Школа как сфера социальной работы

Обновлено: 05.07.2024

Социальная служба в школе предназначена для организации активного сотрудничества как школьной администрации, педагогов, учеников и родителей между собой, так и внешних социальных структур с ними для оказания реальной, квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи детям и учителям по защите их личностных прав и предупреждения их нарушения.

ВложениеРазмер
sotsialnaya_rabota.doc 106.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Митрофановская СОШ

Кантемировского муниципального района

социальной работы в школе

Колодка Татьяна Ивановна,

социальный педагог школы

2012-2013 учебный год

В условиях школы применяются различные смежные подходы, имеющие границы и зоны воздействия, в которых проявляются те или иные воздействия социальной работы. При этом всегда следует учитывать аспекты, где социальная работа должна ослабить свои позиции в пользу других служб.

Социальная служба в школе предназначена для организации активного сотрудничества как школьной администрации, педагогов, учеников и родителей между собой, так и внешних социальных структур с ними для оказания реальной, квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи детям и учителям по защите их личностных прав и предупреждения их нарушения. Она выполняет следующие функции:

Выступает поручителем, обеспечивающим социальные гарантии каждому члену школьного коллектива;

Охраняет и защищает личность, ее права, интересы и труд;

Создает условия для безопасной, комфортной творческой жизни учащихся;

Оказывает помощь и поддержку нуждающимся учащимся и учителям;

Налаживает взаимоотношения в коллективе, препятствует фактам психического насилия над личностью;

Изучает общественное мнение в школьном коллективе;

Организует социально-психологическую и правовую консультацию для учащихся, педагогов, школьной администрации, родителей;

Разрешает конфликтные ситуации между учащимися, школьниками и педагогами, учениками и родителями;

Организует работу школьного телефона доверия;

Способствует здоровому образу жизни коллектива и каждого ее члена.3

Основными принципами деятельности социальной службы являются:

Многофункциональность - выполнение комплекса разнообразных мер по охране и защите прав личности школьника и педагога;

Объективность - учет как можно большего числа факторов существования и развития школьного коллектива и отдельной личности; выработку непредвзятых рекомендаций; учет возрастных особенностей и наклонностей каждой личности, ее нравственную и моральную позицию;

Коммуникативность - организация системы взаимосвязи с администрацией школы, педагогами, учащимися, родителями, врачами, психологами, юристами, местными и федеральными властями и т.д. для получения разнообразной информации о жизни школьного коллектива, его отдельных частей и личностей с целью свободной ориентации во всех школьных делах и процессах, быстрого нахождения средств квалифицированной помощи;

Интеграция - полученная информация должна аккумулироваться в замкнутую систему, обеспечивающую полное сохранение тайны и анонимность респондентов;

Оперативность - быстрое разрешение или профилактика социальных проблем и противоречий в данном школьном коллективе, у данной личности;

Автономность - социальная служба должна быть независимой от административных школ, органов управления образования и других властных структур;

Репрезентативность - представительство во всех социальных группах школьников и учет их интересов;

Адаптация - ориентация на подвижность, отсутствие инертности и быстрое приспособление к изменениям внешней социальной среды, свойств личности и коллектива.

Социально-педагогический модуль при школе создается с целью оказания помощи детям и подросткам, испытывающим затруднения в обучении по причинам имеющихся недостатков в развитии интеллекта, эмоционально-волевой сферы, неправильного поведения, неумения наладить общение, неспособности к коммуникации.

Его задачами являются:

Ранее выявление детей, испытывающих затруднения в обучении и воспитании, в социальной и средовой адаптации и определения условий для ослабления и преодоления имеющихся у них недостатков развития;

Оказание помощи педагогам общеобразовательных школ в работе с детьми, имеющими те или иные отклонения в развитии;

Проведение специальной работы с детьми, направленной на коррекцию имеющихся у них недостатков;

Обучение и воспитание детей в условиях, отвечающих их возможностям.

К основным направлениям социально-педагогического модуля относятся:

Социальная, педагогическая и психологическая диагностика детей, обучающихся в территориально близких друг другу школах;

Социально-психологическая поддержка трудного ребенка и его семьи;

Социальный контроль за условиями воспитания детей, имеющих отклонения в развитии, в школе и семье;

Социальная адаптация и психолого-педагогическая реабилитация в семье и школе. 4

Школьная психологическая служба. Осуществление интегративного консультационного подхода предполагает наличие как психологических, так и социально-теоретических и педагогических знаний.

Деятельность педагога-консультанта сконцентрирована на проблемах отдельного ученика. Педагог-консультант исследует общие отклонения от нормы, нарушения в поведении учащегося. В его обязанность входит оказание помощи в конкретном случае, помощь в учебном процессе, предоставление консультаций по отдельным учебным дисциплинам.

Профессиональная ориентация, профессиональная подготовка, профессионально ориентированные занятия и практика. К недостаткам многих школ относится тот факт, что процесс развития у школьников интереса к той или иной профессии, профессиональная ориентация в целом начинается слишком поздно. Школьная служба социальной работы призвана обеспечить контакты школы с организациями и учреждениями вне школы, имеющими отношение к профессиональной ориентации.

Сотрудничество с родителями, родительскими комитетами: школьное самоуправление. Учащиеся школы и их родители составляют две важнейшие группы, обусловливающие учебный процесс, включая каждое занятие, и все усилия по "вторичной" социализации. В поле деятельности школьной социальной работы входит любая попытка привлечь учеников и их родителей к активному и ответственному участию в жизни школы. Новые формы групповой работы с родителями, организация сотрудничества самих родителей имеют такое же большое значение, как и самоорганизующиеся группы школьников, их самодеятельность, ученические газеты и т.д. различие интересов разных групп способствует развитию процессов демократизации в школе.

В свете новой педагогической парадигмы миссия социального педагога состоит в том, чтобы защищать права и свободы юного человека, создавать соответствующие ситуации для осознания им своих нужд, интересов, потребностей и ресурсов для их удовлетворения.

Необходимо также назвать и такие сферы социально-педагогической работы, которые оказывают влияние на формирование социальной работы в школе, хотя и не имеют прямых институционных контактов со школой. Это помощь семье со стороны молодежных ведомств (прежде всего это касается мероприятий, дополняющих воспитание в семье), работа с молодежью по месту жительства и воспитание в детских домах и приютах.

Формы и методы школьной социальной работы:

групповая работа со школьниками вне занятий (включая помощь в выполнении школьных работ и предложений в области досуга);

предложения по организации занятий (например, игровые уроки, социальные опытные тренинги в процессе занятий и т.д.);

соучастие и творческое представление в социальной жизни школы (поездки и экскурсии с участием всего класса, праздники, отдых в загородных лагерях);

работа с родителями, представление интересов родителей;

профессиональная подготовка, профессиональная ориентация, помощь в смене профессии;

консультирование (в области, интегративные формы консультаций для школьников, родителей и учителей, консультирование учебных групп, работа с учителями в группах);

работа с организациями, планирование работы, сотрудничество в вопросах школьной политики);

научное обоснование, сопровождение и оценивание.

Социальный педагог выполняет большой объем работы. Его клиентами являются как ученики, так и их родители, их семья. Но в целом он выполняет следующие функции:

1. Образовательно-воспитательная, т.е. обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и взрослых; содействие всех социальных институтов, учреждений физической культуры и спорта, средства массовой информации.

2. Диагностическая, т.е. постановка "социального диагноза", для чего проводится изучение личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения; выявление позитивных и негативных влияний и различного рода проблем.

3. Организаторская, т.е. организация общественно-ценной деятельности детей и взрослых, педагогов и волонтеров в решении задач социально-педагогической помощи, поддержки воспитания и развития реализации планов и программ.

4. Прогностическая и экспертная, т.е. участие в программировании, прогнозировании, проектировании процесса социального развития конкретного микросоциума, в деятельности различных институтов по социальной работе.

5. Организационно-коммуникативная, т.е. включение добровольных помощников, населения микрорайона в социально-педагогическую работу. Организация совместного труда и отдыха, налаживание взаимодействия между различными институтами в их работе с детьми, с семьями.

6. Охранно-защитная, т.е. использование имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности. Содействие применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или косвенные противоправные воздействия на подопечных социального педагога.

7. Посредническая, т.е. осуществление связи в интересах ребенка между семьей, образовательным учреждением и ближайшим окружением ребенка.

Следует остановиться на методах работы школьного социального педагога:

1. Метод убеждения - педагог может достичь успеха, если он достаточно владеет правовыми знаниями, чтобы убедить ребенка в последствиях его антиобщественного поведения. С помощью этого метода социальный педагог может добиться, чтобы воспитанник сам начал искать путь выхода из сложившейся ситуации.

2. Метод наблюдения - дает педагогу больше всего материала для воспитательной работы. Педагог наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, его трудом.

3. Метод беседы - важно, чтобы социальный педагог готовился к беседе. Ему в этом может помочь анкетирование, составленный заранее вопросник или результаты комиссии, которая сделала заключение при поступлении ребенка в данное учреждение.

4. Метод социометрии - при котором, для математической обработки собираются данные бесед, анкетирования, опроса и алгоритмов, оценки кризисного состояния ребенка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Можно с уверенностью сказать, что сегодня каждый руководитель образовательного учреждения заинтересован в педагогическом коллективе, обладающим общекорпоративным духом («команда единомышленников.

Действительные числа и числовые функции в курсе математики средней школы.

Рациональные и иррациональные числа и действия с ними на разных этапах обучения алгебре. Графическое изображение числовых функций в школьном курсе алгебры.

Действительные числа и числовые функции в курсе математики средней школы.

Рациональные и иррациональные числа на разных этапах изучения алгебры. Графическое изображение числовых функций в курсе средней школы.

Функции, методы и формы социальной работы в школе

Социальная служба в школе предназначена для организации активного сотрудничества как школьной администрации, педагогов, учеников и родителей между собой, так и внешних социальных структур с ними для о.


Развитие сенсорно - моторных функций в специальных классах коррекционной школы VIII вида

Задачи: 1. Совершенствование двигательных функций (развитие и совершенствование общей (крупной) и ручной (мелкой) моторики, формирование графомоторных навыков). 2. Тактильно-двигательное вос.

Изучение темы "Функция" в IX классах общеобразовательных школ с использованием квазиисследовательского метода деятельности учащихся.

Поурочное планирование при изучении темы "Функция" в IX классах. Контрольная работа по теме "Функция".

Статья "Функция в курсе математики основной школы".

В статье подробно анализируются различные методы преподавания темы "Функции" в основной школе. Описываются различные подходы, приводятся методические материалы.

Способность общества обеспечить полноценное образование для всех детей – показатель социального здоровья самого общества и необходимое условие его устойчивого развития. В меняющихся условиях современного российского общества подготовка детей вызывает у школы трудности, так как школьный процесс в основном направлен на реализацию учебно-воспитательных задач, при этом, не учитывая психологические и личностные характеристики школьников и их готовность к взаимодействию с окружающей средой. В сложившихся условиях, когда в рамках современной школы все отчетливее обнаруживается отсутствие учета всех других аспектов воспитания, кроме обучения и образования, социальная работа в школе приобретает более востребованный характер. Основываясь на подробном анализе основных типов школьных проблем, различных недостатков технократического и организационного подходов в статье обосновывается необходимость переоценки роли и значения социальной работы в современной школе. Подробное внимание уделяется в работе современным эффективным формам и методам социальной работы в школе.


1. Иванов А. В. Социальная педагогика: учебное пособие / А. В. Иванов и др.; под общ. ред. проф. А. В. Иванова. – М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2013. – 424 с.

3. Никитин В.А. Начала социальной педагогики: учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. – 72 с.

4. Фирсов М. В., Студенова Е. Г. Теория социальной работы; Академический Проект, Гаудеамус. – М., 2009. – 512 c.

Способность общества обеспечить полноценное образование для всех детей - показатель социального здоровья самого общества и необходимое условие его устойчивого развития. В меняющихся условиях современного российского общества только основательное образование позволяет человеку обеспечивать свое существование и осуществлять социально-бытовые, профессионально-трудовые и общественные функции.

Человек, лишенный сегодня возможности получить полноценное образование (начальное, среднее, профессиональное), завтра может стать балластом общества, пополнив ряды тех, кто не способен обеспечить себя сам. Фактически уже сегодня готовится постоянное увеличение рядов вторично и функционально неграмотных людей, снижающих адаптивный потенциал общества, нуждающихся в постоянной поддержке и социальной помощи. Нельзя не учитывать, что это слой активно-требовательный, агрессивный, разрушающий нормы социального поведения.

Другими словами, содействие созданию в России психически и физически здорового, образованного молодого поколения с высокими духовно-нравственными, человеческими качествами, знающего и уважающего историю, традиции своего народа - это общегосударственная задача, от решения которой зависит будущее страны.

Однако на сегодняшний день подготовка детей к жизни в постоянно меняющемся мире вызвали у школы трудности, т.к. усилия школы направлены на реализацию учебно-воспитательных задач, при этом не учитывая психологические и личностные характеристики школьников и их готовность к взаимодействию с окружающей средой.

До последнего времени понимание сущности человека сводилось к совокупности общественных отношений. Отсюда делался вывод, что мера развития человека, степень социализации личности задаются обществом. Человек рассматривался как персонификатор социальных связей. При этом утверждалось, что источник развития личности находится не внутри, а вне ее. Такой подход, безусловно, правомерен, но его нельзя абсолютизировать, так как человек не только объект в ряду других объектов общества, но и субъект, обладающий волей и сознанием.

Для каждой личности характерна своя внутренняя структура, которая зависит от внешних условий и сложившихся обстоятельств, так и от самого человека, его субъективности, индивидуальности, неповторимости, его физических, нравственных, психических, творческих, интеллектуальных, социально значимых качеств.

Проблемы человека вплетаются в социально-исторический процесс, в конкретные социокультурные условия его существования, деятельности, от которых зависит воспитание человека, направления, содержание, цели личностно ориентированной социальной работы.

Она осуществляется путем анализа среды, а также места и деятельности человека в определенной микросреде.

Образование, таким образом, становится одним из важнейших факторов развития социальных процессов в нашей стране, осуществляющим социальную и правовую защиту личности, обеспечивающим активное развитие личности, способной к позитивной саморегуляции, реализующей широкое сотрудничество со всеми элементами микросоциума.

Значительно расширяя свои рамки, образование в настоящее время воспринимается личностью не как некая замкнутая система, действующая в институциональной среде и приводимая в действие определенным образом подготовленными специалистами, а как открытый процесс, происходящий не только в стенах образовательных учебных заведений и других учреждений институциональной среды, а повсюду и под воздействием всех лиц, обладающих опытом и стремящихся передать его другим.

Такой подход к пониманию образования через образовательное пространство значительно усиливает его возможности в социальной работе.

Многообразные школьные трудности имеют различные причины, а сложность их выделения обусловливается их неоднозначностью, многовариантностью, наложением одной на другую, что создает своеобразные сочетания у каждого ребенка. Принято выделять две основные группы факторов: экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние). Некоторые авторы выделяют также смешанные факторы, представляющие собой сочетание тех и других.

При этом к числу внешних факторов относятся условия, в которых растет и развивается ребенок, и которые отличаются широким спектром как положительного, так и отрицательного плана: от социальной депривации, при которой дети не просто страдают от отсутствия контактов, ласки, взаимопонимания, но и существенно отстают в функциональном и психическом развитии, до гиперопеки, чрезмерного внимания, тоже оказывающего отрицательное воздействие.

В современных условиях необходимо выделить и такие внешние факторы, имеющие отрицательное влияние на рост и развитие ребенка, как экологические условия, педагогические факторы (недостаточная квалификация педагогов, отсутствие необходимых знаний у родителей, несовершенство методик обучения и т. д.).

К числу эндогенных факторов, обусловливающих школьные трудности, относятся отклонения в физическом развитии ребенка, нарушение состояния его здоровья и т.д.

Учитывая комплексность проблемы, необходимо ясно понимать, что успешность и эффективность ее решения зависят от степени интеграции усилий медиков, психологов, педагогов и других специалистов в разработке теоретических основ и практических рекомендаций по организации помощи детям, родителям, учителям. Институт социальных работников способен реализовать такую интеграцию в лице своих специалистов, подготовленных к проведению социально-педагогической, социально-реабилитационной работы с детьми, их родителями и учителями.

Социальная работа в школе становится тем более востребованной, чем отчетливее обнаруживается в рамках современной школы отсутствие учета всех других аспектов воспитания, кроме обучения и образования. Вследствие этого происходит противопоставление задач школы и семьи, школы и социальной работы, включая социальную педагогику, которые характеризуются гражданоцентрированной, практикокооперирующей, ориентированной на удовлетворение потребностей направленностью.

Однако в свете социальных проблем, присущих школе, становится все более очевидной необходимость участия социальных работников в ее деятельности. Именно социальный работник может содействовать выходу школы из кризисной ситуации, касающейся как педагогов, так и отдельных учащихся. При этом предусматривается использование социально-педагогических подходов и к процессу обучения, и к решению вопросов административного управления.

Социальный работник в школе может оказать содействие в проведении группового консультирования, в развитии потенциалов, направленных непосредственно на работу с учащимися, в организации систематической и конструктивной кооперации различных учреждений в осуществлении задач, стоящих перед школой и относящихся не только к вопросам обучения и образования, но и к процессам демократизации, административно независимой педагогической работы по решению традиционных и возникающих новых школьных проблем.

Речь идет о способности к критическому анализу и самостоятельности участников (партнеров) процесса обучения, образования и воспитания, об их взаимовлиянии и адаптации к реалиям постоянно изменяющегося окружающего мира.

Роль и место социального работника в школьной среде целесообразнее определять в зависимости от специфики образовательных учреждений и целого комплекса других факторов.

Деятельность специалиста по социальной работе в учреждениях системы образования зависит, с одной стороны, от возрастных особенностей детей, а с другой - от научных представлений о необходимых условиях, способствующих благополучному включению ребенка в систему образования.

Поэтому предметом заботы социального работника являются потребности школьников и возможности их родителей, особенно в тех случаях, когда поведение ребенка и его учебная деятельность создают проблему для сверстников и воспитателей или он терпит материальные и социальные лишения. В таких ситуациях социальный работник становится участником кампании по разработке мер профилактики и устранения симптомов неблагополучия в судьбе ребенка, берет на себя роль посредника и коммуникатора между образовательным учреждением и семей, ребенком и родителями, ребенком и воспитателями.

Особую сложность для социального работника могут представлять случаи, когда учащийся относится к категории социально дезадаптированных детей, а его семья имеет низкий воспитательный потенциал, то есть в ней процветают грубость, аморальное поведение, психические болезни, антисанитария и т.д. В таких ситуациях ни ребенок, ни социальный работник не могут рассчитывать на поддержку семьи и без привлечения специалистов (социального педагога, классного руководителя, психолога, инспектора по делам несовершеннолетних, нарколога и др.) не обойтись. В данных условиях он превращается в политика и стратега по организации социальной помощи нуждающимся детям и оздоровлению семейной среды.

На базе школы применяются различные смежные подходы, имеющие границы и зоны воздействия, в которых проявляются те или иные воздействия социальной работы. При этом всегда следует учитывать аспекты, где социальная работа должна ослабить свои позиции в пользу других служб [5].

Социальная служба в школе предназначена для организации активного сотрудничества как школьной администрации, педагогов, учеников и родителей между собой, так и внешних социальных структур с ними для оказания реальной, квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи детям и учителям по защите их личностных прав и предупреждения их нарушения. Она выполняет следующие функции: выступает поручителем, обеспечивающим социальные гарантии каждому члену школьного коллектива; охраняет и защищает личность, ее права, интересы и труд; создает условия для безопасной, комфортной творческой жизни учащихся; оказывает помощь и поддержку нуждающимся учащимся и учителям; налаживает взаимоотношения в коллективе, препятствует фактам психического насилия над личностью.

Социально-педагогический модуль при школе создается с целью оказания помощи детям и подросткам, испытывающим затруднения в обучении по причинам имеющихся недостатков в развитии интеллекта, эмоционально-волевой сферы, неправильного поведения, неумения наладить общение, неспособности к коммуникации.

К основным направлениям социально-педагогического модуля относятся: социальная, педагогическая и психологическая диагностика детей, обучающихся в территориально близких друг другу школах; социально-психологическая поддержка трудного ребенка и его семьи; социальный контроль за условиями воспитания детей, имеющих отклонения в развитии, в школе и семье; социальная адаптация и психолого-педагогическая реабилитация в семье и школе [3].

Деятельность педагога-консультанта сконцентрирована на проблемах отдельного ученика. Педагог-консультант исследует общие отклонения от нормы, нарушения в поведении учащегося. В его обязанность входит оказание помощи в конкретном случае, помощь в учебном процессе, предоставление консультаций по отдельным учебным дисциплинам.

Школьная психологическая служба. Осуществление интегративного консультационного подхода предполагает наличие как психологических, так и социально-теоретических и педагогических знаний. Поскольку современная практика образования имеет достаточно одномерную ориентацию (психологическая диагностика и помощь в конкретном случае, с одной стороны, и анализ социальных условий и социально-педагогическая активация - с другой), поэтому становится необходимым, чтобы в работе консультационной службы принимали участие, наряду с психологами, и социальные работники. Только посредством кооперации специалистов обеих профессиональных групп можно адекватно реагировать на комплексность конкретных проблем, представленных в школе.

Профессиональная ориентация, профессиональная подготовка, профессионально ориентированные занятия и практика. К недостаткам многих школ относится тот факт, что процесс развития у школьников интереса к той или иной профессии, профессиональная ориентация в целом начинается слишком поздно. Школьная служба социальной работы призвана обеспечить контакты школы с организациями и учреждениями вне школы, имеющими отношение к профессиональной ориентации [2].

Необходимо также назвать и такие сферы социально-педагогической работы, которые оказывают влияние на формирование социальной работы в школе, хотя и не имеют прямых институционных контактов со школой. Это помощь семье со стороны молодежных ведомств (прежде всего это касается мероприятий, дополняющих воспитание в семье), работа с молодежью по месту жительства и воспитание в детских домах и приютах.

Стоит отметить, что подобная деятельность в России осуществляется в основном лишь в школах инновационного типа, где ребенок является ключевой фигурой учебно-воспитательного процесса и родители принимают активное участие в делах учебного заведения.

На основании вышеизложенного может сложиться впечатление, что социальная работа в школе охватывает все, кроме самого учебного процесса. Это происходит, потому что социальная работа не связана последовательно с профессиональной деятельностью педагога и концентрируется на педагогической деятельности только в узком смысле этого слова. С одной стороны, это дает ей возможность оставаться многогранной и свободной от догматических норм деятельности, но, с другой стороны, создает опасность для размывания ее контуров и потери профилирующей основы.

Тем не менее социальная работа в школе должна сводиться к последовательному про­ведению человека, испытывающего нужду, через все этапы процесса оказания ему социальной помощи в сфере образовательных услуг.

Таким образом, успех ребенка в школе, воспитание социально активной личности, умеющей принимать самостоятельные решения - центральная задача всей системы образования. Каждый ребенок талантлив, каждый ребенок - это целый мир, необходимо только вовремя заметить и помочь ребенку раскрыть свой талант, исходя из его индивидуальности и личностных качеств. Следовательно, без ин­теграции целей и задач образования и социальной работы; а также без координации усилий специалистов обоих социальных институтов вряд ли возможно достижение социального благополучия в России. Другими словами, одним из путей достижения социального благополу­чия в России является интеграция целей и задач социальной работы и современного образования.

Рецензенты:

Любое учреждение нуждается во вмешательстве со стороны органов социальной работы, если в нем диагностируются явные или латентные (скрытые проблемы). Особое значение играет деятельность учебных заведений, поскольку в них человек воспитывается, пополняет свою базу знаний новыми умениями и навыками. Соответственно, некоторые учебные заведения нуждаются в большем контроле со стороны социальных работников. Это касается и школьных учебных заведений.

Специалисты выделяют два основных типа школьной проблематики, которая возникает во время обучения в школе и имеет большой интерес со стороны социальных работников:

Первый тип - проблемы детей, которые носят традиционный характер и вызывают интерес со стороны социальных работников, а также школьных учителей и школьных психологов.

В основном это проблемы, которые касаются непосредственной деятельности органов социальной защиты и обеспечения. Среди них ведение учета и контроля за детьми с ограниченными возможностями, но при этом сохранившими свой интеллект и развивающимися на том же уровне, что и дети без физических отклонений; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; дети, которые вышли из многодетных семей, а также дети из социально-неблагополучных семей, где один или оба родителя страдают от вредных привычек, или лишены родительских прав, но имеют возможность общаться с ребенком и посещать его в специально отведенное время.

В этом случае приоритеты социальной работы и социальной поддержки со стороны специалистов очерчены достаточно четко: это, прежде всего, социально-бытовая материальная помощь, удовлетворение витальных (первичных) потребностей, а также решение наиболее актуальных на сегодняшний день проблем.

Готовые работы на аналогичную тему

В результате скопления такого большого количества проблем ученик страдает от низкой успеваемости, а также испытывает ухудшение состояния здоровья, нарушения психологической адаптации и адаптации к новым социальным условиям. Попытки разрешения проблем без обращения в органы социальной работы не привели к видимым результатам: эффекта не оказала работа школьных психологов, а также создание специальных коррекционных классов, проведение воспитательных мероприятий. Изоляция детей также невозможна, поскольку она не только не решает проблему, но и усугубляет ее при специальном разделении детей, которым в конечном итоге предстоит жить в одном обществе и взаимодействовать друг с другом.

Социальная работа в школьной среде

Социальная работа в школе сегодня – весьма востребованное направление. Это обусловлено тем, что она способна объединять усилия специалистов разного профиля для проведения профилактических социально-педагогических мероприятий с детьми, их родителями, а также с учителями. Весь комплекс мер поможет не только выявить причины проблем, но и разрешить их, выделить ключевые рекомендации по дальнейшей профилактике или предотвращению на начальных стадиях.

Перечислим цели социальной работы в школьном учебном заведении:

  • Во-первых, это возможность устранения специфических трудностей и помощь в их преодолении. Особое внимание уделяют трудностям, возникающим в процессе социализации ребенка из социально неблагополучной семьи, или слоя общества.
  • Во-вторых, социальные работники обладают навыки развития процессов опережающей социализации. Ее цель – ознакомить учеников с общественными запросами, а также подготовить их к критическому восприятию перспектив их возможного будущего. Важно учесть тот факт, что при ознакомлении не учитывается происхождение ребенка, а также история его семьи.

Также социальная работа в условиях школы способствует развитию комплекса личностных и социально-образовательных процессов, причем как на стадии общеобразовательного обучения, так и на стадии выбора человеком профессии (10-11 классы). Социальный работник принимает активное участие в педагогическом разрешении потенциальных конфликтов, а также тех конфликтов, которые существуют в течение продолжительного времени.

Социальная служба в рамках школы выполняет особые функции. она предназначена для организации активного сотрудничества как администрации школы и ее педагогического состава, так и учеников и родителей друг с другом.

Социальная организация – это, в некотором смысле, поручитель, который обеспечивает социальные гарантии каждому члену школьного коллектива. К тому же, социальный работник имеет обязанность в охране и защите личности, учете ее прав и интересов, а также приверженности к творческой и трудовой деятельности.

Социальные работники создают условия для максимально безопасной и комфортной творческой жизни учащегося школы, оказывает поддержку нуждающимся, налаживает отношения в коллективе и препятствует появлению психического насилия над личностью, которая отличается от остальных по каким-либо признакам. Социальный работник исследует общественное мнение в школьном коллективе, выявляет лидеров, аутсайдеров, а также рейтинг преподавателей. Здоровая психологическая обстановка в школьном коллективе способствует улучшению общего состояния каждого школьника, а также повышает его мотивацию к участию в учебном процессе.

Таким образом, социальная работа в школе имеет особое значение в современной образовательной системе. С учетом того, что не все преподаватели могут предугадать проблемы в школьном коллективе и предотвратить их, работа социальных служб является приоритетным направлением, которое сегодня развивается в достаточно активной динамике.

Шабарина Ирина Юрьевна


Черемховский медицинский техникум

Социальная работа в системе образования еще только начина­ет свое становление как особое направление социальной сферы Российской Федерации. В связи с этим следует указать на со­циально-педагогические аспекты социальной работы в целом и обозначить соответствующие рабочие поля, в которых ей пред­стоит действовать:

  • дошкольное воспитание (уход, воспитание и обучение в яслях, детских садах, группах дневного пребывания, школьных подготовительных классах и т.д.);
  • работу с молодежью (воспитание, сопровождение, организация досуга, консультации при подготовке домашних зада­ний, помощь подрастающему поколению в профессиональной ориентации, работа с молодежными клубами и т.д.);
  • воспитание в детских домах и приютах (воспитание, сопровождение, создание условий, близких к семейному воспи­танию, развитие самостоятельности и т.д.);
  • формы, содержание и методы обучения взрослых (профессиональное обучение и образование, социальная работа на предприятиях, организация самопомощи, семейные консультации и т.д.);
  • социально-педагогическая помощь семье (консультации, помощь в решении повседневных проблем, мероприятия по поддержке семьи);
  • социальная работа в школе.

Социальная работа в системе образования приобретает все большее значение в социализации и формировании личности.

Способность общества обеспечить полноценное образование для всех детей − показатель социального здоровья самого об­щества и необходимое условие его устойчивого развития. В ме­няющихся условиях современного российского общества толь­ко основательное образование позволяет человеку обеспечивать свое существование и осуществлять социально-бытовые, про­фессионально-трудовые и общественные функции. Человек, ли­шенный сегодня возможности получить полноценное образова­ние (начальное, среднее, профессиональное), завтра может стать балластом общества, пополнив ряды тех, кто не способен обеспечить себя сам. Фактически уже сегодня готовится постоян­ное увеличение рядов вторично и функционально неграмотных людей, снижающих адаптивный потенциал общества, нуждаю­щихся в постоянной поддержке и социальной помощи. Нельзя не учитывать, что это слой активно-требовательный, агрессив­ный, разрушающий нормы социального поведения. Специали­сты выделяют два типа школьных проблем в процессе обучения в школе:

  • проблема детей, традиционно находящихся в поле внима­ния и ведения социальных служб − детей-инвалидов с сохра­ненным интеллектом, детей-сирот, детей из многодетных и со­циально неблагополучных семей. Приоритеты социальной под­держки этих групп очерчены достаточно четко: прежде всего, социально-бытовая материальная помощь, обеспечение витальных потребностей и решение сегодняшних проблем;
  • проблема неуспевающего ученика, которая выходит за рам­ки чисто педагогической проблемы и становится одной из наиболее острых и практически нерешаемых социальных проблем. Причем речь идет не о детях с отклонениями в развитии, нуж­дающихся в специальном обучении, а об учениках массовой шко­лы с сохраненным интеллектом, испытывающих, тем не менее, трудности с начальным обучением, которые накапливаются год от года и приводят к неуспеваемости, ухудшению состояния здоровья, нарушению психологической и социальной адаптации. Такие дети бросают школу, не получив даже начального образо­вания. Они не могут учиться в средней школе из-за вторичной не­грамотности и составляют группу риска по девиантному поведе­нию со всеми вытекающими отсюда последствиями. К ним же от­носятся и те, кто, даже получив профессиональное образование, остаются функционально неграмотными.

В последние годы в России количество детей со школьными проблемами неуклонно рас­тет.

Попытка образовательного ведомства решить проблему ор­ганизационным путем с помощью проведения политики соци­альной изоляции таких детей, создания коррекционных клас­сов не дала видимых положительных результатов, так как со­циальная изоляция столь большого контингента детей, с одной стороны, практически невозможна, а с другой − не решает про­блему, а, наоборот, усугубляет ее искусственным разделением тех, кому предстоит жить в одном обществе.

Многообразные школьные трудности имеют различные причины, а сложность их выделения обусловливается их неод­нозначностью, что создает своеобразные сочетания у каждого ребенка. Принято выделять две основные группы факторов: экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние). Некоторые авторы вы­деляют также смешанные факторы, представляющие собой сочетание тех и других.

К числу внешних факторов относятся условия, в которых рас­тет и развивается ребенок и которые отличаются широким спек­тром как положительного, так и отрицательного плана: от со­циальной депривации, при которой дети не просто страдают от отсутствия контактов, ласки, взаимопонимания, но и сущест­венно отстают в функциональном и психическом развитии, до гиперопеки (чрезмерного внимания), тоже оказывающего отри­цательное воздействие.

В современных условиях необходимо выделить и такие внеш­ние факторы, имеющие отрицательное влияние на рост и раз­витие ребенка, как экологические условия, педагогические фак­торы (недостаточная квалификация педагогов, отсутствие не­обходимых знаний у родителей, несовершенство методик обучения и т. д.).

К числу эндогенных факторов, обусловливающих школьные трудности, относятся отклонения в физическом развитии ребен­ка, нарушение состояния его здоровья и т. д.

Учитывая комплексность проблемы, необходимо ясно пони­мать, что успешность и эффективность ее решения зависят от степени интеграции усилий медиков, психологов, педагогов и других специалистов в разработке теоретических основ и прак­тических рекомендаций по организации помощи детям, роди­телям, учителям. Институт социальных работников способен реализовать такую интеграцию в лице своих специалистов, под­готовленных к проведению социально-педагогической, социаль­но-реабилитационной работы с детьми, их родителями и учите­лями.

Социальная работа в школе становится тем более востребо­ванной, чем отчетливее обнаруживается в рамках современной школы отсутствие учета всех других аспектов воспитания, кро­ме обучения и образования. Вследствие этого происходит про­тивопоставление задач школы и семьи, школы и социальной работы, включая социальную педагогику, которые характери­зуются гражданоцентрированной, практикокооперирующей, ориентированной на удовлетворение потребностей направленностью. Однако, в свете социальных проблем, присущих шко­ле, становится все более очевидной необходимость участия со­циальных работников в ее деятельности. Именно социальный работник может содействовать выходу школы из кризисной си­туации, касающейся как педагогов, так и отдельных учащих­ся. При этом предусматривается использование социально-пе­дагогических подходов и к процессу обучения, и к решению во­просов административного управления.

Социальный работник в школе может помочь в проведении группового консультирования, в развитии потенциалов, направ­ленных непосредственно на работу с учащимися, в организации систематической и конструктивной кооперации различных учреждений в осуществлении задач, стоящих перед школой и относящихся не только к вопросам обучения и образования, но и к процессам демократизации, административно независимой педагогической работы по решению традиционных и возникаю­щих новых школьных проблем. Речь идет о способности к кри­тическому анализу и самостоятельности участников (партнеров) процесса обучения, образования и воспитания, о их взаимовлия­нии и адаптации к реалиям постоянно изменяющегося окру­жающего мира.

Социальная работа в школе призвана сосредоточить внима­ние в основном на тех недостатках, на которые указывают сами учителя, ученики и их родители, применив альтернативные концепции к их устранению. На основе теоретических разработок и практики современной социальной работы в школе мож­но определить следующие ее цели:

  • способствовать устранению и преодолению специфичес­ких трудностей в процессе социализации школьников из соци­ально неблагополучных семей и слоев общества;
  • развивать процесс опережающей социализации, имеющий целью ознакомить всех учащихся, независимо от их происхож­дения, с их ролевыми перспективами и шансами в обществе, с общественными запросами, а также подготовить их к критичес­кому восприятию этих перспектив;
  • участие в педагогическом разрешении потенциальных и готовых вспыхнуть конфликтов.

Чтобы реализовать эти цели, социальные работники в школе:

  • − используют методы анализа, консультирования, лечения и активации, охватывая в своей деятельности как целую груп­пу не только самих учащихся, но и их родителей;
  • осуществляют свою деятельность в тесном сотрудничестве с учителями-консультантами, школьными психологами и врачами, консультантами по профессиональной ориентации, од­новременно стремясь привлечь к сотрудничеству и тех учите­лей, которые проявляют понимание и интерес к их социально-педагогической работе;
  • оказывают всестороннюю помощь отдельным ученикам и группам учащихся; используя методы групповой педагогики, работают с учительскими коллективами и стремятся воздейст­вовать на позитивное изменение социального поля в школе через родительские комитеты и родительские собрания.

Реализация этих целей означает установление институцион­ной ориентации в школе, т. е. постоянное содействие социаль­ного работника школе, для школы и для своих клиентов в рам­ках школы. Такой подход в зарубежной практике социальной работы иногда подвергается критике со стороны объединений, связанных с деятельностью по организации досуга, работающей с молодежью в группе (общине). Однако, очевидно, речь здесь идет не столько о школе как поле воздействия и вмешательст­ва, сколько о более широкой ситуации школьника.

На основании вышеизложенного может сложиться впечатле­ние, что социальная работа в школе охватывает все, кроме самого учебного процесса. Это происходит, потому что социальная рабо­та не связана последовательно с профессиональной деятельностью педагога и концентрируется на педагогической деятельности толь­ко в узком смысле этого слова. С одной стороны, это дает ей воз­можность оставаться многогранной и свободной от догматичес­ких норм деятельности, но, с другой стороны, создает опасность для размывания ее контуров и потери профилирующей основы.

Социальная служба в школе предназначена для организации активного сотрудничества как школьной администрации, пе­дагогов, учеников и родителей между собой, так и внешних со­циальных структур с ними для оказания реальной, квалифи­цированной, всесторонней и своевременной помощи детям и учителям по защите их личностных прав и предупреждения их нарушения.

Читайте также: