Школа и педагогическая мысль в средние века

Обновлено: 05.07.2024

ВложениеРазмер
istoriya_pedagogiki.docx 21.58 КБ

Предварительный просмотр:

Модуль: Теория и история педагогики

Тема: Воспитание, школа и педагогическая мысль

в Западной Европе в эпоху средневековья

и эпоху Возрождения

Они владели основным источником богатства и властью в эту эпоху — огромными земельными наделами.

С установлением монополии церкви на образование в Западной Европе основными типами школ стали:

приходские (при церковном приходе), в которых священники готовили себе помощников из мирян;

монастырские, предназначавшиеся для мальчиков, готовящихся к пострижению в монахи: в этих школах осуществлялась также подготовка низшего духовного персонала;

соборные или кафедральные — они открывались при епископских резиденциях.

С Развитием мануфактур, ремесла и торговли, с ростом городов стали возникать в XIII—XIV вв. новые типы учебных заведений:

Цеховые школы давали начальное образование сыновьям городских ремесленников.

Гильдейские школы создавались объединениями купцов — гильдиями. Эти школы были платными, в них учились дети состоятельных родителей.

В школах указанного типа, содержание образования приобрело практическую направленность для будущих торговцев и ремесленников. Основой обучения в этих школах являлся родной язык.

В XII—XIII вв. в результате расширения торговых связей, развития мануфактур в духовную жизнь Западной Европы стала проникать арабская культура стали возникать учебные заведения светского типа, сочетающие общее образование со специальным, появляются первые университеты.

Развитие капиталистических отношений, прогресс науки и культуры вызвали в XIV—XVI вв., в эпоху Возрождения, рост интереса к знаниям, к культурному наследию античных народов (возрождение интереса к нему и дало название эпохе), усилили потребность в новом характере и направлении образования. Это находит свое выражение в процессе его гуманизации , в решительном отказе от характерной средневековой школе суровой палочной дисциплины, целой системы телесных наказаний, жесткого режима.

К эпохе Возрождения относится возникновение нового типа общего среднего образования — классического . Оно было порождено возросшим в эту эпоху интересом к духовной культуре античного мира. Поэтому ведущим направлением классического образования стало изучение латинского и греческого языков, античной литературы. Основным учебным заведением, в котором молодежь получала такое образование, становится гимназия .

Ян Амос Коменский

Чешский педагог - гуманист , писатель, общественный деятель, епископ Чешскобратской церкви , основоположник научной педагогики , систематизатор и популяризатор классно-урочной системы .

Делит жизнь подрастающего поколения на четыре возрастных периода (по шесть лет каждый):

  1. От рождения до 6 лет – детство
  2. От 6 до 12 – отрочество
  3. От 12 до 18 – юность
  4. От 18 до 24 – возмужалость.

Для детей 6 лет предлагал материнскую школу. Для отрочества – школа родного языка. Для юношества – латинская школа, гимназия. Для возмужалых людей – академия, с факультетами: богословский, юридический и медицинский.

Выступал против механической зубрёжки, за сознательное учение.

Настаивал на систематичности обучения . Говорил, что надо идти от конкретного к абстрактному, от легкого к трудному.

Большое значение придавал последовательности обучения : изучению нового материала должно быть подготовлено предыдущими знаниями.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

 ВОСПИТАНИЕ, ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В СРЕДНИЕ ВЕКА

Описание презентации по отдельным слайдам:

 ВОСПИТАНИЕ, ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В СРЕДНИЕ ВЕКА

ВОСПИТАНИЕ, ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В СРЕДНИЕ ВЕКА

Воспитание, школа и педагогическая мысль в Западной Европе в средние века Пла.

Воспитание, школа и педагогическая мысль в Западной Европе в средние века План 1. Воспитание и школа в Византии. 2. Религиозно-сословный характер обучения и воспитания в Западной Европе в средние века. 3. Типы средневековых школ в Западной Европе.

Литература для самостоятельного изучения

Литература для самостоятельного изучения

В 395 г. Римская империя распалась на Западную и Восточную (Византийскую). Ви.

В 395 г. Римская империя распалась на Западную и Восточную (Византийскую). Византия была прямой наследницей эллинско-римской культуры и образованности

Система образования в Византии 1-я ступень – элементарное образование Оно сущ.

Система образования в Византии 1-я ступень – элементарное образование Оно существовало фактически повсеместно, начиналось в 5–7-летнем возрасте и длилось 2–3 года. Такое образование давалось в школах грамоты.

Система образования в Византии 2-я ступень – образование выше элементарного.

Система образования в Византии 2-я ступень – образование выше элементарного. Его давали грамматические школы, которые могли быть церковными и светскими, частными и государственными. В школах обучались дети с 10–12 лет до 16–17-летнего возраста, т.е. 5–6 лет.

Система образования в Византии 3-я ступень обучения – высшая школа. Была откр.

Система образования в Византии 3-я ступень обучения – высшая школа. Была открыта в Константинополе в 425 г. и называлась Аудиториум (от лат. audire – слушать). С IX в. Ее стали именовать Магнавра (Золотая палата), по названию одного из помещений императорского дворца. Школа находилась в полном подчинении императору. Ведущим направлением константинопольской высшей школы было освоение античного наследия. Занятия проводились в форме публичных диспутов.

Система образования в Византии

Система образования в Византии

Византийские мыслители и просветители Василий Кесарийский Максим Исповедник К.

Византийские мыслители и просветители Василий Кесарийский Максим Исповедник Кирилл и Мефодий Иоанн Дамаскин Иоанн Златоуст Михаил Пселл

Учебные книги в Западной Европе периода раннего средневековья Абецедарий – бу.

Учебные книги в Западной Европе периода раннего средневековья Абецедарий – букварь, содержащий только буквы и слоги Псалтирь – книга псалмов

Педагогические сочинения по вопросам воспитания религиозных деятелей Пьер Абе.

Педагогические сочинения по вопросам воспитания религиозных деятелей Гуго Сен.

Педагогические сочинения по вопросам воспитания религиозных деятелей Винсент.

Система рыцарского воспитания Рыцарское воспитание включало обучение семи рыц.

Система рыцарского воспитания Рыцарское воспитание включало обучение семи рыцарским добродетелям: верховой езде; фехтованию; владению копьем и луком (арбалетом); плаванию; соколиной охоте; сложению стихов в честь дамы сердца; игре в шахматы; а также придворному этикету.

Система рыцарского воспитания В 21 год рыцарь принимал посвящение Слава требо.

Система рыцарского воспитания В 21 год рыцарь принимал посвящение Слава требовала постоянного подтверждения, преодоления все новых и новых испытаний и подвигов: войн, охот, участий и побед в рыцарских турнирах.

Средневековые школы в Западной Европе Приходские школы Представляли собой неб.

Средневековые школы в Западной Европе Приходские школы Представляли собой небольшую группу мальчиков, которых за плату священник или причетник обучал закону божию (чтению богослужебных книг) на латинском языке, письму и церковному пению.

Средневековые школы в Западной Европе Монастырские школы Курс обучения в школ.

Средневековые школы в Западной Европе Монастырские школы Курс обучения в школах состоял из грамматики, риторики, начатков религиозной философии. Позже в него были включены арифметика, геометрия, астрономия, музыка.

Средневековые школы в Западной Европе Соборные школы Преподавался полный курс.

Средневековые школы в Западной Европе Обучение во всех типах средневековых шк.

Средневековые школы в Западной Европе Цеховые школы Возникли в Западной Европ.

Средневековые школы в Западной Европе Цеховые школы Возникли в Западной Европе в XIII–XIV вв. для удовлетворения потребностей ремесленников в образовании. Давали начальное образование. Обучение ремеслу осуществлялось в семьях ремесленников или же в процессе цехового ученичества.

Средневековые школы в Западной Европе Гильдейские школы Создавались в Западно.

Средневековые школы в Западной Европе Гильдейские школы Создавались в Западной Европе в XIII–XIV вв. объединениями купцов (гильдиями). Школы были платные. Содержание образования носило практическую направленность.

Социально-экономическая структура феодального общества. Монополия церкви на образование. Развитие церковной культуры и появление церковных школ (VI в.). Типология церковных школ, содержание образования и методы обучения. Уровни обучения в церковных школах раннего средневековья (элементарный, средний, повышенный). Догматический характер обучения.

Появление светских учебных заведений (IX – XVI вв.). Городские школы (магистратские, цеховые, гильдейские) и их назначение. Система ученичества. Возникновение и развитие университетов в Западной Европе. Университеты как центры средневековой культуры, образования и науки.

Воспитание светских феодалов. Система рыцарского воспитания. Особенности женского воспитания в эпоху средневековья.

Вклад средневековых философов и теологов (П. Абеляр, Ф.Аквинский, Г.Сен-Викторский, В.де Бове и др.) в развитие теории и методики обучения и воспитания.

Культура и наука в эпоху Возрождения (XIV – XVI вв.). Всесторонне развитая, социально-активная личность – гуманистический идеал эпохи. Педагогическая триада эпохи Возрождения – классическое образование, физическое развитие, гражданское воспитание. Педагогические идеи в трудах гуманистов и ранних социалистов-утопистов (Ф.Рабле, Э.Роттердамский, Т.Мор, Т.Кампанелла, М.Монтень). Попытки практического осуществления гуманистических идеалов в учебных заведениях эпохи Возрождения.

Реформация и ее политика в области образования и воспитания. Иезуитская система воспитания в период контрреформации.

ПЛАН

1. Социально-экономическая структура феодального общества. Монополия церкви на образование.

2. Воспитание и образование в Византии.

3. Церковные школы в Западной Европе.

4. Система рыцарского воспитания.

5. Светское образование. Возникновение средневековых университетов. Цеховые, гильдейские, городские школы.

6. Школа и педагогическая мысль эпохи Возрождения.

Средние века – огромный исторический пласт, захватывающий более двенадцати столетий. В рамках средневековья обычно выделяют три периода: V –X вв. – раннее средневековье, XI –XIII вв. – развитое или высокое средневековье и XIV – XVI вв. позднее средневековье, называемое еще эпохой Возрождения.

Социально-экономическая структура феодального общества. Монополия церкви на образование. Развитие церковной культуры и появление церковных школ (VI в.). Типология церковных школ, содержание образования и методы обучения. Уровни обучения в церковных школах раннего средневековья (элементарный, средний, повышенный). Догматический характер обучения.

Появление светских учебных заведений (IX – XVI вв.). Городские школы (магистратские, цеховые, гильдейские) и их назначение. Система ученичества. Возникновение и развитие университетов в Западной Европе. Университеты как центры средневековой культуры, образования и науки.

Воспитание светских феодалов. Система рыцарского воспитания. Особенности женского воспитания в эпоху средневековья.




Вклад средневековых философов и теологов (П. Абеляр, Ф.Аквинский, Г.Сен-Викторский, В.де Бове и др.) в развитие теории и методики обучения и воспитания.

Культура и наука в эпоху Возрождения (XIV – XVI вв.). Всесторонне развитая, социально-активная личность – гуманистический идеал эпохи. Педагогическая триада эпохи Возрождения – классическое образование, физическое развитие, гражданское воспитание. Педагогические идеи в трудах гуманистов и ранних социалистов-утопистов (Ф.Рабле, Э.Роттердамский, Т.Мор, Т.Кампанелла, М.Монтень). Попытки практического осуществления гуманистических идеалов в учебных заведениях эпохи Возрождения.

Реформация и ее политика в области образования и воспитания. Иезуитская система воспитания в период контрреформации.

ПЛАН

1. Социально-экономическая структура феодального общества. Монополия церкви на образование.

2. Воспитание и образование в Византии.

3. Церковные школы в Западной Европе.

4. Система рыцарского воспитания.

5. Светское образование. Возникновение средневековых университетов. Цеховые, гильдейские, городские школы.

6. Школа и педагогическая мысль эпохи Возрождения.

Средние века – огромный исторический пласт, захватывающий более двенадцати столетий. В рамках средневековья обычно выделяют три периода: V –X вв. – раннее средневековье, XI –XIII вв. – развитое или высокое средневековье и XIV – XVI вв. позднее средневековье, называемое еще эпохой Возрождения.

История школьного образования и образования средних веков занимает особое место в истории человеческой цивилизации. Типы образовательного процесса и парадигмы педагогической мысли в эту эпоху качественно отличались по сравнению с античными временами.

Хотя средневековое образование и обучение в разных регионах мира не совпадали во времени, были и общие черты.

Средневековое общество по-прежнему склонялось к воспитанию поколений, ограниченных классовыми правилами и ограничивавшихся репродуктивным воспитанием. В то же время возникли другие тенденции к индивидуальной самореализации и освобождению от жестких социокультурных норм. Однако в целом образование было явно ориентировано на классы и готовило людей к деятельности в рамках конкретного социального класса. Преодолеть такую установку по умолчанию было чрезвычайно сложно.

Школьное образование, тесно связанное с древней эпохой, тем не менее, в средние века стало в некоторой степени альтернативой образовательным традициям древних общин и цивилизаций.

Воспитание и школа в эпоху средневековья - Воспитание и образование в период раннего Средневековья

Воспитание и образование в период раннего Средневековья

Школы появились для того, чтобы учить тех, кто хотел стать членом христианской общины и познать основы религии. Главной целью катехизационных школ было изучение Псалмов и основ христианской морали. Со временем катехизис был включен в образовательную программу этих школ, и они стали известны как катехизисные школы. Постепенно эти учебные заведения были преобразованы в школы более высокого типа, обслуживающие как общее образование детей всех классов, так и подготовку священников. Позднее на базе этих учебных заведений были созданы соборные или кафедральные школы.

Первые монашеские (церковные) школы были открыты в Ирландии и Великобритании в середине XVI века, организация образования и его содержание сформировались благодаря идеям Августина Аврелия Блаженного (354-430), христианского философа поздней античности. По словам Августина, содержание образования основано на знаниях, содержащихся в Библии. В процессе обучения Августин подчеркнул веру и авторитет учителя.

Воспитание и образование во время развитого Средневековья

В период XI-XIII вв. пришло новое философское учение — схоластика (от греческого shcolastikos — школа, ученый). Она разработала новый вид культуры, ориентированный на формальную логику и абстрактное богословие. Схоластика определила организацию, содержание и методы образования в период развитого средневековья и сыграла ведущую роль в дифференциации системы учебных заведений, особенно в развитии университетов. Она способствовала формированию в обществе мнения о том, что интеллектуальная деятельность и люди, занимающиеся ею, заслуживают самого высокого социального статуса. Философ и богослов Фома Аквинский (1226-1274) развил схоластику как доктрину в научной форме, объединив учение Аристотеля с католическим богословием, верой и научным знанием. Ученые подчеркивали необходимость как можно раньше начинать обучение ребенка. В эпоху Высшего Средневековья сформировалась своеобразная система образовательных учреждений различных уровней: начальное образование получалось в приходских школах, этот уровень ограничивался начальными знаниями; среднее образование предоставлялось в монастырских, соборных или кафедральных школах. Впервые в истории образования появились учебные заведения, подразумевающие высшее образование.

Возникновение и развитие средневековых университетов

Основные черты воспитания в эпоху Средневековья

Воспитание и обучение в странах западной Европы в эпоху средневековья

Духовное образование: Духовные школы

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Читайте также: