикинский лесхоз" Руководитель Вотинцев Д.В

      Подготовка участников к слёту. Выполнение заданий. Смета на поездку. Результат.

      Директор школы Хамуева Л.Н Спиридонова Н.И.

      25.09.19г. 05.07.20-г.

      25.09.20г05.07.21г.

      Директор школы Хамуева Л.Н.

      Вотинцев Д.В.

      Спиридонова Н.И.

      Проведение экскурсий и походов для других школьных лесничеств Р.Б.

      Проведение практических работ на базе школьного питомника

      Сентябрь, июнь, июль

      Методические семинары для руководителей школьных лесничеств

      Сентябрь, июнь, июль

      Июнь-сентябрь

      Июнь-сентябрь

      Июнь-2019г.,2020,2021г.

      Техника безопасности во время экскурсии и похода. Ознакомление с флорой и фауной Прибайкалья.

      Проведение лесохозяйственных работ на закрепленной за школьным лесничеством территории в соответствии с проектом и производственным планом.

      Апрель-июнь(2019-21г.)

      Директор школы Хамуева Л.Н.

      Взаимосвязь теории с практикой и практические навыки

      Апрель-июнь(2019-21г.)

      Январь-декабрь

      Обмен опытом, выпуск методической литературы по лесничеству.

      2019г.,2020,2021г.

      Январь-декабрь

      Спиридонова Н.И.

      Спиридонова Н.И.

      Агитационная работа

      Спиридонова Н.И.

      Учащиеся, Родионова В.Н.

      Голубева Н.А.

      Дворовой обход, кл- часы, беседы, викторины, конкурс рисунков и т.д.

      Нажмите, чтобы узнать подробности

      Экологическое состояние окружающей среды ежегодно ухудшается, поэтому наше поколение должно обратить на это особое внимание. Экологические проблемы, а также необходимость их решения проявили совершенно новое направление в образовании - экологическое. Одним из ведущих принципов экологического образования становится принцип непрерывности. Экологическое образование подразумевает не только взаимосвязь процесса обучения и воспитание, но и развитие человека в течение всей его жизни.

      Непрерывность и интенсивность развития экологического образования, воспитание экологической культуры уже много лет является актуальной задачей современного общества и рассматривается как одно из важных средств решения глобальных экологических проблем.

      В настоящее время стало очевидным, что в решении экологических проблем, ведущую роль играет не только техногенный, но и личностный фактор. В связи с этим становится очевидным необходимость перехода образования от простой трансляции знаний об экологических проблемах к обучению экологическому мышлению и экологически ориентированной деятельности на основе практических занятий, от теоретического описания и объяснения мира – к умениям и конкретным навыкам ответственного, экологически безопасного взаимодействия с природой.

      Одной из проверенных временем в России форм вовлеченности учащихся в практическую природоохранную деятельность являются школьные лесничества. Школьное лесничество – это учебное объединение, которое может быть создано на добровольных началах на базе общеобразовательной школы, лесохозяйственного предприятия, комитета по охране природы, учреждения дополнительного образования или иных заинтересованных учреждений с целью повышения уровня экологического воспитания и образования, профессиональной ориентации школьников, подготовки будущих специалистов в лесном хозяйстве.

      Работа школьного лесничества посвящена природоохранной деятельности, связанной в основном с лесовосстановлением и профилактикой лесных пожаров. Кроме этого, успешно развиваются эколого-просветительское, творческое и научно-исследовательское направление.

      На сегодняшний день в активе деятельности школьного лесничества:

      лесопосадка на территории горельника и санитарной рубки близ села Шаманка; совместно с Курумканским лесхозом и лесозаготовителями посажено 14 тысяч саженцев;

      лесопосадка на территории горельника и санитарной рубки возле села Сахули, совместно с активистами сельского поселения;

      работа по прополке и подготовке саженцев к посадке на лесопитомнике Курумканского лесхоза;

      Посадка саженцев на месте лесного пожара в местности Барагхан.

      Школьное лесничество занимается не только лесопосадками и работой на питомнике, но и следит за состоянием леса и его восстановлением.

      Активной формой работы в этом направлении является проведение различных акции по очистке леса от мусора. Инициаторами таких акций являются члены школьного лесничества. Уборка проводиться в лесном массиве возле школы. Также акции проводятся по инициативе и совместно с сельским поселением, комитетом по молодёжной политике Курумканского района.

      Ежегодно весной проводятся агитационные мероприятия по проблеме сохранения лесов от пожара. Они включают в себя не только традиционное развешивание и раздачу листовок, но и беседу с населением. Жители села очень хорошо реагируют на такие беседы с ребятами. Члены лесничества проводят беседы и с учащимися школы.

      Летом 2017 года несколько членов школьного лесничества совместно с учащимися дома творчества получили опыт установки феромонных ловушек на насекомых в различных биотопах, в том числе и лесном. Эту работу проводили сотрудники Бурятского научного центра.

      Интересную идею по использованию видеоматериала съёмок с помощью фотоловушек предложил Маркелов Сергей, призёр районной олимпиады по экологии, член школьного лесничества. После беседы с работниками лесхоза, он предлагает использовать отснятые материалы на уроках биологии, чтобы учащиеся не по картинкам, а в реальном режиме знакомились с поведением зверей в природе.

      Традиционно учащиеся школы изготавливают и развешивают кормушки для птиц. Наши кормушки есть даже на кордонах заповедника, где птиц подкармливают егеря.

      Традиционными стали экологические тренинги, проводимые в сентябре во время туристических походов, которые проводятся для новых членов школьного лесничества. На занятиях рассказывается о важности сохранения и восстановления лесов, знакомят с работой школьного лесничества.

      Одними из самых любимых стали для детей занятия по тренировке туристических навыков, особенно переправы по верёвке. Кроме этого проводятся тренировки по подъёму в гору, преодолению завалов, переправа через ручьи, спуск с горы, комплектование рюкзака, разжигание и тушение костра. Занятия проводит Балданов Баир Раднаевич, который имеет огромный опыт туристической деятельности. Занятия проводятся по приглашению руководителя школьного лесничества.

      Деятельность школьного лесничества была представлена на международном, межрегиональном, всероссийском, республиканском, районном уровнях. Имеются публикации в международном сборнике научно-практических работ учащихся и методическом сборнике, районной и школьной газете.

      Детям предоставляется возможность побывать в уникальных местах Баргузинской долины. В ходе проведения экскурсий проводятся беседы о наиболее интересных природных объектах Баргузинской долины, особенностях ее рельефа, речной и озёрной системах, горных хребтах. Во время экскурсий члены школьного лесничества изучают: смену растительного сообщества высотной поясности; особенности растительных сообществ подгольцовой и луговой зоны; последствия лесных пожаров; возобновление лесного массива после вырубки и пожаров; размещение гнездовий птиц; разнообразие растительных сообществ; видовой состав древесных, кустарниковых и травянистых форм растений.

      Организация проведения походов предусматривает формирование навыков туристической деятельности: разбивку бивака, установку палатки, обустройство костра, правильное хранение продуктов питания, приготовление пищи на костре, уборку территории, утилизацию мусора. Дети учатся работать в команде, организовывать свой походный быт, быть внимательными к окружающей среде и поддерживать друг друга. Кроме этого, ребята обучаются правилам правильного и безопасного поведения на природе.

      По рекомендации РЭБЦУ проект был представлен на Невском экологическом форуме, который проходил под патронажем Совета Федерации и Правительства России. Одна из задач форума – это поддержка действующих детских проектов и распространение их опыта. Сюжет о проекте был снят съемочной группой телекомпании Аригус в мае 2017 года.

      По итогам проекта были изданы сборники экологических сказок, сочинены и записаны песни, снят мультфильм, созданы рабочие тетради по экологии, авторами которых стали сами дети. В процессе создания сказок, мультфильмов, исследовательских дневников, песен, мультфильмов все учащиеся осознали проблемы экологии с совершенно неожиданной для себя стороны. Глубокое эмоциональное сопереживание героям сказок, мультфильмов, песен усиливают личную мотивацию детей, заставляют задуматься об экологических проблемах. Дети учатся грамотному отношению к природе, усваивают новые экологические знания, используют собственные творческие и коммуникативные ресурсы. В каждой истории проекта проецируются экологические проблемы, которые ребята считают наиболее важными для них лично.

      Проект позволил не только объединить всех учащихся школы в осмыслении экологических проблем, но и способствовал развитию у детей более высокого уровня экологического мышления, переходящего в практическую деятельность, когда проявляются собственные способы нестандартного мышления. Участие в общем деле дало ребятам возможность осознать свою значимость, способствовало развитию умений общения со сверстниками и единомышленниками.

      В работе школьного лесничества учитываются возрастные и индивидуальные способности таким образом, чтобы дети получили возможность заняться интересным и увлекательным делом, расширить свои знания в области охраны окружающей среды.

      Самая главная ценность школьного лесничества для школы – это то, что оно объединяет ребят разных возрастов в едином деле. Проживая вместе разные события совместной деятельности, ребята учатся правилам поведения в природе, переосмысливают своё отношение к охране окружающей среды. Для самих ребят важна сопричастность к общему делу, а это имеет большое воспитательное значение. Каждому находится дело по душе, у каждого есть возможность проявить себя. Участие в работе школьного лесничества позволяет усилить эффект личностного отношения и ответственности у детей к своему экологическому поведению.

      Таким образом, школьные лесничества, вовлекая детей в природоохранную и краеведческую исследовательскую деятельность, прививая конкретные навыки бережного отношения к лесу, играет важную роль в формировании экологического мировоззрения, воспитания экологической культуры и общего развития подрастающего поколения. Восстановление школьных лесничеств, активно функционировавших в начале 2000-х годов и почти исчезнувших к настоящему моменту из-за отсутствия финансирования – одна из важнейших задач в области экологического образования учащихся.

      Читайте также: