Самостоятельная деятельность детей раннего возраста в детском саду
Обновлено: 05.07.2024
На 2-ом г.ж. наблюдаются определенные виды самостоятельной игровой деятельности детей К ним относятся:
1. Игры, связанные с движениями: с мячом, игрушками – двигателями (машина, тележка, каталка), влезание на горку и слезание с нее.
2. Большое место занимает познавательная ориентировочная деятельность малыша. Она проявляется в рассматривании окружающего, затем наблюдении, рассматривании картинок, книг.
3. Действия с предметами – следующий вид самостоятельной деятельности ребенка(пирамидками, вкладышами, бочонками и т.д.)
4. Во втором полугодии 2-го г.ж. у ребенка наблюдается предметно-игровые условные действия с игрушками– куклой, собачкой, зайчонком и т.д.
5. Во время сам. дея-ти малыши по своей инициативе по разным поводам общаются со взрослыми.
6. Большую радость доставляет им включение взрослого в игру, практическая деятельности (действия ребенка в процессе кормления, туалета, одевания).
Воспитатель должен добиваться, чтобы в течение бодрствования каждый ребенок был занят разнообразной деятельностью, своевременно переключать их с одного вида деятельности на другой, не допуская переутомления, педагогически правильно руководить как всей группой, так и деятельностью каждого ребенка.
Чтобы правильно организовать сам. дея-ть детей, необходимо продумать и создать в группе условия для всех ее видов.
Условия, необходимыедля осуществления самостоятельной деятельности детей.
Правильный подбор игрушек, пособий и правильное распределение их по площади игровой комнаты.В группе должны быть игрушки, обеспечивающие все виды деятельности ребенка, по 3-4 одинаковых во избежание конфликтов между детьми. Игрушки расставляются комплектами, что подсказывает детям, как с ними играть. Детей постепенно приучают запоминать место хранения игрушек, поэтому все игрушки располагаются на полках, стеллажах на виду у детей, на расстоянии, чтобы ребенок самостоятельно мог взять и поставить игрушки. Для развития движений прежде всего необходим простор, т.е. достаточное место для движений. Во втором полугодии следует для организации игровой деятельности располагать игрушки в различных местах комнаты, чтобы дети не собирались на одном месте и не мешали друг другу. Дети любят переносить предметы, действовать с ними на ходу. Для этого должны быть корзиночки, ситцевые сумочки, ведерки, в которых они могут переносить кубики, шарики и т.д. Игра с крупным строительным материалом должна проходить на коврике, который не допускает переохлаждения и снимает излишний шум. В группе должен быть материал для рассматривания предметов окружающего мира, получения разнообразных впечатлений, который время от времени меняется. Должны создаваться подсказывающие игровые ситуации(тарелка рядом с собачкой и т.д.. С целью развития отобразительных игр оборудуется кукольный уголок. В игровом уголке размещаются пособия для обучения застегиванию, завязыванию, шнуровке.
В самостоятельной деятельности большое место занимают предметные действия с игрушками. Руководство воспитателя направлено на формирование игры как деятельности. Зворыгина Е.В. предлагает комплексный метод руководства, который включает следующие компоненты: 1. Ознакомление с окружающим при активной деятельности детей (дети приобретают опыт использования предметов, осознают смысл действий людей, их отношение к вещам.) 2. Использование обучающих игр, активизирующих реальный опыт детей (Взрослый помогает: организует показы-инсценировки с игрушками(кормление, укладывание спать и т.д). 3. Организация игровой среды с использованием игрушек, разных по степени обобщенности образа (реалистические, условные, игрушки-заместители).
На 2-ом г.ж. наблюдаются определенные виды самостоятельной игровой деятельности детей К ним относятся:
1. Игры, связанные с движениями: с мячом, игрушками – двигателями (машина, тележка, каталка), влезание на горку и слезание с нее.
2. Большое место занимает познавательная ориентировочная деятельность малыша. Она проявляется в рассматривании окружающего, затем наблюдении, рассматривании картинок, книг.
3. Действия с предметами – следующий вид самостоятельной деятельности ребенка(пирамидками, вкладышами, бочонками и т.д.)
4. Во втором полугодии 2-го г.ж. у ребенка наблюдается предметно-игровые условные действия с игрушками– куклой, собачкой, зайчонком и т.д.
5. Во время сам. дея-ти малыши по своей инициативе по разным поводам общаются со взрослыми.
6. Большую радость доставляет им включение взрослого в игру, практическая деятельности (действия ребенка в процессе кормления, туалета, одевания).
Воспитатель должен добиваться, чтобы в течение бодрствования каждый ребенок был занят разнообразной деятельностью, своевременно переключать их с одного вида деятельности на другой, не допуская переутомления, педагогически правильно руководить как всей группой, так и деятельностью каждого ребенка.
Чтобы правильно организовать сам. дея-ть детей, необходимо продумать и создать в группе условия для всех ее видов.
Условия, необходимыедля осуществления самостоятельной деятельности детей.
Правильный подбор игрушек, пособий и правильное распределение их по площади игровой комнаты.В группе должны быть игрушки, обеспечивающие все виды деятельности ребенка, по 3-4 одинаковых во избежание конфликтов между детьми. Игрушки расставляются комплектами, что подсказывает детям, как с ними играть. Детей постепенно приучают запоминать место хранения игрушек, поэтому все игрушки располагаются на полках, стеллажах на виду у детей, на расстоянии, чтобы ребенок самостоятельно мог взять и поставить игрушки. Для развития движений прежде всего необходим простор, т.е. достаточное место для движений. Во втором полугодии следует для организации игровой деятельности располагать игрушки в различных местах комнаты, чтобы дети не собирались на одном месте и не мешали друг другу. Дети любят переносить предметы, действовать с ними на ходу. Для этого должны быть корзиночки, ситцевые сумочки, ведерки, в которых они могут переносить кубики, шарики и т.д. Игра с крупным строительным материалом должна проходить на коврике, который не допускает переохлаждения и снимает излишний шум. В группе должен быть материал для рассматривания предметов окружающего мира, получения разнообразных впечатлений, который время от времени меняется. Должны создаваться подсказывающие игровые ситуации(тарелка рядом с собачкой и т.д.. С целью развития отобразительных игр оборудуется кукольный уголок. В игровом уголке размещаются пособия для обучения застегиванию, завязыванию, шнуровке.
В самостоятельной деятельности большое место занимают предметные действия с игрушками. Руководство воспитателя направлено на формирование игры как деятельности. Зворыгина Е.В. предлагает комплексный метод руководства, который включает следующие компоненты: 1. Ознакомление с окружающим при активной деятельности детей (дети приобретают опыт использования предметов, осознают смысл действий людей, их отношение к вещам.) 2. Использование обучающих игр, активизирующих реальный опыт детей (Взрослый помогает: организует показы-инсценировки с игрушками(кормление, укладывание спать и т.д). 3. Организация игровой среды с использованием игрушек, разных по степени обобщенности образа (реалистические, условные, игрушки-заместители).
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Создание условий для самостоятельной деятельности детей раннего возраста по ФГОС
/Консультация для воспитателей/
В настоящее время происходят коренные изменения в структуре образовательного процесса в дошкольных учреждениях, что предусматривает решение образовательных задач не только в непосредственной образовательной деятельности, но и в совместной деятельности взрослого и детей: увеличивается объем совместной деятельности, изменяется само содержание понятия «совместная деятельность взрослого и детей.
Прежде чем перейти к вопросу организации этой самостоятельной деятельности в условиях ДОУ, я расскажу о том, что же необходимо понимать под самостоятельностью.
1. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и убеждений.
2. Это общая характеристика регуляции (управление) личностью своей деятельности, отношений и поведения.
3. Это постепенно развивающееся качество, высокая степень которого характеризуется стремлением к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умением поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленный цели, а так же способствовать к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.
Научные исследования свидетельствуют о том, что в условиях оптимального воспитания и обучения дети могут достичь определенного уровня развития самостоятельности в разных видах деятельности: игровой, коммуникативной, двигательной, познавательно – исследовательской, продуктивной (рисование, лепка, художественный труд), трудовой, музыкальной. С амостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста:
1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. С амостоятельная деятельность детей включает разные виды игр (сюжетные, подвижные, дидактические, со строительным материалом, игры-забавы); самостоятельную ходьбу, бег, лазанье; рассматривание книг, картинок; наблюдение за окружающим; общение со взрослыми, с детками; элементарные практические (трудовые) действия; первые попытки изобразительной деятельности.
2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).
Игра с сюжетно-образными игрушками. Такие игры появляются не спонтанно, а в процессе наблюдения за взрослым. Руководство такой игрой должно быть направлено на формирование игры, как деятельности, в основе которой лежит умение отражать знакомые детям жизненные ситуации в игровом плане. Так, например, показываем, как гладить детским утюжком, имитируем, что утюг горячий, им можно обжечься. Учим пользоваться кукольной плитой и готовить куклам кашку, показываем и называем последовательность приготовления. Дальше ребенок уже будет дублировать ваши действия. С возрастом игра будет усложняться, добавляться новые предметы игровые или новые действия. В таких играх ребенок тренирует полученные практические навыки и осваивает новые.
Содержание наблюдений. Взрослый, рассматривая вместе с детьми предметы, должен предоставлять возможность обследовать их, создавать условия для его участия в доступных формах бытовой деятельности (покормить рыбок, принести необходимую вещь и т.д.). Не забывайте, что в этом возрасте ребенок на слух еще не воспринимает предметы, для полноты картины ему надо все потрогать, пощупать, попробовать на вкус.
Игра с дидактическими игрушками. Тут обязательно участие взрослого, как и в обучающих играх. Главное — правильно подобрать дидактические игры и материал, они должны соответствовать возрасту, иначе ребенку будет не интересно. Например, пирамидки: на втором году жизни используют 3-4 вкладки, с возрастом и с усвоением материала, увеличивают количество пирамидок. Полезно приучать и к пазлам. Сначала картинки должны быть разрезаны только на 2 части и обязательно должен быть образец, чтоб ребенок понимал, что он собирает. С усложнением увеличиваются количество частей в пазле и предлагается собирать картинку не по образцу.
Игра с игрушечными орудиями труда. Эти игры позволяют овладевать навыками, приучаться к труду и в желанию помогать взрослым. Купите маленький веник и совочек – ребенок с удовольствием будет вам помогать, имитируя ваши действия. Детский утюг и носовой платочек – пусть гладит как мама.
Изобразительная деятельность. Первое время – подражание действиям взрослого. Сначала самые простые задания: нарисуй веревочки к воздушным шарикам, чтоб они не улетели; нарисуй лучики у солнышка; нарисуй листики на дереве и т.д. Продуктивная деятельность с использованием различного материала: это может быть и лепка, причем совсем не обязательно из пластилина. Ведь продается и специальное тесто для лепки. Рисовать можно не только кисточкой, но и пальчиками, а также ватными палочками и даже манкой… Можно делать аппликации, используя разную по фактуре бумагу и даже приклеивать ватку, кусочки ткани, салфетки…
Схема развития любого вида деятельности в соответствии с концепцией Л. С.Выгодского такова: сначала она осуществляется совместной деятельностью с взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка. При этом особая роль отводится воспитателю.
Воспитатель должен создать разнообразную игровую среду (речь идёт о предметно – развивающей среде в ДОУ), которая должна обеспечивать ребенку познавательную активность, должна соответствовать его интересам и иметь развивающий характер. Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.
Воспитатель может подключиться к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников.
Предметно – развивающая среда должна организовываться таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Такая среда должна отвечать индивидуальным и возрастным особенностям детей, их ведущему виду деятельности – игре.
При этом она должна способствовать развитию творческих способностей, будит фантазию, активность действий, учит общению, яркому выражению своих чувств.
Наряду с игрой немалое место в жизни ребёнка занимает свободная продуктивная деятельность детей (конструктивная, изобразительная и т.д.) Так же как и в игре, здесь обогащаются возможности развития ребёнка.
Благодаря организации самостоятельной деятельности чётко отражена и пересекается (интегрирует) с остальными формами работы в течение дня (прогулка, режимные моменты, групповая - подгрупповая, совместная деятельность).
Организация самостоятельной деятельности детей раннего возраста.
Чтобы организовать самостоятельную деятельность детей, мы стараемся продумать и создать в группе условия для всех видов ее деятельности. В нашей группе созданы разнообразные варианты развивающей среды, что делает их полезными для всестороннего развития детей. Наша задача заготовить все, что может потребоваться детям в игре или пробудить их фантазию. Все, что находится в комнате предоставлено детям, с помощью их фантазии все это превращается в сложные конструкции, которые постоянно меняются и преображаются. Роль воспитателя заключается в создании благоприятных условий для деятельной и творческой игры детей и поддержания положительной социальной атмосферы в группе. Но все это, возможно только при правильном руководстве со стороны взрослого, которому необходимо знать возрастные и индивидуальные возможности детей, создавать условия для развития их самостоятельности, эксперементирования, творчества. Организовать малышей так, чтобы они были свободны в выборе вида деятельности, уметь заинтересовать детей, по разному решать различные игровые задачи, участвовать в детских играх, быть примером, советом продлевать, расширять игру.
Двигательная активность детей.
Движение имеет особое значение в развитие детей. Движение является важным средством постижения окружающего мира, приобретение знаний о самих себе, других людях, животных. Важным аспектом в двигательном развитии является создание атмосферы благоприятствующей развитию детей, радости от движения. Такая атмосфера создается при условии, уважение решений ребенка, предоставление ему право решать участвовать ему в том, или ином виде деятельности. Мы, поддерживаем самостоятельный поиск детьми в двигательных решений. В течение дня дети получают достаточное количество возможностей для самостоятельной двигательной активности и упражнений, включающих крупную моторику, а также шансы и время для придумывания и проверки собственных идей. Самостоятельность может развиваться при условии свободной деятельности. Дети исследуют свое окружение, изучают границы своих возможностей, приобретают умения и навыки. Только так могут развиваться саморегуляция, осознание своих возможностей.
Свободные игры детей.
Игра является формой освоения мира и развития, формой учения, специфической для детей раннего возраста. В игре, ребенок приобретает и перерабатывает знания о мире, развивает способности учиться решать проблемы, устанавливает социальные отношения и строит миры. Ребенок прирожденный исследователь, в избытке одаренный любознательностью. Для развертывания исследовательской активности и поддержанию любознательности детей, им важна свобода. Самостоятельность и креативность лучше всего процветают в свободной атмосфере. Когда детской любознательности предоставляют свободу, в детском коллективе появляется множество идей, по поводу того как совершать открытия и достигать результата. Детская игра является самоопределяемой деятельностью, в которой дети конструируют и реконструируют свою жизненную реальность, приобретают и развивают свой опыт. Игра - это процесс целостного учения, потому что в ней задействована вся личность, и она способствует развитию всей личности. Игра является для детей возможность вступить в отношения с другими лицами, сблизиться с ними, открыть для себя их своеобразные черты сильные и слабые стороны и уважать их, а тем самым одновременно и лучше понять самих себя, так они обретают веру в себя.
Изобразительные и пластистические искусства.
Изобразительные и пластические искусства, прежде всего, важны для самовыражения ребенка и познания им окружающего мира. Именно здесь может с особой полнотой проявится центральная идея стандарта, которая заключается в создании условий поддержки разнообразия детства. В своих попытках учится, узнавать и понимать мир дети идут совершенно самостоятельными путями, используя для этого разнообразные средства. Рисуя, экспериментируя, дети активно взаимодействуют с окружающей средой, перерабатывают свои переживания и по-новому выражают свои впечатления. Наша задача, создать необходимые условия для поддержки творческих способностей и стремлений детей. Дети любят показывать свои рисунки и рассказывать о том, что на них изображено. Процесс изображения, можно понимать, как процесс духовного и душевного постижения мира, при котором изображение следует рассматривать как средство общения. Творческая деятельность поощряет важную способность детей, удивляться и радоваться новым открытиям, что очень помогает им в развитии.
Организации самостоятельной деятельности детей мы стараемся отводить большое количество времени в течение дня. И если в совместной деятельности с детьми педагог является равным партнером, то в самостоятельной деятельности педагог только наблюдатель.
Автор: Ващенко Анна Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Детский сад №100
Населённый пункт: город Магнитогорск, Челябинская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование самостоятельной деятельности у детей раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование
Формирование самостоятельной деятельности у детей
раннего возраста.
Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается
в настоящее время одной из самых актуальных. Целесообразность формирования на этапе
дошкольного детства личности, не пассивно созерцающей действительность, а активно
преобразующей ее, обозначена в ряде исследований и нормативных правовых документах.
В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского
нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ
государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека,
готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
самостоятельности. Выводы исследователей подтверждают, что к концу старшего
дошкольного возраста при оптимальной организации образовательного процесса дети
могут достигнуть достаточно высокого уровня развития самостоятельности в разных
видах деятельности: общение, детское экспериментирование, восприятие художественной
деятельность и др.
познавательному развитию детей, развитию их деятельности, при этом мало уделяя
внимания развитию субъектных качеств ребенка, в том числе и самостоятельности.
Разрешение кризиса трех лет педагоги видят в снятии негативных эмоций ребенка,
разрешению ребенком противоречий возникающих в ходе развития. Актуальность
проблемы позволила выявить противоречия между имеющимися потенциальными
возможностями развития самостоятельности у детей раннего возраста и недостаточностью
психолого-педагогических условий, необходимых для реализации этих возможностей.
Интерес к данной проблеме обусловлен, прежде всего, тем, что стремление к
самостоятельности свойственно маленьким детям. Это внутренняя потребность растущего
организма ребёнка, которую необходимо поддерживать и развивать.
рассматривается как стержневое личностное качество. Ее значение для развития ребенка
самостоятельность — это общественное проявление личности, характеризующее тип ее
отношения к труду, людям, обществу. В советской науке изучение самостоятельности
было тесно связано с разработкой теории воли (труды А.Г.Ковалева, В.Н.Мясищева,
В.И.Селиванова, Ю.Н.Дмитриевой и др.).
Самостоятельность — это постепенно развивающееся качество личности, высокая
степень которого характеризуется стремлением к решению задач, также умением
поставить цель деятельности, способность удерживать в памяти конечную цель действия
и организовывать свои действия в русле её достижения; способность совершать в той или
иной степени сложности действия без посторонней помощи, соотносить полученный
результат с исходным намерением.
Авторы отмечают, что самостоятельность — одно из ведущих качеств личности,
выражающееся в умении поставить определенную цель, настойчиво добиваться её
выполнения собственными силами, ответственно относиться к своей деятельности,
действовать при этом сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в
новых условиях, требующих принятия нестандартных решений.
По мнению специалистов педагогов и психологов, самостоятельность — это
психическое состояние личности, включающее в себя: способность ставить перед собой
задачу; способность удерживать в памяти конечную цель действия и организовывать свои
действия в русле её достижения; способность совершать в той или иной степени
сложности действия без посторонней помощи, соотносить полученный результат с
В развитии детской самостоятельности выделены три ступени:
Первая ступень — когда ребенок действует в обычных для него условиях, в которых
вырабатывались основные привычки, без напоминания, побуждений и помощи со стороны
взрослого (сам убирает после игры строительный материал; сам идет мыть руки, когда его
благодарит за помощь).
Вторая ступень—ребенок самостоятельно использует привычные способы действия в
новых, необычных, но близких и однородных ситуациях. Например, научившись убирать
свою комнату, Наташа без подсказки взрослых сама подмела комнату у бабушки, убрала
посуду в незнакомый шкаф. Без просьбы мамы Ира сама принесла из комнаты в кухню
стул и предложила соседке, которая зашла к маме, присесть. В детском саду ее учили
предлагать стул гостям.
На третьей ступени
возможен уже более далекий перенос. Освоенное правило
приобретает обобщенный характер и становится критерием для определения ребенком
своего поведения в любых условиях.
К трем годам ребенок способен сам раздеваться и одеваться при небольшой помощи
взрослого, но нередко дети настойчиво отказываются от подобного проявления
самостоятельности. Обучение навыкам самообслуживания — это только ступенька на
пути к самостоятельности.
Научные исследования свидетельствуют о том, что в условиях оптимального
двигательной, познавательно – исследовательской, продуктивной (рисование, лепка,
художественный труд), трудовой, музыкальной.
Самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации
образовательного процесса детей дошкольного возраста:
1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-
деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или
действовать индивидуально. Самостоятельная деятельность детей включает разные виды
игр (сюжетные, подвижные, дидактические, со строительным материалом, игры-забавы);
самостоятельную ходьбу, бег, лазанье; рассматривание книг, картинок; наблюдение за
окружающим; общение со взрослыми, с детками; элементарные практические (трудовые)
действия; первые попытки изобразительной деятельности.
2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение
задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других
людей, помощь другим в быту и др.).
Игра с сюжетно-образными игрушками.
Такие игры появляются не спонтанно, а в процессе наблюдения за взрослым.
Руководство такой игрой должно быть направлено на формирование игры, как
деятельности, в основе которой лежит умение отражать знакомые детям жизненные
ситуации в игровом плане. Так, например, показываем, как гладить детским утюжком,
имитируем, что утюг горячий, им можно обжечься. Учим пользоваться кукольной плитой
и готовить куклам кашку, показываем и называем последовательность приготовления.
Дальше ребенок уже будет дублировать ваши действия. С возрастом игра будет
усложняться, добавляться новые предметы игровые или новые действия. В таких играх
ребенок тренирует полученные практические навыки и осваивает новые.
Содержание наблюдений.
возможность обследовать их, создавать условия для его участия в доступных формах
бытовой деятельности (покормить рыбок, принести необходимую вещь и т.д.). Не
забывайте, что в этом возрасте ребенок на слух еще не воспринимает предметы, для
полноты картины ему надо все потрогать, пощупать, попробовать на вкус.
Обучающие игры.
Это игры, где ведущая роль принадлежит взрослому (сюжетно-дидактическая, показ-
инсценировка). Взрослый предлагает игру, объясняет правила, показывает действия и дает
ребенку задания, а ребенок выполняет. Например, показываете ребенку пирамидку,
следующий раз достаете ту же пирамидку, но теперь показываете, что одно колечко
вы учите ребенка, например, понарошку кушать в игре, кормить зайчика, стирать носовые
Игра с дидактическими игрушками.
Тут обязательно участие взрослого, как и в обучающих играх. Главное — правильно
подобрать дидактические игры и материал, они должны соответствовать возрасту, иначе
ребенку будет не интересно. Например, пирамидки: на втором году жизни используют 3-4
вкладки, с возрастом и с усвоением материала, увеличивают количество пирамидок.
Полезно приучать и к пазлам. Сначала картинки должны быть разрезаны только на 2
части и обязательно должен быть образец, чтоб ребенок понимал, что он собирает. С
усложнением увеличиваются количество частей в пазле и предлагается собирать картинку
Игры со строительным материалом.
Должно быть разнообразие строительного материала: это могут быть мягкие кубики,
деревянные кубики. Не надо сразу предлагать строить замки – детям сложно
представлять такие трудоемкие конструкции. Постройте гараж для маленькой машинки,
домик для матрешки, горку для игрушек. И обязательно сразу обыграйте, чтобы был
интерес строить. Усложняйте задания: построили дорожку для машинки, а тут приехала
Игра с игрушечными орудиями труда.
Эти игры позволяют овладевать навыками, приучаться к труду и в желанию помогать
взрослым. Купите маленький веник и совочек – ребенок с удовольствием будет вам
помогать, имитируя ваши действия. Детский утюг и носовой платочек – пусть гладит как
Игры-забавы, развлечения.
Главная цель — активность детей, эмоциональность. Использование фольклора
(пестушки, потешки, пословицы), литературного материала. Для этого пригодится
ребенка – это ожившая сказка, он воочию видит всех персонажей.
Изобразительная деятельность.
Первое время – подражание действиям взрослого. Сначала самые простые задания:
нарисуй веревочки к воздушным шарикам, чтоб они не улетели; нарисуй лучики у
солнышка; нарисуй листики на дереве и т.д. Продуктивная деятельность с использованием
различного материала: это может быть и лепка, причем совсем не обязательно из
пластилина. Ведь продается и специальное тесто для лепки. Рисовать можно не только
кисточкой, но и пальчиками, а также ватными палочками и даже манкой… Можно делать
аппликации, используя разную по фактуре бумагу и даже приклеивать ватку, кусочки
Схема развития любого вида деятельности в соответствии с концепцией Л.
взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится
самостоятельной деятельностью ребенка. При этом особая роль отводится воспитателю.
Воспитатель должен создать разнообразную игровую среду (речь идёт о предметно –
развивающей среде в ДОУ), которая должна обеспечивать ребенку познавательную
активность, должна соответствовать его интересам и иметь развивающий характер. Среда
должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со
сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.
Воспитатель может подключиться к деятельности детей в случаях конфликтных
ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому или
иному ребенку войти в группу сверстников.
Предметно – развивающая среда должна организовываться таким образом, чтобы
каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Такая среда должна
отвечать индивидуальным и возрастным особенностям детей, их ведущему виду
При этом она должна способствовать развитию творческих способностей, будит
фантазию, активность действий, учит общению, яркому выражению своих чувств.
Игра в детском саду должна организовываться, во-первых, как совместная игра
воспитателя с детьми, где взрослый выступает как играющий партнёр и одновременно как
Читайте также: