Сборник школа как территория чтения
Обновлено: 05.07.2024
Известно, что читательский опыт начинает закладываться с самого раннего детства. Прививая любовь к книге, мы помогаем ребенку познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова. К сожалению, в настоящее время существует проблема – дети не любят слушать и читать художественную литературу, но они очень увлечены компьютерными технологиями. Поэтому я решила совместить проблему с увлечением, разработав проект приобщения детей к художественной литературе через чтение сказок с использованием компьютерного оборудования.
Знакомство с литературой у каждого ребенка начинается именно со сказок, которые сопровождают все его детство и остаются с ним на всю жизнь.
Процесс общения ребёнка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нём личности. О важнейшей роли книги в формировании человека говорилось еще во времена Ярослава Мудрого. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребёнок должен любить книгу, тянуться к ней.
Но, как известно, современные дети всё чаще проводят своё время за компьютерными играми, просмотром телепередач и всё реже читают книги.
От установок взрослого также зависит и то, какое отношение к процессу чтения, к литературе вырабатывается у ребёнка.
На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека. В книгах заключено особое очарование: книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.
Нам необходимо найти эффективные формы работы по приобщению детей к чтению, увлекая этим дошкольников и их родителей.
Проект направлен на установление взаимодействия родителей, детей, педагогов в решении проблемы воспитания грамотного читателя.
Цель проекта :
Повышать эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей. Способствовать формированию устойчивого интереса ребёнка к литературе, как виду искусства
Вид проекта : практико-ориентированный-творческий.
Участники проекта :
дети дошкольных групп,
воспитатели, специалисты: музыкальный руководитель; учитель-логопед, педагог-психолог, методист
Охватываемые образовательные области:
- формирование элементарных математических представлений (считаем персонажи рассказов)
- предметное окружение, расширение кругозора, экологическое воспитание, познавательно-исследовательская деятельность
- ознакомление с художественной литературой
(игровая деятельность, театрализованная)
Физическое развитие (тематические занятия)
Задачи проекта :
• Приобщать детей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя
совершенствовать стиль партнёрских отношений с семьёй, культурными и общественными организациями, способствующими воспитанию у детей интереса к художественной литературе.
• Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.
• Повысить культуру речи педагогов, родителей и детей.
• Воспитывать бережное отношение к книге как результату труда многих людей.
• Повышение интереса детей к художественной литературе, книге как
• Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания
• грамотного читателя, речевого развития ребёнка,
• Позитивные изменения в речи детей.
• Возрождение домашнего чтения.
• Обобщение и распространение семейного опыта.
Перспективы распространения результатов проекта.
• Уровень детского сада:
1. Внедрение в практику новых технологий
2. Обмен полученным опытом внутри сада (консультации, мастер-классы, выставки)
3. Подведение итогов реализации проекта на педсовете.
• Уровень образовательного комплекса:
1. Обмен полученным опытом внутри комплекса (консультации, мастер-классы, выставки)
2. Преемственность между образовательными ступенями.
План реализации проекта
Этапы Содержание Задачи Сроки Ответственные
Подготовительный 1. Составление плана реализации проекта
2. Изучение методической литературы
6. Анализ содержания уголков книг (мини-библиотека) в группах в соответствии с возрастом, спецификой работы
1. Познакомить администрацию, педагогов и родителей с проектом.
2. Изучить социальный заказ родителей, познакомить с проблемой.
3. Подобрать методическое обеспечение проекта
Основной 1. Оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателей
3. Экскурсия в школьную библиотеку
4. Консультации и беседы с родителями
5. Создание мини-музея книги
6. Книжный доктор
1. Пополнить фонд детской литературы в Доу
3. Активизировать всех участников образовательного процесса Октябрь-апрель Методист,
Завершающий 1. Подведение итогов реализации проекта.
2. Изготовить и выпустить иллюстрированный сборник «Сказочные капельки (сочинения детей)
1. Изучить отношение всех участников образовательного процесса к проекту
2. Обобщить и распространить семейный опыт по формированию устойчивого интереса детей к книгам Апрель Методист,
Месяц Тема занятия
(конспект прилагается) Источники Используемые материалы Подготовительная работа
(конспект прилагается) Сеть интернет, использование методической литературы.
2. Речевое развитие:
заучивание стихотворений к празднику,
3. Стихи русских поэтов о природе
Ноябрь День матери в России.
(конспект прилагается) Использование материала из сети. Материал из методической литературы.
viki.rdt.ru Рассматривание иллюстраций картин известных художников "Образ матери в искусстве. "
Презентация на электронном носителе. Беседа о празднике "День Матери"
Беседа "Мамы разные нужны, мамы всякие важны"
Беседа "Как я помогаю маме"
Рассматривание наглядного материала о профессиях наших мам.
Рассматривание книг о семье, о маме.
Просмотр мультфильмов "Мама для мамонтенка", "Обезьянки - осторожно, обезьянки!",
Выставка детских работ "Портрет любимой мамы";
Декабрь День героев Отечества.
(конспект прилагается) Использование материала из сети. Материал из методической литературы.
Презентация на электронном носителе. 1. Рассказ воспитателя об истории праздника и о Высшей награде Российской Федерации (орден Святого Георгия).
2. Рассматривание иллюстраций о сражениях в разное историческое время.
4. Беседа с детьми об историческом прошлом нашей Родины.
5. Рассказы детей о выбранном герое.
(конспект прилагается)
Фотографии достопримечательностей Франции,
Портрет Шарля Перро;
Выставка книг со сказками;
Иллюстрации к сказкам Шарля Перро;
1. Продолжить знакомить детей с традициями Франции и ее достопримечательностями;
2. закрепить знания детей о сказках Шарля Перро;
2. рассматривание иллюстраций книг сказок Шарля Перро;
3. выявление уровня знаний детей о сказках Шарля Перро.
4. Выставка детских рисунков с изображением сказочных героев;
Февраль Международный день родного языка.
(конспект прилагается) Использование материала из сети. Материал из методической литературы.
Презентация на электронном носителе 1. Воспитывать у детей интерес и уважение к родному языку. (беседы о ценности и красоте, средствах выразительности родного языка)
2. Познакомить детей с историей славянской письменности.
3. Чтение стихотворений русских поэтов: Пушкин, Суриков, Есенин;
рассматривание иллюстративного материала (костюмы, предметы быта, промыслов русского народа);
4. Чтение русских народных сказок;.
знакомство с пословицами и поговорками.
Март Неделя детской книги.
(конспект прилагается) Использование материала из сети. Использование методической литературы
Книги русских народных сказок
Иллюстрации к произведениям
Наборы разных видов театральных костюмов
Наборы для художественного творчества 1. Выставка иллюстраций к русским народным сказкам
4. Рисование и лепка на мотивы русских народных сказок
5. Просмотр м/фильмов по русским народным сказкам
6. Слушание песен на сказочную тематику
7. Разучивание пословиц и поговорок, пришедших из сказок
Апрель День космонавтики.
(конспект прилагается) Использование материала из сети. Использование методической литературы
макет солнечной системы.
Май День славянской письменности и культуры.
(конспект прилагается) Использование материала из сети. Использование методической литературы Творческие работы детей.
наглядный материал (старославянский и современный алфавит).
2. Знакомство с именами равноапостольных Кирилл и Мефодий, первыми письменными источниками, толкованием букв и их написанием.
3. Познакомить детей с нравами и обычаями на Руси, дать знания о том, кто в старину обучал детей грамоте.
5. Оформление тематической книжной выставки в группе: совместное творчество воспитатели – дети – родители.
6. Приобщить родителей к совместной деятельности с детьми, воспитывать патриотические качества, любовь к Родине, развивать интерес к книге и ее истории.
Вы можете добавить книгу в избранное после того, как авторизуетесь на портале. Если у вас еще нет учетной записи, то зарегистрируйтесь.
Ссылка скопирована в буфер обмена
Вы запросили доступ к охраняемому произведению.
Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).
Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.
Конкурс фотографий "Я в мире книг. " Положение 2020-2021
2019-2020 г.
ПОЛОЖЕНИЕ о театральном фестивале "Книга на сцене" в рамках работы опорного учреждения системы образования МО "Город Архангельск" по направлению "Чтение детей и взрослых: книга и развитие личности"
Главные запасы на зиму — книжные!
В снежинке, на окне,
произошло чудо, точно во сне.
Высоко в горах, в деревне Егодом стоит дом Его.
Спросите любого, он скажет:
"Лучше Егодома в Рождество не бывает".
Окна сверкают, фонари блестят.
. и оркестр шагает, как на парад.
Весна и Пасха хороши.
В Дни Святых гуляем от души.
Но каждый знал до кончиков ногтей.
. что нет праздника Рождества веселей.
А после прочтения книги, можно посмотреть не менее чудный фильм и порадоваться за главного героя, роль которого исполнил Джим Керри.
Сборник "Школа как территория чтения" представляет опыт лучших учителей-словесников, занятых организацией чтения детей на уроках литературы и во внеурочной деятельности. Именно школьный опыт общения ребенка с книгой часто становится для него решающим в вопросе "читать или не читать". Учет этого опыта, анализ реальной практики весьма важен для продвижения чтения в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. Авторы сборника нашли и с успехом применяют приемы, которые позволяют заинтересовать ученика книгой, сделать разговор о ней захватывающим. Знакомство с этими приемами будет полезно всем, кто занимается поддержкой чтения в нашей стране. Кроме того, важно увидеть, как ставятся и обсуждаются проблемы чтения в педагогической среде, в силу ряда причин несколько отдаленной от библиотечно-книгоиздательского сообщества.
Читайте также: