С какими проблемами сталкиваются учителя при работе с трудными детьми в школе

Обновлено: 07.07.2024

Работа с трудным поведением — это комплексная задача. Она требует от педагога умения выявлять трудное поведение и понимать его причины, грамотно реагировать на его проявления, осмыслять свои действия и выстраивать стратегию работы с учениками. Хотите узнать, как у ваших коллег-учителей обстоят дела с этими навыками? Рассказываем.

Справляются не все

Каковы же итоги?

Только 24% учителей набрали больше половины баллов в каждом из разделов тестирования, связанных с разными составляющими работы с этой проблемой.

Однако 73% получили хороший результат (выше 50 баллов) по четырём из пяти компетенций.

Выяснилось, что сильные стороны педагогов — это анализ своей деятельности (средний балл — 75 из 100) и выстраивание стратегии (средний балл — 71 из 100) работы с детьми (средний балл — 71 из 100). Слабое место — это анализ причин такого поведения: учителя справились с этим разделом диагностики в среднем на 49 баллов.

В чём заключается трудное поведение

Трудное поведение ребенка — это поведение, отклоняющееся от социальных норм, такое, с которым тяжело справляться взрослым.

К проявлениям трудного поведения относятся:

  • Агрессия по отношению к учителю или к сверстникам
  • Выкрики с места
  • Постоянные вопросы не по теме урока
  • Частый пропуск занятий
  • Срыв занятий
  • Игнорирование учителя
  • Воровство, поломки вещей
  • Затяжные конфликты

Распространенные проявления трудного поведения

Учителя начальной школы чаще всего сталкиваются с выкриками с места (64%) и вопросами не по теме урока (64%). А вот затяжные конфликты, воровство и агрессия по отношению к педагогам не распространены: с каждым из этих проявлений трудного поведения сталкивалось менее одного процента опрошенных.

В старшей школе ситуация обстоит немного иначе: выкрики с места и неуместные вопросы встречаются реже. Зато учителя чаще вынуждены справляться с игнорированием (15%), отказом от выполнения заданий (15%) и пропусками занятий (13%).

Причины трудного поведения

Трудному поведению детей способствуют разные факторы: как внешние (неблагоприятные условия в школе или в семье), так и внутренние (особенности развития ребенка).

По мнению учителей начальной школы, проявления трудного поведения у учащихся чаще всего связаны с их особенностями развития — так считает 51% опрошенных.

34% педагогов убеждены, что такие проявления могут вызываться социальными условиями жизни ребенка, 9% называют в качестве основной причины размывание границ между реальной и виртуальной жизнью.

Среди учителей старшей школы самый распространенный ответ — те же особенности развития подростков (42%). На втором месте идут социальные условия (41%), а на третьем — стирание границ между реальным и виртуальным миром.

Ирина Савицкая, директор по контенту Яндекс.Учебника:

Выходит так, что учителям приходится работать с проявлениями трудного поведения, которое вызывают часто не зависящие от них причины. Это может быть очень тяжело: не ты спровоцировал проблему, но именно тебе работать с ее последствиями. В такой ситуации важно принять то, что ты не можешь изменить, и работать с тем, на что можно повлиять.

Не каждого ученика можно изменить силами одного учителя, но можно не допустить того, чтобы он пагубно влиял на остальной класс. Невозможно изменить к лучшему условия в каждой семье, но можно дать учащемуся почувствовать поддержку и опору в школе. Очень важно трезво оценить ситуацию, понять, кому и в чем ты можешь помочь.

Что нужно учителям для того, чтобы работать с трудным поведением

Для того чтобы справляться с трудным поведением, учителям нужен комплекс знаний и навыков: им одинаково важно как уметь быстро реагировать на его проявления, так и глубоко анализировать причины, из-за которых оно возникает.

Ключевые составляющие работы с трудным поведением, которые мы тестировали в ходе интенсива:

  • Анализ причин трудного поведения
  • Анализ своей работы с трудным поведением
  • Выстраивание стратегии работы с трудным поведением
  • Выявление трудного поведения
  • Реагирование на проявления трудного поведения

Результаты диагностики умения справляться с трудным поведением учеников

Процент педагогов, которые получили тот или иной результат тестирования

73% получили хороший результат (выше 50 баллов) по четырём из пяти компетенций. Лучше всего учителя справляются с анализом своей работы с трудным поведением (средний балл диагностики — 75 из 100) и выстраиванием стратегии по решению этой проблемы (средний балл — 71 из 100). В заданиях на анализ причин трудного поведения средний балл учителей составляет всего 49 баллов.

Анализ своей работы — важная часть работы учителя. Этого требуют проверяющие и надзорные органы, и администрация в школах. Высокие баллы по выстраиванию стратегии работы могут связаны с тем, что существует много педагогической литературы, которая об этом говорит: книги Корчака, Ушинского, Макаренко, Соловейчика и других. Кроме того, каждый педагог хорошо знаком со ФГОС, в котором прописаны важные элементы воспитательного процесса в школе. Однако о причинах трудного поведения говорится мало или недостаточно — отсюда и низкий средний показатель у учителей.

При этом навыки педагогов по работе с трудным поведением не зависят от стажа, от нагрузки педагога и от того, работает он в начальной или в старшей школе.

Как сами учителя оценивают свою работу с трудным поведением

Помимо навыков преподавателей мы проверили и то, как они сами оценивают свои умения. Учителя с большим стажем работы, как правило, выше оценивают себя, чем те, у кого меньше опыта.

Педагоги переоценивают свое умение анализировать причины трудного поведения (оценка, полученная в ходе диагностики, в среднем на 15 — 20 баллов ниже, чем та, которую называет сам учитель) и недооценивают навык анализа работы с трудным поведением (разница между результатом диагностики и самооценкой — 10 баллов).

Кто помогает учителям справляться с трудным поведением

Большая часть педагогов (67%) получает регулярную помощь от администрации. 15% учителей помогают их коллеги, 5% — родители или благотворительные фонды и НКО. 12% отмечают, что им приходится справляться с трудным поведением самостоятельно.

Видимость трудного поведения

Учителя, которые проработали в школе более трех лет, убеждены, что в последние годы проблема трудного поведения лишь усиливается (59%).

В последние годы проблема трудного поведения детей и подростков стала заметнее: в обществе всё чаще говорят об этом, снимают фильмы про подростков. А сами школьники получили видимость, которой у них не было раньше, благодаря соцсетям. К тому же, ежегодно увеличивается возрастной разрыв между учителем и учеником: в школах становится всё больше учителей старшего возраста, и им сложнее справляться с проявлениями трудного поведения детей.

На ком лежит ответственность за трудное поведение?

Большая часть педагогов называет в качестве основных факторов, которые способствуют трудному поведению, особенности развития школьников и социальные условия, в которых они живут.

Но чтобы дети не оставались с этой проблемой один на один, чтобы не страдали они сами и их сверстники, взрослым (в первую очередь родителям, учителям и администрации школ) важно принять свою личную ответственность за работу с ней: устанавливать чёткие правила поведения, объяснять их и следить за их выполнением.

Ирина Савицкая, директор по контенту Яндекс.Учебника, поясняет:

Анализ причин трудного поведения нужен для того, чтобы определить возможные варианты действий для работы с этой проблемой. В ближайшее время детей, демонстрирующих трудное поведение, не станет меньше, а конфликты в классах не станут проще.

Чаще всего не учитель виноват в том, что происходит, но именно ему приходится с этим работать. Поэтому самое здравое, что может сделать педагог, — это научиться эффективно работать с трудным поведением учеников: перенимать успешный опыт коллег, проходить курсы, смотреть вебинары и так далее.

Больше по теме

О правах и обязанностях школьного учителя читайте здесь

Как быть учителю, если его провоцирует ученик? Советы юриста, нейропсихолога и преподавателя — здесь

Как не дать сорвать урок — здесь

Рассказ про обязанности учеников в двух частях.

Часть 1 : какие законы регулируют жизнь учебного заведения, о понятиях добросовестной учебы и бережного отношения к имуществу школы.

Часть 2 : уважительное отношение ученика к педагогу, дежурство в классе, а также условия, при которых возможно исключение ученика из школы.


Все мы знаем, что кричать на детей и тем более бить их — недопустимо. Учителя это тоже прекрасно понимают. Но что делать, если другие методы не работают? Наш блогер Вадим Мелешко считает, что сегодня у педагогов нет инструментов для работы с трудными детьми.

Где-то студенты предельно ясно представляют себе, не только с каким контингентом они будут работать после окончания учебы, но и как это лучше сделать с разными категориями и возрастами учащихся. А где-то будущие учителя до последнего пребывают в счастливом неведении, лишь потом ужасная правда опускает их с небес на землю: оказывается, дети-то бывают вовсе не такими, как мы думали, и они, как ни странно, могут вообще не хотеть учиться, более того, они даже мешают другим учиться, а мне работать! Что с ними делать? Ведь нас к этому не готовили!

В такой ситуации выживают лишь те, кто с самого начала имеет определенные задатки к учительской профессии, умеет ладить с детьми, интуитивно понимает, где надо проявить твердость и даже жесткость, а где следует промолчать и улыбнуться. Остальные, увы, выбраковываются. Отсюда и столь низкий процент желающих идти после педвуза в школу и столь большое количество тех, кто, проработав год-два, увольняется и меняет сферу деятельности.

Можно было бы понять, если бы их с самого начала учили с этим справляться и выполнять поставленную задачу даже со связанными конечностями. Но ведь не учат! Или делают это так, что ничего не работает.

И вот когда человек осознает, что у него ничего не получается, а помощи от коллег по цеху и администрации школы никакой, он ищет выход из ситуации. И порой находит его совсем не там, где другим хотелось бы. Вот что мне рассказал один солидный педагог в чине аж проректора одного из педвузов:

«Когда я начинал работать в школе, мне достался очень непростой класс. Дело было в самом разгаре 90‑х, везде царил полный беспредел, на уроках дети себя вели как хотели, я ничего не мог с ними сделать. Пробовал и так, и эдак, и по-доброму, и криком — ничего, плевать они хотели на мою математику! И главное — не все были такими оторвами, а только компания маленьких отморозков, которая держала в страхе остальных. В общем, я совсем опустил руки и даже подумывал, а не бросить ли мне это дело и не податься ли в бизнес.

И еще одна история, рассказанная заслуженным учителем с 35-летним стажем:

«Я только окончил педвуз, попал по распределению в деревню. Ребята там вольных нравов, курили в туалете на переменах, могли и бражки выпить, не стеснялись в речи, матерились вполголоса на уроках. Но в целом к учителям относились более-менее уважительно, все-таки на селе эта традиция сохранялась. Исключение — десятиклассник, который будто бы специально поставил задачу вывести меня из себя. А поскольку я старался не поддаваться на провокации, использовал все более и более изощренные способы.

Да, сегодня детям надо все терпеливо объяснять, говорить, что такое хорошо и что такое плохо, забыть про кнут и потчевать только пряниками, ибо дети должны расти в радости и комфорте. Что из этого вышло — мы видим сами. Точнее, где-то и у кого-то это очень даже получается, детей учат только словом, воспитывают только примером, без грубости, принуждения и агрессии, в результате они вырастают добрыми, спокойными, творчески развитыми и одаренными. А где-то, увы, это не проходит, несмотря ни на что, и на выходе мы получаем юношу или девушку, которым никто не указ, они абсолютно уверены в своей безнаказанности и знают: что бы ни сделали, им за это ничего не будет, потому что у них всегда найдутся защитники и сторонники.


На самом деле это ужасно. Ужасно, что людей со связанными руками выбрасывают за борт: кто утонул, того считают профнепригодным, а кто умудрился в воде развязаться — преступником. Ужасно, что устанавливают правила игры, в которой тебя в любой момент могут дисквалифицировать или объявить проигравшим. Ужасно и другое: почему-то людям очень нравится видеть учителя именно в такой ситуации, когда он ничего не может сделать, ибо со всех сторон ограничен, всем должен и перед всеми обязан отчитываться.

Может быть, это и есть причина потери престижа учительской профессии? Ведь того, об кого вытирают ноги, вряд ли будут уважать. А вести себя так, чтобы тебя уважали даже со связанными руками (что на самом деле дикость), у нас в педвузах не учат.


Как понять, что ребёнку трудно учиться

Заметить трудности обучения у ученика можно не только по плохим оценкам. Иногда бывает так, что обучение для ребёнка является настолько дезадаптивной практикой, что он находится в функциональном, физиологическом и психическом напряжении. Это может выражаться не только в плохой успеваемости, но и в том, что он очень сильно устает, у него возникает негативный эмоциональный след от учебы, или, например, он начинает много болеть.

Поэтому нужно обращать внимание не только на успеваемость, но и на общий эмоциональный фон, изменения в поведении, заинтересованность, показатели мотивации.

Есть несколько основных проявлений трудностей обучения: синдром дефицита внимания и гиперактивности (СВДГ), нарушение чтения и плохая успеваемость. С какими бы вариантами трудностей обучения педагог не столкнулся, алгоритм работы с ними состоит из трех основных шагов.

Общий алгоритм работы с трудностями обучения

Первый шаг — перестать обвинять и критиковать ребёнка, не пытаться переложить ответственность на его семью, родителей. Согласно идее гуманистической психологии, каждый ребёнок хочет быть хорошим, но он не может самостоятельно измениться. Необходимо участие заинтересованного взрослого — учителя или родителя.

Второй шаг — разобраться в причинах трудности обучения самостоятельно, с помощью специалистов или родителей ученика, или хотя бы сформулировать возможные гипотезы о них. Это могут быть относительная несформированность тех или иных высших психических функций, лежащих в основе нарушения чтения, дефицита внимания.

Третий шаг — применять конкретные методики, которые следуют из причин. В этой области нужно экспериментировать, иногда идти путем проб и ошибок и искать то, что сработает.

Разберемся с тремя основными видами трудностей обучения.

1. Дислексия и дисграфия

По данным разных российских исследований, нарушения чтения встречаются у 5-20 процентов детей школьного возраста, в среднем — у 10-15 процентов. По данным Международной ассоциации дислексии (International Dyslexia Association), причины 80 процентов трудностей обучения являются дислексия и дисграфия, потому что современное обучение еще не в большой степени состоит из видео и аудиоконтента, в его основе — главным образом чтение.

Дислексия — способность овладеть навыками чтения лишь отчасти, при которой у человека тем не менее сохраняется общая способность к обучению. Дисграфия — частичное нарушение процесса письма, у человека встречаются повторяющиеся ошибки в письме. Не всегда дислексия и дисграфия идут вместе, но во многих случаях сопутствуют друг другу.

Дислексия и дисграфия связаны с особенностями работы тех или иных зон головного мозга. При работе с трудностями обучения нейропсихологи стремятся выяснить, в чем именно может быть причина, с работой каких отделов мозга связано нарушение, чтобы разработать коррекционную программу. Педагоги могут не знать тонкостей о работе мозга, но понимать, что если у ученика серьезное нарушение чтения, то помощь специалиста необходима.


Начиная с 3-4 класса, если у ребёнка есть нарушения чтения, у него как снежный ком накапливается неуспешность, снижаются оценки, а к 5 классу, если с ним никто не работает, начинаются стойкие проблемы как с успеваемостью, так и с мотивацией. В средней школе вернуть ученику веру в то, что учиться может быть интересно, гораздо сложнее, чем преодолеть трудности чтения. Поэтому начинать работать с дислексией и дисграфией нужно как можно раньше.


Работа ученика с нарушениями письма

Мы можем заметить, что у ребёнка дислексия, уже во втором полугодии первого класса по окончанию букварного периода. Ребёнок читает медленно, допускает большое количество ошибок при чтении, читает по буквам, у него наблюдается зеркальное написание букв или зеркальное произнесение слогов. Он не переходит к чтению целыми словами и целыми группами слов, есть нарушения смысловой стороны речи.

Потому что, если я читаю медленно, мне это тяжело, — это отъедает очень большой ресурс, я не всегда до конца могу понять смысл. Мы можем зафиксировать это двумя способами — снижение скорости чтения и то, что ребёнок неправильно отвечает на вопросы по тексту или вообще не отвечает.

Что делать, если у ребёнка дислексия или дисграфия

✅ Для начала признать, что у него есть эта проблема, перестать обвинять и снизить к нему требования. Поставить в известность родителей и совместными усилиями с ними постараться найти специалиста и провести диагностику.
✅ Изменить формы подачи материала. Тексты должны быть короткими и интересными, написанными крупным рубленым шрифтом с иллюстрациями, раскрывающими смысл или дополняющими текст. Сейчас доступно много хорошего аудио и видеоконтента, которым можно дополнять работу с текстом.
✅ Проверить, все ли в порядке у ребёнка с технической стороной чтения — восприятием звуков, слогов на слух, и отрабатывать задания, которые через улучшение зрительного восприятия, слухового анализа, внимания помогают развивать техническую сторону речи.
✅ Если с технической стороной все хорошо, нужно работать над смысловой стороной речи. Важно развивать устную связную речь — просить ребёнка пересказывать, составлять рассказы по серии картинок, рассказывать о своих интересах. Активная работа над связной речью имеет мощный развивающий потенциал и вытягивает письменную речь за собой.


2. Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

На практике СДВГ выглядит так: ребёнок постоянно отвлекается, не слушает, дает импульсивные ответы, чрезмерно активно двигается и устает уже к середине урока. Скорее всего, эти трудности могут быть связаны со слабостью регуляторных функций, за которые отвечают префронтальные отделы лобных долей головного мозга. Головной мозг продолжает активно формироваться в начальной школе. Поэтому если в 3-4 классе динамика поведения ребёнка только отрицательная, педагог может использовать свои тактики обучения для работы с ним, но нужно обязательно рекомендовать родителям обратиться к специалистам — психологам, дефектологам, психоневрологам, нейропсихологам, логопедам.


Дети с СДВГ легко устают. На фоне усталости они начинают вести себя еще более активно. Это внешний всплеск энергии взрослые ошибочно принимают за готовность продуктивно работать. У таких детей часто возникают сложности в отношениях со сверстниками: они не всегда адекватно оценивают ситуацию, могут импульсивно реагировать, что приводит к конфликтам.

Что делать, если у ребёнка СДВГ


3. Неуспешность и отсутствие желания учиться

Обычно у детей, которые не демонстрируют особых успехов в школе, отстают от программы и теряют интерес к учебе, могут быть не сформированы те или иные высшие психические функции: внимание, речь, восприятие, память, пространственные представления, серийная организация движений, мышление. В случае такого нарушения тоже важно разобраться в его причинах — проконсультироваться со специалистом, чтобы понять. как можно помочь ученику. Если в начальной школе с такими детьми работает специалист, обычно к 5 классу эти нарушения компенсируются.

Распространенной трудностью может быть медлительность. Это конституциональная врожденная особенность, связанная с работой головного мозга, которая редко меняется со временем. Для таких детей ограничение времени — это стресс, поэтому их нельзя торопить, нужно давать им возможность работать в своем темпе и заканчивать задания, давать меньший объем домашней работы. Если у таких детей пропадет мотивация учиться еще в начальной школе, то в средней ее будет сложно восстановить.

Что делать педагогу с детьми, которые не хотят учиться

Учителю важно помнить, что внешняя мотивация всегда менее эффективна, чем внутренняя, потому внутреннюю мотивацию нельзя у детей упускать.

Внутренняя мотивация базируется на трёх базовых потребностях: автономии и целеполагании, когда ученик сам решает, что и как ему делать; потребности в ощущении компетентности, успеха и потребности в отношениях с другими людьми.

Основная идея, которую педагогу нужно держать в голове — если он имеет дело с учеником, который не хочет учиться, нужно создавать ему ситуации успеха: давайте задания, которые ему по силам — легче, короче, и давайте больше времени для их решения.

Кроме этого, педагог может дать ученику возможность самостоятельно ставить себе учебные цели, насколько это возможно, и выбирать способы их достижения. Например, можно предложить выполнить задание в разной форме по желанию ребёнка. В этом случае реализуется потребность в автономии и целеполагании, и внутренняя мотивация ребёнка восстанавливается.



Мы, учителя и родители, часто сталкивались с детьми, устраивающими истерики, быстро выходящими из себя. Мы называем таких детей невоспитанными, трудными, манипуляторами, считая, что они намеренно так ведут себя, чтобы добиваться своего. А про родителей таких детей мы говорим, что они не умеют воспитывать своих детей, что это плохие родители. Как же все обстоит на самом деле? + Отзыв о книге "Взрывной ребенок".

Кто такие взрывные дети?

Мы уже описали взрывных детей. Их взрывоопасность выражается в скандалах, истериках, замыкании в себе, плаче. Такие дети могут быть взрывными только в определенных ситуациях (например, только в школе или только дома), могут взрываться по несколько раз в день или редко, раз в неделю, месяц.

Почему трудные дети так себя ведут?

Часто, когда ребенок взрывается, мы идем на уступки ему: проще выполнить его требования, чем часами скандалить и портить нервы себе, ребенку и всем окружающим. Люди, работающие с такими детьми (родители и учителя), уже перепробовали все методы, и уступка является менее болезненным методом. Жизнь окружающих такого ребенка часто превращается в сплошное испытание: взрывной ребенок не только взрывается, но взрывает окружающих вокруг себя: родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестер (которые, кстати, считают, что взрывному ребенку больше дозволяется и уделяется больше внимания).

В уступках как основном способе поведения с такими детьми кроется проблема. Дело в том, что у детей (как и взрослых, как и животных) формируется привычка: стоит только ребенку устроить истерику, как его желание выполняется. Взрослые всеми силами пытаются противостоять этой привычке: настаивают на своем, однако ребенок все больше психует, в итоге на грани отчаяния и в пике скандала взрослые вынужденно сдаются. Ребенок получает свое, и привычка закрепляется.

Дети ведут себя хорошо, если могут

Бывают дети, которые не умеют хорошо рисовать или которые никогда не достигнут высоких результатов в спорте и музыке, а есть дети, имеющие особые проблемы – отсутствие адаптивности и самоконтроля – и таких детей мы называем взрывными, невоспитанными, трудными. Детьми, для которых единственный возможный вариант поведения в ряде ситуаций – истерика. Но почему? Что делает собака или другое животное (не обладающее речью), если ей наступят на хвост или зайдут на ее территорию? Рычит, лает, кусается и убегает. Что делает ребенок, не умеющий говорить или выражать свои эмоции? То же самое! Рычит, кричит, психует и убегает. А взрывные дети часто не умеют выражать свои эмоции: они не умеют анализировать свои чувства и желания и не обладают достаточным словарным запасом, чтобы описать свое беспокойство и потребности.

"Дети не выбирают сознательно вспыльчивость как манеру поведения, точно также как дети не выбирают сниженную способность к чтению".

Часто взрывные дети уже раздражительны из-за неуспеваемости в школе, травли одноклассников, отсутствия друзей, нормальных отношений со сверстниками. Усугубляется это повышенной возбудимостью нервной системы.

Взрывные дети – дети с низким уровнем адаптивности и самоконтроля. Что это?

  • способность переключаться с одной задачи на другую;
  • способность организовать и планировать свою жизнь;
  • способность дистанцироваться от проблемы (ситуация и эмоциональная реакция – одно, решение проблемы – другое);
  • умение находить общий язык с окружающими, умение разговаривать и договариваться, умение жертвовать чем-то своим для другого;
  • умение правильно оценить ситуацию и отношение других по отношению к себе. Взрывные дети могут, например, считать, что их никто не любит, или, наоборот, не понимать, что их собственное поведение может кому-то не нравиться, они могут не замечать, что из-за этого с ними никто не дружит Таким образом проблемы общения только еще сильнее усугубляются.

Все эти качества – не врожденные, они приобретаются, у основной части детей это происходит по мере взросления само, у взрывных – с отставанием. Перечисленные проблемы – это не оправдание плохого поведения ребенка, это причины, с которыми нужно работать, чтобы помочь ребенку преодолеть отставание в развитии.

Понять, в чем конкретно у ребенка проблема (поможет психолог и наблюдение за ребенком) и постепенно и целенаправленно работать с проблемой. Ребенок не умеет общаться со сверстниками? Нужно учить общаться. Не умеет реагировать на смену плана или обстоятельств? Помочь не считать это проблемой и уметь перестраиваться. Не умеет выражать свои чувства и желания? Учить оценивать свое состояние, работать над пополнением словарного запаса и умением выражать свои чувства, эмоции и желания.

От взрослого, возможно, потребуется отказаться от ряда своих требований (особенно поначалу), научиться активному слушанию, поступиться частью своих желаний и отказаться от старого метода общения. А также потребуется добиться понимания проблемы ребенка от окружающих (учителей, родителей, бабушек и дедушек и всех, кто работает и постоянно общается с ребенком).

Три стратегии общения с ребенком

  • А – жестко продавливаем свой вариант поведения (ешь печенку, а то конфету не дам; сегодня пойдем в бассейн – я сказала; собирайся живее – поедем к бабушке).
  • В – полное согласие с желанием ребенка (ничего хорошего, ведь ребенок нуждается в воспитании, особенно если у него не сформированы навыки общения, самоконтроля, уступок).
  • Б – договор между ребенком и взрослым, чтобы все стороны все устраивало. Это долго, трудно, порой со срывами, однако необходимо, если мы действительно хотим, чтобы ребенок вырос активным, самостоятельным, умеющим выстраивать свои отношения с окружающими. Взрывные дети обладают большим потенциалам, у них могут быть замечательные качества и способности, которые трудно разглядеть за постоянными скандалами.

Как же договариваться с детьми?

Не нужно давать ребенку готовое решение, нужно помочь ему сформулировать свою проблему, помочь предложить свое решение, а затем обсудить его и свое решение, найти то, что приемлемо для обеих сторон. Порой это очень трудно, можно придумать красивое решение, но невыполнимое ребенком или вами. Если найденное решение опять привело к срыву, значит, это было не лучшее решение. Стоит поискать новое.

Активное слушание ребенка

Как разговорить ребенка? Задавайте наводящие вопросы, сочувствуйте ребенку – повторяйте его слова или мимику, жесты. Не бегите вперед паровоза, сразу предлагая свое решение.

- Я не хочу идти сегодня в школу.

- Ты не хочешь идти в школу. Что случилось?

- Сегодня опять эта математика.

- Да, у тебя в расписании математика.

- Математичка вечно позорит меня перед всем классом за то, что я не умею решать уравнения. Я ненавижу ее.

- Ты не умеешь решать уравнения. Твоя учительница плохо к тебе относится.

В зависимости от ситуации, взрослый должен выбирать вариант А, Б или В. Чаще всего – Б, и постепенно проблема взрывоопасности ребенка сойдет на нет.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст


Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.

Читайте также: