С какой целью было издано положение об охране александр 3 кратко

Обновлено: 02.07.2024

закон 14 авг. 1881 в России. Предполагал объявление тех или иных местностей империи на "исключительном положении", к-рое значительно расширяло пределы власти адм.-полицейских органов (отрешение от должности чиновников, закрытие собраний, органов печати, адм. ссылка и т. д.). Положение предусматривало введение состояния "усиленной охраны" и "чрезвычайной охраны". Первое должно было вводиться при "преступных посягательствах" против гос. строя или безопасности частных лиц и имуществ. Второе - "когда такими посягательствами население известных местностей будет приведено в тревожное настроение, вызывающее необходимость принятия исключительных мер". Основания для объявления исключит. положения были сформулированы весьма неопределенно, что давало широкий простор местной администрации. Объявление местности на положении "усиленной охраны" предоставлялось ген.-губернаторам и мин. внутр. дел. Положение "чрезвычайной охраны" вводилось К-том министров, с 1906 - Советом Министров. Первое вводилось на один год, второе на 6 мес. Продление сроков осуществлялось решением К-та министров. Закон 14 авг., введенный как "временная мера", периодически продлевался и существовал до февр. 1917.

Лит.: 3ПСЗ, т. 1, СПБ, 1885, No 350; Зайончковский П. A., Кризис самодержавия на рубеже 1870-1880 гг., М., 1964; Гессен В. М., Исключительное положение, СПБ, 1908.

Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова . 1973—1982 .

Смотреть что такое ""ПОЛОЖЕНИЕ О МЕРАХ К ОХРАНЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОГО СПОКОЙСТВИЯ"" в других словарях:

Положение усиленной (чрезвычайной) охраны — Положение усиленной (чрезвычайной) охраны (общее название исключительное положение) особенный правовой статус местности в государственном праве Российской империи, объявляемый при чрезвычайных ситуациях и гражданских волнениях. При… … Википедия

Земство/Положение 1890 года — Земские учреждения (по Положению 1890 года) губернские и уездные учреждения местного самоуправления в России в эпоху Александра III и Николая II, после их реформирования в 1890 году. Содержание 1 Перечень губерний с выборными земствами … Википедия

Земские учреждения (по Положению 1890 года) — Земские учреждения (по Положению 1890 года) губернские и уездные учреждения местного самоуправления в России в эпоху Александра III и Николая II, после их реформирования в 1890 году. Содержание 1 Перечень губерний с выборными земствами … Википедия

Революционная ситуация конца 70 - начала 80-х гг. 19 в. в России — Революционная ситуация конца 70 ‒ начала 80 х гг. 19 в. в России возникла в результате социальных и политических противоречий пореформенного времени. Её особенность ‒ сочетание крестьянского и рабочего движения с борьбой революционной… … Большая советская энциклопедия

Революционная ситуация — I Революционная ситуация политическая обстановка, предшествующая революции (См. Революция) и характеризующаяся массовым революционным возбуждением, включением широких слоев угнетённых классов в активную борьбу против существующего строя.… … Большая советская энциклопедия

Судебная реформа 1864 — в России реформа судебной системы и судопроизводства; самая последовательная из буржуазных реформ 60 70 х гг. (см. также статьи Крестьянская реформа 1861, Земская реформа 1864). Вызванная развивавшимися в стране капиталистическими… … Большая советская энциклопедия

В марте 1881 года Александр II был убит террористами. В связи с этим в августе вышло положение, вводящее дополнительные меры к охране порядка в чрезвычайных ситуациях.

Предыстория

Террористы надеялись, что расправа над Александром II приведет к революции и социальным переменам в стране. Однако на престол взошел Александр III. Убийство отца предопределило направление его внутренней политики. Она была всецело направлена на укрепление монархии и истребление революционеров.

Положения (усиленной) чрезвычайной охраны 1881 г.

Из-за убийства царя и роста числа крестьянских волнений правительство решило ввести дополнительные меры по предупреждению политических преступлений. Предполагалось наделить местную власть полномочиями, позволяющими ей в экстренных ситуациях вводить режим усиленной или чрезвычайной охраны.

В мае 1881 года была создана особая комиссия, которая занялась разработкой этого законопроекта. В июле он был передан для рассмотрения в Комитет министров.

Суть положения

чрезвычайной охраны (при необходимости принятия чрезвычайных мер для незамедлительного восстановления общественного порядка).

1-й режим вводился министром внутренних дел или генерал-губернатором, а затем утверждался высшим распорядительным органом Российской империи (Комитетом министров). Режим чрезвычайной охраны мог ввести этот же орган по предложению министра внутренних дел.

Положение 1881 года вводилось как временное, но в итоге применялось вплоть до революции 1917 года.

Усиленная охрана

Главы административно-территориальных единиц (губернаторы и градоначальники) при введении первого особого режима получали дополнительные права:

  • Принимать постановления с целью предотвращения нарушений общественного порядка и безопасности, а также определять наказания за их неисполнение (арест сроком до трех месяцев и штраф до 300 рублей) во внесудебном порядке;
  • Запрещать любые массовые собрания;
  • Закрывать промышленные и торговые предприятия;
  • Запрещать нахождение отдельных лиц на территории местности с режимом усиленной охраны (высылка). Она согласовывалась с МВД. Срок высылки составлял 1-5 лет.

Положения (усиленной) чрезвычайной охраны 1881 г.

Дополнительные полномочия получали губернские и уездные полицейские органы. Они могли:

Чрезвычайная охрана

При введении данного режима права местных властей расширялись. Генерал-губернатору могли быть даны полномочия командующего армией в военных условиях. Кроме того, он мог:

Положения (усиленной) чрезвычайной охраны 1881 г.

В некоторых регионах Российской империи такой чрезвычайный режим действовал с момента введения Положения и до 1917 года. Власти, привыкшие к дополнительным правам, зачастую злоупотребляли ими. Они могли использовать право на высылку или арест в случаях, не имеющих отношения к политическим волнениям.

В. А. Твардовская

Что общего было во внутренней политике Александра III и Александра II?

Каковы были основные направления внутренней политики Александра III?

• К. П. Победоносцев


1. Александр III: между либералами и консерваторами. После гибели Александра II в 1881 г. на престол взошёл Александр III. Александр Александрович (1845—1894) получил обычное для великих князей образование, в основном военное. Предметы давались ему с трудом, несмотря на большую усидчивость и трудолюбие. Александр предпринял серьёзные усилия, чтобы ликвидировать пробелы в своём образовании. По природе он был тугодумом, но позже присущая ему неспешность в решении вопросов принималась как основательность. Императора отличали обострённое чувство долга и врождённый здравый смысл.

М. Т. Лорис-Меликова, из-за трагедии 1 марта 1881 г. отложенное на несколько дней, показало, что время реформ окончательно ушло в прошлое.

На заседании Комитета министров 8 марта 1881 г.

К. П. Победоносцев резко отозвался не только о проекте, но и о реформах 1860—1870-х гг.


Александр III. Художник Н. Г. Шильдер


К. П. Победоносцев. Художник А. В. Маковский


Приём волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве. Художник И. Е. Репин

1. Какие факторы повлияли на внутренний курс Александра III?

2. Укрепление самодержавной власти. Весной 1883 г. Н. П. Игнатьева отправили в отставку, пост министра внутренних дел занял Д. А. Толстой. Его политический курс был предопределён взглядами императора и заключался в попечительском отношении власти ко всем сословиям. Дворянство, как основная опора престола, ощущало постоянную заботу со стороны правительства. С целью поддержки первого сословия был учреждён Дворянский банк, который под низкие проценты давал ссуды помещикам.

Александр III не одобрял притязаний крестьян на помещичью землю и рекомендовал им стать более рачительными хозяевами. В то же время в 1880-е гг. власти отменили подушную подать, снизили выкупные платежи за крестьянские наделы и учредили Крестьянский банк. Ликвидировать малоземелье в деревне эти меры не могли, так как далеко не каждый хозяин был в состоянии платить банковский процент. Более того, правительство затруднило выход крестьян из общины, т. е. свободное распоряжение ими землёй. Для власти община по-прежнему оставалась гарантом порядка и спокойствия в деревне.

Желание сохранить патриархальные отношения между троном и подданными, а также участившиеся забастовки и стачки на промышленных предприятиях страны заставили Александра III обратить внимание на рабочий вопрос. В 1882—1886 гг. была принята целая серия законов по упорядочению отношений между предпринимателями и рабочими. Так, законодательно ограничивался труд малолетних, вводилась фабричная инспекция, запрещалась ночная работа женщин и детей, определялись условия найма и расторжения договора о найме на работу.


В коридоре окружного суда. Художник Н. А. Касаткин

В 1889 г. по инициативе Д. А. Толстого был учреждён институт особых чиновников — земских начальников. Они стали полновластными хозяевами в деревне: могли отменить любое решение сельских сходов и волостных судов, менять избранного члена сельского общества или волостного судью. Назначались земские начальники губернаторами и отчитывались только перед ними.


Знак земского начальника

В 1890 г. новое Положение о земских учреждениях серьёзно ограничило независимость земств в решении местных вопросов. Нарушался принцип их всесословности, так как органы местного самоуправления в основном представляли дворяне и крупная буржуазия.

Мероприятия правительства не вызвали широкого протеста в обществе. Со времени русско-турецкой войны 1877—1878 гг. оно, уставшее от террора, военных судов и вида виселиц, пребывало в состоянии неустройства. Мысль о твёрдой руке, способной навести порядок в империи, завоёвывала всё больше сторонников.

1. С какой целью был введён институт земских начальников на селе?

2. Какое значение имело принятие рабочего законодательства?

Вопросы и задания

1. Можно ли считать, что Александр III продолжил внутриполитический курс отца? Свой ответ обоснуйте.


Такое задание лучше загрузите на тот сайт, что на картинке:


Как это ни странно, мы плохо знаем историю царствования Александра III, и в советской школьной истории она почти не освещалась. По крайней мере, в первой половине минувшего столетия.

Читайте также: