Саша черный диета зеркало план урока

Обновлено: 08.07.2024

4. Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова (любое издание последних лет).

План урока:

1. Оргмомент. 2. Лекция учителя. 3. Работа с текстом. 4. Подведение итогов урока. 5. Задание на дом.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Лекция учителя.

В историю русской литературы Саша Черный (Александр Гликберг) вошел как мастер лирической сатиры, совместивший в своем творчестве смешное и трагическое, возвышенное и земное, сатиру и лирику; как детский писатель; прозаик.

Имя Саши Черного стоит в ряду тех славнейших имен русской поэзии, интерес к которым неиссякаем. Созданные им произведения близки многим читателям разных поколений, они волнуют и восхищают, их влияние на умы и вкусы людей огромно.

Недолгая жизнь Саши Черного была очень непростой. Он родился 13 октября 1880 года в многодетной семье аптекаря, в Одессе. Детство провел в Белой Церкви, а отрочество, юность и значительную часть молодости в Житомире. Переехал в столичный город Петербург, где и стал знаменитым писателем – Сашей Черным.

Перипетии биографии Александра Гликберга были хорошей школой познания мира: побег из дома, отбывание воинской повинности с 1900 по 1902 гг., работа на таможне, переезд в Петербург (1904), который предстал перед ним не парадной стороной, куда Александру Гликбергу удалось устроиться на должность письмоводителя. Здесь он имел возможность лично лицезреть персонажей своих будущих сатир.

Уже само обращение к сатире свидетельствует о непринятии Сашей Черным морального упадка, наблюдаемого им в обществе. Поэтому он начинает разоблачать современный уклад жизни окружающей его действительности с помощью сатиры и горькой иронии.

  • Особый жанр лирики, осмеивающий политические, общественные и литературные нравы;
  • Способ проявления комического в искусстве, состоящий в уничтожающем осмеянии явления, а также произведение, содержащее такое обличие (СИС,553)

Поэта-сатирика раздражали люди с обывательским мышлением, пассивные, скудоумные, не способные к созидательному действию, лишенные нравственных идеалов.

Для характеристики окружающей его жизни и ее обывателей в своих поэтических текстах, Саша Черный использует самые разнообразные изобразительные средства. От поэтов-сатириков начала ХХ века отличало умение сочетать несочетаемое – лирическое и сатирическое.

В поэтических текстах Саши Черного очень много переносных значений слов (знаков-коннотаций), которые несут ту или иную окраску, придавая словам определенные дополнительные стилистические оттенки, выполняющие эмоционально-экспрессивную или оценочную функцию, при этом придавая высказыванию характер фамильярности, глупости и так далее.Например: Свинья!

Меня назвать свиньею? Ах, злодей!

Который благородней всех людей

«Шмит к Серовой влез в окошко…

А еще интеллигенты!

Ночью, к девушке, как кошка…

Честь и слава – все погибло!

Волчий паспорт навсегда.

Ах, зачем я был злодеем

Без любви и без стыда!

В стихах Саши Черного используются и метафоры, которые порождаются столкновением противоположных значений слов. Данные метафоры способны выражать ироническую оценку в тексте: от юмора через горькую иронию до сарказма.

Жизнь бесцветна? Надо, друг мой,

Быть упорным и искать:

Раза два в году ты можешь,

Как король, торжествовать…


Десять дней ходи во фраке,

Нищим сто рублей раздай,

Спейся в горьком умиленье

И от радости рыдай.

Создатель мой! Спасибо за весну!

Я думал, что она не возвратится,

Но… дай сбежать в лесную тишину

От злобы дня, холеры и столицы!

и другие изобразительные средства, которые также обладают оценочными значениями в поэтических текстах Саши Черного.


3. Работа с текстом.


4. Подведение итогов.'

Саша Черный прославился как поэт-сатирик. В его сатирах обличалось пошлость обывательского мира, мещанство во всех его проявлениях. Саша Черный умел сочетать несочетаемое – лирическое и сатирическое, что нашло отражение в его сборниках стихов. В стихотворениях поэт использует самые разнообразные изобразительные средства: переносное значение слов (знаков-коннотаций), которые несут экспрессивную (негативную, ироничную) окраску; ироничное употребление слов с негативной оценкой лица или ситуации; производные признаковые слова, которые предназначены для усиления оценки и другие. Юмор, через горькую иронию доходит до сарказма.

Поэтический текст Саши Черного выполняет экспрессивную и эмоциональную функции, то есть все языковые средства предложены для воздействия на психику и поведение читателя, для передачи волеизъявления субъекта и выражения определенных эмоций.

Создание коллаборативной среды. (К) Психологический настрой – Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка

II. Актуализация знаний.

Прогнозирование.


.
Прогнозирование учащимися темы урока.

Обсуждаем произведение Упр. 3. Ознакомьтесь с кратким содержанием начала рассказа К.Паустовского.

IV. Освоение изученного материала.

Упр. 7. Прочитайте продолжение рассказа. Проанализируйте его с точки зрения поведения персонажей. Почувствовали ли вы авторскую позицию? Упр. 8. Спишите выделенные в тексте сложные предложения. Укажите его части, обозначьте грамматические основы, установите смысловые связи внутри БСП и составьте графическую схему.

Дескрипторы:

1.Определяет виды сложных предложений. 2.Умеет находить грамматическую основу. 3.Составляет графическую схему. Упр. 9. Ответьте на вопросы. 1. Как Настя отнеслась к письму от матери? 2. Почему автор при описании глаз Насти использует эпитет холодные? 3. Для чего Паустовский использует приём контраста в изображении характера Насти: помогает скульптуру, но не сумела понять мать? 4. Как вы думаете, почему Настя помогает скульптору Тимофееву? Бескорыстна ли она? 5. Когда Настя прочитала полученное от матери письмо? Считаете ли вы убедительными причины, по которым Настя не могла навестить мать? 6. Прочитайте эпизод, в котором Настя получает телеграмму. Какое место занимает эпизод с телеграммой в сюжете рассказа? 7. Почему дважды в рассказе появляется скульптура Гоголя? Почувствовала ли Настя укор Гоголя? 8. Совесть – чувство моральной ответственности за своё поведение. Пробудилась ли совесть у Насти?

V. Закрепление изученного материала.

Упр. 10. Прочитайте по ролям продолжение рассказа. Проследите, как меняется интонация героев. Объясните написание окончаний выделенных порядковых числительных. Упр. 11. Ответьте на вопросы. Какой тип речи вы использовали при ответах? Упр.12. Прочитайте заключительную часть рассказа. Упр. 13. Ответьте на вопросы. Упр.15.

Ассоциативный куст.

Речевой тренинг

Учащиеся отвечают на вопросы, выполняют задания.

Учащиеся отвечают на вопросы, выполняют задания.

Учащиеся отвечают на вопросы, выполняют задания, заполняют дискуссионную карту.

Обменяться тетрадками с соседом для взаимопроверки


После чтения текста

высказывания и отношение говорящего к событиям и героям и делая выводы

С. 9.1.3.1 – понимать содержание прозаических, драматических, поэтических произведений/ фрагментов, определяя слова, с помощью которых автор выражает эмоциональнооценочное отношение к героям, событиям

Критерии оценивания Обучающийся

• выделяет лексические и грамматические единицы в тексте;

• определяет эмоционально-оценочное отношение автора к героям, событиям:

• предоставляет обратную связь;

Уровень мыслительных навыков

Знание и понимание

Применение Время выполнения 20 минут

Назовите ключевые слова данной сцены.

– Почему символом данной сцены может служить луна?

– Какие чувства пытались донести актёры?

Получилось ли это у них?

Прослушайте текст. Ответьте на вопросы.

Октябрь был на редкость холодный, ненастный. Тесовые крыши почернели. Спутанная трава в саду полегла, и все доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора. Над лугами тащились из-за реки, цеплялись за облетевшие ветлы рыхлые тучи. Из них назойливо сыпался дождь. По дорогам уже нельзя было ни пройти, ни проехать, и пастухи перестали гонять в луга стадо. Пастуший рожок затих до весны. Катерине Петровне стало еще труднее вставать по утрам и видеть все то же: комнаты, где застоялся горький запах нетопленных печей, пыльный "Вестник Европы", пожелтевшие чашки на столе, давно не чищенный самовар и картины на стенах. Может быть, в комнатах было слишком сумрачно, а в глазах Катерины Петровны уже появилась темная вода, или, может быть, картины потускнели от времени, но на них ничего нельзя было разобрать. Катерина Петровна только по памяти знала, что вот эта – портрет её отца, а вот эта – маленькая, в золотой раме, – подарок Крамского, эскиз к его "Неизвестной". Катерина Петровна доживала свой век в старом доме, построенном её отцом – известным художником.

Заполните таблицу. Запишите слова, характеризующие человека и волка

Вопросы: Какие художественно-изобразительные средства вы увидели в отрывке?

Какое выражение в описании осеннего пейзажа показалось вам необычным?

Какие чувства у вас вызывает этот пейзаж?

Почему именно с осеннего пейзажа начинает Паустовский свой рассказ?

Критерий оценивания

Дескрипторы

Балл Обучающийся

Понимает содержание прозаических, драматических и поэтических произведений. 1

Формулирует основную мысль, используя ключевые слова 1

Определяет тему произведения 1

Определяет идею произведения 1

Определяет изобразительные средства 1

Записывает необычное описание пейзажа Описывает свои чувства Определяет, почему именно с осеннего пейзажа начинается рассказ 1

Ч.9.3.8.1 – сравнивать тексты, анализируя содержание, определяя авторскую позицию

Создание коллаборативной среды. Подарите улыбки друг другу. Приятного вам учебного дня! II. Актуализация знаний.

Прогнозирование.

…В сущности родная речь была тем богатством, которое вывез с собой каждый беженец и единственное, что продолжало связывать с лежащей за тридевять земель отчизной. А. Иванов

Читаем и говорим

Просматривают презентацию, записывают основные даты.


Упр. 3. Лексический комментарий. Выпишите выделенные слова. Объясните самостоятельно их лексическое значение, используя контекст (словесное окружение) и словообразовательный анализ. Работа в парах.

Ответьте на вопросы.

IV. Освоение изученного материала.

V. Закрепление изученного материала.

Речевой тренинг

Учащиеся читают стихотворение, отвечают на вопросы, работают с карточкой-информатором, выполняют задания..

Учащиеся отвечают на вопросы, выполняют задания.

Учащиеся отвечают на вопросы, выполняют задания, заполняют дискуссионную карту.

Обменяться тетрадками с соседом для взаимопроверки


После чтения текста



Лист самооценивания

9. 4.2 . 1-излагать информацию пр o слушанного, прочитанного и / или аудиовизуального текста, творчески интерпретируя содержание .

Все учащиеся смогут : выделить основную мысль текста, подбирать подходящие по c мыслу слова ,заполнить пробелы,учитывать структуру текста.

Большинство учащихся смогут: составлять вопросы, перефразируя информацию c тихотворения, давать на них ответы, различая факт и мнение.

Некоторые учащиеся смогут : найти ключевые слова, обьяснить значение; пере c казывать кратко;

Критерий оценивания

Знание, понимание, применение.

Языковая цель

c редство-шешім- means ,

Основные термины и словосочетан ия:

интерес, аудитория, изменения, конкуренция.

Привитие ценностей

Ф ормирование жизненных, нравственных символов, принципов моральной чи c тоты.

Межпредметная связь

казахский язык, английский язык (перевод слов), история (факты), информатика (аудио/видеоматериал).

Предыдущее обучение.

Учащиеся определяют стилистические особенности текстов публицистического стиля, принадлежность текстов к c мешанному типу на основе характерных признаков , составляют цитатный план.

Запланированные этапы урока

Виды запланированных упражнений на уроке

Начало урока

Середина урока

12 мин

Конец урока

Организационный момент.

Активатор (К) .

Назовите 10 слов, относящихся к…

Попросите учащихся вспомнить десять слов, которые связаны с определенной темой . ( Традиционные C МИ ) .

(Задание направлено на развитие логического мышления, определение темы урока )

О пределить основную мысль , учитывая структуру текста , з аполнить пробелы .

Традиционные C МИ.(1текст)

Традиционные СМИ все более претерпевают изменения, мне кажется, что газеты, журналы и радио постепенно сдают свои . . В интернете же можно найти полнейший набор самых разных новостей на любой вкус. Телевидение, возможно, и более десяти лет будет удерживать свои позиции, благодаря внедрению новых технологий.

В настоящее время значительно возросло . средств массовой информации на личность.

Господствующее положение среди средств массовой информации на сегодняшний день занимает телевидение. Если в конце 70-х начале 80-х годов телевизор считался роскошью, то сегодня . прочно вошло в быт, практически каждой семьи. Постепенно телевидение вытесняет газеты и журналы, серьёзно конкурирует с радио. Конкуренция с прессой объясняется появлением на телевидении новых . .

(Задание направлено на развитие навыков чтения и говорения, ра c ширение c ловарного запаса, аналитического мышления ) .

Дескрипторы

Выделяет основную мысль текста.

- определяет структуру текста;

- подбирает подходящие по смыслу слова;

учитывая структуру текста.

II задание ( Г ) . Работа с видеоматериалом.

И зл ожить информацию п росмотр енного видеоматериал а, выполнить творческую работу.

1 группа—находит ключевые слова, объясняет слова.

2 группа—кратко передает содержание;

3 группа---презентует проект.

Дескрипторы

Излагает информацию видеоматериала.

- выделяет ключевые c лова,объясняет значение;

(Задание направлено на выработку навыков критического анализа стихотворения , определение собственной позиции) .

Сформулировать вопросы, перефразируя информацию стихотворения , и ответить на них, различая факт и мнение;

( Задание направлено на развитие навыков говорения, формулирования вопросов, аргументирования c обственного мнения ).

Рефлексия (И) .

Каждый ученик формулирует итог урока, отвечает на вопросы, обобщает свои знания, умения, впечатления.

- Что было самым интересным?

- Что вы открыли для себя?

(Задание направлено на обобщение изученного матер и ала)

Видеоматериал

Саша Черный


Дифференциация.

Каким образом вы планируете оказать больше поддержки?

Какие задачи вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Как вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности .

Формативное оценивание ведется по критериям и дескрипторам. После каждого задания дается обратная связь.

И c пользуются активные методы обучения:

Технологии охраны здоровья.

И c пользуются формы работы:

Рефлексия к уроку

Цели урока соответствовали требованиям SMART .

Применялись активные методы обучения. Задания были направлены на развитие навыков мыслительной деятельности, исследовательских навыков, ассоциативного мышления, развитие речи , творческих способностей, креативного мышления, на обобщение знаний, умений . При их планировании учитывалась дифференциация учащихся.

Все учащиеся смогли выделить основную мысль текста, подбирать подходящие по смыслу слова , заполнить пробелы,учитывать структуру текста.

Большинство учащихся смогли составить вопросы, перефразируя информацию стихотворения, давать на них ответы, различая факт и мнение.

Некоторые учащиеся смогли найти ключевые слова, обьяснить значение, пересказать кратко, защитить проект. Оказывалась поддержка учащимся. Урок прошел по плану. Учащиеся слаженно работали в группе , в паре и индивидуально, вступали в активный диалог.При проведении урока соблюдался тайм- менеджмент.

Каждый месяц к сроку надо
Подписаться на газеты.
В них подробные ответы
На любую немощь стада.

Боговздорец иль политик,
Радикал иль черный рак,
Гениальный иль дурак,
Оптимист иль кислый нытик —
На газетной простыне
Все найдут свое вполне.

Получая аккуратно
Каждый день листы газет,
Я с улыбкой благодатной,
Бандероли не вскрывая,
Аккуратно, не читая,
Их бросаю за буфет.

Целый месяц эту пробу
Я проделал. Оживаю!
Потерял слепую злобу,
Сам себя не истязаю;
Появился аппетит,
Даже мысли появились…
Снова щеки округлились…
И печенка не болит.

В безвозмездное владенье
Отдаю я средство это
Всем, кто чахнет без просвета
Над унылым отраженьем
Жизни мерзкой и гнилой,
Дикой, глупой, скучной, злой.

Получая аккуратно
Каждый день листы газет,
Бандероли не вскрывая,
Вы спокойно, не читая,
Их бросайте за буфет.

Читайте также: