Сатирические образы в поэме кому на руси жить хорошо кратко

Обновлено: 02.07.2024

Некрасов считает отношения между помещиками и крепостными извращенными. Мало того, многих из них он открыто осуждает. Тем не менее, все познается в сравнении. Допустим, барышня, что секла за ругань, кажется еще гуманисткой по сравнению с Поливановым. Подробнее:

Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев:

Портрет

Некрасов изобилует уменьшительно-ласкательными словами. В его описании барин маленького роста, но полноват, имеет пузико и усики. Свеж и румян. Почти всегда с сигарой во рту. Ему около 30 лет, он покладист. Особенно хорошо можно просмотреть внешний контраст между ним и рослыми мужиками крестьянами. Оболдуев вызывает улыбку. Что же касается национальности, он татарин. Его предок по матери также был не чист на руку – он пытался поджечь столицу, чтобы ограбить казну, за что был казнен.

Характер

Помещик труслив. Несмотря на то, что он унижает бедных, он на самом деле очень боится их. Благородное происхождение не делает барина более значимым. Персонаж скорее юмористический.

Образ жизни

Оболт-Оболдуев достаточно изнежен. Он даже при обычной беседе требует каких-то благ, иначе разговор не пойдет. Герой ностальгичен, любит вспоминать прошлое. Деятельность помещика в его понимании – власть абсолютная, власть Господа Бога, который может как казнить, так и миловать.

Он ленив, не хочет работать на земле, но в то же время до него и не доходит понимание его предназначения.

Последыш — Утятин:

Так его прозвали бедняки. Землевладелец не верит в отмену крепостного права. Мало того, его даже хватил удар, когда он узнал об этом. Утятин – это худой старичок, бледный, с острым носом, похожим на птичий клюв. Также имеет усы, тяжело болен. Внешне это полная противоположность пышущего здоровьем Оболдуева.

Утятин самодур. Причем от этого страдают как крестьяне, так и его семья. Он не ценит крепостных и всячески издевается над ними. Вспыльчив и абсурден – допустим, женит 6- летнего мальчика на 70-летней женщине и делает много других дурных поступков.

Помещик Шалашников:

Немец Фогель:

Отправляет крестьян на каторгу, обирая их до нитки. Очень неприятный персонаж, злой, подлый, мстительный, готовый на любую мерзость ради своего блага.

Как в поэме показаны образы помещиков: анализ

Образы помещиков

Образы помещиков

По описанию этих людей можно понять, что они из себя представляют. Но более подробно рассказать не у всех получится. Если вам в школе задали сделать такое описание, то читайте далее. Вот подробный анализ, как в поэме показаны образы помещиков:

Автор оценивает помещиков с позиции крестьянина, не поощряя бездушия, лицемерия, жестокости. Несмотря на то, что все помещики разные, каждый из них неимоверно грешен. Каждый мнит себя Господом Богом, который может распоряжаться жизнями и судьбами людей, играя ими как пешками на шахматной доске. Они забывают, что у крестьян также есть свое мнение, ведь это живые люди, а не неодушевленные предметы. Помещики ленивы. Они бездельничают, измываясь над простым народом.

Вот как вспоминает о прошлом Оболт-Оболдуев:

Касательно имен, писатель наглядно демонстрирует свое пренебрежение. Имена всех панов говорящие. Как правило, богатей не почитает труды простого человека, показывает спесь и жестокость. Это вечное противостояние – и, пока жируют паны, бедный народ не может быть счастлив.

Сатирическое изображение помещиков в поэме Некрасова Кому на Руси жить хорошо

Мы изучаем - Сатирическое изображение помещиков в поэме Некрасова Кому на Руси жить хорошо. Подсказки школьнику

Вершиной творчества Н. А. Некрасова является поэма Кому на Руси жить хорошо. Всю жизнь вынашивал Некрасов замысел произведения, которое стало бы народной книгой, то есть книгой полезной, понятной народу и правдивой, отражающей самые важные стороны его жизни. Поэме Некрасов отдал долгие годы жизни, вложив в нее все сведения о русском народе, накопленные, как говорил поэт, по словечку в течение двадцати лет.

Тяжелая болезнь и смерть прервали работу Некрасова, но и то, что он успел создать, ставит поэму Кому на Руси жить хорошо в один ряд с самыми замечательными творениями русской литературы.

При всем многообразии типов, выведенных в поэме, ее главным героем является народ. Народ освобожден. Но счастлив ли народ? этот главный вопрос, волновавший поэта всю жизнь, стоял перед ним и при создании поэмы. Правдиво изображая тягостное положение народа в пореформенной России, Некрасов ставил и разрешал важнейшие вопросы своего времени: кто виноват в народном горе, что делать, чтобы народ стал свободным и счастливым? Реформа 1861 года не улучшила положение народа, и недаром крестьяне говорят о ней:

Добра ты, царска грамота,

Да не про нас ты писана…

Трудовому народу в поэме противостоят дольщики, как их назвал Яким Нагой. Это бог, царь и господин. Перед читателем поэмы проходит целая галерея образов помещиков.

Сатирически-гневно рассказывает Некрасов о паразитической жизни помещиков в недавнем прошлом, когда дышала грудь помещичья свободно и легко. Некрасов смотрит на помещиков глазами крестьян. Так изображен, например, Оболт-Оболдуев:

Какой-то барин кругленький;

С сигарочкой во рту…

Традиционные в народной поэзии уменьшительно-ласкательные суффиксы здесь усиливают ироническое звучание рассказа, подчеркивают ничтожество кругленького человечка. С гордостью говорит он о древности своего рода. Помещик вспоминает старые благословенные времена, когда не только люди русские, сама природа русская покорствовала нам. Вспоминая свое житье при крепостном праве как у Христа за пазухой, он с гордостью говорит:

Бывало, ты в окружности

Один, как солнце на небе,

Твои деревни скромные,

Твои леса дремучие,

Твои поля кругом!

Жители скромных деревень кормили и поили барина, обеспечивали своим трудом его разгульную жизнь, праздники, не день, не два по месяцу, а он, неограниченно властвуя, устанавливал свои законы:

Кого хочу помилую,

Кого хочу казню.

Помещик Оболт-Оболдувв вспоминает свою райскую жизнь: роскошные пиры, жирные индейки, сочные наливки, актеров собственных и прислуги целый полк. По словам помещика, крестьяне отовсюду несли им подарки добровольные. Теперь все пришло в упадок сословье благородное как будто все попряталось, повымерло! Помещичьи дома разбираются на кирпичи, сады вырубают, воруют лес:

Порядку нет следа!

Откровенной насмешкой встречают крестьяне хвастливый рассказ Оболт-Оболдуева о древности его рода. Сам-то он ни на что не пригоден. С особенной силой звучит ирония Некрасова, когда он заставляет Оболт-Оболдуева признаться в совершенной неспособности к труду:

Коптил я небо божие,

Носил ливрею царскую.

Сорил казну народную

И думал век так жить…

Крестьяне сочувствуют помещику и думают про себя:

Порвалась цепь великая,

Одним концом по барину,

Другим по мужику.

Презрение вызывает слабоумный последыш князь Утятин. Глубокий смысл имеет само название главы Последыш. Речь идет не только о князе Утятине, но и последнем помещике-крепостнике. Перед нами выживший из ума рабовладелец, и мало человеческого осталось даже в его внешнем облике:

Нос клювом, как у ястреба,

Усы седые, длинные

Один здоровый светится,

А левый мутный, пасмурный,

Как оловянный грош!

О помещике Утятине рассказывает бурмистр Влас. Он говорит, что помещик у них особенный весь век чудил, дурил, да вдруг гроза и грянула. Когда он узнал об отмене крепостного права, то вначале не поверил, а потом от огорчения слег у него отнялась левая половина тела.

Наследники, опасаясь, чтобы он не лишил их наследства, начинают во всем потакать ему. Когда старику стало получше, ему сказали, что мужиков приказано вернуть помещику. Старик обрадовался, велел отслужить молебен, звонить в колокола.

С тех пор крестьяне начинают ломать комедию: делать вид, будто крепостное право не отменено. В имении пошли старые порядки: князь отдает глупые приказы, распоряжается, отдает приказ женить вдову семидесяти лет на соседе Гавриле, которому только исполнилось шесть лет. Крестьяне смеются над князем за его спиной. Только один мужик Агап Петров не хотел подчиняться старым порядкам, и когда его помещик застал за воровством леса, высказал Утятину все прямо, назвав его шутом гороховым.

Утятина хватил второй удар. Старый барин уже не может ходить сидит в кресле на крыльце. Но по-прежнему проявляет свою дворянскую спесь.

После обильной трапезы Утятин умирает. Последыш не только страшен, но и смешон. Ведь он уже лишен былой власти над крестьянскими душами.

Крестьяне согласились лишь поиграть в крепостных, пока не умрет последыш. Прав был непокладистый мужик Агап Петров, открывший князю Утятину истину:

…Последыш ты! По милости

Мужицкой нашей глупости

Сегодня ты начальствуешь,

А завтра мы последышу

Пинка и кончен бал!

Крутым самодуром-угнетателем показан и помещик Шалашников, воинскою силою покорявший собственных крестьян. Еще более жесток управляющий немец Фогель. Презрение к труду и трудящимся, чванство своим паразитическим существованием, неумение и нежелание трудиться, высокомерие, спесь и жестокость таковы типичные черты характера помещиков, изображенных в поэме Кому на Руси жить хорошо.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Изображение жизни на Руси ведется Некрасовым с помощью многих красок и интонаций: от нежных, лирических до сатирических и гневных. Сатиру поэт использует в основном при описании класса власть имущих и , в первую очередь, при создании портретов помещиков.

А ты, примерно, яблочко

С того выходишь дерева?

И сам Оболт-Оболдуев соглашается с ними.

Пухлые руки как сахар белы,

Да на ногах - кандалы!

Завершается галерея помещиков в поэме образом пана Глуховского – страшного и жестокого человека, который гордится своими злодеяниями:

Жить надо, старче, по-моему:

Сколько холопов гублю,

Мучу, пытаю и вешаю,

А поглядел бы, как сплю!

Выход один – меняться в новых условиях, соответствовать новому времени. Но помещики всеми силами сопротивляются этому - они не могут расстаться со своими барскими привычками. Поэтому бороться с ними, утверждает Некрасов, можно только одним методом – силой.







Читайте также: