С какими проблемами сталкивается человек в информационном обществе кратко

Обновлено: 05.07.2024

В информационной сфере общества, в экономике, науке, культуре и образовании сегодня происходят поистине тектонические сдвиги, в результате которых на нашей планете, формируется новый тип цивилизации – глобальное информационное общество. Главными отличительными чертами данного общества являются его планетарные масштабы, а также существенно более широкое использование научных знаний и наукоемких высокоэффективных технологий, в первую очередь – информационных.

Исключительно важная отличительная особенность информационной цивилизации состоит в том, что в ней существенным образом возрастает роль человека. Однако эта роль является неоднозначной. С одной стороны, именно человек является главным ресурсом и движущим фактором развития информационного общества, а, с другой стороны, он также является одним из основных факторов риска на пути этого развития.

Возрастание роли человека в информационном обществе является объективно обусловленным. Оно объясняется тем, что основным объектом труда в этом обществе является информация и ее высшая форма – знания. В то же время, информация и знания уже являются не только объектом, но и результатом труда, его наиболее ценным продуктом, гораздо более ценным и значимым, чем все другие продукты, производимые обществом.

Поэтому в структуре занятости населения начинают преобладать люди, связанные с получением, обработкой, хранением и распространением информации и знаний. Причем, не только специалисты, профессионально занятые в науке или же в информационной сфере общества, но также и специалисты других профессий: медицинские работники, инженеры, государственные и муниципальные служащие, преподаватели учебных заведений и т.п. Из чего следует повышения роли специалистов в области научной информации, патентоведения и библиотечных работников.

Стремительное развитие и распространение средств информатики, информационных и коммуникационных технологий, формирование глобальной системы знаний уже сегодня открывают перед человеком принципиально новые возможности не только в области повышения эффективности своего туда, но также и в области собственного интеллектуального и культурного развития. Активно формирующаяся новая информационная среда общества содействует повышению качества жизни миллионов людей и позволяет получать значительную экономию социального времени – наиболее ценного для человека ресурса.

Развитие сетей мобильной и спутниковой связи, а также компьютерных телекоммуникационных систем не только предоставляет возможность удаленного доступа практически каждого человека к информационным ресурсам мирового сообщества, но также и возможность его сотрудничества с другими людьми, в том числе, в составе различного рода сетевых распределенных сообществ, которых в последнее время становится все больше в науке, экономике, образовании, сфере культуры.

Важно отметить, что при этом наблюдается весьма характерный психологический феномен, проявляющийся в том, что у людей радикальным образом изменяются традиционные представления о пространстве и времени, этих двух наиболее фундаментальных феноменах реального мира. В информационном обществе пространство и время как бы сжимаются, ведь удаленные объекты становятся доступными почти мгновенно, и это дает не только психологический, но и важный социальный эффект, так как приводит к колоссальной экономии социального времени. Именно поэтому уже сегодня даже малообеспеченные люди все более широко пользуются средствами мобильной связи, которая стала неотъемлемой частью культуры современного общества. Достаточно указать, что количество мобильных телефонов, используемых населением России, еще в 2007 году превысило общую численность населения нашей страны.

Важно также отметить, что информационные технологии являются мощным катализатором всего процесса развития общества. И в центре этого процесса находится человек, так как именно он является основным генератором знаний, составляющих фундамент этого развития и определяющих его направления, а также возможные последствия. Конечно же, человек во все времена был важным фактором развития общества, но в информационном обществе этот фактор становится критическим. И это необходимо совершенно четко осознавать. Поэтому и основное внимание общества должно быть сконцентрировано не на развитии материальной сферы, как это происходит сегодня, а именно на гуманитарных проблемах, связанных с развитием и использованием человеческого потенциала и, прежде всего, потенциала личности.

Исключительно важную роль в решении этих проблем должна сыграть система образования, структура и содержание которой сегодня еще не отвечает новым вызовам 21-го века и не учитывает специфических проблем и особенностей информационного общества.

В настоящее время общественное сознание сильно отстает от тех радикальных перемен, которые происходят в современном обществе. В особенности это становится заметным в информационной и технологической сферах общества, где развитие научно-технического прогресса осуществляется наиболее интенсивно. Поэтому многие люди оказываются просто не готовыми к использованию тех новых возможностей, которые им представляет развитие науки и технологий. Некоторые о них даже и не знают. Это также одна из актуальных глобальных проблем современности.

Данный феномен имеет свое психологическое объяснение. Ведь никогда в истории человечества перемены не были столь стремительными и радикальными. Будущее сегодня приближается слишком быстро, не оставляя человеку времени для того, чтобы он смог психологически перестроиться для адекватного восприятия той новой реальности, которая уже наступила. И это порождает одну из наиболее острых и актуальных проблем современности – проблему человека в изменяющемся мире. Эта проблема не является новой. О ней писали многие ученые, как в прошлом веке, так и в более отдаленные времена. Но сегодня эта проблема становится глобальной, она представляет собой серьезную угрозу для дальнейшего безопасного развития цивилизации, будущее которой в сознании человека становится все более неясным и расплывчатым. И это порождает еще одну стратегически важную проблему современности – проблему формирования образа будущего и возможных сценариев развития цивилизации.

Ключевой вопрос современности заключается в том, успеет ли человек изменить себя таким образом, чтобы решение этих проблем стало практически возможным еще до наступления катастрофических последствий глобального кризиса цивилизации. Однозначного ответа на этот вопрос сегодня не существует. Все зависит от того, какими личными качествами будет обладать человек в самом ближайшем будущем.

Хотелось бы подчеркнуть, что, говоря о нежизнеспособности современной системы ценностей, авторы имеют в виду ценностные приоритеты западной культуры, ориентированные, главным образом, на удовлетворение материальных потребностей человека в ущерб его духовному развитию. Они отмечают, что стремление к материальному благополучию и личному обогащению стало сегодня главным приоритетом культуры стран Запада, которая, благодаря процессу глобализации, активно навязывается и всему остальному миру. Однако, как показывает анализ ряда исследований, именно эта материалистически ориентированная культура и представляет сегодня наибольшую угрозу для дальнейшего устойчивого и безопасного развития человеческого общества.

Информационное общество представляет собой общество, в котором имеется в изобилии высокая по качеству информация, а также есть все необходимые средства ее распределения. Информационное общество - новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания.

Понятие информационного общества ассоциируется с развитием информационных технологий и средств телекоммуникации.

Отличительные признаки информационного общества:

1) увеличение роли информации и знаний в жизни общества (кто владеет информацией, тот владеет миром);

2) возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;

3) создание глобального информационного пространства, обеспечивающего:

а) эффективное информационное взаимодействие людей;

б) их доступ к мировым информационным ресурсам;

в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

4) изменения в социальной и профессиональной структуре общества. Рост количества учёных. Интеллектуальный и нравственный капитал становится в новых условиях одним из основных видов общественного богатства.

5) Информационное общество - общество с высочайшей степенью культурной и духовной диффузии (взаимопроникновения культур) и синтеза духовных миров различных народов

6) Информационному обществу характерен совершенно иной тип политических отношений. Существенно возросли условия для всесторонней демократизации политической и общественной жизни: с созданием мировых информационных систем государственные и идеологические барьеры утратили свои функции и возможности ограничения свободного обмена мнениями, взглядами, идеями.

Проблемы информационного общества:

1. проблема неравенства в доступе к новым информационным технологиям как на международном уровне, так и на микроуровне, внутри каждого отдельно взятого государства. Непропорциональное использование возможностей Интернета и информационно-телекоммуникационных технологий, например, в США значительно больше интернет-пользователей, чем в России.

3. отсутствие в мире единых юридических рамок для бурно развивающейся электронной торговли. Среди возникающих вопросов – защита интеллектуальной собственности и прав на торговые марки, проблема налогов и тарифов в этой области, вопросы конфиденциальности и безопасности информации, особенно в кредитно-финансовой сфере. В этой связи также встает вопрос о целесообразности и формах государственного вмешательства в этот процесс.

4. языковой барьер. Большая часть информации в Интернете дается на английском языке, в то время как и на других языках мира в Сети содержится весьма важная и достаточно интересная информация. Поэтому чрезвычайную ценность приобретает развитие возможности межъязыковой коммуникации. Для того чтобы Интернет стал подлинным международным каналом общения, необходимо создание инструментария, который поможет его пользователям, во-первых, понимать представленную информацию, во-вторых, поставлять содержимое на максимально большем числе языков.

5. проблемы интеллектуальной собственности,

6. вопросы цензуры в глобальных компьютерных сетях


В современном мире Интернет превратился в глобальную среду. Связи его легко проходят все границы, соединяя рынки потребления, граждан из разных стран, разрушая при этом понятие национальных границ. Благодаря Интернету мы легко получаем любую информацию и мгновенно связываемся с ее поставщиками.

Бурное развитие информационной среды сформировало концепцию информационного общества. Вместе с прогрессом пришли и определенные негативные последствия. Проблемы информационного общества идут в одном ряду с развитием новых взаимоотношений, формируются негативные условия и новые конфликты как для человека, так и для общества.

проблемы информационного общества

Понятие информационного общества

Концепция постиндустриального времени является новейшей исторической фазой в развитии человеческой цивилизации, где важнейшими продуктами можно назвать знания и осведомленность – это есть главные черты информационного общества.

В свою очередь, постиндустриальное общество в приоритете имеет сферы услуг, они главенствуют над объемами производства. В них число работающих людей возрастает с каждым годом. Все это несмотря на определенные проблемы информационного общества, которые, несомненно, возникают в процессе жизнедеятельности.

проблемы формирования информационного общества

Черты постиндустриального общества

Постиндустриальное общество очень быстро развивается. Если еще в конце прошлого столетия главной являлась индустрия, то уже 21 век занял свои информационные позиции почти во всех уголках планеты. На лидирующие места выходят сферы услуг.

Главными чертами информационного общества считаются:

  • роль знаний и обладание информацией стоят во главе жизни общества;
  • доля продуктов, услуг, связанных с познавательными коммуникациями значительно возрастает;
  • создается глобальное информационное пространство, которое обеспечивает взаимодействие между людьми, доступность, открытость сетевых ресурсов, удовлетворение потребностей каждого в информационных услугах и продуктах.

Под сферой услуг подразумевается обширное обслуживание населения. Именно здесь зародилась глобальная инфраструктура, которая играет огромную роль в информационном обществе.

Познавательные технологии используются практически повсюду, они коренным образом изменили социальную реальность.

Цифровые неравенства, проблемы формирования информационного общества

Использование информационного пространства в целом в мире является совершенно непропорциональным. В то же время происходит разделение людей на тех, кто владеет навыками понимания компьютера, интернета, а также тех, кто ими не обладает. Таким образом, образуются проблемы формирования информационного общества. Например, в развитых европейских странах, США, Азии число людей, пользующихся компьютером, значительно превышает всех остальных. В странах Африки эта цифра минимальна. В целом доступ к информационным технологиям напрямую связан с экономическим развитием государства.

информационные войны

Правовые урегулирования

Перечисляя проблемы современного информационного общества, в первую очередь, нужно сказать о правовом урегулировании. Современные технологии открывают доступ к различным услугам: дистанционному обучению, электронной торговле, поиску информации и так далее. Все это может вызвать ряд правовых проблем. К ним относится распространение запрещенных, непристойных материалов, мошеннические действия, нарушения авторских прав. В решении этих проблем непременно должно участвовать государство. Оно должно отслеживать, какие информационные услуги предоставляются населению, и направлять их в правильное русло. Проблемы Интернета глобальны, и решить их возможно, только опираясь на международное сотрудничество.

В подержании порядка в информационном обществе правовое регулирование играет важнейшую роль.

Проблемы личности в информационном обществе

Влияние информационного общества на личность все более углубленно изучается исследователями. Связанные с ним проблемы подразделяются на социальные, психологические, ценностные, этические.

Виртуальная реальность, трудно различимая иллюзия создают психические или психологические проблемы у неокрепших личностей, чаще это относится к молодому поколению. Создавая свое пространство в виртуальном мире, человек может потерять адекватность восприятия реального. При массовых нарастаниях объемов разной информации, из-за ее переизбытка людям все труднее становится отсеивать ненужное. Навязанная информация способна манипулировать умами общества. Таким образом, информационное общество теряет свою устойчивость.

опасности информационного общества

Свобода в рамках

Говоря об опасности информационного общества, стоит упомянуть попытки со стороны государства контролировать некоторые виды деятельности, что ставит под угрозу личностную свободу. В то же время существуют проблемы ограничения информации в условиях легкодоступных, открытых, легко наполняемых сетей.

Меняется система образования. Дистанционные и мультимедийные технологии для обучения позволяют раскрыть индивидуальные наклонности ребенка. Но если посмотреть на это с другой стороны, с морально-этической точки зрения – роль учителя-наставника в таком образовательном процессе полностью выпадает.

Проблемой остается защита безопасности персональных данных, соблюдение прав автора и производителей информации в электронном виде.

Наконец, рассуждая о воздействии на личность, можно уделить внимание и физическому аспекту. Малоподвижный, неактивный образ жизни никак не способствует духовному и физическому развитию, а это в итоге сказывается не только на здоровье, но и на умственных способностях.

Информационные войны

Информационным оружием называют совокупность несанкционированного доступа к электронной информации и выведения из строя различных систем управления. Сюда могут включаться системы, управляющие вооруженными силами, страной в целом, государственными инфраструктурами и другое. Есть вероятность разрушения энергетических, транспортных, атомных систем. При этом армия, флот могут оказаться в беспомощном положении, не способными отразить атаку врага, противостоять агрессии. Информационные войны могут привести к тому, что руководители останутся отрезанными от необходимых донесений. Они будут неспособны принимать важнейшие решения.

черты информационного общества

Информационное противоборство

Данный фактор является одним из самых опасных и носит экономико-политический характер. Правовыми средствами нейтрализовать его практически невозможно.

Противоборство на захват информационной монополии проявляется, к примеру, при установлении и преобладании на рынке операционных систем компании Microsoft, их продукты на протяжении десятков лет заполняют мировой рынок операционных систем.

Киберпреступность

Проникновение в личное пространство

проблемы современного информационного общества

Значительны такие проблемы информационного общества, как защита частной жизни от проникновения посторонних. Событийное бытие любого человека, особенно известного, всегда являлось повышенным объектом внимания всего общества, да и государства. Человеческая жизнь во все времена объявлялась великой ценностью. В информационном обществе защита личного пространства значительно усложнилась. Технологии и средства дают возможность превратить закрытую систему в прозрачную.

Любой из нас, используя мобильный телефон, редко задумывается над тем, что информация может стать доступна посторонним лицам. Это давно не является технической проблемой для любопытных ушей и глаз. Однако это не единственная проблема. В массивных источниках формируются базы данных, содержащие персональную информацию. Это обстоятельство также представляет угрозу нарушения частой жизни.

проблемы развития информационного общества

Заключение

Мы перечислили основные проблемы информационного общества, все они имеют глобальный характер. На международном уровне многие страны действуют сообща, чтобы совместными активизированными усилиями принять меры, с помощью которых удастся снизить негативные последствия проблем информационного общества. Вместе с предметными общественными отношениями государства должны усилить правовую политику, изменить методологию правового понимания проблем и угроз информационного общества, найти совместные пути по их нейтрализации.

Они открывают новые невиданные возможности, со­единяют вместе музыку, живопись, литературу, науку, философию, политику. Шедевры музыки и живописи до­ступны благодаря Интернет, они входят в качестве состав­ных элементов в видеоклипы и различные развлекатель­ные программы. Сложные произведения искусства, науч­ные теории, политические идеологии — словом, то, что требовало раньше соответствующего образования, соци­ального статуса, свободного времени и материальных средств, стало общедоступным, и подается масс медиа в упрощенном виде. Информация со всего мира, публику­емая в прессе, связывает людей в мировое сообщество. Се­годня все все знают. Такая ситуация приводит и к каче­ственным изменениям в стиле мышления, в способе виде­ния, оценки и понимания действительности. Прежний линейный способ восприятия мира, понимание, основан­ное на логической последовательности, аргументации и обосновании, уступают место сложному целостному охва­ту смысла происходящего. Итак, свобода, творчество, до­ступность, приватность — несомненно положительные следствия современных масс медиа.

С другой стороны, очевидны и опасные последствия. Кажущееся позитивным переплетение научного, художе­ственного, политического, религиозного языков в совре­менных популярных массовых печатных изданиях обо­рачивается синкретизмом, который был присущ еще древним мифам. Слитность и синтез — это не всегда дос­тоинство. Прежде всего вызывает опасение то обстоятель­ство, что власть растворяется в современных масс медиа, становится невидимой и вместе с тем всепроникающей. Она овладевает любой информацией и проникает в созна­ние в форме как научных, так и развлекательных про­грамм и при этом уходит из под контроля общественнос­ти. Хотя современные средства массовой коммуникации собирают все прежние техники описания мира воедино, и фотография соединяется с репортажем и оценкой, од­нако принцип монтажа приводит к такой селекции и ин­терпретации происходящего, что мир, воспринимаемый пользователем, оказывается вымышленным, иллюзор­ным миром или симулякром. Не только шоу, но и по­литические репортажи оказываются инсценировками. Мультимедиа не только открывают окно в мир, но и су­жают творческие возможности самого человека. Если читатель классической прессы, переводящей типографс­кие знаки в мир образов и понятий, проделывал огром­ную самостоятельную работу, которая, конечно, была подготовлена и направлена предшествующим образова­нием, то сегодня пресса активно использует комиксы, а видеотехника дает готовые, почти не требующие самосто­ятельной интерпретации образы, кажущиеся самой дей­ствительностью. Содержание газет и телепередач также оказывается идеологически нагруженным и цензурно жестко ограниченным.

Покорив вершины научно-технического прогресса и обретя небывалую власть над природой, люди в подавля­ющем большинстве так и не научились строить социаль­но-политическое и духовное пространство своего обита­ния, предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своей деятельности. Научный прогресс явно опережает прогресс духовный. И в этих условиях средства массовой коммуникации должны быть проводниками идеологии социальной справедливости, пропагандировать достиже­ния современной культуры, обобщать лучший опыт орга­низации социально-экономической и духовно-политичес­кой жизни, способствовать прогрессу в трансформации различных форм жизнедеятельности человека. Современ­ные масс медиа далеки от реализации этих задач. Направ­ленность их деятельности в основном антигуманна и раз­рушительна.

Человек будущего — это человек разумный, гуман­ный, деятельный, имеющий высокие идеалы. Он являет­ся целостной, всесторонне развитой личностью, воплоща­ющей его физическое и духовное совершенство, действу­ющий на основе нравственного смысла. Информационная цивилизация создает необходимые условия для форми­рования такого человека, но она требует новых форм об­щественной жизни, жесткого контроля в использовании средств массовой коммуникации, ответственности влас­тных структур.

Литература

Борзенков В., Фролов И. Познание человека: комплексный подход // Своб. мысль. 1998. №5.

Камю А. Бунтующий человек. М., 1960.

Личность в XX столетии: Сб. М., 1979.

Моисеев Н. Н. Человек во Вселенной и на Земле // Вопр. философии. 1990. №6.

Проблема человека в западной философии: Сб. / Под ред. П. С. Гуревича. М.,1988.

Франк С. Л. Духовные основы общества. М., 1992.

Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994.

Хьелл Л., ЗиглерД. Теория личности. СПб., 1997.

Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бес­смертии. XIX век: Сб. / Под ред. И. Т. Фролова. М., 1995.

Сайт учителя информатики. Технологические карты уроков, Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.

Какие наиболее существенные проблемы и опасности существуют на пути к информационному обществу?

Ответ

Опасности информационного общества

1) Реальная возможность разрушения посредством информационных технологий частной жизни людей и организаций;
2) Опасность все большего влияния на общество средств массовой информации и тех, кто эти средства контролирует;
3) Проблема отбора качественной и достоверной информации при большом ее объеме;
4) Проблема адаптации многих людей к среде информационно общества, к необходимости постоянно повышать свой профессиональный уровень;
5) Столкновение с виртуальной реальностью, в которой трудноразличимы иллюзия и действительность, создает у некоторых людей, особенно молодых, малоизученные, но явно неблагоприятные психологические проблемы;
6) Переход к информационному обществу не сулит каких- либо перемен в социальных благах и сохраняет социальное расслоение людей; более того, к существующим видам неравенства может добавиться информационное неравенство, усилив тем самым социальную напряженность;
7) Сокращение числа рабочих мест в экономике развитых стран, некомпенсируемое полностью созданием новых рабочих мест в информационной сфере, ведет к опасному социальному недугу – массовой безработице.

Читайте также: