Школа и педагогическая мысль в средние века
Обновлено: 05.07.2024
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_pedagogiki.docx | 21.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Модуль: Теория и история педагогики
Тема: Воспитание, школа и педагогическая мысль
в Западной Европе в эпоху средневековья
и эпоху Возрождения
Они владели основным источником богатства и властью в эту эпоху — огромными земельными наделами.
С установлением монополии церкви на образование в Западной Европе основными типами школ стали:
приходские (при церковном приходе), в которых священники готовили себе помощников из мирян;
монастырские, предназначавшиеся для мальчиков, готовящихся к пострижению в монахи: в этих школах осуществлялась также подготовка низшего духовного персонала;
соборные или кафедральные — они открывались при епископских резиденциях.
С Развитием мануфактур, ремесла и торговли, с ростом городов стали возникать в XIII—XIV вв. новые типы учебных заведений:
Цеховые школы давали начальное образование сыновьям городских ремесленников.
Гильдейские школы создавались объединениями купцов — гильдиями. Эти школы были платными, в них учились дети состоятельных родителей.
В школах указанного типа, содержание образования приобрело практическую направленность для будущих торговцев и ремесленников. Основой обучения в этих школах являлся родной язык.
В XII—XIII вв. в результате расширения торговых связей, развития мануфактур в духовную жизнь Западной Европы стала проникать арабская культура стали возникать учебные заведения светского типа, сочетающие общее образование со специальным, появляются первые университеты.
Развитие капиталистических отношений, прогресс науки и культуры вызвали в XIV—XVI вв., в эпоху Возрождения, рост интереса к знаниям, к культурному наследию античных народов (возрождение интереса к нему и дало название эпохе), усилили потребность в новом характере и направлении образования. Это находит свое выражение в процессе его гуманизации , в решительном отказе от характерной средневековой школе суровой палочной дисциплины, целой системы телесных наказаний, жесткого режима.
К эпохе Возрождения относится возникновение нового типа общего среднего образования — классического . Оно было порождено возросшим в эту эпоху интересом к духовной культуре античного мира. Поэтому ведущим направлением классического образования стало изучение латинского и греческого языков, античной литературы. Основным учебным заведением, в котором молодежь получала такое образование, становится гимназия .
Ян Амос Коменский
Чешский педагог - гуманист , писатель, общественный деятель, епископ Чешскобратской церкви , основоположник научной педагогики , систематизатор и популяризатор классно-урочной системы .
Делит жизнь подрастающего поколения на четыре возрастных периода (по шесть лет каждый):
- От рождения до 6 лет – детство
- От 6 до 12 – отрочество
- От 12 до 18 – юность
- От 18 до 24 – возмужалость.
Для детей 6 лет предлагал материнскую школу. Для отрочества – школа родного языка. Для юношества – латинская школа, гимназия. Для возмужалых людей – академия, с факультетами: богословский, юридический и медицинский.
Выступал против механической зубрёжки, за сознательное учение.
Настаивал на систематичности обучения . Говорил, что надо идти от конкретного к абстрактному, от легкого к трудному.
Большое значение придавал последовательности обучения : изучению нового материала должно быть подготовлено предыдущими знаниями.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Описание презентации по отдельным слайдам:
ВОСПИТАНИЕ, ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В СРЕДНИЕ ВЕКА
Воспитание, школа и педагогическая мысль в Западной Европе в средние века План 1. Воспитание и школа в Византии. 2. Религиозно-сословный характер обучения и воспитания в Западной Европе в средние века. 3. Типы средневековых школ в Западной Европе.
Литература для самостоятельного изучения
В 395 г. Римская империя распалась на Западную и Восточную (Византийскую). Византия была прямой наследницей эллинско-римской культуры и образованности
Система образования в Византии 1-я ступень – элементарное образование Оно существовало фактически повсеместно, начиналось в 5–7-летнем возрасте и длилось 2–3 года. Такое образование давалось в школах грамоты.
Система образования в Византии 2-я ступень – образование выше элементарного. Его давали грамматические школы, которые могли быть церковными и светскими, частными и государственными. В школах обучались дети с 10–12 лет до 16–17-летнего возраста, т.е. 5–6 лет.
Система образования в Византии 3-я ступень обучения – высшая школа. Была открыта в Константинополе в 425 г. и называлась Аудиториум (от лат. audire – слушать). С IX в. Ее стали именовать Магнавра (Золотая палата), по названию одного из помещений императорского дворца. Школа находилась в полном подчинении императору. Ведущим направлением константинопольской высшей школы было освоение античного наследия. Занятия проводились в форме публичных диспутов.
Система образования в Византии
Византийские мыслители и просветители Василий Кесарийский Максим Исповедник Кирилл и Мефодий Иоанн Дамаскин Иоанн Златоуст Михаил Пселл
Учебные книги в Западной Европе периода раннего средневековья Абецедарий – букварь, содержащий только буквы и слоги Псалтирь – книга псалмов
Система рыцарского воспитания Рыцарское воспитание включало обучение семи рыцарским добродетелям: верховой езде; фехтованию; владению копьем и луком (арбалетом); плаванию; соколиной охоте; сложению стихов в честь дамы сердца; игре в шахматы; а также придворному этикету.
Система рыцарского воспитания В 21 год рыцарь принимал посвящение Слава требовала постоянного подтверждения, преодоления все новых и новых испытаний и подвигов: войн, охот, участий и побед в рыцарских турнирах.
Средневековые школы в Западной Европе Приходские школы Представляли собой небольшую группу мальчиков, которых за плату священник или причетник обучал закону божию (чтению богослужебных книг) на латинском языке, письму и церковному пению.
Средневековые школы в Западной Европе Монастырские школы Курс обучения в школах состоял из грамматики, риторики, начатков религиозной философии. Позже в него были включены арифметика, геометрия, астрономия, музыка.
Средневековые школы в Западной Европе Цеховые школы Возникли в Западной Европе в XIII–XIV вв. для удовлетворения потребностей ремесленников в образовании. Давали начальное образование. Обучение ремеслу осуществлялось в семьях ремесленников или же в процессе цехового ученичества.
Средневековые школы в Западной Европе Гильдейские школы Создавались в Западной Европе в XIII–XIV вв. объединениями купцов (гильдиями). Школы были платные. Содержание образования носило практическую направленность.
Социально-экономическая структура феодального общества. Монополия церкви на образование. Развитие церковной культуры и появление церковных школ (VI в.). Типология церковных школ, содержание образования и методы обучения. Уровни обучения в церковных школах раннего средневековья (элементарный, средний, повышенный). Догматический характер обучения.
Появление светских учебных заведений (IX – XVI вв.). Городские школы (магистратские, цеховые, гильдейские) и их назначение. Система ученичества. Возникновение и развитие университетов в Западной Европе. Университеты как центры средневековой культуры, образования и науки.
Воспитание светских феодалов. Система рыцарского воспитания. Особенности женского воспитания в эпоху средневековья.
Вклад средневековых философов и теологов (П. Абеляр, Ф.Аквинский, Г.Сен-Викторский, В.де Бове и др.) в развитие теории и методики обучения и воспитания.
Культура и наука в эпоху Возрождения (XIV – XVI вв.). Всесторонне развитая, социально-активная личность – гуманистический идеал эпохи. Педагогическая триада эпохи Возрождения – классическое образование, физическое развитие, гражданское воспитание. Педагогические идеи в трудах гуманистов и ранних социалистов-утопистов (Ф.Рабле, Э.Роттердамский, Т.Мор, Т.Кампанелла, М.Монтень). Попытки практического осуществления гуманистических идеалов в учебных заведениях эпохи Возрождения.
Реформация и ее политика в области образования и воспитания. Иезуитская система воспитания в период контрреформации.
ПЛАН
1. Социально-экономическая структура феодального общества. Монополия церкви на образование.
2. Воспитание и образование в Византии.
3. Церковные школы в Западной Европе.
4. Система рыцарского воспитания.
5. Светское образование. Возникновение средневековых университетов. Цеховые, гильдейские, городские школы.
6. Школа и педагогическая мысль эпохи Возрождения.
Средние века – огромный исторический пласт, захватывающий более двенадцати столетий. В рамках средневековья обычно выделяют три периода: V –X вв. – раннее средневековье, XI –XIII вв. – развитое или высокое средневековье и XIV – XVI вв. позднее средневековье, называемое еще эпохой Возрождения.
Социально-экономическая структура феодального общества. Монополия церкви на образование. Развитие церковной культуры и появление церковных школ (VI в.). Типология церковных школ, содержание образования и методы обучения. Уровни обучения в церковных школах раннего средневековья (элементарный, средний, повышенный). Догматический характер обучения.
Появление светских учебных заведений (IX – XVI вв.). Городские школы (магистратские, цеховые, гильдейские) и их назначение. Система ученичества. Возникновение и развитие университетов в Западной Европе. Университеты как центры средневековой культуры, образования и науки.
Воспитание светских феодалов. Система рыцарского воспитания. Особенности женского воспитания в эпоху средневековья.
Вклад средневековых философов и теологов (П. Абеляр, Ф.Аквинский, Г.Сен-Викторский, В.де Бове и др.) в развитие теории и методики обучения и воспитания.
Культура и наука в эпоху Возрождения (XIV – XVI вв.). Всесторонне развитая, социально-активная личность – гуманистический идеал эпохи. Педагогическая триада эпохи Возрождения – классическое образование, физическое развитие, гражданское воспитание. Педагогические идеи в трудах гуманистов и ранних социалистов-утопистов (Ф.Рабле, Э.Роттердамский, Т.Мор, Т.Кампанелла, М.Монтень). Попытки практического осуществления гуманистических идеалов в учебных заведениях эпохи Возрождения.
Реформация и ее политика в области образования и воспитания. Иезуитская система воспитания в период контрреформации.
ПЛАН
1. Социально-экономическая структура феодального общества. Монополия церкви на образование.
2. Воспитание и образование в Византии.
3. Церковные школы в Западной Европе.
4. Система рыцарского воспитания.
5. Светское образование. Возникновение средневековых университетов. Цеховые, гильдейские, городские школы.
6. Школа и педагогическая мысль эпохи Возрождения.
Средние века – огромный исторический пласт, захватывающий более двенадцати столетий. В рамках средневековья обычно выделяют три периода: V –X вв. – раннее средневековье, XI –XIII вв. – развитое или высокое средневековье и XIV – XVI вв. позднее средневековье, называемое еще эпохой Возрождения.
История школьного образования и образования средних веков занимает особое место в истории человеческой цивилизации. Типы образовательного процесса и парадигмы педагогической мысли в эту эпоху качественно отличались по сравнению с античными временами.
Хотя средневековое образование и обучение в разных регионах мира не совпадали во времени, были и общие черты.
Средневековое общество по-прежнему склонялось к воспитанию поколений, ограниченных классовыми правилами и ограничивавшихся репродуктивным воспитанием. В то же время возникли другие тенденции к индивидуальной самореализации и освобождению от жестких социокультурных норм. Однако в целом образование было явно ориентировано на классы и готовило людей к деятельности в рамках конкретного социального класса. Преодолеть такую установку по умолчанию было чрезвычайно сложно.
Школьное образование, тесно связанное с древней эпохой, тем не менее, в средние века стало в некоторой степени альтернативой образовательным традициям древних общин и цивилизаций.
Воспитание и образование в период раннего Средневековья
Школы появились для того, чтобы учить тех, кто хотел стать членом христианской общины и познать основы религии. Главной целью катехизационных школ было изучение Псалмов и основ христианской морали. Со временем катехизис был включен в образовательную программу этих школ, и они стали известны как катехизисные школы. Постепенно эти учебные заведения были преобразованы в школы более высокого типа, обслуживающие как общее образование детей всех классов, так и подготовку священников. Позднее на базе этих учебных заведений были созданы соборные или кафедральные школы.
Первые монашеские (церковные) школы были открыты в Ирландии и Великобритании в середине XVI века, организация образования и его содержание сформировались благодаря идеям Августина Аврелия Блаженного (354-430), христианского философа поздней античности. По словам Августина, содержание образования основано на знаниях, содержащихся в Библии. В процессе обучения Августин подчеркнул веру и авторитет учителя.
Воспитание и образование во время развитого Средневековья
В период XI-XIII вв. пришло новое философское учение — схоластика (от греческого shcolastikos — школа, ученый). Она разработала новый вид культуры, ориентированный на формальную логику и абстрактное богословие. Схоластика определила организацию, содержание и методы образования в период развитого средневековья и сыграла ведущую роль в дифференциации системы учебных заведений, особенно в развитии университетов. Она способствовала формированию в обществе мнения о том, что интеллектуальная деятельность и люди, занимающиеся ею, заслуживают самого высокого социального статуса. Философ и богослов Фома Аквинский (1226-1274) развил схоластику как доктрину в научной форме, объединив учение Аристотеля с католическим богословием, верой и научным знанием. Ученые подчеркивали необходимость как можно раньше начинать обучение ребенка. В эпоху Высшего Средневековья сформировалась своеобразная система образовательных учреждений различных уровней: начальное образование получалось в приходских школах, этот уровень ограничивался начальными знаниями; среднее образование предоставлялось в монастырских, соборных или кафедральных школах. Впервые в истории образования появились учебные заведения, подразумевающие высшее образование.
Возникновение и развитие средневековых университетов
Основные черты воспитания в эпоху Средневековья
Воспитание и обучение в странах западной Европы в эпоху средневековья
Духовное образование: Духовные школы
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института
Читайте также:
- Урок как форма организации дидактических процессов кратко
- Как француз москву брал краткое содержание
- Какие цели преследовал ссср на международной арене после завершения второй мировой войны кратко
- Что такое раздражимость какое значение она имеет для приспособления к условиям существования кратко
- Как войти в еду татар ру детские сады