Сенсорная информация как фактор развития детей и подростков кратко

Обновлено: 02.07.2024

В статье представлен психолого-педагогический анализ развития сенсорной сферы у детей в возрасте 3-4 лет, выявлены особенности формирования сенсорных способностей у современных младших дошкольников, а также факторы, оказывающие на них влияние.

В статье авторами определены основные направления педагогической работы по формированию и развитию восприятия и ощущений у детей 3-4 лет, даны методические рекомендации по эффективному развитию сенсорной сферы у современных дошкольников.

Ключевые слова: сенсорная сфера, младший дошкольник, сенсорное воспитание, моторное развитие, познание окружающего мира, ощущения и восприятие, психическое развитие детей младшего дошкольного возраста.

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF THE SENSORY SPHERE OF YOUNG CHILDREN
OF PRESCHOOL AGE IN THE 21 ST CENTURY

Shubnyakova V.A. 1, *, Firsova V.V. 2

1 ORCID: 0000-0002-0685-9305;

1 Fire and Rescue College “St. Petersburg Rescue Training Centre,” St. Petersburg, Russia;

2 Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg, Russia

Abstract

The article presents psychological and pedagogical analysis of the development of the sensory sphere of children at the age of 3-4 years old and reveals the features of sensory abilities formation among younger preschoolers, as well as the factors that influence them.

The authors determine the main areas of pedagogical work on the formation and development of perception and sensations of children at the age of 3-4 years old and give methodological recommendations on effective development of the sensory sphere among contemporary preschoolers.

Keywords: sensory sphere, younger preschooler, sensory education, motor development, cognition of the world, sensations and perceptions, mental development of children of younger preschool age.

Введение

Актуальность исследования: сенсорные способности человека, такие, как ощущения и восприятие, являются важным ресурсом познания окружающего мира. Все остальные формы познания (память, мышление, воображение) строятся на образах восприятия и являются, собственно говоря, результатами отраженной и запечатленной в нашем сознании действительности.

Чувственное познание окружающего мира наиболее важное значение имеет в младшем (3-4 года) дошкольном возрасте, поскольку в эту пору происходит его совершенствование: интенсивно развиваются ориентировки ребенка во внешних свойствах предметов, в соотношениях предметов и явлений, во времени и пространстве. Мозг ребенка в этом возрасте уже способен накапливать посредством деятельности органов чувств информацию об окружающем его мире и формировать первоначальные представления о нем.

Сенсорное развитие является предметом сенсорного воспитания, которое, по нашему мнению, представляет собой целенаправленный педагогический процесс систематизации и углубления хаотичных, мозаичных знаний ребенка о свойствах предметов окружающего мира, полученных им посредством органов чувств: зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания. Сенсорное воспитание лежит в основе умственного и физического воспитания ребенка. В дошкольном образовательном учреждении развитие сенсорных способностей детей всегда было одной из самых важных задач воспитания и обучения. Однако в 21 веке оно стало наиболее актуальной проблемой для педагогов. Появление в жизни людей компьютеров, планшетов, мобильных телефонов, социальных сетей, компьютерных игр изменило мировосприятие людей и практически заменило живое человеческое общение. Всё чаще мы наблюдаем как современные родители вместо кукол, машинок, мячиков, скакалок дают в руки, даже совсем маленьким, детям мобильные телефоны с компьютерными игрушками. Изо дня в день ребенок осязает исключительно гладкую поверхность дорогого гаджета. Всё познание мира сведено к нему. Как развиты и как изменились сенсорные способности современных младших дошкольников?

Сенсорное (в том числе и моторное) развитие современного младшего дошкольника проходит весьма интенсивно. Одним из биологических факторов, существенно влияющим на это развитие, является механизм созревания мозга ребенка. Известно, что мозг новорожденного значительно отличается от мозга взрослого человека, а его вес составляет всего 1/3 часть от веса мозга взрослого. Однако к 9 месяцам он увеличивается практически вдвое и к 2, 5 годам уже оставляет 2/3 головного мозга взрослого человека. Оставшаяся треть формируется только к 21 году жизни индивида. Следовательно, можно предположить, что после 3 лет скорее всего в мозге происходят не количественные, а качественные изменения. Происходят изменения нервной системы человека: нервные волокна покрываются миелиновой оболочкой, что улучшает проходимость нервного возбуждения, ощущения становятся более четкими и острыми; отдельные рефлекторные механизмы объединяются в сложные системы – функциональные органы мозга. Всё это позволяет формироваться и развиваться нервной системе как единому целому и выполнять новые для нее функции: обеспечивать речевой и музыкальный слух ребенка, развивать у него мышление (у детей 3-4 лет оно наглядно-действенное, в 4-5 лет начинает формироваться наглядно-образное, у здоровых взрослых, как правило, словесно-логическое), память, воображение, т.е. осознанное восприятие окружающего мира.

Отечественный физиолог Н.И. Касаткин писал о том, что простейшие условные рефлексы ребенка связывают его с внешним миром и затем становятся важными условиями для его дальнейших контактов с людьми. Можно заключить, что сенсорные способности ребенка как природные биологические способности являются важной предпосылкой не только его успешного психического (в том числе сенсорного, моторного) развития, но и его более легкой социальной адаптацией.

Однако изначальное наличие сенсорных способностей у младшего дошкольника не гарантирует стопроцентно быстрого их улучшения. Большое влияние на них здесь могут оказать социальные условия воспитания детей. Поскольку человек – существо не только биологическое, но и социальное, духовное, согласно теории личности русского психолога Б.Г. Ананьева, ему для самореализации необходим контакт с другими людьми. Сенсорные каналы связи с окружающим миром работают только при непосредственном с ним взаимодействии. Обогащение чувственного опыта восприятия жизни происходит у ребенка в процессе разнообразной деятельности. Это может быть изобразительная, трудовая, поисковая, конструктивная деятельность, но она всегда требует присутствия рядом взрослого человека, способного расшифровать и объяснить ребенку новые для него ощущения (например, это чай, он горячий на ощупь, сладкий на вкус, имеет янтарный цвет и т.д.). Собственно говоря, всё это в современной педагогической науке является задачами сенсорного воспитания детей:

– формирование обследовательских действий;

– формирование системы сенсорных эталонов;

– соотнесение свойств предметов, своих действий по его исследованию со словом;

– формирование самостоятельного умения ориентироваться в пространстве, обследовать предметы, используя для их характеристики усвоенные сенсорные эталоны.

Любые человеческие способности имеют сенсорную основу, а мировоззрение человека базируется на его мировосприятии, его мироощущениях. Социальные условия жизни дошкольника в 21 веке оказывают большое влияние на эти ощущения. Они могут либо улучшить природные способности человека в понимании себя и познании мира, либо ухудшить.

Современный дошкольник растет и воспитывается в эпоху всеобщей компьютеризации и информатизации. Каждый день на него обрушивается поток информации о внешних событиях, происходящих в окружающем его мире. Однако восприятие дошкольника, и даже иногда взрослого человека, не способно переработать такой объем данных. Взрослый человек может отфильтровать ненужную ему информацию, ребенок запоминает всё подряд, поэтому многие знания дошкольников о мире отличаются беспорядочностью и мозаичностью. Отсутствие избирательности, бесконтрольность, спонтанность и хаотичность восприятия действительности– яркий признак современного детства.

Современные дошкольники часто любят смотреть мультфильмы о супергероях, однако при этом они усваивают искаженные свойства реальных предметов и людей. Например, горячее они воспринимают как горящее, полыхающее, если лёгкое, то обязательно летающее и др. Навязанные такими мультфильмами стереотипы восприятия окружающей действительности они часто переносят в мир реальный и затем, обнаруживая различия, испытывают определенные разочарования. Своевременно сформированные сенсорные представления о мире позволят детям отличать реальность от фантазии.

В младшем дошкольном возрасте дети не могут сконцентрироваться и удерживать внимание на долгое время. Такая же особенность присуща и современным дошкольникам: они не могут долго слушать. Им необходима двигательная активность. Младшим дошкольникам нравятся громкие ритмичные звуки, веселая быстрая музыка, под которую можно бегать, прыгать или танцевать. Согласно нашим наблюдениям, слух современных детей настроен на громкость, и часто они не воспринимают тихую, спокойную речь. Для развития их слуховых способностей необходимы специальные занятия по развитию сенсорики, где они смогли бы научиться различать звуковые частоты, тембры и тональности.

Вкусовые и обонятельные способности дошкольников в 21 веке развиты неплохо благодаря повышенной мобильности населения планеты. Дети много путешествуют со взрослыми по миру и имеют возможность попробовать разную еду, познакомиться с разными запахами.

Таким образом, проблема сенсорного воспитания дошкольников остается актуальной и нуждается в повышенном внимании со стороны педагогов. Только правильно организованное сенсорное воспитание современного младшего дошкольника позволит сформировать у него правильные представления о мире и людях, эмоциональную отзывчивость, познавательную активность и интерес к окружающему миру, умение воспринимать и ценить красоту.

Педагогическая наука всегда уделяла и уделяет большое внимание развитию у младших дошкольников сенсорной и моторной сферы мировосприятия. Немецкий основоположник первой дошкольной системы обучения и воспитания Ф. Фрёбель высказывал идею о том, что человек способен выразить себя и свое отношение к миру не только через труд или игру, но и посредством звуков, красок, форм передать свои чувства и мысли. Сенсорное развитие – это, прежде всего, развитие органов чувств человека, которые позволяют ему воспринимать зрительные образы, запахи, звуки, вкус и воссоздавать в своей голове картину окружающего мира. Благодаря этим органам мы различаем цвет, величину, форму предметов, материал, из которого они изготовлены, безопасно ориентируемся в пространстве. Мы можем охарактеризовать, сравнить предметы между собой, запомнить, воссоздать увиденное или услышанное. Сенсорные возможности являются основой творчества людей.

Русские педагоги Е.И.Тихеева, В.И.Логинова, А.П.Усова, психологи Б.Г.Ананьев, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Л.С.Выготский работали над созданием теоретических основ сенсорного воспитания дошкольников. Многие ученые-педагоги сходились на мысли, что сенсорное развитие является основой познавательной деятельности людей, залогом успешного обучения и воспитания.

«Совершенствуется звукоразличение, слух: ребенок дифференцирует звуковые свойства предметов, осваивает звуковые предэталоны (громко-тихо, высоко-низко и пр.) [5, с.18]

Исходя из выше изложенного, можно легко определить основные направления сенсорного воспитания младших дошкольников.

Наряду с совершенствованием различения цветов, форм, величин предметов появляется новая задача – сенсорное развитие звуковысотного и фонематического слуха у детей, а также усвоение звуковых предэталонов.

В 3-4 года у детей сенсомоторные эталоны становятся предметными эталонами, т.е. ребенок начинает замечать не только свойства предметов, важных для его движений (погремушкой потрясти, соску засунуть в рот и др.), но и выделяет другие свойства предметов, а также соотносит эти свойства с конкретным предметом (вода прозрачная, мокрая, камень твердый, холодный и др.).

Усвоение сенсорных эталонов следует продолжать посредством перцептивных, т.е. обследовательских действий. К интеллектуальному (вербальному) познанию ребенок 3-4 лет еще не готов.

Запоминание сенсорных эталонов у младших дошкольников в 21 веке обязательно должно происходить с возможностью их осязания (обведения контура фигуры, ощупывания и т.д.). Через гаджеты осязать предмет невозможно! Плоская компьютерная картинка не дает тактильного восприятия предмета, а также пространственного его представления.

Уместно использовать компьютер при работе над усвоением сенсорных эталонов, когда нужно предложить детям сгруппировать плоские предметы по цвету, величине, форме, назвать словом, придумать на что похожа фигура (треугольник-крыша дома, круг- Колобок и т.д.).

Не следует на занятии или в дидактической игре по усвоению сенсорных эталонов брать все характеристики предмета, достаточно 3-5 признаков.

В младшем дошкольном возрасте усвоение цветов, форм, величин предметов эффективней всего происходит только в практической предметной деятельности, так как в этом возрасте ребенок часто использует сличение и сопоставлений предметов, прикладывая, например, их друг к другу. Для современных детей такая деятельность является особо важной, поскольку дома они много времени проводят за компьютерными играми или с гаджетами.

Обследование предмета с младшими дошкольниками следует проводить последовательно: переходя от целого к частному. После создания целостного облика предмета, можно выделить его части, определить их пространственное нахождение по отношению друг к другу, определить форму и величину каждой детали. Затем следует вновь воссоздать целостный образ исследуемого предмета. Обследование предмета интересно проводить на занятиях рисования, лепки, конструирования, т.е. в процессе продуктивной деятельности, когда дети сами могут его воссоздать из другого материала.

Современным воспитателям в своей работе по формированию сенсорной сферы младших дошкольников можно использовать информационно-компьютерные технологии. Это сделает занятие более интерактивным и интересным для детей. Однако их использование должно быть рациональным и чередоваться с непосредственной игровой деятельностью.

Важным условием эффективной работы воспитателя по развитию сенсорной и моторной сферы у детей 3-4 лет является создание на занятиях положительного эмоционального фона. Младшие дошкольники в этом возрасте переживают свой первый психологический кризис (кризис 3 лет), поэтому часто проявляют упрямство, непослушание. У современных дошкольников оно может проявляться в нежелании общаться с воспитателем или желании обособиться от остальных детей и заниматься отдельно. Маленькие дети дома часто остаются предоставленными сами себе или играют с компьютерами, телефонами, планшетами. Они плохо взаимодействуют друг с другом и требуют особенного подхода в каждом отдельном случае. Понимание этого обстоятельства педагогом позволит правильно выстроить деятельность детей и создать верную мотивацию занятия.

Заключение

Младший дошкольник в 21 веке, как и раньше, познает окружающий мир через ощущения и восприятие. В возрасте 3-4 лет у ребенка происходит достаточно интенсивное развитие сенсорной и моторной сферы. На сенсорное развитие младшего дошкольника влияет биологический (возрастные особенности, психическое развитие человека) и социальный фактор (социальные условия развития ребенка). В современных условиях жизни социальный фактор играет очень большую роль в формировании личности младшего дошкольника. Живое общение с другими людьми (сверстниками, взрослыми) и установление непосредственного (мануального) взаимодействия с предметами будет создавать истинную картину окружающего мира и вырабатывать у ребенка правильное к нему отношение.

В соответствии с программой дошкольного образования к наиболее важным направлениям сенсорного воспитания младших дошкольников в 21 веке относится развитие перцептивных (обследовательских) действий, их ориентировки в пространстве и времени, а также усвоение системы предметных сенсорных эталонов (цвета, величины, формы, вкуса, звука и др.). Именно усвоение этих эталонов и умение ориентироваться даст ребенку в дальнейшем возможность проявить свои творческие способности в учебе и в жизни, и поможет в изучении многих научных дисциплин.

Сенсорное воспитание младших дошкольников в 21 веке следует реализовывать с учетом их жизни в информационном сообществе, где невозможно свести к нулю общение ребенка с компьютерной техникой. Целесообразное использование информационно-компьютерных технологий и гаджетов на занятиях с детьми позволит выработать оптимальный режим взаимодействия дошкольников с техникой и сделает обучение более эффективным.

Правильно организованное сенсорное воспитание ребенка в 21 веке является залогом его успешного физического и интеллектуального развития.

Список литературы / References

Список литературы на английском языке / References in English

Через органы чувств в соответствующие зоны коры больших полушарий непрерывно поступает информация из окружающей среды. Для нормальной деятельности организма необходимо, чтобы многочисленные раздражения, действующие на него, точно и тонко различались, анализировались.

Анализ раздражений начинается еще в рецепторах, каждая группа которых чувствительна к раздражениям определенного рода. Например, рецепторы органа зрения раздражаются светом, органа слуха – звуком и т.д.

Возникшие в рецепторах импульсы проводятся по афферентным нейронам в ЦНС и по её проводящим путям достигают соответствующей зоны коры. При этом осуществляется анализ раздражителей, который достигает исключительной тонкости в корковых зонах. Павлов назвал системы, обеспечивающие анализ раздражителей, анализаторами.

Анализатор включает в себя:

периферический отдел (рецепторный);

проводниковый (нервы и проводящие пути в ЦНС); – корковый (участок коры больших полушарий).

Ощущения лежат в основе чувствительности, которая определяет состояние живого организма, его способность реагировать на раздражения, исходящие из внешней и внутренней среды. В результате воздействия окружающей среды и её восприятия происходит познание мира.

Развитие и созревание различных анализаторов у плода начинаются рано и происходят в разные сроки. Раньше всех созревают структуры вестибулярного анализатора, позже – вкусового, обонятельного и кожного. Слуховой и зрительный анализаторы созревают позже других. К моменту рождения ребенка функционируют все анализаторы, но их совершенствование происходит до 17 – 20 лет. Развитию и функциональному совершенствованию анализаторов способствуют их рациональная тренировка и отдых в процессе обучения и воспитания ребенка.

В процессе обучения и воспитания детей с дефектами сенсорной чувствительности большое значение имеет высокая пластичность нервной системы, позволяющая компенсировать выпавшие функции за счет оставшихся органов чувств. Так, у слепых детей повышается чувствительность вкусового и обонятельного анализаторов, а также осязание, что позволяет им читать при помощи пальцев рук.

Сенсорная информация является важным фактором развития ребенка. В условиях сенсорного голода не развиваются нервные клетки и мозговые структуры, задерживается общее развитие организма.

11 Тема. Зрительная сенсорная система, её организация. Особенности зрения детей различного возраста.

Причины и профилактика нарушений зрения

85% информации человек получает через органы зрения.

Орган зрения представлен глазным яблоком и вспомогательным аппаратом. Глазное яблоко находится в глазнице черепа и удерживается в ней с помощью трех пар мышц.

Глазное яблоко покрыто тремя оболочками. Наружная – белочная или склера. На передней поверхности она переходит в прозрачную роговицу. За белочной оболочкой следует сосудистая, питающая глаз. На передней поверхности она переходит в радужную, содержащую пигменты, от которых зависит цвет глаз. Посередине радужки находится отверстие – зрачок, через который лучи света проникают внутрь глаза. Внутренняя оболочка глаза называется сетчаткой. Она имеет сложное строение. Состоит из 10 слоев. В ней находятся колбочки и палочки. Это видоизмененные светочувствительные зрительные клетки. С помощью колбочек осуществляется восприятие цвета. С помощью палочек – свет. От нервных клеток сетчатки отходит зрительный нерв, который подает информацию в затылочную долю коры больших полушарий.

Между роговицей, радужкой и хрусталиком находится пространство, заполненное водянистой жидкостью. За зрачком расположено тельце – хрусталик, заключенный в прозрачную сумку. С помощью двух ресничных мышц он удерживается в глазу. Все внутреннее пространство глаза, находящееся за хрусталиком и радужкой, заполнено стекловидным телом. Таким образом, зрительный анализатор состоит из рецепторного отдела (сетчатки), проводникового (зрительного нерва), коркового (затылочная область коры больших полушарий).

Периферический отдел выполняет защитную функцию. К нему относятся: брови, ресницы, веки, слезная железа.

Острота зрения у новорожденных очень низка и только к 5 годам приближается к норме. Затем, в большинстве случаев (80 – 90%), у детей и подростков остается несколько выше, чем у взрослых. В возрасте 18 – 60 лет острота зрения остается неизменной.

Поле зрения у детей значительно уже, чем у взрослых, но с возрастом быстро увеличивается (особенно в 6 – 8 лет) и продолжает расширяться до 20 – 25 лет. Восприятие пространства начинает формироваться с трехмесячного возраста в связи с созреванием сетчатки и коркового отдела зрительного анализатора.

Объемное зрение, т. е. восприятие формы предмета, начинает формироваться с 5 месяцев. Этому способствует совершенствование координации движений глаз, фиксации взора на предмете, улучшение остроты зрения, взаимодействие зрительного анализатора с другими.

В интервале между 6-м и 9-м месяцем у ребенка возникает представление о глубине и отдаленности расположения предметов.

Специфическая реакция зрительного анализатора на различные цвета у детей наблюдается сразу после рождения. Порядок восприятия различных цветов предположительно таков: желтый, белый, розовый, красный, коричневый, черный, голубой, зеленый, фиолетовый. В 6 месяцев дети различают все цвета, начинают выбирать игрушки по цвету, но правильно называют все цвета лишь с 3-х лет.

Глаза у большинства новорожденных (90%) характеризуются небольшой дальнозоркостью. К 8 – 12 годам она постепенно исчезает. Однако у 30 – 40% детей в результате увеличения размеров глазного яблока развивается близорукость (миопия). Это следствие увеличения внутриглазного давления при длительном чтении в положении сидя с большим наклоном головы, при напряжении аккомодации, происходящем при недостаточном освещении и продолжительном рассматривании мелких предметов (дошкольный и младший школьный возраст), а также при врожденном удлинении глазного яблока.

Предрасположенность к близорукости может передаваться по наследству.

Длительное чтение, письмо, работа с компьютером, просмотр телепередач сопровождаются сильным напряжением глаз и поэтому требуют ограничения во времени.

В целях профилактики развития близорукости необходимо приучать детей рассматривать предметы (особенно книгу при чтении) на расстоянии 35 – 40 см от глаз. Непрерывная продолжительность чтения в младших классах не должна превышать 15 – 20 мин, для среднего возраста – 25 – 30 мин, для старшеклассников – до 45 мин.

Существуют и ограничения при работе на компьютере. Для учащихся 1-х классов – 10 мин, 2 – 5-х – 15 мин, 6 – 7-х – 20 мин, 8 – 9-х – до 25 мин. для школьников 10 – 11 кл., имеющих сдвоенные уроки, на первом часу – 30 мин, а на втором – 20 мин.

Профилактикой близорукости является обеспечение рационального освещения рабочих мест. Свет должен падать с левой стороны. Для защиты глаз от прямого солнечного света рекомендуется применять светозащитные козырьки у окон.

Для освещения классной доски необходима установка специальных светильников. Окраска стен – теплые тона, светлые, матовые. Доска – коричневая, зеленая матовая. Классная доска размещается на расстоянии не меньше двух метров от первых парт.

Сохранение зрения во многом зависит от посадки детей во время занятий. Рассаживать детей за столы в соответствии с их ростом и состоянием зрения. Педагог должен следить, чтобы дети, которым назначены очки, пользовались ими. Детей с нарушением зрения нельзя направлять на работы, связанные с подъемом тяжестей. Просмотр телепередач на расстоянии 2 – 3 м.

Большую роль в сохранении зрения имеет правильный режим дня. Беспорядочный образ жизни, систематическое недосыпание, злоупотребление просмотром телепередач вредно сказываются не только на зрении, но и на здоровье в целом. Восстановить работоспособность зрительного анализатора позволяет отдых продолжительностью 6 – 10 минут, особенно в сочетании с движениями.

1. Бадалян Л.О. Невропатология. – М.: Академия, 2000. – 384 с.

2. Беляев Н.Г. Возрастная физиология. – Ставрополь: СГУ, 1999. – 103 с.

3. Дубровская Н.В. Психофизиология ребенка. – М.: Владос, 2000. – 200 с.

4. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. – М.: Академия, 2000. – 431 с.

5. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия, физиология детей и подростков. – М.: Академия, 2000. – 468 с.

1. Особенности сенсорной функции у детей и подростков. 1

2. Возрастные особенности зрительной сенсорной системы.. 3

3. Возрастные особенности слуховой сенсорной системы.. 6

4. Возрастные особенности других сенсорных систем.. 8

Элементарная рефлекторная деятельность человека, его сложные поведенческие акты и психические процессы зависят от функционального состояния его органов чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса, соматической и висцеральной чувствительности, с помощью которых осуществляется восприятие и анализ бесконечного потока информации из окружающего материального мира и внутренней среды организма. Без этой информации была бы невозможна оптимальная организация, как самых примитивных функций человеческого организма, так и высших психических процессов.

Среди сенсорных систем организма различают вкусовую, слуховую, зрительную, вестибулярную, обонятельнуюи соматосенсорнуюсистемы. Рецепторы последней расположены в коже и воспринимают прикосновения, вибрацию, тепло, холод, боль. Выделяют также проприоцептивную систему, куда относятся проприорецепторы, воспринимающие движения в суставах и мышцах. Изучение интерорецепторов, расположенных во всех внутренних органах, путей проведения и переработки, поступающих от них сигналов дало основание говорить о висцеральнойсенсорной системе, которая воспринимает различные изменения во внутренней среде организма.

Различные сенсорные системы начинают функционировать в разные сроки онтогенеза. Вестибулярный анализатор как филогенетически наиболее древний созревает еще во внутриутробном периоде. Рефлекторные акты, связанные с активностью этого анализатора (при повороте тела изменение положения конечностей), отмечаются у плодов и недоношенных детей. Также рано созревает кожный анализатор. Первые реакции на раздражение кожи отмечены у эмбриона в 7,5 недели. Уже на 3-м месяце жизни ребенка параметры кожной чувствительности практически соответствуют таковым взрослого.

Адекватные реакции на раздражения вкусового анализатора наблюдаются с 9-10-го дня жизни. Дифференцировка основных пищевых веществ формируется лишь на 3-4-м месяце жизни. До 6-летнего возраста чувствительность к вкусовым раздражителям повышается и в школьном возрасте не отличается от чувствительности взрослого. Обонятельный анализатор функционирует с момента рождения ребенка, а дифференцировка запахов отмечается на 4-м месяце жизни.

Созревание сенсорных систем определяется развитием звеньев органов чувств. Периферические звенья являются сформированными к моменту рождения. Позже других формируется периферическая часть зрительного анализатора – сетчатка глаза, ее развитие заканчивается к 6 месяцам жизни. Миелинизация нервных волокон в течение первых месяцев жизни обеспечивает значительное увеличение скорости проведения возбуждения и, следовательно, развитие проводящего отдела анализатора. Позже других корковые звенья органов чувств. Именно их созревание определяет особенности функционирования сенсорных систем в детском возрасте. Наиболее поздно завершают свое развитие корковые звенья слуховой и зрительной сенсорной системы.

При изучении движения глаз ребенка установлено, что он способен воспринимать элементы предъявляемых изображений с момента рождения. Считают, что отдельные элементы изображения в младенческом возрасте отождествляются с целостным предметом. Об этом свидетельствуют данные, показавшие, что младенцы, у которых вырабатывался условный рефлекс на целостную геометрическую фигуру, реагировали также на ее компоненты, предъявляемые в отдельности, и только с 16 недель ребенок воспринимал целостную фигуру, которая становилась стимулом условной реакции.




По мере созревания корковых нейронов и их связей, в течение первых лет жизни ребенка анализ внешней информации становится более тонким и дифференцированным, совершенствуется процесс опознания сложных стимулов. Период интенсивного созревания систем наиболее пластичен. Созревание коркового звена анализатора в значительной степени определяется поступающей информацией. Известно, что если лишить организм новорожденного притока сенсорной информации, то нервные клетки проекционной коры не развиваются; в сенсорно обогащенной среде развитие нервных клеток и их контактов происходит наиболее интенсивно.

Отсюда очевидно значение сенсорного воспитания в раннем детском возрасте, т. е. сенсорная информация, имеет значение не только для организации деятельности внутренних органов и поведения, но и является важным фактором развития ребенка.

Функциональное созревание сенсорных систем продолжается и в другие возрастные периоды, поскольку в переработку поступающей информации вовлекаются и другие корковые зоны (ассоциативные), которые созревают в течение длительного периода развития, включая подростковый возраст. Постепенность их созревания определяет особенность процесса восприятия информации в школьном возрасте. Так, восприятие сложных зрительных стимулов становится идентичным таковым взрослого к 11-12 годам.

Особо важное значение для нормального физического и психического развития детей и подростков имеют органы зренияи слуха. Это обусловлено тем, что подавляющая часть всей информации из окружающего мира (примерно 90 %) поступает в наш мозг через зрительные и слуховые каналы.

План

Развитие сенсорных систем в онтогенезе

Лекция 4

Литература

1. Бадалян Л.О. Невропатология. – М.: Академия, 2000. – 384 с.

2. Беляев Н.Г. Возрастная физиология. – Ставрополь: СГУ, 1999. – 103 с.

3. Дубровская Н.В. Психофизиология ребенка. – М.: Владос, 2000. – 200 с.

4. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. – М.: Академия, 2000. – 431 с.

5. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия, физиология детей и подростков. – М.: Академия, 2000. – 468 с.

1. Особенности сенсорной функции у детей и подростков. 1

2. Возрастные особенности зрительной сенсорной системы.. 3

3. Возрастные особенности слуховой сенсорной системы.. 6

4. Возрастные особенности других сенсорных систем.. 8

Элементарная рефлекторная деятельность человека, его сложные поведенческие акты и психические процессы зависят от функционального состояния его органов чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса, соматической и висцеральной чувствительности, с помощью которых осуществляется восприятие и анализ бесконечного потока информации из окружающего материального мира и внутренней среды организма. Без этой информации была бы невозможна оптимальная организация, как самых примитивных функций человеческого организма, так и высших психических процессов.

Среди сенсорных систем организма различают вкусовую, слуховую, зрительную, вестибулярную, обонятельнуюи соматосенсорнуюсистемы. Рецепторы последней расположены в коже и воспринимают прикосновения, вибрацию, тепло, холод, боль. Выделяют также проприоцептивную систему, куда относятся проприорецепторы, воспринимающие движения в суставах и мышцах. Изучение интерорецепторов, расположенных во всех внутренних органах, путей проведения и переработки, поступающих от них сигналов дало основание говорить о висцеральнойсенсорной системе, которая воспринимает различные изменения во внутренней среде организма.

Различные сенсорные системы начинают функционировать в разные сроки онтогенеза. Вестибулярный анализатор как филогенетически наиболее древний созревает еще во внутриутробном периоде. Рефлекторные акты, связанные с активностью этого анализатора (при повороте тела изменение положения конечностей), отмечаются у плодов и недоношенных детей. Также рано созревает кожный анализатор. Первые реакции на раздражение кожи отмечены у эмбриона в 7,5 недели. Уже на 3-м месяце жизни ребенка параметры кожной чувствительности практически соответствуют таковым взрослого.

Адекватные реакции на раздражения вкусового анализатора наблюдаются с 9-10-го дня жизни. Дифференцировка основных пищевых веществ формируется лишь на 3-4-м месяце жизни. До 6-летнего возраста чувствительность к вкусовым раздражителям повышается и в школьном возрасте не отличается от чувствительности взрослого. Обонятельный анализатор функционирует с момента рождения ребенка, а дифференцировка запахов отмечается на 4-м месяце жизни.

Созревание сенсорных систем определяется развитием звеньев органов чувств. Периферические звенья являются сформированными к моменту рождения. Позже других формируется периферическая часть зрительного анализатора – сетчатка глаза, ее развитие заканчивается к 6 месяцам жизни. Миелинизация нервных волокон в течение первых месяцев жизни обеспечивает значительное увеличение скорости проведения возбуждения и, следовательно, развитие проводящего отдела анализатора. Позже других корковые звенья органов чувств. Именно их созревание определяет особенности функционирования сенсорных систем в детском возрасте. Наиболее поздно завершают свое развитие корковые звенья слуховой и зрительной сенсорной системы.

При изучении движения глаз ребенка установлено, что он способен воспринимать элементы предъявляемых изображений с момента рождения. Считают, что отдельные элементы изображения в младенческом возрасте отождествляются с целостным предметом. Об этом свидетельствуют данные, показавшие, что младенцы, у которых вырабатывался условный рефлекс на целостную геометрическую фигуру, реагировали также на ее компоненты, предъявляемые в отдельности, и только с 16 недель ребенок воспринимал целостную фигуру, которая становилась стимулом условной реакции.

По мере созревания корковых нейронов и их связей, в течение первых лет жизни ребенка анализ внешней информации становится более тонким и дифференцированным, совершенствуется процесс опознания сложных стимулов. Период интенсивного созревания систем наиболее пластичен. Созревание коркового звена анализатора в значительной степени определяется поступающей информацией. Известно, что если лишить организм новорожденного притока сенсорной информации, то нервные клетки проекционной коры не развиваются; в сенсорно обогащенной среде развитие нервных клеток и их контактов происходит наиболее интенсивно.

Отсюда очевидно значение сенсорного воспитания в раннем детском возрасте, т. е. сенсорная информация, имеет значение не только для организации деятельности внутренних органов и поведения, но и является важным фактором развития ребенка.

Функциональное созревание сенсорных систем продолжается и в другие возрастные периоды, поскольку в переработку поступающей информации вовлекаются и другие корковые зоны (ассоциативные), которые созревают в течение длительного периода развития, включая подростковый возраст. Постепенность их созревания определяет особенность процесса восприятия информации в школьном возрасте. Так, восприятие сложных зрительных стимулов становится идентичным таковым взрослого к 11-12 годам.

Особо важное значение для нормального физического и психического развития детей и подростков имеют органы зренияи слуха. Это обусловлено тем, что подавляющая часть всей информации из окружающего мира (примерно 90 %) поступает в наш мозг через зрительные и слуховые каналы.

Ежедневно каждый человек на планете пользуется анатомо-физиологической системой своего организма, в т.ч. органами чувств – слухом, зрением, вкусом, обонянием, осязанием и вестибулярным аппаратом. Важно отметить, что каждое действие сначала обрабатывается мозгом, далее сигнал передается в нервную систему, которая отвечает за выполнение простых и сложных рефлексов. Разумеется, все эти процессы можно контролировать и необходимо развивать. Для этого существует специальное направление – сенсорная интеграция (СИ).

Сенсорная интеграция: что за методика?

Кто проводит такие занятия?

Сенсорная интеграция – это, прежде всего, работа с мозговыми функциями, поэтому чаще всего занятия с использованием сенсорно-интегративных методик проводят нейропсихологи и дефектологи, прошедшие дополнительное образование по данному направлению. Сказать более точно, кто будет работать непосредственно с Вашим ребенком, можно только после проведения диагностики и выявления в ее результате конкретных нарушений. Программа по восстановлению и/или развитию сенсомоторных функций подбирается индивидуально; для каждого ребенка это разные игры и занятия, направленные непосредственно на ту область, которая ему дается сложнее. Важно, что использование сенсорной интеграции не принуждает ребенка к труднореализуемым действиям, напротив, использование игровой механики увлекает и заинтересовывает, просто влияет на те же области головного мозга, которые отвечают и за трудные для конкретного ребенка действия.

Нарушения сенсорной интеграции у детей: примеры таких нарушений

Нарушения сенсорной интеграции называются дисфункцией и представляют собой различные проблемы слухового, зрительного, тактильного, вкусового, двигательного, обонятельного и координационного характера. Симптомы дисфункции сенсорной интеграции чаще всего проявляются в эмоциональной лабильности, поведенческих факторах, двигательной функции, задержке развития речи, что в дальнейшем приводит к проблемам в учебной деятельности, социальной адаптации, концентрации внимания и формированию самоконтроля.

Дисфункция сенсорной интеграции, как правило, встречается комплексная, т.е. когда нарушения проявляются в работе нескольких органов чувств. Однако бывает и узконаправленная дисфункция. На что стоит обратить внимание, и как проявляются нарушения сенсорной интеграции?

Со стороны слуховой функции: боязнь громких звуков и шума, непереносимость некоторых видов музыки или музыки в целом, негативные реакции на пение/голос, невосприимчивость обращений, растерянность в людных и общественных местах.

Со стороны зрительной системы: светобоязнь (предпочтение к полумраку и темноте), напряжение при рассматривании предметов, неуклюжесть при спусках и подъемах (например, на ступеньках), не смотрит в глаза собеседнику.

Со стороны осязательной функции: воздержание от игр с пластилином, тестом, красками, мелкими предметами, снижение болевой и температурной чувствительности, не терпят прикосновений к себе. Проявляется негативная реакция на некоторые виды ткани/одежды, не любят ходить босиком.

Со стороны вестибулярного аппарата: неуклюжесть и неловкость движений, неустойчивость, негативные проявления к активным играм, детским площадкам и спорту, мышечный тонус, проблемы с концентрацией внимания и координацией, излишняя тревожность.

Со стороны вкусовой и обонятельной систем: чувствительность к пище (отказ от некоторых видов продуктов), снижение вкусовых рецепторов, негативная реакция на запахи, плохая чувствительность к запахам.

При проявлении нескольких нарушений из вышеперечисленной симптоматики необходимо обратиться к специалистам и провести диагностику на предмет сенсорной дисфункции.

Сенсорная интеграция для ребенка, который никак не заговорит

Использование сенсорной интеграции при СДВГ, РАС, аутизме

Нарушения сенсорной интеграции возникают в результате следующих причин:
- Генетическая предрасположенность
- Патологии внутриутробного развития/внутриутробные инфекции
- Родовые травмы
- Патологии в новорожденном/грудничковом периодах
- Средовые факторы (экология)
- Нарушения нервно-психического развития
- Черепно-мозговые травмы
- Детский церебральный паралич (ДЦП)
- Расстройства аутистического спектра (РАС)
- Врожденный аутизм
А также в результате синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
Важно, что дисфункция сенсорной интеграции практически всегда выявляется при аутизме, РАС, ДЦП и при повреждениях головного мозга (например, черепно-мозговые травмы); часто - при СДВГ.
При СДВГ, РАС, ДЦП и аутизме комплексные занятия с сенсорной интеграцией необходимы в 100% случаев, т.к. являются одним из эффективных методом для развития высших психических функций детей с нарушениями мозговой деятельности и повреждениями коры головного мозга. Для каждого ребенка программа по сенсорной интеграции разрабатывается индивидуально, учитывая способности и особенности конкретного малыша.

Стоит отметить, что сенсорные нарушения встречаются у 20% среди всех детей дошкольного возраста и требуют активного внедрения в жизнь ребенка сенсорной интеграции.

Где и как проводятся занятия по сенсорной интеграции?

Обычно занятия по сенсорной интеграции проводятся специалистами в детских коррекционно-развивающих центрах. Под данный вид занятий отводится отдельная комната. Зал оборудуют различными предметами игрового формата, взаимодействие с которыми положительно сказывается на развитии функций головного мозга.

- Различные гамаки, маты, балансиры, качалки в разных формах (бревно, платформа, бочка, куб, шар и т.д.).
- Различные виды шведских стенок, комплексы со спортивно-игровым уклоном.

- Веревочные тоннели и сенсорные дорожки для ходьбы.

- Лотки с различными предметами для развития мелкой моторики (песок, крупы, шарики и т.д.).

- Бизиборды, бизикубы, бизидомики.

- Утяжеленные одеяла и подушки.

- Шуршащие предметы, яркие (разных цветов и форм).

- Развивающие коврики и столы.

- Световое и звуковое оборудование и т.п.

Создать подобную комнату в домашних условиях самостоятельно навряд ли получится в связи с большим количеством крупногабаритных предметов для занятий. Более того, большинство оборудования достаточно дорогое.

Сенсорные системы. Значение сенсорной информации в развитии детей и подростков.

Первый слайд презентации: Сенсорные системы. Значение сенсорной информации в развитии детей и подростков

Сенсорные системы. Значение сенсорной информации в развитии детей и подростков.

Слайд 2: Разбираемые вопросы:

Понятие анализатор и сенсорная система. Виды сенсорных систем. Общее устройство сенсорных систем (анализаторов) Основные сенсорные системы (анализаторы) человека Зрительный анализатор Обонятельный анализатор Вкусовой анализатор Тактильный анализатор Двигательный анализатор Висцеральный анализатор Взаимодействие сенсорных систем Сенсорное развитие детей и подростков Возрастные особенности восприятия Особенности начального развития сенсорной культуры Понятие “ Сенсорных эталонов ” Формирование сенсорных эталонов Сенсорное развитие подростков

Слайд 3: Сенсорные системы - это…

Сенсорные системы - это…

Слайд 4: Устройство сенсорных систем:

Все сенсорные системы (анализаторы) построены по единому принципу и состоят из трёх отделов: периферического, проводникового и центрального. Периферический отдел представлен рецепторами. Рецепторы — нервные окончания или чувствительные клетки, преобразующие внешний сигнал в нервные импульсы. Проводниковый отдел отправляет информацию к головному мозгу и представлен чувствительными нервными волокнами. Центральный отдел анализатора обеспечивает анализ принятой информации и преобразование её в ощущения. Центральный отдел располагается в коре больших полушарий головного мозга. *Ощущения возникают только в том случае, если каждый из трёх отделов анализатора выполняет свои функции.

Устройство сенсорных систем:

Слайд 5: Основные сенсорные системы человека

Зрительный анализатор Обонятельный анализатор Вкусовой анализатор Тактильный анализатор Двигательный анализатор Висцеральный анализатор

Основные сенсорные системы человека

Слайд 6: Зрительный анализатор

Зрительный анализатор играет одну из ключевых ролей в восприятии окружающего мира. Более 90 % информации мы получаем с помощью зрения. Зрительный анализатор состоит из трёх частей. Периферическая часть представлена глазами, проводниковая — зрительными нервами, центральная — зрительной зоной коры больших полушарий. С участием всех трёх элементов воспринимаются и анализируются световые раздражители, и мы видим окружающий мир.

Слайд 7: Обонятельный анализатор

Периферическая часть обонятельного анализатора находится в слизистой оболочке верхнего носового хода и противолежащей части носовой перегородки. Обонятельные клетки являются нейронами, их окружают опорные цилиндрические клетки. У человека их 60 млн. Вокруг каждой опорной клетки расположено 9–10 обонятельных. На поверхности каждой обонятельной клетки имеются реснички, которые увеличивают обонятельную поверхность, составляющую у человека примерно 5 см 2. Из обонятельных клеток центростремительные импульсы по нервным волокнам, проходящим через отверстия в решетчатой кости и входящим в состав обонятельного нерва, и через подкорковые центры, где располагаются вторые и третьи нейроны, поступают в обонятельную зону больших полушарий.

Слайд 8: Вкусовой анализатор

Периферический отдел вкусового анализатора представлен вкусовыми луковицами круглой или овальной формы, которые расположены главным образом в сосочках языка. Вкусовая луковица имеет овальную форму и состоит из опорных и рецепторных вкусовых клеток. Рецепторные вкусовые клетки усеяны на своем конце микроворсинками, которые называют еще вкусовыми волосками. Длина ворсинок – около 2 мкм, диаметр – около 0,2 мкм. Они выходят на поверхность языка через вкусовые поры. Вкусовые клетки непрерывно делятся и непрерывно гибнут. Особенно быстро происходит замещение клеток, расположенных в передней части языка, где они лежат более поверхностно. Замена клеток вкусовой почки сопровождается образованием новых синаптических структур.

Вкусовой анализатор

Слайд 9: Тактильный анализатор

К кожному анализатору относят совокупность анатомических образований кожных рецепторов, согласованной деятельностью которых определяются такие виды кожной чувствительности, как чувство давления, растяжения, прикосновения, вибрации, тепла, холода и боли. Согласно современным представлениям, большинство рецепторов, специализируясь на каком-либо одном виде раздражений, могут воспринимать смежные (см. ниже). В целом система кожной чувствительности очень подвижна: в зависимости от различных факторов внешней и внутренней среды может меняться количество функционирующих рецепторов и степень их чувствительности. Все рецепторные образования кожи в зависимости от их структуры делят на две группы: свободные и несвободные. Несвободные, в свою очередь, подразделяются на инкапсулированные и неинкапсулированныс. Свободные нервные окончания представлены конечными разветвлениями дендритов сенсорных нейронов. Они теряют миелин, проникают между клетками эпителия и располагаются в эпидермисе и дерме. В некоторых случаях конечные разветвления осевого цилиндра окутывают измененные эпителиальные клетки, образуя осязательные мениски.

Слайд 10: Двигательный анализатор

Периферический отдел двигательного анализатора представлен проприорецепторами: мышечными веретенами – рецепторными клетками, служащими для определения степени растяжения мышцы, и сухожильными рецепторами Гольджи, расположенными в местах соединения мышц с сухожилиями. Мышечные веретена – образования веретеновидной формы, заключенные в растяжимую соединительнотканную капсулу. Веретена располагаются в мышце продольно и образованы несколькими интрафузальными волокнами, которые по спирали обвиты афферентными нервными волокнами (первичное окончание мышечного веретена). По бокам от первичных находятся более тонкие вторичные окончания. Первичное окончание реагирует на степень и скорость растяжения мышцы, а вторичное – на степень растяжения и изменения положения мышцы. Сухожильные рецепторы Гольджи активируются при сдавливании их волокнами сухожилия, когда мышечные веретена неактивны. Они покрыты капсулой и иннервируются толстыми миелиновыми волокнами. Проприорецепторы высоко чувствительны и способны реагировать на сокращение отдельных мышечных клеток. Помимо высокой чувствительности, обильная иннервация (около 50% всех нервных волокон мышечного аппарата составляют афферентные пути двигательного анализатора) и почти полное отсутствие адаптации проприорецепторов к раздражителям обеспечивают мозг точной информацией о степени сокращения каждой мышцы и движениях сустава.

Двигательный анализатор

Слайд 11: Висцеральный анализатор

Для адекватной регуляции жизнедеятельности организма необходим анализ в ЦНС информации о состоянии внутренних органов и приспособлении их функций к изменяющимся условиям. Эту функцию выполняет интероцептивный (висцеральный, или внутренний) анализатор, обеспечивающий поступление в ЦНС информации об изменениях внутреннего состояния организма и о ходе осуществления регуляторных процессов. Периферический отдел висцерального анализатора включает многочисленные рецепторы, находящиеся во внутренних органах, серозных и слизистых оболочках, стенках кровеносных и лимфатических сосудов, которые называются интерорецепторами, или висцерорецепторами. Они реагируют на различные химические вещества (хеморецепторы), механические раздражения ( механорецепторы ), изменения температуры (терморецепторы), колебания гидравлического давления ( баро - или прессорецепторы), осмотическое давление ( осморецепторы ), изменения объема жидкости ( волюморецепторы ).

Висцеральный анализатор

Слайд 12: Взаимодействие сенсорных систем

Анализаторы тесно взаимодействуют между собой на нескольких уровнях: спинальном, ретикулярном и таламокортикальном. Особенно широка интеграция сигналов в нейронах ретикулярной формации. В коре происходит интеграция сигналов высшего порядка, и в результате этого корковые нейроны приобретают способность к сложной комбинации сигналов. Это в особенности характерно для клеток ассоциативных и двигательных зон, так как пирамидные нейроны являются конечным отделом нескольких анализаторов. Особенно важны для межсенсорного синтеза ассоциативные зоны лобных долей коры, при их поражении у людей затрудняется формирование сложных комплексных образов. Взаимосвязь анализаторов обусловлена иррадиацией возбуждения с центростремительных путей одного анализатора на пути другого. Так, в области четверохолмия возможно распространение возбуждения со зрительных путей на слуховые, и наоборот. Одновременное функционирование разных сенсорных зон коры больших полушарий осуществляет взаимный контроль органов чувств и установление таких связей, как слухо -двигательные, слухозрительные, зрительно-двигательные и т.д.

Взаимодействие сенсорных систем

Слайд 13: Возрастные особенности восприятия

Возрастные особенности восприятия связаны, главным образом, с развитием коры, разные области которой созревают неодновременно. Если сенсорные зоны находятся в определенной степени зрелости уже к моменту рождения и могут осуществлять простой анализ, т.е. формировать простые ощущения, то ассоциативные зоны созревают после 3—4 лет. К 5-6 годам развиваются таламокортикальные пути, с 7 лет - таламофронтальная система, обеспечивающая включение в аналитико-синтетическую деятельность лобных долей. К 10-11 годам формируется произвольное избирательное восприятие. Сроки созревания нейронов-детекторов также различны: так, детекторы прямых линий созревают к 7-8 годам, а детекторы различения цвета - к 14-16 годам. В целом к 17-20 годам, когда завершается развитие сенсорных систем, заканчивается и формирование нейрофизиологических механизмов, лежащих в основе ощущений и восприятий.

Возрастные особенности восприятия

Слайд 14: Сенсорное развитие детей и подростков

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Это постепенное усвоение сенсорной культуры, созданной человечеством. Сенсорное развитие необходимо также и для успешного обучения ребенка в детском дошкольном учреждении, в школе и для многих видов трудовой деятельности. От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир путем, во многом зависит его психическое развитие.

Сенсорное развитие детей и подростков

Слайд 15: Особенности начального развития сенсорной культуры

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определённое звено сенсорной культуры. На первом году жизни основная задача состоит в представлении ребёнку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развития внимания к свойствам предметов. Сенсорное воспитание в этот период — основной вид воспитания вообще. Обеспечивая приток всё новых впечатлений, оно становится необходимым не только для развития деятельности органов чувств, но и для нормального общего физического и психического развития ребёнка. На втором-третьем году жизни задача сенсорного воспитания существенно усложняется. У ребёнка начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. А это значит, что ребёнка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств — шестью цветами спектра (синий, фиолетовый, красный, оранжевый, жёлтый, зелёный), такими формами, как круг, овал, квадрат, прямоугольник. Начиная с трёх лет основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования. Это цвет, оттенки цветовых тонов, геометрические фигуры, величины.

Особенности начального развития сенсорной культуры

Слайд 16: Понятие “ Сенсорных эталонов ”

Сенсорные эталоны — это обобщённые сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю историю своего развития. Внешние качества и свойства предметов окружающего мира чрезвычайно разнообразны. В ходе исторической практики выделились системы тех сенсорных качеств, которые наиболее значимы для той или иной деятельности: системы мер веса, длины, направлений, геометрических фигур, цвета, величины; нормы звукопроизношения, система звуков по высоте и др.

Понятие “ Сенсорных эталонов ”

Слайд 17: Формирование сенсорных эталонов

Формирование сенсорных эталонов

Слайд 18: Сенсорное развитие подростков

В подростковом возрасте происходит освоение графических схем, которые приближают изображение конечного образа. Подбирая эти графические схемы к изображаемых предметов, подросток решает задачу по подбору освоенных ранее графических образов. Сенсорное развитие происходит путем освоения дифференцированных сенсорных эталонов к их преодолению через деятельность освобожденного произвольного восприятия всего богатства признаков предметов природы, которым характеризуется подростковый возраст. Особое место в подростковом возрасте занимает восприятие музыки. Музыка больших частот пользуется массовым спросом подростков. Благодаря экспрессивности, которая поощряет движений, эта музыка позволяет подростку включиться в определенный ритм и через телесные движения выразить свои переживания. Многочисленные исследования показали, что музыка влияет на физиологические реакции - усиливает обмен веществ, усиливает или уменьшает мускульную энергию, изменяет дыхание, меняет кровяное давление, дает физическую основу для эмоций. Музыка осуществляет в организме физиологические изменения, которые подобны реакциям, происходящим при сильном волнении и аффектах. Подростки и юноши наиболее сенситивные к воздействию музыки - именно они стремятся воспринимать музыку на пределе возможного. Поэтому молодая аудитория так стремится к поп - и рок-музыки. Подросток, внешне демонстрируя стремление к самостоятельности, в действительности проявляет себя как негативист и конформист: в зависимости от сверстников он утверждает самоидентичность. Музыка лучше погружает подростков в зависимость от ритмов, высоты, силы, причем чем сильнее психофизиологическое воздействие оказывает музыка, тем больше удовольствия получает погруженная в музыку масса подростков, тем в большей мере каждый подросток отчуждается от самого себя, то есть происходит потеря самоидентичности.

Сенсорное развитие подростков

Последний слайд презентации: Сенсорные системы. Значение сенсорной информации в развитии детей и подростков: Заключение

Исходя из вышесказанного можно сделать следующие выводы: Сенсорные системы – одна из важнейших составляющих организма человека, которая меняется на протяжении всей его жизни. Без нее у нас не было бы возможности ощущать мир таким, каким мы его ощущаем. Все сенсорные системы отдельны, но взаимосвязаны и имеют единое строение. Сенсорная информация имеет колоссальное значение в начальной стадии нашей жизни. Сенсорное развитие ребенка во многом определяет его физическое и психологическое здоровье, формирует начальное представление ребенка об окружающем мире, а у подростков формирует личностные качества, помогает лучше понимать окружающий мир и других людей.

Читайте также: