Шарль бодлер цветы зла анализ кратко

Обновлено: 04.07.2024

“Цветы зла” – сборник стихов знаменитого французского поэта Шарля Бодлера. Впервые он был опубликован в 1857 году. Шарль Бодлер был не только литературным, но и политическим деятелем. Он не мог стоять в стороне и принимал активное участие в политических событиях страны.

Бодлер участвовал в революции 1848 года. За активную политическую и общественную позицию поэт стал жертвой преследования со стороны властей. Однако Бодлер не мог лицемерить и угождать власти только ради того, чтобы спасти себе жизнь, или, что было бы совсем низко, добиться привилегий. Нет, Бодлер не боялся выразить свое мнение. И плодом его трудов стал сборник “Цветы зла”.

Сборник написан в мрачных тонах. Поэт не идеализирует мир, а как будто нарочно сгущает краски. Сборник имеет четкую структуру и состоит из шести глав:

  • “Сплин и идеал”;
  • “Парижские картины”;
  • “Вино”;
  • “Цветы зла”;
  • “Мятеж”;
  • “Смерть”.

Лирический герой сетует на несовершенство мира. Он понимает, что в нем отсутствует гармония, и только в смерти измученная душа сможет найти отдохновение. Мечта сталкивается с реальностью и погибает, даря свои последние лучи измученному сердцу.

Филолог Ксения Шилина рассказывает о Шарле Бодлере — самом скандальном французском поэте XIX века, который научил нас видеть прекрасное в безобразном и повлиял не только на французскую литературу, но и на русский Серебряный век.

Шарль Бодлер


Спокойствие вокруг сборника стихов Бодлера после его выхода в свет 25 июня 1857 года сохранялось всего одиннадцать дней, после чего поэт был обвинен практически во всех грехах. Даже если его в чем-то не обвиняли напрямую, то было очевидно, что прочтение книги уж точно приведет читателей в ад.

Философское искусство

Философское искусство


Противоречие — суть творчества

Темами стихотворений сборника Бодлера становятся идеал, тоска, вино, любовь, смерть и далее, далее — в общем, все то, о чем писали поэты и до него. Но, разумеется, все эти всплески ненависти и волны обожания вокруг Бодлера появились не зря. Он меняет оптику, смотрит совершенно иначе на то, на что поэты смотрели с начала времен. Вот как его лирический герой говорит о собственной смерти:

О вы, безглазые, безухие друзья,

О черви! к вам пришел мертвец веселый, я;

О вы, философы, сыны земного тленья!

Ползите ж сквозь меня без муки сожаленья;

Иль пытки новые возможны для того,

Кто — труп меж трупами, в ком все давно мертво?

Упоение картинами разложения, смерть как веселье. И главное — уход от мук жизни в небытие и гниение как сознательное решение:

Я вырою себе глубокий, черный ров,

Чтоб в недра тучные и полные улиток

Упасть, на дне стихий найти последний кров

И кости простереть, изнывшие от пыток.

Золотой Век французской поэзии 1 часть

Золотой Век французской поэзии 1 часть

Все эти всплески ненависти и волны обожания вокруг Бодлера появились не зря. Он меняет оптику, смотрит совершенно иначе на то, на что поэты смотрели с начала времен.

До него поэзия не пыталась столь навязчиво высматривать прекрасное в безобразном и искать следы омерзительного в прекрасном. Смерть у него ангел, добрый гений, житница. Противоречие становится для Бодлера предметом художественного изображения. И это не просто меняет поэзию, это меняет границы допустимой для художественного восприятия и изображения реальности.

Вы помните ли то, что видели мы летом?

Мой ангел, помните ли вы

Ту лошадь дохлую под ярким белым светом,

Среди рыжеющей травы?

Полуистлевшая, она, раскинув ноги,

Подобно девке площадной,

Бесстыдно, брюхом вверх лежала у дороги,

Зловонный выделяя гной.

И вот в немыслимом сравнении возникает идеал, расцветает причудливым цветком, давая понять, что так на мир вокруг еще никто не смотрел. Или попросту никто не обладает зрением, дающим возможность это увидеть:

И в небо щерились уже куски скелета,

Большим подобные цветам.

От смрада на лугу, в душистом зное лета,

Едва не стало дурно вам.

Разваливающаяся грудная клетка, полуразложившаяся плоть подобно лепесткам огромного причудливого цветка играют на солнце, тело мертвой лошади цветет и превращается в прекрасный цветок. Один из тех самых цветов зла.

Затем все это безобразие/великолепие соединяется со светлым образом его возлюбленной:

Но вспомните: и вы, заразу источая,

Вы трупом ляжете гнилым,

Вы, солнце глаз моих, звезда моя живая,

Вы, лучезарный серафим.

И вас, красавица, и вас коснется тленье,

И вы сгниете до костей,

Одетая в цветы под скорбные моленья,

Добыча гробовых гостей.

И в этих острых, мучительных строках мы видим все: тоску от потери и невозможности удержать любовь, красоту, силу чувства и осознание того, что важна не реальность, а умение смотреть на нее. Никогда до Бодлера тоска от потери любви не выражалась так. Никогда никто не говорил ангелу и лучезарному серафиму о том, что он станет гнилым трупом и кормом для червей. И если сейчас, в XXI веке, кажется, что в этом нет особой революционности и неожиданности, то следует знать, что для нас нет этого именно потому, что в культуре был и есть Бодлер.


Бодлер-критик способствовал тому, какое место в культуре заняли Эдгар По, Делакруа и его коллеги по Салонам 1845, 1846 и других годов. О нем самом писали Вальтер Беньямин и Жан-Поль Сартр, раскрывая себя как мыслителей и философов.

С некрасноречивостью Лев Николаевич, конечно, погорячился. Но в целом он указал на то, за что Серебряный век так любил Бодлера. Это не для всех понятные и даже оскорбляющие общественную мораль образы, это утверждение, что поэт выше морали и в конечном итоге что искусство выше жизни.

49 Poems from The Flowers of Evil

49 Poems from The Flowers of Evil

Переворот и революция подорвали в Бодлере многие идеалистические мысли.Жизненная позиция поэта – эпатаж: постоянное неприятие того, что официально. Он не разделял идей о человеческом прогрессе. Много раз в своей поэзии он обращался к запретным темам (тоже своего рода эпатаж)

Основными темами у него были пессимизм, скептицизм, цинизм, распад, гибель, обрушившиеся идеалы.

Бога описывал, как кровавого тирана, никак не умевшего насытиться муками человечества. У Бодлера бог – смертный человек, который умирает в страшных муках.

Его бунт не только в этом. Бунт скуке – тоже бунт Бодлера. Во всех его стихах атмосфера уныния, неодолимой скуки, которую он назвал сплином. Эту скуку породил мир бесконечной пошлости, Бодлер восстает как раз против него.

Тема любви в его творчестве очень сложна. Она не вкладывается ни в какие рамки, ставившиеся этой теме ранее различными поэтами. Это особая любовь. Скорее, любовь к природе больше чем к женщине. Очень часто звучит мотив любви к бескрайним просторам, к бесконечной дали моря.

«Ты на постель свою весь мир бы привлекла,

«С еврейкой бешеной простертый на постели,

Как подле трупа труп, я в душной темноте

Проснулся, и к твоей печальной красоте

Вот такое у него понимание любви.

Путь Бодлера – путь мучительных раздумий. Через свое отрицание он прорывается к реальности, к тем вопросам, которых никогда не касалась поэзия.

Бодлер неоднократно повторял, что "Цветы зла" являются не собранием отдельных стихотворений, а книгой, в которой особенно важным является разделение на циклы. Положение каждого стихотворения в сборнике имеет свой особый смысл. В названии циклов книги скрыто присутствует мысль об испытаниях, через которые проходит человек в поисках идеала. Это испытание искусством и любовью ("Сплин и идеал"), жизнью большого города ("Парижские картины"), опьянением ("Вино"), порочным наслаждением ("Цветы зла"), протестом против существующего миропорядка ("Бунт"). Неизбежным итогом всего является смерть, дающая название заключительному разделу книги. Основная тема сборника стремление к абсолюту и невозможность его достижения.

Основная тема цикла "Парижские картины" тема большого города. Бодлер называл город "славной и скорбной картиной нашей цивилизации". "Славной", потому что возникновение мировых городов это вершина развития человеческого общества, "скорбной", потому что городгигант является знаком заката культуры.

В цикле "Вино" основной темой становится бегство от действительности. Идеал недостижим, реальность неприемлема. Лирический герой предпринимает попытку преодолеть эту трагическую противоположность в иллюзии.

В цикле стихотворений "Бунт" Бодлер делает носителями авторской симпатии Каина, отрекшегося Петра, наконец, Сатану.

Заключительный раздел "Смерть" построен по тому же принципу, что и весь сборник в целом. Он начинается с мечты о смерти как о наслаждении, отдохновении от мук; затем переосмысление этой идеи, распознание ее иллюзорности, и, наконец, в заключительном стихотворении утверждается неискоренимость человеческого стремления к идеалу, к познанию истины, даже если эта истина в смерти.




Парнас- группа французских поэтов в 1850-60-е гг.: Ш.Леконт де Лиль, Ж. М. Эредиа, Ф. А. Сюлли-Прюдом и др. (название утвердилось в 1866, после выхода их сборника ""Современный Парнас""); декларировала ""искусство для искусства"", ""бесстрастную"" поэзию прекрасных форм, изысканность поэтического языка.

Революция прошла по многим странам Европы: Германия, Италия, Франция, Венгрия.

Вера в гуманистическое будущее и в прогресс обвалилась с крахом революции. Установился режим буржуазной пошлости, общей стагнации.

В тот момент надо было создать видимость процветания и успеха. Так появилось чистое искусство. За ним – декаданс, парнасская группа (Готье, Лиль, Бодлер).

Искусство теперь – способ ухода от мира, чистое искусство не вмешивается в общественные отношения.

Триединство истины, добра, красоты – теория чистого искусства.

Теория чистого искусства возникает как форма бегства от ненавистной действительности. Теоретики чистого искусства также стремятся к эпатажу (высказать себя, шокировать).

Эти годы обогатили западно-европейский реалистический роман принципиально новым психологизмом.

Реализм в эти годы приходит к своему апогею - к законченности.

Необходимо было утвердить собственно человека и развенчать романтического героя.

50-е, 60-е годы - развитие философии позитивизма (эта философия требовала от писателей опираться на знание современной науки). Таким образом концепция необыкновенной личности (романтическая) была развенчана.

!! И Бальзак, и Диккенс, и Стендаль при описании нравов уделяли большое внимание описанию фона. Широкая картина нравов. Диккенс прежде всего вырисовывал героя, а Стендаль и Бальзак описывали страсти (неистовые страсти).

Творчество Флобера - перелом. Его психологизм дал корни всей последующей литературе. Флобер делает художественную проблему неоднозначности обычного характера. Мы не можем дать ответ на вопрос, кто такая Эмма Бовари - порядочная женщина-бунтарка или обычная прелюбодейка. Впервые в литературе появился негероический герой (Бовари).

Эстетика зрелого Теккерея - основа зрелого реализма, описания негероического характера. И возвышенное, и низменное английские просветители ищут в жизни обычных людей. Объект сатиры Теккерея - так называемый уголовный роман (плутовской). Методика героизации характеров. В мире нет чистых злодеев, как нет и чисто положительных героев. Теккерей описывает глубокое человеческое достоинство повседневности, быта.

ПРОСТОЙ ЧЕЛОВЕК В РЕАЛИЗМЕ.

Романтизм всегда преувеличивал человека, а реализм не принимал, отрицал эти преувеличения. В реализме отрицается апофеоз героя. Он стремится к образу адаптированного человека. Утрата глубинных страстей - не утрата цельности образа, это подтверждение цельности человеческой личности.

Психологический роман - это сочетании неожиданности закономерности.

В 50-е, 60-е годы - ИНДУКТИВНЫЙ психологизм реалистического романа (Флобер, Теккерей).

Основные черты:

ú непредвиденное поведение главного героя

ú установка на саморазвитие характера, множественность мотиваций.

ú отказ от дидактики, от навязывания читателю своего мнению. Не от морали!

ú Замещение описания кульминаций описанием действий, фактов.

ú Буря страстей - в простых разговорах

ú описание пейзажа - замена внутреннего монолога героя.

ú меняется речевая характеристика персонажа - далеко не всегда говорите то, что думается. Вводится ПОДТЕКСТ (непрямое выражение мысли).

ú Самые трагические сцены выражаются самыми простыми фразами.

ú Интерес к внутреннему миру - апогей. Личность развивается сама.

Традиции Золя продолжили в ХХ ст. Дж. Голсуорси, Т. Манн, В. Бредель и др. И дело не только в том, что роман-хроника одной семьи завоевал литературное пространство, но и в том, что писатель оказывал содействие становлению нового реализма, отличного от бальзаковского.

15, Английский реализм. Диккенс. Творч. метод. "Долбаный сын". Проблематика.

1848: Диккенс завершил работу над романом "Домби и Сын". Идейный смысл этого романа раскрывается по мере того, как раскрываются характеры героев и развертывается действие. Рисуя портрет Домби, Диккенс прибегает к излюбленному художественному средству построения комплексного образачерта за чертой, деталь за деталью создает образ типичного коммерсанта, торгового короля Сити. Бесчеловечности Домби и его управляющего Каркера - людей, посвятивших свою жизнь наживе, - Диккенс противопоставил душевное величие и подлинную человечность Флоренс и ее друзей из народа - "бедняков", "маленьких людей" Лондона. Это юноша Уолтер Гэй и его дядюшка Соломон Джилз, это друг Джилза - капитан в отставке Катль, это, наконец, семейство машиниста Тудля, сам машинист и его жена - кормилица Поля - миссис Ричарде. Домби уверен, что все на свете можно купить на деньги, но эти простые скромные труженики неподкупны, бескорыстны и прекрасны своими душевными качествами.

Проблематика. "Домби и Сын" - первый роман Диккенса, лишенный тойоптимистической интонации, которая была так характерна для него в ранние годы творчества. В романе звучат мотивы, которые никогда прежде не звучали у Диккенса, - мотивы сомнения, смутной печали. Убежденность в конечной удовлетворительности всего существующего, в возможности увещеванием воздействовать на ход истории покидала Диккенса. Мотив неудовлетворенности и тревоги, повторяющийся в упоминаниях о непрерывном потоке воды, уносящем с собой все в своем неумолимом течении, настойчиво звучит на протяжении всей книги. В различных вариантах возникает в ней и мотив неумолимой смерти. Трагическое решение главной темы романа, связанной с раскрытием образа Домби, усиленное рядом дополнительных лирических мотивов и интонаций, делает "Домби и Сын" романом неразрешимых и неразрешенных конфликтов. Эмоциональная окраска всей образной системы романа говорит о кризисе, который назрел в сознании большого художника к концу 40-х годов.

Метод Диккенса в "Домби и Сыне" = в его романах 30-х годов. В нем по-прежнему соединяются различные художественные приемы. Однако юмор и комическая стихия оттесняются здесь на задний план, выступают в обрисовке второстепенных действующих лиц. Главное место в романе начинает занимать психологический анализ внутренних причин тех или других действий и переживаний героев. Реалистический портрет приобретает большую полноту; однолинейность изображения, некоторый схематизм, присущий комическим персонажам раннего Диккенса, исчезает. Тенденции, которые намечаются в "Домби и Сыне", получат дальнейшее развитие в романах 50-х годов. Тщательней, чем когда-либо прежде, работает Диккенс над языком романа. "Домби и Сын" – одно из совершеннейших произведений Диккенса-реалиста.

Творческое наследие Бодлера венчало собой эпоху романтизма в мировой поэзии и открывало новые горизонты, построенные на субъективном восприятии окружающего мира на лезвии конфликтов.

Художественный мир Шарля Бодлера

Но и в этом трагическом состоянии Поэт стремится к высоте, ищет Красоту и создает её.




Различные формы жизни: краски и цвета, ароматы и тона – создают единство. Лирического героя Бодлера интересует природа жизни. Он мастерски использует для этого синестезию – способ написания стихов, когда ассоциации цвета, звуков и запахов выражаются друг через друга.

Аналитическая оценка стихотворения "Вечерняя гармония" (1856)

Большинство ученых сходятся на том, что Бодлер относится к поздним романтикам, в творчестве которых сочетались романтические и собственно символистские элементы и происходило движение от романтизма к символизму.

Красота воспевается поэтом как сфера свободного полёта воображения художника. Рождённая свободой, она свободна во всех своих проявлениях. Итак, Прекрасное царит в жизни. И хотя Красота не подвластна земным законам, её назначение – одухотворять мир, вдохновлять людей.

Лирический сюжет стихотворения определяется постепенным углублением одного-единственного образа – Красоты. Она подаётся через ряд контрастных определений и сравнений, взятых из мира природы, из человеческой психики, общественной жизни, христианского учения. Такие разноплановые характеристики подчеркивают всеобъемность Красоты, её общее значение для всего человечества.

Используя традиционный жанр лирики – гимн, к которому ранее обращались художники предыдущих эпох, писатель насыщает его совершенно новым содержанием. Сохраняя внешне художественные доминанты жанра (возвышенный пафос, обращения к объекту воспевания, прославление и раскрытие присущих ему высоких достоинств т. п.), автор наполнил его суть эстетическим содержанием. «Гимн Красоте" можно считать программным произведением модернизма, но, несмотря на многочисленные подражания, только творчеству Бодлера свойственно такое противоречивое и оригинальное понимание красоты: в этом и проявилась неповторимая самобытность поэта.

Красота – секрет, но её миражность способна создавать впечатление – импрессии. Красота не простая тайна. Она может очищать, освежать мир природы и мир человека.

Последние две строфы стихотворения не только дополняют характеристику происхождение, сущность и влияние Красоты, но и содержат глубоко личностную её оценку и выводы лирического героя, являются художественно-образным выражением философско-эстетических взглядов самого Бодлера.

Основная мысль стихотворения – воплощение идеи утверждения Красоты как вдохновенной, творческой силы, абстрактной философской категории, центра философско-эстетической концепции Бодлера, которая поставила художника между романтизмом и декадансом (модернизмом в широком смысле).

Одновременно в стихотворении раскрывается тема трагедии художника в духовно низменном обществе. Над прекрасной птицей, ещё недавно летавшей в высоком небе и вдруг оказавшейся на палубе корабля, неуклюжей и беспомощной, смеются матросы. Они передразнивает её, издеваются над ней. А альбатрос, потеряв былую силу, не в состоянии противостоять безжалостной толпе. Эта яркая аллегория вызывает у читателя чувство ненависти к жестокости и бездуховности, любовь к прекрасному и высокому.

Композиция стихотворения построена на оппозициях, позволяющих поэту показать несовместимость разных начал: земного и небесного; широкого, безграничного простора неба и замкнутого пространства корабля (своеобразная тюрьма); альбатроса и группы матросов (поэт и толпа). Благодаря этому создается многогранная художественная картина, полная глубоких конфликтов и непримиримых противоречий.

1. Биография Ш. Бодлера.

Лекция 8. Шарль Бодлер. Мировоззрение и эстетические взгляды.

Творческое наследие Бодлера венчало собой эпоху романтизма в мировой поэзии и открывало новые горизонты, построенные на субъективном восприятии окружающего мира на лезвии конфликтов.

Художественный мир Шарля Бодлера

Но и в этом трагическом состоянии Поэт стремится к высоте, ищет Красоту и создает её.

Различные формы жизни: краски и цвета, ароматы и тона – создают единство. Лирического героя Бодлера интересует природа жизни. Он мастерски использует для этого синестезию – способ написания стихов, когда ассоциации цвета, звуков и запахов выражаются друг через друга.

Аналитическая оценка стихотворения "Вечерняя гармония" (1856)

Большинство ученых сходятся на том, что Бодлер относится к поздним романтикам, в творчестве которых сочетались романтические и собственно символистские элементы и происходило движение от романтизма к символизму.

Красота воспевается поэтом как сфера свободного полёта воображения художника. Рождённая свободой, она свободна во всех своих проявлениях. Итак, Прекрасное царит в жизни. И хотя Красота не подвластна земным законам, её назначение – одухотворять мир, вдохновлять людей.

Лирический сюжет стихотворения определяется постепенным углублением одного-единственного образа – Красоты. Она подаётся через ряд контрастных определений и сравнений, взятых из мира природы, из человеческой психики, общественной жизни, христианского учения. Такие разноплановые характеристики подчеркивают всеобъемность Красоты, её общее значение для всего человечества.

Используя традиционный жанр лирики – гимн, к которому ранее обращались художники предыдущих эпох, писатель насыщает его совершенно новым содержанием. Сохраняя внешне художественные доминанты жанра (возвышенный пафос, обращения к объекту воспевания, прославление и раскрытие присущих ему высоких достоинств т. п.), автор наполнил его суть эстетическим содержанием. «Гимн Красоте" можно считать программным произведением модернизма, но, несмотря на многочисленные подражания, только творчеству Бодлера свойственно такое противоречивое и оригинальное понимание красоты: в этом и проявилась неповторимая самобытность поэта.

Красота – секрет, но её миражность способна создавать впечатление – импрессии. Красота не простая тайна. Она может очищать, освежать мир природы и мир человека.

Последние две строфы стихотворения не только дополняют характеристику происхождение, сущность и влияние Красоты, но и содержат глубоко личностную её оценку и выводы лирического героя, являются художественно-образным выражением философско-эстетических взглядов самого Бодлера.

Основная мысль стихотворения – воплощение идеи утверждения Красоты как вдохновенной, творческой силы, абстрактной философской категории, центра философско-эстетической концепции Бодлера, которая поставила художника между романтизмом и декадансом (модернизмом в широком смысле).

Одновременно в стихотворении раскрывается тема трагедии художника в духовно низменном обществе. Над прекрасной птицей, ещё недавно летавшей в высоком небе и вдруг оказавшейся на палубе корабля, неуклюжей и беспомощной, смеются матросы. Они передразнивает её, издеваются над ней. А альбатрос, потеряв былую силу, не в состоянии противостоять безжалостной толпе. Эта яркая аллегория вызывает у читателя чувство ненависти к жестокости и бездуховности, любовь к прекрасному и высокому.

Композиция стихотворения построена на оппозициях, позволяющих поэту показать несовместимость разных начал: земного и небесного; широкого, безграничного простора неба и замкнутого пространства корабля (своеобразная тюрьма); альбатроса и группы матросов (поэт и толпа). Благодаря этому создается многогранная художественная картина, полная глубоких конфликтов и непримиримых противоречий.

1. Биография Ш. Бодлера.

Читайте также: