Аксиологическое направление деятельности классного руководителя кратко

Обновлено: 05.07.2024

Цель деятельности классного руководителя - создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

Задачи деятельности классного руководителя:

• формирование и развитие коллектива класса;

• создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;

• формирование здорового образа жизни;

• организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;

• защита прав и интересов обучающихся;

• организация системной работы с обучающимися в классе;

• гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;

• формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;

• организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся.

Функции классного руководителя

Деятельность классного руководителя — целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава общеобразовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений.

Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководителю надо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.

Классному руководителю в своей деятельности необходимо учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни.

Функции классного руководителя:

• обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей;

• установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования);

• проведение консультаций, бесед с родителями (иными законными представителями) обучающихся;

• взаимодействие с педагогическими работниками, э. также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;

• организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

• стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;

• взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом, класса в целом;

• ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).

• регулирование межличностных отношений между обучающимися;

• установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;

• содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;

• оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.

• изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;

• определение состояния и перспектив развития коллектива класса.

• контроль за успеваемостью каждого обучающегося;

• контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.

Формы работы классного руководителя

В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает формы работы с обучающимися:

• индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);

• групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.);

• коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).

При выборе форм работы с обучающимися целесообразно руководствоваться следующим:

• определять содержание и основные виды деятельности в соответствии с задачами, стоящими перед общеобразовательным учреждением;

• учитывать принципы организации образовательного процесса, возможности, интересы и потребности обучающихся, внешние условия;

• обеспечивать целостность содержания, форм и методов социально значимой, творческой деятельности обучающихся класса.

Критерии оценки осуществления функций классного руководителя

Эффективность осуществления функций классного руководителя можно оценивать на основании двух групп критериев: результативности и деятельности.

Критерии результативности отражают тот уровень, которого достигают обучающиеся в своем социальном развитии (уровень общей культуры и дисциплины обучающихся, их гражданской зрелости).

Критерии деятельности позволяют оценить реализацию управленческих функций классного руководителя (организация воспитательной работы с обучающимися; взаимодействие с педагогическими работниками, работающими с обучающимися в данном классе, и другими участниками образовательного процесса, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения, родителями (иными законными представителями) обучающихся и общественностью по воспитанию, обучению, творческому развитию обучающихся).

Основу модели формирования культуры жизненного самоопределения школьников составляют функции управления этим процессом по схеме: целеполагание — создание мотивационной основы деятельности — способы реализации цели — контроль и коррекция — анализ результатов. Структура этой модели включает следующие компоненты: Цель (задачи, цели); Содержание (функции, основные направления деятельности); Функционирование и деятельность (этапы, формы, методы, условия); Оценка и результаты (критерии и показатели), где все структурные элементы взаимодействуют и образуют единое структурное целое.

Общая цель — формирование культуры жизненного самоопределения школьников — может быть конкретизирована индивидуальными целями:

Культуросообразный процесс жизненного самоопределения и вовлечение в этот процесс учащихся на всех уровнях образования являются ведущими факторами формирования культуры жизненного самоопределения. Соответственно, основой технологической стратегии и модели формирования культуры жизненного самоопределения учащихся является стратегия системного построения образовательного процесса в общеобразовательной организации, построенного в соответствии с внутренней логикой и механизмами интеграции профессионального, личностного и жизненного самоопределения и реализуемого путем его поэтапной организации, обеспечивающей особый характер его связи на каждом этапе.

Эффективная организация формирования культуры жизненного самоопределения предусматривает реализацию следующих взаимосвязанных и взаимозависимых этапов.

Первый этап — создание благоприятных условий для жизненного, личностного и профессионального самоопределения школьников путем учета внешних и внутренних факторов самоопределения личности в педагогической деятельности. На этом этапе проводится диагностика возможностей образовательной организации и социокультурной среды в подготовке школьников к жизни и выбору профессии, изучение индивидуальных особенностей учащихся.

Управление аксиологическим потенциалом школьника в условиях общеобразовательной школы

Развитие представлений о целях и функциях воспитательной работы классного руководителя

Классный руководитель назначается руководителем учебного заведения. Основные задачи классного руководителя определены в школьном уставе.

Целями деятельности классного руководителя являются формирование и развитие классного коллектива, создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждение каждого ученика, сохранение уникальности и раскрытие его потенциальных способностей, формирование здорового образа жизни, организация системы отношений через различные формы педагогической деятельности классного коллектива, защита прав и интересов учащихся, гуманизация отношений между учащимися, обучающимися и педагогами.

Функции классного руководителя реализуются через педагогическую деятельность. Следовательно, объем функций также зависит от указанных условий.

Под функциями классного руководителя понимаются непосредственные профессиональные и служебные действия учителя, обеспечивающие распределение должностей в школе. Учитель, выступающий в роли лидера группы, должен выполнять свои обязанности как по отношению к классу в целом, так и по отношению к отдельным ученикам. Он решает задачи в соответствии с особенностями возраста детей и устанавливает отношения между ними, строит отношения с каждым ребенком, учитывая его индивидуальные особенности.

Основная цель работы классного руководителя — способствовать саморазвитию ребенка, реализации его творческого потенциала, обеспечить ребенку активную социальную защиту, создать необходимые и достаточные условия для того, чтобы ребенок прилагал больше усилий для решения собственных проблем.

В соответствии с методическими рекомендациями по выполнению функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений к функциональным задачам педагога относятся:

Особенности педагогического взаимодействия в контексте гуманистической парадигмы

Современные концепции, учитывающие педагогическое взаимодействие, основываются на одном из гуманистических постулатов: субъект-субъектном характере отношений (И. С. Батракова,И. Васильева, В.В. Горшкова, В.В. Краевский, И.А. Колесникова, Н.Ф. Радионова, С.А. Расчетина, Р.С. Тряпицына).

Методологической основой разработки концепции межсубъектного взаимодействия в процессе обучения и воспитания является личностно-деятельностный подход, который рассматривается как субъектно-ориентированная организация и управление учебной деятельностью субъекта — учащегося — со стороны учителя при решении специально организованных учебных задач.

Определяя деятельностный компонент в рассматриваемом подходе к воспитанию и образованию, следует подчеркнуть, что личность является субъектом деятельности, которая, в свою очередь, вместе с воздействием других факторов, например, общения, определяет личностное развитие учащегося как субъекта.

Исторический аспект обновления воспитания

Сегодня об инновациях в образовании все чаще говорят и пишут, не выделяя инновации в образовании как особую проблему. Исследователи обращают внимание на то, что феномен инноваций в образовании достаточно исследован и исторически осмыслен как ресурс, что делает эту категорию непонятной и часто неактуальной, поскольку смена парадигм все чаще приводит ученых и практиков к пониманию процессов обучения, а не осмыслению вопросов образования с точки зрения их инновационности и необходимости для современных обществ 21 века и, главное, для самого человека, его социализации.

Инновационные процессы в образовании возникали в разные исторические периоды и определяли их развитие. Наибольшего размаха они достигли в конце XIX — начале XX века в России, Германии, Франции и США. Они отличались ярко выраженной творческой направленностью и нестандартными подходами к обучению и воспитанию.

Эпицентром поиска путей реорганизации содержания, форм и методов школьного образования в 1980-1990-е годы стали экспериментальные школы. В 1980-х и 1990-х годах экспериментальные школы были эпицентром поиска путей реорганизации содержания, форм и методов школьного образования. Появилось несколько типов этих учреждений:

  • Школы, внедряющие новую педагогическую концепцию;
  • начальные школы при научно-педагогических центрах;
  • Типовые школы, которые совершенствуют традиционные методы обучения и воспитания;
  • Экспериментальные школы, воплощающие отдельные оригинальные педагогические идеи.

Педагогический инструментарий классного руководителя в решении задач патриотического воспитания школьников

Из приведенного выше круга задач патриотического воспитания вытекает центральный вопрос о педагогических средствах классного руководителя для патриотического воспитания школьников. И если раньше речь шла о совершенствовании методов воспитания в целом и патриотических в частности, то сегодня это обычно рассматривается в совокупности и с технологической точки зрения.

Как известно, до сих пор вопрос о возможности использования образовательных технологий (технологий обучения) в школьной практике остается дискуссионным.

Технологические аспекты образования рассматриваются в работах Г.Б. Барышниковой, В.Ю. Барышникова, В.В. Питюков, Н. Е. Щуркова и другие[1] подробно рассмотрены.

Технологию обучения Г. Б. Барышникова определяет как систему разработанных наукой и отобранных практикой методов, приемов, процедур образовательной деятельности, позволяющих выступать на уровне мастерства, другими словами, работать гарантированно эффективно и качественно.

Как? — это основной вопрос техники в области образования.

Большой педагогический потенциал заложен в технологии обучения профессора Н.Е. Щурковой, в которой широко представлены различные формы обучения и работы.

В практике работы класса патриотического воспитания педагоги используют различные технологии системно-деятельностного подхода. В решении проблемы формирования гражданской идентичности эффективны:

Освоение новых образовательных технологий необходимо классному руководителю в патриотическом воспитании и формировании гражданской идентичности личности.

Согласно существующим представлениям, педагогический инструментарий образовательных технологий — это совокупность форм, методов, приемов и средств педагогического взаимодействия субъектов и объектов образования. Кратко рассмотрим каждый из компонентов педагогических средств в отдельности с позиции их использования в патриотическом воспитании школьников. Будем иметь в виду, что в педагогической науке методы, средства и формы обучения четко не разделены.

Форма образования — это внешнее выражение содержания, организационная сторона его системы. Формы образования представляют собой различные организационные формы образовательного процесса. Существует многообразие форм, используемых в образовательной практике и применимых для решения задач патриотического воспитания.

Давайте обратимся к существующим формам образования. Отметим, что все перечисленные формы используются во всем учебном процессе: на уроках и во внеклассной работе по патриотическому воспитанию.

Первый тип представлен теми формами, которые интегрированы в класс и реализуются как образовательные уроки.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Основная задача классного руководителя – создать условия для свободного развития физических и духовных сил учащихся, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями.

Классный руководитель должен знать проблемы физического и психологического здоровья своих учеников и сделать все возможное, чтобы родители и ученики без боязни могли рассказывать о своих проблемах.

В своей деятельности, как классный руководитель я использую четыре направления в работе с учащимися и их родителями.

Первое направление – проблема физического здоровья учащихся, так как именно от качества здоровья зависят успехи в учебе и общего развития.

Для обеспечения нормального физического здоровья учащихся классный руководитель работает по следующим пунктам:

Просвещение детей по программе “Здоровье”.

Привлечение к этому виду деятельности учителей физической культуры, родителей.

Проведение классных мероприятий, направленных на осознание учениками самооценки здоровья.

Привлечение специалистов-медиков к просветительской работе с родителями учащихся и самими учениками.

Второе направление – общение.

Общение – это воздействие, обуславливающее самое максимальное развитие личности ребенка, прежде всего этическое воспитание, направленное на формирование общепризнанных ценностей.

  1. Высшая ценность – человеческая жизнь. Интерес к жизни – это непременное условие работы с детьми, условие эффективности воспитания.
  2. Понимание и восприятие человека как личности. Имеющей право на понимание, способной совершенствоваться, обладающей индивидуальными ценностями (семья, родственники, увлечения).
  3. Культурные ценности мира, их значение в развитии и становлении человека, формирование понимания их необходимости и важности в жизни.

Какие общечеловеческие ценности могут помочь в воспитательном процессе – во введении ребенка в контекст современной культуры? Главная роль учителя- стать регулятором норм общения между людьми, оценки поступков человека. Культура, как и вся жизнь находится в постоянном развитии и изменяется. Задача учителя- помочь учащимся понять, что без принятия культурных ценностей мира, без их освоения они не смогут состояться во взрослой жизни.

Третье направление – это познавательная сфера жизни ребенка. Защита ученика в этой области означает разъяснение всем учителям-предметникам индивидуальных особенностей школьника.

  • на выработку совместно с семьей единой тактики в развитии учебных умений ученика, его познавательной активности, его будущего и профессионального определения;
  • на осуществление мероприятий, расширяющих кругозор и познавательные интересы ученика, Стимулирующих любознательность и развитие мышления;
  • на проведение психолого-педагогических консилиумов, разрабатывающих программы коррекции общеучебных умений отдельных учащихся;
  • на организацию классных часов по совершенствованию у учащихся учебных умений и возможностей, саморазвитию.

Четвертое направление – это семья, в которой растет, формируется, воспитывается ученик. Классный руководитель должен помнить, что. Воспитывая ученика, он влияет на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступают не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями.

  1. изучение атмосферы в семье, окружающей ученика, его взаимоотношения с членами семьи;
  2. психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед;
  3. организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей;
  4. защита интересов и прав ребенка в “трудных” семьях.

Следовательно классным руководителем реализуется функция родительского просвещения (сведения о воспитательной функции школы, о методах воспитания, цели и задачи личностного развития ученика на данный период, духовное развитие ребенка, об особенностях школьной деятельности ученика, о взаимоотношениях в классе, о выявленных способностях).

Описание опыта работы учителя

Главное педагогическое условие правильного воспитания – это благополучие воспитанника в главном виде деятельности в период становления личности. От успешности в ней зависит и авторитет среди педагогов и сверстников, а стало быть, отношение к себе и внутреннее самочувствие. Поэтому важнейшим условием благополучия внутреннего мира и становления психически здоровой личности подростка является его успешность в учебе. Воспитательную работу нельзя отрывать от учебной. Ребенок един, целостно его становление. Традиционная технология обучения в отечественной школе делает 80–90 процентов учеников неуспешными. Она не развивает, не учит, не возвышает ребенка. Она эксплуатирует память, которая не безгранична.

Сделать детей эрудированнее, свободнее в суждениях, раскованнее в общении, увереннее в себе позволяет личностно- ориентированный подход в обучении. Все это трудно переоценить. Такое обучение является воспитывающим.

Личностно-ориентированный подход в воспитании представляет собой педагогическую систему, включающую в себя индивидуальный, разноуровневый, дифференцированный подходы.

Все эти составляющие настолько взаимосвязаны, что искажение какой- либо части влечет к изменению всего целого.

Личностно-ориентированный подход в воспитании позволяет сформировать ценностные ориентиры школьника. Ценность как общее понятие означает актуальную значимость, конкретный ориентир, представляющий в данный момент особую важность для человека.

С точки зрения гуманистического подхода к воспитанию, это мера человеческого в чем- то при условии, что абсолютная ценность- это человек и его жизнь. Когда мы говорим о ценностных ориентациях школьника, то имеем в виду прежде всего сущностные характеристики его сознания и поведения, систему устремлений личности, отражающую ее представления об идеалах, смысле жизни и деятельности, направленных на саморазвитие (развитие самоценности). В современной педагогике существуют разные взгляды на проблему ценностей, например, приоритет в воспитании, с одной стороны, общечеловеческих ценностей, с другой – национально-региональных и, наконец, личностных. На мой взгляд, нет необходимости выделять приоритет той или иной группы ценностей, наоборот, целесообразно интегрирование тех и других.

  • первое правило – радость, счастье, жизнерадостное мировосприятие;
  • второе правило – окружающая воспитывающая среда (природа, люди);
  • третье правило – глубокая вера в другого человека;
  • четвертое правило – красота, духовная жизнь в мире прекрасного, красота человеческого духа.

Этическое поучение основано на информировании школьников о моральных ценностях и обсуждении с ними нравственных проблем, поскольку нравственная воспитанность включает знание нравственных норм и правил, опыт нравственного поведения, способность сочувствовать и сопереживать. Ценность этического информирования в современных условиях играют особую роль, так как в нашей сложной жизни меняются нравственные понятия и их ценность. Индивидуализация человеческой жизни уже привела к отказу от коллективистских законов, каждый приспосабливается жить сам по себе и для себя, хотя искусство жить диктует другое – нельзя жить в одиночку, жить следует в гармонии с обществом и другими людьми. Вместе с тем каждому ли воспитателю суждено донести эти истины до растущего человека? При каких условиях это возможно? Существуют ли такие технологии и алгоритмы действий? Поставив такие вопросы, следует, учитывая все ценное, предложить творческий поиск и сотрудничество как путь воздействия на личность ребенка, взаимодействия и взаимоучастия в коллективной деятельности, отдавая предпочтение не только слову (информированию) как важному источнику воспитания, но и коллективной совместной деятельности детей и взрослых.

Поэтому большое значение в воспитании личности имеет воспитательная система.

С одной стороны, в процессе поставленных педагогических целей она (воспитательная система) создается и развивается, с другой – эта система выступает в качестве главного фактора успешного решения воспитательных задач.

Воспитательные задачи

Воспитательная система

Успешное решение воспитательных задач

Воспитательную систему класса необходимо строить с учетом целей и задач школы.

Цель школы: Формирование духовно богатой, свободной, творчески мыслящей, здоровой личности, обладающей прочными знаниями, способной к саморазвитию, профессиональному самоопределению, самореализации, умеющей адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям.

Проблема: Развитие творческого потенциала личности через личностно-ориентированное обучение и воспитание.

Пути решения проблемы

  • формирование в процессе обучения и воспитания ключевых компетентностей, гармоничное развитие личности ребенка с учетом возраста, интеллекта и интересов;
  • внедрение в учебно-воспитательный процесс новых информационных и здоровьесберегающих технологий;

С учетом школьных целей и задач формируются

  1. Воспитание интеллектуальной, духовно богатой, свободной, здоровой, всесторонне-культурной личности, владеющей творческими умениями и навыками в усвоении общечеловеческих ценностей, склонной к овладению различными профессиями, с гибкой и быстрой ориентацией в решении сложных жизненных проблем.
  2. Формирование и раскрытие творческой индивидуальности личности ребенка, умеющего дорожить ценностями и традициями классного коллектива, строить с одноклассниками отношения доверия.
  3. Сплочение классного коллектива.

В опыте воспитательной работы также наметились разные подходы, реализуются различные методики подготовки и проведения классных часов. В своей работе использую разнообразные формы. Это и традиционные мероприятия по тому или иному предмету, экскурсии, праздники, устные журналы. С успехом проходят мероприятия, ставшие в нашем классе традиционными: праздник “Золотой осени”, новогодние утренники, турнир рыцарей к 23 февраля, праздник “8 день марта” и другие.

Воспитательная система класса

Цели воспитательной системы:

Формирование и раскрытие творческой индивидуальности личности ребенка, умеющего дорожить ценностями и традициями классного коллектива, строить, с одноклассниками, отношения доверия, уважения и взаимной помощи.

Основная задача классного руководителя (общая с задачами родителей) – создать условия для свободного развития физических и духовных сил учеников, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями, защитить от всех неблагоприятных факторов, мешающих этому.
Целью деятельности классного руководителя является организация целостного педагогического процесса и осуществление его руководства.
Классный руководитель должен знать проблемы физического и психического здоровья своих учеников и сделать все возможное, чтобы и родители, и ученики не боялись рассказывать классному руководителю о своих трудностях.
Сущность деятельности классного руководителя заключается в координации внешних влияний, оказываемых на конкретного ученика, а также в организации воспитательной, образовательной, развивающей внеучебной деятельности в классе. Отсюда - четыре основные функции классного руководителя: координирующая, образовательная, развивающая и воспитательная.

Деятельность классного руководителя обычно начинается с изучения класса и каждого ученика в отдельности.

Успех воспитательной деятельности классного руководителя во многом зависит от глубокого проникновения его во внутренний мир детей, от понимания их переживаний и мотивов поведения. Изучить, чем живет школьник, каковы его интересы и склонности, особенно воля и черты характера, - это, значит, найти верный путь к его сердцу, использовать наиболее целесообразные методы педагогического воздействия.

1.Важнейшие направления работы общественности по воспитанию детей - это наблюдение за поведением школьников во внеурочное время, вовлечение их в разнообразную общественно полезную деятельность, индивидуальная помощь в успешном выполнении домашних заданий, помощь семьям в устранении причин, вызывающих педагогическую запущенность школьников, оказание помощи в воспитании и перевоспитании трудных подростков, организация спортивной и культурно-массовой работы по месту жительства.

Классный руководитель помогает организовать походы в театры, музеи, экскурсии по предприятиям, где ученики познакомятся с разными профессиями, увидят в какой обстановке работают люди той или иной профессии.

2.Следующее направление в работе классного руководителя - это работа с учителями в рамках методического объединения классных руководителей.

Деятельность методического объединения классных руководителей разнообразна, но все ее содержание подчинено решению проблем совершенствования воспитательной работы с детьми. Классные руководители знакомятся с методиками анализа, целеполагания, планирования деятельности классного коллектива.

Наряду с работой с учениками, родителями, учителями-предметниками и с общественностью, классный руководитель ведет психолого-педагогическую документацию.

Работа классного руководителя начинается с изучения коллектива класса. Для этого он исследует различные методики. После того как классный руководитель использует диагностические методы исследования учащихся и всего коллектива, он должен составить документ - характеристику школьника.

Схема психолого-педагогической характеристики личности школьника представляет собой:

Характеристика1. Общие сведения о школьнике:- возраст, физическое развитие, состояние здоровья;- условия жизни и быта в семье, состав семьи, занятия родителей;- наиболее важные факты биографии, которые могли повлиять на развитие учащегося.

2. Направленность личности:- общая направленность личности (личная, общественная, деловая);- нравственное развитие ученика, взгляды и убеждения, стремления, мечты.

3. Характер, темперамент, особенности эмоционально-волевой сферы:- волевые черты характера;- проявление преобладающих черт характера в различных видах деятельности.

4. Способности и особенности познавательной деятельности:- учение и деятельности;- особенности восприятия внимания школьника, наблюдательность;- развитие образного и абстрактного мышления.

5. Педагогические выводы и рекомендации.

6. Анализ семейных взаимоотношений.

Кроме составления характеристики конкретного школьника, классный руководитель составляет характеристику всего класса:




- сколько отличников;- кто входит в актив класса;- сколько детей в основной группе, а сколько в специальной;- есть ли дети из неполных семей;- общая оценка класса (сильный, средний, слабый).

Также в обязанность классного руководителя входит проверка дневников учащихся.

Схема изучения дневников учащихся:

1. Внешний вид дневников (правильность заполнения паспорта и других реквизитов дневников, культура ведения дневника, чистота и аккуратность, грамотность записей в дневниках.).

2. Полнота записей домашних заданий у всех учащихся по всем предметам.

3. Оперативность выставления оценок в дневнике учащихся за письменные работы, устные ответы.

4. Соответствие оценок в классном журнале и в дневниках учащихся.

5. Учет и регистрация в дневниках пропусков занятий и опозданий учащихся.

Следующий документ, с которым работает классный руководитель - это классный журнал.

Схема изучения классного журнала:

- внешнее оформление, культура и правильность ведения журнала. Заполнение всех реквизитов журнала;

- выполнение практической части программы: экскурсии, предметные уроки, творческие, лабораторно-практические работы, демонстрации, опыты и т.п.

система письменных работ и выставления оценок;- учет посещаемости уроков, занятий;

- объем, характер, дифференциация домашних заданий;

- система проверки знаний учащихся (текущий учет знаний, умений, навыков; тематический учет, накопляемость оценок; контроль за знаниями неуспевающих, второгодников);

- правильность оформлений записей в журнале о пройденном на уроке.

Основная задача классного руководителя (общая с задачами родителей) – создать условия для свободного развития физических и духовных сил учеников, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями, защитить от всех неблагоприятных факторов, мешающих этому.
Целью деятельности классного руководителя является организация целостного педагогического процесса и осуществление его руководства.
Классный руководитель должен знать проблемы физического и психического здоровья своих учеников и сделать все возможное, чтобы и родители, и ученики не боялись рассказывать классному руководителю о своих трудностях.
Сущность деятельности классного руководителя заключается в координации внешних влияний, оказываемых на конкретного ученика, а также в организации воспитательной, образовательной, развивающей внеучебной деятельности в классе. Отсюда - четыре основные функции классного руководителя: координирующая, образовательная, развивающая и воспитательная.

Деятельность классного руководителя обычно начинается с изучения класса и каждого ученика в отдельности.

Успех воспитательной деятельности классного руководителя во многом зависит от глубокого проникновения его во внутренний мир детей, от понимания их переживаний и мотивов поведения. Изучить, чем живет школьник, каковы его интересы и склонности, особенно воля и черты характера, - это, значит, найти верный путь к его сердцу, использовать наиболее целесообразные методы педагогического воздействия.

1.Важнейшие направления работы общественности по воспитанию детей - это наблюдение за поведением школьников во внеурочное время, вовлечение их в разнообразную общественно полезную деятельность, индивидуальная помощь в успешном выполнении домашних заданий, помощь семьям в устранении причин, вызывающих педагогическую запущенность школьников, оказание помощи в воспитании и перевоспитании трудных подростков, организация спортивной и культурно-массовой работы по месту жительства.

Классный руководитель помогает организовать походы в театры, музеи, экскурсии по предприятиям, где ученики познакомятся с разными профессиями, увидят в какой обстановке работают люди той или иной профессии.

2.Следующее направление в работе классного руководителя - это работа с учителями в рамках методического объединения классных руководителей.

Деятельность методического объединения классных руководителей разнообразна, но все ее содержание подчинено решению проблем совершенствования воспитательной работы с детьми. Классные руководители знакомятся с методиками анализа, целеполагания, планирования деятельности классного коллектива.

Наряду с работой с учениками, родителями, учителями-предметниками и с общественностью, классный руководитель ведет психолого-педагогическую документацию.

Работа классного руководителя начинается с изучения коллектива класса. Для этого он исследует различные методики. После того как классный руководитель использует диагностические методы исследования учащихся и всего коллектива, он должен составить документ - характеристику школьника.

Схема психолого-педагогической характеристики личности школьника представляет собой:

Характеристика1. Общие сведения о школьнике:- возраст, физическое развитие, состояние здоровья;- условия жизни и быта в семье, состав семьи, занятия родителей;- наиболее важные факты биографии, которые могли повлиять на развитие учащегося.

2. Направленность личности:- общая направленность личности (личная, общественная, деловая);- нравственное развитие ученика, взгляды и убеждения, стремления, мечты.

3. Характер, темперамент, особенности эмоционально-волевой сферы:- волевые черты характера;- проявление преобладающих черт характера в различных видах деятельности.

4. Способности и особенности познавательной деятельности:- учение и деятельности;- особенности восприятия внимания школьника, наблюдательность;- развитие образного и абстрактного мышления.

5. Педагогические выводы и рекомендации.

6. Анализ семейных взаимоотношений.

Кроме составления характеристики конкретного школьника, классный руководитель составляет характеристику всего класса:

- сколько отличников;- кто входит в актив класса;- сколько детей в основной группе, а сколько в специальной;- есть ли дети из неполных семей;- общая оценка класса (сильный, средний, слабый).

Также в обязанность классного руководителя входит проверка дневников учащихся.

Схема изучения дневников учащихся:

1. Внешний вид дневников (правильность заполнения паспорта и других реквизитов дневников, культура ведения дневника, чистота и аккуратность, грамотность записей в дневниках.).

2. Полнота записей домашних заданий у всех учащихся по всем предметам.

3. Оперативность выставления оценок в дневнике учащихся за письменные работы, устные ответы.

4. Соответствие оценок в классном журнале и в дневниках учащихся.

5. Учет и регистрация в дневниках пропусков занятий и опозданий учащихся.

Следующий документ, с которым работает классный руководитель - это классный журнал.

Схема изучения классного журнала:

- внешнее оформление, культура и правильность ведения журнала. Заполнение всех реквизитов журнала;

- выполнение практической части программы: экскурсии, предметные уроки, творческие, лабораторно-практические работы, демонстрации, опыты и т.п.

система письменных работ и выставления оценок;- учет посещаемости уроков, занятий;

- объем, характер, дифференциация домашних заданий;

- система проверки знаний учащихся (текущий учет знаний, умений, навыков; тематический учет, накопляемость оценок; контроль за знаниями неуспевающих, второгодников);

Создать сайт бесплатно

Классный руководитель организует и воспитательный процесс в классе, управляет развитием ученического коллектива и личностным развитием учащихся.

Основными задачами классного руководителя являются:

- педагогическое управление развитием ученического коллектива;

- содействие саморазвитию личности учащихся, реализации их творческого потенциала;

- обеспечение социальной защиты ребёнка, создание необходимых условий для активизации усилий детей по решению собственных проблем; обеспечение эффективных связей школы с семьями учащихся;

- интегрирование усилий всех педагогов работающих с данным классом;

- координирование воспитывающих действий педагогов, родителей и других субъектов социального воспитания.

Профессионально-педагогическая деятельность классного руководителя разнообразна и многофункциональна. Основываясь на управленческой концепции Р.Х. Шакурова, в классном руководстве можно выделить три группы функций: целевые, социально-психологические и управленческие.

Целевые функции классного руководства относятся как к собственно педагогическим, так и к социально-гуманитарным, поскольку направлены на создание условий для социального развития ребёнка, помощь ему в решении актуальных личностных проблем, а также на подготовку воспитанника самостоятельной жизни. К ним относятся:

- функция воспитания учащихся;

- функция социальной защиты ребёнка от неблагоприятных воздействий окружающей социальной среды.

Социально-психологические функции – это функции, связанные с формированием и развитием отношений учащихся со своими сверстниками в классе:

- организаторская функция (организация разнообразной деятельности учащихся и помощь им в самоорганизации);

- функция сплочения коллектива;

- функция развития ученического самоуправления.

Наличие у классного руководителя управленческих функций обусловлено там, что классный руководитель является важной фигурой в системе внутришкольного управления: через него осуществляется управление классным коллективом и процессом индивидуального развития школьников, семейным воспитанием, дополнительным образованием и досугом учащихся. К управленческим функциям классного руководства относятся:

- диагностико-аналитическая функция (выявление исходного уровня и отслеживание изменений, выявление причин того или иного результата);

- функция целеполагания (совместная с учащимися выработка целей воспитывающей деятельности);

- функция контроля и коррекции.

Общая особенность реализации всех управленческих функций классного руководства состоит в том, что классный руководитель не только управляет воспитанниками, но и учит их самоуправлению, причём именно второе является наиболее важным. Так, участие детей в контроле и коррекции формирует у них опыт самоконтроля и самокоррекции, а участие в планировании воспитывает организованность и умение самостоятельно планировать свою деятельность.

  1. Организация жизнедеятельности классного коллектива.

В работе классного руководителя можно выделить четыре основных направления: организацию жизнедеятельности классного коллектива; индивидуальную работу с учащимися; работу с родителями учащихся; ведение школьной документации.

- распределение поручений в классе;

- организацию дежурств по классу, школе;

- организацию питания учащихся;

- контроль посещаемости учащимися уроков и внеурочных занятий, мероприятий;

- изучение отношений внутри классного коллектива;

- создание в классе условий, благоприятствующих учёбе и личностному развитию учащихся;

- организацию участия класса в делах школы;

- регулярное проведение классных часов;

- организацию творческих дел, внешкольной деятельности класс, каникул;

- наблюдение за состоянием здоровья учащихся, его охрана и укрепление; анализ заболеваемости детей;

- наблюдение за внешним видом учащихся, его эстетизация;

- обеспечение материальных нужд класса и отчётность по использованию бюджетных и внебюджетных средств.

Индивидуальная работа с учащимися включает:

1) изучение индивидуальных психологических особенностей учащихся, их ценностных ориентаций, интересов и потребностей;

2) индивидуальную работу с детьми, нуждающимися в помощи и социальной защите:

- консультативную помощь в решении школьных и семейных проблем, проблем взаимодействия с социальным окружением по месту проживания и т.д.);

- заботу о заболевших учениках, организацию помощи отстающим в учёбе;

- коррекцию отношений учащихся;

3) развитие умений рационально организовывать свою деятельность;

4) заботу о круге чтения учащихся, о расширении их кругозора через средства массовой коммуникации;

5) создание условий для развития одарённых детей;

6) проведение мониторинга успеваемости и воспитанности учащихся;

7) содействие получению дополнительного образования через систему внеклассных и внешкольных учебных занятий.

Работа с родителями учащихся:

1) проведение родительских собраний;

2) педагогическое просвещение родителей;

3) постоянное информирование родителей о результатах учебной и внеучебной деятельности ребёнка во время его пребывания в школе (на собраниях, в индивидуальных бесе-дах или через переписку);

4) привлечение родителей к организации внеурочной деятельности школьников;

5) изучение условий семейного воспитания:

- посещение квартир учащихся;

- использование методик психолого-педагогической диагностики на родительских собраниях;

- проведение индивидуальных диагностических бесед.

6) индивидуальную консультативно-коррекционную работа с родителями учащихся.

Ведение школьной документации является одним из важных направлений работы классного руководителя, поскольку позволяет накапливать и анализировать данные, обеспечить эффективный обмен необходимой информацией между разными субъектами воспитательного процесса. В этом направлении деятельности классного руководителя выделяются:

1) ведение классного журнала:

- заполнение страниц-реквизитов и страниц, содержащих сведения об учащихся, их родителях, о состоянии здоровья школьников, посещении ими занятий дополнительного образования, а также ведомости посещаемость и успеваемости;

- заполнение страниц, отводимых на учебные предметы (список учащихся, название предмета, Ф.И.О. учителя).

2) заполнение личных дел и индивидуальных карт учащихся;

3) заполнение свидетельств и аттестатов;

4) работа с дневниками учащихся:

- организация заполнения учащимися реквизитов дневника и страниц, отводимых на учебные недели;

- еженедельная проверка дневников, контроль над ведением дневников и проверкой дневников родителями учащихся;

- заполнение ведомости успеваемости в конце четверти, полугодия, года;

- ведение переписки с родителями учащихся, в том числе через дневник (приглашение на родительское собрание или для индивидуальной беседы, благодарности, замечания и др.);

5) заполнение ведомости об итогах успеваемости за четверть, полугодие, год;

6) составление планов работы с классом (продолжительность планируемых периодов и примерные формы плана определяются исходя из требований, существующих в данной школе);

7) составление анализа образовательной ситуации в классе и отчёта по итогам четверти, полугодия, года.

Основная задача классного руководителя – создать условия для свободного развития физических и духовных сил учащихся, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями.

Классный руководитель должен знать проблемы физического и психологического здоровья своих учеников и сделать все возможное, чтобы родители и ученики без боязни могли рассказывать о своих проблемах.

  1. Направления деятельности классного руководителя.

В своей деятельности, как классный руководитель я использую четыре направления в работе с учащимися и их родителями.

Первое направление – проблема физического здоровья учащихся, так как именно от качества здоровья зависят успехи в учебе и общего развития.

Для обеспечения нормального физического здоровья учащихся классный руководитель работает по следующим пунктам:

Просвещение детей по программе “Здоровье”.

Привлечение к этому виду деятельности учителей физической культуры, родителей.

Проведение классных мероприятий, направленных на осознание учениками самооценки здоровья.

Привлечение специалистов-медиков к просветительской работе с родителями учащихся и самими учениками.

Второе направление – общение.

Общение – это воздействие, обуславливающее самое максимальное развитие личности ребенка, прежде всего этическое воспитание, направленное на формирование общепризнанных ценностей.

Решение проблемы общения приводит учащихся к пониманию общечеловеческих ценностей, они должны стать нормой для учащихся.

  1. Высшая ценность – человеческая жизнь. Интерес к жизни – это непременное условие работы с детьми, условие эффективности воспитания.
  2. Понимание и восприятие человека как личности. Имеющей право на понимание, способной совершенствоваться, обладающей индивидуальными ценностями (семья, родственники, увлечения).
  3. Культурные ценности мира, их значение в развитии и становлении человека, формирование понимания их необходимости и важности в жизни.

Какие общечеловеческие ценности могут помочь в воспитательном процессе – во введении ребенка в контекст современной культуры? Главная роль учителя- стать регулятором норм общения между людьми, оценки поступков человека. Культура, как и вся жизнь находится в постоянном развитии и изменяется. Задача учителя- помочь учащимся понять, что без принятия культурных ценностей мира, без их освоения они не смогут состояться во взрослой жизни.

Третье направление – это познавательная сфера жизни ребенка. Защита ученика в этой области означает разъяснение всем учителям-предметникам индивидуальных особенностей школьника.

Для решения этой проблемы нужно обратить внимание:

  • на выработку совместно с семьей единой тактики в развитии учебных умений ученика, его познавательной активности, его будущего и профессионального определения;
  • на осуществление мероприятий, расширяющих кругозор и познавательные интересы ученика, Стимулирующих любознательность и развитие мышления;
  • на проведение психолого-педагогических консилиумов, разрабатывающих программы коррекции общеучебных умений отдельных учащихся;
  • на организацию классных часов по совершенствованию у учащихся учебных умений и возможностей, саморазвитию.

Четвертое направление – это семья, в которой растет, формируется, воспитывается ученик. Классный руководитель должен помнить, что. Воспитывая ученика, он влияет на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступают не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями.

Учителю необходимо знать, какова сфера материального блага ребенка, его образ жизни, традиции и обычаи его семьи. Необходимо учитывать следующие пункты:

  1. изучение атмосферы в семье, окружающей ученика, его взаимоотношения с членами семьи;
  2. психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед;
  3. организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей;
  4. защита интересов и прав ребенка в “трудных” семьях.

Следовательно классным руководителем реализуется функция родительского просвещения (сведения о воспитательной функции школы, о методах воспитания, цели и задачи личностного развития ученика на данный период, духовное развитие ребенка, об особенностях школьной деятельности ученика, о взаимоотношениях в классе, о выявленных способностях).

Читайте также: