С какими проблемами на ваш взгляд сталкивается современный руководитель школы

Обновлено: 04.07.2024

Мы много пишем о школьных учителях, об их проблемах, об их победах. Но незначительное количество наших статей касается руководителей школ.

Сегодня хотим проанализировать, кто в школе руководит нами? Да, сверху спускаются не всегда адекватные распоряжения, запоздалые приказы. Но реализовывать весь этот груз приходится в каждой конкретной школе. Почему одни школы расцветают при своем руководителе, а другие похожи на болото? От кого зависит общий настрой коллектива? Кто есть директор существующих школ России?

Женщины или мужчины?

Начнем со статистических данных.

Около 77% школьных руководителей – это женщины. Это и понятно. В педагогическую профессию в большей степени идут женщины, потому и директорами становятся они же. Хотя в последние годы количество учителей – мужчин значительно возросло . И мужчинам в этом случае дойти до руководящего поста по каким-то неведомым причинам намного проще.

Средний возраст директора школы

Отметим, что 25 мая 2020 года президент России Владимир Путин подписал федеральный закон №157-ФЗ, в котором устанавливается предельный возраст пребывания в должности руководителя или заместителя руководителя вуза и научных организаций . Ранее он был установлен на уровне 65 лет, по новому закону предельный возраст составляет 70 лет.

Директор и учитель – два в одном?

Подготовка директоров

Практически все директора России имеют высшее образование. Но не все имели возможность пройти подготовку по управлению школой. Переподготовку в области менеджмента в образовании имеют все, но это просто теория без реальных, практических знаний.

Единолично ли управление?

Работа с учителями

Кстати, в этой ситуации, к сожалению, большинство директоров встают на сторону жалующихся родителей, чтобы избежать дальнейшего развития конфликта . Но есть и другие примеры. В этом случае чаще всего в школе нет текучки, педагоги хотят работать у директора, который действительно защищает их права.

Проблемы школы – не мои проблемы

Все же российский директор склонен винить в недостатках работы школы не свои упущения в управлении, а не зависящие от него обстоятельства.

Какие особенности российских школьных директоров можете выделить вы? Пишите в комментариях.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Модернизация системы российского образования направлена на инновационное развитие образовательных учреждений. От управленческой компетентности руководителя, его способности создать команду и перевести учреждение на работу в инновационном режиме развития зависит динамика ожидаемых преобразований.

Главная забота директора: сделать так, чтобы нормальная управленческая работа воодушевляла на решение общих задач, чтобы школьные годы были неповторимыми для учителей и учащихся.

Руководитель образовательного учреждения сегодня – организатор образовательной среды, психолог, экономист, правовед, юрист, хозяйственник, методист, дидакт, стратегический менеджер.

В современных условиях успешность образовательного учреждения зависит, прежде всего, от эффективности управления, следовательно, от квалификации его руководителя.

Основные трудности, с которыми сталкивается руководитель образовательной организации в период современности связаны с переходом к нормативному и подушевому финансированию, постепенному установлению финансово-хозяйственной самостоятельности образовательных учреждений, усилением общественного сектора управления. Поэтому в основе всего лежит предъявление новых и повышенных требований к профессиональной подготовке руководителя образовательного учреждения и организации его труда.

Отсутствие или недостаток финансовой самостоятельности, поток периодической отчетности создают основные трудности в работе руководителей.

С одной стороны, государство приветствует рыночную активную позицию, демонстрацию лидерских качеств, умение создать инновационную команду, образовательное учреждение как культурно-образовательный центр с особым колоритом и воспитательными традициями, стремление к самостоятельности со стороны образовательных учреждений, как в реализации образовательного процесса, так и ведения хозяйственной деятельности.

Но с другой стороны, чтобы реализовать данную самостоятельность требуется недюжинный энтузиазм, ежедневное преодоление бюрократических барьеров, созданных в бюджетной системе финансирования и прочих трудностей реальной жизни.

Образовательные учреждения сейчас переживают нелегкие времена. И только качественно иной руководитель, способный мыслить и действовать на уровне глобальных перемен и заглядывающий далеко в будущее способен вести свой корабль вперед и вперед, не страшась штормов, бурь и неизвестностей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Даны актуальные проблемы организационно педагогической деятельности руководителя современной школы и пути их решения.Выделены факторы, способствующие успеху.

Актуальные проблемы организационно-педагогической деятельности руководителя современной школы и пути их решения

Материал предоставлен

Скобляковой Т. А .

Миссия школы сегодня: формирование человека с новым, более высоким уровнем самосознания, способного к целостному видению мира. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы должна быть сосредоточена: На разработке перспективной модели своей школы и определения путей перевода ее из существующего в качественно новое состояние. Сейчас, когда новая социально – экономическая ситуация предъявила к школе новые требования и школа вынуждена изменяться вся и во всем, обновляться и перестраиваться, педсовет, как орган коллективно – коллегиального управления, призван менять старые педагогические представления и ориентиры. На наш взгляд, именно это является сущностью и основой того, что именуется новыми подходами в подготовке и проведении педагогических советов. Это ни в коем случае не означает голого отрицания того, что было раньше. Освоение новых подходов предполагает и преемственность, и дальнейшее развитие всего позитивного и передового, что содержали в себе традиционные подходы.

Миссия школы сегодня:

  • формирование человека с новым, более высоким уровнем самосознания, способного к целостному видению мира.

Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы должна быть сосредоточена:

  • На разработке перспективной модели своей школы и определения путей перевода ее из существующего в качественно новое состояние.

Сейчас, когда новая социально – экономическая ситуация предъявила к школе новые требования и школа вынуждена изменяться вся и во всем, обновляться и перестраиваться, педсовет, как орган коллективно – коллегиального управления, призван менять старые педагогические представления и ориентиры. На наш взгляд, именно это является сущностью и основой того, что именуется новыми подходами в подготовке и проведении педагогических советов. Это ни в коем случае не означает голого отрицания того, что было раньше. Освоение новых подходов предполагает и преемственность, и дальнейшее развитие всего позитивного и передового, что содержали в себе традиционные подходы.

Разработка модели школы и ее развитие требует отбора средств реализации цели. Для этого необходимо:

Разработка модели школы и ее развитие требует отбора средств реализации цели.

Для этого необходимо:

Факторы, способствующие успеху: Уровень профессиональной подготовки кадров; Наличие у педкадров стремления к постоянному сомосовершенствованию педагогической деятельности и степень реализации на практике; Способность учителей и учащихся к ускоренной адаптации в работе по – новому; Направленность профессиональных интересов учителей на перестройку УВП и возможность их реализации в школе; Степень обученности (качество знаний) учащихся по различным учебным предметам и отдельным циклам;

Факторы, способствующие успеху:

  • Уровень профессиональной подготовки кадров;
  • Наличие у педкадров стремления к постоянному сомосовершенствованию педагогической деятельности и степень реализации на практике;
  • Способность учителей и учащихся к ускоренной адаптации в работе по – новому;
  • Направленность профессиональных интересов учителей на перестройку УВП и возможность их реализации в школе;
  • Степень обученности (качество знаний) учащихся по различным учебным предметам и отдельным циклам;

Факторы, способствующие успеху: приоритетность отдельных направлений в разнообразии интересов учащихся школы; Уровень учебно – материальной базы школы; Специфика условий семейного воспитания и среды функционирования школы; Наличие взаимной связи интересов и возможностей учителей, учащихся и родителей; Итог: до начала вхождения работы школы эти аспекты необходимо постоянно диагностировать и при необходимости корректировать.

Факторы, способствующие успеху:

  • приоритетность отдельных направлений в разнообразии интересов учащихся школы;
  • Уровень учебно – материальной базы школы;
  • Специфика условий семейного воспитания и среды функционирования школы;
  • Наличие взаимной связи интересов и возможностей учителей, учащихся и родителей;

Итог: до начала вхождения работы школы эти аспекты необходимо постоянно диагностировать и при необходимости корректировать.

В переходный период необходимо: Изучать основные направления коллективного и индивидуального педагогического поиска в соответствии с программой развития школы;

В переходный период необходимо:

  • Изучать основные направления коллективного и индивидуального педагогического поиска в соответствии с программой развития школы;
  • Место и роль каждого участника педагогического поиска в реализации этих целей и задач, характер организационных отношений между ними.

Опытно – экспериментальная работа (при поисковом режиме ) нуждается:

В теоретическом (аналитико – коррекционное обеспечение эксперимента составляет функция педсовета школы).

Методическом и информационном обеспечении эксперимента, которую осуществляет методический совет школы.

К ритерии, которые в их комплексном применении и определяют, на наш взгляд, сущность данного понятия: однозначное и строгое определение целей (почему и для чего)

выбранная тема педагогического совета должна быть актуальна, современна и своевременна, иметь практическую значимость и научность .

Для конкретно выбранной темы педагогического совета определяется цель и задачи .

должно способствовать отбору и структуре содержания (что),

Сначала формулируются основные вопросы темы, которые дают общую направленность, помогают расшифровать тему, конкретизировать, определить ее границы. Далее выбранные теоретические положения темы нужно разумно соединить с практическими делами школы.

оптимальной организации (как),

Формы проведения могут быть разнообразными,

методам, приемам и средствам (с помощью чего),

а также учитывать необходимый реальный уровень квалификации учителей (кто)

И объективные методы оценки результатов (так ли это).

Организационном и материальном обеспечении, что возлагается на школьный совет.

Четкая целевая направленность всех трех организационных структур способствует определению их места и роли в системе внутришкольного управления.

Методический совет Цель: организация и координация методического обеспечения УВП, методической учебы педагогических кадров . Содержание деятельности: -формирует цели и задачи методического обеспечения УВП ; -определяет содержание, формы и методы повышения квалификации педагогических кадров; -осуществляет планирование, организацию и регулирование методической учебы педагогических кадров, анализ и оценку ее результатов; -решает педагогические проблемы, связанные с методическим обеспечением УВП и методической учебой педагогических кадров; -разрабатывает систему мер по изучению педагогической практики, обобщению и распространению педагогического опыта.

В каждой школе сложились свои традиции, свои требования к организации проведению педсовета.

  • Авторитарный стиль ведения педсовета, превращение педсовета в инструктаж;
  • Поверхностное обсуждение поставленных проблем;
  • Абстрактность докладов;
  • Почти полное отсутствие самостоятельной деятельности учителей;
  • Низкая результативность.

Совет школы

Цель: обеспечение педагогически целесообразного взаимодействия школы, семьи и общественности при осуществлении перспектив развития школы.

Содержание деятельности:

  • Намечает перспективы в развитии школы и организует их реализацию путем объединения усилий учителей, учащихся и родителей;
  • Определяет и осуществляет на практике пути взаимодействия с творческими структурами с целью создания необходимых условий для разностороннего развития учащихся и творческой деятельности педагогов;
  • Разрабатывает и организует выполнение документов, регламентирующих деятельность школьного коллектива;
  • Обеспечивает централизацию и распределение средств школы для решения перспективных вопросов развития;
  • Осуществляет разработку системы мер по предупреждению

и ликвидации конфликтных ситуаций в школе и семьях;

  • Обсуждает вопросы, связанные с подготовкой школьных

мероприятий;

  • Координирует деятельность всех органов в соответствии с

целями и задачами развития школы;

  • Способствует развитию учебно – материальной базы школы.

Работа в творческих группах: Основная форма организации деятельности учителей на педсовете. Могут работать как над общим заданием так и над специфическим индивидуальным для каждой группы. Такая форма организации деятельности способствует обмену опытом, согласованному взаимодействию отношению взаимной ответственности и сотрудничества.

Состав группы лучше определять заранее, учитывая критерии:

  • личности (характер, интеллект, активность),
  • проблемности (взаимоотношения, симпатии).

Состав группы не более 10 - 12 человек.

Наглядность результатов деятельности:

Один из обязательных принципов эффективной деятельности. В процессе работы важна концентрация внимания и актуализация нужных факторов. Структурирование текста, различные графические изображения (схемы, таблицы, диаграммы) позволяет визуализировать мыслительный процесс (работа мышления становится очевидной).

Педагогический совет

Цель: мобилизация усилий педагогического коллектава на выполнение задач школы.

Содержание деятельности:

  • Формирует цели и задачи развития школьного коллектива;
  • Определяет содержание образования, формы и методы организации УВП в школе;
  • Организует работу по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив, распространению ПО;
  • Решает педагогические проблемы, связанные с совершенствованием УВП и обеспечением его высокого качества;
  • Осуществляет планирование, организацию и регулирование УВП, анализ и оценку результатов;
  • Разрабатывает систему педагогических мер, направленных на методическое обеспечение всех перспектив развития школы;
  • Организует и осуществляет подготовку и проведение аттестации педагогических кадров школы и ее руководителей.

К ритерии, которые в их комплексном применении и определяют, на наш взгляд, сущность данного понятия: однозначное и строгое определение целей (почему и для чего)

выбранная тема педагогического совета должна быть актуальна, современна и своевременна, иметь практическую значимость и научность .

Для конкретно выбранной темы педагогического совета определяется цель и задачи .

должно способствовать отбору и структуре содержания (что),

Сначала формулируются основные вопросы темы, которые дают общую направленность, помогают расшифровать тему, конкретизировать, определить ее границы. Далее выбранные теоретические положения темы нужно разумно соединить с практическими делами школы.

оптимальной организации (как),

Формы проведения могут быть разнообразными,

методам, приемам и средствам (с помощью чего),

а также учитывать необходимый реальный уровень квалификации учителей (кто)

И объективные методы оценки результатов (так ли это).

Демократизация организационных отношений предполагает:

Раскрепощение отношений и развитие с их помощью сотрудничества детей и взрослых как равных участников педпроцесса

Преодоление безликого однообразия в отношениях «руководитель

бесконечного разнообразия

Гуманизацию отношений между руководителями школы и учителями,

руководителем школы и учащимися, руководителем школы и

родителями, учителями и учащимися и т. д.

Руководитель школы должен четко представлять

цель намеченного дела,

хорошо знать исполнителей, умело определять средства и методы

реализации цели.

Главные условия для реализации поискового режима работы школы: Повышение научного уровня управления УВП, а для этого включение в состав управленческого аппарата завуча – исследователя. Улучшение качества профессиональной подготовки учителей и методической работы с ними, с этой целью включение в состав управленческого аппарата завуча – методиста. Эффективное организационное обеспечение целостного УВП, для этого включение с состав управленческого аппарата завуча – администратора.

Главные условия для реализации поискового режима работы школы:

Повышение научного уровня управления УВП,

а для этого включение в

состав управленческого аппарата завуча – исследователя.

Улучшение качества профессиональной

подготовки учителей и методической работы с ними,

с этой целью включение в состав

управленческого аппарата завуча – методиста.

Эффективное организационное обеспечение целостного

УВП, для этого включение с состав управленческого

аппарата завуча – администратора.

Функциональные обязанности завуча - исследователя

Функциональные обязанности завуча - исследователя

Функциональные обязанности завуча - методиста

  • Осуществляет диагностику профессиональной деятельности учителя;
  • Организует методическую учебу, переподготовку, повышение квалификации учителей в школе, на основании диагностики профессиональной деятельности;
  • Анализирует состояние и результативность методической работы;
  • Участвует в исследовании УВП в школе и осуществляет на этой основе оценку результативности педагогического труда в школе;
  • Участвует в разработке комплексно – целевой программы развития как системы;
  • Организует разработку и использование дидактических и методических материалов в соответствии с направлениями опытно - эксперименталь- ной работы в школе;
  • Планирует и организует работу методического совета школы;
  • Осуществляет аттестацию учителей;
  • Проводит инструктивно – методические совещания, педагогиче-

ские чтения, семинары – практикумы;

  • Создает школьный методический кабинет и организует на его

базе работу с педагогическими кадрами.

Осуществляет комплектование классов, гпд на основе развития учащихся Составляет и корректирует в соответствии с потребностями школы и условиями ее функционирования расписание занятий, кружков, ГИА Функциональные обязанности завуча - диспетчера Участвует в расстановке педагогических кадров и их тарификации Участвует в аттестации учителей Организует дежурство по школе

Осуществляет

комплектование классов,

гпд на основе

развития учащихся

Составляет и корректирует

в соответствии с

потребностями школы и

условиями ее

функционирования расписание

занятий, кружков, ГИА

Функциональные

обязанности

завуча - диспетчера

Участвует в расстановке

педагогических кадров

и их тарификации

Участвует в аттестации

Организует дежурство

Вывод: Естественно, решение перечисленных выше проблем в организа - ционно – педагогической деятельности руководителей школы не может гарантировать ее полного успеха, но способствовать ее совершенствованию, не – сомненно, может.

Естественно,

решение перечисленных

выше проблем в организа -

ционно – педагогической

деятельности руководителей школы не может гарантировать ее полного успеха, но способствовать ее совершенствованию, не –

19 июня в Минобрнауки России состоялось первое заседание всероссийского директорского клуба, целью которого станет обсуждение напрямую с главой ведомства наиболее острых проблем системы образования и воспитания, а также эффективных путей их решения. В первой встрече с Министром просвещения Российской Федерации О.Ю. Васильевой приняли участие 14 директоров школ из разных регионов России – Воронежской, Калининградской, Псковской областей, Вологды, Екатеринбурга, Москвы, Самары, Санкт-Петербурга, Сочи, Тулы, Чебоксар и Ярославля.


















- На сегодняшний день, особенно исходя из Послания Президента Российской Федерации, роль руководителя школы становится особой. В Послании сказано, что необходимо заниматься отбором и подготовкой руководителей школ, а выстраивание управленческой системы – одна из важнейших задач. И конечно, без сильных директоров педколлектив вряд ли будет эффективно работать, - отметила Ольга Юрьевна.

- Я предлагаю сегодня обсудить несколько вопросов. Что мешает вам в работе? Что нужно изменить в школьной жизни и её нормативном сопровождении, чтобы наша работа стала более продуктивной для всех, кто участвует в образовательном процессе? Еще вопрос: достижения и методики каких школ могут стать примерами для российского образования? Это, конечно, только часть вопросов, которые смогут нас вывести на дальнейшее глубокое обсуждение столь масштабной задачи, как повышение качества образования и вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, - заключила Ольга Юрьевна.

- Сегодня большинство учителей хотят работать с успешными детьми, и мало кто – с теми, у кого есть серьёзные проблемы со здоровьем. Этот подход нужно менять. Считаю очень правильным, что на уровне министерства и лично министра была поддержана дефектология и проект по обучению детей, находящихся на длительном лечении в больницах, к такому формату работы педагогов тоже надо готовить, - отметил Е.А. Ямбург, директор школы № 109 г. Москвы.

Беспокоит директоров школ, что медицинские карты не отражают важную информацию о здоровье ребёнка.

- Медкарта далеко не всегда содержит информацию по ОВЗ. Учителя не обладают информацией о здоровье детей, а они должны работать со всем контингентом, - обозначила проблему С.С. Ильина, директор гимназии № 3 г. Самары.

- Мы договорились с Минздравом, что у нас будут медицинские карты, где будет написано: 1, 2 или 3-я группы здоровья. И директор может запросить в медучреждении, с чем связаны эти группы. У нас уже в этом году были случаи смерти детей от остановки сердца. Конечно, есть медицинская тайна, но иногда родители бездействуют, а школа должна быть готова отреагировать и оказать помощь ребёнку в критической ситуации, - прокомментировала Министр.

Затронули директора и проблему необоснованной по срокам и объёмам отчётности, которую в срочном порядке запрашивают со школ различные организации.

- Для чего мы заполняем подробные унифицированные формы и размещаем их на сайте школы? Это есть в открытом доступе, но с нас всё равно требуют информацию, которая опубликована на сайте, - высказала общую проблему Е.Г. Белова, директор школы № 43 г. Екатеринбурга.

В ходе общения директора высказались за передачу управления образовательными организациями с муниципального на региональный уровень.

- Это правильная идея, она поможет решить многие проблемы школ и системы образования, - сказала Л.В. Лукичёва, директор школы № 26 г. Вологды.

Среди важнейших проблем, которые также требуют решения, директора школ назвали необходимость дифференцирование системы набора в 10-е классы, введения альтернативных форм сдачи ЕГЭ по таким предметам, как история; расширения практики таких малозатратных форм повышения квалификации учителей, как вебинары; исключение из процедур новой модели аттестации педагогов видеоуроков, ужесточение требований к выдаче золотых медалей, необходимость включения школ в формирование у детей и родителей культуры работы с цифровой реальностью.

Завершая встречу, Министр поблагодарила её участников за откровенный разговор и отметила, что в начале нового учебного года на следующем заседании директорского клуба основными темами для обсуждения станут федеральные государственные образовательные стандарты и федеральный перечень учебников.

Читайте также: