Школа как социальный лифт

Обновлено: 05.07.2024

Приглашаем вас принять участие в проекте "Публичные лекции "Полит.ру".

Тема лекции: Школа как социальный лифт

В последнее десятилетие все больше россиян связывают успешность своих детей с уровнем получаемого образования. В крупных городах это особенно ощутимо - поиск школы становится таким же непременным атрибутом поиска успеха, как и поиск жилья. С развитием транспорта, дорог, реструктуризации сети сельских школ, в сельской местности также появляются образовательные предпочтения. Все большее количество семей воспринимает образование как социальный лифт.

Вместе с тем, сколько бы мы ни говорили о том, что школа выполняет функцию социального лифта, социального перемешивания у нас не произошло. Социальный статус родителей детей, учащихся в гимназиях и лицеях в городах с населением 300-400 тысяч, явно выше социального статуса тех семей, чьи дети учатся в обычных школах. Образование в России по-прежнему достаточно стратифицировано.

При всех известных проблемах ЕГЭ может играть роль социального лифта для тех небогатых ребят из провинции, которые старательно учились в школе, но не имеют родственников или друзей среди преподавателей престижных вузов.

См. также:

Образовательная система – один из наиболее распространенных и простых – наряду с армией и спортом – видов социального лифта. И если последние два успешно работают, то, по образованию есть вопросы.

У образования в числе его многочисленных функций существует и такая функция, как формирование национальной элиты. Если национальная элита формируется по каким-то другим, не образовательным механизмам, то это ведет к деградации государства. Мы видели на протяжении всей человеческой истории, как загнивали государства, где элита формировалась по признаку происхождения, или по признаку богатства, или по идеологической или религиозной принадлежности.

Образование—вообще самый известный социальный лифт в мире. В России, например, до революции выпускник университета становился личным дворянином.

В СССР роль социального лифта играло не образование (пренебрежительное отношение к вузовскому диплому унаследовала и Россия), а членство в КПСС.

В советском обществе на последнем этапе его существования социальная мобильность, в частности вертикальная, значительно снизилась. Образование, включая высшее, теряло роль социального лифта. Заработки людей с дипломами и степенями становились все ниже по сравнению с заработками людей без таковых.

Образование, как система выявления наиболее способных, оснащение их соответствующими компетентностями – это наиболее эффективный, наиболее приемлемый для современного общества способ подняться наверх. Однако, этот способ будет работать тогда, тогда, когда обеспечит – в зависимости от способностей и желания учиться – разные образовательные траектории. Вызывает большие сомнения возможность образовательного социального лифтинга в условиях всеобуча, одинакового образования для всех и во всем. Откуда здесь взяться возможностям для социального рывка?

У нас в стране появилось высшее общее образование. Дело в том, что люди с высшим образованием и люди без высшего образования, по всем исследованиям, в общем-то, достаточно серьезно отличаются друг от друга именно в социально-культурной части. У людей с высшим образованием и без высшего образования совершенно разные политические пристрастия, совершенно разная оценка той или иной ситуации, совершенно разная культура потребления. Сегодня молодые люди хотят получить высшее образование, и им не важна профнаправленность этого образования. Они просто хотят перейти в другую социально-культурную среду. Но это не является социальным лифтом. У них, по сути, нет никаких преимуществ перед другими людьми. Возникает законный вопрос – может ли образование в наше время выполнять функцию социального лифта?

Ответ – может, если воспользоваться возможностями альтернативного образования.

В системе альтернативного образования, прежде всего, предусмотрена система отбора, фильтра. Знания всегда можно приобрести, если умеешь учиться. А где можно научиться учиться – в альтернативном образовании. Все проходящие в альтернативной системе обучение люди знают, что им предстоит упорная, тяжелая и длительная образовательная работа. Но также они понимают, что только это может привести их к двери социального лифта. У нас образование не является целью, оно является средством повышения статуса обучаемого, то есть средством его социальной мобильности. Обучение в системе альтернативного образования дает возможность индивиду за счет личных усилий или качеств приобрести статус более высокий, чем участников официального стандартного образовательного процесса, и, тем самым, осуществить свою вертикальную мобильность.

Надо понимать, что социальный лифт – это, прежде всего, индивидуальная работа. Человек сам способен сконструировать свой собственный социальный лифт и умно им пользоваться, принося пользу себе и обществу, либо уметь увидеть идущий лифт и зайти в него. Это касается, прежде всего, высших достижений. Если ожидать лифт, как ожидают автобус, который ходит вне всякого расписания, можно прождать десятилетия, потерять энергию и интерес воспользоваться этим лифтом.

Необходимо понимать, что социальный лифт – это не только форма восходящей социальной мобильности, это путь личностного, профессионального развития человека на протяжении всей жизни, своеобразное пространство ведущей деятельности, в которой человек формирует собственную самоидентификацию (социальную, профессиональную, личностную и пр.), самооценку, чувствует признание своих достижений обществом, ощущает значимость своего существования.

Уско­рен­ная под­го­тов­ка к ЕГЭ с ре­пе­ти­то­ра­ми Учи.До­ма. За­пи­сы­вай­тесь на бес­плат­ное за­ня­тие!


-->


Задание 19 № 1622

Какие четыре социальных лифта указывает автор? Приведите их, проиллюстрировав их проявление конкретными примерами.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Образование как социальный институт Образование в современных странах – это очень широкие и высокоразвитые дифференцированные многоуровневые социальные системы (подсистемы общества) непрерывного совершенствования знаний и навыков членов общества, выполняющие важнейшую роль в социализации личности, ее подготовке к получению того или иного социального статуса и выполнению соответствующих ролей, в стабилизации, интеграции и совершенствовании общественных систем. Образованию принадлежит очень важная роль в определении социального статуса личности, в воспроизводстве и развитии социальной структуры общества, в поддержании социального порядка и стабильности, осуществления социального контроля.

Образование, наряду с армией, церковью и производством, — один из лифтов социальной мобильности. Получив знания и высокую квалификацию в современном обществе гораздо легче сделать карьеру, чем а)это было в доиндустриальном и индустриальном обществе, б) если бы человек ими не обладал.

С давних пор и по сей день образование как социальный институт выступает основным механизмом социального тестирования, отбора и распределения индивидов по социальным слоям, группам. На систему образования возлагались функции социального контроля за процессами интеллектуального, нравственного, физического развития молодого поколения. А на систему профессионального образования, кроме того, еще и функции контроля за распределением поколения, вступающего в самостоятельную трудовую жизнь, по различным ячейкам социальной структуры общества: классам, социальным группам, слоям, производственным коллективам.

Таким образом, образование является одним из основных каналов социальной мобильности, играя важную роль в социальной дифференциации членов общества, распределение их как по социальным слоям, так и внутри этих слоев. Положение индивида в обществе, возможности для его успешного продвижения по служебной лестнице определяются качеством полученного образования, во многом связанного с престижем учебного заведения.

Настоящая, нерациональная … какой и положено быть детской мечте.

То, что запомнилось, сводилось к двум моментам:

Боюсь, если бы не

… боюсь, что наше мышление так и не выросло бы из рамок тех детских стремлений.

Мечты об образовании

Загадка, достойная ответа

Теории приходят из будущего и уходят в прошлое, а жизнь происходит сейчас.

(Научные теории периодически опровергаются: это в их природе, иначе они теряют статус научных).

Поэтому, если отвлечься от научных гипотез, вроде генетического детерминизма или внегеномного наследования, то обнаружатся два наблюдаемых факта:

Деревенские дети, школьное образование и социальный лифт

Но… зная контекст русской глубинки, зная их родителей, я совершенно ясно понимал, какая судьба их ждет … При том, что в деревне есть школа, а в соседнем городе несколько ВУЗов, тренд их жизни предопределен и вероятность выбраться из колеи — величина отрицательная.

(В математике так не бывает, но Жизнь — это не математика) …

Страшная сила образования

Школьное образование, кажется, предназначено именно для улучшения жизни, развития способностей: а зачем еще оно нужно?!

Однако полностью ли случаен процесс.

Социальный лифт школьного образования

Социальный лифт

(Жены мужей занимаются бизнесом, причем весьма успешно, поэтому о государстве вынуждены заботиться мужчины, что ясно свидетельствует о неравенстве полов).

Другими словами, если верить чиновникам, школа служит социальным лифтом, облегчающим и ускоряющим перемещение людей из более низкого и плохого социального положения в более высокое и хорошее.

А зачем еще нужно образование!?

Сможем ли мы поставить эксперимент, подтверждающий или опровергающий это утверждение?

Оставаясь на строго научных позициях — нет. Рефлексивные системы с трудом поддаются экспериментальным исследованиям.

Однако мы можем взглянуть на школьное образование с позиций здравого смысла и, обратившись к статистике, кое-что увидеть.

Параметры социального лифта

Вверх — это вниз (векторный анализ)

Как человек, желающий оставаться на научных позициях, я вынужден согласиться и потому решил собрать статистику иного рода …

Вдумайтесь в эти цифры поглубже: тут нет никаких опечаток, я Вам не журналист и не филолог …

Эти цифры говорят не о том, что во Франции школьное образование лучше, а о том, что в России — хуже.

При чем тут способности?

Социальный лифт как видится он чиновникам от образования

Простой вопрос:

И как эта статистика учитывается большинством родителей при обучении собственных детей?

Простой ответ:

Потому, что они не развили орган, отвечающий за такую деятельность.

А почему они его не развили?

Потому, что школа этим никогда не занималась.

И их родители также этим не занимались.

Потому, что школа не занималась этим во времена их родителей.

Тогда при чем тут способности, гены и пр.?

Ладно, это все просто горькая ирония.

Все, кроме статистики, которая объективна.

Другой подход к образованию также существует и существовал всегда. Просто не надо быть …


Социальный лифт — это не просто метафора, на нем правда можно ездить вверх и вниз. В статье расскажем, какие бывают социальные лифты и в чем преимущество каждого.

О чем эта статья:

8 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Понятие социального лифта

Социальный лифт — это механизм общества или социальный институт, с помощью которого человек может изменить свой социальный статус.

Другими словами, социальный лифт — это:

  • способ, который поможет занять более престижную должность или статус (повышение на работе);
  • причина, по которой человек теряет свои позиции в обществе (перевод на более низкую должность).

Основные функции социальных лифтов:

  • концентрация в элите самых квалифицированных и опытных представителей социума;
  • пополнение элиты из числа представителей более низких социальных сословий;
  • превращение мировоззренческих установок высших слоев населения в общественную ценность, которую одобряют все члены социума.

Понятие социального лифта напрямую связано с понятием социальной мобильности.

Социальная мобильность — это изменение благосостояния и должности отдельных лиц или семей. Ее также можно использовать для оценки изменения состояния здоровья, уровня образования или других критериев между группами (классы, этнические группы, страны).

Понятие социального лифта в научный обиход ввел Питирим Сорокин. Он считал, что человеку для быстрого изменения своего статуса нужно найти удобный канал мобильности, то есть подходящий социальный лифт.

  • армия;
  • церковь;
  • образование;
  • семья (брак);
  • бизнес (собственность);
  • госслужба;
  • спорт;
  • политика;
  • искусство.

Горизонтальная мобильность предусматривает переход между группами без изменения социального статуса. Например, преподаватель уходит работать в другую школу, но остается на аналогичной должности.

Вертикальная мобильность — это повышение или понижение социального статуса. Например, тот же учитель может занять должность директора, тем самым повысив свой статус.

Основная цель социальных лифтов — перераспределение социального статуса человека в соответствии с его личными достижениями и/или профессиональными успехами.

Социальный лифт — это один из критериев гармонично развивающегося общества.

Виды социальных лифтов

Большой плюс современного общества заключается в том, что и отдельно взятый человек и целые группы людей могут свободно менять свои социальные статусы вне зависимости от их стартового положения (образование, карьера, родственные связи).

По мнению Питирима Сорокина, есть три социальных лифта — армия, семья и церковь. Рассмотрим каждый по отдельности.

Армия

В армии можно дослужиться с рядового до генерала — при усердии и определенном трудолюбии. А при призыве на службу не учитывается положение в обществе, доходы и прочие характеристики. Учитывается только пожелание по поводу выбора войск с учетом навыков и умений, которые имеются у призывника, а также его физическая подготовленность. Таким образом, служба в армии — отличная возможность изменить свой социальный статус.

Семья

Семья и брак — еще один пример социального лифта. Практическая реализация социального лифта возможна только тогда, когда у супругов разный социальный статус. Большинство русской и зарубежной литературы, от сказок до романов, нередко рисуют картину, где в брак вступают люди разных социальных статусов. Для одного из супругов с более низким статусом это восходящее продвижение.

Иногда брак приводит к понижению социального статуса. Несколько столетий назад брак с представителем низшего слоя общества приводил к социальному падению того, кто занимал более высокое положение.

Церковь

Церковь — самый востребованный социальный лифт в средние века, когда решения Папы Римского оказывали большое влияние на жизнь всей Европы. Он решал вопросы с назначением первых лиц страны, организовывал походы против отступников, даровал простым людям прощение за совершенные грехи, его влияние не было ограничено никакими рамками.

Согласно религиозным канонам, католические священники не могли создавать семьи и заводить детей, что исключало вероятность формирования потомственной олигархии, в таких условиях ускорялась вертикальная мобильность.

В современном мире есть и другие виды социальных лифтов. Рассмотрим некоторые их них: образование, политические партии, искусство, интернет.

Образование

Образование в современном обществе — самый доступный социальный лифт, который способен обеспечить вертикальное восхождение человека от низкого к более высокому социальному статусу. Однако стоит знать, что диплом о высшем образовании не является гарантией успеха.

Политические партии

Политические партии ориентируются на продвижение перспективных специалистов, что позволяет обеспечить сменяемость кадров и поддерживать конкуренцию между политическими деятелями. Поэтому политическая партия как социальный институт может продвинуть человека от политического деятеля местного уровня до федерального руководителя. Обязательным условием является наличие у деятеля необходимых навыков и личностных качеств.

Искусство

Искусство — нестандартный социальный лифт из-за требований к врожденным особенностям и талантам человека. Поэтому пользоваться им может небольшой круг людей. Однако работа этого социального лифта сильно зависит от среды. Например, в настоящий момент рынок искусства во всех его проявлениях (литература, музыка, кинематограф) кажется перенасыщенным. В этой ситуации вероятность продвижения по социальной лестнице по линии искусства не так высока, как может показаться.

Интернет

Развитие современных технологий, появление интернета, популярность социальных сетей, переход бизнеса в онлайн-пространство — эти факторы оказали большое влияние на становление нового цифрового социального лифта. Для отдельных категорий пользователей интернет стал площадкой, с помощью которой они получили возможность продвинуть себя или свои услуги без привлечения третьих сторон.

В современном обществе в большей или меньшей степени функционируют все перечисленные социальные лифты. Однако часть из них приобрела большее влияние, другая — утратила позиции по сравнению с прошлым.

Готовиться к ОГЭ на курсах по обществознанию в Skysmart — это увлекательно и эффективно!

Примеры социальных лифтов

Известные личности, которые повысили свое положение в обществе благодаря социальным лифтам:

Читайте также: