Школа как центр совместной деятельности школы семьи и общественности

Обновлено: 05.07.2024

Школа, являясь образовательным учреждением, в общей стратегии своего развития должна иметь в качестве одной из главных составляющих стратегию сотрудничества с родителями. Стратегия — термин, в большей степени относящийся к военному делу. Но его переносное значение связано с искусством управления, организации и руководства. Следовательно, по отношению к рассматриваемой проблеме стратегия должна… Читать ещё >

  • особенности педагогического взаимодействия семьи и школы по воспитанию подрастающего поколения

Школа как организующий центр совместной деятельности школы, семьи и общественности ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )

Стратегия сотрудничества, взаимодействия семьи и школы определяется прежде всего спецификой образовательного учреждения, характером конкретных затруднений, которые выходят на первый план во взаимодействии с семьями учащихся.

Школа, являясь образовательным учреждением, в общей стратегии своего развития должна иметь в качестве одной из главных составляющих стратегию сотрудничества с родителями. Стратегия — термин, в большей степени относящийся к военному делу. Но его переносное значение связано с искусством управления, организации и руководства. Следовательно, по отношению к рассматриваемой проблеме стратегия должна проявляться в искусстве управления педагогическим взаимодействием образовательного учреждения и родителей, в умении определять наиболее важные участки работы и круг значимых проблем, которые можно решить в совместной деятельности учителей с членами семей учеников.

Школа как образовательное учреждение выполняет основную часть воспитательной работы: на нее возлагаются основные задачи формирования гармоничной личности. Это не умаляет роли семьи, а доказывает необходимость согласования действий семьи и школы. Ведущая роль в этом единстве принадлежит именно школе. Школа расширяет и развивает воспитательные возможности семьи, осуществляя педагогическое просвещение, контролирует и направляет семейное воспитание, организует и направляет деятельность общественных и внешкольных организаций на активное участие, помощь семье и школе, координирует их действия.

Задачи координации педагогических усилий ведущих субъектов воспитания подрастающего поколения (семья, школа, общественные организации) осуществляется по следующим направлениям:

Одной из главных задач родительских объединений остается организация и осуществление педагогического всеобуча. Лектории, круглые столы, конференции, родительские школы и многие другие формы педагогического просвещения помогают тем родителям, которые хотят лучше понять своего ребенка, правильно организовать процесс общения с ним, помочь в решении трудных вопросов, преодолеть конфликтное состояние. С этой целью многие родительские комитеты выделяют средства на покупку педагогической литературы для родителей, поддерживают издание и распространение популярных педагогических газет и журналов (8, "https://referat.bookap.info").

Главная нагрузка по обеспечению реальной связи семьи и школы ложится на плечи классного руководителя. Свою деятельность он организует через родительский комитет, собрания, а также через учителей, работающих в данном классе. Важной частью практической деятельности классного руководителя является регулярное личное посещение учащихся дома, изучение условий их жизни на месте, согласование и координация с родителями совместных мер по усилению воспитательного воздействия на детей, предотвращению нежелательных педагогических эффектов воспитания. Традиционной функцией педагогической деятельности классного руководителя с родителями учеников остается просвещенческая функция.

Каждый возрастной период создает особые возможности для укрепления и развития внутренних связей с детьми. Только при их наличии требования и пожелания родителей становятся для детей нравственными критериями их поведения. У детей возникает и развивается потребность советоваться с родителями, мысленно ставить их на свое место в трудных жизненных ситуациях, равняться на них, следовать их наставлениям.

Таким образом, мы выяснили, что школа и семья — естественные союзники, два основных фактора в воспитании учащихся. Объединить их усилия — значит, во многом решить проблему воспитания подрастающего поколения. Для учителей и родителей необходимо единство взглядов на воспитание детей, единство воздействий на их формирование. Главное для них — создать условия для нормального обучения, развития и воспитания.

Школа как образовательное учреждение выполняет основную часть воспитательной работы: на нее возлагаются основные задачи формирования гармоничной личности. Это не умаляет роли семьи, а доказывает необходимость согласования действий семьи и школы. Ведущая роль в этом единстве принадлежит именно школе. Школа расширяет и развивает воспитательные возможности семьи, осуществляя педагогическое просвещение, контролирует и направляет семейное воспитание, организует и направляет деятельность общественных и внешкольных организаций на активное участие, помощь семье и школе, координирует их действия.


Школа и семья, в сущности, сориентированы на решение единой для них задачи: социализацию личности, обогащение социального опыта школьников, учителей. При этом, влияя на социум и семью, школа не ограничивает свободу их самореализации, но создает благоприятные условия. Принципиально важно их взаимодействие, взаимовлияние, чтобы семья не оказалась лишь пассивным объектом благодеяний извне. Семья, пользуясь вниманием со стороны школы, общества, развивает и в них дух истинного гуманизма — веру в человеческие возможности, в положительный потенциал, который можно и нужно развивать, помогая им, у самих членов семьи Гуров В. Н. и др. [3, 2]

В ходе изложения теоретических и методических основ обучения и воспитания неоднократно подчеркивалось, что их успешное осуществление происходит только при условии объединения воспитательных усилий школы, семьи и общественности. Не следует забывать, что влияние семьи на развитие и формирование детей связано с эффектом раннего воспитания [14, 237], согласно которому основы личностного развития человека закладываются в раннем детстве, иногда даже говорят, до пятилетнего возраста. Не меньшее влияние оказывает семья и в последующее время, когда дети обучаются в школе. Нельзя также не учитывать, что воспитание учащихся несет на себе отпечаток социальных условий, бытового окружения, воздействия различных общественных объединений. Естественно поэтому, что только при согласовании всех этих влияний можно повышать действенность школьного воспитания. Организующим центром совместной воспитательной работы школы, семьи и общественности должна выступать школа. Это связано с рядом факторов. [14, 238]

Во-первых, в настоящее время только школа обеспечивает необходимый уровень образования учащихся, который обусловливается требованиями современного производства и все ускоряющимся научно-техническим прогрессом.

Во-вторых, школа располагает специально подготовленными кадрами квалифицированных педагогов, большинство же родителей не имеет надлежащей педагогической подготовки. Недаром еще П. П. Блонский отмечал, что нельзя воспитывать детей, не воспитывая их родителей.

В-третьих, значительную часть своего времени учащиеся проводят в школе, ее влияние сказывается также на их деятельности в семье, поскольку они продолжают свою учебную работу дома, выполняя учебные задания. В то же время нельзя не учитывать, что большинство родителей занято в сферах производственной деятельности, занимается самообразованием, повышением своей квалификации, что ослабляет традиционные контакты родителей и детей.

Указанные факторы, связанные с определяющим воздействием школы на воспитание учащихся, сохраняют свое значение и по отношению к влиянию общественных условий. Именно поэтому школа и должна быть организующим центром, объединяющим воспитательную деятельность семьи и общественности.

Эффективность взаимодействия семьи и социума в решающей мере зависит от школы, ее сотрудничества с другими социальными службами, ориентированными на поддержку семьи. Являясь одной из отраслей педагогической науки, социальная педагогика своеобразна тем, что имеет дело с людьми разных возрастов, а не только и даже не столько с детьми, хотя всех их объединяют общие условия семьи и ее социума. Ничто так не воспитывает взрослых, как их совместная деятельность с детьми. Комплексное исследование социальной работы школы с семьей позволило рассматривать эту работу как социально-педагогическую систему, т. е. с позиции не только социально-демографической структуры, но и педагогической сущности; здесь важна интеграция обоих подходов Гуров В. Н. и др. Социальная работа в современной городской школе. [3, 117]

На все это и направлен ФГОС второго поколения. В данном стандарте обучение неразрывно связано с воспитанием. Стандарты являются конвенциональной нормой, общественный договор между семьей, обществом и государством. Немалую роль в ФГОС занимает концепция духовно-нравственного развития воспитания личности гражданина России, цели и задачи которой в единстве учебной и внеурочной деятельности.

Все то, что имеет поступательное развитие, всегда сталкивается с определенными препятствиями, которые можно назвать проблемами. Так и в воспитании: данный процесс непрерывен, поступателен, имеет свои стадии, и в каждой из них возникают определенные проблемы воспитания.

Важнейшие из этих проблем можно объединить в три основные группы [10, 116]:

К первой группе следует отнести проблемы, которые связаны с осмыслением целей и содержания образовательно-воспитательной работы школы и семьи. Необходимо, чтобы родители осознавали, что современное воспитание имеет своей целью всестороннее и гармоническое развитие личности.

Ко второй группе проблем совместной работы школы, семьи и общественности относится умелое стимулирование активности учащихся, направленной на свое личностное развитие и формирование. Практика показывает, что наиболее интенсивно развиваются те учащиеся, родители которых поддерживают в семье благоприятный психологический микроклимат, показывают пример взаимной доброжелательности и высокой нравственности, всегда помня, что их поведение и деятельность непосредственно влияют на моральное формирование детей.

К третьей группе проблем совместной воспитательной работы школы, семьи и общественности относится учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Становясь старше, дети стремятся к самостоятельности, тяготятся излишней опекой со стороны родителей, но их потребности и запросы в этом отношении не всегда находят понимание в семье.

Для того чтобы решить ряд проблем, необходимо организовать правильное взаимодействие родителей и учителей, основанное на принципах гуманизма и партнерства.

Современные подходы к организации взаимодействия учреждения образования и семьи обусловлены тенденциями развития системы образования, ее ориентации на запросы учащихся, их родителей, потребности общества в формировании достойных граждан. Осуществление этого требует объединение усилий, интеграции интересов различных социальных институтов, в том числе школы и семьи. [5, 65]

Задача педагога — организация воспитательной среды, позволяющей учитывать уровень актуального развития учащихся и далее способствовать развитию его личности в процессе взаимодействия со значимым окружением (родителями, сверстниками, педагогами).

Большую роль в организации совместной работы играют совместные мероприятия и праздники. Родители с удовольствием посещают концерты с выступлениями детей. Хорошо сплачивают коллектив и дают возможность лучше узнать своего ребенка совместные дела, такие как спортивные соревнования, субботники, различные конкурсы для пап и мам. Дети охотно помогают родителям, они вместе трудятся и это сплачивает коллектив.

Совместная работа педагогов и родителей — это партнерская деятельность направленная на гуманизацию воспитательной среды, выработку общей стратегии деятельности школы и семьи, определения программ совместной работы, совершенствования педагогического мастерства, культуры родителей и педагогов, в освоении новых принципов жизнедеятельности и развитии новых форм общественной жизни.

Учитель считает принципиально важным обеспечить свободный доступ родителей на уроки в любое удобное для них время, а не только в общепринятые Дни открытых дверей. Это обосновано тем, что родители так же, как и педагог, часто имеют плотный рабочий или скользящий график работы. Обеспечив доступ в школу в удобное для них время, педагог позволяет родителям сохранить интерес к школьной жизни ребенка буквально с первых дней его обучения, быстрее познакомиться с индивидуальными особенностями ребенка и типом семейного воспитания.

Родительские собрания, лектории, индивидуальные беседы несут в себе большое значение в целях воспитания. Их главная цель не только познакомить родителей с успеваемостью их чада, рассказать об его плохом поведении, главное помочь родителям найти правильные методы воспитания.

Ведь в ходе беседы раскрываются многие проблемы и находятся пути их решения, родители могут поделиться своим опытом воспитания с другими.

Подводя итоги, хотелось бы сказать следующее, семья и школа не должны рассматриваться как два отдельных института, они всегда идут рука об руку. Иначе говоря, без семьи образование будет не полным, как, впрочем, и наоборот. Каждый из этих институтов должен быть не отделим от другого, они должны взаимодействовать и взаимодействовать между собой.

  1. Баранов, С. П. Общие основы педагогики, проблемы дидактики, теория воспитания и школоведения / С. П. Баранов; М.: Педагогика-Просвещение, 2007.-204 с.
  2. Белая, М. В. Семья, школа, социум: навстречу друг другу / М. В. Белая // Народная асвета. 2006. № 4.- 14с.
  3. Гранкин, А. Ю. Аркин о семейном воспитании /А. Ю. Гранкин // Педагогика. 2004. № 6. — 5с.
  4. Гребенников, И. В. Основы семейной жизни / И. В. Гребенников; М.: Просвещение, 2009. — 372 с.
  5. Гуров, В. Н. Теория и методика работы школы с семьей: диссертация д-ра пед. наук. / В. Н. Гуров; М., 1997. Ст.127. -118с.
  6. Елисеева, Т. П. Особенности взаимодействия школы и семьи в современных условиях / Т. П. Елисеева // семья, детский сад, школа. 2008. № 5. — 10с.
  7. Землянухина, Н. Е. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка / Н. Землянухина; Социальная педагогика, 2005.№ 1. — 24 с.

Основные термины (генерируются автоматически): семья, родитель, школа, ребенок, воспитание учащихся, воспитательная среда, группа проблем, организующий центр, совместная воспитательная работа, совместная работа.

Похожие статьи

родитель, семейное воспитание, школа, семья, воспитание.

семья, родитель, школа, ребенок, организующий центр, группа проблем, воспитательная среда, совместная воспитательная работа, совместная работа, воспитание учащихся.

Взаимодействие семьи, школы и социума | Статья в журнале.

Работа с родителями как один из аспектов взаимодействия. родитель, семейное воспитание, школа, семья, воспитание детей, ребенок, педагогический процесс, воспитание, педагог, образовательное учреждение.

Взаимодействие семьи и школы по воспитанию.

классный руководитель, родитель, родительский комитет, семья, семейное воспитание, ребенок, учебно-воспитательный процесс, школа, ходя консультации, совместная работа.

Извечная проблема: семья и школа | Статья в сборнике.

родитель, ребенок, школа, воспитание детей, семья, учитель, взаимное доверие, воспитательная работа, воспитательный процесс, педагогическая культура.

Партнерские взаимоотношения с родителями воспитанников как.

ребенок, родитель, семья, семья учащихся, школа, педагог, учебно-воспитательный процесс, семейное воспитание. Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка.

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании.

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс.

Организация взаимодействия семьи и школы в процессе.

Педагог должен оценить возможности воспитанника и семейную ситуацию, выявить такие ресурсы семьи, которые позволили бы помочь взрослым организовать воспитание ребенка, учитывая требования школы, а также совместно выработанные цели и.

Воспитательная среда по Л. С. Выготскому | Статья в журнале.

воспитательный процесс, воспитательная среда, социальная среда, ребенок, нравственное воспитание, негативное отношение, роль преподавателя, авторитарный принцип, воспитательная работа, социальное воспитание.

Проблемы при реализации инклюзивного воспитания и обучения детей с расстройством. Работа с семьей ребенка с

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, семья, неправильное воспитание, видимая инвалидность, проблема.

Необходимость и важность взаимодействия школы, семьи и общества очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие.

Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие классного руководителя и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками .

Ни для кого не секрет, что деятельность школы в разы превышает интенсивность деятельности семьи. Но иначе и быть не может, так как именно педагоги являются специалистами в области образования, а потому именно мы должны инициировать взаимодействие с родителями, приводящее обе стороны к сотрудничеству.

Возникает необходимость в создании модели взаимодействия с семьёй на основе сотрудничества и взаимопомощи. Нужно научиться выстраивать отношения с родителями с учётом их запросов, степени активности. Надо стремиться развивать и обучать родителей, так как от их компетентности будет во многом зависеть и качество образовательного процесса.

Макаренко подчеркивал: “Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги”.

Взаимодействие с семьёй – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога.

Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый и единственно правильный ответ на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от мастерства педагога, который должен принять нужное решение в выборе способов взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации.

Совместно с родителями, педагоги пытаются использовать наиболее эффективные способы решения этой проблемы. Не все родители откликаются на стремление классного руководителя к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Поэтому педагогу необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, поиск оптимальных форм совместной работы школы и семьи в интересах ребенка, для повышения уровня вовлеченности родителей в жизнь школы.

Роль семьи в обществе несравнима по своему значению, ни с какими другими составляющими общества, так как именно в семье развивается и формируется личность человека, его отношение к себе, своему здоровью.

Но, тем не менее, школа была, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

Сегодня одна из главных задач школы – создание педагогической системы, основанной на взаимодействии педагогического, ученического, родительского коллективов и общественности как равноправных партнеров.

Совместная деятельность педагогов, родителей, детей и общества может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности.

Основными формами работы с семьёй в школе являются групповые и индивидуальные.

К индивидуальным формам можно отнести организуемые классными руководителями и учителями беседы с родителями по вопросам обучения и воспитания ребёнка, консультации, посещение семьи, что помогает лучше познакомиться с условиями жизни, в которых живёт ребёнок.

К групповым формам работы с семьёй мы относим психолого-педагогическое просвещение родителей. Классные руководители используют такие формы взаимодействия, как родительские собрания, конференции, лекции, встречи с учителями - предметниками, администрацией школы. К психолого-педагогическому просвещению родителей привлекают специалистов различных направлений: врачей, юристов, психологов, инспекторов ГИБДД и ПДН.

Общественность не может не оказывать влияния на воспитание детей, так как человек всегда живет и развивается среди людей. Различные организации стремятся создать более благоприятные условия для роста и развития детей, в этом направлении проводятся различные работы.

На базе 8 школ созданы патриотические клубы

  • Большое внимание уделяется здоровому образу жизни учащихся. Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека. В школах поводятся различные мероприятия по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
  • Трудовое воспитание. В настоящее время труд по-прежнему является важнейшим средством воспитания, ведь он был и остается основой человеческой жизни и культуры.
  • Профилактическая работа по правилам дорожного движения. На сегодняшний день действуют 18 отрядов ЮИД, в которых задействовано 192 ученика. На базе 4 школ функционируют автоклассы.

Эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа, семья и общество. Ведущую роль в организации сотрудничества играют классные руководители. Именно от нашей работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую обществом и школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагога создаст благоприятные условия для развития ребенка. Мы всегда должны помнить, что функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников - важное направление нашей деятельности.

Спасибо за внимание.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Социально-бытовая направленность воспитательной работы во внеурочное время в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида

Статья для учителей СБО, имеет воспитательную напрвленность для обучения работы во неу урочное время.


Об организации учебно -воспитательной работы в классах с углубленной трудовой подготовкой в школе 8 вида

В материале рассказывается о путях организации углубленной трудовой подготовки в 10 -11 классах школы 8 вида.

Программа воспитательной работы классного руководителя 11 Б класса Николаевской средней школы

Главный критерий процесса воспитания есть постулат "понять-принять помочь". Одна из целей моей воспитательной работы создание условий для развития творческих способностей одаренных детей.Очень значимы.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное образовательное учреждение

Лямбирского муниципального района Республики Мордовия

Выступление по теме

«Образовательное учреждение – организующий центр

по воспитательной работе

Азисова Рима Фяритовна

Воспитывает всё: люди, вещи, явления.

Но, прежде всего и больше всего - люди.

Из них на первом месте родители и педагоги….

В своем докладе Елена Усмановна много внимания уделила воспитательной работе в ОУ, и мы тоже считаем, что воспитание занимает одно из ключевых мест в процессе образования .

Одним из важнейших направлений деятельности школы как организующего центра воспитания является объединение усилий школы, семьи и общественности. В этой работе есть своя специфика, проявляющаяся в содержании, методах и формах деятельности.

За последние 10 лет в нашей школе накоплен определенный опыт по взаимодействию с семьями учащихся, что позволило в 2009году развивать это направление в режиме школьной экспериментальной площадки, которая

родной дом, тепло, уют;

взаимопонимание, любовь, уважение;

За 3года работы ШЭП в школе родители прослушали 18 лекций и бесед на тему воспитания. Мы практикуем проведение "Родительского часа" как одной из форм просвещения родительской общественности. В работу "Родительского часа" вовлекаем не только педагогов школы, но и работников медицинских служб, представителей общественности. Приглашение специалистов различных служб и ведомств повышает родительскую заинтересо­ванность в таких встречах.

Наш опыт учит, что одно лишь просвещение родителей ещё не дает желаемых результатов, необходим процесс практической воспитательной деятельности.

Очень важны и необходимы для развития и воспитания личности ребёнка встречи, которые проходят между учениками нашей школы и представителями старшего поколения. Мероприятия, которые вызывают одобрение у приглашенных, а слёзы на глазах ветеранов, вдов войны, тружеников тыла - это самый трогательный и наглядный показатель нашей совместной работы, нашего сотрудничества. После таких встреч не надо долго объяснять школьникам, что надо уважать пожилых людей, они понимают это сами.

Учащиеся школы выступают не только перед жителями села старшего поколения, но и перед выпускниками школы - участниками боевых действий и вооруженных конфликтов. Эти встречи незабываемы для всех, ребята с интересом слушают воспоминания молодых людей, смотрят на их фотографии и боевые награды.

Из школьных сочинений следует, что хороший отец глазами ребенка - нежный, стремящийся по-настоящему понять, всегда готовый уделить внимание, ответственный, вызывающий уважение.

Можно перечислять самые разные формы работы с родителями, жителями села, но нужно находить, пробовать такие, которые бы приносили пользу и давали результат.

Время и сама жизнь закономерно подвели к тому, что школа стала культурно-просветительским центром села. Она успешно выполнят задачу : союз школы , семьи и общественности в деле воспитания подрастающего поколения.

Школа вместе с сельской библиотекой проводит культурно-досуговые мероприятия , интеллектуальные игры, развлекательные каникулярные мероприятия ,литературные вечера и т.д.

Администрация Кривозерьевского сельского поселения постоянно держит связь со школой. Разработан план совместных мероприятий по созданию благоприятных условий для учёбы и внеурочной деятельности учащихся школы. Имеется план совместных воспитательных мероприятий. Проводятся межведомственные комиссии с трудными подростками и подростками группы риска, совместные митинги ко Дню Победы, факельные шествия, дежурства на дискотеках в ДК, выезды в неблагополучные семьи и др.

Конечно, многое сделано, но еще больше предстоит сделать:

Каждый родитель воспитывает своих детей так, как он считает нужным, исходя из своих знаний, умений, чувств и убеждений.

А наша задача: помочь родителям выбрать правильный путь, помочь родителям увидеть недостатки в процессе воспитания детей и найти пути их устранения.

В заключение хочется сказать: если учитель находит общий язык с родителями, а родители понимают и помогают учителю, то в таком коллективе всем всегда будет комфортно.

Читайте также: