Школа как институт социализации на примере изучения английского языка

Обновлено: 03.07.2024

Ключевые слова: социализация школьников в условиях иноязычного образования; воспитание и развитие на уроках иностранного языка.

Изучение иностранного языка является неотъемлемой частью образовательного процесса. В современной школе учебная программа предполагает изучение не одного иностранного языка, а, как минимум, двух. Существует множество методик преподавания иностранных языков, но современные методисты отмечают, что наиболее важными чертами современного обучения являются направленность на индивидуальные потребности личности и направленность на социализацию школьников. Проблема взаимодействия школьного образования и социализации школьников к современной социальной среде являются актуальными для педагогов.

Из различных концепций социализации мы видим, что существуют два подхода, в основе которых лежит роль индивида в рассматриваемом процессе:

  • субъектно-объектный подход (где общество – субъект воздействия, а человек – объект);
  • субъектно-субъектный подход (где человек адаптируется в общество и влияет на него).

Индивид осваивает социальные нормы и роли, ценности общества, отношения в обществе и всё то, что помогает ему интегрироваться в общество, а затем сам непосредственно применяет усвоенный социальный опыт и влияет на общество через свою деятельность и общение. Говоря о процессе социализации в общении, мы понимаем под этим умение вести диалог и беседу, способность децентрироваться и общаться так, чтобы уметь принимать в расчёт чужую точку зрения, то есть уметь принять другого как равноправного партнёра по общению. Социализация в общении также предусматривает усвоение речевых норм социальной среды, речевых традиций, стереотипов, а также элементов и структуры языка.

Процесс социализации на уроке иностранного языка подразумевает под собой активное освоение школьниками ситуаций социальный перемен, умение к ним приспосабливаться и адекватно реагировать на них. Таким образом, важной задачей педагогов является создание благоприятных условий для успешной социализации учащихся на уроках иностранного языка. Занятия в школе должны способствовать формированию метапредметных умений, таких как: коммуникативные умения, умения работать с информацией. Данные навыки являются ключом к решению социальных задач и к успешной социализации школьника.

Следует также отметить роль иностранного языка в формировании социальной компетенции школьников с особыми образовательными потребностями, в адаптации данной категории обучающихся к социальной действительности, которая предполагает владение социальными навыками, способность ориентироваться в ситуации общения и строить коммуникацию в соответствии с намерениями собеседника, т.е. позволяет обучающемуся стать активным участником общественных отношений [9, с. 206].

Исходя из вышесказанного становится понятно, почему в процессе обучения иностранному языку важно обращать особое внимание на социализацию школьников. Язык сам по себе является социализирующим фактором. От успешной социализации зависит успешность коммуникативных умений учеников. Как полагают Г.В. Сороковых и Н.Г. Прибылова «создание социализирующей языковой образовательной среды является стратегической задачей обучения школьников. Такая языковая среда обеспечивает продуктивную социализацию обучающегося, позволяет ему эффективно общаться и взаимодействовать с представителями родной и иной культуры, другими словами, принимать участие в процессе взаимодействия двух индивидуальностей, двух ситуативных позиций (со всеми их составляющими), двух менталитетов, обеспечивающем осознание ценностей культуры партнера по коммуникации и духовное обогащение представителей разных лингвосоциумов [8, с. 47].

Socialization of Students Through Learning a Foreign Language

Bulak T.A.
student of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Sorokovykh Galina Viktorovna,
Professor, Department of French Language and Linguodidactics, Institute of Foreign Languages of the Moscow City University, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Социализация учащихся в процессе изучения английского языка Выполнила: учител.

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Описание презентации по отдельным слайдам:

Социализация учащихся в процессе изучения английского языка Выполнила: учител.

Роль иностранного языка в социализации личности В Концепции модернизации росс.

Роль иностранного языка в социализации личности В Концепции модернизации российского образования подчеркивается роль иностранного языка, как дисциплины, обеспечивающей успешную социализацию учащихся в многополярном обществе, как фактор сохранения духовной культуры общества.

Задача учителя иностранного языка: Воспитание нового поколения людей, способн.

Задача учителя иностранного языка: Воспитание нового поколения людей, способных творчески, плодотворно и успешно жить и работать в непростых условиях современной действительности. И от того, с каким уровнем язычной грамотности молодой человек выходит из школы, во многом зависит его дальнейшая личная и профессиональная судьба как гражданина России, гражданина мира.

Влияние изучаемого языка: У человека, который изучает иностранный язык, проис.

Влияние изучаемого языка: У человека, который изучает иностранный язык, происходит формирование культуры личности под влиянием культурных ценностей не только своего народа, но и страны изучаемого языка.

Основная цель моей деятельности: Создание необходимых организационно-педагоги.

Основная цель моей деятельности: Создание необходимых организационно-педагогических условий для воспитания социально-компетентностной личности, способной к самореализации и активной адаптации на рынке труда, использовать возможности иностранного языка как инструмента познания, приобщения и адаптации к новому социальному опыту.

Задачи: Создать комфортную среду, способствующую максимальному проявлению инд.

Задачи: Создать комфортную среду, способствующую максимальному проявлению индивидуальных особенностей каждого; Формировать общественную направленность, социальные мотивы поведения и деятельности подростков; Организовать самопознание, саморазвитие, самосовершенствование способностей и возможностей учащихся для дальнейшего проявления этих качеств в различных видах деятельности; Использовать способы и приемы, направленные на становление активной позиции ученика;

Задачи: Создавать положительную мотивацию у обучающихся на саморазвитие и сам.

Задачи: Создавать положительную мотивацию у обучающихся на саморазвитие и самовыражение; Воспитывать активную творческую личность, умеющую видеть, ставить и решать нестандартные творческие задачи; Развивать умения обучающихся усваивать знания, умения и навыки, добытые в ходе активного поиска и самостоятельного творческого решения.

К моменту получения образования у выпускников сформированы такие умения: Толе.

К моменту получения образования у выпускников сформированы такие умения: Толерантность по отношению к иной культуре; Способность к иноязычному общению; Умение аргументировать свои мысли в контексте диалога культур; Извлекать новую актуальную информацию при помощи английского языка; Уместно использовать адекватные ситуации, словесные и несловесные средства общения.

Анкетирование обучающихся «Выявление уровня сформированности основных мотивов.

Анкетирование обучающихся «Выявление уровня сформированности основных мотивов изучения английского языка Для успешной карьеры - 46% Осуществлять международные контакты, путешествовать - 40% Переписываться с друзьями из других стран – 37% Слушать и понимать песни на английском языке - 36% Для обучения за границей – 17% Читать книги, журналы, научные публикации в оригинале -8% Для успешной сдачи экзамена -6% Смотреть фильмы в оригинале- 5% Для поступления в вуз -5% Для общего развития – 5% Для поднятия собственной самооценки – 2% Для установки программ на компьютере – 2%

Анкетирование

Урок Использование специальной системы упражнений; Использование аутентичного.

Урок Использование специальной системы упражнений; Использование аутентичного материала; Написание творческих работ; Введение интерактивных форм обучения.

Специальная система упражнений От простого- к сложному

Специальная система упражнений От простого- к сложному

Аутентичный материал Фильмы Газеты Журналы Песни Клипы

Аутентичный материал Фильмы Газеты Журналы Песни Клипы

Интерактивные формы обучения Ролевая игра Устные дискуссии Нетрадиционные фор.

Интерактивные формы обучения Ролевая игра Устные дискуссии Нетрадиционные формы уроков

Внеурочная деятельность Кружковая работа Участие в предметных конкурсах

Внеурочная деятельность Кружковая работа Участие в предметных конкурсах

Кружковая работа

Участие в предметных конкурсах

Участие в предметных конкурсах

Результативность опыта: Созданы необходимые условия для развития социальной к.

Результативность опыта: Созданы необходимые условия для развития социальной компетентности учащихся; Создана положительная мотивация учащихся к изучению английского языка; Повысился уровень социализации, что проявляется через: Усвоение понимания ответственности за успех учебной деятельности Сформированность навыков самостоятельной работы, что позволяет использовать полученные знания в реальных жизненных ситуациях Повышение уровня сформированности лингвистической и речевой компетенции

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последние десятилетия изменения в характере обучения происходят в контексте масштабных образовательных тенденций, к числу которых относятся: непрерывность образования, его значимость, как для индивида, так и для общества, ориентация на активное освоение человеком способов познавательной деятельности, адаптация образовательного процесса к запросам потребности личности, ориентация обучения на личность учащегося, обеспечение возможностей его самораскрытия.

Важнейшая черта современного обучения – направленность на то, чтобы готовить учащихся не только приспосабливаться к ситуациям социальных перемен, но и активно осваивать их.

Поэтому я считаю, что основной задачей педагогов является создание благоприятных условий для успешной социализации учащихся в школе.

Социализация – это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит.

Проблемы взаимодействия образования и социализации являются очень актуальными, они способствуют непрерывному поиску новых технологий социализации, адекватных постоянно изменяющейся социальной среде.

Школа выступает для ребёнка первой и основной моделью социального мира. Поэтому процесс социализации школьников очень важен для рассмотрения.

Проект, посвященный социализации детей делает возможным создание

Всё, что делается на уроке, в школе в целом, только в том случае будет безопасным для ребёнка, если превратить его в субъекта учебного процесса, если содержание, формы, приёмы обучения соответствуют его природным силам, потребностям, интересами, согласуются с жизненными планами, т.е. носят личностно ориентированный, индивидуальный характер. Человеку необходимо то, что даёт ему возможность чувствовать себя человеком, поэтому важно перевести изучаемые факты, явления, события в личностную сферу каждого ученика, связать с актуальными потребностями ребёнка.

В основе развивающего обучения лежит системно – деятельностный подход, данная технология в полной мере способствует формированию социальной активности ученика и его социализации. На уроках английского языка я использую системно-деятельностный подход, не только предлагая детям знания в готовом виде, но и способствуя превращению ученика в активного субъекта собственного учения.

Обучение диалогической речи, монологической речи способствует внутреннему раскрепощению, делает ребёнка внутренне свободным. Формирование способности к абстрактному мышлению, выявление связей между явлениями, умение сосредоточиться на главном – это качества, влияющие на результаты формирования у школьников готовности к реальной действительности.

На своих уроках английского языка я способствую формированию метапредметных умений и навыков, в том числе коммуникативных умений, умения работать с информацией. Не вызывает сомнений, что умение вести диалог в паре, группе, проявлять инициативу, высказывать свои мысли, умение найти нужную информацию, усвоить её, интерпретировать, использовать для личностного развития и решения социальных задач, являются залогом успешной социализации ученика.

Большую роль в социализации школьника, на мой взгляд, играет процесс проектной деятельности. Я полагаю, что активное участие учеников в образовательном процессе предусматривает наличие положительной мотивации к обучению. В качестве таковой должны выступать именно познавательные мотивы.

А ведь что даёт нам проектная деятельность? Каждая проектная деятельность начинается с проблемной ситуации, в которой существуют две системы опережения сознанием результатов этой деятельности: организованная система образов (представлений) и организованная система понятий. Возможность выбора новой комбинаций понятий лежит в основе мышления. Часто такая деятельность осуществляется в следующем направлении – система образов и понятий также связана с выбором способа действия, которые осуществляются путём логических рассуждений о представлении того, как будет осуществляться данное действие.

Цель данного проекта – социальное становление личности школьника на уроках английского языка, а также реализация на практике системы управления социализацией личности в условиях общеобразовательной школы.

Объект – управление процессом социализации школьников.

Предмет – система управления социализацией школьников в общеобразовательной школе.

Задача проекта – сформировать личность, которая бы отвечала основным критериям, принятым в обществе. Для этого надо обозначить самые важные общественно-значимые качества, которые можно считать обязательными для граждан нашей страны. Такие качества могут служить уровнем социального развития школьника, характеризовать меру его готовности к жизни в обществе.

На уроках английского языка я веду работу по формированию следующих социальных качеств:

Мы считаем, что активные методы обучения приобщают к процессу социализации.

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы.

1. Ролевой подход и как следствие — деловая игра.

В этом случае ученику (или группе учащихся) предлагается выступить в роли того или иного действующего лица. В ходе деловой игры учащиеся:

-выступают в конкретных социальных ролях,

-вырабатывают цепочку решений,

-подходят к результату, целью которого является в нахождении правильного решения на определенный социальный вопрос в ситуации наиболее распространенной в реальной жизни.

Таким образом, педагог пытается через деловые социальные игры стимулировать приобретение опыта общения в различных ролях., так как каждая социальная роль включает множество культурных норм, правил и стереотипов поведения

2. Создание проблемной ситуации.

Проблемная ситуация представляет собой познавательную трудность, для преодоления которой обучаемые должны приобрести новые знания или приложить интеллектуальные усилия. Это интеллектуальное затруднение ученика, мешающее ему в немедленном решении познавательной или практической задачи требующее поиска новых знаний или новых способов действий, позволяющих снять возникшее затруднение. Проблемные ситуации могут быть объективными (ситуация задается учителем) и субъективными (психологическое состояние интеллектуального затруднения при решении поставленной проблемы).

Уровни проблемных ситуаций

1- роль учителя - направлять учащихся на самостоятельный поиск путей решения проблемы;

2- совместный анализ ситуации учителя с учащимися. Ученики самостоятельно формулируют задачу и решают ее;

3- самостоятельная работа учащихся по выявлению проблемы и выбора оптимального решения.

Педагогические требования к созданию проблемных ситуаций

• составляться на реальном жизненном материале

• направлены на стимулирование мышления

• соответствовать теоретическим знаниям учащихся

• строиться на знакомом учебном материале

• опираться на имеющийся у учащихся определенный практический опыт

3. В последнее время широкое распространение получил метод создания проектов учащимися на уроках. Это специфичная форма организации учебного процесса и социализации личности, при которой учащимся необходимо самостоятельно овладевать понятиями, подходами к решению проблем, подбирать темы в соответствии со своими способностями, знаниями, потребностями, осваивать информацию, перерабатывать, ориентироваться в ней, систематизировать. Проектные методы обучения ориентируют учащихся на решение реальных жизненных проблем и нацеливают на усвоение системы жизненно важной деятельности, т. е. формируют условия для последующей социализации учащихся.

Выделяются следующие разновидности проектов:

1. По методу, доминирующему в проекте

практико-ориентированные

2. По характеру координирования проекта

с явной координацией

со скрытой координацией

3. По характеру контактов

внутренние (региональные)

4. По количеству участников

личностные (индивидуальные)

5. По продолжительности проведения

средней продолжительности

4. Различные групповые формы работы. На уроках учащиеся любят работать коллективно, советоваться, стремятся к сотрудничеству. Это объясняется тем, что они испытывают потребность в общении. Реализация стремления учащихся к сотрудничеству формирует их личность. Работая в коллективе, дети на собственном опыте убеждаются в пользе совместного планирования, распределения обязанностей, взаимного общения. Учащиеся сплачиваются между собой, приучаются действовать согласовано и слажено, испытывая чувство ответственности за результаты совместной деятельности. Коллективная форма организации работы требует явных усилий и способностей каждого.

Комплектование групп можно осуществлять:

по определенному признаку, который задает учитель или лидер группы ( по первой букве имени: гласная или согласная; в какое время года родился: на четыре группы; по цвету глаз и т. д.);

по выбору лидера (лидер в данном случае может либо назначаться организатором, либо выбираться членами групп, а лидер набирает себе команду);

по выбору педагога (решая определенные педагогические задачи, учитель может объединить учеников с близкими интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, а может создать равные по силе группы).

Таким образом, можно сделать вывод, что активные методы обучения способствуют процессу социализации на уроке английского языка.

Обучение условным предложениям учащихся старших классов на уроке иностранного языка Наиболее сложным для российских учеников является изучение английской грамматики. Система времен в английском языке и другие грамматические.

Активные методы и формы обучения дошкольников Цель современного дошкольного образования – формирование личности через собственную деятельность, развитие универсальных учебных действий,.

Формы работы с дошкольниками по изучению английского языка

Формы работы с дошкольниками по изучению английского языка Формы работы с дошкольниками по изучению английского языка. В современном мире всё труднее и труднее человеку обходиться без знаний английского.

Некоторые психологические аспекты усвоения дошкольниками иностранного языка (на примере английского языка) Обучение дошкольников иностранному языку в настоящее время является особо актуальным. Это определяется разными причинами, в том числе возросшим.

Читайте также: