Школьная среда как пространство развития личности и субъекта деятельности

Обновлено: 30.06.2024

2. Лістарова Ж. Ю. Формування розвивального освітнього середовища в класах філологічного профілю / Ж. Ю. Лістарова // Наукові записки / Вінницький державний пед. ун-т. ім. М. Коцюбинського. – Вінниця, 2004. – Вип. № 11. – С. 143-145.

В современном обществе проблема повышения качества образованности приобретает все более актуальное значение в связи с современным состоянием процесса образования, увеличением объема информации, усовершенствованием образовательных технологий, развитием дистанционного обучения, гуманизацией обучения, что не может не сказаться и на образовательной среде, в условиях которой происходит развитие, воспитание и обучение школьников. Особенно актуальна проблема реорганизации форм и методов работы со старшеклассниками, поскольку именно старший школьный возраст характеризуется активным развитием познавательных и творческих способностей, становлением научного мировоззрения, личностным самоопределением ребенка.

В настоящее время идет активная дискуссия, посвященная рассмотрению вопроса о сущности и содержании учебно-воспитательного процесса, об условиях и среде, в которой происходит процесс обучения и развития, то есть образовательной среде, особенно в общеобразовательной школе, где у каждого школьника формируются основные компетенции, необходимые для освоения будущей профессиональной деятельности.

Среда в педагогике рассматривается как внешнее условие, в котором проходит социализация личности. В определенной среде личность, занимаясь деятельностью, накапливает социальный опыт. Образовательная среда рассматривается как место в социуме, где осуществлеются специальная деятельность различных систем по развитию индивида и его социализации. Среда в развитии личности школьника является приоритетным направляющим фактором [3].

Значение школьного курса химии обусловлено потенциалом этого предмета как фактора прогресса современного научного, промышленного и сельскохозяйственного производства. Важно своевременно формировать у учащихся устойчивый интерес и способности к химии. Поэтому в процессе преподавания этого предмета важно акцентировать внимание не только на сознательном и прочном усвоении учащимися ведущих идей и основных понятий химии, но и формировать у учащихся устойчивый интерес к предмету, умение самостоятельно добывать новые знания и проводить научные исследования, то есть в полной мере проявлять свою познавательную активность.

При изучении химии школьники усваивают теоретический материал, основные понятия, теории, законы, правила, терминологию, номенклатуру веществ, их свойства и способы получения, изучают методы исследования, характерные для данной науки. В процессе усвоения формируются умения и навыки планировать и проводить эксперимент, решать творческие задачи, обобщать и систематизировать материал, делать выводы.

Ученые выделяют следующие направления развития личности школьников при изучении химии. Первое связано с обеспечением глубоких и прочных знаний химии. Оно достигается при освоении учащимися законов, теорий, понятий, фактов на основе раскрытия логики раскрытия научных понятий, демонстрации возникающих при этом противоречий и путей их решения, иллюстрацией изучаемых понятий и теоретических положений конкретными примерами.

Второе связано с целенаправленной работой на формирование и развитие у школьников различных приемов мышления, особенно таких, как абстрагирование, сравнение, обобщение.

Третье направление нацелено на развитие личности ученика путем усложнения организации его познавательной деятельности от репродуктивной – к продуктивной, от частично самостоятельной – к продуктивной с элементами творчества [1].

Ведущую роль в создании эффективной развивающей образовательной среды при изучении химии имеет проблемно-поисковая деятельность учащихся. Эта деятельность по сравнению с другими имеет ряд преимуществ: усиливает познавательный интерес учащихся; способствует получению более глубоких знаний и показывает их прикладную направленность, развивает умение творчески мыслить, анализировать, сравнивать, строить причинно-след­ствен­ные связи, делать выводы, формирует исследовательские умения и навыки. Они могут быть сформированы только в специально организованной развивающей образовательной среде, где используются все потенциальные возможности каждого ученика. Организованная таким образом образовательная среда способствует активизации творческого развития и саморазвития личности, формирует ценности, интересы, необходимые для выбора будущей профессиональной деятельности.

Создание такой развивающей среды требует, прежде всего, учета следующих условий: целеполагание – предоставление каждому субъекту широкого пространства для адекватной самореализации различных видов активности как базовых основ личности; анализ позиции педагога, который организует и направляет активную познавательную деятельность ученика в процессе общего с ним деятельностного общения; отбор методов, приемов и средств обучения, которые позволяют моделировать специальные педагогические ситуации, направленные на развитие и саморазвитие личности [2, с.143–145].

Одним из наиболее эффективных методов формирования личности при изучении химии, по нашему мнению, является метод проектов, в котором основное содержание и способы деятельности избираются самими учащимися, что позволяет мотивировано усваивать знания и различные способы действий, накапливать опыт планирования собственной деятельности и сферы ее реализации. Вовлекая школьников в проектную деятельность, учитель вовлекает их в активный процесс познания мира, себя и себя в этом мире. Она также является формой построения межличностных отношений, в ходе которых происходит передача культурных ценностей и накопленного обществом опыта.

Организация развивающей образовательной среды характеризуется необходимостью реализации специфических профессиональных задач педагогической деятельности: проектирования образовательного процесса, направленного на индивидуализацию обучения; усиления самостоятельного творческого поиска учеников, развития умений и навыков исследовательской деятельности, использования, как традиционных, так и инновационных видов, форм, методов и средств обучения, которые учитывают индивидуальные особенности школьников и др.


В современном мире школа является организацией с определенно заданными задачами и функциями. Но при этом школы значительно отличаются одна от другой способами организации деятельности, средствами решения поставленных задач. Ни для кого не секрет, что для сегодняшних родителей выбор школы является трудной проблемой, и каждый старается подобрать для своего ребенка лучшую, на его взгляд, школу. Чем же объясняется, что в одну школу родители отдают детей с удовольствием, а в другую — нет? Конечно, в значительной степени выбор определяется образовательными результатами, которые показывают ученики школы и ее выпускники. Но это не единственный фактор, делающий школу привлекательной. На выбор школы влияют и такие факторы, как инновационные педагогические технологии, авторские программы, уровневое содержание образования, формы организации учебного процесса.

Образовательная среда школы в настоящее время может стать инструментом развития и воспитания при условии целенаправленного использования ее возможностей в работе с детьми. Влияние образовательной среды, во многом, обусловлено восприятием учащимися, их включенностью в процесс ее создания и совершенствования. Эффективность освоения этого пространства со стороны ребенка зависит от того, каким он его видит. Образовательная среда школы может стать средством развития потенциала личности ребенка только в том случае, если она будет пространством общности детей и взрослых — родителей, педагогов, наполненным реальными и значимыми вопросами, на которые необходимо найти ответы, если все субъекты функционирования пространства воспринимают среду как свою собственную территорию, за которую они несут ответственность.

Наиболее теоретически проработанным в отечественной психологии является подход В. И. Слободчикова, который, с одной стороны, вписывает образовательную среду в механизмы развития ребенка, определяя тем самым ее целевое и функциональное назначение, а с другой выделяет ее истоки в предметности культуры общества [4; 181].

Хорошо организованная образовательная среда школы, таким образом, способствует достижению предметных, метапредметных и личностных результатов образования, но не гарантирует достижения личностных результатов образования. Cистемный подход к построению образовательной среды предполагает выделение его особенностей и рассмотрение их с позиций системообразующих связей, иерархических отношений, структурных характеристик. Под образовательной развивающей средой В. А. Ясвин понимает систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении [6]. В структуре образовательной развивающей среды акцентируется ее значение, связанное с процессом формирования личности обучающегося по определенному образцу. Структура образовательной среды включает в себя, по Ясвину В. А., три базовых компонента:

- пространственно-предметный, т. е. пространственно-предметные условия и возможности осуществления обучения, воспитания и социализации обучающихся,

- социальный, т. е. пространство условий и возможностей, которое создается в межличностном взаимодействии между субъектами учебно-воспитательного процесса (обучающимися, педагогами, администрацией, родителями, психологами и др.),

- психодидактический, т. е. комплекс образовательных технологий (содержания и методов обучения и воспитания), построенных на тех или иных психологических и дидактических основаниях.

Для создания образовательной среды можно выделить следующие характеристики [6]:

- активность — служит показателем социально ориентированного созидательного потенциала и экспансии образовательно-воспитательной среды в среду обитания;

- доминантность характеризует значимость данной локальной среды в системе ценностей субъектов образовательного процесса;

- интенсивность показывает степень насыщенности среды условиями, влияниями и возможностями, а также концентрированность их проявления;

- когерентность (согласованность) — степень согласованности влияния на личность данной локальной среды с влияниями других факторов среды обитания;

- мобильность служит показателем способности среды к ограниченным эволюционным изменениям, в контексте взаимоотношений со средой обитания;

- обобщенность характеризует степень координации деятельности всех субъектов данной среды;

- осознаваемость — степень включенности в нее субъектов учебно-воспитательного процесса;

- устойчивость отражает стабильность среды во времени;

- широта показывает,какие субъекты, объекты, процессы и явления включены в данную среду;

- эмоциональность отражает соотношение эмоционального и рационального компонентов в среде.

Отечественные исследования показывают, что далеко не всегда администрация и педагогический коллектив отдают себе отчет в том, на достижение каких целей реально направлены усилия их школы. Хотя деятельность всех педагогов может быть направлена на повышение качества образования, удовлетворение образовательных запросов детей, но нет общей стратегии и тактики, слаженности, взаимодействия и как следствие, не сформирована образовательная среда [5].

При построении образовательной среды, таким образом, необходимо планировать ряд действий (мероприятий) для достижения оптимального значения каждой из выделенных характеристик. организации взаимодействия различных субъектов воспитательного пространства как основы процесса интеграции, необходимого для его функционирования; создании условий для реализации ребенком, педагогом, родителями и другими участниками воспитательного пространства своей субъектной позиции.

Выделенные нами мероприятия представлены в таблице 1.

Характеристика среды

Мероприятия, направленные на достижение оптимального значения данной характеристики

- Обеспечение участия детей в конкурсах, смотрах различного уровня

- Организация семинаров, круглых столов, открытых уроков для педагогов района, округа

- Обеспечение участия педагогов школы в семинарах, круглых столах, конференциях различного уровня

- Информирование педагогов о возможности публикации своих методических разработок, материалов исследований

- Организация дней открытых дверей, открытых уроков, мастер-классов для родителей и общественности

- Организация школьных мероприятий, спектаклей с участием родителей

- Обеспечение стабильности основного состава педагогического коллектива за счет удовлетворения профессиональных запросов педагогов: расписание уроков, оснащенность кабинетов, повышение квалификации и т. п.

- Обеспечение образовательных запросов учащихся и родителей за счет организации факультативов, кружков различной направленности

- Усиление экскурсионной работы

- Обеспечение запросов учащихся и их родителей за счет внеклассной и внеурочной деятельности

- Установление и поддержание связей с ВУЗами (МГПУ, МПГУ, МАИ), ССУЗами (Педагогический колледж № 18)

- Установление и поддержание связей с организациями повышения квалификации: ФГАОУ АПК и ППРО, МИОО, ГБОУ Центр педагогического мастерства, Институт имени Гете и др.

- Организация и проведение межшкольных конференций защиты проектных работ учащихся

- Овладение педагогами школы современными образовательными технологиями, методами и приемами, направленными на личностно-ориентированное обучение

- Обеспечение библиотек школы современной учебно-методической и художественной литературой и доступа учащихся и педагогов к необходимым Интернет-ресурсам

- Повышение квалификации педагогов

- Вовлечение педагогов, учащихся и родителей в органы школьного самоуправления

- Вовлечение педагогов, учащихся и родителей в коллективные творческие дела

- Регулярное обновление информации на сайте школы

- Проведение мастер-классов для родителей

- Проведение традиционных школьных праздников с участием педагогов, учащихся, родителей

- Проведение родительских конференций

- Удовлетворение профессиональных запросов педагогов: расписание уроков, оснащенность кабинетов, повышение квалификации и т. п.

- Удовлетворение образовательных запросов учащихся их родителей

- Обеспечение индивидуального подхода к учащимся

- Организация и проведение программ международного и межрегионального обмена

- Организация и проведение городских, межрегиональных, международных экскурсий

- Посещение учащимися учреждений дополнительного образования, центров детского творчества

- Организация сотрудничества с клубом ЮНЕСКО, спортивными детско-юношескими организациями, психологическими центрами и др.

- Проведение психолого-педагогических консультаций для родителей на постоянной основе

- Внедрение программы по предупреждению профессионального выгорания средствами педагогической рефлексии

- Ведение психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса

- Проведение индивидуальных и групповых тренингов для учащихся

Целенаправленное построение образовательной среды позволяетя избежать возможных неблагоприятных, критических или недопустимых ситуаций, вносить своевременные коррективы и создавать условия для реализации ребенком, педагогом, родителями и другими участниками воспитательного пространства своей субъектной позиции.

1. Reid K., Hopkins D. et al. Towards the effective school: The problems and solutions. Oxford, 1987.

2. Маклафлин К. Исследование системы педагогической помощи и поддержки в школах Англии и Уэльса // Новые ценности образования: забота — поддержка — консультирование. Вып. 6. Инноватор. М., 1996. С. 99–105.

3. Пилиповский В. Я. Эффективная школа: слагаемые успеха в зеркале американской педагогики // Педагогика. 1997. № 1. С. 104–111.

4. Слободчиков В. И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школ. Вып. 7. ИнноваторBennet college. М., 1997. С. 177–184.

5. Улановская И. М., Поливанова Н. И., Ермакова И. В. Что такое образовательная среда школы и как ее выявить? // Вопросы психологии 1998. № 6. С. 12–14

6. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. — 365 с.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательная среда, родитель, воспитательное пространство, среда обитания, учебно-воспитательный процесс, школа, локальная среда, образовательная развивающая среда, оптимальное значение, педагогический коллектив.

Похожие статьи

Педагогические условия создания образовательной среды.

образовательная среда, родитель, школа, среда обитания, учебно-воспитательный процесс, воспитательное пространство, локальная среда, образовательная развивающая среда, оптимальное значение.

Опыт создания развивающей образовательной среды.

образовательная среда, родитель, школа, среда обитания, учебно-воспитательный процесс, воспитательное пространство, локальная среда, образовательная развивающая среда, оптимальное значение.

К вопросу о структуре образовательной среды учебных.

Ключевые слова: образовательная среда, типология образовательной среды, функции образовательной среды, структура образовательной среды. Особое значение приобретает влияние образовательной среды в процессе подготовки педагогических кадров.

Деловая игра в воспитательном пространстве. | Молодой ученый

образовательная среда, родитель, школа, среда обитания, учебно-воспитательный процесс, воспитательное пространство, локальная среда, образовательная развивающая среда, оптимальное значение.

Проектирование современной информационной образовательной.

образовательная среда, родитель, школа, среда обитания, учебно-воспитательный процесс, воспитательное пространство, локальная среда, образовательная развивающая среда, оптимальное значение.

Роль образовательной среды школы в создании.

образовательная среда, родитель, школа, среда обитания, учебно-воспитательный процесс, воспитательное пространство, локальная среда, образовательная развивающая среда, оптимальное значение.

Психолого-педагогические аспекты проектирования инклюзивной.

образовательная среда, инклюзивная образовательная среда, образовательный процесс, среда, инклюзивное образование, родитель, ребенок, образовательное учреждение, совместное обучение, социальная среда.

Проектирование развивающей образовательной среды.

Проектирование развивающей образовательной среды в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС.

Развивающая творческая среда и грамотное педагогическое руководство способны раскрыть во всей полноте творческий потенциал ребёнка.

Воспитательная среда по Л. С. Выготскому | Статья в журнале.

социальная среда, воспитательный процесс, собственная деятельность, ребенок, воспитание, педагог, образовательный процесс, Российская Федерация, коллективная деятельность, психическое развитие ребенка. Создание условий для развития нравственных.


1. Дерябо С.Д. Учителю о диагностике эффективности образовательной среды / С.Д. Дерябо; под ред. В.П. Лебедевой, В.И. Панова. – М.: Молодая гвардия, 1997. – 216 с.

2. Слободчиков В.И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования / В.И. Слободчиков. – М.: Экопсицентр РОСС, 2000. – 230 с.

3. Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика / В.И. Панов. – СПб.: Питер, 2007. – 352 с.

6. Катилина М.И. Образовательная среда как фактор социализации личности: социально-философский аспект: дис. . канд. философ. наук. – М., 2009. – 198 с.

7. Запятая О.В. Формирование социальных умений младших школьников в образовательной среде школы: дис. … канд. пед. наук. – Красноярск, 2011. – 181 с.

8. Нечаев М.П. Теоретические основания развития воспитывающего потенциала образовательной среды школы: дис. . д-ра пед. наук. – М., 2011. – 503 с.

9. Запалацкая В.С. Мотивация к интеллектуальным достижениям в образовательных средах: монография / В.С. Запалацкая. – М.: ИИУ МГОУ, 2016. – 118 с.

10. Тимофеева А.Г. О проектировании эколого-образовательной среды. От противоречий к дополнительности // Конфликты в современном мире: международное, государственное и межличностное измерение: сб. ст. по материалам V междунар. науч. конф. – Саратов, 2016. – С. 856–860.

12. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. 5-е изд., стер. – М.: Академия, 2011. – 224 с.

13. Морозова Е.Е., Федорова О.А. Формирование ценностного отношения к природе у младших школьников на основе проектной деятельности. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2015. – 256 с.

По мнению С.Д. Дерябо [1], образовательная среда – это совокупность всех возможностей обучения, воспитания и развития личности. В исследовании В.И. Слободчикова [2] образовательная среда рассматривается как категория, характеризующая развитие ребёнка, что определяет её целевое и функциональное назначение в контексте предметности культуры общества. Согласно В.И. Панову [3], образовательная среда – система условий, которые необходимы для практической реализации данной технологии и миссии данного образовательного учреждения, включая пространственно-предметные условия, систему межличностных взаимоотношений между субъектами учебно-воспитательного процесса и пространство разнообразных видов деятельности, необходимых для социализации обучающихся в соответствии с их возрастными особенностями развития и индивидуальными интересами. Образовательная среда – это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для её развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении [4]. В современных исследованиях под образовательной средой понимается система педагогических, психологических и организационных условий и воздействий, обеспечивающих субъектно-личностное развитие (когнитивное, эмоциональное, коммуникативное и др.) учащихся на основе их природных и возрастных особенностей с учётом целей общества [5]. Возможно причиной многообразия трактовок образовательной среды является различие в основаниях, которые используются разными авторами для теоретических и практических исследований проблемы. По нашему мнению, образовательная среда – это пространство, где происходит систематическое взаимодействие (общение, совместная деятельность) педагога и ребенка, в результате которого формируются новые способы жизнедеятельности индивида, раскрывается весь личностный потенциал ребенка. Личностный потенциал – способность человека преумножать свои внутренние резервы, развиваться, эффективно взаимодействовать в социоприродном окружении. По мнению В.И. Слободчикова [2], среда начинается там, где происходит встреча образующего и образующегося, где они совместно начинают её проектировать и строить как предмет и ресурс своей совместной деятельности и где между субъектами образования начинают выстраиваться определенные связи и отношения. В качестве характеристик среды предлагается рассматривать её насыщенность (ресурсный потенциал) и структурированность (способ ее организации). В зависимости от типа связей и отношений, структурирующих данную образовательную среду, выделяются три принципа её организации: единообразие, разнообразие и вариативность. Автор подчеркивает относительность и опосредующий характер образовательной среды. С учётом мнения ряда авторов становится понятно, что образовательная среда выполняет единую образовательную функцию – развитие личностного потенциала подрастающего поколения. Среда способствует становлению и социализации личности ребенка [6], развитию его субъективного опыта [7], эволюции субъекта [8]. Интегративным критерием качества образовательной среды является способность обеспечить субъектам образовательного процесса возможности для эффективного личностного саморазвития [4]. Образовательная среда школы обеспечивает ценностно-смысловой вектор социально-позитивной деятельности школьников, которая позволяет реализовать их социокультурные потребности, в том числе потребности в самореализации и самоактуализации [9]. Образовательная среда несёт в себе большие возможности развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся, а также содействует улучшению их самостоятельной работы, что способствует построению индивидуальных траекторий развития ребёнка. В рамках образовательной среды возможна разнообразная деятельность учащихся познавательной, оздоровительной, эстетической, коммуникативной, управленческой, краеведческой и рефлексивной направленности. Среда в образовательном учреждении создаётся субъектами образования и образует целостность. Тем самым, проявляя активность в использовании развивающих возможностей или ресурсов образовательной среды, учащиеся становятся реальными субъектами своего собственного развития, субъектами образовательного процесса. Отличительной чертой образовательной среды является динамическая изменчивость её состояний, обусловленная взаимовлиянием личности и среды [10], поскольку человек – существо социальное, именно свойства среды формируют качества личности ребенка, который присваивает свойства окружающей социоприродной среды и культуры, усваивает и присваивает ценности, тем самым происходит процесс индивидуализации личности. Тем самым ребёнок не только объект различных воздействий, но и субъект, который, творчески изменяя среду вокруг себя, проявляет свою неповторимую индивидуальность, изменяет посредством этого собственную личность. Отмеченное условие необходимо учитывать при проектировании и функционировании образовательной среды, которая осуществляется всеми субъектами образования, и потому важно привлекать к проектированию среды учащихся на правах партнеров. Это обеспечит позитивное отношение к образовательной среде, стимулирующее продуктивное взаимодействие с ней, в рамках которого будет происходить развитие опыта моделирования учащимися ожидаемых результатов пребывания в образовательной среде в соответствии с персональным целеполаганием ребёнка.

В структуру среды входят: природно-предметное окружение (ландшафт, природные объекты, архитектура образовательного учреждения, расположение классных комнат), субъектное окружение (участники образовательного процесса, их взаимоотношения, распределение статусов и ролей и др.), информационное окружение (информационные потоки, традиции данного сообщества, правила, устав учебного заведения, средства наглядности), образовательно-воспитательные программы (содержание программ, стиль обучения, характер контроля, формы контроля).

На сегодняшний день идёт поиск форм и методов, которые обеспечивают развитие личностного потенциала подрастающего поколения в условиях создания и функционирования образовательной среды. Принимая во внимание мнения ряда исследователей, необходимо отметить, что образовательная среда может быть организована через проектную деятельность и включение учащихся в решение проектных задач. Участие детей в проектной деятельности обеспечивает развитие личностного потенциала ребенка, способствует формированию эмоционально-чувственной, интеллектуальной и деятельностной сфер личности современного школьника, обеспечивает развитие ключевых компетентностей подрастающего поколения.

Таким образом, роль образовательной среды и ее воспитательный потенциал не вызывает сомнения. Включение учащихся в решение проектных задач обеспечивает не только развитие параметров экспертизы образовательной среды, но и способствует раскрытию личностного потенциала подрастающего поколения.

Статья посвящена вопросу проектирования школьной среды как фактора становления личностного пространства школьника. Предпринята попытка определения понятия личностного пространства в контексте конкретной школы, анализа первых шагов в рамках формирования личностно-развивающей образовательной среды в общеобразовательной школе. Сформулированы подходы и принципы проектирования и реализации условий, способствующих становлению личностного пространства каждого школьника.


Ключевые слова: Личностное пространство, образовательная среда, личностно-развивающая образовательная среда, проектирование, условия.

Обобщая приведенные формулировки, можно выделить два важных, на наш взгляд, аспекта, которые в той или иной мере находят отражение во всех определениях: личностная значимость объектов окружающего мира и отношений, а также обусловленные этим деятельность и поведение человека. Таким образом, личностное пространство ученика нами рассматривается как совокупность объектов, явлений окружающего мира, личностно-значимых для него, и обусловленная этой совокупностью деятельность школьника по освоению жизненного пространства.

Но даже если работа по созданию образовательной среды ведется системно и целенаправленно, проектируемые условия и возможности могут не привести к желаемому результату, не стать востребованными. Каждый участник образовательных отношений попадает под влияние образовательной среды, однако ключевую роль играет степень этого влияния. Чтобы проектируемые изменения достигли цели, необходимо активное включение в деятельность по формированию и преобразованию среды всех участников образовательных отношений с целью создания условий для интеграции образовательной среды как значимой части личностного пространства. В таком случае можно будет говорить о том, что формируется личностно-развивающая образовательная среда, которую мы рассматриваем как институционально ограниченную совокупность возможностей (возникающих под влиянием педагогически спроектированных организационно-технологических и пространственно-предметных условий, а также случайных факторов) для развития личности школьников в контексте событийного взаимодействия членов школьного сообщества.

Таким образом, можно констатировать, что образовательная среда является более широким понятием, чем личностное пространство, которое аккумулирует в себе личностно-значимые элементы среды, выстраивая в соответствии с ними свою жизнедеятельность. С данной позиции задача школы ¾ наполнить среду содержанием, в котором каждый ученик, родитель, учитель сможет обрести собственное личностное пространство. В этом случае появляется возможность управлять процессом развития личности более эффективно.

Результаты первичной экспертизы показали, что разные категории участников образовательного процесса по-разному воспринимают существующую школьную среду. Одной из важных качественных характеристик образовательной среды является ее модальность, которая отражает, в какой мере данная среда является ресурсом для ученика (наличествуют или отсутствуют условия и возможности для развития активности ребенка и его личностной свободы). С этой позиции можно говорить о карьерном, догматическом, творческом и безмятежном типах образовательной среды.

Образовательная среда существует всегда, а ее воздействие может быть как хорошо продуманным, планируемым, осознанным, так и ситуативным, спонтанным, малоуправляемым

Среди количественных характеристик среды наименее выраженными оказались: безопасность (в отношениях с другими учащимися, сверстниками и старшими; в отношениях с учителями, администрацией школы и другими носителями институциональной власти; в отношениях с внешней средой обитания), устойчивость (стабильность среды во времени), когерентность (согласованность влияния на личность конкретной среды с влиянием других факторов), эмоциональность (соотношение эмоционального и рационального компонентов), интенсивность (насыщенность среды условиями, влияниями и возможностями, а также концентрированность их проявления).

Полученные результаты с высокой долей вероятности позволяют нам говорить о том, что, с одной стороны, в личностном пространстве учащихся существующая образовательная среда не играет значимой роли, с другой стороны, сама образовательная среда не обладает необходимыми условиями и возможностями для того, чтобы влиять на школьников, не только формируя предметные результаты, но и развивая личностную сферу.

Задача школы ¾ наполнить среду содержанием, в котором каждый ученик, родитель, учитель сможет обрести собственное личностное пространство

Детско-взрослые сообщества, возникающие неформально и целенаправленно, должны влиться в школьное управление

Безусловно, реализация обозначенных планов требует изменения в управлении. Детско-взрослые сообщества, возникающие неформально и целенаправленно, должны влиться в школьное управление. Их существование создает возможности: оптимального включения всех участников образовательных отношений в процессы целеполагания; совместной творческой деятельности и реализации личностного потенциала; совершенствования межличностных и групповых отношений, возникающих в коллективе; создания ситуаций, побуждающих к рефлексии, самопознанию, самореализации каждого ребенка и взрослого. Одним из важнейших элементов управления становится анализ происходящих изменений. Для осуществления качественного процесса управления необходим постоянный мониторинг состояния школьной среды.

Сегодня мы находимся в начале пути саморазвития, но оцениваем это начало как мощный старт: состоялось принятие идеи обновления коллективом педагогов и родителей; творческой детско-взрослой командой начат процесс осмысления концепции изменений и целенаправленной подготовки методического арсенала и оргмеханизмов; уже получены обнадеживающие начальные результаты проектных решений. Механизмы обеспечения системности этого интересного метапредметного проекта и достижения конечных целей и эффектов реализации ¾ те задачи, которые предстоит решать в ближайшем будущем. Cозвездие уникальностей в школьном общежитии ¾ дети, родители и учителя, каждый из них ¾ требует другой техники. Эффективным средством решения этих задач мы считаем проектирование личностно-развивающей образовательной среды и становление в ней личностного пространства ученика.

1. Дерябин Ю. И., Дерябина В. А. Личностное пространство как образно-символическая реальность // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2011. № 4. С. 133−136.
2. Кондратьева Е. А. Культурно-образовательное пространство сельской школы как среда личностного развития школьника: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Е. А. Кондратьева. Ростов н/Д, 2005. 186 с.
3. Мозговая Н. Н. Личностное пространство как предмет исследования // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки, 2010. № 12. С. 133−137.
4. Нартова-Бочавер С. К. Психологическое пространство личности: Монография. М.: Прометей, 2005. 312 с.
5. Соловейчик С. Л. Педагогика для всех / Симон Соловейчик; авт. пред. Андрей Максимов. Москва: Издательство АСТ, 2018. 384 с.
6. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 365 с.
7. Ясвин В. А., Рыбинская С. Н. Влияние характеристик школьной среды на учебные достижения учащихся // Известия Саратовского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2015. Вып. 2. Т. 15. С. 68−72.
8. Ясвин А. В., Рыбинская С. Н., Белова С. А., Дробнов С. Е. Программно-диагностический комплекс для обеспечения процесса экспертно-проектного управления инновационным развитием образовательных учреждений. Свидетельство № 2013619715 от 20.12.2013.

Student’s personal space.
Management of design and implementation process of the conditions of formation of the student’s personal space in the educational environment of school

Читайте также: