Семья как социальный институт и субъект воспитательного процесса кратко

Обновлено: 05.07.2024

Семья как основная ячейка общества объединяет людей, регулирует воспитание нового поколения, его познавательную, трудовую и творческую деятельность.

От поведения отца и матери, их роли в воспитании детей зависит их статус семьи. В семье укрепляют здоровье ребенка, развивают его задатки и способности, заботятся об образовании, развитии ума, воспитании гражданина. В семье закладываются гуманные черты характера, доброта и сердечность, ребенка учат оценивать свои поступки и отвечать за них. Здесь дети приобщаются к труду, выбирают профессию.

Семья – это дом, объединяющий людей, здесь закладываются основы человеческих отношений, происходит первая социализация личности.

Анализ социального влияния на личность показал, что у 40% людей в жизни решающее влияние оказала семья, у 30%- средства массовой информации, только 20%-школа, у 10%-улица.

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляет собой социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями и формированием личности ребенка.

Воспитание в семье отличается постоянством и длительностью воспитательных воздействий матери, отца, других членов семьи в самых разнообразных жизненных ситуациях, их повторяемостью изо дня в день.

Семья обладает объективными возможностями для включения ребенка с первых лет жизни в разнообразные виды деятельности (бытовую, трудовую, хозяйственную, воспитательную в отношении других членов семьи и его самого).

Однако далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие не умеют, зачем это все нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.

В основе взаимодействия современного дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество.

Инициатива в установлении взаимодействии с семьей и квалифицированная реализация задач этого взаимодействия определяют направляющую роль дошкольного учреждения по отношению к семейному воспитанию.

В настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияние специалистов не только трудные, но и совсем благополучные в каких-то конкретных, но важных вопросах семьи.

Семейное воспитание – более иди мене осознаваемые усилия по взращиванию ребенка, предпринимаемые старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представления о том, каким должен быт и стать ребенок, подросток юноша.

Содержание, характер и результаты семейного воспитания зависят от ряда характеристик семьи, в первую очередь от тех личностных ресурсов, которые в ней имеются.

Авторитарный (властный) стиль характеризуется стремлением старших максимально подчинить своему влиянию младших, требований, полностью контролировать их поведение, интересы и даже желания.

В ряде семей это проявляется в навязчивости стремлении полностью контролировать не только поведение, но и внутренний мир, мысли и желанье детей, что может вести к острым конфликтам.

Демократический стиль характеризуется стремлением старших установить теплые отношения с младшими, привлекать их к решению проблем, поощрять инициативу и самостоятельность.

Основным условием превращения жилища семьи в домашний очаг является доброжелательная атмосфера в семье.

Станет ли жилище домашним очагом – зависит от организации быта семьи : распределения домашних обязанностей, совместного выполнения работ по дому, и т. п.

Немаловажно и то, насколько члены семьи любят и имеют возможность заниматься дома какой-либо деятельностью – шить, вязать, мастерить, читать, слушать музыку и пр., как относятся к занятиям друг друга члены семьи, любят ли они делать что-либо совместно.

Итак, из всего выше сказанного, мы можем сделать выводы:

1. Принципы семейного воспитания – это гуманное отношение к ребенку: вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как равноправных участников; открытость и доверительность в отношении с детьми; оптимистичность в отношении с детьми; последовательность предъявления требований к ребенку; оказание посильной помощи ребенку.

2. Методы семейного воспитания - личный пример родителей, доверие, сопереживание, контроль, поручение, поощрение, наказание, семейные традиции.

3. Факторы, влияющие на воспитание ребенка в семье - социальная микросфера семьи; внутрисемейная, и внесемейная деятельность; традиции семейного воспитания.

Семья – это дети,

И пусть на планете,

И в памяти сердца, и в детских очах, Всегда остается

Доброе солнце, Светлая нежность – семейный очаг!

Информацию подготовил: воспитатель Урайского специализированного Дома ребенка Мелешко Л. Н.

Семья — малая социально-психологическая группа, основанная на браке и/или кровном родстве, члены которой объединены совме­стным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональ­ной связью, взаимной моральной ответственностью и взаимопомо­щью. Она является первым и ведущим субъектом воспитания детей

Субъект – носитель и источник активности (индивид, малая или большая группа), направленной на познание и сохранение окружающего мира, на совершенствование себя и социальной практики.

В процессе социального воспитания принимают участие субъекты трех видов: индивидуальные (конкретные люди), групповые (контактные общности людей), социальные (организации, управленческие структуры).

Роль семьи в воспитании:

Семья — важнейший институт социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь человека включаются такие социальные институты, как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья остается одним из важнейших, а иногда и наиболее важным, фактором социализации личности. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности. Социализация в семье происходит по двум параллельным направле­ниям:

• в результате целенаправленного процесса воспитания;

• по механизму социального научения.

Изучению влияния стиля родительского поведения на социальное развитие детей посвящено множество исследований. Например, в процессе одного из них (Д. Баумринд) было выделено три группы детей. Первую группу составили дети, у которых отмечался высокий уровень независимости, зрелости, уверенности в себе, активности, сдержанности, любознательности, дружелюбия и умения разбираться в окружающей обстановке (модель I).Вторую группу образовали дети, недостаточно уверенные в себе, замкнутые и недоверчивые (модель II).Третью группу составили дети, которые менее всего были уверены в себе, не проявляли любознательности, не умели сдерживать себя (модель III).

Исследователи рассмотрели четыре параметра поведения родителей по отношению к ребенку: 1) контроль; 2) требование зрелости; 3) общение; 4) доброжелательность. Контроль — это попытка влиять на деятельность ребенка. При этом определяется степень подчиненности ребенка требованиям родителей. Требование зрелос­ти — это давление, которое родители оказывают на ребенка, чтобы заставить его действовать на пределе умственных возможностей, высоком социальном и эмоцио­нальном уровне. Общение — это использование родителями убеждения, чтобы добиться от ребенка уступки; выяснение его мнения или отношения к чему-либо. Доброжелательность — то, насколько родители проявляют заинтересованность в ребенке (похвала, радость от его успехов), теплоту, любовь, заботу, сострадание по отношению к нему.

Какими же оказались особенности стилей взаимодействия родителей с детьми в семьях, где дети демонстрировали разные модели поведения? Графически особенности стилей отражены на рисунке.

Модель поведения I. Авторитетный родительский контроль. Родители, дети которых следовали модели поведения I, набрали наибольшее количество очков по всем четырем признакам. Они относились к своим детям нежно, с теплотой и пониманием, доброжелательно, много с ними общались, контролировали детей, требовали осознанного поведения. И хотя родители прислушивались к мнениям детей, уважали их независимость, они не исходили только из желания детей. Родители придерживались своих правил, прямо и ясно объясняя мотивы собственных требований. Родительский контроль сочетался с безусловной поддержкой желания ребенка быть самостоятельным и независимым. Эта модель была названа моделью авторитетного родительского контроля.




Примером такой модели можно назвать мудрых родителей семейства Гласе из рассказов Дж. Сэлинджера, где никто не тиранит детей, но и не дает им отбиться от рук. У семерых Глассов, от старшего до самого младшего, множество общих интересов с родителями.

Модель поведения II. Властная. Родители, дети которых следовали модели поведения II, получили более низкие оценки по выделенным параметрам. Они больше полагались на строгость и наказания, относились к детям с меньшей теплотой, меньшим сочувствием и пониманием, редко общались с ними. Они жестко контролировали своих детей, легко применяли свою власть, не побуждали детей выражать свое собственное мнение. Эта модель была названа властной.

Модель поведения III. Снисходительная. Родители, дети которых следовали модели поведения III, были снисходительными, нетребовательными, неорганизованными, плохо налаживали семейный быт. Они не поощряли детей, относительно редко и вяло делали замечания, не обращали внимания на воспитание независимости ребенка и его уверенности в себе. Эта модель была названа снисходительной.

Семья — малая социально-психологическая группа, основанная на браке и/или кровном родстве, члены которой объединены совме­стным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональ­ной связью, взаимной моральной ответственностью и взаимопомо­щью. Она является первым и ведущим субъектом воспитания детей

Субъект – носитель и источник активности (индивид, малая или большая группа), направленной на познание и сохранение окружающего мира, на совершенствование себя и социальной практики.

В процессе социального воспитания принимают участие субъекты трех видов: индивидуальные (конкретные люди), групповые (контактные общности людей), социальные (организации, управленческие структуры).

Роль семьи в воспитании:

Семья — важнейший институт социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь человека включаются такие социальные институты, как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья остается одним из важнейших, а иногда и наиболее важным, фактором социализации личности. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности. Социализация в семье происходит по двум параллельным направле­ниям:

• в результате целенаправленного процесса воспитания;

• по механизму социального научения.

Изучению влияния стиля родительского поведения на социальное развитие детей посвящено множество исследований. Например, в процессе одного из них (Д. Баумринд) было выделено три группы детей. Первую группу составили дети, у которых отмечался высокий уровень независимости, зрелости, уверенности в себе, активности, сдержанности, любознательности, дружелюбия и умения разбираться в окружающей обстановке (модель I).Вторую группу образовали дети, недостаточно уверенные в себе, замкнутые и недоверчивые (модель II).Третью группу составили дети, которые менее всего были уверены в себе, не проявляли любознательности, не умели сдерживать себя (модель III).

Исследователи рассмотрели четыре параметра поведения родителей по отношению к ребенку: 1) контроль; 2) требование зрелости; 3) общение; 4) доброжелательность. Контроль — это попытка влиять на деятельность ребенка. При этом определяется степень подчиненности ребенка требованиям родителей. Требование зрелос­ти — это давление, которое родители оказывают на ребенка, чтобы заставить его действовать на пределе умственных возможностей, высоком социальном и эмоцио­нальном уровне. Общение — это использование родителями убеждения, чтобы добиться от ребенка уступки; выяснение его мнения или отношения к чему-либо. Доброжелательность — то, насколько родители проявляют заинтересованность в ребенке (похвала, радость от его успехов), теплоту, любовь, заботу, сострадание по отношению к нему.

Какими же оказались особенности стилей взаимодействия родителей с детьми в семьях, где дети демонстрировали разные модели поведения? Графически особенности стилей отражены на рисунке.

Модель поведения I. Авторитетный родительский контроль. Родители, дети которых следовали модели поведения I, набрали наибольшее количество очков по всем четырем признакам. Они относились к своим детям нежно, с теплотой и пониманием, доброжелательно, много с ними общались, контролировали детей, требовали осознанного поведения. И хотя родители прислушивались к мнениям детей, уважали их независимость, они не исходили только из желания детей. Родители придерживались своих правил, прямо и ясно объясняя мотивы собственных требований. Родительский контроль сочетался с безусловной поддержкой желания ребенка быть самостоятельным и независимым. Эта модель была названа моделью авторитетного родительского контроля.

Примером такой модели можно назвать мудрых родителей семейства Гласе из рассказов Дж. Сэлинджера, где никто не тиранит детей, но и не дает им отбиться от рук. У семерых Глассов, от старшего до самого младшего, множество общих интересов с родителями.

Модель поведения II. Властная. Родители, дети которых следовали модели поведения II, получили более низкие оценки по выделенным параметрам. Они больше полагались на строгость и наказания, относились к детям с меньшей теплотой, меньшим сочувствием и пониманием, редко общались с ними. Они жестко контролировали своих детей, легко применяли свою власть, не побуждали детей выражать свое собственное мнение. Эта модель была названа властной.

Модель поведения III. Снисходительная. Родители, дети которых следовали модели поведения III, были снисходительными, нетребовательными, неорганизованными, плохо налаживали семейный быт. Они не поощряли детей, относительно редко и вяло делали замечания, не обращали внимания на воспитание независимости ребенка и его уверенности в себе. Эта модель была названа снисходительной.

§ 1. Семья как социальный институт. Социальные проблемы современной семьи. Функции семьи. Типы семей.

§ 2. Психолого-педагогические основы семейного воспитания. Сущность семей­ного воспитания. Особенности семейного воспитания. Негативные и позитивные факторы семейного воспитания. Принципы и условия семейного воспитания. Стиль семейного воспитания. Аномальные стили семейного воспитания. Содержание семей­ного воспитания.

§ 3. Взаимодействие семьи, школы и социума. Принципы общения семьи и шко­лы. Функции школы в работе с родителями.

§ 1. Семья как социальный институт

Семья является социальным институтом, т.е. устойчивой формой взаимо­отношений между людьми, в рамках которой осуществляется основная часть повседневной жизни людей и удовлетворения их потребностей.

§ 2. Психолого-педагогические основы семейного воспитания

Сущность семейного воспитания

Семейное воспитание — целенаправленное взаимодейст­вие старших членов семьи с младшими, основанное на любви и уважении личного достоинства и чести детей, предполагающее их психолого-педагогическую поддержку, защиту и формирова­ние личности детей с учетом их возможностей и в соответст­вии с ценностями семьи и общества.

Воспитательный потенциал семьи — совокупность материальных, национальных, психологических, педагогических, духовных, эмоциональных возможностей семьи в воспитании де­тей, определяемых ее особенностями (типом, структурой, тра­дициями и др.).

Особенности семейного воспитания:

органическая связь с жизнедеятельностью ребенка;

— непрерывность и длительность воздействия;

— многократность и противоречивость воспитательного воздействия;

— интимность, естественность, многогранность и непосредствен­ность общения на основе чувства родства, любви, доверия, взаимной ответственности;

— общение и взаимодействие людей разного возраста с разными интересами и профессиональной деятельностью (семья как диффе­ренцированная социальная группа);

— взаимная направленность формирующих воздействий.

Негативные факторы семейного воспитания:

безнравственность, аморальный стиль и тон отношений;

— авторитаризм или безграничный либерализм;

— неразвитость родительских чувств;

— отсутствие нормального психологического климата;

— преобладание материальных ценностей;

— фанатизм в любых его проявлениях;

— противоправное (криминальное) поведение взрослых;

— отсутствие психолого-педагогических знаний у взрослых чле­нов семьи.

Родительская установка — система или совокуп­ность родительского эмоционального отношения к ребенку, вос­приятие ребенка родителем и способы поведения с ним.

Неверные установки в семейном воспитании: предпочтение жен­ских (мужских, детских) качеств у детей; страх утраты ребенка; про­екция на детей собственных отрицательных качеств; амбиции роди­телей в отношении собственных детей; внесение в сферу воспитания конфликтов родителей.

Принципы семейного воспитания: целенаправленность; культуро-сообразность; гуманизм; связь воспитания с жизнью детей и их по­требностями; единство и согласованность общественного и семейно­го воспитания; учет возможностей и особенностей развития личности ребенка; единство требования и воспитательных позиций; включенность воспитуемого в воспитательное взаимодействие и де­ятельность семьи.

Условия семейного воспитания: семейный быт, уклад; семейные традиции; семейные отношения, эмоциональный климат семьи; об­щение и совместная деятельность; понимание и принятие ребенка; чувство долга и ответственности за воспитание детей; педагогическая культура родителей: умение анализировать, планировать, организо­вывать воспитательную деятельность, владение основами психолого-педагогической грамотности; авторитет родителей; организация жиз­ненного пространства гребенка.

Принятие ребенка — признание права ребенка на прису­щую ему индивидуальность, непохожесть на других, и на родите­лей в том числе; утверждение неповторимого существования именно этого человека со всеми свойственными ему качествами. Несколько слов об авторитете родителей. А.С. Макаренко опреде­лял авторитет как такое нормальное взаимоотношение между воспи­тателями и воспитанниками, когда последние, уважая своих воспита­телей и доверяя им, подчиняются их воле, требованиям и указаниям. В статье о родительском авторитете он приводит виды ложных роди­тельских авторитетов: авторитет дружбы, любви, чванства, резонер­ства, подкупа и др.

Стили семейного воспитания

Стиль семейного воспитания — установки и соответ­ствующее поведение родителей, которые не связаны именно с данным ребенком, в характеризуют отношение взрослых к детям вообще.

Стили семейного воспитания определяются на основе следую­щих критериев:

— степень протекции и контроля;

— удовлетворенность потребностей ребенка;

— предъявляемые требования и способы общения с ним;

— применяемые санкции по отношению к ребенку;

— степень эмоциональной отзывчивости и воспитательной уве­ренности родителей.

Родительский контроль: родители с высоким баллом по этому па­раметру предпочитают оказывать большое влияние на детей, способ­ны настаивать на выполнении своих требований, последовательны в них. Контролирующие действия направлены на проявление зависи­мости у детей и успешное усвоение родительских стандартов и норм.

Родительские требования: родительские требования при правильном их применение побуждают к формированию зрелости у детей; родители стараются, чтобы дети развивали свои способности в интеллектуальной, эмоциональной сферах, межличностном общении, настаивают на необ­ходимости и праве детей на независимость и самостоятельность.

Способы общения с детьми: родители с высоким баллом по этому пока­зателю стремятся использовать убеждение, чтобы добиться послушания, обосновывают свою точку зрения и одновременно готовы обсуждать ее с детьми, выслушивают их аргументацию. Родители с низким баллом не вы­ражают четко и однозначно свои требования, недовольство или раздраже­ние, но чаще прибегают к косвенным способам — жалобам, крику, ругани.

Эмоциональная поддержка: родители способны выражать сочув­ствие, любовь и теплое отношение, их действия и эмоциональное от­ношение направлены на содействие физическому и духовному росту детей, они испытывают удовлетворение и гордость от успехов детей.

Можно выделить два стиля семейного воспитания.

Демократический стиль семейного воспитания определяется: высо­ким уровнем вербального (речевого) общения между детьми и родите­лями; включенностью детей в обсуждение семейных проблем, учетом их мнения; готовностью родителей прийти на помощь, если это потре­буется, одновременно верой в успех самостоятельной деятельности ре­бенка; ограничением собственной субъективности в видении ребенка.

Контролирующий стиль включает значительные ограничения по­ведения детей: четкое и ясное разъяснение ребенку смысла ограничений, отсутствие разногласий между родителями и детьми по пово­ду дисциплинарных мер.

Как правило, в семьях с демократическим стилем воспитания дети имеют умеренно выраженную способность к лидерству, умеренную аг­рессивность, стремление контролировать других детей, но сами с тру­дом поддаются внешнему контролю. Они физически развиты, соци­ально активны, легко вступают в контакты со сверстниками, однако им не очень присущи альтруизм, сензитивность и эмпатия.

Дети родителей с контролирующим типом воспитания послушны, внушаемы, боязливы, не слишком настойчивы в достижении собст­венных целей, неагрессивны.

В психологии существует классификация детей по результатам семейного воспитания.

Компетентные дети — с устойчиво хорошим настроением, уве­ренные в себе, с хорошо развитым самоконтролем собственного по-, ведения, умением устанавливать дружеские отношения со сверстни­ками, стремящиеся к исследованию, а не избеганию новых ситуаций. Избегающие дети — с преобладанием уныло-грустного настроения, трудно устанавливающие контакты со сверстниками, избегающие но­вых и напряженных ситуаций.

Незрелые дети — неуверенные в себе, с плохим самоконтролем, с реакциями отказа в напряженных ситуациях.

Комплекс качеств компетентных детей соответствует наличию всех че­тырех компонентов в родительском отношении — контроля, требователь­ности к социальной зрелости, общения и эмоциональной поддержки, т.е. оптимальным условием воспитания в семье является сочетание высокой требовательности и контроля с демократичностью и принятием ребенка. Оказалось, что родители избегающих и незрелых детей имеют более низкий уровень по всем компонентам, чем родители компетентных детей. Кроме того, для родителей первых характерно более контролирующее и требовательное отношение, но менее теплое, чем для родителей вторых.

Исследователи выделили несколько аномальных стилей воспита­ния (А.Е. Личко, Г.Г. Эйдемиллер).

1. Гипопротекция: недостаток опеки и контроля за поведением, дохо­дящий иногда до полной безнадзорности; чаще проявляется как недо­статок внимания и заботы к физическому и духовному благополучию ребенка, делам, интересам, тревогам. Скрытая гипопротекция наблюда­ется при формально присутствующем контроле, реальном недостатке тепла и заботы, невключенности в жизнь ребенка. Этот тип воспитания особенно неблагоприятен для подростков с акцентуациями по неустой­чивому и конформному типам, провоцируя асоциальное поведение — побеги из дома, бродяжничество, праздный образ жизни.

2. Доминирующая гиперпротекция: обостренное внимание и забо­та о ребенке сочетаются с мелочным контролем, обилием ограниче­ний и запретов, что усиливает несамостоятельность, безынициатив­ность, нерешительность, неумение постоять за себя. Особенно ярко это проявляется у детей с психастенической сензитивной и астено-невротической акцентуациями. У гипертимных подростков такое от­ношение родителей вызывает чувство протеста против неуважения к его Я, резко усиливает реакции эмансипации.

Ученые выделяют и некоторые другие типы неадекватного роди­тельского отношения к ребенку.

> Содержание семейного воспитания

Вопросы и задания

к§1

1. Дайте определение семьи.

2. Каковы функции семьи?

3. Назовите известные вам классификации семей и охарактеризуйте их. Приведите примеры.

К§2

1. Охарактеризуйте особенности и условия семейного воспитания.

2. Укажите принципы семейного воспитания и проиллюстрируйте их при-' мерами.

3. Что значит, по вашему мнению, принимать ребенка и почему этому при­дается такое большое значение?

4. Расскажите все, что вы усвоили о стилях семейного воспитания.

5. Что означают аномальные стили воспитания и какими они бывают?

К§3

1. В чем психолого-педагогический смысл взаимодействия семьи и школы?

2. Раскройте и проиллюстрируйте примерами основные функции взаимо­действия семьи и школы.

3. Назовите методические правила взаимодействия школы с семьями вос­питанников. Подумайте, почитайте соответствующую литературу и до­бавьте еще другие правила.

4. Разработайте наиболее привлекательную для вас форму взаимодействия семьи и школы совместно с классным руководителем класса, где вы про­ходите практику, и опробуйте ее.

5. Какие учреждения дополнительного образования, социальные, психоло-го-коррекционные и досуговые центры расположены в районе вашей школы? Ознакомьтесь с совместной деятельностью детей и родителей одного из них.

1. Амонашвили Ш.А. Созидая человека. М., 1982.

2. Анзорг Л. Дети исемейный конфликт. М., 1988.

3. Бютнер^К. Житьс агрессивными детьми. М., 1991.

4. Государственная служба социальной помощи семье. М.; 1991.

5.Дружинин В.Н.Психология семьи. М., 1996.

6.Дьяченко О.М.Понимаете ли вы своего ребенка. М., 1998.

7.Каган В.Е.Родителям о половом воспитании. М., 1990.

8. Куликова ТА.Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 1999.

9.Макаренко А.С. Книга для родителей // Соч.: В 8 т. М., 1983. Т. 5 (и др. изд.).

Автор: Саполович Нина Васильевна
Должность: преподаватель социальной психологии
Учебное заведение: Дальневосточный федеральный университет, филиал ДВФУ в г. Большой Камень
Населённый пункт: город Большой Камень, Приморского края
Наименование материала: статья
Тема: "Семья как субъект воспитательного процесса"
Раздел: среднее профессиональное

Саполович Нина Васильевна,

преподаватель электротехники и электроники,

Филиал ДВФУ в г. Большой Камень, Приморский край

СЕМЬЯ КАК СУБЪЕКТ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

2. Основная часть

2.1. История развития семейного воспитания

2.2. Современная семья и ее функции

2.3. Семейное воспитание

В настоящее время воспитание личности рассматривается в широком

целенаправленное и управляемое воздействие воспитателей на воспитуемого

с целью развития личности ребенка и формирования у него определенных

качеств, осуществляемое в образовательных и воспитательных учреждениях

смысле в о с п и т а н и е

соответствии с целями и задачами самой личности и общества совершается

организованное воспитательное влияние и взаимодействие, имеющее своей

целью формирование личности, организацию и стимулирование активной

опытом, ценностями и отношениями.

образования выделяются следующие:

индивидуальному социальному положению;

гармониче ско е

н р а в с т в е н н ы х ,

интеллектуальных и волевых сфер на основе ее природных и социальных

возможностей и с учетом требований общества;

фундаментом всего духовного мира личности;

учебном и трудовом коллективе на основе сложившихся социально значимых

коллектив, социальная макросреда и конечно семья, в которой воспитывается

воспитательной средой. Семья, особенно в начальный период жизни ребенка,

оказывает на него наиболее сильное воспитательное воздействие. В семье

вывести зависимость: успешность формирования личности обусловливается,

осуществляются в неразрывном единстве.

2. Основная часть

2.1. История развития семейного воспитания

С точки зрения психологии семья является малой социальной группой,

основанной на браке, члены которой объединены совместным проживанием,

является главным субъектом воспитания детей.

характерные для каждого исторического этапа тенденции. Многие великие

ученые – философы и педагоги посвящали свои труды воспитанию детей и

влиянию семьи на развитие личности.

В таблице представлена динамика

социальных представлений о воспитании и

воспитательных возможностях семьи.

Период и общие идеи

Основные идеи мыслителей и педагогов

в о с п и т а н и е

- отец – главная фигура в

взрослых на детей, формирование в детях

нравственности и добродетели.

- детей до 7 лет необходимо воспитывать в

необходимые для развития движения игры,

будущим школьным занятиям.

способности детей и не сомневался в том,

быстрая и меткая, восприимчивость и т.д),

достигнуть очень многого.

Средневековье

- отец – главная фигура в

- главное место в воспитании должно занять

изучение Библии и христианской догматики,

а светские знания следует расценивать как

второстепенные и вспомогательные.

- "наставить душу и сформировать ум".

признавались такие, когда молодой человек

посвящая себя молитвам и посту

Возрождение

п р и о р и т е т

- внутренний мир каждого ребенка уникален

- недопустимы насилия, как физические, так

посредством игр и активной созидательной

которой зависит вся система нравственности

родителями и детьми преследует

цель — укрепление семьи, её внутреннюю

- «…следите, чтобы они усердно изучали

ХVII –ХVIII вв

- родители должны учить детей "осторожно

и разумно управлять самим собой и всеми

в н е ш н и м и

в н у т р е н н и м и

- предназначение родителей - заботиться о

детях, давать им возможность приобретать

"изящные культурные навыки и обучаться

всему, необходимому для жизни. ".

- в ребенке необходимо воспитать прежде

должности. «Выходя из моих рук, - он не

- нужно научить ребенка выносить удары

судьбы, презирать богатство и нищету, жить

в любых условиях.

- воспитывать нужно не просто человека, а

джентльмена, умеющего «вести свои дела

ч е л о в е к а ,

о т л и ч а т ь с я

п о л у ч и т ь физическое,

нравственное, умственное воспитание

ХVIII - ХIХ вв

с е м е й н о г о

в о с п и т а н и я

п о л у ч е н и я

образование перешла от

родителей к школе;

с н и ж е н и е

влияниями родителей на

- выделяет 3 техники, которыми пользуются

- «Одна из первейших обязанностей всякого

г р а ж д а н и н а

с е м е й с т в а

приготовить из своих детей полезных для

общества граждан; одно из священных прав

человека, рождающегося в мире, — право на

правильное и доброе воспитание”.

детей дошкольного возраста - это ступень, с

ф о р м и р о в а т ь с я

ХХ – начало ХХI вв

- семья – первый субъект

р о д и т е л и

детей, так как они находятся в нём лишь

часть времени, проводя основную его часть

- семья должна быть коллективом, в котором

дети получают первоначальное воспитание

самооценку подростка и вносит изменения в

- забота о детях, любовь к ним требуют не

п р о с т р а н с т в а

социальной близости между ними.

с о ц и а л ь н а я

функция семьи - воспитание подрастающего

поколения. С е м ь я рассматривается

институт первичной социализации ребенка.

ф е н о м е н о м ,

х а р а к т е р и з у ю щ и м с я

и воспитания д е т е й

2.2 Современная семья, ее функции

закладывающей основы личности.

брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной

общества в воспроизводстве населения.

Типология семьи определяется различными подходами к определению

основания для классификации, например:

• по количеству детей (бездетная, однодетная, малодетная, многодетная

• по составу (семья неполная, простая, сложная);

• по семейному стажу (молодожены, молодая семья, семья среднего

супружества, пожилая супружеская семья) и др.

Основные задачи семьи состоят в следующем:

– создать максимальные условия для роста и развития ребенка;

– стать социально-экономической и психологической защитой ребенка;

– передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей

и уважительного отношения к старшим;

направленным на самообслуживание и помощь близким;

– воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного

подвергается внешнему воздействию, как правило, отрицательному.

социальное расслоение общества, ухудшение состояния в сфере образования

и медицины; недостаточная помощь государства, изменение традиционных

ролей членов семьи,

т р а д и ц и о н н ы м и :

(воспитание и развитие ребенка; воспитательное воздействие членов семьи

друг на друга); социальная (социализация ребенка, расширения его кругозора

Нажмите, чтобы узнать подробности

То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. Лучшим средством воспитания правильных отношений является личный пример отца и матери, их взаимное уважение, помощь и забота, проявления нежности и ласки. Если дети видят хорошие отношения в семье, то, став взрослыми, и сами будут стремиться к таким же красивым отношениям. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

В семье ребенок бывает свидетелем и участником самых разных жизненных ситуаций, причем не всегда позитивного содержания и смысла. В этом отношении социальный опыт, приобретаемый в семье, отли­чается большим реализмом. Через призму наблюдаемого поведе­ния близких для ребенка взрослых у него выстраивается собствен­ное отношение к миру, формируются представления о ценности тех или иных явлений, объектов.

Воспитание в широком смысле этого слова - это не только умышленное воздействие на ребенка в моменты, когда мы его поучаем, делаем замечания, поощряем, браним или наказываем. Часто значительно больше действует на ребенка пример родителей, хотя те свое влияние могут и не осознавать. Несколько слов, которыми машинально перебросятся между собой родители, могут оставить в ребенке значительно больший след, чем долгие поучения, которые часто не вызывают в нем ничего, кроме отвращения; точно такое же действие может оказать и понимающая улыбка, брошенное мимоходом слово и т. п.

Очень важно, чтобы то, чему мы учили ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.

Семья выступает фактором воспитания еще и потому, что явля­ется организатором разнообразных видов деятельности детей. От рождения ребенок, в отличие от многих представителей животного мира, не обладает умениями, которые обеспечат его самостоятель­ную жизнь. Его взаимодействие с миром организуют родители и другие члены семьи. В этом заложен большой педагогический смысл, ибо даже ребенок, которому посчастливилось родиться в благоприятной среде, не сможет полноценно развиваться, если он ограничен, или лишен возможности активного взаимодействия с ней. Дело в том, что сам по себе он не овладевает средствами ос­воения, усвоения и присвоения тех достижений культуры, которы­ми он окружен. В семье начинается приобщение ребенка к различ­ным видам деятельности: познавательной, предметной, игровой, трудовой, учебной, а также деятельности общения.

Первоначально ребенок действует совместно с взрослыми, но по мере овладения ребенком отдельными действиями, его деятельность становится совместно-разделенной со взрослыми. В это время ребенок становится субъектом собственной деятельности, но и на этом этапе ему необходимо внимание взрослых, эмоциональная поддержка, одобрение, поощрение, оценка, а иногда и подсказка взрослого. Родителям важно соблюдать меру, разумное соотношение детской и своей собственной активности, не выполняя за ребенка то, чему он уже научился.

Родители имеют возможность вводить детей в обычные домашние дела как в исполненную смысла, глубокую и содержательную реальность. Дети охотно выполняют поручения родителей, ходят в магазин за хлебом, убирают свою комнату, моют посуду, ухаживают за цветами и т.д. Г.Н. Година, Д.В. Сергеева считают, что ребенок очень рано начинает понимать, что он трудится для других, делает то, что приятно близким людям.

Если у ребенка что-то не получается, то родители должны постоянно вселять в него уверенность, поддерживать в трудный момент, поощрять малейшие начинания. Причем, чем ниже самооценка и уровень притязаний, тем настойчивее должны быть соответствующие действия со стороны значимых для ребенка взрослых.

Трудолюбие, на наш взгляд, возникает тогда, когда ребенок получает удовольствие от труда. В качестве стимулов, подкрепляющих успехи в деятельности, должны выступать те, которые порождают положительные эмоции.

Чтобы этого избежать, по мнению О.М. Дьяченко, необходимо поручать ребенку больше дел делать самостоятельно и при этом больше ему доверять. Необходимо приветствовать всякое стремление ребенка к самостоятельности и поощрять его.

В раннем детстве у детей формируется еще одно важное качест­во, которое играет важную роль в дальнейшей жизни ребенка. Это стремление к признанию и одобрению со стороны окружающих людей. На базе данного качества возникают такие достоинства, как настойчивость, целеустремленность, работоспособность, уверенность в себе и многие другие.

В деятельности ребенок овладевает действительностью. Но деятельность ребенка, как мы знаем, всегда опосредована взрослыми, направляется ими. Тем самым, главное место в развитии личности ребенка отводится процессу воспитания. Опираясь на то, какими личностными качествами ребенок уже владеет, взрослые, в нашем случае – родители, организуют его деятельность по овладению новыми сторонами действительности и новыми формами поведения.

Итак, мы выяснили, что семья имеет большое значение для формирования личности ребенка, так как в ней он получает первый жизненный опыт, в семье он вступает в разные виды деятельности и общения, но на этом семейное воспитание не ограничивается.

Формирование каких же качеств и свойств личности зависит от семьи, от родителей? О некоторых мы уже говорили, однако, по мнению В.Я. Титаренко набор их обширен, в него входят:

развитие интеллекта и творческих способностей;

развитие познавательных сил;

формирование опыта трудовой деятельности;

нравственное и эстетическое воспитание;

становление и развитие эмоциональной культуры;

физическое здоровье детей.

Все это и многое другое составляет, по нашему мнению, задачи семейного воспитания.

Для оптимального формирования и развития личности ребенка очень важно, чтобы именно в семье он чувствовал себя спокойным, открытым, эмоционально раскрепощенным, защищенным.

Итак, семейное воспитание – это педагогика будней, педагогика каждого дня, это непрекращающийся эксперимент, творчество, труд, не имеющий конца, не позволяющий остановиться, застыть в самодовольном покое. Семейная педагогика в повседневной жизни совершает великое таинство – формирование личности человека. Семейная работа, наконец, - сложнейшее из производств – производство человека.

Асмолов А.Г. Историко-эволюционный подход в психологии личности. Дис. – М.: 1996, с.72.

В.Я. Титаренко. Семья и формирование личности., - М.: Педагогика, 1987, с. 30

Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М.Виноградовой. М.: Просвещение, 1987, с. 76.

Дьяченко О.М. Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. – М: Просвещение, 1984, с.82.

Заслуженюк В.С. Семиченко В.А. Родители и дети: Взаимопонимание или отчуждение?: Книга для родителей. – М.: Просвещение, 1996, с.36.

Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М.: Издательский центр Академия, 1999, с.104.

Худяков В.Н. Психолого-педагогические и социально-экономические проблемы семейного воспитания младших школьников. – Челябинск, 1992, с.87.

Читайте также: