Школьная служба примирения проект

Обновлено: 06.07.2024

Боханова Татьяна Викторовна ,

зам.директора по УР, учитель обществознания .

Кокоулина Светлана Владимировна, педагог-психолог,

МКС(К) ОУ для обучающихся , воспитанников с ограниченными

возможностями здоровья специальная ( коррекционная)

общеобразовательная школа – интернат VIII вида

пгт Опарино Кировской области

Актуальность

В настоящее время очень остро стоит вопрос о росте детской и молодежной преступности. Профилактикой занимаются специалисты многих учреждений – проводят с подростками беседы, тестируют их, встречаются с их родителями, помогают в решении материальных проблем семьи, успеваемости и посещаемости уроков и т.д. В ряде случаев эта работа приносит положительные результаты. Подростки и их семьи откликаются на помощь, постепенно меняют свою жизнь, отказываются от противоправного поведения. Но так происходит далеко не во всех случаях. Реакция правонарушителей на оказываемую помощь зачастую не соответствует ожиданиям специалистов и управленцев, они не исправляются, не испытывают благодарности, очень часто избегают сотрудников учреждений и относятся к ним отчужденно или даже враждебно. Подросток, не удовлетворив позитивным путем свои потребности в безопасности, признании и самореализации, реализует их через совершение противоправных действий. Кроме этого, все это осложняется известными социальными и семейными условиями.

Цель: содействие созданию условий для конструктивного разрешения конфликтов, способствовать взаимопониманию и примирению участников конфликтов, воспитанию уважения достоинства личности , этико-правовому просвещению детей и взрослых.

Задачами службы примирения являются:

- проведение программ восстановительного разрешения конфликтов и противоправных ситуаций (восстановительных медиаций, кругов сообщества, школьных восстановительных конференций, семейных конференций) для участников споров, конфликтов и противоправных ситуаций;

- организация просветительных мероприятий и информирование участников образовательного процесса о миссии, принципах и технологии восстановительной медиации ;

- оборудование помещения силами обучающихся и сотрудников для создания на базе школы-интерната Школьной службы примирения

- приобщение к процессу правового воспитания родителей и развитие их правовых знаний и умений, через организацию совместных занятий.

Принципы деятельности службы примирения

Деятельность службы примирения основана на следующих принципах.

Принцип добровольности, предполагающий как добровольное участие учащихся в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе.

Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы примирения не разглашать полученные в ходе программ сведения, за исключением примирительного договора (по согласованию с участниками встречи и подписанный ими).

Принцип нейтральности, запрещающий службе примирения принимать сторону какого-либо участника конфликта (в том числе администрации). Нейтральность предполагает, что служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение.

Деятельность ШСП позволяет:

-своевременно выявлять школьные конфликты и латентные правонарушения;

- своевременно вмешиваться в назревающий конфликт и предотвращать его

- осуществлять конструктивное разрешение конфликтов между участниками образовательного процесса (которое не только решает проблему, но и снижает эмоциональное напряжение, восстанавливает доверие между участниками конфликта);

- осуществлять профилактику агрессивных способов разрешения неизбежных конфликтов и противоречий между обучающимися;

- формировать способность всех участников образовательного процесса цивилизованно договариваться, разрешать споры и противоречия мирным путем, не прибегая к насилию и крайним мерам.

С чем еще может работать ШСП ?

1.С длительными пропусками уроков , возникшими вследствие серии конфликтов с одноклассниками и учителями.

2.С конфликтами в ситуации низкого статуса учителя среди учеников класса.

3.С разрушенными отношениями в коллективе (классе).

4.С разрушенными отношениями в семье учащегося.

6.С криминальными ситуациями в среде подростков.

7.С ситуацией прихода нового ученика в старшем классе.

8.С ситуацией смены любимого учителя (приходом нового).

9.С ситуациями дискриминации ученика одноклассниками по национальному, социальному, культурному или иному признаку.

Эффекты работы Школьной службы примирения:

Просветительский – распространение идей ненасилия, культуры диалога, толерантности, восстановительного подхода, мирного разрешения конфликтов.

Воспитательный –воспитание ответственности, собственного достоинства, сплоченности коллектива, толерантности.

Реабилитационный – восстановление разрушенных отношений, доверия, самооценки, социального статуса.

Общекультурный (гуманитарный) – усвоение ценностей дружбы, понимания, толерантности, культуры общения и диалога, мирного сосуществования и цивилизованного урегулирования конфликтов.

Всего в рамках проекта примут участие 90 воспитанников школы-интерната, 40 родителей , 30 педагогов школы – интерната , специалисты Центра социальной помощи, ПДН и КДН и ЗП.

Хорошим показателем успешности проекта станет:

  • участие воспитанников школы-интерната в районных , оластных , всероссийских конкурсах и проектах
  • снижение количества самовольных уходов учащихся, снижение уровня совершения противоправных действий учащихся, стоящих на всех формах учета.

Успешность и эффективность реализации социального проекта также можно будет отследить по степени удовлетворенности учащихся , педагогов школы-интерната (по итогам проведения итоговой рефлексии: опросники, анкетирование , др.).

Срок реализации социального проекта 22 месяца

Этапы реализации социального проекта.

1 этап – организационный ( 3 месяца )

- подготовка и выпуск информационного буклета о проекте: целях, задачах, мероприятиях, запланированных в рамках проекта и участниках. Буклет будет подготовлен при участии: авторов проекта, заместителей директора, педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, 10 воспитанников школы-интерната;

- размещение информации о проекте на школьном сайте;

-проведение исследований школьных процессов и составление примерной картины о количественном и качественном составе конфликтов и правонарушений (и латентных) в ОУ;

-привлечение волонтеров-подростков и взрослых участников для работы в службе;

-заключение договоренности с администрацией ОУ:

  • разработка и утверждение нормативно-правовой документации;
  • включение мероприятий по развитию службы в планы работы школы-интерната;-

2 этап – практический ( 1 год 2 месяца )

- организация и проведение входного опроса среди родителей, учащихся начального, основного и среднего звена и педагогов школы – интерната по правовым вопросам, конфликтным ситуациям в ОУ;

- организация встреч со специалистами прокуратуры и полиции; специалистами Центра социальной помощи семье и детям, КДН и ЗП, ПДН, сектора молодежной политики и спорта;

-посещение правовых мероприятий, организованных Центральной библиотекой, РЦКД;

-организация профконсультаций Центра занятости населения по вопросам правовой ответственности и жизненного самоопределения подростков с ОВЗ, с приглашением наиболее успешно адаптированных и профессионально успешных выпускников школы для представления своего положительного опыта социальной интеграции;

-консультирование родителей по вопросам правового просвещения, проблемам детей с ОВЗ через работу областного ПМПК и работу школьного психолого-педагогического консилиума.

3 этап – аналитический ( 3 месяца ) включает в себя:

- организация и проведение итогового опроса среди учащихся начального, основного и среднего звена;

- подготовка, оформление и проведение в школе выставки фотоиллюстраций и материалов, собранных в рамках проекта;

- подготовка и рассылка в СМИ пресс-релиза об итогах проекта;

- подготовка и проведение круглого стола для презентации итогов проекта;

- оформление отчетности по проекту.

Календарный план-график выполнения социального проекта:

1 этап - организационный

2. Выпуск информационного буклета о проекте

Выпущен информационный буклет, 90 воспитанников, 40 сотрудников школы-интерната познакомились с проектом

Творческая группа проекта презентовала проект для воспитанников, педагогов школы-интерната, родителей, Общее количество участников презентации – 50 чел.

4. Публикация на сайте школы-интерната

С целью привлечения общественного внимания к проекту на школьном сайте размещена публикация.

Руководителем проекта разработано положение, которое утверждено приказом директора по школе

2 этап - практический

8. Проведение опроса среди учащихся начального, основного звена родителей, педагогов

У 90 учащихся выявлен начальный уровень знаний по правовым вопросам, круг основных правовых проблем, волнующих тем и запросов учащихся

МУК ЦБ им. Н.Ф. Яхлакова

учащихся 1-9 классов получили базовые знания по наиболее важным аспектам права и конфликтологии (всего 11 часов)

Зам.директора по ВР, социальный педагог

90 учащихся 1- 9 классов, 30 педагогов, расширили знания по наиболее важным аспектам права

12. Встречи со, специалистами прокуратуры, полиции, КДН и ЗП, Центра соц.помощи семье и детям, Центра занятости населения

2014 года -март2015г

Зам. директора по ВР, соц. педагог

Подготовлены и проведены 10 встреч. 90 учащихся 1- 9 классов получили ответы по практическим вопросам права

Подготовлены и проведены 4 занятия по 2 часа., 34 учащихся 7-9 классов получили ответы по практическим вопросам права

25 учащихся 5-9 классов получили ответы по практическим вопросам права и взаимоотношений. Согласно положению о конкурсе подведены итоги конкурса, прошла церемония награждения

25 учащихся 7-9 классов получили навыки безопасной работы в сети Интернет (право на личную безопасность). Подведены итоги конкурса, прошла церемония награждения

16. Проведение семейного тестирования по праву, анкетирование родителей по вопросам взаимоотношений с детьми.

35 учащихся 6-9 классов и 20 родителей приняли участие в мероприятии. Подведены итоги конкурса, прошла церемония награждения

18. Работа учащихся-волонтеров по реализации примирительных программ

на протяжении всего срока реализации проекта

Кл. руководители, соцпедагог

10 учащихся на практике применили полученные знания в области примирительных технологий и реализовали свой творческий потенциал:

- снято 5 репортажей

19. Создание школьной Интернет-страницы службы примирения на школьном сайте

на протяжении всего проекта

10 учащихся освоили новый образовательный социальный сервис, расширили знания в области права

Классные коллективы 1-9 классов подготовили 9 стенгазет

3 этап – аналитический март -июнь 2015 г.

Проведение итогового социологического опроса

Проведен социологический опрос 90 воспитанников. Выявлены изменения уровня знаний по правовым вопросам

Итоговая презентация проекта

Автор и руководитель проекта

Актив школы-интерната совместно с лидерами школьной службы примирения представили итоги проекта для ученического коллектива и педагогов, представителей районного отдела образования, родителей

23. Оформление отчета по итогам реализации проекта

Автор и руководитель проекта

2 специалиста школы-интерната и 10 воспитанников задействованы в подготовке и оформлении отчета

Возможности дальнейшего развития социального проекта организации после окончания финансирования в рамках конкурса.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Начиная с 2012 года, был принят ряд нормативно-правовых документов:

План первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы;

В соответствии с перечисленными документами, такие службы должны появиться в каждом регионе страны и в каждом образовательном учреждении.

В нашей школе таких острых проблем нет, но более мелкие локальные конфликты возникают. При этом их решению уделяется мало внимания. Одной из попыток разрешить сложившуюся ситуацию стало создание школьной службы примирения.

Цели и задачи:

Целью является изучение закономерностей организации и применения медиации как самостоятельного способа решения конфликтов и интеграция ее в деятельность образовательной организации.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

Анализ основных направлений работы со школьными конфликтами при помощи технологии медиации;

Используя методы диагностики конфликтности, выявить ее уровень в образовательной организации до и после внедрения ШСП;

Содержание проекта

Наша деятельность в рамках данного направления регламентируется Законами Российской Федерации и региональными документами.

Основой работы служб примирения является восстановительная медиация.

Этап целеполагания

Задача администрации: Определить наиболее эффективную модель работы школьной службы медиации. Определить перспективные направления работы службы в образовательном учреждении. Раскрыть нормативно-правовое обоснование работы службы по взаимодействию с другими структурами. Определить этапы деятельности службы.

Цель: проработать модель создания школьной службы урегулирования конфликтов в образовательной системе; реализовать разработку организационно-методологического, нормативно-правового и психолого-педагогического сопровождения его работы.

Задача педагогов: Определить формы, методы и принципы построения работы медиатора службы со сторонами конфликта в образовательной системе. Определить наиболее эффективные методики психодиагностики межличностных отношений конфликтующих сторон образовательного процесса, варианты разрешения конфликта. Проводить примирительные программы по возникающим конфликтам в школе.

Способы организации целеполагания

Изучение документации по созданию школьной службы медиации

Изучение опыта других организаций

Проведение круглых столов, бесед, брифингов, дискуссий для выявления степени полезности создания модели

Проведение круглых столов для родителей и обучающихся с целью привлечения их к данной работе

Проведение занятий с учащимися с целью ознакомления с целями и задачами медиации

Результат этапа целеполагания: осмысление целей и задач школьной службы медиации, привлечение к участию родителей и учащихся

Этап планирования

Первый этап — провести анализ и изучить перспективные направления работы службы в образовательном учреждении. Определить нормативно-правовую базу работы школьного медиатора.

Второй этап — организовать взаимодействие службы с центрами города работающими в этом направлении.

Алгоритм создания ШСП:

разработка и реализация проекта создания ШСП;

разработка и принятие документов, обеспечивающих функционирование и развитие ШСП;

формирование команды инициаторов и освоение ими навыков ведущих программ примирения на базе концепции восстановительной медиации;

разработка формы по сбору информации, мониторингу и оценке;

анализ деятельности и корректировка, определение путей развития.

Структура и организация деятельности.

Служба примирения состоит из одного или нескольких кураторов (обычно это заместитель директора по учебно-воспитательной работе, социальный педагог, реже психолог или один из учителей) и нескольких (десять и больше) старшеклассников. Все они проходят подготовку в обязательном порядке в качестве медиаторов, включая кураторов. Куратор пишет отчеты о проведенных процедурах, направляет работу ребят, проводит дополнительные занятия с ними.

Информация о конфликтных и мелких криминальных ситуациях (кражах, драках, порче имущества) в начале работы службы обычно поступает от администрации и педагогов. В дальнейшем, по мере знакомства с деятельностью службы, в нее начинают обращаться школьники и родители.

Результат этапа планирования: создание школьной службы медиации

Э тап реализации

Примерный перечень документация ШСП:

приказ директора школы о создании Школьной службы примирения; Положение о службе; должностная инструкция куратора службы; формы обращений в ШСП, отчетов; журнал регистрации поступивших обращений по разрешению конфликтных ситуаций; кодекс сотрудничества членов ШСП; информационные листы о работе ШСП; программа сопровождения учащихся ШСП; программа занятий; план работы (на неделю).

Основная задача:

Создание модели школьной службы медиации

1.Профилактический подход. ШСП призвана декриминализовать подростковую среду, содействовать устранению причин противоправного поведения школьников. 2.Воспитательный (педагогический) подход. Создание ШСП рассматривается как проявление детской активности. Ценится не столько сам продукт, который производит служба (программы примирения), сколько появление в школе объединения, воспитывающего у своих членов высокие нравственные и деловые качества через привлечение к добровольчеству.

Основные формы работы

1. Программа примирения (медиация) между участниками конфликтных ситуаций.

2.Проведение кругов сообщества в школьных коллективах.

Результат этапа реализации: функционирующая модель школьной службы медиации

Этап рефлексии

Задача администрации: анализ всей проделанной работы, сопоставление конечных результатов (материальный, визуальный и педагогический) своей деятельности с намеченной целью

Основная задача: сопоставление конечного результата деятельности с намеченной целью

Задача педагогов: рассказать об этапах своей деятельности, сделать анализ и оценку своей работе, выслушивать мнение о ней педагога и сверстников

Способы организации этапа рефлексии

саморефлексия → коллективная рефлексия

Результат этапа рефлексии: общественное признание состоятельности

Этап коррекции

Задача администрации:

содействие в определении способов коррекции

Основная задача:

сделать выводы о проделанной работе и взять на заметку ошибки

Задача педагогов: определить материал, нуждающийся в коррекции и отобрать способы корректировки действий и качества выполнения последовательно с ним

Способы организации этапа коррекции

вопросы разного характера,

Результат этапа коррекции: внедрение в жизнь модели школьной службы медиации

При возникновении конфликта в школе, каждый, кто стал свидетелем или участником может обратиться в ШСП. Работа ШСП начинается с заявки
(Приложение 2). Ее могут заполнять любые лица, имеющие обращение: учащиеся, классные руководители, педагоги, свидетели, родители, администрация. В заявке указывается, когда и где произошла ситуация, описываются события и их последствия, дается информация об участниках конфликта, высказывается просьба, выставляется дата обращения и ставится подпись заинтересованного лица.

По ходу проведения процедуры ведется протокол. Поясним, что по возможности необходимо вести протоколы всех бесед. Если участники конфликта отказываются говорить, когда за ними ведется запись, то разговор не протоколируется. Чтобы не вызывать отторжение ведением протокола, можно пояснит, что он нужен для того, чтобы медиатор ни о чем не забыл и ничего не упустил из внимания и подчеркнуть, что диалог носит конфиденциальный характер. В конце процедуры примирения оформляется примирительный договор (Приложение 3).

По итогам работы медиатор оформляет отчет по программе, проводится анализ работы ведущего. Такой анализ может осуществляться в форме обсуждения на круглом столе или в любой другой форме. При этом важно соблюдать принцип конфиденциальности. На обсуждение выносится ход работы, что удалось ведущему, в чем были затруднения, была ли соблюдена процедура медиации, какие приемы и техники использовались, какой результат достигнут. Такой анализ является важным для последующего развития навыков медиатора, повышения его профессионализма.

Информация о сайте проекта

Создание школьных служб примирения (ШСП) позволяет:

- снизить уровень конфликтности в школе, что приведет к устранению причин противоправного поведения школьников;

- обучить членов школьного сообщества новой восстановительной практике выстраивания отношений и реагирования в конфликтных ситуациях, что содействует декриминализации подростковой среды;

- создать условия для привлечения лидеров подростковых групп в деятельность по изменению культурных норм школьной среды.

Набор учащихся осуществляется на добровольной основе, то есть те учащиеся, которые разделяют принципы восстановительного подхода и желают заниматься данной деятельностью. Заметим, что не все учащиеся проводят процедуру медиации, есть дети, которые выполняют сопровождающие функции: выпуск газеты, изготовление буклетов, распространение идей восстановительного правосудия, создание презентаций и так далее.

По итогам года проводится анализ эффективности работы службы в соответствии с данными критериями, приведенными в таблице.

Соотнесение результатов работы с поставленными целями и задачами на учебный год;

Поставленные задачи выполнены

определение типов ситуаций, с которыми служба работала в течение года

Определены: межличностные конфликты на уровне ученик-ученик

Анализ количества и качества проведенных за год программ

Проведено 3 процедуры в течение учебного года

анализ работы по программам и самоанализ медиаторов;

Анализ работы проводится на круглых столах в сообществе медиаторов школы

анализ количества и качества проведенных информационных мероприятий для учащихся и родителей

Данные мониторинга предоставляются администрации и руководящей организации. Педагогический коллектив информируется об итогах работы. Ставятся цели и задачи на следующий период (учебный год). Выстраивается перспективный план работы, который согласовывается с администрацией образовательного учреждения.

оценка количества работающих специалистов;

12 учащихся и три педагога

поддержка педагогическим коллективом, администрацией и учащимися;

Поддерживается коллективом, администрацией и учащимися

взаимодействие со структурными подразделениями образовательного учреждения и специалистами за пределами образовательного учреждения

соответствие стандартам и принципам восстановительного подхода

Список литературы

Вестник Высшего Арбитражного суда РФ. – 2001. № 1. – с. 14.

Третейский суд – 2009. №6 – с. 16-22.

Маловичко И. Брошюра для детей. Волгоград. Школа № 27.

Концепция развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации
(утв. распоряжением Правительства РФ от 30 июля 2014 г. № 1430-р)

Стандарты восстановительной медиации. Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации 17 марта 2009 г.

В соответствии с пунктом 64 Плана первоочередных мероприятий
до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации № 1916-р от 15 октября 2012 г., в образовательных организациях должны быть организованы службы школьной медиации, обеспечивающие защиту прав детей и создающие условия для формирования безопасного пространства, равных возможностей и защиты их интересов.

Современное общество остро нуждается в способности граждан конструктивно взаимодействовать. Для этого необходимо развивать социальный интеллект, менталитет сотрудничества, социального партнерства. Метод школьной медиации способствует решению этих задач в работе с детьми, закладывая основу воспитания будущих поколений, опирающихся на гуманистические ценности, ставящих человеческую жизнь, благополучие и гармоничное развитие личности, позитивное общественное взаимодействие на первое место.

В нашей школе в мае 2014 года была создана рабочая группа для создания проекта создания службы медиации.

На первом этапе проекта необходимо познакомиться с правовой основой организации службы в образовательных учреждениях. Основными являются следующие документы:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации.

3. Семейный кодекс Российской Федерации.

6. Конвенция о правах ребенка.

7. Конвенции о защите прав детей и сотрудничестве, заключенные в г. Гааге 1980, 1996, 2007 годов.

На основе этих документов необходимо разработать методологические и правовые основы и рабочие материалы для функционирования школьной службы медиации. Очень важно на этом этапе пройти специализированное обучение.

На втором этапе стоит задача о развитии межведомственных взаимодействий и налаживании информационного обмена по вопросам организации программ примирения по району.

На третьем этапе необходимо создать инфраструктуру, которая необходима для организации программ примирения.

На четвертом этапе очень важно организовать очень сильную рекламную кампанию по осведомленности всех категорий ОУ о возможностях программ примирения. Основной целью этой кампания является популяризация медиации как механизма разрешения конфликтных ситуаций.

На следующем этапе необходимо выявить типологию конфликтных ситуаций в ОУ.

Этих пяти этапов достаточно, для начала становления школьной службы медиации. Далее приказом директора образовательного учреждения назначается руководитель службы, который сможет регулировать ее работу и вести соответствующую документацию.

Если пройдены все этапы становления службы, то можно смело приступать к организации тренингов школьных команд по освоению техник переговоров и самим процедурам медиации.

-недостаточная поддержка администрацией и участниками образовательного процесса;

-недостаточная компетентность в вопросах школьной медиации.

Показатели результативности проекта являются:

-снижение конфликтных ситуаций, обсуждаемых на школьных советах и т.д.;

-эффективно проведенные программы примирения;

-постоянное активное функционирование службы.

Дальнейшую жизнеспособность проекта мы видим в постоянном и активном функционирование школьной службы медиации. При реализации проекта с положительными результатами эта задача решаема.

ВложениеРазмер
Договор о процедуре медиации 30 КБ
Журнал учета работы службы 32.5 КБ
карточка учетная 12.12 КБ
количественный отчет 29 КБ
положение о службе 53.5 КБ
Проект "Школьная медиация" 108.5 КБ
устав 58 КБ
отчет 24 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Мы провели встречу, на которой обсудили следующую ситуацию

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ и договорились, что

  1. Проверять выполнение условий договора и уведомлять ведущих Программы Примирения об их успешном завершении будет
  1. Встреча для аналитической беседы состоится (место, дата, время)
  1. Возмещение ущерба (требуется, не требуется; возможно, невозможно)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Чтобы в дальнейшем подобное не повторилось, мы договорились сделать следующее
  1. Мы понимаем, что копия данного договора может быть передана администрации и другим заинтересованным в решении лицам. Обсуждавшееся на примирительной встрече, медиатор никому сообщать не будет.
  2. Если это соглашение не будет выполнено, а у нас останутся проблемы, мы согласны вернуться на медиацию.

Фамилии, имена и подписи

участников встречи; дата

Предварительный просмотр:

ЖУРНАЛ УЧЕТА ПРИМИРИТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ.

Дата поступления запроса

От кого поступил запрос

Дата примирит. встречи

Предварительный просмотр:

Куратор, получивший информацию:

Источник информации о ситуации (ФИО, должность, контактные данные)

Дата передачи дела куратору

Информация о сторонах

(ФИО, возраст, адрес, телефон, школа (место работы), класс)

(кем приходится, адрес, телефон)

(кем приходится, адрес, телефон)

Дополнительная информация для ведущего (медиатора)

Ведущий, принявший дело

Дата передачи дела ведущему

Дата проведения встречи

Дата написания отчета

Не проведена (причина)

Предварительный просмотр:

Количественный мониторинг деятельности школьной службы примирения за 2014-2015 уч.г.

Количество поступивших случаев

Количество завершённых программ

Количество случаев, рассмотренных с участием специалистов из территориальных служб примирения (ТСП)

Общее количество участников программ

Предварительный просмотр:

ПОЛОЖЕНИЕ О ШКОЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ПРИМИРЕНИЯ

1. Общие положения.

1.1. Служба примирения является структурным под разделением образовательного учреждения, которое объединяет учащихся (воспитанников), педагогов и других участников образовательного процесса, заинтересованных в разрешении конфликтов и развитии практики восстановительной медиации в образовательном учреждении.

1.2. Служба примирения является альтернативой другим способам реагирования на споры, конфликты, противоправное поведение или правонарушения несовершеннолетних. Результаты работы службы примирения и достигнутое соглашение конфликтующих сторон должны учитываться в случае вынесения административного решения по конфликту или правонарушению.

1.3. Служба примирения является приоритетным способом реагирования, то есть сторонам конфликта предлагается, в первую очередь, обратиться в службу примирения, а при их отказе или невозможности разрешить конфликт путем переговоров и медиации образовательное учреждение может применить другие способы разрешения конфликта и/или меры воздействия.

1.4. Допускается создание службы примирения только из педагогов и/или специалистов образовательного учреждения, если не выявлено претендентов на медиаторов среди учащихся.

2. Цели и задачи службы примирения.

2.1. Целями службы примирения являются:

2.1.1. Распространение среди участников образовательного процесса цивилизованных форм разрешения споров и конфликтов (восстановительная медиация, переговоры и другие способы).

2.1.2. Помощь участникам образовательного процесса в разрешении споров и конфликтных ситуаций на основе принципов и технологии восстановительной медиации.

2.1.3. Организация в образовательном учреждении не карательного реагирования на конфликты, проступки, противоправное поведение и правонарушения несовершеннолетних на основе принципов и технологии восстановительной медиации.

2.2. Задачами службы примирения являются:

2.2.1. Проведение программ восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций для участников споров, конфликтов и противоправных ситуаций;

2.2.2. Обучение учащихся (воспитанников) и других участников образовательного процесса цивилизованным методам урегулирования конфликтов и осознания ответственности.

2.2.3. Организация просветительных мероприятий и информирование участников образовательного процесса о миссии, принципах и технологии восстановительной медиации.

3. Принципы деятельности службы примирения

3.1. Деятельность службы примирения основана на следующих принципах:

3.1.1. Принцип добровольности, предполагающий как добровольное участие учащихся (воспитанников) в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе. Допускается направление сторон конфликта и их законных представителей на предварительную встречу с медиатором, после которой стороны могут участвовать или не участвовать в программе восстановительного разрешения конфликта и криминальной ситуации.

3.1.2. Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы примирения не разглашать полученные в процессе медиации сведения за исключением примирительного договора (по согласованию с участниками встречи и подписанный ими). Также исключение составляет ставшая известная медиатору информация о готовящемся преступлении.

3.1.3 Принцип нейтральности, запрещающий службе примирения принимать сторону какого-либо участника конфликта (в том числе администрации). Нейтральность предполагает, что служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение. Если медиатор понимает, что не может сохранять нейтральность из-за личностных взаимоотношений с кем-либо из участников, он должен отказаться от медиации или передать ее другому медиатору.

4. Порядок формирования службы примирения.

4.2. Руководителем (куратором) службы может быть заместитель директора по ВР, социальный педагог, психолог или иной работник образовательного учреждения, прошедший обучение проведению восстановительной медиации, на которого возлагаются обязанности по руководству службой примирения приказом директора образовательного учреждения.

4.3. Родители дают согласие на работу своего ребенка в качестве ведущих примирительных встреч (медиаторов).

4.4. Вопросы членства в службе примирения, требований к учащимся (воспитанникам), входящим в состав службы, и иные вопросы, не регламентированные настоящим Положением, могут определяться уставом службы, принимаемым службой примирения самостоятельно.

5. Порядок работы службы примирения.

5.1. Служба примирения может получать информацию о случаях конфликтного или криминального характера от педагогов, учащихся, администрации образовательного учреждения, членов службы примирения,

5.2. Служба примирения принимает решение о возможности или невозможности примирительной программы в каждом конкретном случае самостоятельно, в том числе на основании предварительных встреч со сторонами конфликта. При необходимости о принятом решении информируются должностные лица образовательного учреждения.

5.3. Программы восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций проводится только в случае согласия конфликтующих сторон на участие. При несогласии сторон им могут быть предложены психологическая помощь или другие существующие в образовательном учреждении формы работы. Если действия одной или обеих сторон могут быть квалифицированы как правонарушение или преступление, для проведения программы, также необходимо согласие родителей или их участие во встрече.

5.4. Медиация может проводиться взрослым медиатором по делам, рассматриваемым в КДНиЗП или суде. Медиация (или другая восстановительная программа) не отменяет рассмотрения дела в КДНиЗП или суде, но ее результаты и достигнутая договоренность может учитываться при вынесении решения по делу.

5.5. В случае если примирительная программа планируется, когда дело находится на этапе дознания, следствия или в суде, то о ее проведении ставится в известность администрация образовательного учреждения и родители.

5.6. Переговоры с родителями и должностными лицами проводит руководитель (куратор) службы примирения.

5.7. Медиатор вправе отказаться от проведения медиации или любой другой восстановительной программы на основании своих профессиональных стандартов, либо в случае недостаточной квалификации, или невозможности обеспечить безопасность процесса. В этом случае образовательное учреждение может использовать иные педагогические технологии.

5.8. В сложных ситуациях (как правило, если в ситуации есть материальный ущерб, среди участников есть взрослые или родители, а также в случае криминальной ситуации) куратор и другие взрослые участники службы примирения принимают участие в проводимой программе.

5.9. В случае, если конфликтующие стороны не достигли возраста 10 лет, примирительная программа проводится с согласия классного руководителя.

5.10. Служба примирения самостоятельно определяет сроки и этапы проведения программы в каждом отдельном случае.

5.11. В случае, если в ходе примирительной программы конфликтующие стороны пришли к соглашению, достигнутые результаты могут фиксироваться в письменном примирительном договоре или устном соглашении.

5.12. При необходимости, служба примирения передает копию примирительного договора администрации образовательного учреждения.

5.13. Служба примирения помогает определить способ выполнения обязательств, взятых на себя сторонами в примирительном договоре, но не несет ответственность за их выполнение. При возникновении проблем в выполнении обязательств, служба примирения может проводить дополнительные встречи сторон и помочь сторонам осознать причины трудностей и пути их преодоления.

5.14. При необходимости служба примирения информирует участников примирительной программы о возможностях других специалистов (социального педагога, психолога, специалистов учреждений социальной сферы, социально-психологических центров).

5.15. Деятельность службы примирения фиксируется в журналах и отчетах, которые являются внутренними документами службы.

5.16. Руководитель (куратор) службы примирения обеспечивает мониторинг проведенных программ, проведение супервизий со школьниками-медиаторами на соответствие их деятельности принципам восстановительной медиации. Данные мониторинга передаются в Ассоциацию восстановительной медиации для обобщения и публикации статистических данных (без упоминания имен и фамилий участников программ).

5.17. Медиация и другие восстановительные практики не являются психологической процедурой и потому не требуют обязательного согласия со стороны родителей. Однако куратор старается, по возможности, информировать и привлекать родителей к участию в медиации (а по указанным в пунктах 5.3 и 5.4 категориям дел участие родителей или согласие на проведение медиации без их участия является обязательным).

5.18. Служба примирения рекомендует участникам конфликта на время проведения процедуры медиации воздержаться от обращений в вышестоящие инстанции, средства массовой информации или судебные органы.

6. Организация деятельности службы примирения.

6.1. Службе примирения администрация образовательного учреждения предоставляет помещение для сборов медиаторов и проведения примирительных программ, а также возможность использовать иные ресурсы образовательного учреждения (оборудование, оргтехнику, канцелярские принадлежности, средства информации и другие).

6.2. Оплата работы куратора (руководителя) службы примирения может осуществляться из средств фонда оплаты труда образовательного учреждения или из иных источников.

6.3. Поддержка и сопровождение школьной службы примирения может осуществляться социально-психологическими центрами или общественными организациями, имеющими обученных и практикующих медиаторов, по договору на возмездной или безвозмездной основе.

6.4. Должностные лица образовательного учреждения оказывают службе примирения содействие в распространении информации о деятельности службы среди педагогов, учащихся (воспитанников) и родителей.

6.5. Служба примирения в рамках своей компетенции взаимодействует с психологом, социальным педагогом и другими специалистами образовательного учреждения.

6.6. Администрация образовательного учреждения содействует службе примирения в организации взаимодействия с педагогами образовательного учреждения, а также социальными службами и другими организациями. Администрация поддерживает обращения педагогов и учащихся (воспитанников) в службу примирения, а также содействует освоению ими навыков восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций.

6.7. В случае, если стороны согласились на примирительную встречу (участие в восстановительной медиации), то применение административных санкций в отношении данных участников конфликта приостанавливаются. Решение о необходимости возобновления административных действий принимается после получения информации о результатах работы службы примирения и достигнутых договоренностях сторон.

6.8. Администрация образовательного учреждения поддерживает участие руководителя (куратора) и медиаторов службы примирения в собраниях ассоциации (сообщества) медиаторов, супервизиях и в повышении их квалификации.

6.9. Не реже, чем один раз в четверть проводятся совещания между администрацией и службой примирения по улучшению работы службы и ее взаимодействия с педагогами с целью предоставления возможности участия в примирительных встречах большему числу желающих.

6.10. В случае если примирительная программа проводилась по факту, по которому возбуждено уголовное дело, администрация образовательного учреждения может ходатайствовать о приобщении к материалам дела примирительного договора, а также иных документов в качестве материалов, характеризующих личность обвиняемого, подтверждающих добровольное возмещение имущественного ущерба и иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему.

6.11. Служба примирения может вносить на рассмотрение администрации предложения по снижению конфликтности в образовательном учреждении.

7. Заключительные положения

7.1. Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения.

7.2. Изменения в настоящее положение вносятся директором образовательного учреждения по предложению службы примирения, управляющего совета или органов самоуправления.

7.3. Вносимые изменения не должны противоречить стандартам восстановительной медиации.

Школьная служба прмирения - это такая форма взаимодействия, в которой команда взрослых и подростков реализует в образовательнном учреждении принципы и технологии восстановительного подхода.
Мысль о необходимости создания проекта школьной службы примирения возникла после общения с президентом организации ВРБОО "КЛУБ ЮНЕСКО "ДОСТОИНСТВО РЕБЕНКА" Ириной Сергеевной Маловичко.
В состав службы медиации "Мы вместе" входят: педагог-психолог, социальный педагог и 14 волонтеров из них активных медиаторов 4. Активное участие в заседаниях принимают зам.директора по УВР и инспектор по охране и защите прав детства.
Так как руководителями службы являются члены социально-психологической службы ОУ, набор в школьную примирения производится с четким пониманием индивидуально-психологических характеристиик учащихся. На роль медиаторов могут попасть не все учащиеся, многое зависит от желания и активности самих ребят. В состав службы входят учащиеся 6-10 классов.
Занятия по изучению способов восстановительной медиации проводит руководитель Школьной службы примирения. Обучение ведется в форме игры, где ребята выступают в качестве участников ссор, их родителей и медиаторов. Тем самым отрабатываются навыки переговоров и проведения всех этапов встреч примирительной программы.
Информация (запрос) о всех случаях поступает чаще всего от учителей, учеников, а также администрации школы. Более опытные медиаторы разрешают конфликтные ситуации самостоятельно. Те ребята, которые обучились недавно, проводят программу медиации в паре с рководителем.
Кроме проведения восстановительных программ, волонтеры участвуют в различных акциях, направленных на сплочение ученического коллектива, на развитие доброты, на профилактику правонарушений, конфликтных ситуаций. Традиционными мероприятиями стали: акция "Спорт - альтернативы пагубным привычка", "Минута Телефона доверия", "Неделя добра", "Неделя психологии и социальной активности"; участие волонтеров в конкурсах "Лучший волнтер ШСП", "Созвездие сердец горячих".
В этом учебном году мы встречались со следующими ситациями: драки, оскорбления, порча имущества и др. По одном из случаев сотрудничали с инспекторами ПДН ОП. Оказывали консультативную помощь в создании и организации деятельности Школьной слжбы примирения на базе МОУ СШ № 13 и МОУ СШ № 16.
Школьная служба примирения "Мы вместе" развивается и пытается расширить границы своей деятельност. В будущем надеемся найти еще больше единомышленников среди учащихся, родителей и учителей. Мы верим, что количество неразрешенных случаев будет стремится к минимуму.

Цели
проекта

Создание Школьной службы примирения "Мы вместе" как основы внедрения альтернативных способов разрешения конфликтных ситуаций в образовательном пространстве на основе культуры толерантности и мирного урегулирования противоречий.

Результаты
проекта

В результате нашего проекта климат в классных коллективах учащихся улучшается. Дети не только создают условия для разрешения спорных ситуаций, но и вносят новый уровенькультуры в образовательную среду. Стоит отметить и взаимодействие с КДН и ЗП Краснооктябрьского района, в результате которого уменьшается количество детей, состоящих на учетах различного вида. Можно сделать вывод о благотворном влиянии нвшей службы на всю школу.

Читайте также: