Школа и как в ней выжить ирина млодик краткое содержание

Обновлено: 06.07.2024

Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

Ирина Млодик, думаю, должна стать настольной книгой любого психолога, учителя, родителя. Книга о школе, ее системе. Дается описание разного типа школ, что в них наиболее важно. Детально описана начальная, средняя и старшая школы. Со всеми трудностями и особенностями. Отдельные главы посвящены учителю, родителю и школьному психологу. Мне, как психологу, работающему в школе, книга подсказала, в какой форме можно донести ту или иную информацию. Было ценным послание автора об учительской миссии. Это на самом деле важно, чтобы учитель сам себе ответил на вопрос - зачем я здесь? Что я хочу донести? Я бы эту книгу подарила всем учителям и школьным психологам. Естественно, при условии вдумчивого и рефлексивного чтения с последующей проработкой отдельных вопросов. И да. Книгу рекомендую! Спасибо автору!

Эта книга очень пригодится к прочтению не только молодым учителям, но и тем, кто давно работает и давно устал, а еще родителям первоклашек (чтобы помочь ребенку адаптироваться) и родителям детей всех остальных возрастов – так как там написана простая мысль - не мешать учителям и администрации делать свою работу. Что же касается психологов, то она даст мало нового. Если честно, я бы советовала эту книгу прочесть директорам и завучам, так как все идет от головы и если администрация держит верный курс и разбирается хоть немного в особенностях возраста учащихся, то все будут в выигрыше. Вообще все истории, что там написаны очень близки к действительности, уж я с этим знакома не по наслышке;)

Меня ввело в заблуждение "практическое" название книги. Думала, там будут конкретные советы (типа книг Петрановской, "Что делать, если.."). Но книга оказалась рассуждением о том, как обстоят дела в школе, что плохо, как хорошо было бы, если бы. Но советов, как же "выжить" в школе, в книге нет. Ничего нового я для себя не узнала.

После прочтения книги очень смутил раздел "Родительская библиотека". Книга скорее для школьных учителей. Как пишет автор для саморефлексии. Информации для родителей немного.
Эссе на тему взаимоотношений в школе -что было и что хотелось бы видеть в школе. Послевкусие - обучают учителя, воспитывает семья.

Издание не 2-ое, а 5-ое!

Книга разочаровала! Как и все книги автора читается легко,НО, книга подробно описывая различные типы учителей,учеников,школ, книга совершенно не отвечает,даже не дает намека на то, КАК ВЫЖИТЬ маленькому человеку при встрече с описанными сложностями, КАК детям выжить при встрече с деспотичными учителями. Конечно, никто и не ждет готовых рецептов,но хотелось бы понять КАК можно попытаться взаимодействовать с описанными типа учителей.

Несмотря на достаточно грустное название (жаль, что школа по-прежнему остается местом для выживания, а не жизни), эта книга весьма полезна, если вы каким-то образом со школой связаны. Описанные в книги типажи учителей и типы отношений учителей с учениками можно моментально распознать в жизни.

Книга, обязательная к прочтению школьными учителями и родителями школьников. Рецензия-аксиома :)))

Как было бы здорово, чтобы эта книга была включена в список литературы, обязательной для изучения по педагогической психологии в вузах и при прохождении курсов повышения квалификации уже работающих учителей! Но, увы! По собственному опыту могу констатировать факт, что многие гуманистические идеи И.Млодик встречаются со стороны "отдельных представителей" учительства совсем не гуманистическими эмоциями. Грустно.

Наверное, не все педагоги согласятся с тем, что рассказывает автор об учителях. Порой это нелицеприятные вещи. Примеры, когда педагоги отказывались от ребенка, не справляясь с ним, и я встречала в реальной жизни. И противопоставить что-то педагогу, возразить порой очень трудно. Но Ирина Млодик не встает и на сторону родителей. И среди нас встречаются те, кто перегибает палку. Все мы новобранцы в воспитании детей. Понравилась книга тем, что всё классифицировано, разложено по полочкам. Главная мысль, по-моему, в том, что в воспитании детей и школа, и родители должны быть заодно. Только с помощью сотрудничества удастся создать комфортную атмосферу для ребенка. Это уже вторая книга Ирины Млодик, которая появилась на моей полке. Присматриваю, что теперь почитать у этого автора.

Меня, родителя будущего первоклассника, книга разочаровала, усилив тревожность перед поступлением в школу. Все-таки, написанное больше для учителей, как отмечено в некоторых отзывах. Материал, изложенный автором, познавательный, но не исчерпывающий.

Грустная, даже страшноватая книга - замечательное (как и все остальные!) послание замечательного психолога, предназначенное, на мой (подчеркиваю) взгляд, больше для учителей и тех, от кого зависит организация учебного процесса. Во всяком случае, акценты расставлены именно так.
На мой (опять подчеркиваю) взгляд, на родителей эта книга произведет, скорее, гнетущее, пугающее впечатление. Только ОЧЕНЬ думающие и СИЛЬНЫЕ ДУХОМ родители извлекут из неё уроки созидающие - несущие надежду и обещающие успех.
Из учителей и школьной администрации непременно услышат и проникнутся идеями автора только гуманистически настроенные созидатели - они ОБЯЗАТЕЛЬНО услышат и проникнутся!
Отзыв остановлю на этой позитивной ноте.

Теперь - мечта. Очень хотелось бы увидеть книгу "Школа и как в ней ЖИТЬ: часть вторая - для учеников и их родителей", где акценты были бы смещены на освоение практических приемов и навыков "выживания" для детей/семей с различными типами темперамента и воспитания, акцентуациями характера и т.д. (не знаю, читает ли здешние отзывы обожаемая мою Ирина Юрьевна).
Позитивное отношение к жизни - одно из отличительных свойств гуманистического психолога, поэтому при всём реализме хотелось бы поворота в оптимистическое русло - после книг "Школа и как в ней (. )" и "Метаморфозы (. )" - небольшого крена/перевеса в позитив.

Мне очень и очень понравилось. Я люблю гуманистических психологов за их внимание к личности. Книга помогла переосмыслить важные вопросы, которые у меня были к школе. И в части моего ребенка и в части меня самой. После этой книги я стала покупать и другие книги Ирины Юрьевны.

читала и плакала. Автор - умница, закажу и другие ее книги.

На эту тему полезной литературы мало. Слишком часто родители не задумываются, что некоторые дети в школе действительно "выживают". Пользуясь случаем благодарю автора за освещение данной темы. И еще очень важно, если родитель хочет помочь своему ребенку, а разговоры с учителем не приводят к пониманию, обязательно привлеките других работников школы завуча, психолога, если неординарный случай и директора. Не оставляйте ребенка один на один со школьными проблемами.

Ирина Млодик – хороший автор. Ее книги помогают, как доверительный разговор с умным человеком. Она рассуждает о проблемах с трогательной женской деликатностью и даже самокритикой, в то же время чувствуется огромный опыт практикующего психолога и психотерапевта, специалиста высокого уровня. Стоит обратить внимание на ее книгу для "неидеальных" родителей.
А сегодня на повестке дня – школа. Так уж получилось у нас в стране, что многие родители при этом слове вздрагивают и испуганно озираются, будто их уличили в чем-то плохом. Психолог объясняет, почему нынче школа – это непонятно что. Почему нет единого представления о ней, единой системы, откуда разброд и шатания в родительских умах. Книга начинается с небольшого исторического экскурса: как выглядела школа в начале прошлого века, в середине и в конце. К чему привели перемены, которых требовали наши сердце. И как школа мечется теперь, пытаясь и корни не растерять, и проявить креатив, и новые веяния приручить. Автор беспощадно проходится по основным критериям обучения: оценки, личность учителя, работа с родителями.

"Школа для ребенка, пошедшего в первый класс, изменила правила игр. Если раньше мало кто интересовался тем, что именно он так радостно воспринимает, то теперь насупила пора избирательного восприятия: в основном только того, что одобрено школьной программой. Причем ученик уже должен отчитываться за то, что и как он усвоил. И его отчет ко второму классу начинают оценивать в баллах. Отметка становится основной мерой того, насколько успешно ребенок существует и функционирует как школьник. Но многие учителя и, к сожалению, родители забывают, что школьные оценки – это лишь субъективный показатель того, как ребенок справляется с теми или иными требованиями учебной программы, поддержанными данной школой. Родители и учителя из простого наличия тех или иных оценок в дневнике у ребенка зачастую делают глубокомысленные выводы о его личности, обо всем его существе, о его настоящем и будущем. Им школьные оценки кажутся чем-то истинным и настолько убедительным, что они забывают свой опыт, который порой не менее убедительно доказывает обратное".

Ирина Млодик - Школа и как в ней выжить. Взгляд гуманистического психолога

Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Описание книги "Школа и как в ней выжить. Взгляд гуманистического психолога"

Описание и краткое содержание "Школа и как в ней выжить. Взгляд гуманистического психолога" читать бесплатно онлайн.

Автор делится с читателями своими размышлениями о том, какой должна быть школа и что нужно делать для того, чтобы ученики считали образование интересным и важным делом, выходили из стен школы готовыми к взрослой жизни: уверенными в себе, коммуникабельными, активными, творческими, умеющими защищать свои психологические границы и уважительно относиться к границам других людей.

В чем особенность современной школы? Что могут сделать учителя и родители, чтобы у детей не пропадало желание учиться? Ответы на эти и многие другие вопросы вы найдете в этой книге.

Издание предназначено для родителей, учителей и всех тех, кому небезразлично будущее детей.

Школа и как в ней выжить

взгляд гуманистического психолога

Дорогой читатель, благодарю тебя за интерес к детской психологии и моим книгам, за теплые отзывы, новые знакомства и расширяющиеся возможности сотрудничества. Это так вдохновляет!

Я хотела бы выразить большую признательность моей семье за терпение, поддержку и любовь.

Я очень благодарна Марине и Грегори Эббот, Ларисе и Эдмунду Йорх за их удивительное гостеприимство и заботу.

Спасибо и моим школьным учителям, они хотели научить меня только самому лучшему.

Идея этой книги начала созревать во мне давно, около десяти лет назад. Я искала подходящую школу для своего ребенка и была вынуждена столкнуться с разными типами общеобразовательных учреждений, учителей, подходов к обучению. В это же время я, как психолог, пришла к выводу, что у детей, попадавших ко мне на коррекцию и психотерапию, были два основных источника психологических травм: собственные родители и школа.

Наивно? Конечно! Родителю, чтобы что-то изменить в отношениях с собственным ребенком, мало понять, что именно следует изменить, нужно еще проделать колоссальную работу по осознанию себя, по отслеживанию собственных чувств, по изменению собственных весьма жестких установок, идущих еще из детства. Это тяжелый труд, на который способен далеко не каждый (точнее, очень немногие).

В школе все еще сложнее: психологическое здоровье отдельно взятого учителя, осознанность его действий и центрированность на учебных потребностях школьника в целом мало что меняют в жизни ученика (хотя и эта малость – настоящая драгоценность для отдельно взятого школьника). За спиной у педагога система – малоподвижная, консервативная, жесткая, и пробовать изменить ее усилиями одного психолога, конечно, наивно.

Поскольку я не педагог (хотя являюсь преподавателем в высшей школе), я не претендую на истинное знание о том, как правильно учить детей. Я смотрю на школу глазами психолога, смотрю, безусловно, субъективно, привнося сюда как свой родительский опыт, так и опыт профессионала, выбравшего гуманистические методы для своей работы.

Я хотела бы поделиться с вами своими размышлениями, в надежде найти единомышленников среди родителей, детей, учителей, психологов. Одному, конечно, невозможно изменить мир, если речь идет не о голливудском кино. Но я убеждена в том, что группа единомышленников способна создавать новое, которое могло бы существовать в соответствии с ценностями большинства. А большинство способно создать новую и жизнеспособную систему, даже новую систему педагогики. Я верю в это с неостывающим энтузиазмом и уже недетской наивностью, потому и взялась за настоящий проект – эту книгу.

Школа готовит нас к жизни в мире, которого не существует.

Школа – это не только место (пространство), куда приходит растущий человек, чтобы получать знания. Это огромный промежуток времени (если рассматривать его в масштабе всего детства), который проводит ребенок в этом самом месте. Школа – это сеть отношений, в которые вовлечены все мы ежедневно и ежечасно. И это система, организованная и живущая по своим законам, формирующая и изменяющая каждого, кто является ее частью. В конце концов, школа – это процесс, и не только процесс образования и становления…

Вот послание, которое я вынесла из своей школьной жизни:

Также данная книга доступна ещё в библиотеке. Запишись сразу в несколько библиотек и получай книги намного быстрее.

Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли

По вашей ссылке друзья получат скидку 10% на эту книгу, а вы будете получать 10% от стоимости их покупок на свой счет ЛитРес. Подробнее

  • Объем: 200 стр. 1 иллюстрация
  • Жанр:в оспитание детей, д етская психология, п сихологическая консультация
  • Теги:к ниги для родителей, п сихологическая помощь, ш кольная жизнь, ш кольному учителюРедактировать

Дорогой читатель, благодарю тебя за интерес к детской психологии и моим книгам, за теплые отзывы, новые знакомства и расширяющиеся возможности сотрудничества. Это так вдохновляет!

Я хотела бы выразить большую признательность моей семье за терпение, поддержку и любовь.

Я очень благодарна Марине и Грегори Эббот, Ларисе и Эдмунду Йорх за их удивительное гостеприимство и заботу.

Спасибо и моим школьным учителям, они хотели научить меня только самому лучшему.

Вместо предисловия

Идея этой книги начала созревать во мне давно, около десяти лет назад. Я искала подходящую школу для своего ребенка и была вынуждена столкнуться с разными типами общеобразовательных учреждений, учителей, подходов к обучению. В это же время я, как психолог, пришла к выводу, что у детей, попадавших ко мне на коррекцию и психотерапию, были два основных источника психологических травм: собственные родители и школа.

Наивно? Конечно! Родителю, чтобы что-то изменить в отношениях с собственным ребенком, мало понять, что именно следует изменить, нужно еще проделать колоссальную работу по осознанию себя, по отслеживанию собственных чувств, по изменению собственных весьма жестких установок, идущих еще из детства. Это тяжелый труд, на который способен далеко не каждый (точнее, очень немногие).

В школе все еще сложнее: психологическое здоровье отдельно взятого учителя, осознанность его действий и центрированность на учебных потребностях школьника в целом мало что меняют в жизни ученика (хотя и эта малость – настоящая драгоценность для отдельно взятого школьника). За спиной у педагога система – малоподвижная, консервативная, жесткая, и пробовать изменить ее усилиями одного психолога, конечно, наивно.

Поскольку я не педагог (хотя являюсь преподавателем в высшей школе), я не претендую на истинное знание о том, как правильно учить детей. Я смотрю на школу глазами психолога, смотрю, безусловно, субъективно, привнося сюда как свой родительский опыт, так и опыт профессионала, выбравшего гуманистические методы для своей работы.

Я хотела бы поделиться с вами своими размышлениями, в надежде найти единомышленников среди родителей, детей, учителей, психологов. Одному, конечно, невозможно изменить мир, если речь идет не о голливудском кино. Но я убеждена в том, что группа единомышленников способна создавать новое, которое могло бы существовать в соответствии с ценностями большинства. А большинство способно создать новую и жизнеспособную систему, даже новую систему педагогики. Я верю в это с неостывающим энтузиазмом и уже недетской наивностью, потому и взялась за настоящий проект – эту книгу.

1
Школа

Школа готовит нас к жизни в мире, которого не существует.

Альбер Камю

Школа – это не только место (пространство), куда приходит растущий человек, чтобы получать знания. Это огромный промежуток времени (если рассматривать его в масштабе всего детства), который проводит ребенок в этом самом месте. Школа – это сеть отношений, в которые вовлечены все мы ежедневно и ежечасно. И это система, организованная и живущая по своим законам, формирующая и изменяющая каждого, кто является ее частью. В конце концов, школа – это процесс, и не только процесс образования и становления…

Как все начиналось

Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать.

У. Черчилль

– демократичность (бесплатность, общедоступность, светскость);

– преемственность (творческая интерпретация весьма прогрессивных педагогических идей зарубежной и отечественной педагогики);

– гуманистические подходы к свободному развитию личности;

Таким образом, к началу тридцатых годов назревшее противоречие между концепцией трудовой школы (в которой были заложены такие ценности, как ориентация на развитие личности ребенка, установка на его творческую деятельность, стремление гармонизировать запросы общества и интересы отдельно взятого человека) и задачами тоталитарного государства полностью разрешается в пользу государства. Большевистское правление берет школу под жесткий централизованный контроль, отныне регламентируя все учебно-воспитательные процессы.

– быть максимально приспособленным для идеологических и политических манипуляций;

– не иметь своего мнения, отличающегося от мнения партии и правительства;

– не задавать провокационных вопросов и вообще не задаваться вопросами;

– всегда быть довольным тем, что есть, и никогда не хотеть большего;

– много работать исключительно из рабочего энтузиазма, а не ради личной наживы;

– быть идейно выдержанным, а значит, не подвергать сомнению ценности социалистического строя;

– быть творческим в жестко заданных рамках;

– всегда ставить коллективные цели выше своих собственных;

– не выделяться ни личностно, ни профессионально (можно выделяться только по партийной линии, то есть выделяться в своем послушании).

Все эти качества присущи авторитарной психологии, согласно которой один человек (некий авторитет) определяет, что хорошо для всех, он же изобретает и утверждает законы и нормы поведения. И если основные мотивы этого авторитета – получение и удержание собственной власти, то все законы и нормы будут создаваться и поддерживаться только ради этого, а не для прогресса или здоровья общества. Более того, авторитету выгодно постоянно внушать людям, что сами они не способны создавать и поддерживать моральные нормы и ценности, то есть, говоря проще, отличать добро от зла. Одними из самых больших грехов авторитарной психологии являются неповиновение и неуверенность в праве авторитета на управление всеми, на установление норм, сомнение в том, что эти нормы – самые лучшие.

По законам авторитарной этики и психологии росло и крепло молодое советское государство, усиливая собственную власть за счет запугивания жителей сначала внешним, а потом и внутренним врагом. Страх, стыд и вина – вот те таинственные кнопки в душах каждого, на которые так активно нажимали большевики вплоть до самого застоя. Эти кнопки безотказно работали и включали все нужные манипулятивные схемы по удержанию власти в огромной стране.

Конечно, практически любое общеобразовательное учреждение в советской России тех времен было слепком с государства. Школа не могла остаться хоть сколь-нибудь гуманистической, как изначально задумывал ее Луначарский. Собственные законы и нормы, которые была бы способна создать и которым могла бы следовать конкретная школа, психологическая независимость и раскрытие своего потенциала всеми участниками обучающего процесса, их забота о благополучии отдельно взятого человека, а не всего социалистического общества в целом, – все это не только не подходило для авторитарного государства, но и было чрезвычайно опасным. И гуманистическая этика на долгие годы покинула просторы Советского Союза.

Современные дети и их несовременные родители

Идея этой книги начала созревать во мне давно, около десяти лет назад. Я искала подходящую школу для своего ребенка и была вынуждена столкнуться с разными типами общеобразовательных учреждений, учителей, подходов к обучению. В это же время, я как психолог, пришла к выводу, что у детей, попадавших ко мне на коррекцию и психотерапию, были два основных источника психологических травм: собственные родители и школа.

Наивно? Конечно! Родителю, чтобы что-то изменить в отношениях с собственным ребенком, мало понять, что именно следует изменить, нужно еще проделать колоссальную работу по осознанию себя, по отслеживанию собственных чувств, по изменению собственных весьма жестких установок, идущих еще из детства. Это тяжелый труд, на который способен далеко не каждый (точнее, очень немногие).

В школе все еще сложнее: осознанность, центрированность на учебных потребностях ребенка и психологическое здоровье учителя часто мало что может поменять в жизни ученика (хотя и эта малость – настоящая драгоценность для отдельно взятого школьника). За спиной у педагога система – малоподвижная, консервативная, жесткая, и пробовать изменить ее усилиями одного психолога, конечно, наивно.

Поскольку я – не педагог (хотя являюсь преподавателем в высшей школе), я не претендую на истинное знание о том, как правильно учить детей. Я смотрю на школу глазами психолога, смотрю, безусловно, субъективно, привнося сюда как свой родительский опыт, так и опыт профессионала, выбравшего гуманистические методы для своей работы.

Я хотела бы поделиться с вами своими размышлениями, в надежде найти единомышленников среди родителей, детей, учителей, психологов. Одному, конечно, невозможно изменить мир, если речь идет не о голливудском кино. Но я убеждена в том, что группа единомышленников способна создавать новое, которое могло бы существовать в соответствии с ценностями большинства. А большинство способно создать новую и жизнеспособную систему, даже новую систему педагогики. Я верю в это с неостывающим энтузиазмом и уже недетской наивностью, потому и взялась за настоящий проект – эту книгу.


С некоторыми главами из книги можно ознакомиться на нашем сайте, перейдя по ссылкам в оглавлении.

Глава 1. Школа - МОЖНО ПОЧИТАТЬ
- Как все начиналось
- Школа переходной эпохи
- Школа настоящего периода
- Разные типы современных школ

Глава 2. Этапы школьной жизни
- Начальная школа
- Средняя школа
- Старшая школа

Глава 3. Учитель - МОЖНО ПОЧИТАТЬ
- Предназначение
- Психологические особенности и мотивация
- Цель и процесс
- Учительская власть
- типы учителей
- Эмоциональное сгорание

Глава 4. Ученики и их родители - МОЖНО ПОЧИТАТЬ
- Образование и воспитание
- Сложный родитель
- Психологические проблемы в школе



НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

Ребенок-первоклассник не становится взрослым только в связи с новым статусом. Ему по-прежнему необходимо время для игр, прогулок, баловства или одиночества. Также ему необходима поддерживающе-защищающая роль родителей и понимание, что его школьные проблемы не останутся без внимания.

СРЕДНЯЯ ШКОЛА

В средней школе меняется роль учителя — вместо первой учительницы, дети узнают разных преподавателей, а с ними и разные стили преподавания. В этом возрасте становится важным авторитет и профессиональная компетентность педагогов. Дети еще готовы простить авторитаризм, несправедливость, истеричность. Но уже не готовы прощать неуверенность и попытки компенсировать собственную никчемность учителя за счет проявления безграничной власти в классе. Все это будет проявляться у детей в виде тоски, игнорирования дисциплины, отсутствии интереса к предмету. Учителю следует понимать разницу между авторитетом и авторитарностью, осознавать, что компетентность учителя проявляется не только в стопроцентном знании своего предмета.

Лени не существует

Лень ребенка считается самой распространенной проблемой в средней школе. Каждый ребенок полон энергии и готов к познанию и деятельности. Нежелание учить уроки связано с упадком естественной энергии ребенка.

Причины этого следующие:

2. У ребенка нет интереса

Дети, как и взрослые, готовы бесконечно откладывать неинтересное дело на потом. Причем ребенку, в отличие от взрослых, намного тяжелее приняться за неинтересные ему уроки вместо интересной игры. Заинтересовать ребенка и при этом не скатиться к принуждению — это очень сложная задача для родителей и учителей, особенно в школах учебно-центрированных, где упор делается только на количество полученных (но не всегда усвоенных) знаний.

3. Большая часть энергии уходит на сопротивление принуждению

Если с нежеланием делать уроки в семье и школе все-таки принято бороться принуждением, то силы ученика будут уходить еще и на сопротивление этому. Нет ни одного человека, кто бы с радостью принимался за неинтересные дела, когда его заставляют. Стоит договариваться со своим ребенком: о времени выполнения уроков и об отдыхе. Когда ребенок участвует в принятии решения, вероятность, что все будет им выполнено в срок очень велика.

4. Сильные подавленные чувства отнимают энергию

Злая учительница, страх оценки, насмешки одноклассников, нежелание ходить в школу. На подавление своих страхов, тревоги и напряжения уходит огромное количество сил. Причем часто дети не осознают этих собственных неприятных чувств. Родителям или психологу стоит разобраться в причинах, вызывающих в ребенке такие сильные переживания, которые он иногда вынужден скрывать даже от себя.

5. Неуверенность и ожидание неуспеха съедают энергию

Ребенок, который наталкивается на неуспех в каком-то деле, не только теряет энергию, но и начинает постоянно ожидать неудачи. К сожалению, родительская реакция чаще всего — это угрозы и нагнетание: не будешь учить — провалишься на экзамене. Концентрация на недостатках и ошибках только на короткий срок может вдохновить ребенка на подвиг доказать, что он не такой.


Учитель 7–9 классов


Большинство учителей выбирают один из типов преподавания в таких классах:

1. Авторитарный с жесткими правилами и неминуемыми наказаниями.

Такой учитель выбирают позицию взрослого, что не дает подростку возможности состояться, ученики вынуждены сдерживать свои агрессивные порывы из чувства страха.

2. Заботливый тип с нежным, но постоянным контролем.

3. Демократический с равноправной позицией.

Мы все взрослые, просто у меня есть компетенция в конкретной области знаний. Именно такой подход позволяет школьникам взрослеть без активного вынужденного протеста.

Чаще всего именно к 7-9 классам окончательно формируется нежелание учиться. Причин у этого явления множество: переживания первой влюбленности, проблемы в семье, трудности с коллективом, чувство протеста излишней опеке,заниженная самооценка, способ обучения или непринятие конкретного учителя.

СТАРШАЯ ШКОЛА

Старшеклассник, переживший стадию агрессивного протеста считает мир взрослых устаревшим, несовременным, безнадежно отставшим. Учителям стоит помнить, что их мировозрение формировалось в другую эпоху, которая действительно прошло. Взрослые будут жить в мире, который создадут сегодняшние подростки. Учителю старших классов совершенно не обязательно притворятся современным. Если он будет собой — со своими ценностями, убеждениями и уважением к молодому поколению — его ученики научатся тому же по отношению к себе и к другим.

Возраст, когда современные российские школьники должны сделать свой выбор будущей профессии — это обычно девятый класс школы. Школьная система не только настаивает на этом, предлагая специализированные классы, все общество (одноклассники, семья, друзья) ждет этого от подростка. И если ребенок еще не готов, то все будут думать, что это с ним что-то не так. Но разве 16-й день рождения автоматически дарит понимание, каким делом ребенок будет хотеть заниматься всю оставшуюся жизнь? Стоит предложить будущему студенту не выбирать судьбу, а выбрать всего лишь образование. Эта более легкая задача освобождает школьника совершать выбор всей своей жизни, причем без права на ошибку.

Читайте также: