С какой целью собрались мужики в поэме кому на руси жить хорошо кратко

Обновлено: 07.07.2024

Написана поэма в конце 60-70-хх годов 19 века, когда как раз было отменено крепостное право в виду проведенной Александром Вторым реформы. Сюжет раскрывает неприятную особенность того, что вместо того чтобы исчезнуть всем старым порокам, добавились еще и новые.

Замысел Николая Алексеевича Некрасова заключался в том, чтобы в конце поэмы путники достигли бы Петербурга. Однако смерть автора помешала завершить начатое произведение. Оно так и осталось незаконченным, а повествование оборвалось.

Главные герои

Роман, Демьян, Лука, братья Губины Иван и Митродор, Пахом, Пров — семеро крестьян, которые отправились на поиски по настоящему счастливого человека.

Другие персонажи

Ермил Гирин — первый, кого путешествующие крестьяне стали проверять на соответствие статуса счастливого человека, честный бурмистр, очень уважаемый крестьянами.

Матрёна Корчагина (Губернаторша) — крестьянка, в деревне именно ее называли счастливым человеком.

Савелий — дед мужа Матрёны Корчагиной. Старец дожил до ста лет.

Князь Утятин (Последыш) — старый помещик, самодур, от которого его же семья скрывает, что крепостное право уже отменено.

Влас — крестьянин, бурмистр деревни, которой некогда управлял Утятин.

Гриша Добросклонов — обучающийся в семинарии, сын дьяка, грезил, когда же будет освобождение русского народа; прототипом был революционный демократ Н. Добролюбов.

Краткое содержание

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Пролог

В один день семь крестьянских мужиков сходятся на дорожке столбовой. Это: Роман, Демьян, Лука, Иван и Митродор Губины, старих Пахом и Пров. Родом они все из Терпигорево. По соседству также есть деревни Заплатово, Дыряево, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово и Неурожайко. Каждое название деревни говорит само за себя и о том, как там живется крестьянам.

Если в то время посмотреть бы со стороны на толпу мужиков, кричащих и размахивающих рукавами, то могло показаться, что они там клад нашли и не могут меж собою его поделить.

Они настолько увлеклись обсуждением данной проблемы, что забыли куда и шли с утра из своих деревень, а дела были очень важные – один на крестины ребенка, другой на базар… За спором, да выяснением, кому на Руси жить хорошо, мужики не заметили, как и ночь наступила, и идут они уже в неизвестном направлении.

Устав от спора, они присаживаются отдохнуть, но спор на заканчивают. А вскоре и вовсе дело до драки дошло.

Роман тузит Пахомушку,
Демьян тузит Луку.

От их драки весь лес переполошился, всех зверей да птиц на ноги поставили: кто замычал, кто за пищал, хищные звери и те подальше в лес убежать поспешили.

А тут еще у пеночки
С испугу птенчик крохотный
Из гнездышка упал.

Даже птенец из гнезда выпал со страху от мужицких криков, да драки. После, когда они подрались, они обратили внимание на птенца, начали его ловить. Пахом высказался, что пташке легче, чем мужику. Он даже позавидовал, что будь у него крылья, он бы всю Русь облетел, чтобы найти того, кому лучше всех живется.

Остальные говорят, что и крыльев не надо иметь, лишь бы хлеб, да водочка с огурчиками, квасок, да чаёк, тогда бы они пешком по Руси прошли в поисках счастливчика.

За спором мужики не заметили, как подлетела пеночка за своим птенчиком. Она даже предложила им все богатства мира за своего птенчика, что ни попросят, всё им даст.

Мужики согласились с превеликим удовольствием. Птичка показала им место, где закопано сокровище – скатерть-самобранка в коробочке. Потом пеночка заколдовывает их одежду, чтобы она не снашивалась, да обувку, чтобы не стаптывалась, портянки заколдовывает, чтобы не изопрели, а на самих наговаривает, чтобы не обовшивели. Свершив сие чудо, улетает с птенчиком.

А перед тем как улететь, предупреждает, что со скатерти есть могут, сколько хотят, но водки больше ведра в день чтобы не заказывали.

И раз и два – исполнится
По вашему желанию,
А в третий быть беде!

Мужики побежали в лес и там нашли чудо-скатерть-самобранку. Они тут же устроили пир, а потом договорились, что не вернутся домой, пока не найдут того, кому на Руси жить хорошо, да вольготно.

И вот теперь начинается их путешествие.

Глава 1. Поп

Идут мужики вдоль берёзовой рощи по широкой дорожке, разных людей встречают по пути встречают. Больше всего крестьяне попадаются, солдаты, мастеровые, да нищий народ всякий малый. С ними мужики даже не заговаривают. Так видно, счастья у них не лишку.

Священнослужитель долго думал, прежде чем заговорить в ответ, а потом промолвил, что на Бога роптать, конечно, грех, потому он просто опишет, как ему живётся, а они уже понимайте, как знаете, хороша ли у него жизнь.

По мнению попа, счастье может быть в трех вещах – покое, богатстве и чести. Что касаемо первого – покоя, то его у священника отродяся не бывало. Должность ему достаётся тяжело, а потом и служенье тоже не в радость. Ведь с кем он дело имеет? Сироты ревут, вдовы кричат, умирающие стонут. Какой уж тут душевный покой.

Что касаемо почёта, то и тут своё – каждый, кто остёр из народа, всякий на него внимание обращает, сказки да небылицы про него придумывают, анекдоты всякие про него самого, да про всё его семейство – и попадье, и детям поповским достаётся.

Богатство тоже дело переменное. В старые времена, когда попа уважали, да ценили, свадьбы пышные были, а умирать на родину приезжали, тогда и работы было у священников вдоволь. А теперь все разбрелись по чужбинам, потому и заработок в медные пятаки упёрся.

Окончив свою речь, священник отправился по своим поповским делам дальше. Мужики же набросились на Луку, который говорил, что попу хорошо живётся. Начали мужики упрекать Луку и обвинять в глупости, ведь поповское житьё только на первый взгляд оказалось хорошим.

Мужики захотели даже отлупить Луку за неправдивое высказывание о счастливой поповской жизни, но тут они заметили в конце дороги суровое лицо попа, и драка отменилась.

Глава 2. Сельская ярмонка

Путь мужицкий продолжается. Идут они дальше, а по пути им только пустые деревни попадаются. Неожиданно встречают седока и спрашивают, куда народ из деревень подевался?

Мужики туда же направили свой путь – на ярмарку, вдруг там кто-то счастливо живёт.

Кузьминское – село богатое, хоть и чумазое. Там две церкви, закрытое училище, грязная гостиница. Даже фельдшер в деревне имеется. Какое село, такая и ярмарка – тоже богатая. Самое большое богатство в селе – это множество кабаков больших и малых, наливать не успевают, сколько там желающих выпить.

Повсюду, куда ни глянь, везде пьяные лица. Кто топор свой ругает, зачем поломался, дед Вавила в печали – обещал башмаки внучке, да деньги пропил все. Все его утешают, жалеют, а помочь некому – сами все на мели. Один только барин Павлуша Веретенников сжалился, да и возможность имел – купил внучке Вавилы башмачки.

Лишь наступил вечер, все упитые по самые уши, даже церковь выглядит настолько пьяной, что будто бы вот-вот упадёт.

Мужики уходят из села.

Глава 3. Пьяная ночь

Ночь. Мужики идут по дороге, как вдруг слышат чей-то разговор про чиновников и про то, как они взятками промышляют.

Потом видят, как парнишка, вусмерть упитый, закапывает свою одежонку, будто бы мать родную хоронит.

Дойдя до дорожного столбика, путешественники снова встречаются с Павлом Веретенниковым, который записывает поговорки, да песни крестьян. Он уже много записал и начинает корить крестьян, что слишком они много пьют. Те, в ответ, спорят, что пьют они только с горя, а осуждать или завидовать за это грех.

Тот, который возражает с Веретенниковым, Яким Голый. У него своя история, которую Павлуша тоже записывает себе.

Яким, будучи в молодые годы, напокупал сынишке лубочных картинок. Даже сам любовался ими, как ребёнок. Однажды в избе загорело, случился пожар. Первым делом Яким бросился спасать картинки, а тем временем сгорели все его сбережения, целых 35 целковых. Деньги расплавились и получился комок, за который ему дают теперь 11 рублей.

Послушав истории, путники сели покушать. Поели, попили. А потом пошли снова счастливого искать, кому на Руси жить хорошо, а Романа оставили у ведра с водкой караулить.

Глава 4. Счастливые

Мужики бродят сквозь толпу и зовут счастливого. Кричат, если такой объявится, то они ему взамен за его рассказ о своём счастье, напоят его водкой вдоволь.

Те, кто трезвый, смеются над таким объявлением, а те, кто уже пьяные, в очередь выстроились. И таких много насобиралось.

Дьячка выгнали, за ним пристроилась старуха, у которой на маленькой грядке аж целых тысяча реп наросло.

Следующим встал солдат, обвешанный медалями. Он уже еле на ногах держится, а выпить страсть как хочется. Счастье у него, что живой остался после мучений на службе.

Потом в очереди был камнетёс с огромным молотом в руках, затем надорвавшийся по службе крестьянин, еле живой до дома добрался, следующий – дворовый человек с подагрой. Далее подошёл хвастун, лет сорок простоявший у стола князя и подлизывающий его тарелки, а также допивающий изо всех рюмок заграничное вино.

Также к мужикам подходили нищие, которые счастливы, что им дают милостыню и подаяние, и они благодаря этому могут кормиться.

Водки уже не осталось в ведре, а настоящего счастливого человека мужики так и не нашли.

Наконец кто-то советует спросить у Ермилы Гирина, так как кроме него счастливых-то людей и нету.

Ермила – простой мужик, весь народ к нему тянется и любит его. Мужикам ведают следующую историю:

Давно как-то была у Ермилы собственная мельница, но ему пришлось её продать, чтобы рассчитаться с долгами. Мельницу стали торговать. Купец Алтынников решил, было, купить мельницу, да Ермила перебил его ставку, хотя у него денег не было. Тогда он отложил торги и побежал на площадь попросить денег у людей.

Какое-то чудо свершилось, ему понесли деньги, и вскоре нужная сумма собралась. А через неделю он уже насобирал денег, чтобы раздать долги. Собрал народ и начал раздавать, что назанимал. Только один рубль остался. Долго Ермил допытывал у всех, чей рубль.

Мужикам было удивительно, как это Ермилу люди доверили, что собрали для него денег. Но это было правдой без доли колдовства.

Гирин – служащий писарь, работал в конторе, денег ни с кого не брал, а помогал всем советами. Когда старый князь умер, вновьзаступивший князь организовал выборы бургомистра. Все жители вотчины закричали, что нужно выбирать Ермила – честного молодого человека.

Единожды только Ермил смухлевал, отправив в рекруты вместо своего младшего брата, Митрия, сына Ненилы Власьевны. После этого Ермил не мог найти себе места от угрызения совести, даже хотел повеситься. После этого служивых заменили – Ненилу отправили домой, а Митрия отдали в рекруты. Этот случай ещё долго не давал покоя Ермилу, от должности своей самоустранился, взял в аренду мельницу и стал ещё усерднее трудиться и заслуживать признание и любовь народа.

Поп уходит, попрощавшись, но обещав продолжить свой рассказ в следующий раз.

Глава 5. Помещик

Путь мужиков продолжался. Шли они дальше на поиски, кому на Руси жить хорошо. И встретился им на пути помещик Гарил Афанасьич Обота-Оболдуев, который сначала напугался мужиков, спутав их с разбойниками. Но когда разобрался, что им от него надо, рассмеялся и стал рассказывать про своё житьё-бытьё.

Он из дворянского рода татарина Оболдуя, который ради потехи императрицы согласился, чтобы его ободрал медведь. За это получил в награду сукно.

Потом история Оболт-Оболдуева продолжалась уже печально, что раньше-то было привольно, всё ему принадлежало, и крестьяне ему преклонялись.

Любили его все дворовые люди, подарками задаривали, за отца родного почитали. Но прошли времена, жизнь изменилась – землю и крестьян у помещика отняли. Леса вырубают, всё разоряют, усадьбы сносят, заменяя питейными домами. Да и грамота уже никому не требуется. Помещикам же новый указ теперь:

А трудиться же они, помещики, не привыкшие. Они по-другому жить научены. После этих слов помещик зарыдал навзрыд, чем сильно растрогали добродушных мужиков, которые сразу подумали:

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Последыш

На другой день мужики прибыли к берегу Волги, прямо на сенокос попали. Лишь стоило им заговорить с местными крестьянами, как услышали музыку, а к берегу подплыло три лодки. В них дворянская семья – два барина с супругами, их малыши, да прислуга. И ещё один старенький барин. Старичок оглядел покос, все ему до земли поклонились. У одного стога старик задержался, велев его разметать – ведь сено ещё в нём не досохло. Хоть стог выглядел вполне сухим, но приказ старика быстро выполнили, стог раскидали.

Оказалось, что этот старик не кто иной, как сам князь Утятин. Местные называют его Последышем. Когда князь Утятин узнал об отмене крепостничества, то его хватил удар, и он слёг.

Княжеские сыновья вынуждены были отказаться от помещичьих идеалов и потерять своё наследство. Они сильно испугались и подговорили крестьян подыграть им, чтобы никто и вида не показал об отмене крепостного права. А старику донесли, что указ об отмене крепостничества вернули назад, и что всё остаётся, как и было прежде. Это вернуло старика на ноги. И до сих пор так все продолжают его обманывать. А дворовому Ипату даже нравится разыгрывать такую комедию.

Но вот только Агапу Петрову никак не нравится такое положение дел. Ему противно, что сейчас он получил волю, а им продолжают командовать. Он даже высказался однажды барину об этом, того снова свалило от удара. Когда же пришёл в себя, приказал отхлестать Агапа.

Крестьяне не хотели ослушиваться, увели Агапа в стойло, налили ему вина и велели орать, будто его розгами лупят. Но от такой несправедливости Агап в ту же ночь скончался.

Мужики приглашены на пир к Последышу. Хозяин произносит речь о пользе крепостничества. Потом он укладывается спать в лодки, засыпает под песни мужиков. Но сон переходит в вечный. Жители деревни Вахлаки с облегчением вздыхают. Но суд по передаче им сенокосных лугов продолжается и по сей день.

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

Крестьянка

Надоело путникам искать счастливого среди мужиков, кому на Руси жить хорошо. Направились они к Матрёне Тимофеевне Корчагиной – женщине красивой и статной, в должности губернаторши, от роду 38 лет, но себя она считает уже старухой.

Из её рассказа, счастлива она была тогда, когда жила ещё в родительском доме. Но детство, а потом и девичество прошло быстро, девицу Матрёну сосватали за Филиппа – молодца румяного, да сильного. Любил он Матрёну здорово, побил всего один раз. Но вздумалось ему уехать на заработки. Матрёна же осталась в его большой и чужой для неё семье.

Приходится Матрёне вкалывать на старшую сестру мужа, да на суровую свекровь и свёкра. Радость обрела лишь с рождением сына Дёмушки.

Только старый дед Савелий проявляет к Матрёне сожаление, да сочувствие, остальные не больно доброжелательны к невестке. Старик – бывший каторжник с 20-летним стажем, наказан был за убийство немца, который служил управляющим и замаял мужиков работой. Много рассказывал Матрёне про свою богатырскую жизнь.

Свекровь же Матрёну заставляет работать много, даже не велит брать Дёмушку в поле, чтобы она не отвлекалась там на сына. За Дёмушкой следит дед. Но в один день старик уснул, и Дёмушку съели свиньи.

Однажды Матрёна на Дёмушкиной могилке встречает деда Савелия, который к этому времени ушёл в монастырь. Невестка прощает деда и забирает домой, где он вскоре засыпает вечным сном.

Хотя у Матрёны нарожались и другие детки, но Дёмушку – первенца она забыть не смогла, и горе её по нему не притупилось со временем.

Один их детей Матрёны – пастушок Федот был приказан к розге за то, что не уследил за овцами – одну утащил волк. Но Матрёна взяла вину на себя.

Будучи беременной Лиодорушкой, Матрёна отправилась в город, чтобы попросить о муже, которого забрали в солдаты. Там прямо в приёмной Матрёна и родила. В родах ей помогала сама губернаторша Елена Александровна. За неё теперь вся семья молится.

После своего рассказа Матрёнушка сказала, что среди женщин счастливую путники никогда не сыщут, потому как не существует ключей от женского счастья, и даже Богу не известно, в чём женское счастье.

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ

Пир на весь мир

По всему селу Вахлачина разгулялся пир. Все сбежались сюда: и странники, и Клим Яковлевич, и Влас-староста. Даже два учащихся из семинарии Саввушка и Гриша – добрые ребята, тоже пришли сюда. Народ попросил их выступить с весёлой песней, в чём они не отказали.

Когда пришла пора отдавать в солдаты племянника Якова, тот запировал. И даже, вернувшись назад в барский дом, Яков имел злость на барина. А в своё время даже отомстил ему – завёз барина, у которого отнялись ноги, в лес и сам над ним повесился на сосне.

Крестьяне заспорили, кто самый грешный. Божий странник Иона поведал историю о двух грешниках и разбойнике Кудеяре. Благодаря Господу у него проснулась совесть и должен он был срубить дуб, огромный-огромный, тогда ему грехи и отпустятся.

Но дуб лишь тогда и упал, когда Кудеяр пролил кровь злого пана Глуховского.

Прохоров Игнатий спорит с Ионой – дескать мужицкий грех самый большой. Его история была о старосте, который не огласил последнюю волю хозяина. А хозяин велел освободить своих крестьян. Но староста не хотел упускать деньги и порвал вольные.

Не пропадут его помышления: Грише уже заготовлена судьба – славный путь, да громкое имя народного заступника, чахотка и Сибирь. А пока парень поёт свои песни. Но странники его, к сожалению, не слышат. Иначе бы поняли, кому на Руси жить хорошо, и вернулись бы домой с правильным ответом.

Заключение

История заканчивается на этом самом месте. Вернее даже не заканчивается, а обрывается. Некрасов умер, и мы никогда не узнаем продолжения сказа, кому на Руси жить хорошо.

Но сохранившиеся и опубликованные части уже можно понять, что и в послереформенной Руси были мучения, прежде чем люди научились жить по-новому. Проблемы, раскрытые автором в поэме, показали, что самое великое счастье у мужика было – ведро водки. Многие проблемы актуальны и по сей день, поэтому поэма популярна, а цитаты из неё многие даже используют в разговорной речи.

То, как автор задумал и осуществил описание поэмы, похоже на приключенческий роман, что делает чтение поэмы лёгким и увлекательным.

Портрет Некрасова

Произведение начинается с безымянной главы, которая обрисовывает завязку истории. На столбовой дороге встречаются семь мужиков — бывших крепостных. Между ними завязывается спор: кому на Руси лучше всех живется? Каждый предлагает свой вариант: помещику, чиновнику, попу, купцу, боярину, министру или царю.

За активным обсуждением мужики не заметили, как прошли лишних тридцать верст, а домой идти уже поздно. Они разожгли костер и продолжили спор под водку. Началась драка, но и она не разрешила спор.

Волшебным образом в руки мужикам попадает скатерть-самобранка. Она может не только обеспечивать их едой и выпивкой, но и чистит, чинит вещи, — все, что нужно для путешествия. Мужики решают пойти по Руси и отыскать счастливого человека.

Многих людей встречали мужики на пути: солдат, нищих, обычных работяг. Но какой толк расспрашивать их о счастливой жизни?

Первый, кто заинтересовал мужиков, был поп. Но и тот разочаровал путников: не владеет он благами, которые сделали бы его счастливым, — ни роскошной жизнью, ни покоем, ни почетом. И в праздники, и непогоду вынужден иметь дело с больными и умирающими крестьянами, на которых много не заработаешь. А богатые помещики разъехались за границу. Да и уважением попы перестали пользоваться: все их обходят стороной, а то и вовсе презирают. Мужики поняли — у попа счастья не сыскать.

Дорога привела путников в торговое село Кузьминское. Здесь есть все, что нужно людям:

  • ветхая гостиница;
  • шатающиеся храмы;
  • училище, наглухо заколоченное;
  • фельдшерская изба.

На центральной площади — шумная ярмарка. В одном из рядов мужики увидели старика: он пропил все деньги и не может купить внучке обещанные башмачки. На помощь приходит Павлуша Веретенников и покупает заветную обувь. Он человек без звания, но почему-то все зовут его барином.

русская ярмарка

Напрасно пытались в Кузьминском мужики отыскать счастливого человека. Куда ни пойдут — все вокруг пьют до беспамятства и спорят, кому тяжелее живется. Тем временем Павлуша рассуждает, как умен русский народ, какие у него песни да пословицы, одна беда — пьет много. Но мужики перебивают его: не стоит Павлуше равнять себя, барина, с крестьянами. Если бы люди не пили, то не выдержали бы тяжелой судьбы.

В толпе мужики слышат историю о Ермиле Гирином, которого здесь все уважают. Когда ему понадобилось выкупить мельницу, все давали в долг без расписки, а уже через неделю он все вернул. Может, ему хорошо живется? Но оказалось, Ермила служил старостой, и после бунта его посадили в тюрьму. Разочарованные мужики идут искать дальше.

Странники встречают шестидесятилетнего помещика Гаврилу Оболт-Оболдуева. Он рассказывает, что когда-то его жизнь была роскошной и беззаботной. Поля и леса, богатые имения, крестьяне в подчинении — можно было жить и ни о чем не беспокоиться. Но после крестьянской реформы все пришло в упадок. Некому больше за него работать, а сам-то он этого не умел. Мужики поняли, что и помещик им не подходит.

  1. До брака Матрена жила в достатке.
  2. Но когда вышла замуж за печника из другой деревни, ее постигла мрачная судьба деревенской женщины. В семье мужа ее обижали, и лишь рождение первенца скрасило жизнь. Однако, когда Матрена работала в поле, за ребенком не углядели и скормили свиньям.
  3. Ее мужа незаконно забрали в армию, и беременной Матрене пришлось ехать и самой добиваться справедливости.

Ее история убедила мужиков: для крестьянской женщины на Руси счастье невозможно.

Кто он — счастливый человек на Руси?

Во время сенокоса путники оказываются на берегах Волги, где видят странную картину: к берегу на лодках подплывает барское семейство, и косцы, которые только присели отдохнуть, тотчас вскочили и стали изображать усердную работу. Оказывается, дети выжившего из ума пана скрывают от отца отмену крепостного права, а крестьянам пообещали поделиться наследством. Однако после смерти барина никто не получает обещанного.

Еще много горьких историй слышали мужики. Одна из них — про верного холопа Якова. Всю жизнь он безропотно, терпя унижения, прислуживал барину: когда у того отказали ноги, то хлопотал, как о собственном ребенке. Племянник Якова захотел жениться на местной красавице, но вспыльчивый барин отдал парня в рекруты. Чтобы отомстить, Яков отвез хозяина в лес и перед ним повесился: наедине с трупом барин провел целую ночь.

Другая история — про атамана разбойников Кудеяра. Стремясь искупить грехи, он жестоко убил местного пана. Был еще староста Глеб: тот подкупом утаил последнюю волю вдовца-адмирала, который хотел после смерти освободить всех своих холопов.

Но в селе Вахлачине живет один дьячок Гриша Добросклонов. Он потерял мать, которую очень любил, и с ней ассоциирует всю Русь: о ней молится и за нее готов отдать жизнь. Знали бы мужики, как сильно Гриша любит родную землю, — вернулись бы домой, ведь наконец нашли бы счастливого человека.

Гриша Добросклонов

Гриша Добросклонов: YouTube / MyBook

История создания

Некрасов приступил к написанию произведения после реформы 1861 года. Народ освободили от крепостного права, что повлекло ряд других проблем в обществе. На создание произведения у автора ушли долгие годы — все из-за тяжелой болезни, которая заставляла писателя прерываться.

Незадолго до кончины Некрасов успел закончить лишь четвертую главу, хотя планировал семь или восемь. Перед смертью он сожалел, что так и не успел дописать поэму.

Кроме того, изначально Некрасов задумывал совершенно другой ход событий. Например, встреча с Гришей Добросклоновым должна была стать частью второй главы. Однако, понимая, что не успеет воплотить замысел, писатель переместил раскрытие образа героя в конец — таким образом подчеркнув главную идею поэмы.

Суть и проблематика поэмы

Главным героем произведения Некрасова является народ. Он получил долгожданное освобождение, и теперь перед ним новые вызовы:

  • научиться строить свое счастье;
  • думать о будущем;
  • воспитывать свободолюбие в себе.

Главный вопрос, затрагиваемый автором, — в чем человеческое счастье? Для большинства героев — это достаток, спокойная жизнь и уважение остальных. В попытках обрести эти так называемые маркеры счастья многие готовы на обман, убийства и подлость, они зациклены на собственной выгоде. Другие — предпочитают забыться в пьянстве и роптать на судьбу, заняты своей бедой.

Но Некрасов вводит персонажа, который по-настоящему счастлив. Гриша Добросклонов любит Родину, готов изменить ее к лучшему и трудиться на ее благо. Благодаря образу Гриши Некрасов раскрывает главную идею: счастье открывается тем, кто думает не только о себе, но и всеобщем благополучии.

  1. С одной стороны, произведение написано в стихотворной форме. В нем есть лирические отступления и множество художественных приемов.
  2. С другой стороны, сюжет поэмы — это рассказ о целом историческом периоде, описанном как путешествие главных героев. В нем использован фольклор. Все это формирует эпическую составляющую повествования.

Написанная в традициях реализма, поэма дает достоверное понимание того, каким был послереформенный период в России, насколько непростой была жизнь крестьян.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Некрасов Николай Алексеевич – истинно народный поэт, который всегда переживал за судьбу русского человека, жалел его и изучал нравы и быт простых крестьян. Многие произведения его творчества строятся на теме крепостничества, ссылок и эксплуатации рабочих людей.

Когда отменили крепостное право, народ по идее должен был ликовать, однако на деле всё получилось совсем иначе – у крестьян не было земли, и им приходилось уходить под управление волостных, которые не меньше, чем барин использовал их труд. В начале поэмы семь мужиков отправляются в путешествие по Руси с целью отыскать ответ на вопрос, который является названием произведения, они хотят найти крестьян, которые живут весело и беззаботно после отмены крепостного права. Эти мужики едут из своих деревень с говорящими названиями, например, Дырявино и Неелово, что сразу даёт читателю понимание того, как живут крестьянские люди.

По разному вёл себя народ в это непонятное время, так, например, во второй части произведения крестьяне продолжали лебезить перед барином, потому что его семья решила скрыть от него новость об отмене крепостного права, пообещав за это им землю. Крестьяне старались угодить им, ведь они свято верили в то, что барская семья исполнит своё обещание, они готовы были до его смерти ещё побыть невольными, а после обрести волю и независимость. На деле же, когда барин умер, его семья забыла об уговоре, и крестьяне остались ни с чем. Это пример верующих в справедливость простых людей. Сколько бы лет барин и его семья не издевались над ними, они всё равно верят в то, что их не обманут.

В поэме образы крестьян не так статичны, к примеру, холоп Яков всё-таки мстит своему обидчику, то есть он не до конца мирится со своим положением. Много различных характеров в произведении, на Руси, и все они рисуют чёткую картину, на которой виден и мрак, происходящий сейчас в связи с неясной, новой жизнью, и светлое, но пока размытое будущее, которое рано или поздно должно настигнут русский народ. И все в это, хоть и в глубине души, но, конечно же, верят.

Странники из народа

Яким Нагой

Крестьянин живет в деревне с говорящим названием – Босово. Нищий мужик из такой же деревни. Крестьянин ушел на заработки, но попал под тяжбу с купцом. Яким оказался в тюрьме. Понимая, что ничего хорошего не ждет его в городе, Нагой возвращается на родину. Он безропотно работает на земле, сливаясь с ней по образу и подобию. Как ком, пласт, вырезанный сохой, Яким

Радости от тяжелого труда мужик не получает. Большая часть достается помещику, сам же он бедствует и голодает. Яким уверен, что русского мужика не одолеет никакой хмель, поэтому не стоит обвинять крестьян в пьянстве. Многогранность души проявляется во время пожара. Яким и жена спасают картины, иконы, а не деньги. Духовность народы стоит выше материального достатка.

Образы Матрены и Савелия

Холоп Яков

У жестокого помещика долгие годы живет в услужении Яков. Он примерен, усерден, верен. Холоп служит хозяину до старости, заботится о нем во время болезни. Автор показывает, как может мужик проявить непокорство. Он осуждает такие решения, но и понимает их. Сложно Якову встать против помещика. Всей своей жизнью он доказывал ему преданность, но не заслужил даже небольшого внимания. Раб завозит обезножившего помещика в лес и кончает жизнь самоубийством у него на глазах. Скорбная картина, но именно она помогает понять, насколько сильно вжилось раболепие в сердца крестьян.

Любимый раб

Дворовый мужик пытается предстать перед странниками самым счастливым. В чем его счастье? Холоп был любимым рабом первого знатнейшего князя Переметьева. Жена холопа – любимая раба. Хозяин позволил дочери холопа учиться вместе с барышней языкам, наукам. Девчушка сидела в присутствии господ. Глупо выглядит крестьянин-раб. Он молится, прося у Бога сохранить ему благородную болезнь, — подагру. Рабское повиновение привело холопа к абсурдным мыслям. Он гордится дворянской болезнью. Хвастается перед ходоками винами, которые пил: шампанское, бургонское, токайское. Отказывают ему мужики в водке. Отправляют дальше лизать тарелки после барской трапезы. Не по губам раба из мужиков русский напиток, пусть допивает из рюмок заморские вина. Смешон образ больного холопа.

Староста Глеб

В описании крестьянина нет привычной интонации. Автор негодует. Ему не хочется писать о таких типах, как Глеб, но они есть среди крестьян, поэтому правда жизни требует появления образа старосты из народа в поэме. Среди крестьян таких было немного, но горя они принесли достаточно. Глеб уничтожил вольную, которую дал барин. Позволил обмануть своих земляков. Раб в душе, староста предал мужиков. Он надеялся на особые льготы, на возможность возвыситься над равными себе по социальному положению.

Введение

Мужицкое счастье

На ярмарке к странникам подходит множество крестьян. Они все пытаются доказать свое счастье, но оно настолько убого, что говорить о нем тяжело.

Какие крестьяне подошли к ходокам:

  • Крестьянин – белорус.
    Его счастье в хлебе. Раньше это был ячменный, от него болел живот так, что сравнить можно только со схватками во время родов. Сейчас хлеб дают ржаной, его можно есть, не боясь последствий.
  • Мужик со свернутой скулой.
    Крестьянин ходил на медведя. Его троих друзей сломали лесные хозяева. Мужик остался жив. Счастливый охотник не может посмотреть влево: скула свернута медвежьей лапой. Посмеялись ходоки, предложили сходить еще раз на медведя и подставить другую щеку, чтобы уравнять скулы, но водки дали.
  • Каменотес.
    Молодой олончанин радуется жизни, потому что силен. У него есть работа, если встать пораньше, то можно заработать 5 серебряных.
  • Трифон.
    Обладая огромной силой, парень поддался насмешке подрядчика. Попытался поднять столько, сколько положили. Внес ношу в 14 пудов. Не позволил над собой посмеяться, но надорвал сердце и заболел. Счастье мужика – добрался он до родины, чтобы умереть на своей земле.

Н.А.Некрасов называет крестьян по-разному. Одни рабы, холопы и иуды. Другие примерные, верные, смелые богатыри земли русской. Перед народом открываются новые пути. Счастливая жизнь ждет их, но нужно не бояться протестовать и добиваться своих прав.

ОБРАЗЫ КРЕСТЬЯН

ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ БИОГРАФИЯ →

Еще по данной теме::

    ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РОМАНА ОТЦЫ И ДЕТИ

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РОМАНА ОТЦЫ И ДЕТИ Романы Тургенева — своеобразная художественная л…





Одно из самых известных произведений русского поэта Николая Некрасова - поэма "Кому на Руси жить хорошо". Краткое содержание этого произведения поможет вам досконально его изучить, узнать во всех подробностях историю путешествия семерых крестьян по всей стране в поисках действительно счастливого человека. События в поэме разворачиваются вскоре после исторической отмены крепостного права, которая состоялась в 1861 году.

Завязка повести

Очень кратко Кому на Руси жить хорошо

Поэма "Кому на Руси жить хорошо", краткое содержание которой приведено в этой статье, начинается с того, что на столбовой дороге встречаются семеро мужиков. Все они совсем недавно еще были крепостными, а теперь временнообязанные, проживающие в соседних деревнях с говорящими и откровенно удручающими названиями - Дырявина, Заплатова, Горелова, Разутова, Неелова, Знобишина и Неурожайка.

Между ними возникает спор, кому весело и вольготно сегодня живется на Руси. У каждого из них есть своя версия. Кто-то считает, что хорошо живется помещику, также среди версий чиновник, поп, государев министр, боярин, купец и сам царь.

Вы узнаете, чем закончится этот спор, из поэмы "Кому на Руси жить хорошо" Некрасова. Очень кратко вы с ней можете ознакомиться, если прочитаете эту статью. Разговаривая, мужики не замечают, что дали крюк в целых 30 верст, поняв, что возвращаться домой сегодня уже поздно, они разводят костер, разливают водку и продолжают спорить. Постепенно спор перерастает в драку, но и после нее не удается решить, кто же прав.

Решение приходит неожиданно. Один из спорящих по имени Пахом добывает птенца пеночки, чтобы его освободить, птица рассказывает мужикам, где можно отыскать самобраную скатерть. Так все участники спора становятся обеспечены хлебом, водкой и всей другой необходимой для путешествия едой. Тогда они решают сами выяснить, кому на Руси жить хорошо. Краткое содержание этого произведения поможет вам быстро вспомнить основные эпизоды, если само произведения вы читали давно или решили с ним познакомиться в усеченном варианте.

Где на Руси жить хорошо

Первым, кто им встречается, оказывается поп. У него мужики начинают интересоваться, хорошо ли ему живется. Тот резонно отвечает, что счастье в богатстве, покое и чести. Сам же он не обладает ни одним из этих благ.

В поэме "Кому на Руси жить хорошо", краткое содержание которой поможет вам подготовиться к экзамену или зачету, поп описывает свою незавидную участь. В любую погоду он вынужден идти туда, где болеют, рождаются или умирают люди. Душа у него самого разрывается от печали сирот, рыданий над гробом, поэтому не всегда решается брать деньги за свой труд.

На большее рассчитывать не приходится. Помещики, которые раньше обитали в родовых усадьбах, жили в них круглый год, венчались и крестили детей, теперь рассеяны по всей стране, а кто-то подался и за границу, поэтому на воздаяния от них рассчитывать не приходится.

Ну а о том, что попа мало кто почитает, мужики и сам знают, подытоживает он. В результате героям поэмы "Кому на Руси жить хорошо" (краткое содержание по главам поможет лучше понять это произведение) становится даже неудобно, когда священнослужитель начинает вспоминать про оскорбления и непристойные песни, которые регулярно доносятся в его адрес.

Сельская ярмарка

Краткое содержание по главам

В результате герои поэмы "Кому на Руси жить хорошо", краткое содержание которой сейчас перед вами, попадают на сельскую ярмарку в селе Кузьминское. Там они начинают расспрашивать народ об истинном счастье.

Село это богатое, но грязное. В нем есть фельдшерская изба, покосившийся дом, в котором когда-то было "училище", неопрятная гостиница, множество питейных заведений.

Встречается им старик Вавила, который не может купить своей внучке башмаки, потому что все пропил. Спасает его Павлуша Веретенников, которого все вокруг почему-то называют "барином", он покупает для старика гостинец.

Герои наблюдают за балаганным Петрушкой, пытаясь понять, где на Руси жить хорошо. Краткое содержание поэмы поможет лучше рассмотреть замысел автора. Они видят, что каждый торговый день заканчивается пьянками и драками. При этом они не согласны с Павлушой, который предлагает мерить крестьянина по господам. Сами мужики уверены, что трезвому человеку невозможно жить на Руси. В этом случае никак не выдержать ни мужицкой беды, ни непосильного труда.

Яким Нагой

Подтверждает эти утверждения и Яким Нагой, который пришел из деревни Босово, который, как говорят все вокруг, "до смерти работает, до полусмерти пьет". Сам он при этом во время пожара спасает не накопленные деньги, а свои любимые картинки, которые совершенно бесполезны. Он верит, что когда на Руси закончится пьянство, придет и великая печаль.

Странники пытаются и дальше найти, где на Руси жить хорошо. Краткое содержание подробно описывает их попытки. Они обещают поить даром счастливцев, но таких не находится. Оказывается, что за бесплатную выпивку объявить себя счастливыми готовы и дворовый, разбитый параличом, и оборванный нищий.

Ермил Гирин

Наконец герои узнают историю Ермила Гирина. Рассказывается о бурмистре, который известен в округе своей честностью и справедливостью в поэме "Кому на Руси жить хорошо" Некрасова. Краткое содержание по главам дает полноценное представление о произведении. Например, мужики одолжили ему денег, когда ему потребовалось выкупать мельницу, даже не потребовав расписки. Но и он сейчас несчастен, так как оказался в остроге после крестьянского бунта.

В поэме подробно рассказывается о дворянах, многие из которых остались несчастливы после получения крестьянами свободы. 60-летний помещик по имени Гаврила Оболт-Оболдуев рассказывает, что раньше барина все веселило: нивы, леса, крепостные актеры, охотники, музыканты, все они ему принадлежали, сам он был к ним добр.

Сами мужики понимают, что крепостничество было далеко от идиллии, нарисованной Оболдуевым, но понимают, что отмена крепостного права сильно ударила и по барину, лишившемуся привычного образа жизни, и по мужикам.

Русские женщины

Краткое содержание поэмы

Разочаровавшись найти счастливых среди мужиков, герои начинают интересоваться у женщин, кому и почему на Руси жить хорошо. В кратком содержании изложен и этот эпизод. Один из странников вспоминает, что в селе Клин обитает Матрена Корчагина. Ее все вокруг считают счастливицей. Но сама она так не думает, рассказывая историю своей жизни.

Она родилась в зажиточной и непьющей крестьянской семье. Ее мужем стал печник из соседней деревни Филипп Корчагин. Но счастливой для нее была только ночь, когда будущий муж уговаривал ее выйти за него. После началась однообразная жизнь русской женщины в деревне.

При этом она признает, что муж любил ее, побил всего один раз, но вскоре уехал в Петербург на заработки. Матрене пришлось уживаться в семье свекра. Жалел ее только дедушка Савелий, который вернулся после каторги, в которую попал из-за убийства управляющего из Германии, которого все ненавидели.

Рождение первенца

Вскоре у Матрены родился первенец, которого назвали Демушка. Но свекровь не разрешила брать ребенка с собой в поле, а старый Савелий не досмотрел за ним, и его съели свиньи. На глазах у матери судейские, приехавшие из города, проводили вскрытие. После у нее родились пять сыновей, но первенца она так и не забыла.

Немало страданий выпало еще на ее долю. Один из ее сыновей Федот недосмотрел за овцами и одну утащила волчица, чтобы его защитить, Матрена взяла наказание на себя. Будучи беременной Лиодором, ей пришлось ехать в город искать справедливости, когда ее мужа незаконно забрали в солдаты. Тогда ей помогла губернаторша, за которую теперь все молятся в семье.

Считать Матрену счастливой можно только по непритязательным крестьянским меркам. Но в душе ее много смертельных обид, более того, она убеждена, что в России крестьянка не может жить счастливо.

На Волге

Некрасов Кому на Руси жить хорошо

На великой русской реке странники оказываются в разгар сенокоса. Тут они становятся свидетелями еще одной странной сцены. На нескольких лодках к берегу плывет барское семейство. Косцы, которые только что присели отдохнуть, подскакивают, чтобы продемонстрировать барину свое усердие.

Это крестьяне из села Вахлачина, которые всячески помогают наследникам скрыть отмену крепостного права от помещика Утятина, окончательно выжившего из ума. Его родственники в обмен на эту услугу пообещали крестьянам пойменные луга. Но когда старый помещик все-таки умирает, наследники не сдерживают свое слово, оказывается, что весь спектакль, который устроили крестьяне, был напрасным.

Крестьянские песни

Поэма Кому на Руси жить хорошо

Слушают разнообразные крестьянские песни у этого села главные герои поэмы "Кому на Руси жить хорошо". Краткое содержание по главам позволит вам узнать, о чем это произведение, даже не читая его. Среди них солдатская, барщинная, соленая, голодная. Все это истории из времен крепостничества.

Одна из них посвящена примерному и честному холопу по имени Яков. Его единственной радостью в жизни было ублажить своего барина. Это был мелкий помещик Поливанов. Тот был самодуром, в благодарность за преданность и верную службу выбивал Якову каблуком зубы, вызывая еще большую любовь в лакейской душе.

В старости у помещика отнялись ноги, тогда Яков стал за ним ходить и заботиться, как за ребенком. Но когда племянник крестьянина задумал жениться на местной красавице по имени Арише, Поливанов сам желает эту девушку и отдает парня в рекруты. Яков сначала запил, но вскоре снова вернулся к своему барину. В конце концов, он отомстил Поливанову единственным способом, который был доступен такому лакею, как он. Яков завез барина в лес и там повесился на сосне прямо перед своим хозяином. Поливанову пришлось целую ночь провести над трупом своего слуги, отгоняя волков, птиц и других животных.

Великие грешники

Еще одна история рассказывала о грешниках. Рассказывает ее божий странник по имени Иона Ляпушкин героям поэмы "Кому на Руси жить хорошо" Некрасова. Краткое содержание этой истории также приведено в этой статье.

Однажды господь разбудил совесть у предводителя разбойников Кудеяра. Тот долгое время был вынужден замаливать свои грехи, но получил отпущение, только когда убил жестокого пана Глуховского.

Еще один грешник - Глеб-староста. Он за денежное вознаграждение скрывал завещание адмирала-вдовца, который после своей смерти приказал освободить крестьян, принадлежавших ему, но из-за Глеба долгое время никто об этом так и не узнал.

Гриша Добросклонов

Николай Некрасов

Помимо мужиков, желающих выяснить, кто счастливо живет на Руси, о народном счастье задумывается и сын местного дьяка Гриша Добросклонов, семинарист. Он любит свою покойную мать, эта любовь сливается с любовью ко всей Вахлачине.

В 15-летнем возрасте Гриша уже твердо знает, за кого готов умереть, в чьи руки он готов доверить свою жизнь. Он размышляет о необъятной загадочной Руси, думая о ней, как о могучей, бессильной матушке, ожидая, что в ней еще скажется сила, которую он все чаще чувствует внутри себя.

Силен духом Гриша Добросклонов. Судьба уготовила ему путь народного заступника, а также Сибирь и чахотку.

Мужики не знают, что происходит в душе этого героя, иначе наверняка поняли бы, что могут возвращаться по домам, они узнали все, что было необходимо.

Читайте также: