Самостоятельная деятельность детей раннего возраста в детском саду картотека

Обновлено: 04.07.2024

Самостоятельная игра наряду с проведением НОД является одним из важнейших путей воспитания ребёнка. В самостоятельной игре он совершенствует то, чему научил его взрослый, у ребёнка происходит дальнейшее расширение и углубление знаний об окружающем мире.

Самостоятельная игра способствует формированию интересов и активному проявлению индивидуальных особенностей.

Для воспитателя организация игровой самостоятельной деятельности детей является одним из наиболее сложных разделов работы, так как, с одной стороны, он должен не подавляя инициативу ребенка, умело направлять его игру, с другой — научить малыша играть самостоятельно. Правильно организовать самостоятельную игровую деятельность воспитатель сможет лишь в том случае, если он хорошо знает не только особенности психического развития ребенка того возраста, с которым он работает, но и особенности развития детей всей группы.

Для развития ребенка важно развивать игровую деятельность, поскольку это позволит достичь формирования социально-нормативных возрастных характеристик (пункт 4.6 ФГОС ДО).

В раннем возрасте только идет становление игры, наблюдаются первые виды самостоятельной игровой деятельности.

Игровые действия связаны с познанием окружающих объектов в процессе познавательно-ориентационной деятельности.

Ведущий вид деятельности в раннем возрасте – предметная деятельность. Именно в этот возрастной период ребенок активно начинает взаимодействовать с различными предметами.(20)

Каковы же виды самостоятельной игровой деятельности детей в раннем возрасте?

• Игры, связанные с движениями: с мячом, игрушками – двигателями (машина, тележка, каталка), влезание на горку и слезание с нее.

• Познавательная деятельность связана, прежде всего, с ориентировочной деятельностью, наблюдением окружающего, поэтому в группе должны находиться разнообразные предметы для рассматривания — картины, макеты с изображением каких-то действий (кукла катается на санках, кукла кормит собачку и т.п.), книжный уголок.

- с природными объектами (с водой, песком, камешками, палочками, семенами деревьев) под контролем взрослых;

- с игрушками (калейдоскопы, трубочки и устройства для выдувания мыльных пузырей, авторские игрушки В.А. Кайе)

• Театрализованные самодеятельные игры – хорошая подготовка к будущей ролевой игре. Такая игра может быть как индивидуальной, так и совместной. Стремление ребенка наряжаться, воображая себя тем или иным персонажем, поддерживается с помощью уголков ряженья.

· Конструктивная и изобразительная деятельность на 2-м году жизни ребенка выступает как предметная, когда он воспроизводит постройки, подражая взрослому, оставляет карандашом след на бумаге. В дальнейшем, в связи с развитием координации рук, представлений об окружающем мире, овладением техническими методами, формируются специфические виды деятельности — конструктивная и изобразительная.

· Действия с предметами — ведущий вид познавательной деятельности, который может быть представлен в виде непосредственных действий с предметами (авторазвивающие дидактические игрушки: пирамидки, вкладыши) и орудийных действий с дополнительными предметами - орудиями (ложкой, палочкой, чашкой и т.д.).

Этапы развития игры детей раннего возраста представлены в работах Н.М.Аксариной, Ф.И.Фрадкиной.

Первый этап от 11мес. до 1г.-воспроизведение разученных действий, когда ребенок воспроизводит действия непосредственно или отсроченно на основе подражания действиям взрослых.

От 1г.3 мес. до 1г.6 мес. действия ребенка выражены в том, что он легко подражает действиям взрослого и переносит знакомые действия на новые предметы.

На третьем этапе скачок в развитии игры отдельные отобразительные действия.

И уже на седьмом этапе, на 3 году жизни преобладает сюжетная игра, которая носит разнообразный характер. Возникают первые ролевые игры, когда ребенок берет на себя роль: мамы, папы, врача.

В исследованиях Е.В.Зворыгиной разработаны способы, предусматривающие такие моменты как фаза подготовки игры, количество игровых действий, использование игрушек или их заместителей.

Уровень решения игровых задач зависит от степени обобщенности реального и игрового опыта ребенка.

Самодеятельные игры возникают по собственной инициативе ребенка или группы детей. Однако это не означает спонтанности или беспричинности детской игровой инициативы. Есть целый ряд условий, необходимых для того, чтобы игра появилась в жизни ребенка и успешно развивалась.

Наиболее сложным аспектом в отношении развития детской игры всегда было руководство ею. Две крайние позиции – от полного невмешательства до жесткого руководства – отмечались неоднократно, начиная с 1930-х гг. и по наше время, и они однозначно неприемлемы.

Научить ребенка играть может только носитель игрового опыта, игровой культуры, в совместной деятельности с которым ребенок приобщается к этой деятельности и присваивает ее. Следовательно, первый принцип организации игры в ДО – совместная игра со взрослым. Воспитатель, включаясь в свободную детскую деятельность и принимая позицию играющего партнера, создает зону ближайшего развития самостоятельной игры детей. Соответственно, задачи должны быть не дидактические, а игровые.

Игровая задача (С.Л.Новоселова, Е.В.Зворыгина)- система условий, в которых задается мнимая цель. Для достижения цели ребенок должен на основе своего жизненного и игрового опыта использовать в условном плане тот или иной способ действия и средства его выполнения.

Когда речь идет о совместной игре взрослого с детьми, она предполагает игру взрослого вместе, а не вместо ребенка.

Чтобы игра была естественной, педагогу необходимо развивать у себя умение быть играющим партнером. Это качество называется игровой позицией воспитателя и включает в себя:

- ярко выраженный интерес педагога к играм детей

- рефлексию как способность видеть реальную ситуацию и вычленить в ней игровые возможности

- инфантилизацию как возможность устанавливать доверительные отношения с окружающими

- эмпатию как способность чувствовать игровые состояния других людей

- креативность как способность находить нестандартные пути достижения цели.

Совместная игра со сверстниками.

Сопровождающее взаимодействие помогает ребенку актуализировать игровой опыт как результат совместной игры с воспитателем, применять его в различных ситуациях, возникающих за пределами специально организованной педагогом игровой деятельности.

Какие же методические приемы способствуют этому?

Метод проблемных ситуаций способствует развитию инициативности детей в процессе самодеятельных детских игр.

· показ, сопровождаемый словом

Развитие игровой деятельности, связанное с ее переходом в форму детской самодеятельности, реализуется через запуск механизмов ее саморазвития. Этот принцип был положен в основу работы комплексного метода, включающего в себя 4 компонента:

-обогащение опыта и знаний детей, расширение их представлений об окружающем. Без определенного уровня знаний, представлений об окружающем ребенок все равно не будет играть, какая бы богатая в содержательном отношении предметная среда ни была предложена ему для деятельности и сколь бы ни был искусен взрослый.(Ребенок не станет играть в то, чего не знает);

-обогащение игрового опыта. Происходит в ходе совместных игр с носителем игровой культуры. Каждая организованная игра должна постепенно переходить и заканчиваться свободной игрой детей, где они могут применить полученный опыт. (Формирование игровых действий, способов осуществления игры);

-создание и своевременное изменение развивающей предметно-пространственной среды;

Согласно ФГОС ДО (п. 3.2.5) среди условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, подчеркивается:

· создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности

· поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности

· поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства

Развивающая предметно-пространственная среда – среда, не только позволяющая детям интересно и разнообразно играть, но и способствующая развитию игровой деятельности ребенка, переходу ее к более сложным формам. Развивающая среда в ДОУ с точки зрения психолого-педагогических требований должна отвечать заботе о эмоциональном благополучии ребенка. РППС должна быть трансформируемой, доступной, вариативной, полифункциональной, соответствовать ФГОС ДО.

Включает такие игрушки как:

· Игрушки комплексного характера (автодидактические, орудия бытовой деятельности)

· Сюжетно-образные игрушки (фигурки животных, куклы, предметы обихода, мебель, театральные, празднично-карнавальные, технические)

· Музыкальные игрушки (бубны, барабаны, колокольчики, бубенчики)

· Предметы-заместители, бросовый и поделочный материал

· Игрушки-забавы (неваляшки, каталки на веревочке шевелящиеся, дергунчики)

· Полифункциональный материал (детали крупных напольных строительных наборов, объемные предметы (коробки, набивные и надувные модули и т.п.)

· Игрушки для игр с песком, водой ( плавающие рыбки, лейки, формочки, лопаты и т.п.)

· Картинки, художественные игрушки, мелки, цветные карандаши, гуашь

· Игрушки для активизации двигательной деятельности (горка с пологим спуском, мячи, резиновые кольца, массажные мячи, коляски, тележки)

· Конструкторы и наборы строительных материалов

Таким образом, модель развития игровой самостоятельной деятельности детей раннего возраста выглядит так: самостоятельная деятельность-затруднение-совместная деятельность со взрослыми-самостоятельная деятельность со сверстниками-самодеятельная игра.

Итак, вывод: для развития самостоятельной игровой деятельности необходимо:

· Осуществление регулярной диагностики опыта игровой деятельности детей и учет ее результатов

· Наличие игровой позиции

· Поэтапное изменение тактики: от партнера до наблюдателя

· Отбор содержания игр на основе интересов и предпочтений детей

· Ориентация на индивидуальные творческие проявления, их дальнейшее стимулирование и развитие

· Создание современной РППС

· Не навязывать детям свой сюжет игры, не игнорировать инициативу детей

· Не вмешиваться в игру: утешать, сочувствовать, подключаться к игре детей только в случаях конфликтных ситуаций.

· Побуждение к взаимодействию со сверстниками

· Поощрение интереса к играм сверстников

Игра для ребенка – это способ исследования и ориентации в реальном мире. Включаясь в процесс игры, дети постигают смысл и ценности человеческой жизни. Игра – способ реагирования на неприятные, сложные ситуации. Когда дети играют, они выражают собственную индивидуальность и развивают внутренние личностные качества.

Методическое объединение по раннему возрасту.

Методическое объединение по раннему возрасту.

Методическое объединение по раннему возрасту. запись закреплена
Я - воспитатель

🔥

Материал для воспитателей групп раннего возраста
- картотеки


Планирование на учебный год в группе раннего возраста.

Содержимое разработки

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю)

Тема: Дикие животные.

Цель: знакомить с названием диких животных и местом их обитания; формировать умение называть части тела диких животных, правильно называть взрослое животное и его детёнышей.

Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Образовательная деятельность в режимных моментах

Утренняя гимнастика.

Цель: воспитывать умение слушать и понимать содержание произведения.

Цель: развивать движения.

с Ваней Стуконога.

Цель6 упражнять в прыжках на двух ногах.

Рассказ воспитателя о необходимости умываться.

Чтение потешки «Водичка, водичка,

Игры в кукольном уголке.

Свободная деятельность в центрах активности.

Непосред – ственно об- разовательная деяте льность

Наблюдение за ветром.

Цель: развивать внимание.

Цель: развивать навык кидания мяча и ловкость.

Трудовое поручение: сбор камушков на участке.

Напомнить последовательность одевания. Продолжать учить детей самостоятельно одевать колготки и носочки на прогулку.

Материал для наблюдения: вертушки.

Выносной материал: кегли, мячи.

Работа перед сном

Чтение книг по желанию детей.

Формирование культурно-гигиенических навыков: воспитывать умение правильно держать ложку, кушать аккуратно.

Артикуляционная гимнастика.

Объекты календарно-тематического и комплексного планирования в первой младшей группе

Календарно-тематический план, по сути, регламентирует последовательность рассмотрения тем в рамках непосредственной образовательной деятельности (НОД), то есть в первой младшей группе составляется для занятий по:

  • развитию речи;
  • физическому воспитанию;
  • музыке;
  • изобразительному искусству (в первой младшей группе в этот блок занятий входят элементы рисования, лепки и аппликации, а начиная со второй младшей группы эти уроки планируются отдельно);
  • ознакомлению с природным окружением;
  • чтению художественной литературы.


В календарно-тематическом плане прописаны цели видов деятельности в рамках изучения тем непосредственно образовательной деятельности

Объектами комплексного плана будут:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Индивидуальная работа с воспитанниками в детском саду — это система целенаправленного психолого-педагогического воздействия на сознание, чувства и поведение воспитанника с максимальным учетом особенностей его личности. Индивидуальный подход в образовательной деятельности дает возможность:

— охватить повседневным вниманием и целенаправленным взаимодействием каждого ребенка;

— всесторонне изучать и знать индивидуальные особенности каждого ребенка и педагогически целесообразно использовать эти знания в образовательном процессе;

— педагогически грамотно выбирать формы, методы, средства и приемы взаимодействия с детьми с учетом обстановки, индивидуальных особенностей и целей его подготовки и развития (воспитания, перевоспитания);

— умело создавать обстановку, педагогические ситуации для обеспечения эффективности обучения и воспитания детей; — своевременно корректировать взаимоотношения воспитатель — воспитанник, целенаправленно добиваться успеха в работе с ним.

Цель индивидуальной работы — создание таких условий, которые бы обеспечили наибольшую реализацию возможностей воспитанника в процессе всестороннего развития его личности.

Отношение к труду.

Мир социальных отношений.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

На 2017-2018 учебный год

Месяц:

декабрь 2021 год

Сквозная тема:

Формировать у детей чувство патриотизма, уважения к своей Родине.

Расширять представления о том, что такое РК; закреплять знания детей как называется наша Родина, о главном городе – столице Астане, закреплять знания детей о родном городе, где они проживают. Приобщать детей к участию в государственных праздниках. Формировать знания о государственных символах (Флаг, Герб, Гимн). Воспитывать уважительное отношение к символике своей страны.

Активизировать словарь детей по теме

Учить украшать шаблон декоративными деталями ( кольца, полосы, мазки)

По плану учителя

Познакомить с произведением, учить слушать, эмоционально сопереживать сюжет

Определение состояния погоды

Учить детей определять времена года по характерным признакам

Погремушка для малыша

Познакомить с пластилином и его свойствами, научить разминать его пальцами и ладонями обеих рук, научить сравнивать предметы и находить отличия по величине и цвету

По плану учителя

Учить давать характеристику предметам

Елка вся преобразилась, огоньками нарядилась

Учить передавать образ нарядной елки, украшать ее шарами

По плану учителя

Познакомить детей с произведением; формировать умение слушать молча, не отвлекаясь

Едем, едем мы на праздник!

Познакомить детей с флагом Республики Казахстан,столицей,национальной одеждой,праздником.Воспитывать любовь к своей Республики к своему народу

Платье для Сауле

Учить приему декоративной лепки

По плану учителя

Месяц:

январь 2021 год

Расширение знаний детей о предметах и явлениях живой и неживой природы, о сезонных явлениях, растениях; формирование представлений о необходимости сохранения всех видов животных, насекомых и растений; приобретение непосредственно связанного с природой опыта; развитие бережного отношения к окружающей среде и понимание значения жизненной среды.

Познакомить детей со цветами и на цветах капли росы объяснить детям откуда росса развивать мышления речь память воспитывать любовь к природе.

Учить рисовать дерево

По плану учителя

Цель: Познакомить детей с содержанием сказки, активизировать речь. Закрепить умение, повторять фразы за воспитателем.

Во дворе у бабушке (домашние животные и их детёныши)

Познакомить детей с домашними животными их детёнышами; о необходимости ухода и заботы за ними

Слепим огуречиок для Зайки

Развивать у детей игровой замысел. Познакомить детей со свойствами пластилина мягкий рвется катается скрепляется цветной приемы лепки

По плану учителя

Учить детей отвечать на вопросы воспитателя

Выбор предметов одного цвета, одинаковые и разных по форме

Учить выбирать предметы одного цвета, одинаковые и разные по форме

Закрепить навыки рисования чёрточек, умение ориентироваться в пространстве, развивать мелкую моторику рук, умение отвечать на вопросы, обогащать словарь, воспитывать бережное отношение к птицам.

По плану учителя

Познакомиться с характерными признаками зимы, особенностями снега, воспитывать любовь к природе.

Зима с нами играет!

Закреплять представление о признаках зимы и забавах детей зимой. Воспитывать любовь к зимнему времени года

Познакомить с пластилином и его свойствами, научить разминать его пальцами и ладонями обеих рук, научить сравнивать предметы и находить отличия по величине и цвету.

По плану учителя

Месяц:

февраль 2021 год

Развивать личность ребенка, владеющего элементарными навыками познавательной деятельности, необходимыми для взаимодействия с окружающим миром; осмыслению нравственных норм и формированию терпимости и уважения к разным людям

Зимние забавы детей

Учить детей отвечать на вопросы по картине, повторять отдельные фразы.

Ах, узорные снежинки!

Учить рисовать узорные снежинки, из пересекающихся линий

По плану учителя

Путешествия по стихам А. Барто. Кораблик

Продолжать учить внимательно слушать и отвечать на вопросы словом и предложением состоящим из 3-4 слов.

К нам приехала машина.

Формировать у детей представление о транспорте: название, внешний вид, назначение. Воспитывать положительное отношение к транспорту, как к помощнику человека.

Колёса для машин

Познакомить детей со способом передачи формы колеса путём скатывания столбика и свёртывания его в виде кольца

По плану учителя

Познакомить детей с бытовой техникой и электроприборами,зачем и для чего они нам нужны

Соотношение формы одноцветных предметов. Группировка предметов по форме

Учить определять форму предметов и соотносить её с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник);группировать предметы по этим геометрическим формам

Учить дорисовывать детали, создавать художественную композицию

По плану учителя

Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, запомнить действующие лица, воспитывать доброту и сопереживание.

Все профессии хороши!

Познакомить детей с профессиями взрослых: названия, атрибуты; формировать уважение к труду взрослых разных профессий.

Печенье для кота

Вызвать у детей интерес к лепке, познакомить со свойствами пластилина.

По плану учителя

Месяц:

Сквозная тема:

Дать детям первоначальные представления основ национальной культуры, вызвать интерес к познанию культуры своего народа, способствовать формированию художественных и творческих способностей. воспитывать доброжелательное и уважительное отношение к людям других национальностей, проживающих на территории Республики Казахстан, их культуре, традициям и обычаям

Активизировать словарь детей, использовать в речи обобщающие понятия дикие животные. Развивать мыслительную активность.

Группировка предметов по цвету и форме.

Учить группировать предметы по цвету и форме.

Формирование навыков работы с красками с помощью пальцев и подручных материалов, воспитывать любовь к красоте, развивать речь, умение восхищаться работой.

По плану учителя

Учить детей пересказывать сказку. Закрепить в активном словаре названия персонажей сказки.

Продолжать учить детей с дикими животными и местами их обитания воспитывать любовь к природе

Познакомить детей со свойствами пластилина, мягкий, рвётся, катается, скрепляется, цветной. Разминать пальцами скатывать круг

По плану учителя

В гости к дедушке и бабушке

Вызвать у детей эмоциональный отклик и желание участвовать в игровом занятии, закрепить умение отвечать на вопросы.

Нахождение различий между предметами

Учить сравнивать предметы, находить черты отличия

Учить закрашивать шаблон карандашами

По плану учителя

Стихотворение о весне

Учить эмоционально воспринимать стихотворение, развивать образную речь, память.

К нам пришла весна!

Формировать знания детей о пробуждении природы,связь весенних изменений в живой и неживой природе.Воспитывать интерес и бережное отношение к природе

Учить украшать юрту с помощью скатывания небольших шариков, сплющивание и прикрепление на предмет

По плану учителя

Месяц:

апрель 2021 год

Сквозная тема:

Дать представление об элементарных трудовых навыках, воспитывать у детей трудолюбие, уважение к людям труда, бережное отношение ко всему, что сделано руками человека; формировать знания о труде хлебороба, воспитывать бережное отношение к хлебу и продуктам питания; Развитие речи детей, внимания, воображения; создание условий для формирования у детей дошкольного возраста творческих способностей и мышления.

Познакомить детей с характерными признаками весны, учить отвечать на вопрос словом и предложением состоящее из 3-4 слов. Учить рассматривать картину, воспитывать любовь к природе.

Определение целого предмета по его частям

Учить определять целый предмет по его части (половинке)

Украсим платье кукле Сауле

Развиваем умение работать с разными способами раскрасить гуашь, научить украшать платье с помощью кисточки, закрепить знания о цветах: красный, жёлтый, зелёные, синий, развивать речь

По плану учителя

Вызвать желание слушать запомнить текст героев сказки кто оказался хитрей всех от кого он смог укатится воспитывать любовь к героям сказки

Познакомить детей с продуктами питания: название, назначение и пользе в жизни человека.

Развивать у детей игровой замысел, продолжить обучение лепке предметов круглой формы, раскатывая пластилин круговыми движениями ладоней.

По плану учителя

Учить составлять рассказ 1-3 предложения

Учить сравнивать два предмета, отбирать однородные предметы двух величин-большие и маленькие

Закреплять умение рисовать округлые формы

По плану учителя

Учить детей осознавать тему произведения содержание. Вызывать желание запоминать и выразительно воспроизводить четверостишие.

Мы дружные ребята

Формировать у детей понятие о дружбе, развивать умение общаться друг с другом, развивать речь и воспитывать взаимопонимание.

Мебель для куклы (коллективная работа)

Познакомить детей со способом передачи формы мебели путём скатывания, прищипывания,

По плану учителя

Месяц:

Познакомить детей с историей нашей страны в годы Великой Отечественной вой­ны 1941-1945 гг.; способствовать воспитанию чувства патриотизма, гордости за нашу Ро­дину, Армию РК, готовность защищать ее в трудное время, способствовать воспитанию в детях таких нравственных качеств, как любовь к близким людям, стремление заботится о них, чувство привязанности к своему родному городу, своей стране, интерес к ее истории.

Учить употреблять в речи глагольные формы

Учить изображать огоньки салюта

По плану учителя

Учить детей слушать произведение, отвечать на вопросы по содержанию

Одеваем куклу на прогулку

Познакомить детей с сезонными сменами одежды явлениями природы

Учить лепитьв технике–размазывания пластилина по шаблону предмета

По плану учителя

Познакомить детей с характерными признаками лета, учить отвечать на вопрос словом и предложением состоящее из 3-4 слов. Учить рассматривать картину, воспитывать любовь к природе.

Нахождение предмета по его части и словесному описанию

Учить находить предмет по его характерной части, называть и показывать его на картинке

Зёрнышки для цыплят

Продолжать учить рисовать точки пальчиками, воспитывать отзывчивость и доброту.

По плану учителя

Закрепить пройденный материал, выразительное чтение потешок и стихов

Цветочная поляна (одуванчик)

Познакомить детей с цветами растущими на поляне: название, отличительные особенности. Воспитывать бережное отношение к растениям.

Продолжать учить детей отрывать маленькие кусочки пластилина, скатывать их между ладонями и расплющивать пальцем сверху.

Читайте также: