Русские богатыри и казахские батыры план урока
Обновлено: 05.07.2024
В учебнике и хрестоматии по словесности 5 класса данная тема не рассматривается, а в календарном планировании она присутствует, поэтому в поурочной разработке на тему "Казахский героический эпос. Кобланды-батыр" в 5 классе учащиеся имеют возможность познакомиться с терминами эпос, батыр, а также с текстовыми отрывками из эпоса "Кобланды". Путем анализа данных отрывков учащиеся получают представление об исторической личности Кобланды, его сходстве и отличии от русских богатырей. После изучения темы учащиеся имеют возможность проверить свои знания при помощи теста.
Предмет: | Русский язык и литература |
Категория материала: | Конспекты |
Класс: | 5 класс |
Автор: | Асаинова Айнур Кабиденовна это Вы? |
Тип материала: | Архив ZIP (zip) |
Размер: | 85.16 Kb |
Полезно? Поделись с другими:
Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.
Посмотрите также:
Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Н. А. Меркер _____________
Ососкова Анастасия Игоревна учитель II категории III (базового) уровня
Формирование понятия об устном народном творчестве казахского народа
Задачи урока:
познакомить учащихся с устным народным творчеством казахского народа,
- развивать навыки работы с текстом, уметь правильно выразить мысль,
-воспитывать уважение к искусству, к творческому прошлому казахского народа.
Результаты обучения:
более подробно узнают о народном творчестве казахского народа;
развиваются умения и навыки работы с текстом, развитие критического мышления, умения выражать свои мысли
Содержание урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
I .Организационный момент
Настрой на урок
Приветствие! Проверка наличия учебных принадлежностей и готовность учеников к уроку.
Для создания коллаборативной среды в классе использую небольшую разминку игру
готовятся к уроку
настраиваются на урок
2.Проверка Д\з
Ученики-консультанты докладывает о правильности выполнения домашнего задания. До начала урока р аботают с теми, кто испытал трудность в выполнении домашнего задания.
Проверяют дом задание
отвечают и задают вопросы
3.Оценивание
ученики правильно выполнивший задание или ответившие на вопрос получает жетончик, а в конце урока подсчитывается количество жетонов.
II . Стадия вызова.
1.Мотивация на новую тему
Работа со схемой
составляют схемы и работают над ними
смотрят видеофильм о батыре
3.Работа над эпиграфом урока
читают эпиграф ,записывают в тетради
III .Стадия осмысления
ученики по очереди берут по одному яблочку и рассаживаются по местам
2.Словарная работа
записывают в тетрадях определение слова
защита устных презентаций
На отдельных листах бумаги прошу первую группу написать все то, что они знают о сказках, второй группе предлагаю написать все то, что они знают о легендах.
Можно перед началом работы создать экспертную группу, которая будет оценивать продуктивность работы каждой группы .
делятся на группы, получают задание, обсуждают и приступают к его выполнению.
Дают определения каждому из видов УНТ казахского народа
сначала работают над своими работами , а затем обмениваются листами, дополняют работы групп
3.Оценивание
ученики, правильно выполнившие задание получают жетончик
В следующем задании ребятам предлагаю поработать над пословицами и поговорками. Раздаю пословицы и поговорки, заранее разделенные на части, ученики должны собрать эти части и прочитать половицы.
Пословицы- поговорки - жанр фольклора, краткое изречение. Дается наставление, совет.В пословице мысль высказывается полностью. В поговорке- предложение неполное.
Добро совершить никогда (не поздно).
Человек без друзей- что дерево (без листьев).
Скромность украшает (человека).
Где вода, там достаток всегда, где народ, там праздник идет
ученики работают над пословицами
из частей собирают пословицы и поговорки
Ученикам предлагаю загадать загадки другой группе , кто больше загадает. Затем предлагаю сама несколько вариантов для групп.
Загадки.
Утром встал- на две дороги попал ( брюки ).
У одной мыши два хвоста ( ножницы ).
7.Оценивание
ученики правильно собравшие пословицы или отгадали загадки тоже получают жетончик
Учитель: Говорю так, как тема УНТ казахского народа, я предлагаю вам, немного разминутся, поиграв игру Интериспек (вытолкни из круга). Кто еще хочет испытать силу? Надо начертить круг. Лучше побольше: тогда интереснее и труднее борьба. Задача- вытолкнуть всех из круга и стать победителем. Ну, кто кого? Быстрее можно победить, если прыгать на одной ноге. Коснулся второй ногой земли – поражение. Кто победил тому жетончик.
Домбра Кобы Саз-сырнайСабызгы
ученики правильно выполнивший задание получает жетончик
IV .Стадия Рефлексии
Казахский народ в сказаниях, сказках, легендах и в других жанрах устного народного творчества учит и воспитывает у людей только добрые , лучшие , положительные качества.
– Какой вывод можно сделать после нашего путешествия?
– А какое настроение у Вас после путешествия?
Покажите это с помощью карточек-фигур.
На доске три изображения настроения, ребята прикрепляют смайлики к подходящему их настроению после урока.
отвечают на вопросы
ребята изображают свое настроение
2.Суммативное оценивание
Подсчитываем жетоны и выставляем оценки опираясь на оценочный лист групп.
3. Дом.задание:
1) Найти и пословицы-поговорки.(1 ряд - о дружбе, 2 ряд- о Родине, 3 ряд- о труде)напечатать на А4 листах.
Урок проводится с целью: помочь учащимся перейти от уровня содержания эпоса к уровню понятия его смысла, к постижению идеи и его художественной ценности; анализу особенности казахского героического эпоса в сравнении с русскими героическими былинами.
Описание разработки
Учебно - воспитательные цели и задачи:
Образовательные: помочь учащимся перейти от уровня содержания эпоса к уровню понятия его смысла, к постижению идеи и его художественной ценности; анализу особенности казахского героического эпоса в сравнении с русскими героическими былинами.
Развивающие: развитие аналитико - синтезирующего мышления – навыков сравнения, обобщения.
Воспитательные: содействовать воспитанию казахстанского патриотизма.
Тип урока: комбинированный.
Методы: словесный, наглядный, практический, проблемный, частично - поисковый.
Ход урока:
Организационный момент.
Запись эпиграфа урока:
Целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока, опираясь на тему и эпиграф урока).
Ι. Актуализация знаний:
Словарная работа (интерактивная доска).
Эпос - героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни.
Батыр - титул храбреца, категория лиц из числа профессиональных военных.
ΙΙ. Формирование новых знаний.
Работа по теории литературы.
В казахском героическом эпосе наряду с обычными для эпоса элементами фантастики и героизации отражены исторические события. Так, например, эпос "Кобланды" возник в связи с длительной войной между кипчаками и иранцами.
В жанровом отношении многочисленные памятники казахского эпоса можно разбить на три основных группы: героический эпос, бытовые поэмы и исторические песни и поэмы.
Дошедшие до нас образцы казахского героического эпоса распадаются на две основные группы. Первая — былина о старших и вторая — о младших батырах. К первой группе относятся песни о богатырях Едиге, Кобланды, Таргыне, Чора, Камбаре, ко второй — песни об Ер - Сайыне, Алпамысе и другие.
Известно, то "Кобланды" и "Ер Таргын" прошли через известного эпика и талантливейшего певца Марабая.
В памятниках героического эпоса широко использованы языковые метафоры, яркие, оригинальные образы, гипербола.
В народных эпических произведениях общественные мотивы преобладают над личными. Батыры казахского народного эпоса боролись против завоевателей, отражали их нападения.
Большое внимание при этом уделяется окружению и условиям жизни батыра. В полных вариантах "Кобланды" много места отведено многострадальной участи престарелых родителей героя, истории его женитьбы. Важную роль в судьбе Кобланды, как и других батыров, во всех эпических песнях играют его друзья, в особенности конь — ближайший друг и помощник батыра.
О?у-т?рбие істеріні? ма?саттары мен міндеттері/Учебно-воспитательные цели и задачи:
Білімділік/Образовательные: помочь учащимся перейти от уровня содержания эпоса к уровню понятия его смысла, к постижению идеи и его художественной ценности; анализу особенности казахского героического эпоса в сравнении с русскими героическими былинами.
Дамытушылы?/ Развивающие: развитие аналитико-синтезирующего мышления – навыков сравнения, обобщения.
Т?рбиелік/Воспитательные: содействовать воспитанию казахстанского патриотизма.
??рал-жабды?тар/Оборудование: интерактивная доска
Саба? т?рі/ Тип урока: комбинированный.
?діс-т?сілдер/ Методы: словесный, наглядный, практический, проблемный, частично-поисковый.
Саба? барысы/ Ход урока:
- Организационный момент.
- Запись эпиграфа урока:
изобразительных средств – одно из лучших творений
- Целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока, опираясь на тему и эпиграф урока).
Ι. Актуализация знаний:
Эпос - героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни.
- титул храбреца, категория лиц из числа профессиональных военных.
ΙΙ. Жа?а білімдерді ?алыптастыру/Формирование новых знаний.
Знакомство с исторической личностью – Кобланды.
Долгое время Кобланды батыра считали вымышленным персонажем. На протяжении нескольких веков предания о нем не стареют, льются песни акынов о героизме могучего воина, о его неповторимых подвигах во славу родной земли.
Сейчас достоверно известно, что Кобланды батыр — вполне реальный человек, живший в XV веке, в период распада Золотой Орды.
Кобланды батыр (каракыпчак Кобланды) — народный герой, полководец. Родом из племени кыпчаков, ветви каракыпчак. Жил в XV веке.
В героическом эпосе, былинах и сказаниях Кобланды батыр предстает в образе непобедимого воина. Кобланды батыр не разделял своих соотечественников по родам, а любил и защищал всех степняков, не спрашивая, выходцем какого жуза он является. В юношеские годы он был приближен к властителю Государства кочевых узбеков Абулхаир хану.
Когда Кобланды батыр убил в степи Дайыркожу по прозвищу Акжол бий, старейшины племени аргынов потребовали от Абулхаир хана выдать убийцу. Правитель отказал им. Это событие послужило одной из причин откочевки султанов Керея и Жанибека в Моголистан, где они образовали Казахское ханство.
Кобланды батыр принимал участие в политической жизни Ногайской Орды. Он участвовал в походе на город Казань, воевал с потомком Едиге бия — Альшагиром.
Сын Альшагира Орак батыр убил Кобланды батыра. Могила батыра находится на территории современной Актюбинской области.
В 1969 годов останки батыра были подняты из склепа, что находился в Кобдинском районе Актюбинской области, и перевезены в Алматы, чтобы попытаться восстановить облик героя. Но долгое время это было невозможно. Лишь по прошествии многих лет лик Кобланды восстановили в лаборатории антропологической реконструкции имени Герасимова в Москве. Это был воин 45–50 лет с волевым подбородком. После воссоздания облика бюст Кобланды передали в музей Актобе, туда же были возвращены его останки.
- В казахском героическом эпосе наряду с обычными для эпоса элементами фантастики и героизации отражены исторические события. Так, например, эпос "Кобланды" возник в связи с длительной войной между кипчаками и иранцами.
- В жанровом отношении многочисленные памятники казахского эпоса можно разбить на три основных группы: героический эпос, бытовые поэмы и исторические песни и поэмы.
- Дошедшие до нас образцы казахского героического эпоса распадаются на две основные группы. Первая — былина о старших и вторая — о младших батырах. К первой группе относятся песни о богатырях Едиге, Кобланды, Таргыне, Чора, Камбаре, ко второй — песни об Ер-Сайыне, Алпамысе и другие.
- Известно, то "Кобланды" и "Ер Таргын" прошли через известного эпика и талантливейшего певца Марабая.
- В памятниках героического эпоса широко использованы языковые метафоры, яркие, оригинальные образы, гипербола.
- В народных эпических произведениях общественные мотивы преобладают над личными. Батыры казахского народного эпоса боролись против завоевателей, отражали их нападения.
- Большое внимание при этом уделяется окружению и условиям жизни батыра. В полных вариантах "Кобланды" много места отведено многострадальной участи престарелых родителей героя, истории его женитьбы. Важную роль в судьбе Кобланды, как и других батыров, во всех эпических песнях играют его друзья, в особенности конь — ближайший друг и помощник батыра.
- Мастерски характеризуются быт, нравы, обычаи, традиции народа.
ΙΙΙ. Жа?а білімді бекіту/ Закрепление новых знаний.
Богатство изобразительных средств.
Метафоры
Изучая этот поэтический памятник, мы убедились в богатстве его речи, обилии в нем изобразительно-художественных средств языка.
Автор посредством умелого использования выразительных средств обращается к тем вечным темам, которые волновали казахов в древности. Начинается эпос, торжественной напевной речью о мирной стоянке знатного бая Токтарбай, который дожил до восьмидесяти лет,
Но не было у него детей.
От горя кровавые слезы лил,
Думал: "В мире счастья не познал -
Прожил без копытца свой век"
Сравнения
Оригинальное образное выражение используется для создания оттенка новизны.
Гиперболы
Повторы и другие выразительные средства
Читайте также: