С какой целью на сцене появляется феклуша и сумасшедшая барыня кратко

Обновлено: 05.07.2024

Город Калинов в пространстве самодурства и страха

Значит, чутье не подвело Дикого: причина его страха перед громоотводом не столько в невежестве самодура, сколько в его верной интуиции; громоотвод угрожает самодурной власти.

Теперь о том, как Катерина говорит. Во-первых, ее речь — образно-поэтическая, напевная, близкая к стихотворной; во-вторых, — прерывистая, логически несвязная, тавтологическая.

Что знаменует смерть героини? — Ее трагедийную судьбу. Каково ее воздействие на среду? — Оно подобно грозовому разряду, в соответствии с названием драмы. Самоубийство Катерины — сила или слабость? — Сила! 14

1 См.: Лотман Ю.М. О понятии географического пространства в русских средневековых текстах // Лотман Ю.М. Избранные статьи. Таллин, 1992. Т.I.

2 Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. Архангельск, 1990. С. 76-77.

6 Домострой. СПб, 1994. С. 297.

7 Там же. С. 292-293.

8 Добролюбов Н.А. Русские классики: Избранные литературно-критические статьи. М., 1970. С. 290.

9 См. об этом: А.Н. Островский: Новые материалы и исследования: В 2 кн. СПб., 1974. Кн. 2. С. 116-117.

10 Аристотель. Поэтика / Пер. Гаспарова М.Л. // Аристотель и античная литература. М., 1978. С. 128.

13 См.: Зелинский Ф.Ф. Мотив разлуки (Овидий — Шекспир — Пушкин) // Зелинский Ф.Ф. Из жизни идей (Научно-популярные статьи). СПб., 1995.

Среди эпизодических лиц драмы А. Н. Островского "Гроза" - Шапкин, сумасшедшая барыня, Феклуша, Глаша, гуляющие обоих полов, среди которых автор выделяет 1-го и 2-го.
Шапкин нужен Островскому, чтобы показать "общественное мнение": в начале драмы он, Кулигин и Кудряш говорят о нравах, царящих в городе, как бы подготавливая читателя и зрителя к тем трагическим событиям, которые вскоре здесь развернутся.
Появление на сцене сумасшедшей барыни, грозящей геенной огненной, усугубляет страх Катерины перед грехом, перед грозой. Барыня появляется дважды: первый раз - в начале драмы - Катерина пугается её, потому что в мыслях молодой женщины грех, а барыня как раз об аде и говорит; второй раз - перед сценой покаяния Катерины, провоцирует это покаяние, к которому Катерина уже готова внутренне. Таким образом, сумасшедшая барыня становится предвестницей трагической развязки драмы.
Интересен и образ странницы Феклуши, которая становится "источником знаний" калиновцев о мире. Их вера в россказни Феклуши о странах, где правят "салтан Махнут турецкий" и "салтан Махнут персидский", которые творят суд неправедный, о "земля, где все люди с песьими головами", - яркое свидетельство царящего в Калинове невежества, а девушка Глаша, раскрыв рот слушающая Феклушу и ни на йоту не сомневающаяся в правдивости её рассказа, становится своеобразным символом этого невежества.

Жизнь странницы

Феклуша — типичная странница. Это женщина, путешествующая по Руси, посещая во время странствия монастыри и святые места. Останавливаются странники в лежащих на пути сёлах и городах, в тех домах, где не откажут в гостеприимстве. Впрочем, принимать странника всегда считалось предвестием благополучия, хорошей приметой. А сами путники передавали друг другу сведения о тех домах, где можно найти ночлег и гостеприимство. Жили странники подаянием. А за приют расплачивались рассказами об увиденном и услышанном в пути. Катерина вспоминает, что в родительском доме по вечерам все собирались послушать диковинные рассказы странниц.

Феклуша и дом Кабановых

Во время пребывания в городе Феклуша живёт у Кабановых и невольно присутствует при домашних событиях. В отъезде Тихона по делам в Москву её более всего интересует соблюдение обрядовости: будет ли его жена выть? Странница — любительница устоявшихся церемоний, как и Кабаниха, которая требует от Катерины поклона мужу в ноги и полного набора традиционных наказов жене со стороны Тихона вместо искренних объятий перед разлукой.

Характеристика образа Феклуши может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Варвара – дочь Кабанихи. Она — антипод своему брату Тихону. Варвара, несмотря на жесткий контроль со стороны матери, остается смелой и свободной девушкой. Она ни во что не ставит Кабаниху и живет по своим правилам, лишь внешне сохраняя покорность. Роль Варвары проста – это единственный человек в семье, который искренне поддерживал Катерину. Она заметила печаль и тоску в глазах невестки и решила помочь Катерине устроить свидание с Борисом. Но ни один из влюбленных этого не просил. Варвара помогает честно и безвозмездно, так как видит мучения обоих. Читатель сам рисует в воображении образ девушки: яркая, беспринципная, смелая и самодостаточная. В отличие от Катерины, которая сбросилась со скалы, Варвара сбежала с Кудряшом, но не для того, чтобы насолить матери. Она может изменить все на своем пути и добиться той цели, которую захочет. Задача автора показать — двух разных девушек, которые выбрали свой путь перемен.

Кулигин – механик-самоучка. Один из положительных персонажей в пьесе. Он умелый и практичный человек, с проницательным умом. Он хочет поменять мир и образовавшиеся устои, которые мешают жить людям. Человек с открытым и чистым сердцем мечтает о всенародном благополучии. Но все эти мечты канули в лету. Кулигин – это резонер автора. Из его уст произносятся слова о насилии и разврате, о жестокости богатых людей в городе Калинов. Он разоблачает этот город и вскрывает все нарывы, о которых никто раньше не говорил. Герой имеет четкую позицию и демонстрирует авторское отношение к героям.

Борис – племянник Дикого. В начале драмы создает впечатление успешного и сознательного молодого человека. Он восхищает свой уверенностью и справедливостью убеждений. Борис совершенно непохож на своего никчемного дядю. Но, узнав о герое больше, читатель видит вторую сторону его образа. Трусливый и лицемерный Борис, который сбегает от любящей Катерины, предстает перед нами более прогрессивной копией своего дяди. Он не желает брать ответственность за ее чувства и оставляет девушку одну в этом городе. Роль персонажа показать, что за приятной внешностью скрывается слабовольный характер.

Все персонажи являются частью повествования и играют свои роли: показывают быт и нравы Калинова или противостоят им. Кто-то в большей, кто-то в меньшей степени влияет на исход сюжета, но все выполняют свою функцию в полном объеме.

Читайте также: