Россия как цивилизация в философии кратко

Обновлено: 02.07.2024

Российская цивилизация прошла ряд этапов (периодов) своего развития и прошла несколько модернизаций, каждая из которых имела свои особенности и различную степень завершенности.

Географически и этнически Россия объединяет Европу и Азию. Не зря ее называли Евразией или Ближним миром, чтобы подчеркнуть свое промежуточное положение между Западом и Востоком.

Особенностью развития Русской цивилизации, как и в случае со многими другими, было то, что ее возникновение и формирование происходило в определенной духовно-религиозной форме, под сильным влиянием Православия и Русской Православной Церкви. Она показала способность трансформировать общественную жизнь на основе христианства, определив все сферы народной культуры и образа жизни. В то же время в XX веке русская цивилизация достигла прогресса в нерелигиозной, атеистической форме. Сегодня полноценное цивилизационное развитие России немыслимо без преодоления социокультурного и духовно-нравственного кризиса и уточнения роли Православия в формировании прошлого, настоящего и будущего Русской цивилизации.

Россия как цивилизация

Этапы развития Российской цивилизации

О зарождении русской цивилизации и этапах ее развития ученые долго спорили. Существует множество мнений и о времени и месте возникновения цивилизации, и о перспективах ее развития.

Русская цивилизация возникла в IX веке с появлением древнерусского государства. Российская цивилизация проходит несколько этапов своего развития.

I этап — Киево-Новгородская Русь (IX-XII века). В эти годы древнерусское государство было сильнейшей державой Европы. Наши северные соседи называют Россию — Гардарики, земля городов. Эти города занимались оживленной торговлей с Востоком и Западом, со всем цивилизованным миром того времени. Вершиной могущества России на этом этапе является середина XI века, царствование Ярослава Мудрого. При этом князь Киев был одним из красивейших городов Европы, а князь Киев был одним из самых выдающихся европейских правителей. Немецкие князья, византийский император, короли Швеции, Норвегии, Польши, Венгрии, Франции искали узы брака с семьей Ярослава. Но после смерти Ярослава его внуки начали борьбу за власть, и власть России была подорвана.

XIII век был отмечен кризисом, связанным с вторжением татаро-монголов с востока и крестоносцев с запада. Борясь с врагами, Россия обретает новые городские центры, новые князья — сборщики и освободители русской земли. Так начался следующий этап развития нашей цивилизации.

II этап — Московская Русь. Она начинается в XIII веке, когда практически вся Россия находилась под Ордынским игом, и заканчивается в XVI веке, когда вместо разрозненных княжеств вновь, но уже со столицей в Москве, возродилось могущественное и объединенное русское государство.

Кульминацией этого этапа является царствование Ивана III на рубеже XV — XVI веков. В это время Русь освобождается от ордынского ига, берет на себя наследие Византии и становится доминирующей православной державой в мире. В XVI веке, при Иване Грозном, территория России увеличилась в несколько раз, завоевав Казанское, Астраханское и Сибирское ханства. Однако борьба Ивана Грозного с боярами и неудачная война за выход в Балтийское море с Ливонией создали еще один кризис русской цивилизации.

Кризис начался в начале XVII века, в связи с окончанием правящей династии Рюриковичей. Это вызвало смуту в стране и войны со Швецией и Польшей. Результатом стало приход к власти новой династии — Романовых. После периода их укрепления начался новый этап русской цивилизации.

III этап — Российская империя в XVIII-XX веках. С приходом к власти Петра I и благодаря его реформам Россия вновь становится такой же могущественной, как Англия и Франция, которые в то время были ведущими державами Европы.

Кульминацией этого этапа является конец XVIII века. Конец XVIII века, когда после мудрого правления Петра I Екатерина Великая, Елизавета Петровна, при Екатерине II Россия выиграла войны с Турцией, разделила Польшу с Австрией и Пруссией, полностью открыла путь в Европу.

Кризис Российской империи начинается в середине XIX века, когда, сначала из-за сохранения крепостного права, затем из-за сохранения самодержавия, Россию сотрясают восстания, протесты и террористические акты.

За этим следует конец девятнадцатого века, когда две революции 1905 и 1917 годов уничтожили Российскую империю, позднее превратив ее в СССР. Это знаменует начало следующего этапа развития российской цивилизации.

IV этап начинается в начале 20 века, в 1920-х годах. Это продолжается до сегодняшнего дня. Это этап динамизма, то есть быстрого развития государства и общества.

Территория Российской Цивилизации

Наиболее плодородной в России является степь, где преобладающим типом почв являются плодородные черноземы, толщина которых достигает трех метров. Черноземы занимают площадь около 100 млн. га, это сердце сельскохозяйственных регионов России. Однако освоение степных районов началось сравнительно поздно — только в конце 15 века и в конце 16 века, после решительного разгрома турок, русские полностью покорили степь. Регионы, которые ранее развивались только за счет животноводства, были превращены в сельскохозяйственные угодья в руках российских пахарщиков.

Поход казачьего атамана Ермака (1581-1582 гг.) в середине XVI в. ознаменовал начало освоения Сибири. Продвижение по Сибири было невероятно быстрым: в первой половине XVII века колонисты преодолели расстояние от Урала до берегов Тихого океана.

Низкая урожайность частично компенсировалась торговлей (охотой, рыбалкой, кормовой ловлей). Этот источник богатства не иссякал долгое время, так как развивались все новые и новые регионы с почти нетронутой природой.

С такими урожаями крестьянин, конечно, мог бы прокормить себя, но земля давала мало прибамбасов. А это, в свою очередь, отразилось как на развитии животноводства и торговли, так и, в конечном счете, на медленном росте городов, поскольку их население, в значительной степени освобожденное от сельскохозяйственной рабочей силы, нуждалось в продуктах, поставляемых из сел.

Монархия

Наряду с христианством Древняя Русь получила от Византии и идею монархической власти, которая быстро вошла в политическое сознание. Эпоха христианизации России совпала со временем формирования ее государственности, когда централизация и установление сильной личной власти Великого Князя стали жизненной необходимостью. Историки предполагают, что выбор Владимира — среди многих других причин — пал на православие, потому что, в отличие от католицизма, он дал полную власть императору.

Конечно, была большая разница между этими рекомендациями и реальной жизнью. В ожесточенной борьбе за власть князья совершали как клятвы, так и убийства, но само существование такого идеала давало возможность оценивать и критиковать действия власти.

Идея власти изменилась в период становления централизованного самодержавного государства — Московской России. Эта эпоха совпала с захватом Константинополя (1453 г.) и падением Византии. Россия оставалась единственным православным государством, которое защищало политическую независимость (империи Сербии и Болгарии потеряли ее до падения Византии). Иван III заключил брак с дочерью брата последнего византийского императора — Софией Палеолог, и стал, так сказать, преемником византийских монархов. Великий Московский князь теперь назывался царем и самодержцем (самодержцем) на Византийском суде.

Государство и социально-экономическое развитие России

В отличие от Западной Европы, в России не было таких отношений между государством и обществом, в которых общество влияет на действия государства и корректирует их. Ситуация в России была иной: здесь общество находилось под сильным, непреодолимым влиянием государства, которое естественным образом его ослабляло (вспомним основной принцип восточного деспотизма: сильное государство — слабое общество), направляло свое развитие сверху — как правило, самыми жесткими методами, хотя зачастую преследовало важные для страны цели.

В Древней Руси существовал вариант несинтетического и уже поэтому медленного развития феодализма. Как и некоторые страны Западной Европы (Восточная Германия и Скандинавия), восточные славяне перешли непосредственно от первобытно-общинного строя к феодализму. Явно негативную роль в социально-экономической жизни страны сыграл внешний фактор — монголо-татарское нашествие, отбросившее Россию назад по многим показателям.

Учитывая малочисленность населения России и ее разрастающееся развитие, желание феодалов предотвратить исход крестьян из сельской местности было неизбежным. Однако правящий класс не смог решить эту проблему самостоятельно — феодалы обычно прибегали к личным договоренностям не принимать беженцев.

В этих условиях, взяв на себя задачу внеэкономического принуждения крестьянства, правительство создало систему государственного крепостного права, играющую активную роль в установлении феодальных отношений.

Но причины медленного развития капитализма, особенно в селе, были не только в этом. Важную роль сыграли и особенности русской общины. Русская община, как главная клетка социального организма, на протяжении многих веков определяла динамику экономической и социальной жизни. В нем очень сильно выражены коллективные принципы. Выжив как единица производства в условиях феодальной собственности, община потеряла самоуправление и оказалась под контролем феодальной администрации.

Более явные элементы самоуправления существовали среди черножанских (т.е. государственных) крестьян: здесь оставалось местное выборное самоуправление — земские старосты, которые получали поддержку от государства в эпоху Ивана Грозного. Среди казаков была создана особая община. Здесь возможности для развития индивидуального принципа были больше, но казацкая община не играла решающей роли в России.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Выделяется два основных дифференциальных аспекта, по которым формируется понятие о России как об особенной цивилизации.

Во-первых, важную роль играет географический фактор. Дело в том, что с момента своего зарождения и развития российское государство, как бы оно не называлось, к какой бы формации не относилось, всегда балансировало между Востоком и Западом. То есть сначала это государство зародилось в западной части Евразии, затем территория постепенно распространилась на восток. Принято делить Россию территориально по отношению к Востоку и Западу по Уральским горам. Отсюда и придумки насчет герба государства: создатели эмблемы были вынуждены изобразить орла с двумя головами, чтобы каждая смотрела в западную и восточную стороны соответственно.

Русская цивилизация (также: Русская идея, Славянская цивилизация) — понятие, происходящее из истории русской философии, часто употреблявшееся в среде славянофилов. Это понятие подчёркивает оригинальность русской культуры и истории, её отличие от культуры Запада и Востока, и её национальное русское происхождение. Впервые термин употребляется в XIX веке, в связи с распространением идей панславизма.

Содержание

Славянофильство

Концепция русской цивилизации

Существует несколько различных концепций русской цивилизации. Ниже приводятся самые важные и известные

  • Славянский культурный тип (по Н. Я. Данилевскому)

Н.Я. Данилевский (1822–1885) пишет в своём главном произведени "Россия и Европа" (1869) о "славянском культурном типе" которому, в отличие от гниющего Запада, принадлежит будущее. Данилевский опирается на теорию циклического развития каждого культурного типа (подъём, кульминация, спад), позже перенятую Освальдом Шпенглером.

По мнению Данилевского, западная цивилизация уже пережила апогей своего развития. Она исчерпала запас своих идей, является декадентской и отмирающей. Славянские народы под руководством России (панславизм) должны воспользоваться своим историческим шансом и прийти к новому культурному расцвету. Русская цивилизация должна взять самое лучшее из западной цивилизации, как последняя в своё время заимствовала самое лучшее из античной культуры.

  • Русский народ — народ-богоносец (по Ф. М. Достоевскому)

Ф.М. Достоевский (1821–1881) описывает русскую цивилизацию как базирующуюся на глубоком православном понимании христианства. Только Россия способна оказать сопротивление опасной идеологии антропоцентрического прогресса. Средством борьбы могут служить культура и человечность, защищаемые "истинной" христианской верой, в противоположность свернувшим с истинного пути западным конфессиям - протестантизму и в особенности католичеству, в котором Достоевский видит антихриста.

В одном из своих самых известных произведений, "Братья Карамазовы", (1879/1880), Достоевский противопоставляет западное мироощущение русскому мировоззрению (анархизм и социализм против православия и патриотизма), где выразителями соответствующих идей являются братья (протагонисты). Западная идеология, выраженная персонажами обоих братьев, гибнет физически или психологически, в то время как "русская вера" побеждает. По мнению Достоевского, Россия должна выполнить своё особое призвание, заключающееся в том, чтобы указать человечеству религиозный путь к спасению, и возглавить их на этом пути.

Элементы панславизма также присущи Достоевскому.

Л.Н. Толстой (1828–1910) высказал идею крестьянской общины - коллективной автономной автаркии в сельской местности, опирающийся на русскую традицию. Феодальная зависимость крестьян, по мнению помещика Толстого, разделяемому многими славянофилами, является совершенно чуждым русскому духу явлением.

3. 6. Природно-географические и климатические особенности российской цивилизации………………………………………32.

3. 7. Православно-русская духовность в структуре российской цивилизации… …………………………………………………с.56

3. 8. Наследие античной греческой культуры в структуре

российской цивилизации. Максим Грек………….с.83.

3. 9. Реформы Петра и эволюция российской цивилизации. О роли европейских элементов в структуре российской цивилизации……………………………………………………….с.92.

3. 10. Культурно-генетический код российской цивилизации……………………………………………………с.119.

3. 1. Понятие российской цивилизации.

Российская цивилизация - это социально-культурная общность, сформировавшаяся на основе универсальных, т. е. сверхлокальных ценностей православного христианства, а также под влиянием особенностей географического положения и природно-климатических условий,.

Эти ценности получили выражение в соответствующих системах морали, права, искусства, а также нашли также свои формы выражения в обширном комплексе практических и духовных знаний, в символических системах, способствующих преодолению локальной замкнутости первичных коллективов.

Явившись ядром российской цивилизации, русский (первоначально –древнерусский) народ стал и носителем культурно-генетического кода. Этот код со временем, в той или иной степени, стал достоянием и других народов, вошедших в состав России, стал основой общероссийского народного характера, образа жизни и мысли.

Культурно-генетический код есть то, что ДЕЛАЕТ данную цивилизацию "ТЕМ, ЧТО ОНА ЕСТЬ", сохраняет ее собственное "я", - то, благодаря чему, ОНА ОСТАЕТСЯ САМА СОБОЙ - при всех изменениях. Русь Киевско-Новгородская, Русь Московская, Россия Имперская, Россия в форме Советского Союза, современная Россия - разные исторические формы одного и того же - российской цивилизации. Иначе говоря, культурно-генетический код составляет сердцевину национальной идентичности как страны в целом (в нашем случае - России), так и самоидентификации отдельной личности, - без понимания и чувственного восприятия чего, невозможно ощущать себя россиянином, русским. Вместе с тем, следует подчеркнуть, что так же как генетика целиком не определяет все свойства живых существ, в том числе человека, так и культурно-генетический код не определяет все свойства цивилизации, - а только те, которые сохраняют ее цивилизационную идентичность, - точнее, - являются своеобразным гарантом ее сохранности.

Культурно-генетический код фиксирует основные ценности цивилизации, ее общественный идеал, особенности духа цивилизации.

Забегая вперед, отметим, что попытки сломать или радикальным образом изменить культурно-генетический код – посредством революций или непродуманных реформ в истории России происходили неоднократно. Однако они всегда приводили к отрицательным результатам – к ослаблению России, к хаосу, понижению уровня нравственности, разрушению законности и правопорядка.

Приведенные слова относятся к 1915 году. Однако можно с уверенностью констатировать, что с тех пор мало, что изменилось. Разве что, появились новые проекты. Приведем некоторые из них.

Поскольку очевидно, что Россия в том виде, в котором она существовала на протяжении более чем тысячелетия, никак и никогда не впишется в западную цивилизацию, и не будет отвечать ее критериям, то надо изменить Россию самым радикальным образом, - рассуждают некоторые западные авторы, а вслед за ними и наши отечественные западники. - И значит, в первую очередь, изъять ее духовный стержень – русское православие, заменив его западными вероучениями, а также расчленить страну на три или более частей.

Такие проекты на Западе существуют, как и принимаются меры к их реализации. Фактически эти проекты означают ликвидацию России как цивилизации, как самостоятельного государства. Но ни один россиянин, кому дорога своя страна, кому дороги усилия предков, порой своей жизнью и кровью отстаивавших целостность и независимость России на самых разных этапах истории и в различных исторических формах, не согласится с этими проектами.

Обратим внимание и на достаточно распространенную точку зрения, отказывающую России в праве быть особой цивилизацией, наряду с другими цивилизациями современного мира. Эта точка зрения с неизбежностью ведет к отнесению России к разряду нецивилизованных стран. Она также отрицает целостность России, рассматривая ее в качестве конгломерата народов, территорий, и др. никак не связанных между собой. Однако, если допустить, что это действительно так, то становится не объяснимым столь длительное существование России: конгломерат не связанных между собой народов и территорий рассыпался бы при первом же историческом испытании, при первом же сколько-нибудь значительном ударе извне. Однако Россия за более чем тысячелетнюю историю перенесла множество исторических испытаний, и не только сохранила свою целостность, но и достаточно интенсивно развивалась.

Сожаления по поводу прошлого бессмысленны, уже потому, что в прошлом уже ничего не изменишь – оно таково, каким состоялось. И в любом случае оно заслуживает отношения к нему как к ценности, поскольку оно есть жизнь и деяния наших предков. Относясь к жизни и деяниям предков с пренебрежением, мы утрачиваем моральное право ожидать уважительного отношения к нам со стороны наших потомков.

В каком отношении находится трактовка России как цивилизации к другим концепциям, имеющим свои предметом Россию как целое, стремящимся ответить на вопросы о ее сущности, исторических задачах и предназначении?

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Читайте также: