Русские богатыри и казахские батыры план урока

Обновлено: 05.07.2024

В учебнике и хрестоматии по словесности 5 класса данная тема не рассматривается, а в календарном планировании она присутствует, поэтому в поурочной разработке на тему "Казахский героический эпос. Кобланды-батыр" в 5 классе учащиеся имеют возможность познакомиться с терминами эпос, батыр, а также с текстовыми отрывками из эпоса "Кобланды". Путем анализа данных отрывков учащиеся получают представление об исторической личности Кобланды, его сходстве и отличии от русских богатырей. После изучения темы учащиеся имеют возможность проверить свои знания при помощи теста.

Предмет: Русский язык и литература
Категория материала: Конспекты
Класс: 5 класс
Автор: Асаинова Айнур Кабиденовна это Вы?
Тип материала: Архив ZIP (zip)
Размер: 85.16 Kb

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Н. А. Меркер _____________

Ососкова Анастасия Игоревна учитель II категории III (базового) уровня

Формирование понятия об устном народном творчестве казахского народа

Задачи урока:

познакомить учащихся с устным народным творчеством казахского народа,
- развивать навыки работы с текстом, уметь правильно выразить мысль,
-воспитывать уважение к искусству, к творческому прошлому казахского народа.

Результаты обучения:

более подробно узнают о народном творчестве казахского народа;

развиваются умения и навыки работы с текстом, развитие критического мышления, умения выражать свои мысли

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I .Организационный момент

Настрой на урок

Приветствие! Проверка наличия учебных принадлежностей и готовность учеников к уроку.

Для создания коллаборативной среды в классе использую небольшую разминку игру

готовятся к уроку

настраиваются на урок

2.Проверка Д\з

Ученики-консультанты докладывает о правильности выполнения домашнего задания. До начала урока р аботают с теми, кто испытал трудность в выполнении домашнего задания.

Проверяют дом задание

отвечают и задают вопросы

3.Оценивание

ученики правильно выполнивший задание или ответившие на вопрос получает жетончик, а в конце урока подсчитывается количество жетонов.

II . Стадия вызова.

1.Мотивация на новую тему

Работа со схемой

hello_html_66cf80e9.jpg

составляют схемы и работают над ними

смотрят видеофильм о батыре

3.Работа над эпиграфом урока

читают эпиграф ,записывают в тетради

III .Стадия осмысления

ученики по очереди берут по одному яблочку и рассаживаются по местам

2.Словарная работа

записывают в тетрадях определение слова

защита устных презентаций

На отдельных листах бумаги прошу первую группу написать все то, что они знают о сказках, второй группе предлагаю написать все то, что они знают о легендах.

Можно перед началом работы создать экспертную группу, которая будет оценивать продуктивность работы каждой группы .

делятся на группы, получают задание, обсуждают и приступают к его выполнению.

Дают определения каждому из видов УНТ казахского народа

сначала работают над своими работами , а затем обмениваются листами, дополняют работы групп

3.Оценивание

ученики, правильно выполнившие задание получают жетончик

В следующем задании ребятам предлагаю поработать над пословицами и поговорками. Раздаю пословицы и поговорки, заранее разделенные на части, ученики должны собрать эти части и прочитать половицы.

Пословицы- поговорки - жанр фольклора, краткое изречение. Дается наставление, совет.В пословице мысль высказывается полностью. В поговорке- предложение неполное.

Добро совершить никогда (не поздно).

Человек без друзей- что дерево (без листьев).

Скромность украшает (человека).

Где вода, там достаток всегда, где народ, там праздник идет

ученики работают над пословицами

из частей собирают пословицы и поговорки

Ученикам предлагаю загадать загадки другой группе , кто больше загадает. Затем предлагаю сама несколько вариантов для групп.

Загадки.
Утром встал- на две дороги попал ( брюки ).
У одной мыши два хвоста ( ножницы ).

7.Оценивание

ученики правильно собравшие пословицы или отгадали загадки тоже получают жетончик

Учитель: Говорю так, как тема УНТ казахского народа, я предлагаю вам, немного разминутся, поиграв игру Интериспек (вытолкни из круга). Кто еще хочет испытать силу? Надо начертить круг. Лучше побольше: тогда интереснее и труднее борьба. Задача- вытолкнуть всех из круга и стать победителем. Ну, кто кого? Быстрее можно победить, если прыгать на одной ноге. Коснулся второй ногой земли – поражение. Кто победил тому жетончик.

Домбра Кобы Саз-сырнайСабызгы

ученики правильно выполнивший задание получает жетончик

IV .Стадия Рефлексии

Казахский народ в сказаниях, сказках, легендах и в других жанрах устного народного творчества учит и воспитывает у людей только добрые , лучшие , положительные качества.

Какой вывод можно сделать после нашего путешествия?
– А какое настроение у Вас после путешествия?

Покажите это с помощью карточек-фигур.

На доске три изображения настроения, ребята прикрепляют смайлики к подходящему их настроению после урока.

отвечают на вопросы

ребята изображают свое настроение

2.Суммативное оценивание

Подсчитываем жетоны и выставляем оценки опираясь на оценочный лист групп.

3. Дом.задание:

1) Найти и пословицы-поговорки.(1 ряд - о дружбе, 2 ряд- о Родине, 3 ряд- о труде)напечатать на А4 листах.


Урок проводится с целью: помочь учащимся перейти от уровня содержания эпоса к уровню понятия его смысла, к постижению идеи и его художественной ценности; анализу особенности казахского героического эпоса в сравнении с русскими героическими былинами.

Описание разработки

Учебно - воспитательные цели и задачи:

Образовательные: помочь учащимся перейти от уровня содержания эпоса к уровню понятия его смысла, к постижению идеи и его художественной ценности; анализу особенности казахского героического эпоса в сравнении с русскими героическими былинами.

Развивающие: развитие аналитико - синтезирующего мышления – навыков сравнения, обобщения.

Воспитательные: содействовать воспитанию казахстанского патриотизма.

Тип урока: комбинированный.

Методы: словесный, наглядный, практический, проблемный, частично - поисковый.

Ход урока:

Организационный момент.

Запись эпиграфа урока:

Целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока, опираясь на тему и эпиграф урока).

Ι. Актуализация знаний:

Словарная работа (интерактивная доска).

Эпос - героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни.

Батыр - титул храбреца, категория лиц из числа профессиональных военных.

ΙΙ. Формирование новых знаний.

Работа по теории литературы.

В казахском героическом эпосе наряду с обычными для эпоса элементами фантастики и героизации отражены исторические события. Так, например, эпос "Кобланды" возник в связи с длительной войной между кипчаками и иранцами.

В жанровом отношении многочисленные памятники казахского эпоса можно разбить на три основных группы: героический эпос, бытовые поэмы и исторические песни и поэмы.

Дошедшие до нас образцы казахского героического эпоса распадаются на две основные группы. Первая — былина о старших и вторая — о младших батырах. К первой группе относятся песни о богатырях Едиге, Кобланды, Таргыне, Чора, Камбаре, ко второй — песни об Ер - Сайыне, Алпамысе и другие.

Известно, то "Кобланды" и "Ер Таргын" прошли через известного эпика и талантливейшего певца Марабая.

В памятниках героического эпоса широко использованы языковые метафоры, яркие, оригинальные образы, гипербола.

В народных эпических произведениях общественные мотивы преобладают над личными. Батыры казахского народного эпоса боролись против завоевателей, отражали их нападения.

Большое внимание при этом уделяется окружению и условиям жизни батыра. В полных вариантах "Кобланды" много места отведено многострадальной участи престарелых родителей героя, истории его женитьбы. Важную роль в судьбе Кобланды, как и других батыров, во всех эпических песнях играют его друзья, в особенности конь — ближайший друг и помощник батыра.

Нажмите, чтобы узнать подробности

О?у-т?рбие істеріні? ма?саттары мен міндеттері/Учебно-воспитательные цели и задачи:

Білімділік/Образовательные: помочь учащимся перейти от уровня содержания эпоса к уровню понятия его смысла, к постижению идеи и его художественной ценности; анализу особенности казахского героического эпоса в сравнении с русскими героическими былинами.

Дамытушылы?/ Развивающие: развитие аналитико-синтезирующего мышления – навыков сравнения, обобщения.

Т?рбиелік/Воспитательные: содействовать воспитанию казахстанского патриотизма.

??рал-жабды?тар/Оборудование: интерактивная доска

Саба? т?рі/ Тип урока: комбинированный.

?діс-т?сілдер/ Методы: словесный, наглядный, практический, проблемный, частично-поисковый.

Саба? барысы/ Ход урока:

  • Организационный момент.
  • Запись эпиграфа урока:

изобразительных средств – одно из лучших творений

  • Целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока, опираясь на тему и эпиграф урока).

Ι. Актуализация знаний:

Эпос - героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни.

  • титул храбреца, категория лиц из числа профессиональных военных.

ΙΙ. Жа?а білімдерді ?алыптастыру/Формирование новых знаний.

Знакомство с исторической личностью – Кобланды.

Долгое время Кобланды батыра считали вымышленным персонажем. На протяжении нескольких веков предания о нем не стареют, льются песни акынов о героизме могучего воина, о его неповторимых подвигах во славу родной земли.

Сейчас достоверно известно, что Кобланды батыр — вполне реальный человек, живший в XV веке, в период распада Золотой Орды.

Кобланды батыр (каракыпчак Кобланды) — народный герой, полководец. Родом из племени кыпчаков, ветви каракыпчак. Жил в XV веке.

В героическом эпосе, былинах и сказаниях Кобланды батыр предстает в образе непобедимого воина. Кобланды батыр не разделял своих соотечественников по родам, а любил и защищал всех степняков, не спрашивая, выходцем какого жуза он является. В юношеские годы он был приближен к властителю Государства кочевых узбеков Абулхаир хану.

Когда Кобланды батыр убил в степи Дайыркожу по прозвищу Акжол бий, старейшины племени аргынов потребовали от Абулхаир хана выдать убийцу. Правитель отказал им. Это событие послужило одной из причин откочевки султанов Керея и Жанибека в Моголистан, где они образовали Казахское ханство.

Кобланды батыр принимал участие в политической жизни Ногайской Орды. Он участвовал в походе на город Казань, воевал с потомком Едиге бия — Альшагиром.

Сын Альшагира Орак батыр убил Кобланды батыра. Могила батыра находится на территории современной Актюбинской области.

В 1969 годов останки батыра были подняты из склепа, что находился в Кобдинском районе Актюбинской области, и перевезены в Алматы, чтобы попытаться восстановить облик героя. Но долгое время это было невозможно. Лишь по прошествии многих лет лик Кобланды восстановили в лаборатории антропологической реконструкции имени Герасимова в Москве. Это был воин 45–50 лет с волевым подбородком. После воссоздания облика бюст Кобланды передали в музей Актобе, туда же были возвращены его останки.

  • В казахском героическом эпосе наряду с обычными для эпоса элементами фантастики и героизации отражены исторические события. Так, например, эпос "Кобланды" возник в связи с длительной войной между кипчаками и иранцами.
  • В жанровом отношении многочисленные памятники казахского эпоса можно разбить на три основных группы: героический эпос, бытовые поэмы и исторические песни и поэмы.
  • Дошедшие до нас образцы казахского героического эпоса распадаются на две основные группы. Первая — былина о старших и вторая — о младших батырах. К первой группе относятся песни о богатырях Едиге, Кобланды, Таргыне, Чора, Камбаре, ко второй — песни об Ер-Сайыне, Алпамысе и другие.
  • Известно, то "Кобланды" и "Ер Таргын" прошли через известного эпика и талантливейшего певца Марабая.
  • В памятниках героического эпоса широко использованы языковые метафоры, яркие, оригинальные образы, гипербола.
  • В народных эпических произведениях общественные мотивы преобладают над личными. Батыры казахского народного эпоса боролись против завоевателей, отражали их нападения.
  • Большое внимание при этом уделяется окружению и условиям жизни батыра. В полных вариантах "Кобланды" много места отведено многострадальной участи престарелых родителей героя, истории его женитьбы. Важную роль в судьбе Кобланды, как и других батыров, во всех эпических песнях играют его друзья, в особенности конь — ближайший друг и помощник батыра.
  • Мастерски характеризуются быт, нравы, обычаи, традиции народа.

ΙΙΙ. Жа?а білімді бекіту/ Закрепление новых знаний.

Богатство изобразительных средств.

Метафоры

Изучая этот поэтический памятник, мы убедились в богатстве его речи, обилии в нем изобразительно-художественных средств языка.

Автор посредством умелого использования выразительных средств обращается к тем вечным темам, которые волновали казахов в древности. Начинается эпос, торжественной напевной речью о мирной стоянке знатного бая Токтарбай, который дожил до восьмидесяти лет,

Но не было у него детей.
От горя кровавые слезы лил,
Думал: "В мире счастья не познал -
Прожил без копытца свой век"

Сравнения

Оригинальное образное выражение используется для создания оттенка новизны.

Гиперболы

Повторы и другие выразительные средства

Читайте также: