Организация игровой деятельности с детьми младшего школьного возраста

Обновлено: 03.07.2024

2. Различные подходы к классификации игр. Структура игры.

3.Общие методические требования к организации игровой деятельности младших школьников.

4. Методика организации игры-путешествия.

5.Современные игровые технологии.

1.Функции игры в развитии младшего школьника

Игра оказывает огромное влияние на развитие ребенка, выполняет обучающую, развивающую и воспитывающую функции. Игра развлекает, учит общаться со сверстниками, развивает познавательные интересы, все психические процессы, содействует самореализации, физическому развитию, выполняет диагностическую, коррекционную и терапевтическую функции. Говоря об основных признаках игр, можно отметить, что они не несут в себе, как правило, выраженной общественно полезной направленности (в отличие от игровых дел). В играх в отличие от мероприятий имеет место опосредованное педагогическое воздействие, скрытое игровыми целями. В них заложены значительные воспитательные возможности. То, что не всегда могут воспитанники в реальной, жизни, им часто удается в играх.

В игровой деятельности проявляются различные способности и личностные качества воспитанников, интенсивно формируются

внутриколлективные отношения. Игры как формы воспитательной работы, организуются педагогом (или педагогическим коллективом) при активном участии самих воспитанников. К формам-играм можно отнести: сюжетно-ролевые, игры на местности, спортивные игры, познавательные и др.

2.Различные подходы к классификации игр. Структура игры.

Существует множество классификаций игр. Игры классифицируются по месту проведения (в помещении и на улице), наличию игрового оборудования (с предметами и без предметов), предметному содержанию (математические, литературные, музыкальные, исторические и др.), количеству участников (групповые, массовые). М.П.Осипова и И.А.Мельничук выделяют познавательные, сюжетно-ролевые (режиссерские, театрализованные) и подвижные игры.

В начальных классах используются сюжетно-ролевые игры, подвижные, игры-забавы, игры с трудовым содержанием, игры-драматизации, народные, спортивные, дидактические и др.

Структура игры как процесса:

- роли, взятые на себя участниками;

- игровое употребление предметов;

- реальные отношения между играющими;

3.Общие методические требования к организации игровой деятельности младших школьников

Методика руководства детской игрой предполагает:

А) выбор игры, приглашение в игру;

Б) подготовку необходимого оборудования и инвентаря;

В) распределение ролей (назначение на роль, по договоренности, по очереди, обсуждение кандидатур и др.);

Г) ознакомление с правилами игры;

Д) организацию игрового действия;

Е) завершение игры, подведение итогов.

Значительным воспитательным потенциалом обладают народные игры. Особенности организации белорусских народных игр раскрыты в приложении 14.

4.Методика организации игры-путешествия

Игры-путешествия как неотъемлемая форма работы с младшими школьниками может быть двух видов: воображаемое путешествие

Важные методические требования: подготовка судей-конструкторов на станциях, оформление станций, равносильность команд по составу, оптимальная сложность содержания заданий, определение четких критериев оценивания групп, игровые приемы.

5.Современные игровые технологии

Игровая технология – целостное образование, имеющее определенные задачи, включающее последовательно игровые приемы и упражнения.




Интерактивные игры развивают познавательный интерес, коммуникативные и поведенческие навыки, рефлексию, демократическую культуру. Принципы интерактивного взаимодействия:

-полилог (множество суждений);

-диалог (слышать, слушать друг друга, взаимодействовать);

-мыследеятельность (не просто трансляция знаний, а мыслительная активность);

-смыслотворчество (у каждого участника взаимодействия свой индивидуальный смысл);

1. Функции игры в развитии младшего школьника.

2. Различные подходы к классификации игр. Структура игры.

3.Общие методические требования к организации игровой деятельности младших школьников.

4. Методика организации игры-путешествия.

5.Современные игровые технологии.

1.Функции игры в развитии младшего школьника

Игра оказывает огромное влияние на развитие ребенка, выполняет обучающую, развивающую и воспитывающую функции. Игра развлекает, учит общаться со сверстниками, развивает познавательные интересы, все психические процессы, содействует самореализации, физическому развитию, выполняет диагностическую, коррекционную и терапевтическую функции. Говоря об основных признаках игр, можно отметить, что они не несут в себе, как правило, выраженной общественно полезной направленности (в отличие от игровых дел). В играх в отличие от мероприятий имеет место опосредованное педагогическое воздействие, скрытое игровыми целями. В них заложены значительные воспитательные возможности. То, что не всегда могут воспитанники в реальной, жизни, им часто удается в играх.

В игровой деятельности проявляются различные способности и личностные качества воспитанников, интенсивно формируются

внутриколлективные отношения. Игры как формы воспитательной работы, организуются педагогом (или педагогическим коллективом) при активном участии самих воспитанников. К формам-играм можно отнести: сюжетно-ролевые, игры на местности, спортивные игры, познавательные и др.

2.Различные подходы к классификации игр. Структура игры.

Существует множество классификаций игр. Игры классифицируются по месту проведения (в помещении и на улице), наличию игрового оборудования (с предметами и без предметов), предметному содержанию (математические, литературные, музыкальные, исторические и др.), количеству участников (групповые, массовые). М.П.Осипова и И.А.Мельничук выделяют познавательные, сюжетно-ролевые (режиссерские, театрализованные) и подвижные игры.

В начальных классах используются сюжетно-ролевые игры, подвижные, игры-забавы, игры с трудовым содержанием, игры-драматизации, народные, спортивные, дидактические и др.

Структура игры как процесса:

- роли, взятые на себя участниками;

- игровое употребление предметов;

- реальные отношения между играющими;

3.Общие методические требования к организации игровой деятельности младших школьников

Методика руководства детской игрой предполагает:

А) выбор игры, приглашение в игру;

Б) подготовку необходимого оборудования и инвентаря;

В) распределение ролей (назначение на роль, по договоренности, по очереди, обсуждение кандидатур и др.);

Г) ознакомление с правилами игры;

Д) организацию игрового действия;

Е) завершение игры, подведение итогов.

Значительным воспитательным потенциалом обладают народные игры. Особенности организации белорусских народных игр раскрыты в приложении 14.

4.Методика организации игры-путешествия

Игры-путешествия как неотъемлемая форма работы с младшими школьниками может быть двух видов: воображаемое путешествие

Важные методические требования: подготовка судей-конструкторов на станциях, оформление станций, равносильность команд по составу, оптимальная сложность содержания заданий, определение четких критериев оценивания групп, игровые приемы.

5.Современные игровые технологии

Игровая технология – целостное образование, имеющее определенные задачи, включающее последовательно игровые приемы и упражнения.

Интерактивные игры развивают познавательный интерес, коммуникативные и поведенческие навыки, рефлексию, демократическую культуру. Принципы интерактивного взаимодействия:

-полилог (множество суждений);

-диалог (слышать, слушать друг друга, взаимодействовать);

-мыследеятельность (не просто трансляция знаний, а мыслительная активность);

-смыслотворчество (у каждого участника взаимодействия свой индивидуальный смысл);

Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте тесно связана с игровой деятельностью, актуальность которой сохраняется. С началом школьного обучения в характере, содержании и направленности игровой деятельности происходят изменения, заключающиеся прежде всего в возрастании подчиненности игры учебной деятельности, в интериоризации игровых действий (в постепенном переходе от игр в плане внешних действий к играм во внутреннем плане воображения), в увеличении значения игр с достижением определенного результата (спортивные, интеллектуальные игры), в возрастании роли игр с правилами дидактических и компьютерных игр.

ВложениеРазмер
igrova_deyatelnost_mladshego_shkolnika.docx 21.54 КБ

Предварительный просмотр:

Игровая деятельность младших школьников

Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте тесно связана с игровой деятельностью, актуальность которой сохраняется. С началом школьного обучения в характере, содержании и направленности игровой деятельности происходят изменения, заключающиеся прежде всего в возрастании подчиненности игры учебной деятельности, в интериоризации игровых действий (в постепенном переходе от игр в плане внешних действий к играм во внутреннем плане воображения), в увеличении значения игр с достижением определенного результата (спортивные, интеллектуальные игры), в возрастании роли игр с правилами дидактических и компьютерных игр.

Для младшего школьника игровая деятельность хотя и имеет вспомогательное значение, но остается очень важной и существенной, поскольку позволяет сделать смысл объектов и явлений более явным. С помощью игры ребенок глубже познает смысл этих вещей, овладевает высокими общественными мотивами поведения, учится подчинять свое поведение правилам. Игровая деятельность способствует развитию всех познавательных процессов ребенка. Т.Ф. Пожидаева обосновала синергетическую функцию игры младших школьников, которая представлена как назначение игры для самоорганизации, реализуемой в самоутверждении, самоопределении и самореализации личности младшего школьника. Синергетическая функция игры вытекает из функции самореализации ребенка в игре, на основе теории самоорганизации помогающей объяснить, как в игровой ситуации изменяются модели поведения ребенка. Она определяет развитие игрового сознания и его личностных структур: критичности, мотивирования, рефлексии, коллизийности (т. е. способности выявлять, идентифицировать и анализировать скрытые причины событий, определять их основы, устанавливать приоритеты неявных противоречий по отношению к общественным и личностным ценностям).

Игра и учеба – это две разные деятельности, имеющие значительные качественные различия. Переход от игры к серьезным занятиям происходит не резко, а постепенно и имеет определенные переходные формы, в качестве которых могут выступать дидактические игры. Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогом с целью обучения и воспитания, направленных на решение конкретных задач обучения, но в то же время оказывающих воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Специфика дидактической игры заключается в том, что дидактическая задача в ней скрыта от учеников. Внимание детей направлено в первую очередь на выполнение игровых действий, а задача обучения ими может не выделяться и не осознаваться. Это и делает дидактическую игру особой формой игрового обучения, когда дети чаще всего непроизвольно усваивают определенные знания, умения, навыки. Взаимоотношения между учениками и учителем обусловлены не учебной ситуацией, а игровой деятельностью, которая является игрой только для ребенка, а для взрослого она – способ обучения. Основной целью дидактических игр и игровых приемов обучения является облегчение и ускорение постепенного перехода к учебным задачам.

Функции дидактической игры:

Основными функциями дидактических игр являются (рис. 1.5):

1. Формирование устойчивого интереса к учению и снятия психоэмоционального напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному обучению.

2. Мотивация и стимуляция познавательной деятельности учеников.

3. Обучение способам ориентации в конкретной учебно-игровой ситуации.

4. Развитие основных психических новообразований.

5. Формирование компонентов учебной деятельности.

6. Развитие общеучебных умений, навыков учебной и самостоятельной работы, умения учиться.

7. Формирование навыков самоконтроля и оценки своих действий.

8. Формирование адекватных взаимоотношений в коллективе одноклассников и механизмов освоения социальных ролей.

Необходимость использования дидактических игр как средства обучения детей в младшем школьном возрасте обусловлена рядом причин.

1. Игровая деятельность хотя перестала быть ведущей, но сохранила свое развивающее значение. Игровая деятельность не исчезла, а проникла в новые отношения к действительности, она имеет свое внутреннее продолжение в учебной и трудовой деятельности. Поэтому опора на игровую деятельность, на игровые формы и приемы – это наиболее адекватный путь включения детей в школьное обучение.

2. Сравнительно медленный темп освоения учебной деятельности и умения учиться.

3. Среди возрастных особенностей детей младшего школьного возраста выделяют недостаточную устойчивость и произвольность внимания, доминирование непроизвольных видов памяти, преобладание наглядно-образного типа мышления. Дидактические игры способствуют развитию у детей психических познавательных процессов.

4. Недостаточно сформирована познавательная мотивация у большинства младших школьников, отсутствие связи мотива, с которым ребенок приходит в школу с содержанием той деятельности, которую ему необходимо выполнять в школе. Игровая мотивация в определенной степени позволяет привести в соответствие мотивы и содержание учебной деятельности в начальный период обучения.

5. Существуют значительные трудности адаптации при поступлении ребенка в школу. Дидактическая игра во многом способствует преодолению адаптационных трудностей и проблем первоклассника.

Различают следующие виды дидактических игр: игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы.

• игры-поручения – это игры, в основе которых – выполнение определенных действий с предметами по словесным поручениям педагога, где игровая задача и игровые действия основаны на предложении что-то сделать, построить какой-либо алгоритм и т. д.;

• игры-загадки – это игры, основной признак которых заключается в замысловатом описании, логической задаче, оформленной в виде вопроса или заканчивающейся им, необходимой для расшифровки, отгадывания или доказательства;

• игры-беседы – это игры, в основе которых лежит игровое общение педагога с детьми и детей друг с другом, основным средством которой является словесный образ, вступительный рассказ о чем-либо.

Дидактическая игра имеет определенную структуру – основные структурные составляющие элементы, характеризующие игру одновременно как форму обучения и игровую деятельность (табл. 1.5):

1. Дидактическая задача обусловлена целью обучающего и воспитательного воздействия, является замаскированной и предстает перед детьми в виде игрового замысла, формулируется учителем и отражает его обучающую деятельность.

2. Игровая задача, осуществляемая учениками, реализует дидактическую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка.

3. Игровые действия являются основой игры. Игровые действия в разных играх отличаются по их направленности и по отношению к играющим.

4. Правила игры – совокупность нравственных требований к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения, которые задаются учителем, влияют на решение дидактической задачи и управление игрой, процессами познавательной деятельности, действиями учеников.

5. Результат, подведение итогов проводится сразу по окончании игры и может быть представлен в виде подсчета очков, выявления учеников, которые лучше выполнили игровое задание, определения победившей команды и т. д.

Структура дидактической игры

Структурный компонент игры: Дидактическая задача

Характеристика компонента: Обучающая задача – основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные

Структурный компонент игры: Игровые действия

Характеристика компонента: Способы проявления активности ребенка в игровых целях

Структурный компонент игры: Игровая задача

Характеристика компонента: Задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности

Структурный компонент игры: Игровые правила

Характеристика компонента: Требования к реализации игрового содержания, определяющие характер и условия выполнения игровых действий

Структурный компонент игры: Результат игры

Характеристика компонента: Показатель уровня достижения детей в результате выполнения ими игровых действий

При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку они направлены на решение основных дидактических задач. В составе игр имеется общее и особенное: общее – это организация опыта переживаний детьми эмоционально-ценностного отношения к миру, опыта творческой деятельности; особенное заключается в специфике учебно-методического комплекса. Основными компонентами технологии игры в системе обучения являются:

целевой (определяется способами учебной деятельности);

диагностический (направлен на осознание учеником собственных знаний, умений, навыков и известных способов учебных действий);

процессуальный (обеспечивает выявление учащимися способа учебной деятельности);

результативный (способствует осознанию учащимися знаний, способов учебных действий, желания учиться, умений самоконтроля и самооценки).

Таким образом, игровая деятельность помогает сделать учебный материал увлекательным и интересным, создать эмоционально позитивное рабочее настроение, облегчить процесс познания. Умелое и адекватное использование дидактических игр предполагает четкое поэтапное распределение игровых моментов на уроке. На начальном этапе урока используются игры, основная цель которых – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность и мобилизовать на предстоящую учебную работу. В середине урока дидактическая игра должна быть направлена на усвоение темы занятия, в конце урока дидактическая игра может носить поисковый характер. Следовательно, игровая деятельность может быть включена в проведение уроков любого типа и любого этапа урока. При этом она должна соответствовать общим требованиям: быть интересной, доступной, содержательной, включать разные виды деятельности детей.

Современные младшие школьники, выбирая между традиционными и компьютерными играми, все большее предпочтение отдают последним. По содержанию компьютерные игры во многом похожи на традиционные, но имеют и некоторые отличия, заключающиеся в построении по принципу постепенного усложнения игровой и дидактических задач, в наличии элементов случайности в виде возникновения новых персонажей, ситуаций и неожиданных явлений, в поэтапности игровой программы, часто не позволяющей ребенку перейти на следующий этап без выполнения задания предыдущего уровня. В настоящее время выделяют следующие виды компьютерных игр:

адвентурные (приключенческие) игры – игры, оформленные в виде мультфильма с интерактивными свойствами – возможностью управления ходом событий;

игры-стратегии – игры, целью которых является завоевание вражеских территорий, заключение необходимого союза, набор определенного количества очков, управление ресурсами, войсками, энергией и т. д.;

аркадные игры – игры, для которых характерно поэтапное разделение хода действий, когда наградой и целью является право перехода к следующему эпизоду или уровню;

ролевые игры – игры, основанные на использовании необходимого персонажа в нужном месте и в нужное время;

игры-симуляторы – это игры, имитирующие различные механизмы и процессы (авто-, авиа-, спортивные и т. п.);

логические игры – это игры, содержащие различные головоломки, задачи на перестановку фигур, составление рисунка, обучающие чтению, письму и т. п.

При правильном руководстве компьютерные игры создают основу для интенсификации образовательного процесса и оказывают положительное влияние на развитие ребенка младшего школьного возраста: помогают расслабиться, самореализоваться, моделировать различные реальные и предполагаемые жизненные ситуации, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют освоению различных форм общения, развитию познавательных процессов, умений анализировать и интерпретировать информацию; создавать гипотезы и делать выводы; корректировать свои дальнейшие действия.

ребенок ест, пьет чай, готовит уроки у компьютера;

проводит за компьютером большую часть свободного времени (6—10 ч в день);

провел хотя бы одну ночь у компьютера;

прогулял школу – сидел за компьютером;

приходит домой и сразу садится за компьютер;

стал хуже учиться, потерял интерес к учебным предметам;

у ребенка практически нет реальных друзей, зато много виртуальных;

во время игры ребенок начинает разговаривать сам с собой или с героями игры так, как будто они реальны;

забыл поесть, почистить зубы (раньше такого не наблюдалось);

пребывает в плохом, раздраженном настроении, не может ничем заняться, если компьютер сломался;

трудно встает по утрам, просыпается в подавленном состоянии;

конфликтует, угрожает, шантажирует в ответ на запрет сидеть за компьютером.

Для профилактики негативного влияния компьютерных игр и формирования компьютерной игровой зависимости необходимо контролировать длительность игры (согласно санитарно-эпидемиологическим требованиям непрерывная продолжительность работы с компьютером в форме развивающих игр для детей младшего школьного возраста не должна превышать 15 мин.), выбор жанра игры, содержание, систему управления, оптимальный уровень сложности, учитывая при этом состояние, темперамент, характер и интересы ребенка. Наиболее целесообразными для младших школьников считаются логические игры, игры-симуляторы, так как они, как правило, непродолжительны по времени, направлены на развитие мышления, внимания, памяти, скорости реакции у детей (при условии, что ребенок не играет в компьютерные игры в ущерб другим занятиям).

Игровая деятельность в различных своих видах и формах в младшем школьном возрасте при умелом руководстве органично входит в целостный учебный процесс, сочетается и взаимосвязана с другими формами и методами обучения и воспитания и оказывает большое влияние на психическое развитие детей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности младших школьников посредством игровых технологий


Театрально-игровая деятельность младших школьников на занятиях по коррекции устной и письменной речи.

Театрализаци логопедического процесса привлекательна тем,что вносит в школьные будни атмосферу праздника,создаёт благоприятный эмоциональный фон,развивает творческие способности,поддерживает познавате.

Требования к организации игровой деятельности младших школьников

Выступление на МО.

Развитие разных видов памяти через игровую деятельность младших школьников

Для младшего школьника игровая деятельность хотя и имеет вспомогательное значение, но остается очень важной и существенной, поскольку позволяет сделать смысл объектов и явлений более явным. С помощью .


Игровая деятельность младших школьников в режиме группы продленного дня

Игровая деятельность выступает важной частью жизни обучающихся. Для реализации тех или иных педагогических целей воспитатель группы продленного дня должен знать игры, владеть методикой их проведения, .


Опыт организации игровой деятельности младших школьников в сотрудничестве с родителями учащихся

В данной статье рассказывается как можно организовать сотрудничество младших школьников с родителями во внеурочной деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В соответствии с внедрением в систему образования ФГОС НОО на сегодняшний день российская школа переживает глобальные преобразования, основной целью которой стала не просто репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а формирование и развитие способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат, одним словом, научить учиться.

В ФГОС НОО сказано о том, что основная задача, которая стоит теперь перед учителем заключается в формировании у младших школьников учебной мотивации, а также развитие у них универсальных учебных действий. Формирование у младших школьников системы универсальных учебных действий и мотивации к учению предполагает организацию учебно-познавательной деятельности.

Дети младших классов, а особенно первоклассники, подвижны, эмоциональны, у ребят повышенная утомляемость – значит, требуется смена видов деятельности, разнообразие заданий. Поскольку ведущей деятельностью детей – дошкольников была игра, то придя в школу, происходит смена ведущей деятельности на учебную. И конечно возникает вопрос: как же сделать так, чтобы переход от одной ведущей деятельности к другой происходил безболезненно? Одним из спасительных средств в этой проблеме является игра.

Сущность применения игровых технологий заключается в том, что игра является характерной и своеобразной формой активности ребёнка, благодаря которой он учится и приобретает опыт. Игра есть практика развития. Ребенок играет, потому что развивается, и развивается, потому что играет. Игра первая учит разумному и сознательному поведению. Это первая школа мысли для ребёнка. Детство - это время игры, и если блокировать игровые способности ребёнка, не давая ему наиграться, то на следующих этапах развития он будет доигрывать недоигранное, вместо того, чтобы идти вперёд.

Все игры, используемые в ходе учебного процесса требуют от детей:

Работая в начальных классах, а именно в этом возрасте, как известно всем, дети очень любят играть, упор в своей работе делаю на игровые технологии. Ведущим методом на таких уроках является игра: деловая, ролевая, сюжетная, дидактическая, игра-путешествие. Ведь для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в деятельность, но особенно в игровую.

Переходной формой от игры к учебе является дидактическая игра.

Дидактическая игра - это особая форма игрового обучения, когда у детей, чаще всего непреднамеренно происходит формирование необходимых УУД.

Содержание игры и её условия должны обеспечивать и стимуляцию познавательного интереса и познавательной активности, и способствовать формированию определённых умений и навыков.

Игра может быть проведена на любом этапе урока:

В своей деятельности так же использую игры на разных этапах урока.

В начале урока математики можно провести игры:

В середине урока русского языка использую игры такие, как:

Игры-путешествия, игры-спектакли, игры-экскурсии – вот далеко не полный перечень того, что позволяет сделать урок интересным, доступным, понятным, помогает повысить активность детей, усвоить знания, снять напряжение.

Образовательная игра – это активные методы, используемые в учебно-воспитательном процессе с целью достижения педагогических целей.

Игровые технологии успешно применяются на комбинированных уроках, уроках – контроля и коррекции, уроках совершенствования знаний и умений, уроках-презентациях, во внеурочной деятельности и, конечно, способствуют формированию общих, профессиональных, социальных, гражданско-общественных, социокультурных компетенций, компетенций в бытовой сфере, включая физкультуру и спорт

В заключении хочу отметить, что знания, даваемые детям насильно, душат разум, задача каждого учителя – совершенствовать, варьировать методы и способы работы так, чтобы детям было интересно.


В статье рассматривается досуг как форма организации игровой деятельности младших школьников. Проанализированы особенности игры на досуге, роль педагога в организации игровой деятельности детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова: свободное время, досуг, младшие школьники, игра, игровая деятельность

Постановка проблемы. Досуг современных школьников — важный фактор их образования, воспитания и развития. Именно он обеспечивает индивидуальную траекторию развития личности в образовании.Вусловиях досуга происходит активный контакт школьников с окружающим миром, трансляция культурных ценностей, передача традиций, стимулирование творчества. Учащиеся имеют возможность заниматься на досуге разнообразной деятельностью по своему усмотрению, удовлетворяя свои интересы и потребности.

Следует отметить, что досуг является фактором самовыражения, самореализации, самосовершенствования, способом превращения свободного времени в средство активного отдыха и дальнейшего физического, нравственного развития личности. Досуг представляет собой особый пласт культуры, создаваемой, познаваемой и воспринимаемой человеком, исходя из собственного выбора, в то время, которое он для этого самостоятельно отводит. При этом досуг представляет особую ценность, поскольку индивид выбирает образ жизни, способы и виды занятий, круг общения. Умение распоряжаться своим досугом не формируется само. Привить младшим школьникам вкус к интересному заполнению своего свободного времени, использовать его для расширения своего кругозора и развития своих способностей — задача начальной школы.

Наряду с этим, досуг выполняет воспитательную, развивающую, образовательную, стабилизирующую и компенсирующую функции. Он представляет ребенку младшего школьного возраста возможность разносторонне испытать себя в различных формах и видах досуговой деятельности, свободно выбрать интересные занятия, способствует развитию и обогащению жизненного опыта.

Одной из форм досуга младших школьников является игра. В игре наиболее полно проявляются индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста, их интеллектуальные возможности, склонности и способности. Игра способствует воспитанию личностных качеств ребенка (воли, настойчивости, стремлению к преодолению трудностей, упорства в достижении цели); развитию нравственных, общечеловеческих ценностей (правдивости, духовности, честности, сочувствия, толерантности, любви), особенно в условиях совместной игровой деятельности.

Игровая деятельность и ее активизация у детей младшего школьного возраста является основой формирования социального опыта, навыков игровых действий, ролевых воплощений.

Анализ изученности проблемы. Кпроблеме воспитания личности в сфере досуга обращались отечественные ученые: Л. Акимова, А. Жарков, Т. Киселева, Ю. Красильников, Ю. Стрельцов, В. Чижиков и др. Вопросы педагогической организации досуга, формирование культуры личности в досуговой деятельности разрабатывали Р. Азарова, А. Вишняк, И. Зязюн, Н. Каган, Н. Крылова, В. Кудин, С. Пишун, И. Шевчук.

В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности изучали Л. Выготский, П. Блонский, С. Рубинштейн, К. Ушинский, Ф. Фребель, Д. Эльконин и др.

Цель статьи. Проанализировать игру как форму досуга младших школьников.

Изложение основного материала. Особое местоввоспитании детей младшего школьного возраста принадлежит игре, как эффективному средству формирования личности школьника. Практика общеобразовательной школы в последние годы обогатилась новыми игровыми формами и методами, которые позволяют активизировать воспитательный процесс.

Игра — это своеобразный, свойственный учащимся способ усвоения общественного опыта, это их путь к познанию мира, в котором они живут. В игре формируются все стороны личности ребенка, творческие способности.

Обоснование игры как социокультурного феномена дал Й. Хейзинга. Он обращал внимание на то, что игра является добровольным действием или занятием, совершаемым внутри установленных границ места и времени по добровольно принятым, но абсолютно обязательным правилам, с целью, заключенной в ней самой, сопровождаемым чувством напряжения и радости [5, с. 41].

В педагогической литературе понимание игры как отражения действительной жизни впервые было высказано педагогом К. Ушинским. Он особо подчеркивал такое важное качество игры, как ее самостоятельность. К. Ушинский считал, что игра — это мир практической деятельности ребенка, в ней удовлетворяются и физические, и духовные потребности, в ней одновременно развиваются ум, сердце и воля [3, с. 439].

Исследователь игровой деятельности школьников С. Шмаков справедливо утверждает, что игра — это сотворение собственного мира, в котором можно установить удобные для себя законы, избавиться от многих житейских сложностей: это сфера сотрудничества, содружества, сотворчества детей и взрослых [4].

Обратимся непосредственно к игре как одной из форм досуговой деятельности, определим в чем же заключается педагогический эффект игры. Педагогический эффект игры заключается в том, что игра воспроизводит различные события жизни, создает условия для взаимодействия и взаимопомощи, создает, хоть и временную, общность. Потребность в игре возникает как потребность в развлечении и удовольствии. Развлечение связано с созданием определенного комфорта для играющего, благоприятной атмосферы, душевной радости. Игра без получения удовольствия невозможна. Она всегда доставляет радость играющим.

Важным условием поддержания интереса к игре является развитие игровой ситуации. Под развитием понимается изменение положения играющих, усложнение правил игры, смена обстановки, эмоциональное насыщение игровых действий. Младшие школьники активны постольку, поскольку никто из них не знает до конца всех способов и действий выполнения своих функциональных задач в игре. В этом и заключен механизм обеспечения интереса и удовольствия от игры.

Наблюдения за игровой деятельностью показывают, что выбор игры зависит от того, каков ребенок, что ему необходимо, какие воспитательные задачи требуют своего разрешения. Младшие школьники действуют в играх из желания победить, получить удовольствие. В играх ребенком осуществляются цели нескольких уровней, взаимосвязанных между собой.

Первая цель — удовольствие от самого процесса игры. В этой цели отражена установка, определяющая готовность к любой активности, если она приносит радость.

Цель второго уровня — функциональная, она связана с выполнением правил игры, разыгрыванием сюжетов, ролей.

Цель третьего уровня отражает творческие задачи игры — разгадывать, угадать, распутать, добиться результатов и т. д.

В игровой деятельности с младшими школьниками педагогу необходимо быть инициатором, организатором, руководителем, исполнителем, помощником, но при этом помнить о стремлении детей к самостоятельности, самоорганизации, проявлении активности.

Педагог обеспечивает условия игровой деятельности, свободного выбора игры, соответствующего интересам учащегося, способствует развитию инициативы; поощряет стремление своими руками смастерить нужные для игры предметы. Основное внимание уделяется формированию умения придумывать новые сюжеты игры, согласовывать замыслы с партнерами, придумывать новые правила и соблюдать их в процессе игры.

Учитель также ориентирует младших школьников на сотрудничество и состязание в игровой деятельности, совершенствует их умение согласовывать свое поведение с игровым замыслом и правилами; развивает умения самостоятельно организовать совместную игру, справедливо решать возникающие конфликты.

Ценность игровой деятельности детей младшего школьного возраста заключается и в том, что она обладает наибольшими возможностями для формирования детского общества. Она как никакая другая деятельность позволяет детям самостоятельно создавать те или иные формы общения.

Выводы. Таким образом, игровая деятельность как форма воспитания младших школьников завоевала огромную популярность в системе образования. Большой интерес для детей младшего школьного возраста представляют игры на досуге. Эти игры способствуют усвоению социальных норм и правил, формируют культуру игры.

Младшие школьники играют потому, что это доставляет им удовольствие. Вместе с тем, ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как в игре. Игра дисциплинирует детей, приучает их подчинять свои действия, чувства и мысли поставленной цели. Учащиеся в игре учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных ситуациях, они плодотворно общаются со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания, которые оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни.

  1. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Л. С. Выготский // Психология. — 1995. — Вып. 1. — С. 55–76.
  2. Макаренко А. С. Книга для родителей: Лекции о воспитании детей / А. С. Макаренко. — М.: Просвещение, 1969. — 359 с.
  3. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания / К. Д. Ушинский // Собр. соч.: в 6 т. — К.: Рад. шк., 1952. — Т.4. — 345 с.
  4. Шмаков С. А. Игры учащихся феномен культуры / С. А. Шмаков. — М.: Новая Москва, 1994. — 240 с.
  5. Хейзинга Й. Статьи по истории культуры / Й. Хейзинга. — М.: Прогресс-Традиция, 1997. — 384 с.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, игровая деятельность, младший школьный возраст, досуг, ребенок, школьник, свободное время, воспитание личности, игровая деятельность детей, педагогический эффект игры.

Читайте также: