Роль учителя в организации проектной деятельности обучающихся старшей школы

Обновлено: 05.07.2024

В каждом человеке заложено стремление раскрыть себя и проникнуть в самые сокровенные тайны бытия с самого раннего возраста. Я считаю, что именно в школе необходимо помочь тем, кто интересуется различными областями науки, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Новая для образования проблема - подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях её обилия; усваивать её в виде новых знаний. Большие возможности в этом плане открывает проектная деятельность учащихся, направленная на становления личности школьника через активные способы действия.

ВложениеРазмер
rol_uchitelya_v_proekte.docx 22.88 КБ

Предварительный просмотр:

В каждом человеке заложено стремление раскрыть себя и проникнуть в самые сокровенные тайны бытия с самого раннего возраста. Я считаю, что именно в школе необходимо помочь тем, кто интересуется различными областями науки, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Новая для образования проблема - подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях её обилия; усваивать её в виде новых знаний. Большие возможности в этом плане открывает проектная деятельность учащихся, направленная на становления личности школьника через активные способы действия. В новых ФГОС большое внимание уделяется именно проектной и исследовательской деятельности как решающему фактору в формировании у школьника умения учиться. Проектная деятельность – это результат совместного научно-исследовательского труда учителя и учащегося.

Педагог должен оказывать реальную помощь учащимся в решении следующих задач:

овладение знаниями, выходящими за пределы школьной программы;

повышение мотивации к поисково-исследовательской деятельности;

освоение алгоритма научного исследования;

навык работы с источниками информации, в том числе электронными;

пропаганда в значимой для себя области знаний.

Занимаясь проектной и исследовательской деятельностью, учитель учит учащихся:

  • Самостоятельному, критическому мышлению.
  • Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.
  • Принимать самостоятельные аргументированные решения.
  • Научатся работать в команде, выполняя разные социальные роли.

Проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков, изменить их форму. Уроки-проекты дают возможность снять перегрузки. Интересная работа, какой является проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проекты можно считать здоровьесберегающими технологиями.

Задача, которая ставится перед руководителем – это научить школьников работать с источниками, научной литературой, кроме того сформировать нестандартное мышление, развить навык работы с информацией, выступать в аудитории, выработать способы представления информации

Основные этапы организации проектной деятельности учащихся:

1. Подготовка к выполнению проекта (формирование групп, определение темы проекта). Нулевая точка отсчета. Редко когда учащиеся в состоянии правильно выбрать тему исследования и проекта. Роль учителя на этом этапе – посеять (не навязать) разумное зерно, т.к. проект не должен быть мыльным пузырем, он должен иметь практическое решение и применение в жизни, поэтому тема проекта определяется на основе практики. Следующий шаг учителя - правильное формирование цели и задач проекта, т.к. это поможет учащимся не распыляться и правильно отбирать информацию.

3. Исследование (учащиеся осуществляют поиск, отбор и анализ нужной информации; экспериментируют, находят пути решения возникающих проблем, открывают новые для себя знания по выбранной теме). Роль учителя - корректировать ход выполнения работы. На данном этапе очень важны межпредметные связи, чтобы учащиеся не зацикливались в рамках одного предмета, а с помощью учителя увидели, как тесно пересекаются, казалось бы, совсем разные предметы. Очень важно чтобы на этом этапе работы учащиеся использовали как можно больше разных видов работы: опросы, интервью, наблюдения, анкетирование. Подобная деятельность развивает коммуникативные навыки учащихся.

4. Обобщение результатов (учащиеся обобщают полученную информацию, формулируют выводы и оформляют материал). Я предлагаю использовать различные способы оформления результатов: устный отчет; письменный отчет; отчет - резюме; компьютерная презентация; эссе.

6. Оценка результатов проектной деятельности и подведение итогов (каждый ученик оценивает ход и результат собственной деятельности в группе, каждая рабочая группа оценивает деятельность своих участников, учитель оценивает деятельность каждого ученика, подводит итоги проведенной учащимися работы, отмечает успехи каждого).

Неверно было бы думать о том, что учитель берет на себя всю ответственность за качество исполнения работы своих подопечных и постоянно выступает в роли наставника и опекуна. Это не так и этого нельзя допускать. Учитель должен по отношению к ученику выполнять роль консультанта, научного руководителя. Школьник, работающий над проектом, должен понимать, что основная доля ответственности за качество работы, сроки ее выполнения, лежат на нем. Ученик должен думать также и о том, насколько достоверными научными фактами и информацией он располагает, что подойдет для работы, а от чего следует отказаться.

Проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения материала, сколько создания условий для развития мышления учащихся, расширения их познавательного интереса, и на этой основе – возможностей их самообразования и самореализации в процессе практического применения знаний.

Проектная деятельность позволяет учителю осуществлять более индивидуальный подход к ребенку.
Меняется и психологический климат на уроке. Из авторитетного источника информации преподаватель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. А это и есть подлинное сотрудничество.

Учителю предстоит пережить перечень ролей в ходе руководства проектом.

Самое сложное для учителя в ходе проектирования - это играть роль незав и симого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если пед а гог видит, что учащиеся выполняют что-то неверно. Но важно в ходе ко н сультаций только отвечать на возникающие у школьников вопросы. Возмо ж ны разные формы консультаций: семинары-консультации для коллективного и обобщенного рассмотрения проблемы, возникающей у значительного количества школ ь ников, индивидуальные, различные практикумы и т.д. Педагог на всех этапах выступает в роли консультанта и помо щ ника, а акцент обучения делается не на содержание учения, а на процесс прим е нения имеющихся знаний. Учителю требуется много терпения, чтобы не форсировать события. Учитель должен помогать и ждать обучающего эффекта. Для холерического темперамента многих из учителей, это испытание на выдержку: хочется все сделать быстро и самому. Поэтому, можно сказать, что проектно-исследовательская технология это особая педагогическая философия, основанная на вере в силы своих учеников и в свои силы и учителя и наставника.

Порой учитель предстает всезнающим оракулом, излагающим истины, а вот процесс познания и открытия этих истин часто остается за рамками учения. Вот тут-то и возникает проблема необходимости развития творческого мы ш ления учащихся и как обязательное условие реализации этого на практике - устранение доминирующей роли педагога в процессе присвоения знаний и опыта.

Введение в педагогические технологии элементов исследовательской и проектной деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать, школьнику учиться, направлять его познавательную де я тельность.

Что такое проект для ученика? Это возможность творчески раскрыться, проявить себя индивидуально или в коллективе. Проект – это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся.

Что такое проект для учителя? Проект – это дидактическое средство обучения, которое позволяет развивать умение проектирования. Проект даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Роль учителя в проектной деятельности.

Проектирование в школе невозможно без организационной и культурной позиции учителя. На практике это ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников.

Творческий, нестандартный подход учителя к проведению уроков ведет к повышению мотивации и ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Роль преподавателя заключается в постоянной консультативной помощи.
Проектная деятельность позволяет учителю осуществлять более индивидуальный подход к ребенку.
Меняется и психологический климат на уроке. Из авторитетного источника информации преподаватель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. А это и есть подлинное сотрудничество.

Неверно было бы думать о том, что учитель берет на себя всю ответственность за качество исполнения работы своих подопечных и постоянно выступает в роли наставника и опекуна. Это не так и этого нельзя допускать. Учитель должен по отношению к ученику выполнять роль консультанта, научного руководителя. Школьник, работающий над проектом, должен понимать, что основная доля ответственности за качество работы, сроки ее выполнения, лежат на нем. Ученик должен думать также и о том, насколько достоверными научными фактами и информацией он располагает, что подойдет для работы, а от чего следует отказаться.

Проект на основе информационных технологий многогранен, эффективен, перспективен, неисчерпаем. Основная школа в будущем – это школа проектов.

Проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения материала, сколько создания условий для развития мышления учащихся, расширения их познавательного интереса, и на этой основе – возможностей их самообразования и самореализации в процессе практического применения знаний.

В работе над проектом учитель:

помогает ученикам в поиске нужных источников информации;

сам является источником;

координирует весь процесс;

поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.

Как учитель может создавать условия для развития учащихся в ходе проектной деятельности?

Энтузиаст , который повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в направлении достижения цели.

Специалист , который компетентен в нескольких (не во всех!) областях.

Консультант , который может организовать доступ к ресурсам, в том числе к другим специалистам.

Руководитель , который может четко спланировать и реализовать проект.

Координатор , который поддерживает групповой процесс решения проблем.

Эксперт , который дает четкий анализ результатов как выполненного проекта в целом, так и отдельных его этапов.

В плане создания условий для развития учащихся в ходе проектной деятельности наиболее сложным является вопрос о степени самостоятельности учащихся, работающих над проектом. Какие из задач, стоящих перед проектной группой, должен решать учитель, какие – сами учащиеся, какие разрешимы при сотрудничестве учащихся и учителя? Готового ответа на эти вопросы нет. Понятно, что степень самостоятельности учащихся зависит от множества факторов: от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, от их предыдущего опыта проектной деятельности, от сложности проблемы, которую призван разрешить проект, от характера взаимоотношений в группе и др.

Что делать учителю, выбравшему методику проектной деятельности учащихся?

Составить план работы.

Ознакомиться с методами исследования проблемы и данными науки по этому вопросу.

Создать положительную мотивацию к работе у учащихся.

Совместно с учащимися участвовать в анализе проблем по теме проектной работы.

Осуществлять промежуточный контроль и коррекцию выполняемой учеником работы.

Выработать критерии оценки проектной деятельности учащихся.

Составить нормы и требования по оформлению работы.

Разработать примерные критерии оценки выступления докладчиков на защите проекта.

Составить положения методического подхода к проектной деятельности.

Составить совместно с учащимися список тем для проектной деятельности.

Введение в педагогические технологии элементов исследовательской и проектной деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать, школьнику учиться, направлять его познавательную деятельность.

3.Коптюг Н.М. Интернет-проект как дополнительный источник мотивации учащихся // Иностранные языки в школе.-2003.-№3.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В стандарте нового поколения отмечено, что приоритетным направлением в системе образования должен быть поиск возможностей, обеспечивающих развитие личности. Саморазвитие, компетентность, конкурентоспособность личности – это и есть приоритеты новой школы.

В стандарте нового поколения отмечено, что приоритетным направлением в системе образования должен быть поиск возможностей, обеспечивающих развитие личности. Саморазвитие, компетентность, конкурентоспособность личности – это и есть приоритеты новой школы.
Ведущее место среди методов новой школы принадлежит сегодня методу проектов. В его основу положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности учащихся на результат, который получается при решении той или иной практической или теоретической проблемы.

Слово "проект" в европейских языках заимствовано из латыни и означает "выброшенный вперед", "выступающий", "бросающийся в глаза".

Проект - работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся.

Проблема — Проектирование (планирование) — Поиск информации — Продукт — Презентация.

Какова же структура проекта.

Любой проект состоит из нескольких этапов.

1 этап. Выбор темы.

Правила выбора темы проекта

Правило 1. Тема должна быть интересна ребенку.

Правило 2. Тема должна быть выполнима

Правило 3. Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычности.

Правило 4. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена в сроки, соответствующие возрасту ребенка.

Правило 5. Сочетание желаний и возможностей. Выбирая тему, педагог должен учесть наличие требуемых средств и материалов – исследовательской базы.

2 этап: Организация деятельности

А). Постановка целей исследования. (что и для чего мы будем делать?)

Б).Задачи исследования. Выработка плана действий (как и с помощью чего можно это сделать?)

-прочитать в книге; -понаблюдать; -посмотреть в компьютере;

-задать вопросы родителям, специалистам; -подумать самостоятельно

-посмотреть в книгах; -посмотреть по телевизору и т.д.

Г).Результаты исследования. (Анализ информации)

3 этап: Подготовка и представление готового продукта

Особое внимание требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита проекта), где учащиеся докладывают о проделанной ими работе.

Какую же роль проживает учитель в ходе руководства над проектом? На разных этапах выполнения заданий проекта, роль учителя различна.

- повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и

направляя их в направлении достижения цели

- компетентен в нескольких (не во всех!) областях

- может организовать доступ к ресурсам, в том числе к

- может четко спланировать и реализовать проект

- организует обсуждение способов преодоления

возникающих трудностей путем косвенных, наводящих

вопросов, обнаруживает ошибки и поддерживает обратную

- поддерживает групповой процесс решения проблем

- дает четкий анализ результатов как выполненного проекта

в целом, так и отдельных его этапов

В школьной практике используется проектная деятельность по двум направлениям: проектные уроки и проекты во внеурочной деятельности.
Проектные уроки проводятся на тех темах, где преобладает теоретический материал, где можно значительно и интересно расширить его за счет внеучебных источников.

Внеурочные проекты ребята готовят дома, и представляют их в различных видах: исследовательский проект, проект - инсценировка, организационный проект, проект - выставка, проект - видеофильм, проект – рекламный ролик, мультимедийный проект.
Результаты и продукты проектной деятельности должны быть презентованы. Они должны получить оценку и признание достижений в форме общественной конкурсной защиты, проводимой в очной форме.

Ученик должен ежедневно, ежечасно чувствовать интерес к себе, к тому делу, которым он занят со стороны учителя. Даже неудачно выполненный проект также имеет большое положительное педагогическое значение.

Таким образом, использование проектной деятельности в обучении в современной школе становится все более актуальным. И не случайно, ведь при помощи проекта можно реализовать все воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие перед учителем. Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным и поэтому более эффективным. Метод проектов дает педагогу возможность нестандартно подойти к урочной и внеурочной деятельности. Он активно влияет на интеллектуальную и эмоционально-ценностную сферы детей.

энтузиаст, вдохновляющий учащихся на достижение цели;

специалист,обладающий знаниями и умениями в нескольких областях;

консультант,организующий доступ к информационным ресурсам, в том числе к другим специалистам;

руководитель(особенно в вопросах планирования времени);

координаторгруппового процесса;

эксперт,анализирующий результаты выполненного проекта.

Учитель выступает руководителем и организатором проектной деятельности учащихся: обеспечивает учебно-материальную базу, распределяет и координирует работу учеников, ориентирует на достижение конечного результата и может при необходимости вмешиваться в их деятельность.

При планировании проектной деятельности учителю необходимо:

- определить время работы над проектом;

- определить тему проекта с учетом того, что проект должен соответствовать обязательному минимуму содержания образования в конкретной образовательной области;

- выяснить знания и умения учащихся, которыми они владеют для выполнения проекта;

- наметить, какие знания и умения должны получить учащиеся в процессе работы над проектом;

- определить материальные возможности и ограничения при создании проекта;

- определить число разработчиков проекта;

- продумать варианты использования межпредметных связей;

- разработать методические рекомендации по выполнению проекта;

- поставить перед учащимися цели и задачи, формирующие творческие навыки и развивающие инициативу.

Основные понятия:учебный проект, метод проектов, технологии проектной деятельности в обучении.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем состоит специфика учебного проекта?

2. Чем можно объяснить многообразие учебных проектов?

3. Какая роль отводится учителю при выполнении проектной деятельности учащихся?

4. Назовите этапы разработки учебного проекта.

5. Что необходимо учитывать при планировании проектной деятельности?

6. Составьте схему этапов реализации проекта.

7. Разработайте критерии для оценки проектов учащихся.

Список литературы:

1. Бычков, А.В. Метод проектов в современной школе / А.В. Бычков. – М., 2000.

4. Землянская, Е.Н. Учебные проекты младших школьников / Е.Н. Землянская // Начальная школа. – 2005. – №9.

5. Иванова, Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе / Н.В. Иванова // Нач.школа. – 2004. – №2.

6. Лазарев, Т. Проектный метод: ошибки в использовании / Т. Лазарев // Первое сентября. – 2011. – №1. – С. 9-10.

7. Матяш, Н.В. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов / Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2004.

8. Пахомова, Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н.Ю. Пахомова. – М.: АРКТИ, 2003.

9. Пахомова, Н. Ю. Учебные проекты: его возможности / Н.Ю. Пахомова // Учитель. – 2000. – №4. – С. 52-55

10. Пахомова, Н.Ю. Учебные проекты: методология поиска / Н.Ю. Пахомова // Учитель. – 2000. – №1. – С. 41-45.

11. Русских, Г.А. Технология проектного обучения / Г.А. Русских // Биология в школе. – 2003. – №3.




12. Савенков, А.И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование / А.И. Савенков // Школьные технологии. – 1998. – №4. – С. 144-148.

Проектные технологии в вузе

Понятие проектных технологий ∙Проектные технологии в профессиональной подготовке специалистов психолого-педагогической направленности ∙ Проектирование во внеучебной деятельности

энтузиаст, вдохновляющий учащихся на достижение цели;

специалист,обладающий знаниями и умениями в нескольких областях;

консультант,организующий доступ к информационным ресурсам, в том числе к другим специалистам;

руководитель(особенно в вопросах планирования времени);

координаторгруппового процесса;

эксперт,анализирующий результаты выполненного проекта.

Учитель выступает руководителем и организатором проектной деятельности учащихся: обеспечивает учебно-материальную базу, распределяет и координирует работу учеников, ориентирует на достижение конечного результата и может при необходимости вмешиваться в их деятельность.

При планировании проектной деятельности учителю необходимо:

- определить время работы над проектом;

- определить тему проекта с учетом того, что проект должен соответствовать обязательному минимуму содержания образования в конкретной образовательной области;

- выяснить знания и умения учащихся, которыми они владеют для выполнения проекта;

- наметить, какие знания и умения должны получить учащиеся в процессе работы над проектом;

- определить материальные возможности и ограничения при создании проекта;

- определить число разработчиков проекта;

- продумать варианты использования межпредметных связей;

- разработать методические рекомендации по выполнению проекта;

- поставить перед учащимися цели и задачи, формирующие творческие навыки и развивающие инициативу.

Основные понятия:учебный проект, метод проектов, технологии проектной деятельности в обучении.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем состоит специфика учебного проекта?

2. Чем можно объяснить многообразие учебных проектов?

3. Какая роль отводится учителю при выполнении проектной деятельности учащихся?

4. Назовите этапы разработки учебного проекта.

5. Что необходимо учитывать при планировании проектной деятельности?

6. Составьте схему этапов реализации проекта.

7. Разработайте критерии для оценки проектов учащихся.

Список литературы:

1. Бычков, А.В. Метод проектов в современной школе / А.В. Бычков. – М., 2000.

4. Землянская, Е.Н. Учебные проекты младших школьников / Е.Н. Землянская // Начальная школа. – 2005. – №9.

5. Иванова, Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе / Н.В. Иванова // Нач.школа. – 2004. – №2.

6. Лазарев, Т. Проектный метод: ошибки в использовании / Т. Лазарев // Первое сентября. – 2011. – №1. – С. 9-10.

7. Матяш, Н.В. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов / Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2004.

8. Пахомова, Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н.Ю. Пахомова. – М.: АРКТИ, 2003.

9. Пахомова, Н. Ю. Учебные проекты: его возможности / Н.Ю. Пахомова // Учитель. – 2000. – №4. – С. 52-55

10. Пахомова, Н.Ю. Учебные проекты: методология поиска / Н.Ю. Пахомова // Учитель. – 2000. – №1. – С. 41-45.

11. Русских, Г.А. Технология проектного обучения / Г.А. Русских // Биология в школе. – 2003. – №3.

12. Савенков, А.И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование / А.И. Савенков // Школьные технологии. – 1998. – №4. – С. 144-148.

Проектные технологии в вузе

Понятие проектных технологий ∙Проектные технологии в профессиональной подготовке специалистов психолого-педагогической направленности ∙ Проектирование во внеучебной деятельности

Читайте также: