Сценарий применения конкретного метода социально педагогической работы в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Потапова Надежда Владимировна

Населенный пункт: Тюменская область, п. Солнечный

Во всех типах форм выбирают две группы: формы, имеющие постоянный набор конструктивных элементов, задающих методический рисунок названию формы; формы, которые не имеют постоянного или определенного набора конструктивных элементов: формы свободного творчества или определенного набора конструктивных элементов; формы свободного творчества и формы с организационно-содержательной стороной.
Так, в практике обучения и воспитания широко применяется такая форма работы, как аукцион.

Так, в практике обучения и воспитания широко применяется такая форма работы, как аукцион.

Линейка – ритуальное представление, предполагающее построение участников на какой-либо площадке. Выход на линейку имеет второстепенное значение. Функции субъектов взаимодействия следующие: ведущий линейки (находится в центре внимания), выступающие (с монологами или короткими представлениями выходят в центр внимания), зрители, исполнители ритуальных действий. Содержанием взаимодействия является формирование эмоционально-ценностного отношения к чему-либо и получение какой-либо и получение какой-либо информации [3, c. 80].

Митинг – представление, предполагающее демонстрацию тех или иных взглядов, позиций в виде монологических выступлений отдельных ораторов.

Спектакль – представление, предполагающее демонстрацию выступающими для зрителей целостного театрального действия. Разновидностями спектакля являются устный журнал, выступление агитбригады. Это представление какой-либо информации (актуальных проблем) в художественной форме. Спектакль предполагает реализацию таких функций, как актеры (выступающие) и зрители. В театральном сценарии – пьесе заложена развитие сюжета: заявка, восхождение, кульминация, развязка. Поэтому социальному педагогу следует учитывать заложенный пьесой эмоционально-содержательный алгоритм. Спектакль может проходить не обязательно в зрительном зале [5, c. 68].

Концерт – представление, предполагающее демонстрацию выступающими для зрителей художественных номеров (танцы, песни, театральные миниатюры и т.д.).

Лекция – представление, предполагающее изложение в виде монолога совокупности взглядов на какой-либо предмет (по какому-либо вопросу).

Фронтальная беседа – специально организованный диалог, в ходе которого ведущий руководит обменом мнениями может по какому-либо вопросу (проблеме). Фронтальная беседа может быть организована с использованием игры.

Конкурс – форма досуговой деятельности, под которой понимается соревнование, состязание, столкновение, имеющее целью выявить лучших из числа участников. Идея соревнования, сопоставления – зерно конкурса. Конкурс – уникальное явление досуговой педагогики, он краток и поэтому желателен. Конкурс стимулирует ребят в возможности их самореализации и социализации. Конкурсы могут иметь самые разные формы: викторина – игра, построенная на занимательных вопросах и ответах на них; головоломка – игра, построенная на занимательных вопросах и ответах на них и т.д. [2, с. 79].

Викторина – своеобразная игра, участники которой, отвечая на вопросы, стремятся добиться победы. Викторину можно использовать как самостоятельную форму, так и составную часть какой-либо формы работы (праздника, вечера, конкурса и т.д.). Викторина может быть тематической, то естьвопросысоставлены по какой-либо одной теме. Тема должна быть актуальной, а вопросы – посильны для аудитории. При составлении вопросов учитывается различная степень подготовленности участников и возраст.

Второй тип форм работы с детским коллективом, Практические – походы, экскурсии, экспедиции, различные акции, слеты, конференции, ярмарки, суббтотник, изготовление выставок, поделок, стуационно – ролевая игра, танцевальная программа, и т.д., в которых школьники могут попробовать себя в условиях, приближенных к реальным жизненным ситуациям. Они относятся к статически – динамическим формам работы [2, с. 77].
К этому типу можно отнести: ярмарку (народное гуляние) – развернутое на отдельном площадке совместное развлечение, предполагающее вовлечение участников в различные аттракционы. Вовлечение в аттракционы обычно обеспечивается традиционным способом: за участие выдаются житоны, которые можно обменять на что-нибудь вкусное или полезное. Можно развернуть и целую экономическую игру.

К этому типу можно отнести: ярмарку (народное гуляние) – развернутое на отдельном площадке совместное развлечение, предполагающее вовлечение участников в различные аттракционы. Вовлечение в аттракционы обычно обеспечивается традиционным способом: за участие выдаются житоны, которые можно обменять на что-нибудь вкусное или полезное. Можно развернуть и целую экономическую игру.

Субботник – (трудовая акция) – ограниченная по месту и времени специально организованная предметно – практическая трудовая деятельность детей. В процессе проведения субботника у детей формируется трудовые навыки, воспитываются нравственные качества.

Изготовление выставки (газеты, книги, летописи и т.д.) – специально организованная деятельность по созданию экспонатов или информационного продукта для последующей демонстрации.

Подготовка к представлению – специально организованная совместная деятельность по придумыванию, разработке и реализации замысла какого-либо представления. Каждый этап может быть вы делен как отдельная форма работы: придумывание, реализация замысла (репетиция) [2, с. 79].

Ситуационно-ролевая игра – это специально организованное соревнование в решении задач взаимодействия и в имитации предметных действий предметных действий участников, исполняющий строго заданные роли в условиях вымышленной ситуации, регламентированное правилами игры.

Продуктивная (инновационная) игра – совместная деятельность по созданию информационного продукта, предполагающегося обмена мнениями, в том числе и специально организованное их столкновение, демонстрацию промежуточных результатов. В этой игре школьники учатся высказывать свои мнения, свою точку зрения и защищать их. Это придаст им уверенность в своих силах, и конечно в дальнейшем скажется на успешном их жизни.

Экскурсии – специально организованное передвижение участников с целью демонстрации им каких-либо экспозиции. Экскурсия приобщает школьников к искусству, к миру природы, формирует нравственно-эстетические качества личности.

Поход – специально организованное передвижение на определенное (достаточно протяженное) расстояние, в ходе походов школьники учатся вести себя адекватно в любых обстоятельствах, у них воспитывается чувство коллективизма, желание прийти на помощь тем, кому трудно.

Парад (карнавальное шествие) – ритуальное передвижение участников с целью демонстрации красоты костюмов, строя и т.д. все это воспитывает у детей эстетические чувства.

- использование соответствующего интересам школьников репертуара и творческих методов работы.
Создавая такие условия в общеобразовательных школах можно привлечь основную массу школьников, обеспечивая тем самым их полноценное развитие и успешную социализацию в обществе.

Создавая такие условия в общеобразовательных школах можно привлечь основную массу школьников, обеспечивая тем самым их полноценное развитие и успешную социализацию в обществе.

Список литературы:

Агишина, Т.И. Программа начального музейного образования Мир музея. – Елабуга, 1999. – 156с.

Алянский, Ю.Л . Азбука театра: 50 маленьких рассказов о театре. - Л.: Дет. лит., 1990. – 159с.

Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества. Сб. избр. трудов. - М.: Искусство, 1979. - 423с.

Ванслов, В.В. Эстетика, искусство, искусствознание: Вопросы теории и истории. - М.: Изобразительное искусство, 1983. - 439с.

Выготский, Л.C. Психология искусства. - М.: Педагогика, 1987. - 344с.

Сертификат за вебинар

Сертификат за вебинар

Диплом участника конкурса

Диплом участника конкурса

Сертификат о публикации

Сертификат о публикации

Сертификат участника конференции

Сертификат участника конференции

Бумажный диплом

Бумажный диплом

Каталог сайтов

Инновационные методы работы социального педагога с детьми школьного возраста.

Аннотация: В статье раскрываю теоретические, практические и современные подходы к инновационной деятельности социального педагога.

Ключевые слова: инновационные методы, социальный педагог, опыт работы социального педагога, инновации.

Развитие инновационных методик – неотъемлемая часть любой человеческой деятельности. Накапливая опыт, совершенствуя способы, методы действий, расширяя свои умственные возможности, человек тем самым постоянно развивается. Этот же процесс применим к любой человеческой деятельности, в том числе и в работе социального педагога.

В ФГОС отмечено, что в современных условиях актуальностью социального образования, в том числе и инновационных методов, является их разработка, внедрение в интенсивное развитие социальной сферы деятельности педагога.

Одним из средств такого развития являются инновационные методы, то есть это принципиально новые способы, тенденции, принципы взаимодействия социального работника с людьми, обеспечивающие эффективное достижение результата в психолого-педагогической деятельности.

Создавая и проектируя инновационные методы в работе социального педагога следует ориентироваться на специфику работы, обеспечивая социальное благополучие.

Овладевая инновационными методами, социальный педагог, применяет приемы, действия и способы для взаимосвязной деятельности, которые способствуют накоплению позитивного опыта, а также в практико-ориентированном обучении, способствуют логическим операциям, любознательности, познавательной мотивации познавательных действий, умениям анализировать, делать выводы и умозаключения с помощью инноваций.

Инновационные методы служат целенаправленному изменению, которое привносит новое внедрение (новшество) в работе по созданию, использованию и распространению чего-то нового, неизведанного и до конца, не изученного с целью внедрить новые элементы, улучшить и обновить их.

Внедрение инновационных методов в деятельность социального педагога обеспечивает экономию сил и средств, позволяет научно строить социально-педагогическую деятельность, способствует эффективности в решении задач, стоящих перед социальным педагогом. Инновационные методы в работе социального педагога позволяют решать весь широкий спектр задач социальной педагогики - диагностики, социальной профилактики, социальной адаптации и социальной реабилитации.

Научные инновации, продвигающие вперед прогресс, охватывают все области человеческих знаний. Одной из разновидностей социальных инноваций являются педагогические инновации.

Педагогическая инновация — это нововведение в области педагогики, целенаправленное прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества, улучшающие характеристики, как отдельных ее компонентов, так и самой образовательной системы в целом.

Стоит сказать, что социальный педагог - это человек, работающий в той или иной сфере деятельности (школа, интернат, институт, детский сад, образовательные центры и т. д., затрагивающий человеческие факторы с помощью инновационных методов, которые аккуратно корректируют психику людей, помогают им в решении ситуации, преодолении барьеров и стереотипов самих себя с помощью различных теоретических, практических и инновационных методов [6, с. 336].

В фазе использования инновационных методов в работе социального педагога используют следующие этапы:

1. Этап распространения новшества, заключающийся в его широком внедрении, диффузии (распространения) новшества в новые сферы.

2. Этап господства новшества в конкретной области, когда собственно новшество перестает быть таковым, теряя свою новизну. Завершается этот этап появлением эффективной альтернативы или замены данного новшества более эффективным.

3. Этап сокращения масштабов применения новшества, связанный с заменой его новым продуктом.

В структуре инновационной работы социального педагога выделяется и организационно-методическая деятельность, которая является анализом и обобщением в методических секциях, семинарах, тренингах, практикумах, конференциях различного уровня по социально-педагогическим проблемам.

Поэтому накапливая данные по методам социально-педагогической работы на основе изучения методической литературы и инновационных технологиях мы можем сказать, что оно является пусковым механизмом для будущего инновационного исследования и развития циклов инновационного процесса социального педагога, а именно: зарождение идеи, планирование и моделирование идеи, разработка методов и реализация новшевства [1, с. 123].

Работая в образовательных учреждениях, социальный педагог применяет в профессиональной практической деятельности, подготовленности к работе с детьми, родителями, и другими социальными партнерами компетентность в своем мастерстве и для дальнейшей работы следующие подходы к современной организации обучения.

- личностно-ориентированный подход. Для достижения личностного роста и контакта с детьми, студентами, используется стратегия сотрудничества, помощи, понимания, уважения и поддержки при выборе методов и средств работы;

- сущностный подход отражается во взаимодействии социального педагога в направлении развития способностей детей на основе формирования сущностных системных знаний при установлении междисциплинарных связей;

- операционно-деятельностный подход основывается на ключевых позициях государственных образовательных стандартов. Умение действовать в процессе приобретения знаний, то есть знания усваиваются в ходе их практического применения;

- профессионально ориентированный (компетентностный) подход к обучению выражается в формировании у школьников и студентов профессиональной компетентности и профессиональных установок;

- акмеологический подход тесно связан с сущностным подходом при организации инновационного образования, заключающегося в разработке новых и обновлении существующих средств и методов обучения для формирования у детей и студентов творческого мышления, саморазвития, самосовершенствования, самообразования и самоконтроля;

- креативно-развивающийся подход формирует у детей, школьников и студентов продуктивное мышление и творческое отношение к деятельности, качества и способности творческой личности, научно-творческие умения и навыки;

- контекстный подход выражается в соответствии содержания изучаемых дисциплин государственному образовательному стандарту [2, с. 352].

Главным устойчивым результатом реализации инновационных методов в образовательной деятельности является:

- формирование инновационной инфраструктуры, обеспечивающей устойчивое развитие и дальнейшее изучение, и распространение передового опыта;

- лидерская позиция социального педагога на рынке образовательных услуг;

- создание позитивного имиджа учебного заведения.

Инновационными методами являются : интерактивные методы обучения, методы проектного обучения и компьютерные методы и технологии.

Интерактивный метод обучения основывается на психологии человеческих взаимоотношений. В нем рассматриваются способы знаний, формирование умений и навыков в процессе взаимоотношений и взаимодействий педагога и обучаемого, как субъектов учебной деятельности.

“Семинар – диспут” предполагает коллективное обсуждение какой - либо проблемы с целью установления путей её достоверного решения. Семинар - диспут проводиться в форме диалогического общения его участников. Он предполагает высокую умственную активность, прививает умение вести диалог, обсуждать проблему, анализировать и находить пути решения, данной проблемы, делать выводы, защищать свои взгляды и убеждения, четко и доступно излагать свои мысли.

Далее подробно рассмотрим метод проектного обучения.

К проектируемому изделию предъявляются такие требования, как технологичность, экономичность, экологичность, безопасность, эргономичность, эстетичность и др.

Методика проектного обучения способствует созданию педагогических условий для развития креативных способностей и качеств личности учащегося, которые нужны ему для творческой деятельности, независимо от будущей конкретной профессии [4, с. 168].

Теперь рассмотрим инновационные - компьютерные методики обучения в работе социального педагога.

Компьютерные инновационные методики обучения — это процессы сбора, переработки, хранения и передачи информации обучаемому (школьнику, студенту, педагогам и т. д.) посредством компьютера. К настоящему времени наибольшее распространение получили такие методические направления, в которых компьютер является:

• средством для предоставления своего плана, материала с индивидуальной программой для учащихся, социальным педагогом, с целью ознакомления и усвоения материала;

• средством информационной поддержки учебных процессов как дополнительный источник информации;

• средством для определения уровня знаний и контроля за усвоением учебного материала, подготовленным социальным педагогом согласно перспективному плану (тесты, анкеты, упражнения и т. д.);

• универсальным тренажером для приобретения навыков практического применения знаний;

• средством для проведения экспериментов и деловых игр социального педагога с учащимися (детьми, студентами и т. д.) с целью изучения и взаимодействия друг с другом и социумом в жизни [5, №1 – с. 4].

Также стали доступны новые инновационные методы такие как : видео – конференция, электронный личный дневник социального педагога и психолога, создание своей социальной группы в интернете, введение блога, сайта, дистанционное консультирование, индивидуальная беседа по скайпу и многое другое.

Сайт социального педагога. Создан, специально для социальных педагогов. Автором сайта является группа социальных педагогов, что определяет специфику оформления и наполнения ресурса. Предпочтение отдается практическим вопросам и проблемам, возникающим в профессиональной деятельности социального педагога.

Блог социального педагога, психолога, а именно портал предназначен для социальных педагогов и школьных психологов. Возможно также использование ресурса школьниками и их родителями. На портале присутствуют тесты, опросники, статьи, видео и аудиоматериалы [3,c 134].

Сегодня практически нет, не одной сферы в обществе, которая в той или иной степени не была бы охвачена инновационными методами и процессами.

Социальная сфера, одна из тех сфер, где просто необходимы инновации. Ведь инновации — это движение вперед, поиск новых более эффективных, рациональных путей решения поставленных вопросов, без новых методов мы так и будем топтаться на месте, а вместе с тем жизнь не стоит на месте, решаемые вопросы усложняются и требуют новых подходов.

1. Андреева Г. М. Социальная психология : учебник для высших учебных заведений / Г. М. Андреева; под ред. Г. М. Андреевой. – Москва: Аспект Пресс, 2019. – 123 с.

4. Крючков Ю. А. Теория и методы социального проектирования : учеб. пособие для студ. социологического факультета / Ю. А. Крючков; под ред. Ю. А. Крючков. – Москва: Союз, 2020. – 168 с.

5. Лазарев, В. С. Понятие педагогической и инновационной системы : учеб. пособие для студ. педагогического университета / В. С. Лазарев; под ред. В. С. Лазарев. – Москва: Социальная педагогика, 2020. № 1. - 4 с.

Раннее выявление социального неблагополучия семьи в ДОУ. Организация работы в ДОУ с неблагополучными семьями Российское законодательство регулирует вопросы по социальной защите прав несовершеннолетних, основываясь на нормах международного права.

Арт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ дошкольного возраста Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,.


МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

- гуманистический характер образования,

- приоритет жизни и здоровья человека,

- прав и свобод личности,

- свободного развития личности,

- бережного отношения к природе и окружающей среде,

Соблюдение данного принципа требует повышенного внимания к личности обучаемого и его проблемам, в связи с чем, социальный педагог должен совершенствовать формы и методы работы в образовательных организациях.

1) Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции, определенных объема и сложности, в целях интеллектуального, духовно - нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;

2) Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно - нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;

3) Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;

4) Квалификация - уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности;

5) Образовательная организация – некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана;

6) Педагогический работник – физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности;

7) Средства обучения и воспитания - приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно - наглядные пособия, компьютеры, информационно - телекоммуникационные сети, аппаратно - программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности;

8) Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

9) Участники образовательных отношений - обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Целью настоящей работы является особенность применения методов и форм работы социального педагога в образовательных учреждениях, а соответствующими задачами выступают:

- анализ работы социального педагога в образовательных учреждениях;

- изучение теоретических основ, применяемых в работе социального педагога;

- анализ результатов и формирование предложений по совершенствованию работы социального педагога.

Анализ работы социального педагога в образовательных учреждениях

Основное назначение социального педагога — это социальная защита ребенка, подростка, оказание ему социальной или медицинской помощи, умение организовать его обучение, его реабилитацию и адаптацию в обществе. Для решения этих задач социальный педагог изучает ребенка, его состояние, уровень кризиса, планирует пути его преодоления. В этом одна из главнейших задач социального педагога. 1

Существует еще понятие — педагогическая технология, которой также должен владеть социальный педагог. Это значит владеть приемами, умениями и навыками влияния воспитанников. Сюда относятся умения владеть некоторыми приемами артистизма, речью, дыханием, ритмом и постановкой голоса, мимикой и жестами; находить в беседе тот тон и язык, который даст возможность говорить с нищими и алкоголиками, наркоманами и проститутками или с попавшим в беду ребенком. Не просто говорить, а убедить и повлиять. 2

Главной особенностью деятельности социального педагога является работа с ребенком и семьей в совокупности. Социальный педагог первостепенно должен:

1. знать ребенка (подростка);

2. уметь осмыслить его положение, ситуацию, в которой тот оказался;

3. обладать педагогическим тактом и мастерством;

4. владеть организаторскими способностями;

5. владеть организаторской работой.

Социальный педагог должен любить свою работу, она должна быть для него вторым домом, а дети (подростки) и их семьи - второй семьей. Он должен проживать с каждым из своих воспитанников все моменты их жизни, только тогда социальный педагог сможет понять суть проблемы и найти ее оптимальное и быстрое решение.

Изучение теоретических основ, применяемых в работе социального педагога

Методы работы социального педагога можно отнести к теоретическим основам, применяемым на практике, в деятельности социального педагога.

Метод (от греч. Methodos — путь исследования, теория, изучение) — это путь достижения заданной цели. Это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение личности.

Методы воспитания — это совокупность средств и приемов воздействия на личность, направленных на достижение определенной цели воспитания, исправления, перевоспитания. 3

Методы социального воспитания подразделяются:

I. В зависимости от того, на что они направлены:

- формирование сознания (взглядов, оценок, понятий, суждений);

- формирование эмоциональных чувств и стремлений (мотивов, чувств, стремлений, идеалов);

- самовоспитание личности (самооценки, самоконтроля, самоорганизации);

- формирование социально – приемлемого поведения и деятельности личности, привычек, отношения с окружающими.

II. В зависимости от характера отношений воспитателя и воспитанника:

- самореализация и индивидуальная коррекция действий.

III. В зависимости от характера влияния среды на личность:

- общение, мнение, приучение, тренировка, организация деятельности, общение - диалог, переучивание;

- создание новой среды: новая деятельность, изменение смысла жизни, отношений, деятельности, изменение поведения, изменение ситуации, изменение среды. 4

Рассмотрим методы по содержанию проводимой работы, иными словами основные формы работы социального педагога:

- психолого – педагогические методы.

Социально-экономические методы работы социального педагога заключаются в общении в школе с нуждающимися детьми, разносторонняя помощь семье и т.д.

Организационные методы направлены на урегулирование отношений между личностью и обществом. Чаще всего эти отношения нарушены, задача социального педагога создать новые отношения. Методами организации коллектива являются дисциплина и режим, однако, в некоторых случаях приходится прибегать к методу наказания, которое применяется, когда личность противопоставляет себя обществу.

К психолого – педагогическим методам относятся:

Самым распространенным методом в работе социального педагога является метод наблюдения, 5 который дает материал для воспитательной работы. Остановимся подробнее на отдельных методах социальной работы. Педагог наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, со сверстниками, за его трудом. Начинающий социальный педагог ведет дневник, что помогает лучше изучить подопечного. К ведению дневника педагог должен готовиться, предварительно составив план наблюдения за ребенком в разнообразных ситуациях. Он анализирует школьные документы, характеристики, медицинские выписки. Существует несколько видов наблюдения:

- включенное наблюдение, когда воспитанник и педагог в контакте;

- систематическое наблюдение — проводится длительно, непрерывно или по циклам (день в неделю, неделю в году);

- несистематическое наблюдение — проводится в экстремальных ситуациях;

- ситуативное наблюдение — проводится в зависимости от ситуации: в привычной обстановке (в семье, со сверстниками) и в экстремальной (при отмене уроков, болезни учителя). Педагог наблюдает за эмоциональной и нравственной реакцией воспитанника, за его привычками общения, отношением к людям, которых он не принимает. 6

Метод беседы дает возможность педагогу проникнуть в духовную жизнь воспитанника, выяснить все трудности его жизни. Успех беседы зависит от профессионализма социального педагога, его умения выстроить беседу так, чтобы расположить к себе ребенка, а также от заинтересованности в беседе воспитанника. 7

Метод анкетирования. Собрать материал, характеризующий воспитанника, можно методом анкетирования. Из анкеты социальный педагог может узнать его интересы и особенности, определить психологические проблемы, представить его прежние поступки. Все это помогает составить план педагогической деятельности. 8

Метод интервью дает возможность получить сведения на заранее продуманные вопросы. Они должны быть точно сформулированы. Исследование ведется в разговорной форме по одной определенной теме. 9

Метод тестирования. Чаще всего к этому методу социальный педагог прибегает, чтобы установить, подвергался ли ребенок физическому насилию, как к нему относились взрослые. В комплексе с этим методом используются наблюдение, беседа, интервью, анкетирование. Такое глубокое исследование помогает выявить эмоциональное насилие. 10

Существует еще множество методов и форм работ социального педагога, но цель у них всех одна понять проблему ребенка и помочь ему и его семье в ее решении.

Анализ результатов и формирование предложений по совершенствованию работы социального педагога

Анализируя результаты работы социального педагога в образовательном учреждении можно выделить следующие проблемы нынешнего поколения:

1. Заниженная самооценка;

5. Употребление психотропных веществ.

Все эти и многие другие проблемы решаются проведением качественной работы социальным педагогом в образовательных учреждениях, а именно:

1. игры для сплочения коллектива;

2. обсуждение той или иной проблемы;

3. аналитические работы по данному фильму или фрагменту;

Заключение

Хочется отметить, что необходимо правильно пользоваться формами и методами работы социального педагога, как с детьми, так и с взрослыми. Следует четко понимать, какую необходимо оказать помощь, поддержку, сопровождение и всегда необходимо проводить профилактику.

Чем интересней и увлекательней будут формы и методы работы социального педагога, тем проще будет привлечь к процессу детей и их родителей и тем самым быстрее будет решена проблема.

Подводя итог, можно сказать, что социальный педагог является одним из главных составляющих системы образования и воспитания. От того каким квалификационным требованиям соответствует социальный педагог и какие методы использует в работе зависит конечный результат его деятельности. Мало знать и применять на практике теоретические основы работы, необходимо со всей душой отдаваться такой профессии как социальный педагог.

Список литературы:

2. Василькова Ю.В., Василькова Т. А. Социальная педагогика: Курс лекций// Василькова Ю.В., Василькова Т. А. - М., 2001;

4. Маслова Н.Ф. Рабочая книга социального педагога. - Орел, 1995.

1  Василькова Ю.В., Василькова Т. А. //Социальная педагогика: Курс лекций - М., 2001, с. 61

2  Василькова Ю.В., Василькова Т. А. //Социальная педагогика: Курс лекций - М., 2001, с. 63

5  : Маслова Н.Ф. //Рабочая книга социального педагога. — Орел, 1995 — Ч. И. — С. 25-27.

6  Маслова Н.Ф. //Рабочая книга социального педагога. — Орел, 1995 — Ч. И. — С. 25-27

Нажмите, чтобы узнать подробности

80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем.

90%, когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов.

Существенной составляющей педагогических технологий являются методы обучения.

Методы обучения — это способы взаимосвязанной деятельности педагогов и учеников по осуществлению задач образования, воспитания и развития. (Ю. К. Бабанский).

Методы обучения — это способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом. (И. Ф. Харламов).

Требования к методам обучения

Научность методов. Доступность метода, его соответствие психолого-педагогическим возможностям развития школьников.

Результативность метода обучения, его направленность на прочное овладение учебным материалом, на выполнения задач воспитания школьников.

Необходимость систематически изучать, использовать в своей работе инновационные методы.

Выбор методов обучения зависит:

От общих и конкретных целей обучения; содержания материала конкретного урока.

От времени, отведенного на изучение того или иного материала.

От возрастных особенностей учащихся, уровня их познавательных возможностей.

От уровня подготовленности учащихся.

От материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств.

От возможностей и особенности учителя, уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств.

Особенности современного урока

Современный урок - свободный урок, урок, освобожденный от страха: никто никого не пугает и никто никого не боится.

Создается доброжелательная атмосфера.

Формируется высокий уровень мотивации.

Придаётся большое значение способам учебной работы.

Уделяется специальное внимание развитию у учащихся умений самостоятельной познавательной деятельности, творческого отношения к учебному процессу.

Организационные основания урока

Работают все и работает каждый.

Интересно мнение каждого и радуют успехи каждого.

Все благодарны каждому за его участие, и каждый благодарен всем за свое продвижение к знаниям.

Доверие к учителю как к руководителю групповой работы, но каждый имеет право на инициативное предложение.

Все и каждый имеют право высказать мнение относительно проведенного занятия.

Ученик – активный субъект образовательного процесса, проявляющий самостоятельность в выработке и принятии решений, готовый нести ответственность за свои действия, уверенный в себе, целеустремленный.

Учитель – консультант, наставник, партнер.

Задача учителя – определить направление работы, создать условия для инициативы обучающихся; грамотно организовать деятельность учащихся.

Особенности современных методов обучения

Метод - это не сама деятельность, а способ её осуществления.

Метод должен обязательно соответствовать цели урока.

Метод не должен быть неправильным, неправильным может быть только его применение.

Каждый метод имеет своё предметное содержание.

Метод всегда принадлежит действующему лицу. Нет деятельности без объекта, и нет метода без деятельности. (По Левиной М.М.)

Процесс обучения должен вызывать у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.

Успех всего образовательного процесса во многом зависит от выбора применяемых методов.

Моя личная позиция

Оптимальное сочетание форм работы на уроке.

Обучение учащихся основным приемам учебной деятельности.

Развитие мыслительных процессов у учащихся.

Создание условий для обеспечения высокой активности ученика на уроке.

Реализация принципа индивидуального подхода.

Чтобы обеспечить познавательную активность и познавательный интерес учащихся на различных этапах урока, я использую активные формы и методы работы.

Наиболее продуктивными считаю:

Организация групповой, парной и индивидуальной работы;

Организация самостоятельной деятельности учащихся;

Создание конкретных ситуаций, их анализ;

Постановка вопросов, активизирующих диалог.

Надо применять разнообразные методы и находить новые. Школа должна быть педагогической лабораторией, учитель в своей учебно-воспитательной работе должен проявлять самостоятельное творчество. Л.Н.Толстой.

Дидактические игры – вызывают живой интерес к процессу познания, активизируют деятельность учащихся, помогают легче усвоить учебный материал.

Ролевые игры - это маленькая сценка, разыгрываемая учениками, помогающая наглядно представить, увидеть, оживить обстоятельства или события, знакомые ученикам.

На уроках математики, для развития активности и внимания, провожу устный счет с элементами игры.

Пары и группы

Проблемные методы.

Способствуют развитию интеллектуальной, предметно-практической мотивационной сфер личности.

Проблемный вопрос - вопрос, который требует интеллектуальных усилий, анализа связей с ранее изученным материалом, попытки сравнить, выделить наиболее важные положения.

Проблемная ситуация - сравнение двух или более взаимоисключающих друг друга точек зрения.

Проблемные задания - задания, которые ставят перед учащимися задачи и ориентируют их на самостоятельный поиск решений.

Метод проектов

Основные этапы проектной деятельности

Выбор темы проекта.

Работа с разными источниками.

Выбор формы предъявления проекта.

Работа над проектом.

Подведение итогов.

В конце работы ученик должен ответить на вопросы:

Выполнил ли я то, что задумал?

Что было сделано хорошо?

Что было сделано плохо?

Что было выполнить легко, а в чем я испытывал трудности?

Кто бы мог сказать мне спасибо за этот проект?

Метод дискуссии

Где человек творец – там он субъект. Потребность в общении – это первое проявление деятельности субъекта.

Применение ИКТ учителями начальной школы в образовательном процессе позволяет:

развивать у учащихся навыки исследовательской деятельности, творческие способности;

усилить мотивацию учения;

сформировать у школьников умение работать с информацией, развить - коммуникативную компетентность;

активно вовлекать учащихся в учебный процесс;

создать благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

Ребёнок становится жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.

Метод незаконченного рассказа

В тексте выделяются 2-3 остановки, задаются детям вопросы, побуждающие к критическому мышлению.

Что заставило героя поступить именно так?

Методы начала урока

Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу, и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры и приветливы. Выдохните вчерашнюю обиду и злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть ясного дня, тепло солнечных лучей. Пожелаем друг другу хорошего настроения.
Погладьте себя по голове. Обнимите себя. Пожмите соседу руку. Улыбнитесь друг другу.

Учащиеся проходят по классу и приветствуют друг друга, говоря при этом слова приветствия или называя свои имена.
Это позволяет весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками в течение нескольких минут.

Методы выяснения целей

Цели использования метода - результаты применения метода позволяют мне понять, что из спланированного на урок материала ученики знают, а что нет. На какие знания школьников можно опираться, давая новый материал. Я задаю обучающимся вопросы, подводя их к цели и задачам урока. Учащиеся, отвечая на них, выясняют совместно со мной, что они уже знают по данной теме, а что нет.

Перед началом выяснения ожиданий и опасений я объясняю, почему важно выяснить цели, ожидания и опасения. Свои ожидания ученики записывают на цветах синего цвета, а опасения – красного. Те, кто записал, прикрепляют цветы к поляне. После того, как все ученики прикрепят свои цветочки, я озвучиваю их, после чего мы организуем обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. В процессе обсуждения уточняем записанные ожидания и опасения. В завершении метода я подвожу итоги выяснения ожиданий и опасений.

Методы подведения итогов

Позволяют эффективно, грамотно и интересно в форме игры подвести итоги урока и завершить работу. Для меня этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке.

Я предлагаю ученикам представить, что сегодняшний день они провели в кафе и теперь их прошу их ответить на несколько вопросов:

Я съел бы еще этого…

Больше всего мне понравилось…

Я почти переварил…

Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне.

Всем ученикам предлагается фломастером нарисовать кружочек. Чем ярче ощущения, тем ближе к центру располагается кружочек. Если отношение негативное – кружочек рисуется за пределами круга.

Методы релаксации

Если вы чувствуете, что обучающиеся устали, сделайте паузу, вспомните о восстанавливающей силе релаксации!

Учащиеся по команде учителя изображают одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.

Необходимо использовать различные формы, методы и приемы обучения в начальной школе:

позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме;

способствуют лучшему усвоению знаний;

вызывают интерес к познанию;

формируют коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции.

Уроки с использованием активных методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Но бессистемное, непродуманное их использование не дает хороших результатов. Поэтому очень важно активно разрабатывать и внедрять в урок свои авторские игровые методы в соответствии с индивидуальными особенностями своего класса.

Читайте также: