Щуркова н е школа и семья педагогический альянс

Обновлено: 08.07.2024

Учебное пособие с позиции прикладной педагогики раскрывает организационные основы воспитательного процесса: определяет принципы воспитания детей; описывает содержание и структуру воспитательного процесса, этапы, средства, способы и формы организации воспитания; выявляет профессиональные требования к педагогу как к субъекту воспитательного процесса; указывает на способы изучения воспитательного результата и предлагает педагогу критерии оценки проф. деятельности; служит практическим подспорьем для первых профессиональных шагов молодого специалиста.
Адресовано студентам и преподавателям вузов и колледжей, педагогам-практикам, воспитателем детских садов, педагогам учреждений дополнительного образования, а также педагогам-исследователям.

Профессиональная позиция педагога.
Вопрос профессиональной позиции педагога имеет существенное значение как для углубленного понимания сути воспитания, так и — одновременно! — для профессионального оснащения педагога, работающего с детьми.

Позицию занимают во имя качества продукта деятельности. Военный продумывает позицию перед боем, чтобы выиграть сражение. Дипломат — чтобы отстоять интересы государства. Администратор — для неукоснительного всеобщего исполнения необходимых правил организации труда. Конечно, позиция любого профессионала зависит от уровня культуры общества и человека. Заметим, к примеру: гуманизация культуры порождает иную стратегию (не уничтожать человеческий состав вражеского государства) и оснащается соответствующей тактикой (тактика точечного попадания). Кардинальные изменения в стратегии влекут за собою радикальные изменения тактики.

По материалам Н.Е. Щурковой "Школа и семья: педагогический альянс" из цикла "Работа с родителями: психолого - педагогический аспект". В презентации раскрывается проблема сирот при живых родителях и специфика работы с детьми из таких семей"

ВложениеРазмер
spets_rab_s_d_obdel_semey_skor.ppt 2.25 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

ПОДГОТОВИЛ: А.С. ЛОПАРЕВА СПЕЦИФИКА РАБОТЫ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ, ОБДЕЛЕННЫМИ СЕМЬЕЙ ПО МАТЕРИАЛАМ Н.Е. ЩУРКОВОЙ ШКОЛА И СЕМЬЯ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АЛЬЯНС

ДЕТИ БЕЗ СЕМЬИ – ЭТО ДЕТИ, КОТОРЫЕ УБЕЖАЛИ ОТ СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ, КОТОРЫХ ОТНЯЛ У РОДИТЕЛЕЙ СУД, ЧТОБЫ ЗАЩИТИТЬ ИХ ОТ НАСИЛИЯ. ЭТО ДЕТИ, КОТОРЫХ РОДИТЕЛИ ПРОСТО БРОСИЛИ. СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО СТАЛО ОДНИМ ИЗ ПОЗОРНЕЙШИХ ЯВЛЕНИЙ НАШЕГО ОБЩЕСТВА. ПРОБЛЕМА СИРОТ ПРИ ЖИВЫХ РОДИТЕЛЯХ КАТАСТРОФИЧЕСКИ РАЗРОСЛАСЬ ВСЛЕДСТВИЕ УСИЛЕНИЯ АЛКОГОЛИЗМА, ПОТЕРИ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И МОРАЛЬНОГО РАЗЛОЖЕНИЯ, КОТОРАЯ НЕ ИМЕЕТ ПРЕЦЕНДЕНТОВ В ИСТОРИИ МИРНОГО ВРЕМЕНИ.

МАТЕРИНСКАЯ ДЕПРИВАЦИЯ ОБОБЩАЕТ ЦЕЛЫЙ РЯД РАЗЛИЧНЫХ ЯВЛЕНИЙ: ЭТО И НЕДОСТАТОЧНАЯ ЗАБОТА МАТЕРИ О РЕБЕНКЕ, И ВРЕМЕННЫЙ ОТРЫВ РЕБЕНКА ОТ МАТЕРИ, И, НАКОНЕЦ, НЕДОСТАТОК ИЛИ ПОТЕРЯ ЛЮБВИ И ПРИВЯЗАННОСТИ РЕБЕНКА К МАТЕРИ - ОДНИМ СЛОВОМ, НИКОМУНЕНУЖНОСТИ НА ОСНОВЕ ЭТОГО ЧУВСТВА У РЕБЕНКА ФОРМИРУЕТСЯ БАЗОВОЕ ДОВЕРИЕ К МИРУ, КОТОРОЕ ДАЕТ ЕМУ ОЩУЩЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ. ОТНОШЕНИЯ ПРИВЯЗАННОСТИ, КОТОРЫЕ ФОРМИРУЮТСЯ НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ РАЗВИТИЯ БУДУЩИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ - ИХ НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ВЛИЯНИЕ СПОСОБСТВУЕТ СНИЖЕНИЮ ЧУВСТВА ТРЕВОГИ, ВОЗНИКАЮЩЕГО У РЕБЕНКА В НОВЫХ ИЛИ СТРЕССОГЕННЫХ СИТУАЦИЯХ. ОТСУТСВИЕ БАЗИСНОГО ДОВЕРИЯ К МИРУ ПОРОЖДАЕТ СТРАХ, АГРЕССИВНОСТЬ, НЕДОВЕРИЕ К ДРУГИМ ЛЮДЯМ И САМОМУ СЕБЕ, НЕЖЕЛАНИЕ ПОЗНАВАТЬ МИР.

У БОЛЬШИНСТВА ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ И ИНТЕРНАТОВ ОТМЕЧАЕТСЯ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ, А С ЭТИМ ТЕСНО СВЯЗАНА И НИЗКАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ, ОСЛАБЛЕННАЯ ВСЛЕДСТВИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ДИСКОМФОРТА, СЕНСОРНОГО ГОЛОДА, НЕПОЛНОЦЕННОГО ОБЩЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ. У РЕБЕНКА СНИЖАЕТСЯ ОБЩИЙ ЖИЗНЕННЫЙ ТОНУС, НАРУШАЮТСЯ ПРОЦЕССЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ, ДОМИНИРУЕТ ПОНИЖЕННОЕ НАСТРОЕНИЕ. РАЗВИВАЮТСЯ ЧУВСТВА ТРЕВОГИ И НЕУВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ, ИСЧЕЗАЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ОТНОШЕНИЕ К МИРУ. УХУДШАЮТСЯ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ, ЭМОЦИОНАЛЬНО - ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И, КАК РЕЗУЛЬТАТ, ТОРМОЗИТСЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ. БОЛЬШИНСТВО ИЗ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ И ШКОЛ - ИНТЕРНАТОВ ИМЕЕТ СЕНСОРНОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ, ЗАДЕРЖКУ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ. ЭТО ПОРОДИЛО СЕГОДНЯ ПРОБЛЕМУ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ ВНЕ СЕМЬИ.

ЧАЩЕ ВСЕГО ДЕЗАДАПТАЦИЯ ВОЗНИКАЕТ В РЕЗУЛЬТАТЕ ДЛИТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА РЕБЕНКА ТРАВМИРУЮЩИХ СИТУАЦИЙ, НАРУШЕНИЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ, ЧТО ФОРМИРУЕТ У НЕГО ВНУТРЕННЮЮ НАПРЯЖЕННОСТЬ, ТРЕВОЖНОСТЬ, АГРЕССИВНОСТЬ И КОНФЛИКТНОСТЬ, ОЩУЩЕНИЕ НЕПОЛНОЦЕННОСТИ, НЕНУЖНОСТИ, ОТВЕРЖЕННОСТИ МАТЕРИНСКАЯ И СЕМЕЙНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ СТАНОВЯТСЯ БАЗОЙ НЕПРИЯТИЯ РЕБЕНКА В СРЕДЕ СВЕРСТНИКОВ В МАССОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ; ЖИЗНЬ В ЗАМКНУТОМ, ОГРАНИЧЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НАКЛАДЫВАЕТ ОТПЕЧАТОК НА ВЕСЬ ДАЛЬНЕЙШИЙ ПЕРИОД ФОМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ, ПОРОЖДАЕТ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА - ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ЗАПУЩЕННОСТЬ, ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ.

В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ ВЗРОСЛОГО, КАК ПРАВИЛО, АДРЕСОВАНЫ ГРУППЕ ДЕТЕЙ, А НЕ КАЖДОМУ РЕБЕНКУ ЛИЧНО, КАК В СЕМЬЕ. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НАСЫЩЕННОСТЬ ОБЩЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ В СЕМЬЕ ЯВЛЯЕТСЯ БОЛЕЕ РАЗНООБРАЗНОЙ, ЧЕМ В ОУ. УРОВЕНЬ ОБЩЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ ВО МНОГОМ ОПРЕДЕЛЯЕТ ХАРАКТЕР ЕГО КОНТАКТОВ С ДРУГИМИ ДЕТЬМИ. НЕДОСТАТОК ОБЩЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ, ЧАСТАЯ СМЕНА ПЕДАГОГОВ (ТЕКУЧЕСТЬ КАДРОВ, ПЕРЕВОДЫ РЕБЕНКА ИЗ ОДНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В ДРУГОЕ И Т.П.) ПРИВОДЯТ К ТОМУ, ЧТО РЕБЕНОК САМ ОТТОРГАЕТ ОТ СЕБЯ КАК ВЗРОСЛЫХ, ТАК И ИХ ЦЕННОСТИ.

ОБЩАЯСЬ В СЕМЬЕ С ОДНИМИ И ТЕМИ ЖЕ ВЗРОСЛЫМИ, РЕБЕНОК ИМЕЕТ ДЕЛО С ОДНИМИ ТЕМИ ЖЕ ПРОГРАММАМИ ПОВЕДЕНИЯ . ДЛЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ХАРАКТЕРНО НАЛИЧИЕ МЕНЯЮЩИХСЯ ВЗРОСЛЫХ С НЕСОВПАДАЮЩИМИ ТИПАМИ ПОВЕДЕНИЯ И ОТНОШЕНИЯ К РЕБЕНКУ. ДЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ХАРАКТЕРНО ОТНОСИТЕЛЬНО МЯГКОЕ, ТЕРПИМОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПОВЕДЕНИЮ РЕБЕНКА, В ТО ЖЕ ВРЕМЯ КАК В УСЛОВИЯХ ОУ ДЕТИ БОЛЕЕ ЖЕСТКО РЕГЛАМЕНТИРОВАНЫ В СВОЕМ ПОВЕДЕНИИ. ПОСЛЕДСТВИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО СОДЕРЖАНИЯ И ИЗБЫТКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НЕРЕДКО ВЕДУТ К ФОРМИРОВАНИЮ АСОЦИАЛЬНЫХ ФОРМ САМОУТВЕРЖДЕНИЯ, РАВНОДУШИЮ К СВОЕЙ СУДЬБЕ, ОТСУТСТВИЮ ЧУВСТВА СОБСТВЕННОЙ ЗНАЧИМОСТИ, НЕПРИЯТИЮ СЕБЯ КАК ЛИЧНОСТИ (ОСОБЕННО ТОГДА, КОГДА РЕБЕНОК СОДЕРЖИТСЯ В ДЕТДОМЕ ИЛИ ШКОЛЕ – ИНТЕРНАТЕ ).

СЕМЬЯ СЛУЖИТ ТОЙ ПЕРВИЧНОЙ МОДЕЛЬЮ, КОТОРАЯ СПОСОБСТВУЕТ ОБРАЗОВАНИЮ У ДЕТЕЙ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ЭТАЛОНОВ МУЖСКИХ И ЖЕНСКИХ КАЧЕСТВ, ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ФОРМ РЕАКЦИЙ, СТИЛЯ ОТНОШЕНИЯ ДРУГ К ДРУГУ. В СЕМЬЕ ПРОИСХОДИТ ПОЛОВАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ, КОГДА РЕБЕНОК ИМЕЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ УСТАНАВЛИВАТЬ СВОЮ ПОЛОВУЮ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ, ПРИСВАИВАТЬ МНОГИЕ ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ФОРМЫ, ИНТЕРЕСЫ И ЦЕННОСТИ.

ВСЕ ВЫШЕПЕРЕЧИСЛЕННЫЕ ФАКТОРЫ, НЕГАТИВНО ВЛИЯЮЩИЕ НА ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА, В ОБЪЕКТИВНЫХ УСЛОВИЯХ НЕ УДАЕТСЯ ПОЛНОСТЬЮ КОМПЕНСИРОВАТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ ПРИЕМАМИ. ОДНАКО ЗНАНИЕ ИХ ПОМОГАЕТ ВЫСТРАИВАТЬ ГУМАНИСТИЧЕСКУЮ ПОЗИЦИЮ ПО ОТНОШЕНИЮ К ДЕТЯМ, ЛИШЕННЫМ СЕМЬИ, А ТАКЖЕ И ПО ОТНОШЕНИЮ К ДЕТЯМ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ.

ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ЗАНЯТЬ ПОЗИЦИЮ РАВНОПРАВНОГО СУБЪЕКТА ВОСПИТАНИЯ, ВЗРОСЛОМУ НЕОБХОДИМО БЫТЬ ПРИНЯТЫМ РЕБЕНКОМ (СТАТЬ ЗНАЧИМЫМ, АВТОРИТЕТНЫМ ЛИЧНОСТНО, А НЕ СОЦИАЛЬНО). В ДАННОЙ МОДЕЛИ ВОСПИТАТЕЛЬ - ПЕДАГОГ НЕ УХОДИТ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СВОИ ДЕЙСТВИЯ. ЕГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМ И ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТОБЫ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ НЕ ТОЛЬКО РАСКРЫТЬ СВОЙ ПОТЕНЦИАЛ (САМОРЕАЛИЗОВАТЬСЯ), НО И УСПЕШНО СОЦИАЛИЗИРОВАТЬСЯ

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: ВОСПИТАНИЕ УСПЕШНО, ЕСЛИ ОНО СИСТЕМНО. МАТЕРИАЛЫ ПЕРВЫХ ВСЕРОССИЙСКИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЧТЕНИЙ, ПОСВЯЩЕННЫХ ТВОРЧЕСКОМУ НАСЛЕДИЮ АКАДЕМИКА РАО Л.И. НОВИКОВОЙ. ВЛАДИМИР – МОСКВА. 2006 . ГРЕБЕНЩИКОВ В.И. ШКОЛА И СЕМЬЯ. М., 1985. ПРИХОЖАН А.М., ТОСТЫХ Н.Н. ПСИХОЛОГИЯ СИРОТСТВА. М., 2005. ЩУРКОВА Н.Е. ШКОЛА И СЕМЬЯ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АЛЬЯНС. М., 2004.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня остро встаёт вопрос о роли и функциях семьи и школы в воспитании младших школьников. Проблемы, особенности воспитания детей данного возраста приобретают особую важность и обращают на себя внимание. Определяющая роль в воспитании ребёнка отводится не только школе, но и, конечно, принадлежит семье.

Формирование личностных качеств младшего школьника, развитие его, определяется уровнем воспитания в семье. Семья является важнейшим фактором в воспитании ребёнка младшего школьного возраста.

Концепция основана на возрождении приоритетности семейного воспитания и опирается на следующие идеи:

- опоры на базовые потребности ребенка;

- развития личности в процессе воспитания

совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания;формирования единого воспитательного пространства для жизнетворчества каждого ребенка на основе личностного подхода;

восстановления в общественном сознании традиционной ценности брака, семьи, престижа материнства и отцовства;

социального партнёрства общества, семьи, школы в процессе формирования модели культуры здорового образа жизни в семье.

При этом важным является формирование у родителей установки на самостоятельную творческую деятельность путем внедрения активных форм, передовых технологий и методик психолого-педагогического всеобуча родителей, на основе единых принципов:

гуманистической направленности, уважения уникальности и своеобразия каждого ребенка, приоритетности его интересов, отношения к нему, как к части будущего человеческого и интеллектуального потенциала государства;

признания преимущественного права родителей на воспитание, обучение и охрану здоровья своих детей;

взаимовлияния личностей взрослых и детей, предполагающего сотворчество педагогов - детей - родителей - общества;

преемственности и межпоколенческих связей, сохранения и развития лучших традиций духовно-нравственного воспитания;

системности: только через системный подход к организации жизнедеятельности детей, возможно, обеспечить целостность становления личности ребенка и комплексность воспитания;

открытости, обеспечивающей тесный контакт с семьёй, участие родителей в процессе воспитания, доступность для родителей информации об эффективности процесса воспитания, его индивидуальных особенностях, духовно-нравственном становлении, а также повышение психолого-педагогических знаний родителей, взаимодействие семьи и социума в целях продуктивного воспитания.

Цель: создание условий успешного взаимодействия с семьей в целях изучения ребенка, раскрытия и развития в нем лучших качеств.

Основные направления концепции:

1 .Организационная деятельность классного руководителя по взаимодействию с родителями, семьей.

2.Развитие отношений между родителями, детьми.

3 .Организация работы коллектива родителей.

4.Психолого-педагогическое просвещение родителей.

Задачи:

Изучение положительного опыта взаимодействия классных руководителей и родителей.

Пропаганда и возрождение семейных традиций при взаимодействии воспитанников и их родителей.

Организация совместной деятельности детей и родителей.

Формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.

Всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей.

Оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социально-средовых ресурсов, способствующих преодолению внутрисемейных проблем и проблем взаимоотношения с ребенком.

Совершенствование методики проведения родительских собраний и организация эффективной работы родительского комитета.

Механизм реализации осуществляется через:

мониторинговые исследования и определение перспектив;

установление партнерских отношений педагогов, родителей, детей, создание единого социокультурного пространства;

психолого-педагогическое сопровождение просвещения родителей, вовлечение родителей в педагогическое самообразование, изучение и внедрение лучшего опыта семейного воспитания, проведение совместных проблемных семинаров;

внедрение здоровьесберегающих технологий, формирующих позитивные установки на ЗОЖ;

привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, к активной созидательной практике по возрождению национальных духовных традиций;

повышение роли дополнительного образования детей в развитии форм семейного досуга, организацию совместной деятельности детей и взрослых: военно-патриотическое, интеллектуальное, художественное, эстетическое, экологическое, физическое воспитание, туристско-краеведческую работу.

Ожидаемые результаты работы, их социальная эффективность

Возрождение традиций семейного воспитания, утверждения здорового образа жизни.

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в семейном воспитании, получение ими практических навыков.

Активное и широкое включение родителей в образовательный и воспитательный процесс.

Взаимодействие школы и семьи - это взаимосвязь педагогов, учащихся и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. В результате его развиваются две стороны. Следовательно, взаимодействие школы и семьи - источник и важный механизм их развития.

Процесс взаимодействия педагогов, родителей и воспитанников осуществляется через активные формы организации деятельности.

Вы можете добавить книгу в избранное после того, как авторизуетесь на портале. Если у вас еще нет учетной записи, то зарегистрируйтесь.

Ссылка скопирована в буфер обмена

Вы запросили доступ к охраняемому произведению.

Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).

Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.

Читайте также: