С какого времени стала развиваться система специальных дошкольных и школьных учреждений с тнр
Обновлено: 05.07.2024
Все материалы помещенные на сайт , носят лишь ознакомительный характер . Права на размещенные работы принадлежат их авторам . Копирование любых материалов с сайта , полностью , или по частям запрещено ! Для копирования , необходимо получить письменное подтверждение , администрации данного сайта ! Мнения авторов работ и редакции сайта , могут разниться .
Ответственность за размещаемый пользователями контент касающийся конкурсов , для педагогов и детей , Всероссийских конкурсов , а также конкурсов , для детей и дошкольников , полностью лежит на них . Администрация сайта , оказывает помощь в проблемах связанных с работой и содержанием сайта . Вы обнаружили , что на нашем сайте используется чужой контент , пожалуйста сообщите о данном факте администрации сайта , заполнив специальную форму !
В настоящее время контингент детей с речевыми нарушениями, начинающих школьное обучение, существенно изменился как по состоянию речевого развития, так и по уровню подготовленности к систематическому обучению.
В связи с этим в настоящее время наметились две основные тенденции в качественном изменении контингента учащихся. Одна тенденция заключается в минимизации проявлений речевых нарушений к школьному возрасту при сохранении трудностей свободного оперирования языковыми
средствами, что ограничивает коммуникативную практику, приводит к возникновению явлений школьной дезадаптации. Другая тенденция характеризуется утяжелением структуры речевого дефекта у школьников, множественными нарушениями языковых систем в сочетании с комплексными анализаторными расстройствами.
Социальное развитие большинства детей с нарушениями речи полноценно не происходит в связи с недостаточным освоением способов речевого поведения, неумением выбирать коммуникативные стратегии и тактики решения проблемных ситуаций.
Обучающиеся с ТНР - дети с выраженными речевыми/языковыми (коммуникативными) расстройствами – представляют собой разнородную группу не только по степени выраженности речевого дефекта, но и по механизму его возникновения, уровню общего и речевого развития, наличию/отсутствию сопутствующих нарушений 1 .
Таким образом, обучение в начальной школе учащиеся с ТНР требует создания специальных условий для обучения, развития и воспитания.
Специальные условия, созданные для детей с тяжелыми нарушениями речи
Обучение младших школьников с ТНР требует специально созданных условий обучения, воспитания и развития.
В нашем образовательном учреждении для детей с ТНР созданы следующие условия: используются специальные образовательные программы и методы обучения и воспитания; специальные учебники, учебные пособия и дидактический материал; специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования 2 .
Детям с ТНР предоставляется услуга ассистента (помощника), который оказывает обучающимся необходимую техническую помощь. Проводятся групповые и индивидуальные коррекционные занятия. Детям обеспечен доступ в здания и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ.
В обобщенном виде специальные образовательные условия, созданные в нашей школе для детей с ТНР, подразделяются на:
1. Организационное обеспечение.
2. Материально-техническое (включая архитектурное) обеспечение.
3. Организационно-педагогические условия.
4. Программно-методическое обеспечение образовательного и воспитательного процесса.
5. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в образовательной организации.
6. Кадровое обеспечение.
Для данной категории детей предусмотрен каждый из приведенных выше компонентов специальных условий, обеспечивающих реализацию необходимого уровня и качества образования, а также необходимую социализацию этой категории детей.
Пакет специальных условий включения детей с ТНР в общеобразовательные учреждения общего типа:
1. Организационное обеспечение: нормативно-правовое обеспечение (локальные акты образовательной организации (устав, положение, приказ и др.)), организация медицинского обслуживания (необходимо системное сопровождение узкими специалистами по основному заболеванию), организация питания (без особенностей, по основному меню образовательной организации), организация психолого-педагогического сопровождения ребенка договор о взаимодействии с родителями (на основе договора договор о предоставлении образования школой); договор о сотрудничестве с ППМС-центра, договор о сотрудничестве с СКОУ (по необходимости), взаимодействие с МСЭ (по необходимости), взаимодействия с ПМПК (может осуществляться по необходимости на основании запроса консилиума ОУ), организация взаимодействия с органами социальной защиты (может осуществляться по необходимости) 3 .
2. Материально-техническое обеспечение общеобразовательного учреждения (архитектурная среда: общешкольное пространство; учебное пространство).
В школе есть Знаки доступности: знаковые средства отображения информации (предупреждающие знаки, таблички и наклейки, программы мероприятий и пр.). Размещаются при входе в школу и в учебные помещения для демонстрации доступности объекта.
Сенсорная комната– особым образом организованное и оформленное помещение, безопасное и интересное для ребенка и взрослого. Сенсорная комната – это идеальная среда для отдыха, расслабления и развития.
В сенсорной комнате есть мягкое оборудование, светозвуковые панели, тактильное оборудование, развивающие оборудование.
3. Психолого-педагогическое обеспечение.
Программно-методическое обеспечение обучения и воспитания детей с различными нарушениями по общеобразовательным программам. Проводится коррекционная работа по развитию речи, по формированию и коррекции произношения, по формированию и совершенствованию коммуникативных компетенций, музыкально-ритмические занятия, занятия (индивидуальные или подгрупповые) с психологом по формированию коммуникативных навыков, навыков социального функционирования и др., занятия (индивидуальные или подгрупповые) с дефектологом по формированию необходимых учебных навыков, занятия с логопедом (индивидуальные или групповые) по развитию коммуникативных функций речи, пониманию речи, коррекции специфических нарушений устной и письменной речи.
4. Кадровое обеспечение образовательного процесса. В нашем образовательном учреждении есть такие специалисты, как: учителя; учитель-дефектолог (тифлопедагог, сурдопедагог); педагог-психолог; учитель-логопед; тьютор (помощник). Все специалисты прошли профессиональную переподготовку в области инклюзивного образования.
Таким образом, в нашем образовательном учреждении созданы специальные образовательные условия обучения, воспитания и развития детей с ТНР: раннее выявление детей с речевой патологией и организация логопедической помощи на этапе обнаружения признаков отклоняющегося психо-речевого развития; получение обязательной систематической логопедической помощи; взаимодействие и координация педагогических, психологических и медицинских средств воздействия при тесном сотрудничестве учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителей; вариативность: взаимозаменяемость академического и социально-значимых компонентов обучения.
Заключение
Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях массовой общеобразовательной школы - одна из актуальных проблем современного российского общества. Очень важным является решение вопросов, связанных с обеспечением тех необходимых условий, которые позволят данной категории детей включиться в полноценный процесс образования наряду со здоровыми детьми.
Итак, дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Биологическое неблагополучие ребенка, являясь предпосылкой нарушения его взаимодействия с окружающим миром, обусловливает возникновение отклонений в его психическом развитии. Вовремя начатое и правильно организованное обучение ребенка позволяет предотвращать или смягчать эти вторичные по своему характеру нарушения.
Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с задержкой психического развития. От ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования. При этом столь выраженный диапазон различий
наблюдается не только по группе с ОВЗ в целом, но и в каждой входящей в нее категории детей.
Дети с ТНР - это обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи. Данные дети составляют в школе подавляющее большинство, среди общего числа детей с ОВЗ. Значительное место в работе с данными учащимися отводится программе коррекционной работы и программе психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках реализации ФГОС.
Список литературы
5. Рубцов В.В. Психолого-педагогическая подготовка учителей для новой школы // Психологическая наука и образование. 2010. № 1 — С. 5—12.
6. Ярская-Смирнова Е.Р. Интеграция в условиях дифференциации: проблемы инклюзивного обучения детей-инвалидов / Е. Р. Ярская-Смирнова, И. И. Лошакова // Социально-психологические проблемы образования нетипичных детей. — Саратов, 2002.
8. Рубцов В.В. Психолого-педагогическая подготовка учителей для новой школы // Психологическая наука и образование. 2010. № 1 — С. 5—12.
9. Ярская-Смирнова Е.Р. Интеграция в условиях дифференциации: проблемы инклюзивного обучения детей-инвалидов / Е. Р. Ярская-Смирнова, И. И. Лошакова // Социально-психологические проблемы образования нетипичных детей. — Саратов, 2002.
Локальные акты образовательной организации :
-Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) "Об образовании в Российской Федерации"
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155.
Извлечения из «Федеральной целевой программы развития образования
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 сентября 2013 г. N 1082 г. Москва
"Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии"
Локальные акты ДОУ:
Устав муниципального дошкольного образовательного учреждения
Договор об образовании по образовательным программам дошкольного образования (с родителями/законными представителями)
Согласие родителей (законных
представителей) ребенка-инвалида на реализацию индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида
Договор с профильными специалистами на оказание услуг ребенку-инвалиду и его родителям (законным представителям)
2 Организация медицинского обслуживания
Договор с профильными специалистами на оказание услуг ребенку-инвалиду и его родителям (законным представителям)
3 Организация питания
Без изменений по основному меню детского сада
4 Организация взаимодействия с родителями
Договор детского сада с родителями
II. Материально-техническая база общеобразовательного учреждения
Адаптация образовательной среды (адаптация среды для детей с тяжелыми нарушениями речи) :
Общее пространство детского сада:
Для всех без изменений
Пространство группы детского сада:
Пространство группы должно позволять вмещать достаточное количество наглядного (графического материала)
Специальное оборудование и дидактическое обеспечение
Группы должны обязательно быть оснащены достаточным количеством наглядного материала и мультимедийной аппаратурой (интерактивная доска, проектор, компьютер c выходом в Internet, средства для хранения и переноса информации (USB накопители, принтер, сканер) и телевизором.
Интерактивные технические средства обучения:
дидактические пособия, построенные на полисенсорной основе и использующие необходимые для детей с ТНР возможности зрительной и слуховой наглядности, а также пробуждающие познавательный интерес ребенка;
обучающие компьютерные игры, используемые ребенком под руководством специалиста для отработки формируемых умений и навыков, а также для требуемого детям с ТНР мотивированного многократного повторения материала в разных вариациях;
специализированные учебно-тренировочные устройства, которые предназначены для формирования у детей с ТНР первоначальных умений и навыков. В качестве необходимых расходных материалов для индивидуального пользования используются USB-накопители, CD-диски и DVD-диски для хранения и переноса информации.
Использование большого объема наглядного (графического) материала, для размещения которого в поле зрения детей необходимы специально оборудованные места : ковролиновые и / или магнитные доски, фланелеграфы и др.
III. Психолого-педагогическое обеспечение
3.1. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса
1 Основная образовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада №
2 Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи
(Учтены концептуальные положения программ)
Для разработки Программы коррекционной работы в структуре основной общеобразовательной программы для каждой ступени образования и адаптированной образовательная программа, включающей индивидуальный учебный план можно использовать следующие программы и учебно-методические комплексы:
3 Парциальная программа
Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (для детей подготовительной к школе группы). Составители: Г. А. Каше, Т. Б. Филичева.
4 Парциальная программа
Программа обучения правильной речи заикающихся детей старшего дошкольного возраста. Составитель С. А. Миронова.
Направления коррекционной работы
Направления коррекционной работы:
1 Коррекция нарушений фонетического компонента речевой функциональной системы
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием (для старшей группы). Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина.
Агранович З. Е. Сборник домашних заданий в
помощь логопедам и родителям для
недоразвития речи у дошкольников с ОНР. -СПб. : Детство-Пресс, 2005.
Татьяна Ткаченко: Фонематическое
восприятие: Формирование и развитие. Логопедическая тетрадь (Книголюб, 2007 г.) Адресовано логопедам, воспитателям и родителям для коррекционной работы с детьми 4-6 лет, имеющими разный уровень речевого развития: от лепетной речи и практически фонематического восприятия нулевого порога до речи с элементами фонетико-фонематического недоразвития.
Может использоваться при групповых и индивидуальных формах обучения.
2 Коррекция фонологического дефицита и совершенствованию лексико-грамматического строя речи Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни. Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина
Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Часть 1,2. Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина.
Программа логопедической работы в ДОУ. Авторы: Л. В. Лопатина, Г. Г. Голубева, Л. Б. Баряева.
работы в младшей логопедической группе детского сада. Автор Н. В. Нищева
работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (4-7 лет). Автор Н. В. Нищева. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. -СПб. : Детство-Пресс, 2ОО5- Теремкова Н. Э. Логопедические домашние задания для детей 5~7 лет с ОНР (4 альбома). - М. : М. : Издательство ГНОМ и Д, 2005.
Цель данного пособия состоит в том, чтобы помочь логопеду спланировать коррекционную работу и привлечь родителей и воспитателей к выполнению несложных домашних заданий с детьми. Теремкова Н. Э. Логопедические домашние
задания для детей 5-7 лет с ОНР (4 альбома). -
М. : М. : Издательство ГНОМ и Д, 2005. Цель данного пособия состоит в том, чтобы
помочь логопеду спланировать коррекционную работу и привлечь родителей и воспитателей к выполнению несложных домашних заданий с детьми.
3 Формирование связной речи
Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Часть 1,2. Авторы: Т. Е. Филичева, Г. В. Чиркина.
Учим говорить правильно (учебно-методический комплект). Автор Т. А. Ткаченко.
Программа логопедической работы в ДОУ. Авторы: Л. В. Лопатина, Г. Г. Голубева, Л. Б. Баряева.
работы в младшей логопедической группе детского сада. Автор Н. В. Нищева
работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (4-7 лет). Автор Н. В. Нищева.
Теремкова Н. Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР (4 альбома). -М. : М. : Издательство ГНОМ и Д, 2005. Цель данного пособия состоит в том, чтобы помочь логопеду спланировать коррекционную работу и привлечь родителей и воспитателей к выполнению несложных домашних заданий с детьми
Теремкова Н. Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР (4 альбома). -М. : М. : Издательство ГНОМ и Д, 2005. Цель данного пособия состоит в том, чтобы помочь логопеду спланировать коррекционную работу и привлечь родителей и воспитателей к выполнению несложных домашних заданий с детьми.
4 Развитие коммуникативных навыков
Речецветик (парциальная программа комплексного развития коммуникативно-познавательных речевых способностей дошкольника). Автор Г. А. Ванюхина.
5 Профилактика и коррекция нарушений чтения и письма
Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни. Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина.
Программа предназначена для обучения и воспитания детей с 2-3 уровнем речевого развития 6-го года жизни с нормальным слухом и интеллектом
Учим говорить правильно (учебно-методический комплект). Автор Т. А. Ткаченко.
Токарева О. А. «Расстройство чтения и письма (дислексия, дисграфия) Под ред, С. С. Лебединского
3.2. Психолого-педагогическое сопровождение
1 Психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса в рамках Психолого-медикопедагогического консилиума или специалистами психолого-педагогического медико-социального центра или Окружного ресурсного центра по развитию инклюзивного образования Инклюзивное обучение и воспитание детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Методические рекомендации. ФГОС. Карасёва Е. Г.
Инклюзивное образование. Выпуск 4 / Методические рекомендации по организации инклюзивного
Инклюзивное обучение и воспитание детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Методические рекомендации. ФГОС. Карасёва Е. Г.
3 Занятия (индивидуальные или подгрупповые) с психологом по формированию коммуникативных навыков, навыков социального функционирования и др.
«Формирование коммуникативных умений у детей с задержкой психического развития. Старш. гр. (авт. Бойко)
«Я-ты-мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников /Сост. : О. Л. Князева. -М. : Мозаика-Синтез, 2003.-168 с.
4 Занятия (индивидуальные или подгрупповые) с дефектологом по формированию необходимых навыков
Нищева Н. В. Играйка 7. Собирайка: Игры и упражнения для развития речи, мышления, тонкой моторики детей среднего и старшего дошкольного возраста / Худ. О. Н. Капустина. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 8 с. : цв. вкл.
Картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР. - СПб. :
5 Занятия с логопедом (индивидуальные или подгрупповые) по развитию коммуникативных функций речи, пониманию речи, коррекции специфических нарушений устной и письменной речи
Кадровое обеспечение образовательного процесса ребенка с тяжелым нарушением речи :
Наличие педагогических работников, прошедших повышение квалификации в области инклюзивного образования не менее 72 часов :
Комплексно-тематическое планирование в младшей группе у детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) по Н. В. Нищевой № Месяц Лексическая тема Задачи Форма проведения Методическое оснащение и дидактческий материал Литература (Н. В. Нищева «Конспекты подгрупповых.
Нравственно-патриотическое воспитание детей с тяжелыми нарушениями речи Одним из наиболее сложных чувств, содержанием которого является любовь к отчизне и гордость за ее достижения и культуру, является патриотизм.
Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.
Читайте также:
- 436 школа ломоносов педагогический состав
- В связи с какими обстоятельствами в конце 19 начале 20 века нарастала угроза войны кратко
- Что нового я открыла для себя в лирике и в личности лермонтова кратко
- Какие формы управления поддерживали внешнюю дисциплину в детской колонии макаренко кратко ответ
- Компенсация за детский сад в башкирии кому положена