Школьная конференция проектная деятельность

Обновлено: 02.07.2024

Согласно федеральным образовательным стандартам (ФГОС), одной из форм, способствующих развитию универсальных учебных действий исследовательского характера, является учебно-исследовательская конференция. Участие обучающихся в конференции является одним из способов их индивидуальных достижений.

Конференция (от лат. conferre – собирать в одном месте) – это форма коллективного обсуждения и изучения каких-либо актуальных проблем; собрание, совещание организаций, групп, государств, а также отдельных лиц для обсуждения и решения определенных вопросов. По видам конференции подразделяются на научные, практические, политические, или представляющие синтез этих направлений (научно-практические, общественно-политические и др.). Тематикой, названием и целями обычно определяется содержание и направленность конференции.

Педагогической наукой давно отмечен тот факт, что школьная конференция является важным этапом исследовательской деятельности учащихся, они активизируют творческие способности и стимулируют мотивацию к учению. В процессе конференции у школьников формируются навыки целенаправленного наблюдения, постановки эксперимента, они проходят весь путь исследовательской деятельности – от определения проблемы до защиты полученных результатов.

Основные задачи учебно-исследовательской работы:

  • развитие творческих способностей учащихся и выработка у них исследовательских навыков;
  • формирование аналитического и критического, абстрактного мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения учебных исследований;
  • выявление одарённых учащихся и обеспечение реализации их творческого потенциала;
  • развитие самостоятельности при работе со специальной и научной литературой при выполнении наблюдений и опытов;
  • развитие способности формировать свое мнение и умение его отстаивать;
  • развитие умения общаться с аудиторией, выступая на конференциях, в кружках;
  • формирование чувства ответственности за порученное дело;
  • воспитание уверенности в себе, сознание значимости выполненной работы;

Продуктом учебно-исследовательской деятельности школьников является творческая учебно-исследовательская работа.

Выделяют пять видов творческих исследовательских работ:

  • Реферативные- работы, в основу которых входят сбор и представление информации по избранной теме. Суть реферативной работы - в выборе материала из первоисточников, наиболее полно освещающих избранную проблему. Специфика реферата заключается в том, что в нем нет развернутых доказательств, сравнений, рассуждений. Реферат отвечает на вопросы о том, что нового содержится в тексте. Например: "Роль леса в жизни человека".
  • Экспериментальные - творческие работы, написанные па основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Данные работы носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.
  • Проектные - творческие работы, в основу которых входят достижение и описание заранее спланированного результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
  • Описательные - творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Данные работы могут иметь элемент научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие количественной методики исследования.
  • Исследовательские- творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которою делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования.

Основные виды деятельности, на которые направлена конференция - это исследовательская и проектная.

Исследовательская деятельность обучающихся - деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Проектная деятельность обучающихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

В начальной школе, при участии обучающихся в учебно-исследовательской конференции, у них формируются следующие учебно-исследовательские умения:

Умения, связанные с познавательной деятельностью

Умения, связанные с речевой и коммуникативной деятельностью

Умения, связанные с креативной деятельностью

Умения, связанные с организацией собственной деятельностью

Активизация деятельности школьных методических объединений, поддержка проектно - исследовательской деятельности обучающихся, творчества, профессионального становления педагогов.

Техническое оснащение, оборудование:

Мультимедийный проектор, экран, микрофоны, запись фонограмм, украшенная сцена, костюм Мудрой Совы, шапочки-конфедератки для награждения, красная ленточка и ножницы для открытия конференции, презентация , бейджи для каждого участника, список всех участников .

Участники конференции: учащиеся школы, педагоги, гости.

Место проведения: актовый зал

І. Приветствие участников конференции СЛАЙД 1

1 ученик СЛАЙД 3

Я хочу узнать об этом очень,

Но никто не скажет, как назло,

Почему темно бывает ночью?

Почему бывает днём светло?

2 ученик СЛАЙД 4

Почему мы любим то, что вкусно,

Почему в реке вода?

Почему без друга грустно-грустно?

Почему с ним весело всегда?

1 ученик СЛАЙД 5

Спрашивал у всех я терпеливо,

Но никто сказать не хочет мне,

Почему растёт на ветке слива,

А морковка прячется в земле.

2 ученик: СЛАЙД 6

Мне хотя бы раз ответил кто-то

На моё простое “почему”,

Почему смеяться всем охота.

А вот плакать – вовсе никому?

Ведущий: СЛАЙД 7

Настал час больших секретов.

Все готовимся к нему,

Отвечать на “почему?”

Исполнение песни СЛАЙД 8 (3 ФОТОГРАФИИ)

Это очень интересно, от кого река бежит,

Это очень интересно, что в трамвае дребезжит?

Отчего скворец поёт? Почему медведь ревёт?

Почему один в берлоге, а другой в гнезде живёт?

Это очень интересно, кто деревья посадил,

Кто придумал крокодилу это слово “крокодил”?

Кто назвал слоном слона, это очень интересно,

Кто сазану и фазану дал такие имена?

Это очень интересно, почему молчит коза?

Это очень интересно, в барабан ли бьёт гроза?

Это, это же чудесно, что у всех, у всех людей

И у всех, у всех детей на лице живут глаза!

Сценка про Ломоносова

Выходят два ученикаи беседуют между собой.

1 уч: Ты знаешь, про знаменитого учёного М В Ломоносова? СЛАЙД 9

2 уч: Да, что-то слышал.

1 уч: Ты что? Он с раннего детства начал постигать науки, ставил необычные эксперименты, совершал новые открытия в физике, химии, биологии, астрономии, литературе.

2 уч: А мне так хочется тоже много знать и стать знаменитым. Но мне всего 14 лет и я ещё почти ничего не успел сделать.

Ведущий: Не расстраивайся, у меня есть одна очень мудрая знакомая, она всегда помогает ребятам.

Эта птица. Она имеет очень странную наружность и сильно отличается своим поведением от других птиц.

Вот почему она обросла всевозможными легендами.

Живёт она во всех частях мира,

Это единственная птица, у которой голова совсем не похожа на птичью.

Мудрейшая птица на свете

Но очень скупа на слова.

Чем больше услышит -

Тем меньше болтает.

Два огромных больших глаза

Кругом вертит голова,

Ты её узнаешь сразу,

(Ответ: Сова) СЛАЙД 10

Сова: Добрый день, дорогие друзья! Вам предстоит ещё очень многое и важное узнать.

А овладеть этим можно только через интерес, исследование, как раз сейчас мы с вами находимся на открытии первой школьной проектно-исследовательской конференции, где собрались школьники, чтобы продемонстрировать результаты своего самостоятельного исследования в решении определённых задач.

Я желаю всем удачи. Помните, что упорство, труд, терпение должны быть вашими самыми главными помощниками для достижения своих целей.

Ведущий: То и дело мы слышим выражения “мудрая сова”, “умный, как сова”. Часто Ваше изображение используют в гербах школ или университетов.

Сова : Я - традиционный символ мудрости. МНЕ также приписывают дар пророчества. В настоящее время сова в основном – символ проницательности и книжной эрудиции. “Учеными совами” называют людей умственного труда.

Ведущий: Мудрая Сова, сегодня твоё имя расскажет, какие ребята у нас на конференции.

Сова: СЛАЙД 11 (4 слова)

Вед: Мудрая Сова, а что за чудесная шапочка у вас на голове.

Конфедератка - четырехугольная шапочка с кисточкой- вручается тем, кто овладел учением, знаниями и добродетелью. Кисточка — чрезвычайно важный элемент. Победители заслуживают право носить ее слева.

Вед: Прекрасно, тогда и наши участники будут выступать в шапочках- конфедератках.

II Открытие конференции

Ведущий: Настало время открыть нашу конференцию. Право открыть конференцию и перерезать ленту предоставляется Директору школы и самому юному участнику Климачеву Михаилу.

Торжественное открытие конференции

Ведущий: Слово предоставляется директору школы Кузьмину Е.А.

Ведущий: Мы прощаемся с Вами мудрая сова, и начинаем свою работу.

Ну а сейчас настало время поделиться вашими открытиями, совершенными в этом году. Мы с большим интересом выслушаем все ваши творческие идеи. В добрый путь, юные исследователи!

Вед: Я представляю вам наше беспристрастное жюри, которое будет оценивать ваши работы . Представление членов жюри .

Также ваши исследования будут оценивать команды групп во главе со старостой группы по 5 бальной системе, выступление участников своей группы не оценивается. Представление

Включение обучающихся в проектную деятельность в целом и в работу над индивидуальным проектом в частности, является одним из требований федерального государственного образовательного стандарта основного и среднего (полного) общего образования. Школьные педагоги накопили опыт работы в области организации и сопровождения проектной деятельности школьников на всех уровнях образования: от начальной школы до выпускников, так и вопросы, проблемы.




Мы приглашаем принять участие в нашей конференции

педагогов, тьюторов, психологов, методистов, администрации образовательных организаций, в том числе в сфере ДПО, и других специалистов, заинтересованных в развитии проектной деятельности обучающихся.

Задачи


Обсудить актуальные проблемы и предложить педагогам инструменты для их решений, поделиться практическим опытом образовательных организаций и педагогов в области организации и сопровождения проектной деятельности школьников.


Презентовать собственный опыт организации проектной деятельности школьников в урочном и внеурочном форматах


Узнать, какие инновационные инструменты помогают создавать образовательную среду для овладения школьниками компетенциями, необходимыми им для самостоятельной проектной деятельности на разных возрастных этапах


Принять непосредственное участие в решении и обсуждении реальных кейсов с помощью экспертов-практиков



Получить набор готовых идей и решений, которые можно рассматривать как перспективы повышения эффективности работы с обучающимися в новых условиях

Секции




Спикеры




Руководитель Удмуртского регионального отделения Межрегиональной тьюторской ассоциации. Федеральный эксперт в сфере индивидуализации и тьюторства, руководитель тьюторской службы АОУ "Региональный образовательный центр одаренных детей" ТАУ, Ижевск.



Заведующий лабораторией ОАНО "Школа "ЛЕТОВО", руководитель команды разработчиков образовательной программы













Кандидат педагогических наук, научный руководитель федеральной инновационной площадки "Доказательная педагогическая инноватика. Развитие мотивации к смысловому досуговому чтению через освоение приёмов медиапроектирования." ФГБНУ Институт стратегии развития образования РАО, почётный работник сферы образования Российской Федерации, Москва


Программа конференции

Работая с самыми разными школами в разных регионах страны, мы помогаем педагогам внедрить в свою практику новую эффективную технологию организации проектной деятельности, в которой фокус внимания находится на ребенке, как на Авторе проекта.

Материалы доклада могут быть использованы в образовательной программе любого ОУ, реализующего принципы индивидуализации, в системе ДПО как один из успешных кейсов индивидуализации и тьюторства при реализации новых ФГОС, в отдельной тьюторской практике.

В ходе выступления будет разыгран конкурс на самый "продвигающий" вопрос. Победитель конкурса получит сборник "Индивидуальный проект в старшей школе": сборник статей/ Министерство образования и науки Удмуртской Республики, АМОУ "Гуманитарный лицей" под редакцией Митрошиной Т.М.-Ижевск: Шелест, 2019,-100 с.

  • Как создавать образовательную среду для овладения школьниками компетенциями, необходимых для самостоятельного выполнения и представления индивидуальных проектов? На примере модели апробации ФГОС страшей школы в АМОУ "Гуманитарный лицей" г. Ижевска
  • Какими компетенциями должен владеть старшеклассник для выполнения индивидуального проекта? Как эти компетенции развивать и диагностировать?
  • Какие компетенции необходимы педагогическому коллективу (администрации, учителю, психологу, тьютору) для выполнения учениками индивидуальных проектов?
  • Какие психолого-педагогические и тьюторские приемы и инструменты необходимы для сопровождения индивидуальных проектов?
  • Каковы основные принципы формирования команды школьников под проект?
  • Чем проектная деятельность отличается от научно-исследовательской?
  • Что может в школе являться продуктом проекта?
  • Основные роли педагога в проекте?
  • Аспекты психологического сопровождения проектной деятельности
  • Основные моменты и трудности, способы их преодоления

Обучение данным особенностям профессии полезно не только будущим технопредпринимателям, но и людям, планирующим связать свое будущее с высокими технологиями в качестве наемных работников в соответствующих компаниях, так как это позволяет увидеть логику многих повседневных процессов, связанных с реализацией технологических продуктов, окружающих нас каждую секунду.

  • Основные содержательные блоки программы
  • Пути Интеграции программы в цикл проектной деятельности школы
  • Преимущества такой интеграции как во время проведения, таки по окончанию реализации программы

В выступлении расскажем об eduScrum - методике совместного активного проектного обучения в школе, в ВУЗе, в бизнесе, основанной на гибкой методологии разработки Scrum и адаптированной для образовательных целей.

Она продолжает и развивает главные ценности гибкого подхода. Именно это мы обсудим с вами.

  • Какие подходы из бизнеса трансформируются в систему образования и зачем?
  • Что такое eduScrum и как эта методика связана с проектной деятельностью?
  • Как в eduScrum реализованы все ключевые навыки и почему это работает?
  • Как eduScrum работает в школе и что об этом думают учителя и ученики?
  • Как начиналась работа в школе по внедрению методики eduScrum?
  • Какие классы и предметы включены в работу в настоящее время?
  • Что стало изменяться в работе педагогов, в учёбе школьников?
  • Какие результаты уже получены, какие перспективы намечены?
  • Можно ли творить коллективно.
  • С чего начать работу над коллективным проектом.
  • Как включить в проект большое количество участников и всех поддерживать в ресурсном состоянии творчества.
  • Какие результаты получает каждый участник коллективного проекта.

Медиапроектирование как технология содержит все классические этапы, от проблематизации, то есть, выявления дефицита внимания к книге, до получения продукта — результата, то есть, привлечения внимания к этой книге благодаря созданию рекламного ролика — буктрейлера.

На конференции Вы узнаете:

  • Чем проектные задачи отличаются от проектной работы?
  • Как решение проектных задач способствует обучению школьников основам проектной деятельности?
  • Из каких этапов состоит работа по решению проектных задач?
  • Как формируется функциональная грамотность младших школьников в процессе решения проектных задач?

Выбирайте удобный для вас формат участия

Вы можете выбрать, какой документ получите после окончания конференции. Вы также можете выбрать несколько документов.

Участники, оплатившие участие в Конференции с получением удостоверения, получат удостоверение о повышении квалификации по одной из наших эксклюзивных программ на выбор при условии успешного прохождения:

3. Стратегическая цель Конференции:
Развитие современных образовательных технологий как непременное условие повышения качества образования и успешного внедрения ФГОС

4. Тактические цели Конференции:
Повышение эффективности применения проектной деятельности в образовательном процессе.
Поддержка инновационной работы педагогов по использованию проектной деятельности в образовательном процессе.

5. Задачи Конференции:
1. Предоставить педагогам возможность презентации результатов проектной деятельности в учебно-воспитательном процессе
2. Способствовать разнообразному обмену опытом по разработке и реализации проектов в образовательном процессе.
3. Расширить ресурсную базу статей о проектной деятельности, предназначенных для использования в образовании.
4. Содействовать повышению профессиональной компетентности педагогов в области проектной деятельности.

6. Предмет Конференции:
6.1. Предметом Конференции являются с татьи, посвященные проектной деятельности в образовании и проектные предложения.

6.2. Статьи должны быть подготовлены участниками Конференции, т.е. являться авторскими. Статьи могут сопровождаться приложениями, включающими:
• картинки, схемы, таблицы;
• анимацию;
• аудио- и видеоматериалы;
• графические объекты;
• презентации;
• слайд-шоу;
• др.
Ограничения по объему представляемого материала – НЕТ.

7. Участники Конференции:
Участие в Конференции бесплатное
7.1. Участие в Конференции на добровольной и равноправной основе могут принять как индивидуальные участники, так и авторские коллективы.
7.1.1. Индивидуальные разработки предоставляются учителями-предметниками, педагогами, методистами, др. специалистами сферы образования.
7.1.2. Коллективные разработки предоставляются авторскими коллективами, в состав которых могут входить все участники образовательного процесса: администрация, педагоги, учащиеся и их родители. Численность авторского коллектива – максимум 5 человек.
7.1.3. Если в Конференции принимает участие авторский коллектив, то он должен иметь руководителя – педагога.
7.1.4. Авторский коллектив может представлять как одно образовательное учреждение, так и сборную команду из разных образовательных учреждений и разных территорий.
7.2. Участники Конференции могут быть из любого региона России или стран СНГ.

  • Организация проектной деятельности на уроке
  • Применение проектной технологии во внеурочной и внеклассной деятельности
  • Проектная деятельность: вчера, сегодня, завтра
  • Проектная деятельность и социализация подростка.

22 апреля 2016 г. – 25 мая 2016г. – подача заявок на получение Свидетельств о публикации статьи в Сборнике по итогам Конференции.

9. Получение сертификата за участие в Конференции

Приглашаем принять участие в Конференции!

Сайт Конференции находится ЗДЕСЬ.

Подать заявку на получение сертификата участника Конференции можно ЗДЕСЬ .

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Среднеколымского улуса Республики Саха (Якутия).

Использование проектно - исследовательской

деятельности в обучении младших школьников.

учитель начальных классов

Вводная часть.

Основная часть.

2.1.Возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста.

2.2.Как обеспечить эффективность проектной деятельности учащихся?

2.3.Как подготовить детей к проектно-исследовательской деятельности?

2.4.Общие правила для педагогов – руководителей проектов.

2.5.Примерные критерии оценок проектной деятельности.

Практическая часть.

Использованная литература.

Вводная часть.

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления . Проектная деятельность – это творчество. И учащихся младших классов надо учить творить.

Цель проектной деятельности – реализация проектного замысла, а целью исследовательской деятельности является уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п.

Актуальность: В настоящее время с ведением новых образовательных стандартов в обучении в начальных классах мы должны не только дать учащимся необходимые знания, но и должны учить их думать, давать основу умения учиться, формировать у детей мотивации к обучению .

Эти требования можно успешно решить, если использовать в обучении проектно- исследовательскую деятельность.

- привить учащимся начальных классов интерес к интеллектуальной продуктивной творческой деятельности.

- привить у обучающихся самостоятельную деятельность и творческую активность.

- формирование у обучающихся личностно-значимых ценностных ориентиров.

- формирование творческой личности.

- Приобщить учащихся к проектной деятельности.

- Научить учащихся к азам исследовательской деятельности.

Использованные методы:

Знакомство с необходимой литературой;

Поиск и анализ нужных информаций;

II . Основная часть.

Проектная деятельность может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.

2.1.Возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста

При работе по методу проектов необходимо учитывать психолого-физиологические особенности младших школьников.

Темы проектов учащихся этого возраста должны быть тесно связаны с предметным содержанием. Поэтому значительная часть учебного времени, отведенного на повторение и закрепление изученного материала, может быть использована для организации проектной деятельности.

Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна находиться в зоне ближайшего развития.

Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-4 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками.

Однако на традиционных занятиях, начиная с 1 класса, учитель постепенно должен формировать у младших школьников умения по отдельным элементам проектной и исследовательской деятельности (целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий, работа с различными источниками информации и так далее).

На этой ступени обучения особую роль играют групповые проекты.

2.2.Как обеспечить эффективность проектной деятельности учащихся?

Для того чтобы создать условия для эффективной самостоятельной творческой проектной деятельности обучающимся необходимо:

Провести подготовительную работу.

Умения и навыки проектной деятельности нужно формировать в процессе работы над проектом или вне его:

а) выдвижение идеи (мозговой штурм), целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;

в) слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы,

г) поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;

д ) информационные: выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;

2.Учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

Важно помнить, интерес к работе и посильность во многом определяют успех. В рамках проектной деятельности предполагается, что проблемный вопрос предлагают учащиеся. Но в условиях начальной школы допустимо представление вопроса учителем или помощь ученикам во время его формулирования.

3.Обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом - мотивацию.

4.Внимательно относиться к выбору основополагающего вопроса проекта.

Весь проект имеет какой-либо основополагающий вопрос. Если этот вопрос интересен учащимся, то и проект будет успешен.

5. Создавать группу не более 5-8 человек.

6.Учитывать возможность учебных предметов для реализации проектной деятельности.

Относительно низкую эффективность реализации проектной деятельности учащихся имеют такие предметы, как родной язык, литературное чтение, математика. Реализация проектной деятельности по этим дисциплинам лучше всего происходит во внеклассной деятельности, особенно в форме межпредметных проектов.

Наибольшую эффективность имеют такие учебные предметы, как окружающий мир (природоведение), иностранные языки, информатика, изо, технология. Преподавание данных дисциплин не только допускает, но и требует введения метода проекта как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся.

7.Избежать следующих опасностей.

Первая опасность – подменить деятельность выполнением задания, сделать многое за детей, перепоручить родителям. Чтобы этого не случилось, учителю необходимо работать в стиле педагогической поддержки.

Вторая опасность – при выполнении исследовательского проекта не превратить проект в реферат.

Третья опасность – переоценка результата проекта и недооценка его процесса.

Чтобы оценка балы максимально объективной и разносторонней, необходимо внимательно отнестись к составлению и последующему анализу самим ребенком своей работы

2.3.Как подготовить детей к проектно-исследовательской деятельности?

Приступая к созданию проекта, обучающийся должен владеть:

- необходимыми знаниями, умениями и навыками в содержательной области проекта;

- специфическими умениями и навыками проектирования для самостоятельной работы.

В связи с этим метод проектов начинаем реализовывать с 1 класса. В 1-ом классе основное внимание уделяем развитию умений и навыков проектирования и исследовательской деятельности, привитию интереса к познавательной деятельности, расширению детского кругозора. Эти умения затем совершенствуются в последующих классах.

В рамках традиционных учебных занятий используют:

- проблемное введение в тему урока;

- постановку цели и задач урока совместно с учащимися;

- совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;

- групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе;

- выдвижение идеи (мозговой штурм);

- постановку вопроса (поиск гипотезы);

- формулировку предположения (гипотезы);

- обоснованный выбор способа выполнения задания;

- составление аннотации к прочитанной книге, картотек;

- поиск дополнительной литературы;

- самоанализ и самооценку, рефлексию;

- поиск альтернативных способов решения проблемы и т.п.

Такими творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.

Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Напоминаем, что эта работа выполняется добровольно. Учитель не принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем.

При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над проектом

Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.

Обеспечение заинтересованности детей в работе над проектом

Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. Если основополагающий вопрос проекта интересен учащимся, то и проект будет успешен.

2.4.Общие правила для педагогов – руководителей проектов

- Старайтесь подходить ко всему творчески, боритесь с банальными решениями.

- Ориентируйтесь на процесс исследовательского поиска, а не только на результат.

- Стремитесь открыть и развить в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности.

- Старайтесь меньше заниматься наставлениями, помогайте детям действовать независимо,

- Оценивая, помните – лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что критиковать.

- Помните о главном педагогическом результате – не делайте за ученика то, что он может сделать самостоятельно.

- Не сдерживайте инициативы у детей. Учите детей действовать независимо, приучайте их к навыкам оригинального решения проблем, самостоятельным поискам и анализу ситуаций.

- Учите способности добывать информацию, а не проглатывать ее в готовом виде.

- Старайтесь обучать школьников умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую ими информацию.

Каждый проект должен завершаться получением какого-либо конечного продукта. Например: видеофильм, альбом, газета, бюллетень, зимний сад, альманах, аппарат, сайт, костюм, макет, словарь, атлас, макет, передвижная выставка, генеалогическое древо, электродвигатель, сбор лекарственных трав и т.д.

2.5.Примерные критерии оценок проектной деятельности:

1.самостоятельность работы над проектом

2.актуальность и значимость темы

3.полнота раскрытия темы

4.оригинальность решения проблемы

5.артистизм и выразительность выступления

6.как раскрыто содержание проекта в презентации

7.использование средств наглядности, технических средств

III . Практическая часть.

Актуальность проекта : начальная школа должна развить желание ребенка учиться в течение всей жизни и научить его это делать эффективно. Именно на этом этапе обучения возможно привить интерес к интеллектуальной продуктивной творческой деятельности. Учащиеся начальных классов должны хорошо знать свой родной наслег, свою окружающую среду, людей, которые их окружают, разобраться в окружающей действительности.

Идея проекта : Развитие способностей и творческого потенциала ребенка через приобщение не только к истории родного края, но и к совсем скромной истории родного маленького села, посредством формирования навыков поисковой работы.

Цель проекта : Формирование у младших школьников широкого представления о родном наслеге и интереса к окружающей среде, способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся , пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и общечеловеческим ценностям и воспитанию любви к родному наслегу.

Задачи проекта :

1.Расширение и углубление знаний учащихся дополняющих школьную программу по окружающему миру, литературному чтению, технологии; приобретение знаний, умений и навыков в краеведческой работе;

2.Формирование представлений об историческом прошлом и настоящем родного села, о личностях, оставивших заметный след в истории края;

3.Формирование чувства сопричастности своей Родине, народу и истории и гордости за них, ответственности человека за благосостояние общества;

4.Осознание учащимися своей связи с окружающим их “малым” миром, сопричастности к делам и традициям земляков, формирование личностно-значимых ценностных ориентиров в контексте самореализации в условиях края и региона; воспитание гражданственности и патриотизма;

5.Развитие интеллектуальных и поисково-информационных умений в ходе изучения местного материала, воображения и эмоций в процессе исторической реконструкции местных сюжетов; формирование ключевых компонентов;

Методы реализации :

Опрос, исследование опросов;

Наблюдение за окружающей действительностью;

Знакомство с необходимой литературой;

Поиск и анализ нужных информаций;

Механизм реализации проекта:

-проведение бесед, классных часов, экскурсий по предприятиям;

-встреча с уважаемыми людьми наслега;

- сотрудничество с работниками сельской и улусной библиотек, работниками архива;

Критерии оценки реализации :

-выпуск небольших брошюр;

-успешность детей на различных смотрах, фестивалях, конкурсах, конференциях;

-Развитие у учащихся творческих способностей, навыков, умений;

Сроки реализации проекта:

-подготовительный и практический этапы-2017-2018 учебный год

Сначала проводится подготовительный этап, в который включаются: творческие работы учащихся (рисунки), устные рассказы, дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное.

Постепенно расширяются рамки работы над проектом и включаются не только рисунки, но и сбор информации по плану, составленному совместно с учителем.

Тематическое планирование для 1 класса.

наименование раздела

количество часов

Байды нэьилиэгин оскуолата.

Байды нэьилиэгин герой ийэлэрэ

Байды нэьилиэгин бастын спортсменнара

Байды нэьилиэгин ытык сирдэрэ.

Учебно-тематический план занятий 1 класса.

Наименование раздела

Форма работы

Количество часов

Киирии дьарык. Билиьиннэрии.

Мин торообут дойдум - Байды.

Байды нэьилиэгин тэрилтэлэрэ.

Байды нэьилиэгин салайааччылара.

Биьиги иитиллибит детсадпыт.

Байды нэьилиэгин оскуолатын историята.

Биьиги оскуолабытыгар улэлээбит учууталлар.

Мин бииргэ уорэнэр до5отторум.

Биьиги оскуолабыт учууталлара.

Байды нэьилиэгин герой ийэлэрэ.

Ийэлэри кытта корсуьуу.

аьа5ас кылаас чааьа

Байды нэьилиэгин бастын спортсменнара.

Бады ытык сирдэрэ.Налимскай боьуолэгэр турар памятник.

школьнай НПК кыттыы

викторина, улэлэр презентациялара

Тематическое планирование для 2 класса.

наименование раздела

количество часов

Мин дьиэ кэргэним.

Байдым нэьилиэгин талааннаах дьонноро.

Байдым нэьилиэгин бастын улэьиттэрэ

Байдым нэьилиэгин номохторо, кэпсээннэрэ.

Учебно-тематический план занятий 2 класса.

Наименование раздела

Улэ формата

Коруллэр чаас

Мин дьиэ кэргэним.

Биьиги дьиэ кэргэммит утуо угэстэрэ.

эбэлэри,эьэлэри кытта корсуьуу

Байдым нэьилиэгин талааннаах дьонноро.

Байдым нэьилиэгин айар талааннаах дьонноро.

дьону кытта корсуьуу.

Байдым нэьилиэгин утуо улэьиттэрэ .

дьону кытта корсуьуу.

Байдым нэьилиэгин бастын дьоннорун кытта корсуьуу

дьону кытта корсуьуу

Айар улэлэринэн НПК бэлэмнэнии.

оскуола НПК кыттыы

Байдым нэьилиэгин номохторо, кэпсээннэрэ.

Байдым нэьилиэгин номохторо, кэпсээннэрэ. НПК кыттыы

оскуола НПК кыттыы

Тумук дьарык. Улэлэр презентациялара.

IV . Вывод .

Проектная деятельность может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

Проектно- исследовательская деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.

V . Использованная литература:

1.Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. Начальная школа.

2. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. Начальная школа.

Читайте также: