С чем было связано внедрение в школьное образование профессиональной подготовки на кубани кратко
Обновлено: 19.05.2024
Первые школы на Кубани появились в 1803 г. Центром распространения грамотности долгие годы был церковный приход. Позже появились и другие формы обучения, среди них – частные и церковно-приходские школы, мужские и женские училища, гимназии.
В церковно-приходских школах основным предметом считался Закон Божий, на его преподавание и на изучение русского языка отводилось по 7 уроков в неделю, арифметике – 6 , пению – 5, церковнославянскому языку – 4, чистописанию – 3. Обучение начиналось с изучения ветхозаветной истории. Кроме того, детей знакомили с основными семейными и общественными обязанностями, обычаями и обрядами.
Церковно-приходская школа являлась народной, в ней начинали и заканчивали свое образование почти все питомцы. Из церковно-приходской школы дети выходили "прямо на тропу жизни".
При женских церковно-приходских школах девочек обучали вышиванию, шитью и вязанию. Их руками были вышиты церковные облачения для местных священников.
Способности, успехи и прилежания учащихся в ежегодных ведомостях отмечались следующим образом: "надежен", "с дарованием", "успевает", "понятлив", "слаб", "остр", "ленив", "кроток", "молчалив" и т.
Первые полковые школы и училища появились на Старой линии в 1832 г.
Полковая школа 17-го конного полка в станице Баталпашинской была учреждена в 1845 г., в ней обучались дети казаков – 30 мальчиков и 10 из числа горцев. В школе изучали Закон Божий, грамматику, арифметику – 1-ю и 2-ю части, чистописание.
Полковое училище в станице Сторожевой было открыто 1 января 1859 г., в нем обучалось 50 мальчиков, из них 30 содержались за счет родителей, а 10 сирот и неимущих – за счет войска. На учебные пособия из войсковых сумм отпускалось по 25 руб. серебром. Каждый полк или бригада вели школьное дело обособленно.
Главным в работе учебных заведений было распространение "здравых знаний, развитие к дельному труду и основательному народному образованию". Указом Александра II запрещалось использовать их для политических целей.
В учебных заведениях постепенно внедрялись приемы и способы западного просвещения. Главным предметом на всех этапах обучения было родиноведение, получившее к этому времени широкое распространение в Англии, США, Италии, Японии, Германии и других странах. Такое образование было направлено на воспитание патриотизма и гордости детей за свою родину.
Родиноведение, по мнению известного кубанского ученого Ф. А. Щербины, должно быть отведено человеку, его взаимоотношениям и общественным формам сожительства, избегать фрагментарности, убогого невежества. "Это катехизис местного населения", который должен лечь в основу воспитания детей, занять умы зрелого возраста, стать неотъемлемою принадлежностью просвещения, основною чертою культурного развития.
В 60-е годы ХIХ в. в станицах 5-й бригады (Верхнее Прикубанье) под командованием полковника Кравцова одновременно было открыто несколько училищ.
На образование и воспитание детей казаков войско расходовало ежегодно более 100 тыс. рублей.
Как и по всей России, в казачьих учебных заведениях "мерами к ускорению процесса восприятия сведений служили оставление без обеда, стояние на коленях, дранье за волосы и уши", сажание в карцер.
Отмена крепостного права и окончание Кавказской войны дали мощный толчок интенсивному школьному строительству. Войсковое правительство утвердило Положение о начальных народных училищах, главной задачей которых было распространение среди казаков знаний, религиозных и нравственных постулатов, воспитание любви к Отечеству.
К открытию школ войсковое правительство привлекало духовенство, станичных атаманов, командиров бригад и полков. За 4 года на Кубани было открыто более 100 учебных заведений, с 1864 по 1874 гг. – более 200 станичных школ. К этому времени относится и первая попытка организации всеобщего обязательного обучения. Нередко инициаторами выступали правления и станичные круги.
Активнее других в этом направлении действовали верхнекубанские казаки – хоперцы. 1 сентября 1865 г. по их инициативе в станице Баталпашинской было открыто женское училище, находилось оно в войсковом деревянном доме, содержалось за счет правления Екатеринодарского женского благотворительного общества, было подведомственно командиру 4-й бригады Кубанского казачьего войска полковнику Кравцову. В первый год существования в училище обучалось 108 девочек.
Реализация патриотических, духовно-нравственных и эстетических основ воспитания, кроме телесного развития и укрепления здоровья, проходила на уроках. Детям читали рассказы о подвигах героев земли русской, о важнейших и знаменательных исторических событиях, о заселении Черномории и Кавказской линии казаками, об образовании казачества, с ними разучивали патриотические песни, стихи.
Учитывая специфику и военизированный быт казачества, наказной атаман Кубанского казачьего войска М. П. Бабыч требовал, чтобы воспитание казачат велось в направлении старых казачьих традиций, а дети со школьной скамьи приучались к строю и воинской дисциплине.
В 1911 г. в казачьих школах Кубанской области было подготовлено методическое пособие, основной целью которого было воспитание поколения казаков религиозного, выносливого, проникнутого горячей любовью к Родине, всегда готового с честью занять место в рядах ее защитников.
Для воспитания силы воли, неустрашимости, сознания чувства долга, повышения нравственного уровня был разработан "Устав казака". Основные его постулаты гласили:
1) казак должен поставить себя так, чтобы его слову верили;
2) казак верен своей стране;
3) казак обязан помогать другим;
4) казак – друг всем, без различия классов;
6) казак друг животных;
7) казак никогда не падает духом и старается выйти, улыбаясь, из всякого трудного положения.
Заметную роль в развитии народного образования в Верхнем Прикубанье сыграл институт Почетных попечителей, избирались они на станичных кругах из числа тех, кто принимал активное участие в распространении образования, вносил пожертвования на строительство учебных заведений, приобретение школьных пособий.
Почетным попечителем учебных заведений станицы Баталпашинской был утвержден командир 4-й бригады полковник Кравцов. Позже женское училище передали на попечение Баталпашинскому уездному начальнику Н. Г. Петрусевичу.
В женском училище было три класса: в приготовительном занимались учительница, в двух старших – за особую плату учителя уездного училища. В училище изучали Закон Божий, русский язык, письмо, арифметику, важнейшие сведения из русской истории и географии, рукоделие и домашнее хозяйство. Ежедневно, кроме субботы, давали по 4 урока, один из них рукоделие. Все предметы вела надзирательница, получая 200 руб. в год. В субботу ученицам преподавали домашнее хозяйство. Дополнительно из станичных общественных сумм оплачивались квартиры учителей с отоплением и прислугой. Учителя получали по 25 руб. за годовой урок.
Станичные общества выделяли учебным заведениям участки земли для сдачи в аренду, что позволяло в определенной мере удовлетворять их материальные нужды.
В пореформенный период в Баталпашинском отделе, наряду с казачьими, были открыты одноклассные и двухклассные горские школы, в них изучались те же предметы, что и в казачьих, но вместо Закона Божьего изучалось мусульманское законоучение, с которым учеников знакомил мулла.
Дети горцев большей частью не знали русского языка, поэтому в первом полугодии с ними занимались разговорной речью, а во втором – приступали к изучению остальных предметов, предусмотренных для изучения в школах Кубанской области. Занятия посещали только мальчики, преимущественно из состоятельных семей.
Начальные школы и училища до конца XIX в. на Кубани являлись преобладающим типом учебных заведений и давали воспитанникам минимум необходимых знаний.
Значительное распространение в Верхнем Прикубанье к концу ХIХ в. получили специализированные сельскохозяйственные школы и ремесленные училища.
Образование в Кубанском казачьем войске имело свои особенности. Школы и училища являлись своего рода связующим звеном между семьей, домом и военной службой. В школах для мальчиков, кроме основных предметов, преподавались верховая езда, строй, плавание, гимнастика, фехтование, военные упражнения, соответствующие каждому школьному возрасту.
Такие подходы к образованию и воспитанию приближали школы, училища, гимназии к запросам казачества, его историческим традициям.
Религиозные постулаты укрепляли моральное состояние молодых людей, вселяли чувство покорности судьбе, устраняли страх перед смертью, делали равнодушными к опасности и готовыми к пожертвованию на благо родины.
Сформировавшаяся на Кубани система трудового, физического, военного воспитания, основывалась на исторически сложившихся традициях и была направлена на формирование гармонически развитой личности, в которой физическое, духовное и нравственное воспитание взаимно дополняли и обогащали друг друга, а в конечном итоге, создавали необходимые условия для общественно-полезной трудовой и военно- профессиональной деятельности.
Казаки станицы Даховская.
Чекмарёвы и Беляевы
Братья Любичевы
Сусловы: дед, сын Сергей и внук Петр Сергеевич
Сергей Суслов и его сыновья Георний, Василий, Иван, Петр
Cуслов Сергей и Любичев Федор, госпиталь, первая мировая
Казак Семяков
Даховские казаки
Станица Даховская. Наше время.
В 1993 году казаком станицы Даховской Алексеем Фёдоровичем Гольцевым был изготовлен и воздвигнут на братской могиле каменный памятник с высеченным православным крестом. Текст надгробия гласил:
Несмотря на то что финансирование системы образования осуществлялось по остаточному принципу, выделяемые средства были значительны.
Количество школ неуклонно росло.
Тысячи жителей Кубани обучались в техникумах, училищах, на курсах усовершенствования и повышения квалификации, в школах коммунистического труда, в кружках экономических знаний, в народных университетах. К 80-м годам каждый работающий в сельскохозяйственном производстве имел техническую специальность, а каждый третий житель села - высшее или среднее образование. На селе появились новые специальности: машинист, оператор, техник-электрик, теплотехник, лаборант, садовод-декоратор.
В целом в 60-е - начале 80-х годов в этой сфере жизнедеятельности общества удалось добиться впечатляющих успехов, что не могло не сказаться на развитии социальной сферы, повышении благосостояния населения Кубани.
В этот период активно занимались улучшением социально-бытовых условий и жизни людей, велась газификация городов и станиц, улучшалось водоснабжение. Сводилась к минимуму потребность в детских садах и яслях, плодотворнее заработала система здравоохранения, индустрия отдыха. Существенно улучшилось положение системы народного образования, профессионально-технического обучения и высшей школы. Активно шел процесс строительства, особенно на селе, клубов, домов культуры, библиотек, кинотеатров, музыкальных школ. Заметные успехи были достигнуты в области развития спорта.
Еще в дореволюционный период на Кубани активно создавались музеи.
Традиционно на высоком уровне развивалось на Кубани театральное и музыкальное искусство. Музыкальные школы, коллективы и ансамбли художественной самодеятельности, цирковые студии работали практически на каждом предприятии, в каждом сельском населенном пункте.
Музыкальная культура Кубани обогатилась в этот период новыми именами и традициями. Наиболее развитой считалась сельскохозяйственная наука.
Помимо того, ученые края вывели прекрасные раннеспелые сорта черешни, высокопродуктивные сорта яблони, груши, абрикоса и других плодовых, а также более ста сортов овоще-бахчевых культур. Ученые Всесоюзного научно-исследовательского института риса передали в производство высокоурожайные сорта риса, создали новый тип инженерной оросительной системы. Во многих регионах нашей страны внедрялись достижения научно-исследовательских учреждений края, занятых проблемами добычи и переработки нефти, газа, нефтяного машиностроения, сейсмической разведки нефти, крепления скважин и буровых растворов и т. д.
Однако в развитии народного образования и научной деятельности имел место ряд проблем. Одной из них была слабая материальная база школ, средних специальных и высших учебных заведений. Нарастание негативных явлений в общественно-политической жизни страны приводило к постепенному снижению качества образования, которое отставало от растущего уровня требований современного производства. Это в свою очередь приводило к снижению компетентности выпускников-специалистов и особенно руководящих кадров.
В целом в 1960 - начале 1980-х годов культура Кубани интенсивно развивалась по всем направлениям. Несмотря на некоторые негативные явления, нарастание кризисных процессов в общественной жизни, в творчестве писателей и художников, артистов и музыкальных деятелей Кубани нашли отражения лучшие стороны советской действительности, богатого историко-культурного наследия Краснодарского края - многонационального региона с глубокими культурными и историческими традициями.
27.
Несмотря на то что финансирование системы образования осуществлялось по остаточному принципу, выделяемые средства были значительны.
Количество школ неуклонно росло.
Тысячи жителей Кубани обучались в техникумах, училищах, на курсах усовершенствования и повышения квалификации, в школах коммунистического труда, в кружках экономических знаний, в народных университетах. К 80-м годам каждый работающий в сельскохозяйственном производстве имел техническую специальность, а каждый третий житель села - высшее или среднее образование. На селе появились новые специальности: машинист, оператор, техник-электрик, теплотехник, лаборант, садовод-декоратор.
В целом в 60-е - начале 80-х годов в этой сфере жизнедеятельности общества удалось добиться впечатляющих успехов, что не могло не сказаться на развитии социальной сферы, повышении благосостояния населения Кубани.
В этот период активно занимались улучшением социально-бытовых условий и жизни людей, велась газификация городов и станиц, улучшалось водоснабжение. Сводилась к минимуму потребность в детских садах и яслях, плодотворнее заработала система здравоохранения, индустрия отдыха. Существенно улучшилось положение системы народного образования, профессионально-технического обучения и высшей школы. Активно шел процесс строительства, особенно на селе, клубов, домов культуры, библиотек, кинотеатров, музыкальных школ. Заметные успехи были достигнуты в области развития спорта.
Еще в дореволюционный период на Кубани активно создавались музеи.
Традиционно на высоком уровне развивалось на Кубани театральное и музыкальное искусство. Музыкальные школы, коллективы и ансамбли художественной самодеятельности, цирковые студии работали практически на каждом предприятии, в каждом сельском населенном пункте.
Музыкальная культура Кубани обогатилась в этот период новыми именами и традициями. Наиболее развитой считалась сельскохозяйственная наука.
Помимо того, ученые края вывели прекрасные раннеспелые сорта черешни, высокопродуктивные сорта яблони, груши, абрикоса и других плодовых, а также более ста сортов овоще-бахчевых культур. Ученые Всесоюзного научно-исследовательского института риса передали в производство высокоурожайные сорта риса, создали новый тип инженерной оросительной системы. Во многих регионах нашей страны внедрялись достижения научно-исследовательских учреждений края, занятых проблемами добычи и переработки нефти, газа, нефтяного машиностроения, сейсмической разведки нефти, крепления скважин и буровых растворов и т. д.
Однако в развитии народного образования и научной деятельности имел место ряд проблем. Одной из них была слабая материальная база школ, средних специальных и высших учебных заведений. Нарастание негативных явлений в общественно-политической жизни страны приводило к постепенному снижению качества образования, которое отставало от растущего уровня требований современного производства. Это в свою очередь приводило к снижению компетентности выпускников-специалистов и особенно руководящих кадров.
В целом в 1960 - начале 1980-х годов культура Кубани интенсивно развивалась по всем направлениям. Несмотря на некоторые негативные явления, нарастание кризисных процессов в общественной жизни, в творчестве писателей и художников, артистов и музыкальных деятелей Кубани нашли отражения лучшие стороны советской действительности, богатого историко-культурного наследия Краснодарского края - многонационального региона с глубокими культурными и историческими традициями.
27.
Развитие образования и культуры на Кубани в 1920-1930-е гг.
В 1920 в стране началась культурная революция, основными задачами которой являлись ликвидация неграмотности населения, формирования советской интеллигенции, закрепление в сознании народных масс социалистической идеологии.
Существенная роль в этом отводилась системе образования. Была создана единая трудовая школа из двух ступеней(по срокам обучения).Плата за обучение отменялась.
Решение вопроса ликвидации неграмотности на Кубани осложняло финансовое положение. В декабре 1921 года Совет труда и обороны рассматривал вопрос ”Об улучшении положения дела народного образования в Кубано-Черноморской области”, а в январе 1922 года его рассматривал Совраком. В 1922 году было выделено 15 тыс. дополнительных пайков для учителей и учащихся.
К середине 1920-х в пределах Краснодарского края функционировало около 2000 общественных школ, 600 изб-читален, клубов, домов казака и крестьянина. К концу 1920 на Кубани открыто более 250 национальных школ, в которых обучались представители других национальностей. К середине 1930-х функционировало около 11 техникумов и училищ. К 1931 85% населения овладела грамотой.
В сентябре 1920 открылку КубГУ, где было 4 факультета: соц-исторический, естественный, медицинский, рабочий. Ректором стал Никандр Александрович Маркс.
- В 1920 кубанский мед, в 1921 был основан Пед. Институт, в 1918 Политех, в 1922 КубГАУ.
- В мае 1920 открыт первый советский театр в Екатеринодаре. Вновь в городском саду заиграл оркестр. Театральная жизнь в Краснодаре была очень насыщена. Мейрехольд возглавил Новороссийский подотдел драм. студий. С.Я.Маршак стал руководителям театра для детей и юношества. Был открыт рабочий театр.
- В 1923 была проведена классовая чистка студентов и препод. Состава Кубанских вузов.
- В 1924 по приказу М.В. Фрунзе была открыла Кавалерийская школа. В 1927 школа принимала участие в московском параде по случаю десятой годовщины Октябрьской революции. Школа работа до середины 30-х.
- Летом 1924 открыт Кубанский советский худ.музей(картины фонда Коваленко, 730 картин и 1400 произведений искусства).
- К 1930 на Кубани была основана широкая сеть библиотек (2646 шт.) .
- Активно развивалась наука. (Ю.В. Кондратюк- ученый-самоучка, рассчитал траекторию космических полетов; Н.В. Анфимов- известный историк и археолог; М.В. Покровский- его стараниями был создал археологический музей.)
Итог: За два десятилетия Культура и образование значительно улучшились, однако репрессии 1937-1938 годов нанесли существенный урон культурному развитию региона. Многие из числа уже новой советской интеллигенции были арестованы и сосланы.
1 августа 1803 года в Екатеринодаре по инициативе войскового атамана Ф. Я Бурсака.
Школа была церковно-приходской. Грамоту изучали по букварю, написанному на церковно-славянском языке.
В 1806 г. Черноморскую начальную школу преобразовали в училище. Во главе его стоял выдающийся просветитель К. В. Россинский
Заботясь о просвещении и образовании детей духовенства Черноморского края, К. В. Россинский открыл в августе 1818 г. духовно-приходское училище и был первым его смотрителем. В 1819 г. он открыл еще школы в станицах: Риговской, Темрюке,Медведовской,Кущевской, Леушковской и Пластуновской. К 1820 г. в училищах обучалось более 300 учащихся.
В 1820 г. в Екатеринодаре открывается Черноморская войсковая гимназия, рассчитанная на 7 классов, где предусматривалось преподавание Закона Божия, российской грамматики, географии, истории, статистики, математики, физики, латинского, немецкого и французского языков, а также рисования и черчения.
Черноморская войсковая гимназия
Новый этап школьного строительства начался после отмены крепостного права и окончания Кавказской войны. Он связан с именем наказного атамана Ф.Н. Сумарокова-Эльстона.
К 1868 г. количество школ и учащихся в Кубанской области увеличилось почти в пять раз (число школ достигло 217, а число учащихся — 6944).
Становление образования у горцев
Султан Крым-Гирей Инатов
К началу 80-х годов XIX в. в каждой станице Кубанской области имелось одно учебное заведение, отсутствовали школы только в 15 малолюдных посёлках. Среди 218 станичных школ насчитывалось 14 женских. В целом грамотность населения была невысокой. Перепись 1897 г. показала, что в Кубанской области число грамотных составляло 15,1 % причём грамотных мужчин было 24,2 % а женщин — 5,3 % Меньше всего грамотных было среди горцев: мужчин — 7 % женщин — 4,5 %
Бесскорбненские учебные заведения в начале XX века
- В начале XX века станица Бесскорбная росла и расширялась. Накануне 1905 года в станице появилось первое школьное здание.
- В 1907 году на окраинах станицы земское общество построило две школы (одноклассные с тремя отделениями). Обучались в основном мальчики, так как считалось, что казаки должны быть грамотными, ведь им предстоит служить в армии. Девочек обычно в школу не пускали их родители, так как считалось, что будущим казачкам грамота не нужна. Здания этих школ сохранились до сих пор (школы № 31 и № 32).
- Первым учителем был прислан Горбачев Николай Иванович, уроженец станицы Константиновской, расположенной недалеко от станицы Лабинской (ныне г. Лабинск).
- С 1908 по 1913 год в станице было построено двухклассное учебное заведение с пятью отделениями (ныне здание школы – интерната).
- Затем была построена школа для детей зажиточных казаков (бывшее здание отделения крайсельхозтехники, ныне разрушенное). Была построена школа для иногородних детей (ныне здание отделения милиции).
С ростом числа учебных заведений обострилась проблема обеспечения их учителями. Первая Кубанская учительская семинария, была открыта в 1872 г. в станице Полтавской. В Кубанской области действовали семинарии в Майкопе, станицах Бесскорбной и Баталпашинской, хуторе Романовском (всего 5). В Армавире функционировала Эриванская мужская учительская семинария. В 1882 году была преобразована в училище и названо Александровским, ныне АГПА.
Бесскорбненская учительская семинария
Здание учительской семинарии.
Сегодня МОБУСОШ № 11
Как зарождалась история…
- Во время атаманского правления Степана Кузьмича Яценко в ст. Бесскорбной, в 1912 г., начинается строительство Учительской семинарии. Строительство началось без промедления, 15 мастеров-каменщиков из г. Чугуева, под руководством Ивана Михайловича Морицева возводили стены, общее руководство стройкой вёл инженер Григорий Петрович Бережной.
- В 1912 г. строительство велось до осени, к строительству привлекалось и местное население, примерно 25 человек работали на стройке, доставляли строительные материалы из Армавира. Высокая сознательность, замешанная на патриотизме и гордости, придавали некий радостный смысл сопричастности каждого станичника к великому делу Просвещения.
- Немалую сумму на строительство семинарии выделила вдова войскового старшины Варвара Михайловна Несмашная. Она проживала в Бесскорбной и была крупной землевладелицей, продав все свои земли и имущество, она направила полученные средства на благо родной станицы.
Первые выпуски семинаристов
Урок рукоделия в учительской семинарии
Педагогический коллектив средней школы № 16:
Соломко Я.В.,Ткаченко Ф.А., Фабрисович С.С., Щербинина Т.Ф., Стаценко Г.И. и другие
Читайте также:
- Как организовать изучение иностранного языка детьми младшего школьного возраста
- Как ведущие европейские державы боролись за колониальные владения кратко
- Познавательное направление по вовлечению родителей в совместную деятельность с доу ставит целью
- Как используются почвы человеком кратко
- Оптимальные управленческие решения как условие предупреждения конфликтов кратко