С какими трудностями пришлось столкнуться рф после распада ссср кратко

Обновлено: 02.07.2024

Крупнейший мыслитель XVIII в. Ш. Монтескье утверждал, что малые государства погибают чаще всего от удара внешнего врага, большие же - в результате внутренней измены. К сожалению, в истории России были, по мнению А.С. Пушкина, не только славные героические времена, когда она вошла в Европу как спущен­ный корабль - при стуке топора и громе пушек - в годы правления Петра Великого, но и подлые времена смуты, когда Гришка Отрепьев привел в свою страну грабителей разных мастей и национальностей

Крупнейшая национальная катастрофа произошла с Советским Союзом в декабре 1991 г. как результат международного сговора с участием руководителей: Ельцина, Кравчука и Шушкевича. Как гениально предсказал Ш. Монтескье судьбу великой страны!

Значение распада Советского Союза и системы социализма с позиций нынешнего дня оценить чрезвычайно трудно. Время, про­шедшее с момента фактического развала СССР, по меркам истории слишком мало. Поэтому даже границы России нельзя пока считать окончательно определившимися, а ее геополитическое положение еще неопределеннее: политическая система, характер международ­ных отношений, положение в геополитическом пространстве бывшего СССР очень зыбки.

Распад Советского Союза, появление 15 суверенных государств можно считать состоявшимися в политическом и правовом смыслах. И далеко не все независимые государства - осколки СССР - горят желанием найти какие-либо формы объединения с Россией. Связующим звеном в первую очередь остаются ранее сложившиеся эко­номические связи. Все республики бывшего СССР страдают от нарушения этих связей.

Итак, можно утверждать, что от разрушения СССР имеется боль­ше потерь, чем приобретений. Перечислим геополитические потери России.

· Утрачено более 5 млн. км 2 территории (СССР).

· В ресурсном отношении потеряны шельфы морей: Черного,
Каспийского, Балтийского.

· Потеряны прямые сухопутные выходы к Центральной и Западной Европе.

· На новых рубежах России появилось нескольких маложизнеспособных стран, экономически слабых соседей. В итоге, как и СССР, Россия к концу XX в. была вынуждена в тяжелых условиях оставаться для них донором.

· На юге Россия практически выполняет роль защитника Европы от исламского фундаментализма.

· Россия получила необустроенные границы.

· Последствия развала СССР вылились в попытки конфедерализации России.

Мы являемся очевидцами переходного периода от одной модели мирового порядка к другой - глобалистской. Это порождает неустойчивость и противоречивость геополитической ситуации в мире. Ситуация предопределена геополитическими, информационно-технологическими, экономическими и военными факторами. В числе основных геополитических факторов можно назвать:




· активное формирование единой мировой системы власти (Европа - США - Канада - Мексика).

Но на этом трансформации в геополитической жизни России не заканчиваются. Они будут продолжаться в обозримом будущем. И воз­можны такие варианты развития событий:

· полная дезинтеграция союза - останутся лишь минимальные двусторонние связи;

· дезинтеграция, сопровождаемая нарастанием конфликтов, при­обретающих хронический характер;

· постоянное исчерпание дезинтеграционных процессов, нара­щивание многостороннего сотрудничества, различные формы объединения и, наконец, политическое объединение государств СНГ (сперва России и Белоруссии, затем союз с Казахстаном, Киргизией и Арменией, а потом и с большинством республик).

Третья группа причин связана с политическим фактором. Авторитарное руководство и управление страной и народным хозяйством несли как положительные, так и отрицательные черты. Эффективность руководства и управления во многом зависела от интеллекта, профессиональной подготовки, личностных (в том числе психологических) качеств субъекта политического руководства и управления. Во второй половине XX в. эти качества субъектов власти напоминали (за редким исключением) затухающую синусоиду. В силу раздробленности элиты на местах (в республиках, краях, областях) было невозможно эффективно противостоять ошибочным решениям центра.

Почти все перечисленные факторы, способствовавшие разрушению СССР, действуют и сейчас. Но к ним добавились новые, в числе которых наиболее мощными являются ослабление экономических связей между регионами, падение научно-технического потенциала федерации и др.

Результатом развала СССР явилась и сложная демографическая ситуация в РФ. За годы реформ она стала катастрофической.

Экономическое, демографическое, научное и техническое ослабление России означает уменьшение ее международной роли, катастрофическое падение имиджа страны.

Крупнейший мыслитель XVIII в. Ш. Монтескье утверждал, что малые государства погибают чаще всего от удара внешнего врага, большие же - в результате внутренней измены. К сожалению, в истории России были, по мнению А.С. Пушкина, не только славные героические времена, когда она вошла в Европу как спущен­ный корабль - при стуке топора и громе пушек - в годы правления Петра Великого, но и подлые времена смуты, когда Гришка Отрепьев привел в свою страну грабителей разных мастей и национальностей

Крупнейшая национальная катастрофа произошла с Советским Союзом в декабре 1991 г. как результат международного сговора с участием руководителей: Ельцина, Кравчука и Шушкевича. Как гениально предсказал Ш. Монтескье судьбу великой страны!

Значение распада Советского Союза и системы социализма с позиций нынешнего дня оценить чрезвычайно трудно. Время, про­шедшее с момента фактического развала СССР, по меркам истории слишком мало. Поэтому даже границы России нельзя пока считать окончательно определившимися, а ее геополитическое положение еще неопределеннее: политическая система, характер международ­ных отношений, положение в геополитическом пространстве бывшего СССР очень зыбки.

Распад Советского Союза, появление 15 суверенных государств можно считать состоявшимися в политическом и правовом смыслах. И далеко не все независимые государства - осколки СССР - горят желанием найти какие-либо формы объединения с Россией. Связующим звеном в первую очередь остаются ранее сложившиеся эко­номические связи. Все республики бывшего СССР страдают от нарушения этих связей.

Итак, можно утверждать, что от разрушения СССР имеется боль­ше потерь, чем приобретений. Перечислим геополитические потери России.

· Утрачено более 5 млн. км 2 территории (СССР).

· В ресурсном отношении потеряны шельфы морей: Черного,
Каспийского, Балтийского.

· Потеряны прямые сухопутные выходы к Центральной и Западной Европе.

· На новых рубежах России появилось нескольких маложизнеспособных стран, экономически слабых соседей. В итоге, как и СССР, Россия к концу XX в. была вынуждена в тяжелых условиях оставаться для них донором.

· На юге Россия практически выполняет роль защитника Европы от исламского фундаментализма.

· Россия получила необустроенные границы.

· Последствия развала СССР вылились в попытки конфедерализации России.

Мы являемся очевидцами переходного периода от одной модели мирового порядка к другой - глобалистской. Это порождает неустойчивость и противоречивость геополитической ситуации в мире. Ситуация предопределена геополитическими, информационно-технологическими, экономическими и военными факторами. В числе основных геополитических факторов можно назвать:

· активное формирование единой мировой системы власти (Европа - США - Канада - Мексика).

Но на этом трансформации в геополитической жизни России не заканчиваются. Они будут продолжаться в обозримом будущем. И воз­можны такие варианты развития событий:

· полная дезинтеграция союза - останутся лишь минимальные двусторонние связи;

· дезинтеграция, сопровождаемая нарастанием конфликтов, при­обретающих хронический характер;

· постоянное исчерпание дезинтеграционных процессов, нара­щивание многостороннего сотрудничества, различные формы объединения и, наконец, политическое объединение государств СНГ (сперва России и Белоруссии, затем союз с Казахстаном, Киргизией и Арменией, а потом и с большинством республик).

Третья группа причин связана с политическим фактором. Авторитарное руководство и управление страной и народным хозяйством несли как положительные, так и отрицательные черты. Эффективность руководства и управления во многом зависела от интеллекта, профессиональной подготовки, личностных (в том числе психологических) качеств субъекта политического руководства и управления. Во второй половине XX в. эти качества субъектов власти напоминали (за редким исключением) затухающую синусоиду. В силу раздробленности элиты на местах (в республиках, краях, областях) было невозможно эффективно противостоять ошибочным решениям центра.

Почти все перечисленные факторы, способствовавшие разрушению СССР, действуют и сейчас. Но к ним добавились новые, в числе которых наиболее мощными являются ослабление экономических связей между регионами, падение научно-технического потенциала федерации и др.

Результатом развала СССР явилась и сложная демографическая ситуация в РФ. За годы реформ она стала катастрофической.

Экономическое, демографическое, научное и техническое ослабление России означает уменьшение ее международной роли, катастрофическое падение имиджа страны.

Распад СССР – это комплекс процессов дезинтеграции во всех сферах общественной жизни СССР, приведший к прекращению существования государства СССР в 1991 г.

Распад СССР

Союз Советских Социалистических Республик был создан в 1922 г. и изначально включал в себя несколько республик. Со временем в Союз начали включаться и другие республики, количество которых в итоге достигло 15. Согласно Конституции, союзные республики считались суверенными, а также каждая могла свободно выйти из состава СССР. Формально они могли вступать в отношения с другими государствами, но на самом деле, эти инициативы требовали согласования с центральным руководством. Кроме того, все значимые партийные должности в республиках утверждались в Москве.

Готовые работы на аналогичную тему

Итогом распада СССР стало появление государственной независимости 15 бывших республик СССР.

Последствия распада СССР можно поделить на положительные и отрицательные.

Положительные последствия

К таковым относятся:

Отрицательные последствия

К негативным последствиям относятся:

После 1991 г. мир стал однополярным, а не биполярным. Раньше милитаризму и империализму капиталистическим США противостоял социалистический СССР, то есть в мире существовало две модели развития. После этого мир стал ориентироваться только на модель либеральной демократии как в США. В том числе и Россия, однако копирование западных черт развития без адаптации их к своей стране не сказывается положительно на ее развитии.

Общественная система России находилась в разрухе (перестройка системы органов власти, экономический кризис, политическое противостояние и т.д.), ее восстановление идет и в наши дни. В других бывших республиках этот процесс также не завершился, и находится даже еще на более низкой стадии (например, Киргизия, Узбекистан).

После распада СССР Российская Федерация стала самостоятельным государством, хотя декларация о независимости была принята еще в рамках Советского Союза в июне 1990 г.

Россия после распада СССР

В России после распада СССР существовала достаточно сложная по структуре политическая система, которая сложилась в результате политических реформ, начатых еще в годы перестройки.

Ельцинское время

ельцинское время

Во главе государства стоял президент (Б.Н. Ельцин), избранный всенародным голосованием 12 июня 1991 г., который одновременно возглавлял правительство.Фактически президент являлся высшим должностным лицом в государстве и одновременно главой исполнительной власти. Законодательную власть олицетворял двухпалатный Верховный Совет, имевший функции контрольного и распорядительного органа, что позволяло ему вмешиваться в сферу исполнительной власти.

Россия после распада СССР представляла жесткую борьбу исполнительной и законодательной властей.

Судебную власть представлял Конституционный суд.
Таким образом, попытка разделения властей на практике не удалась, правовая основа государства носила переходный характер. Ситуация усугублялась отсутствием оформленных политических партий. Все это, в условиях неудачи первого года реформ, привело к глубокому конституционному кризису 1992 — 1993 гг.

Основная борьба развернулась вокруг проекта новой конституции. Конституционная комиссия Верховного Совета закончила свою работу к осени 1993 г., и представила проект, где закреплялась ведущая роль парламента. Однако по указу президента был создан альтернативный орган — Конституционное совещание, которое также представило свой проект основного закона. Его основной смысл — ликвидировать власть Советов и закрепить президентскую республику.

Противостояние президента и Верховного Совета привели к трагическим событиям 3-4 октября 1993 г., когда произошли вооруженные столкновения на улицах Москвы, а руководители антипрезидентской оппозиции были арестованы.

12 декабря 1993 г. состоялся референдум по новой конституции и выборы в нижнюю палату нового парламента — Государственную Думу, большинство мест в которой заняли коммунисты (КПРФ). С одной стороны, прошедшие выборы несколько стабилизировали обстановку в стране, с другой — парламент оказался оппозиционным по отношению к президенту. Ситуация не изменилась и в ходе следующих выборов (декабрь 1995 г.), когда победу вновь одержала оппозиция.

В этих условиях началась подготовка к президентским выборам.

Перевыборы Ельцина

Ельцин сумел убедить избирателей, что он является гарантом прогресса, демократии и свободы. Большое значение для победы Б.Н. Ельцина на выборах имел ряд его указов социальной направленности (о ликвидации долгов по зарплате, пенсиям и т.д.), а также начало переговоров с чеченскими лидерами о прекращении боевых действий. В итоге Б.Н. Ельцин одержал победу во втором туре над лидером коммунистов Г.А. Зюгановым.
Однако борьба президента и Думы продолжалась. Главным предметом разногласий оставалось кризисное положение российской экономики, следствием чего стала частая смена правительств. Финансовый кризис августа 1998 г. обострил политическую ситуацию, в условиях которой Госдума попыталась отстранить президента от власти, но неудачно.
19 декабря 1999 г. состоялись очередные выборы в Государственную думу. КПРФ хотя и набрала наибольшее число голосов по сравнению с другими партиями (24 %), но большинство в Думе получили партии либеральной направленности. Результаты выборов оказали непосредственное влияние на решение Б.Н. Ельцина уйти в отставку.

31 декабря 1999 г. он передал исполнение обязанностей президента РФ В.В. Путину. В ходе досрочных выборов 26 марта 2000 г. В.В. Путин набрал 52,5 % голосов избирателей, что означало его победу в первом туре.

Начало времени Путина

после распада ссср путин

Новый президент выступил под лозунгом сильного государства, которое обеспечивает свободу личности. Начинает выстраиваться жесткая вертикаль власти путем создания семи федеральных округов во главе с полномочными представителями президента.

Основными приоритетами власти стали: повышение жизненного уровня населения, борьба с преступностью, но в то же время неприкосновенность собственности.

Экономические преобразования

В октябре 1991 г. российское правительство провозгласило программу радикальных экономических реформ. Их цель — полный слом плановой системы и командных методов управления экономикой, а также переход к рынку. Идеологом нового экономического курса стал Е.Т. Гайдар. Он и его сторонники придерживались концепции “шоковой терапии”, которая предполагала полный отказ государства от всякого регулирования и вмешательства в экономику.
Основными направлениями реформ стали:

  • либерализация цен и торговли;
  • приватизация государственной собственности и жилья;
  • свобода внешнеэкономической деятельности.

Отказ правительства от регулирования экономики привел к катастрофическим последствиям: резко возросли цены, упала покупательская способность населения, увеличились тарифы на перевозки, начался кризис неплатежей и т.д. На VII Съезде народных депутатов РФ (декабрь 1992 г.) работа правительства Е.Т.Гайдара была признана неудовлетворительной.

Новым главой правительства был назначен В.С. Черномырдин и внесены коррективы в экономическую политику. Вместо “шоковой терапии” был взят курс на постепенный переход к рынку, при поддержке со стороны государства отечественной промышленности.
Несмотря на это, продолжался спад производства, усиливалась сырьевая ориентация экономики, увеличивался дефицит госбюджета, снижался уровень жизни населения.

Причинами неудач экономических реформ стали:

  • схематичный перенос западных макроэкономических моделей на российскую почву без учета местной специфики;
  • географический фактор (в силу рискованных природно- климатических условий на большей части территории страны необходимы государственные дотации);
  • изначальная нехватка внутренних ресурсов на проведение реформ и неоправданная надежда на помощь со стороны Запада;
  • отсутствие продуманной программы реформ.

В марте 1997 г. президент отправил правительство в отставку, поводом к чему стала всероссийская акция протеста, организованная профсоюзами. В.С. Черномырдин сохранил пост главы правительства, однако в марте 1998 г., под угрозой новой Всероссийской акции протеста, он был заменен С.В. Кириенко. Новым правительством была выдвинута антикризисная программа (расширение прав налоговых органов, ужесточение контроля над импортно-экспортными операциями, снижение тарифов на транспортные перевозки и т.п.), реализация которой связывалась с получением очередного займа у МВФ.

Однако просчеты во внутриэкономической политике (ставка делалась не на развитие производства, а на продажу государственных ценных бумаг для пополнения бюджета) и неблагоприятная мировая конъюнктура (кризисы на азиатских биржах и падение цен на нефть) привели к финансово-экономическому кризису. Зарплата и инфляция были несовместимы. 17 августа 1998 г. С.В. Кириенко выступил с заявлением о прекращении выплат по внешним и внутренним обязательствам (дефолт), а 23 августа последовала отставка правительства.

Поиск наиболее оптимального пути выхода из кризиса продолжался в течении года. Правительство РФ последовательно возглавляли Е.М. Примаков (сентябрь 1998 — май 1999 гг.), С.В. Степашин (май — август 1999). В.В. Путин (август 1999 — март 2000 гг.).

С начала 1999 г. в российской экономике обнаружились благоприятные тенденции, что было связано как с внутренними, так и с внешними факторами. Для оживления экономики была введена единая ставка налога на доходы (13 %). Для предотвращения утечки капиталов усиливается контроль за внешнеторговой деятельностью. Рост мировых цен на нефть и на энергоносители также способствовали развитию российской экономики.
В июне 2000 г. правительство М.М. Касьянова приняло программу развития на 10 лет, направленную на защиту интересов производителей, реформирование банковской системы, укрепление национальной валюты, проведение налоговой и жилищно-коммунальной реформ. В то же время правительство объявило одним из приоритетных направлений своей деятельности социальную политику.
В настоящее время продолжается процесс реформирования Российского государства. Основными приоритетами остаются регулируемая рыночная экономика, усиление законности и порядка, развитие демократических институтов, укрепление вертикали власти, повышение жизненного уровня российских граждан.

Геополитическое положение

Россия после распада СССР вошла в другое геополитическое положение. Ее влияние в системе международных отношений заметно упало в связи с экономическим кризисом и ослаблением оборонного потенциала.
Во внешней политике России можно выделить два периода:

  1. Первая половина 90-х годов. Этот этап характеризовался явной прозападной ориентацией (главным образом, на США) в ущерб национальным интересам и налаживанию отношений со странами ближнего зарубежья (СНГ).
  2. Со второй половины 90-х годов и до настоящего времени. В этот период был преодолен явный “прозападный крен” во внешнеполитическом курсе страны, осознана первостепенная важность тесного сотрудничества со странами СНГ.

Разработаны новые концепции внешней политики и политики национальной безопасности России (2000 г.). Они сочетают национальные интересы страны с широкими интересами мирового сообщества.

Россия исходит из того, что глобальные проблемы (экология, наркобизнес, терроризм, распространение ядерного оружия, межнациональные конфликты и т.д.) можно решить только совместными усилиями.

Российское руководство выступает против концепции “однополярного мира” (господство США в мире) и отстаивает модель “многополярного мироустройства”, в котором главная роль отводится коллективным механизмам поддержания мира и безопасности.
С этой целью Россия активно выступает за поддержание отношений с НАТО (в 2002 г. подписано новое соглашение о сотрудничестве), за повышение статуса ООН и ОБСЕ, за развитие экономических и политических связей с Европейским Союзом (ЕС).

В то же время активизировалась политика России в отношении азиатских стран (Китай, Индия, Ирак и др.).
Российское руководство последовательно продолжает курс на ограничение ядерных вооружений. В мае 2002 года, во время визита Дж. Буша в Москву, был подписан дополнительный договор о дальнейших сокращениях стратегических наступательных вооружений (СНВ).

Вступивший в должность президента США Джо Байден продлил действие Договора о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (ДСНВ, или СНВ-3).

Читайте также: