Сборник школа как территория чтения

Обновлено: 05.07.2024

Известно, что читательский опыт начинает закладываться с самого раннего детства. Прививая любовь к книге, мы помогаем ребенку познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова. К сожалению, в настоящее время существует проблема – дети не любят слушать и читать художественную литературу, но они очень увлечены компьютерными технологиями. Поэтому я решила совместить проблему с увлечением, разработав проект приобщения детей к художественной литературе через чтение сказок с использованием компьютерного оборудования.

Знакомство с литературой у каждого ребенка начинается именно со сказок, которые сопровождают все его детство и остаются с ним на всю жизнь.

Процесс общения ребёнка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нём личности. О важнейшей роли книги в формировании человека говорилось еще во времена Ярослава Мудрого. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребёнок должен любить книгу, тянуться к ней.

Но, как известно, современные дети всё чаще проводят своё время за компьютерными играми, просмотром телепередач и всё реже читают книги.

От установок взрослого также зависит и то, какое отношение к процессу чтения, к литературе вырабатывается у ребёнка.

На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека. В книгах заключено особое очарование: книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.

Нам необходимо найти эффективные формы работы по приобщению детей к чтению, увлекая этим дошкольников и их родителей.

Проект направлен на установление взаимодействия родителей, детей, педагогов в решении проблемы воспитания грамотного читателя.

Цель проекта :

Повышать эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей. Способствовать формированию устойчивого интереса ребёнка к литературе, как виду искусства

Вид проекта : практико-ориентированный-творческий.

Участники проекта :

дети дошкольных групп,

воспитатели, специалисты: музыкальный руководитель; учитель-логопед, педагог-психолог, методист

Охватываемые образовательные области:

- формирование элементарных математических представлений (считаем персонажи рассказов)

- предметное окружение, расширение кругозора, экологическое воспитание, познавательно-исследовательская деятельность

- ознакомление с художественной литературой

(игровая деятельность, театрализованная)

Физическое развитие (тематические занятия)

Задачи проекта :

• Приобщать детей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя

совершенствовать стиль партнёрских отношений с семьёй, культурными и общественными организациями, способствующими воспитанию у детей интереса к художественной литературе.

• Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.

• Повысить культуру речи педагогов, родителей и детей.

• Воспитывать бережное отношение к книге как результату труда многих людей.

• Повышение интереса детей к художественной литературе, книге как

• Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания

• грамотного читателя, речевого развития ребёнка,

• Позитивные изменения в речи детей.

• Возрождение домашнего чтения.

• Обобщение и распространение семейного опыта.

Перспективы распространения результатов проекта.

Уровень детского сада:

1. Внедрение в практику новых технологий

2. Обмен полученным опытом внутри сада (консультации, мастер-классы, выставки)

3. Подведение итогов реализации проекта на педсовете.

Уровень образовательного комплекса:

1. Обмен полученным опытом внутри комплекса (консультации, мастер-классы, выставки)

2. Преемственность между образовательными ступенями.

План реализации проекта

Этапы Содержание Задачи Сроки Ответственные

Подготовительный 1. Составление плана реализации проекта

2. Изучение методической литературы

6. Анализ содержания уголков книг (мини-библиотека) в группах в соответствии с возрастом, спецификой работы

1. Познакомить администрацию, педагогов и родителей с проектом.

2. Изучить социальный заказ родителей, познакомить с проблемой.

3. Подобрать методическое обеспечение проекта

Основной 1. Оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателей

3. Экскурсия в школьную библиотеку

4. Консультации и беседы с родителями

5. Создание мини-музея книги

6. Книжный доктор

1. Пополнить фонд детской литературы в Доу

3. Активизировать всех участников образовательного процесса Октябрь-апрель Методист,

Завершающий 1. Подведение итогов реализации проекта.

2. Изготовить и выпустить иллюстрированный сборник «Сказочные капельки (сочинения детей)

1. Изучить отношение всех участников образовательного процесса к проекту

2. Обобщить и распространить семейный опыт по формированию устойчивого интереса детей к книгам Апрель Методист,

Месяц Тема занятия

(конспект прилагается) Источники Используемые материалы Подготовительная работа

(конспект прилагается) Сеть интернет, использование методической литературы.

2. Речевое развитие:

заучивание стихотворений к празднику,

3. Стихи русских поэтов о природе

Ноябрь День матери в России.

(конспект прилагается) Использование материала из сети. Материал из методической литературы.

viki.rdt.ru Рассматривание иллюстраций картин известных художников "Образ матери в искусстве. "

Презентация на электронном носителе. Беседа о празднике "День Матери"

Беседа "Мамы разные нужны, мамы всякие важны"

Беседа "Как я помогаю маме"

Рассматривание наглядного материала о профессиях наших мам.

Рассматривание книг о семье, о маме.

Просмотр мультфильмов "Мама для мамонтенка", "Обезьянки - осторожно, обезьянки!",

Выставка детских работ "Портрет любимой мамы";

Декабрь День героев Отечества.

(конспект прилагается) Использование материала из сети. Материал из методической литературы.

Презентация на электронном носителе. 1. Рассказ воспитателя об истории праздника и о Высшей награде Российской Федерации (орден Святого Георгия).

2. Рассматривание иллюстраций о сражениях в разное историческое время.

4. Беседа с детьми об историческом прошлом нашей Родины.

5. Рассказы детей о выбранном герое.

(конспект прилагается)

Фотографии достопримечательностей Франции,

Портрет Шарля Перро;

Выставка книг со сказками;

Иллюстрации к сказкам Шарля Перро;

1. Продолжить знакомить детей с традициями Франции и ее достопримечательностями;

2. закрепить знания детей о сказках Шарля Перро;

2. рассматривание иллюстраций книг сказок Шарля Перро;

3. выявление уровня знаний детей о сказках Шарля Перро.

4. Выставка детских рисунков с изображением сказочных героев;

Февраль Международный день родного языка.

(конспект прилагается) Использование материала из сети. Материал из методической литературы.

Презентация на электронном носителе 1. Воспитывать у детей интерес и уважение к родному языку. (беседы о ценности и красоте, средствах выразительности родного языка)

2. Познакомить детей с историей славянской письменности.

3. Чтение стихотворений русских поэтов: Пушкин, Суриков, Есенин;

рассматривание иллюстративного материала (костюмы, предметы быта, промыслов русского народа);

4. Чтение русских народных сказок;.

знакомство с пословицами и поговорками.

Март Неделя детской книги.

(конспект прилагается) Использование материала из сети. Использование методической литературы

Книги русских народных сказок

Иллюстрации к произведениям

Наборы разных видов театральных костюмов

Наборы для художественного творчества 1. Выставка иллюстраций к русским народным сказкам

4. Рисование и лепка на мотивы русских народных сказок

5. Просмотр м/фильмов по русским народным сказкам

6. Слушание песен на сказочную тематику

7. Разучивание пословиц и поговорок, пришедших из сказок

Апрель День космонавтики.

(конспект прилагается) Использование материала из сети. Использование методической литературы

макет солнечной системы.

Май День славянской письменности и культуры.

(конспект прилагается) Использование материала из сети. Использование методической литературы Творческие работы детей.

наглядный материал (старославянский и современный алфавит).

2. Знакомство с именами равноапостольных Кирилл и Мефодий, первыми письменными источниками, толкованием букв и их написанием.

3. Познакомить детей с нравами и обычаями на Руси, дать знания о том, кто в старину обучал детей грамоте.

5. Оформление тематической книжной выставки в группе: совместное творчество воспитатели – дети – родители.

6. Приобщить родителей к совместной деятельности с детьми, воспитывать патриотические качества, любовь к Родине, развивать интерес к книге и ее истории.

Вы можете добавить книгу в избранное после того, как авторизуетесь на портале. Если у вас еще нет учетной записи, то зарегистрируйтесь.

Ссылка скопирована в буфер обмена

Вы запросили доступ к охраняемому произведению.

Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).

Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.


Конкурс фотографий "Я в мире книг. " Положение 2020-2021

2019-2020 г.


ПОЛОЖЕНИЕ о театральном фестивале "Книга на сцене" в рамках работы опорного учреждения системы образования МО "Город Архангельск" по направлению "Чтение детей и взрослых: книга и развитие личности"

Главные запасы на зиму — книжные!



В снежинке, на окне,
произошло чудо, точно во сне.
Высоко в горах, в деревне Егодом стоит дом Его.
Спросите любого, он скажет:
"Лучше Егодома в Рождество не бывает".
Окна сверкают, фонари блестят.
. и оркестр шагает, как на парад.
Весна и Пасха хороши.
В Дни Святых гуляем от души.
Но каждый знал до кончиков ногтей.
. что нет праздника Рождества веселей.

А после прочтения книги, можно посмотреть не менее чудный фильм и порадоваться за главного героя, роль которого исполнил Джим Керри.

Волков С.В. (сост.) Школа как территория чтения

Сборник "Школа как территория чтения" представляет опыт лучших учителей-словесников, занятых организацией чтения детей на уроках литературы и во внеурочной деятельности. Именно школьный опыт общения ребенка с книгой часто становится для него решающим в вопросе "читать или не читать". Учет этого опыта, анализ реальной практики весьма важен для продвижения чтения в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. Авторы сборника нашли и с успехом применяют приемы, которые позволяют заинтересовать ученика книгой, сделать разговор о ней захватывающим. Знакомство с этими приемами будет полезно всем, кто занимается поддержкой чтения в нашей стране. Кроме того, важно увидеть, как ставятся и обсуждаются проблемы чтения в педагогической среде, в силу ряда причин несколько отдаленной от библиотечно-книгоиздательского сообщества.

Читайте также: