Шамликашвили ц а школьная медиация как действенный инструмент в защите прав детей

Обновлено: 07.07.2024

Общество сегодня как никогда нуждается в развитии социального партнерства. Один из действенных способов решения этой задачи - широкомасштабная интеграция медиации, или внесудебного урегулирования споров. Сейчас медиативный подход развивается не только применительно к правовой сфере, он становится и частью образовательного процесса. Правительство планирует создать систему служб школьной медиации - детей, родителей и учителей научат общаться в диалоге, без драк и оскорблений. Жаль, что многие из нас не прошли этой науки в детстве.

Появление в нашей жизни нейтральных посредников - медиаторов - обещает снизить градус злости и агрессии в обществе. О новых проектах и в целом перспективах развития медиации в РФ корреспонденту "РГ" рассказала президент Национальной организации медиаторов, основатель и научный руководитель Центра медиации и права Цисана Шамликашвили.

Представители судебной системы, в т.ч. руководители высших судов, часто сетуют, что в массовом порядке медиация в стране так и не заработала. Это правда?

Цисана Шамликашвили: Радует, что руководители высших судов об этом говорят. Но многое зависит и от того, насколько активно медиация будет продвигаться самими судьями. Ведь именно они могут сделать информацию о медиации более доступной. Когда в стране ежегодно фиксируется более 25 миллионов обращений в суд, судебная система должна играть ключевую роль в популяризации нового института.

Судьи часто говорят, что заинтересованы в развитии примирительных процедур.

Цисана Шамликашвили: Медиация необходима судам, чтобы освободиться от превышающих все допустимые пределы нагрузок. И обществу медиация необходима как альтернатива, позволяющая без вмешательства государства разрешить конфликт. Судебная система должна продемонстрировать, что она не держится за то, чтобы быть единственным институтом урегулирования споров.

Есть ли еще какие-то правовые варианты, когда возможно оформить все официально?

Цисана Шамликашвили: Сегодня в России существует два института, позволяющих урегулировать спор помимо суда, - третейское разбирательство и медиация. Они обеспечены необходимой законодательной базой, введены в правовое поле.

Третейские судьи, по сути, тоже посредники. Чем они отличаются от примирителей?

Цисана Шамликашвили: Чтобы развивать новое, нужна точность в терминологии. Далеко не всякое посредничество является медиацией в ее современном понимании. Медиатор - это ни в коем случае не примиритель. Разница между примирением и мирным разрешением спора, согласитесь, большая. Что же до третейского разбирательства - это разрешение спора на основании вынесения суждения арбитром.

Проще говоря, кто-то, стоящий над схваткой, разведет стороны по углам и скажет, кто прав, кто виноват?

Цисана Шамликашвили: Это когда судья выносит решение. А медиатор не выносит никакого суждения. Он помогает сторонам совместными усилиями найти реалистичное взаимоудовлетворяющее решение. В процедуре медиации стороны сами - авторы решения, они могут влиять на процедуру, в которой это решение будет рождаться. Медиация стоит особняком не только по отношению к судебному разбирательству, но и к третейскому. Хотя третейское разбирательство (арбитраж), также как медиация, относится к системе альтернативных способов разрешения споров (АРС).

Высший арбитражный суд предложил создать институт судебных примирителей. Не станут ли они конкурентами медиаторам?

Цисана Шамликашвили: Примирители не должны вступать в противоречие с институтом медиации. Главная задача судей - содействовать развитию медиативной практики путем компетентного направления сторон на медиацию, а также примирению сторон. Это не право, а обязанность, формально закрепленная за судьями уже не первый год. Для выполнения этой задачи судьям нужны знания. Следует создать условия для выполнения судьями их миссии, а не вводить новый институт.

В теории, наверно, такое вполне возможно.

Цисана Шамликашвили: Не только в теории. Мы давно работаем с судами. Многие судьи обучены и на практике применяют медиативный подход. Это позволило в некоторых арбитражных судах повысить количество мировых соглашений до 33%. А по стране этот показатель в среднем составляет лишь 3%.

Многие считают, что медиация пока не стала популярной, так как является платной. Вы согласны?

Цисана Шамликашвили: Трудно ответить однозначно. В стране есть потенциальные потребители медиации, которые готовы платить, выбирая медиатора на свободном рынке. Но в целом общество еще слишком мало знает о медиации. Если человек, согласившись на медиацию по предложению суда, узнает, что услуга платная, скорее всего он воздержится от обращения к ней. Для начала можно предоставлять возможность участвовать в непродолжительной (2 - 4часа) процедуре медиации на безвозмездной основе. Это могло бы стать хорошим импульсом для распространения этой практики.

Значит ли это, что медиаторы могут войти, скажем, в штат судов?

Цисана Шамликашвили: Штатных медиаторов в наших судах лучше не вводить. Один из ключевых принципов - независимость медиатора.

Тогда за чей же счет они будут работать?

Цисана Шамликашвили: Я уверена, что большинство медиаторов согласятся отдавать часть своего времени на безвозмездной основе: чтобы получить практику и одновременно предоставить возможность сторонам приобрести опыт участия в процедуре. Тем самым они сами примут участие в развитии рынка медиативных услуг. С другой стороны, столь сложная деятельность должна оплачиваться. Можно предусмотреть символическую плату, чтобы для сторон это не было бременем. И в то же время, чтобы они приходили на процедуру с более серьезным настроем. Отчасти могло бы решить проблему финансирование нового института предпринимательскими сообществами с помощью создания системы грантов. В США, например, более 19 лет именно крупные корпорации финансировали развитие медиации в стране. Бизнес должен быть открыт ко всему новому и приносящему выгоду. Уверена, что постепенно в спорах между хозяйствующими субъектами процедура медиации будет применяться все чаще, тем более что это еще и мощный антикоррупционный механизм.

Известно, какими горячими бывают конфликты в школах: между родителями и учителями, у родителей друг с другом, у подростков между собой и так далее, и тому печальнее. Разве сможет решить все эти проблемы человек, чья специальность пока еще звучит непривычно для обывателя - медиатор?

Цисана Шамликашвили: В методе "Школьная медиация", который разработан Центром медиации и права, заложен огромный потенциал. Школьная медиация ориентирована на создание безопасной среды в образовательных учреждениях.

Как будет выглядеть система: предполагается, что штатные медиаторы должны появиться в школах?

Цисана Шамликашвили: Нет, в школах не должно быть отдельных штатных медиаторов. В идеале каждый работник образовательной системы должен владеть навыками медиативного подхода. В каждом образовательном учреждении должно быть 5 - 6 школьных медиаторов из числа преподавателей, школьных психологов, социальных педагогов и т.д.

Школьный медиатор наряду с урегулированием конфликтов должен распространять принципы медиации. Ведь главное - предупреждение конфликтов. Для этого предполагается обучение детей и взрослых конструктивному поведению в условиях стресса, напряжения, в потенциально конфликтных ситуациях. Дети сами становятся распространителями идей медиации.

Неужели дети станут миротворцами? Такое возможно?

Цисана Шамликашвили: Наш метод предполагает разрешение споров при участии детей, участников "групп равных", обученных методу школьной медиации. Надо привлекать к этой работе сложных детей, что помогает им найти способ позитивной самореализации. "Школьная медиация" ориентирована на помощь как детям, так и взрослым, создавая условия для снижения уровня агрессии, формируя менталитет сотрудничества у детей уже со школьной скамьи. И практика пилотных проектов это доказала.

Цисана Шамликашвили,
президент Национальной организации медиаторов, научный руководитель Центра медиации и права
.

Школа – это срез общества и для нее характерны разнонаправленные конфликты: между учениками, между учителями и учениками, между учителями и родителями. И конфликты эти бывают порой очень жесткими и чреваты травматическими последствиями для всех сторон.

Медиация – это метод, в основе которого лежит уважение к личности, добровольное участие и волеизъявление, свобода выработки и принятия решений, основывающихся на возможности защиты и удовлетворения интересов сторон, при условии предоставления равных прав всем сторонам спора.

Приходя в мир, каждый ребенок как личность несет в себе и положительный, и отрицательный потенциалы развития. Потому задача взрослых – дать ему возможность реализовать все лучшее, что ему дано. В первые годы жизни эта задача лежит на семье, затем ее берут на себя дошкольные учреждения, школа, и, конечно, особое место в развитии и становлении личности ребенка и подростка занимает общение со сверстниками. Ни в коем случае нельзя недооценивать значимость какого-либо из этих аспектов, хотя в разные периоды жизни влияние и значимость их варьируются.

Но на всех этапах взросления человеку необходимо чувствовать себя в безопасности, ощущать себя принятым, ценимым, уважаемым и любимым значимыми для него людьми. Только тогда ребенок имеет возможность для нормального психофизического и интеллектуального развития.

  • создание безопасной среды, благоприятной для развития личности с активной гражданской позицией, умеющей принимать решения и отвечать за свои поступки;
  • воспитание культуры конструктивного поведения в конфликте, основанной на медиативном мировоззрении, в основе которого лежит признание ценности человеческой жизни, уникальности каждой отдельной личности, принятие*, уважение права каждого на удовлетворение собственных потребностей и защиту своих интересов (но не в ущерб чужим интересам);
  • улучшение качества жизни всех участников учебно-воспитательного процесса (каковыми являются семья, воспитатели, педагоги, администраторы воспитательно-образовательных учреждений, психологи, социальные работники, социальные педагоги, школьные инспекторы, дети, подростки, юношество) с помощью медиативного подхода, основывающегося на позитивном общении, уважении, открытости, доброжелательности, взаимном принятии как внутри групп взрослых и детей, так и между этими группами.

Однако медиативному подходу и основам медиации важно обучать и детей.

Очень важно научить детей умению правильно реагировать на конфликтные ситуации. В процессе обучения они также учатся сопереживанию, умению поставить себя на место другого, быть чутким к страданиям другого, чувствовать чужую боль. Это те высшие ценности, без которых человек не может быть и оставаться человеком.

Школьная медиация как действенный инструмент в защите прав детей

Дата добавления: 2015-09-19

Размер файла: 219.13 KB

Работу скачали: 33 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №70" города Кирова

на тему «Школьная медиация

Руководитель проекта – социальный педагог

ШСП: Мельниченко Г.Н

Педагог-консультант проекта: Касьянова С.Г.

1.Как можно решить свои проблемы в школе

1.2.Что школа может предложить подростку в защите его прав

2.Новое в решении проблем подростка: ШСП

2.1 Знает ли подросток о школьной медиации

2.2. Роль учащихся и педагогов школы как медиаторов

Список используемой литературы

Целью настоящей работы является комплексное исследование Школьной медиации, т.е. рассказать учащимся о новой процедуре примирения в школе. (видеоролик)

Итак, произошел конфликт

Что делать в такой ситуации?

Представим, что такое количество конфликтов происходит в школе каждый день, при этом нельзя утверждать, что одни конфликты более серьезны, другие менее, ведь в любом случае страдают все их участники.

1.Как можно решить свои проблемы в школе

Школьная медиация – это современная методика, принимающая участие в воспитании и формировании личности ребенка – от семьи и дошкольных учреждений до высшей школы.

1.2.Что школа может предложить подростку в защите его прав

Обидчику (подростку, совершившему проступок):

- осознать причины своего поступка и его последствия;

- загладить причинённый вред;

- вернуть к себе уважение и восстановить важные отношения, которые, возможно, были нарушены в результате случившегося.

- избавиться от негативных переживаний и желания отомстить;

- убедить в том, что справедливость существует.

2.Новое в решении проблем подростка: ШСП

Итак , исходя из этого ,задачи службы примирения можно сформулировать следующим образом:

1.Снизить административные ,карательные воздействия взрослых.

2.Организовать участникам конфликта диалог друг с другом и самим найти выход из конфликта без применения насилия .

3.Помочь подросткам путём переговоров избавиться от обиды ,ненависти и других негативных переживаний .

4.Помочь самостоятельно разрешить ситуацию ,избежать повторения подобного в будущем.

2.1. Знает ли подросток о школьной медиации


2.2. Роль учащихся и педагогов школы как медиаторов

В каждом образовательном учреждении должно быть пять-шесть школьных медиаторов из числа преподавателей, школьных психологов, социальных педагогов и т.д. В нашей школе это педагог и психолог Титова Любовь Васильевна и социальный педагог - Мельниченко Галина Николаевна и именно они должны выступать посредниками при урегулировании "школьного конфликта", а также научить детей, родителей, учителей и администрацию школы навыкам позитивного мышления и конструктивного поведения в конфликте.

Однако медиативному подходу и основам медиации важно обучать и детей.

Медиативный подход учит их умению занимать и развивать активную жизненную позицию, принимая на себя ответственность за дальнейшее развитие собственного жизненного сценария, а также сознавая силу своего влияния на окружающий мир. В процессе обучения они также учатся сопереживанию, умению поставить себя на место другого, быть чутким к страданиям другого, чувствовать чужую боль. Это те высшие ценности, без которых человек не может быть и оставаться человеком.

Школьная медиация– это хороший путь, хотя и незнакомый. Это путь, который учит уважать себя и других и брать ответственность за свои поступки и за их последствия. Путь, который не все взрослые (которые в сущности те же дети) готовы пройти без сомнений и колебаний.

Список используемой литературы:

2. Примирительные процедуры. Автор: Д.Л. Давыденко/Год выпуска: 2013/Издательство: Инфотропик.

Магомадова Иман Мусабиевна – преподаватель кафедры Правовых дисциплин Чеченского государственного педагогического университета.

Аннотация: Актуальность темы обусловлена необходимостью создания и введения примирительных служб в школах и разъяснения сути школьной медиации. В данной статье рассматриваются основные аспекты медиации, ее преимущества и медиация в целом как положительный феномен в образовательной сфере.

Школа – это срез общества и для нее характерны разнонаправленные конфликты: между учениками, учителями и учениками, учителями и родителями. И конфликты эти бывают порой очень жесткими и чреваты травматическими последствиями для всех сторон, и инновационным методом разрешения школьных конфликтов стала медиация [1].

Школа как основное поле для созревания нашего будущего поколения должна в полной мере подготовить школьников для перехода во взрослую жизнь. На ней также лежит обязанность подготовить и научить положительному поведению школьников в будущем. Введение в школах России медиации как основного способа разрешения конфликта стала новеллой в образовательной сфере.

Первые попытки применения медиации в школе были предприняты еще в начале 1980-х годов в США. С тех пор этот метод в тех или иных формах используется достаточно широко в образовательном пространстве во многих странах мира, в том числе и в России [1].

Для участия в медиации привлекаются не только педагоги, но и учащиеся школ и во многих случаях они являются сверстниками, это способствует пониманию друг друга и возможности конструктивного диалога. При этом у школьников возникает опыт конструктивного решения конфликта, навыки диалогового сотрудничества, что формирует правовое сознание и правовую культуру учащихся.

Процедура медиации ориентирована на выработку консенсуса между сторонами. Решение, основанное на консенсусе, в отличие от компромиссного, в полной мере удовлетворяет интересы каждой из сторон, и в силу этого является наиболее жизнеспособным и стабильным [1].

В отличие от всех иных способов разрешения спора, для медиации характерен восстановительный подход к разрешению конфликта. Например, если спор разрешается в судебном порядке, то одна сторона всегда имеет убытки, а другая остается в выигрыше. А медиация восстанавливает положение сторон, существовавшее до конфликта в равной мере.

Причинами конфликтов, которые возникают в школе являются, во многих случаях, изменения в подростковой психологии и переходный возраст. Применение медиации, а не иных способов разрешения конфликта, делает разрешение конфликта конструктивным и результативным, если сравнить с судебным разбирательством, где очень в редких ситуациях можно придти к консенсусу.

  • создание безопасной среды, благоприятной для развития личности с активной гражданской позицией, умеющей принимать решения и отвечать за свои поступки;
  • воспитание культуры конструктивного поведения в конфликте, основанной на медиативном мировоззрении, в основе которого лежит признание ценности человеческой жизни, уникальности каждой отдельной личности, принятие, уважение права каждого на удовлетворение собственных потребностей и защиту своих интересов (но не в ущерб чужим интересам);
  • улучшение качества жизни всех участников учебно-воспитательного процесса (каковыми являются семья, воспитатели, педагоги, администраторы воспитательно-образовательных учреждений, психологи, социальные работники, социальные педагоги, школьные инспекторы, дети, подростки, юношество) с помощью медиативного подхода, основывающегося на позитивном общении, уважении, открытости, доброжелательности, взаимном принятии как внутри групп взрослых и детей, так и между этими группами [1].

Как и любые методы разрешения спора и конфликтов, так и медиация имеет свои принципы:

Участники вступают в процедуру медиации добровольно. Ни одна из сторон не может быть принуждена к участию в медиации. И на любом этапе процедуры каждая из сторон может выйти и процесса и прибегнуть к иным способам разрешения спора.

Принцип равноправия сторон означает, что обе стороны в процессе имеют одинаковые возможности, одинаково имеют право задавать вопросы, отвечать на вопросы, на заключение мирного соглашения. Таким образом, для медиации характерно полное равноправие и ни одна из сторон не имеет преимуществ по отношению к другой.

На медиатора возлагается обязанность предоставить полную информацию о характере медиации, о ее процессе и последствиях. За исключением, той информации, которая составляет врачебную, адвокатскую тайну или тайну персональных данных и т.д.

Медиатор в процессе медиации не занимает позицию ни одной из сторон, не имеет материальной зависимости от сторон, не связан симпатиями и пристрастиями и не действует в интересах ни одной из сторон. Профессиональный медиатор всегда занимает нейтральное положение.

Медиация носит конфиденциальный характер. Суть этого принципа состоит в том, что участники процесса не имеют разглашать информацию, которая стала им известна при поведении медиации. Сохранение конфиденциальности профессиональная обязанность медиатора. В случае разглашения информации участники могут быть привлечены к гражданско-правовой ответственности.

Для медиации характерна конструктивность, а для достижения этой цели, заглаживание вреда, нанесенного потерпевшему, всегда возлагается на обидчика.

Служба медиации самостоятельна и не зависима от любых воздействий, при проведении медиации. Она сама выбирает форму проведения медиации и форму организации этой процедуры. И никто не может оказывать влияние на организацию процесса медиации.

Лицо, которое выполняет функции посредника при разрешении конфликта в школе именуется медиатором. Медиаторы – это заранее подготовленные лица по программе восстановительной медиации. В школах функции медиаторов могут выполнять: учащиеся, учителя, педагоги-психологи, родители, представители администрации школы, общественных организаций, органов местного самоуправления. Самая важна особенность медиации в школе то, что возможно одновременное участие взрослых и школьников в процессе разрешения конфликта.

Распространение медиации в образовательных учреждениях имеет очень важное значение, так как медиация является способом конструктивного диалога и достижения оптимального результата и единственным альтернативным способом разрешения споров. За образовательными учреждениями остаются вопросы подготовки педагогов, учителей и школьников, так как острая проблема в медиации связана с нехваткой и подготовкой высококвалифицированных кадров.

Читайте также: