Роль личности петра i как одно из условий начала модернизации общества кратко

Обновлено: 04.07.2024

В конце XVII века было ясно, что Россия отстаёт от европейских держав. Отставание в развитии обусловливалось неразвитостью экономики, военной сферы, культуры. Российский правитель Пётр I понимал, что страна нуждается в реформах.

Петровские преобразования

Первым действием Петра I стало укрепление южных границ России. С этой целью в 1695 году царь решил взять турецкую крепость Азов. Попытка была неудачной. Правитель понял, что для ведения победных военных действий, а также для защиты государства нужен флот. Пётр I немедленно приступил к его построению. В качестве места построения был выбран Воронеж. Строительство шло в ускоренном темпе. Всего за год удалось построить 2 больших судна, около 20 галер, около 1000 барок. За это время возросла и численность сухопутной армии. Уже в 1696 году Петр I предпринял вторую попытку взятия Азова. На этот раз крепость перешла в руки русской армии.

Следующим действием царя стала поездка в Европу в составе Великого посольства 1697-1698 годов. Целью посольства был поиск союзников для войны с Турцией. Во время поездки царь посетил:

  • Голландию;
  • Вену;
  • Англию;
  • Ригу;
  • Кёнигсберг.

В Европе русский царь вызывал недоумение. Он всё хотел попробовать сам, своими руками. В Голландии и Англии он под видом урядника Петра Михайлова нанялся плотником на судостроительную верфь. Он хотел самостоятельно пройти все стадии строения корабля. Также его интересовали многие другие области: артиллерия, медицина, изготовление бумаги. Удивление вызвало то, что ему нужно было всё попробовать самостоятельно, всему научиться и научить своих людей.

Различных мастеров Пётр и уговаривал ехать в Россию. Многих уговорить получилось. Но главной цели достигнуть не удалось. Этому помешал бунт стрельцов, организованный царевной Софьей.

Вернувшись домой, Петр I немедленно занялся этим вопросом. Однако он не оставил идею модернизации России по европейскому образцу.

Реформы Петра I

Петр первый

Реформы, проводимые Петром I, имели масштабный характер. Преобразования коснулись многих областей. Еще одной отличительной чертой было то, что правитель не имел конкретного плана действий. Все преобразования проводились бессистемно.

Военная реформа

Была сформирована регулярная армия, созданы рекрутские наборы. Офицеры стали проходить специальную подготовку. Старое снаряжение и экипировка заменялись на новые, по европейскому образцу. В военных преобразованиях Петр I отличился тем, что построил военно-морской флот. Общая численность армии на фоне изменений достигла 200000 человек.

Реформа государственного управления

В 1711 году Боярская дума была заменена на Сенат. В него входили 9 самых приближенных к царю чиновников.

  • разрабатывание законов;
  • контроль финансов;
  • контроль административных органов.

В 1722 году у Сената появился руководитель – генерал-прокурор.

Что касается местного управления, были созданы 8 губерний, которые делились на провинции и уезды.

Приказы заменились коллегиями. Первые коллегии:

  • Военная (вопросы армии);
  • Коллегия иностранных дел (международные и политические вопросы);
  • Берг-мануфактур-коллегия (промышленность);
  • Адмиралтейств-коллегия (вопросы военно-морского флота);
  • Ревизион-коллегия (движения средств казны);
  • Коммерц-коллегия (международные торговые вопросы);
  • Штатс-коллегия (вопросы государственных расходов).

Каждая коллегия имела право заниматься только вверенными ей делами. Позднее по мере необходимости создавались и другие коллегии.

Церковная реформа

В церковном управлении царь тоже провел изменения. В 1721 году для этой цели он создал Святейший синод. Это было нужно, чтобы подчинить церковную власть. Отныне за работой церкви следил обер-прокурор.

Социальная реформа

Культурные реформы

Происходило создание школ различных направлений, появилась Академия наук. Выезд за границу для получения образования поощрялся.

Интересный момент! 1699 год стал самым коротким для русских людей. Он длился всего 4 месяца. В это время Петром I было перенесено празднование Нового года с 1 сентября на 1 января. Также был принят Юлианский календарь. До этого страна жила по Византийскому летоисчислению. По этой системе 1699 год приходился на 7208 год. А 7209 год так и не наступил из-за перехода на Европейское летоисчисление. Вместо него наступил 1700 год.

Экономические реформы

Происходило развитие промышленности. В этом вопросе выделились Урал и Петербург. Успехи были достигнуты в следующих областях:

  • текстильная промышленность;
  • металлургия;
  • шелкопрядие;
  • изготовление бумаги;
  • изготовление стекла.

Появилось много новых отраслей, например, судостроение. Со временем из промышленников стал образовываться костяк буржуазии.

Итогом реформ стало то, что Россия приблизилась в развитии к европейским государствам. Военная мощь страны заметно возросла.

Однако были и отрицательные стороны. Противостояние между верхними и нижними слоями общества усилилось. Обострился вопрос крепостничества.

Абсолютизм

Итогом проведенных реформ стал абсолютизм. Это явление означает сосредоточение всей полноты власти в руках одного человека – монарха.

Позднее абсолютизм существовал еще при нескольких поколениях Романовых, пока развитие общественной мысли не положило ему конец.

Петр I был описан многими историками как выдающийся политический деятель, яркая личность, справедливый и демократичный царь, правление которого было настолько богато событиями и противоречиво, что явилось причиной существования на эту тему массы научной, научно-популярной и художественной литературы.

В исторической науке и в общественном мнении с конца XVII века по настоящее время присутствуют диаметрально противоположные оценки как личности Петра I, так и его роли в истории России. В официальной российской историографии Петра было принято считать одним из наиболее выдающихся государственных деятелей, определившим направление развития России в XVIII веке. Однако многие историки, в том числе Н.М. Карамзин, В.О. Ключевский и другие, высказывали резко критические оценки.

Социальные роли — формы проявления и развития личности, занимающая определенный статус в обществе. Роль самой выдающейся личности всегда есть сплав предшествующего развития, массы случайных и неслучайных событий и ее собственных особенностей. В зависимости от самых разных условий и обстоятельств, с учетом особенностей исследуемого места, времени и индивидуальных черт личности ее историческая роль может колебаться от самой незаметной до громаднейшей. Иногда личность играет решающую роль.

На данный момент нас интересуют выдающиеся исторические личности. В чем их роль?

Выдающаяся личность решает задачи, поставленные на очередь предыдущим ходом умственного развития общества, она указывает новые общественные нужды, созданные предыдущим развитием общественных отношений, берет на себя почин удовлетворения этих нужд. В этом сила и предназначение великого человека, причем сила колоссальная. Конечно, выдающаяся личность должна обладать не рядовыми способностями к определенному виду или ряду видов деятельности. Но этого недостаточно. Нужно, чтобы в обществе в ходе его развития встали в повестку дня задачи, для решения которых была необходима личность именно с такими (военными, политическими и т.д.) способностями.

Всемирно-исторические личности являются не только практическими и политическими деятелями, но и мыслящими людьми, духовными руководителями, понимающими, что нужно и что своевременно, и ведущими за собой других, массу. Эти люди, пусть интуитивно, но чувствуют, понимают историческую необходимость и потому, казалось бы, должны быть в этом смысле свободными в своих действиях и поступках.

За всю историю человечества произошло огромное множество событий, и всегда они направлялись различными по своему моральному облику и разуму личностями. Единство же народа требует очевидного духовно-волевого воплощения - единого центра, лица, выдающейся умом и опытом персоны, выражающей правовую волю и государственный дух народа. Народ нуждается в мудром вожде, как сухая земля в хорошем дожде.

30 мая (9 июня по новому стилю) 1672 года Москва огласилась колокольными переливами, которые перемежались пушечными залпами с кремлевских башен - у царя Алексея Михайловича и царицы Наталии Кирилловны, урожденной Нарышкиной, родился сын Петр. Наконец, династия Романовых могла рассчитывать на здорового и энергичного наследника престола.

Раннее детство царевича прошло в европейском доме и его неповторимой атмосфере, что потом помогало Петру без предубеждений бывать среди иностранцев и набираться у них полезного опыта. Однако, когда потребовалось перейти от игр к обязательному для московских царевичей обучению, Петру повезло меньше. Учителем по русской словесности был не очень грамотный, но терпеливый и ласковый подъячий Большого Прихода Никита Моисеевич Зотов.

Царевич учился всему охотно, и в последствие бегло писал по - старославянски, правда, с многочисленными ошибками. Зато его природная цепкая память до самой смерти позволяла цитировать часослов и стихи Псалтыри и даже петь в церкви "по крючкам", заменявшим русским нотные знаки. И хотя, став императором, Петр I не раз заявлял, что в русской старине нет ничего поучительного, его исторические знания были разнообразны и глубоки. А народных пословиц, поговорок и присловий он знал столько и с таким остроумием употреблял их всегда к месту, что не уставал изумлять всех европейских монархов.

В три года он уже отдавал команды Бутырскому рейтарскому полку "нового строя" на царском смотре, чем приятно удивил Алексея Михайловича и вызвал неприязнь брата Федора Милославского и его сестры, царевны Софьи.

Вскоре после смерти Алексея Михайловича царица Наталья с сыном были изгнаны из Кремля новым царем Федором Алексеевичем, который ненавидел мачеху и ее дядю "англиканца". Никита Зотов собрался было добровольно последовать вслед за воспитанником в подмосковную глушь, но его приказали изловить и казнить. Опальному подъячему пришлось бежать из Москвы в Крым и долгие годы скрываться. Теперь Петру учиться было не у кого, и его школой стала московская окраина.

Так Петр и рос - сильным и выносливым, не боявшимся никакой физической работы. Дворцовые интриги выработали у него скрытность и умение скрывать свои истинные чувства и намерения. Ему теперь приходилось учиться тайком. Зная кремлевские нравы, Петр так усыплял бдительность всех своих кремлевских недругов. Впоследствии это помогло ему стать незаурядным дипломатом.

Когда 28 апреля 1682 года десятилетнего Петра торжественно венчали на царство, иностранные дипломаты единодушно отметили, что он производит и речью, и образованностью, и осанкой впечатление 16-летнего юноши. Царевна Софья сразу интуитивно почувствовала угрозу со стороны брата и с помощью князя Хованского подняла стрельцов на бунт, получивший в народе зловещее название "хованщина". День 25 мая, когда на его глазах стрельцами был поднят на пики любимый дядя Матвеев, стал самым страшным впечатлением детства Петра, а красный цвет вызывал раздражение.

Если у Петра и не было никаких конкретных замыслов преобразования страны, после "хованщины" они, безусловно, появились. Сломить основную опору Софьи - стрельцов можно было только противопоставив им военную силу, способную одолеть их.

Активность Петра сильно тревожила царевну Софью, понимавшую, что с наступлением совершеннолетия сводного брата ей придётся расстаться с властью.

И в 1689 г. Петр женился на Евдокии Лопухиной, считая его уже совершеннолетним, он не нуждался в опеке. В этом же году 27 августа пришла грамота царя Петра - идти всем полкам к Троице. Большая часть войск повиновалось законному царю, и царевне Софье пришлось признать поражение. Она сама отправилась в Троицкий монастырь, но в селе Воздвиженское её встретили посланники Петра с приказом вернуться в Москву. Вскоре Софья была заключена в Новодевичий монастырь под строгий присмотр. Царевна Софья была пострижена в монахини под именем Сусанны и отправлена в Новодевичий монастырь, где провела остаток своей жизни. Та же участь постигла и нелюбимую жену Петра -- Евдокию Лопухину, которую насильно отправили в Суздальский монастырь даже вопреки воле духовенства.

Для того, чтобы развитие торгового дела в России могло проходить полным ходом, нашей стране был необходим выход к Балтийскому морю. Осознавая это, Петр 1 стал вести военные действия со Швецией – это стало новым этапом его царствования. Далее он заключает мир с Турцией, и после захвата крепости Нотебург, начинает возведение города Санкт-Петербург.

Всю внутреннюю государственную деятельность Петра условно можно разделить на два периода: 1695--1715 годы и 1715--1725. Особенностью первого этапа были спешка и не всегда продуманный характер, что объяснялось ведением Северной войны. Реформы были нацелены, прежде всего, на сбор средств для ведения войны, проводились насильственным методом и часто не приводили к желаемому результату. Кроме государственных реформ на первом этапе проводились обширные реформы с целью модернизации уклада жизни. Во втором периоде реформы были более планомерными.

Пётр ясно сознавал необходимость просвещения, и предпринял с этой целью ряд решительных мер. Были созданы новые типографии, произошли изменения в русском языке, в который вошли 4.5 тысячи новых слов, заимствованных из европейских языков.

Пётр пытался изменить положение женщин в русском обществе. Он специальными указами (1700, 1702 и 1724 гг.) запретил насильственную выдачу замуж и женитьбу.

Полтавская битва в июне 1709 года ставит победную точку в войне со Швецией. После смерти короля этой страны, был заключен мирный договор между Россией и Швецией. Россияне получали желанный выход в Балтийское море, а также новые земли.

Титул императора был присвоен Петру 1 в 1721 году. Но в последние годы царствования Пётр сильно болел, вследствие чего умер. Его личность, без сомнения, была одной из самых сильных и значимых в мировой истории. Он хотел поменять и людей, и само государство, и ему удалось это в полной мере.

Петр 1 пожалуй самый знаменитый из всех правителей Руси. Он был резок, груб и очень не любил соблюдение этикета. (Пример его грубости: один из приближенных рассердил Петра да так, что выхватил меч и начал махать им во все стороны, в итоге одному отрубил пальцы, а другому задел голову)

На мой взгляд, его манера общения с людьми не имеет никакого оправдания. "Он сознавал, что он – абсолютный монарх, и всё, что он делает и говорит неподвластно людскому суду; лишь Бог спросит с него за всё, и хорошее, и плохое…” "Всё дрожало, всё безмолвно повиновалось” - так обобщил А.С. Пушкин сущность натуры Петра I как государя и человека.

Однако, не смотря на все это, он совершил большой толчок России вперед. Политика Петра была направлена на возвышение дворянства. Во-первых он основал русский флот (1696г), и показал достижения (флота) в Северной войне 1700-1721гг. Петр1 участвовал лично во многих сражениях: битва при Нарве (лично руководил осадой), разгром шведских кораблей под Архангельском (морское сражение). Немало важное значение приобрели и реформы Петра (налоговая реформа, Губержская, вседствие чего появились генерал-губернаторы).

По масштабу интересов и умению видеть главное в проблеме Петру I трудно найти равного в российской истории. Сотканный из противоречий, император был под стать своей огромной державе, которую он словно гигантский корабль выводил из тихой гавани в мировой океан, расталкивая тину и пни и обрубая наросты на борту.

Таким был Петр I. Таким нам его оставила история. Им можно восхищаться, можно осуждать, но нельзя отрицать того, что без Петра, этой по-настоящему, сильной личности, Россия была бы совсем другой – лучше ли, хуже ли, этого мы никогда не узнаем.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Задачи материала - повторить основные даты, термины и понятия; повторить основные факты истории 1 России половины XIX века. Вспомнить выдающихся людей этого времени.


Статья на тему "Роль семьи в развитии личности"

Данная статья будет полезна преподавателям, классным руководителям и родителям обучающихся.


Личности в истории России

Личности в истории России.

Статья на тему "РОЛЬ СЕМЬИ В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА"

Семья – главный институт воспитания. Всё, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи в том, что в ней человек проводит большую часть своей жиз.


Презентация к уроку на тему "Роль и основная сфера применения железнодорожного транспорта в системе России"


внеклассное мероприятие по истории России "Личность Александра Невского

Урок, где обучающиеся знакомятся с исторической личностью (сильной, выдающийся личностью), позволяет формировать чувства гражданственности и уважения к историческому прошлому, героическим делам наших .

Эссе на даннуютему было написано в рамках подготовки к внутриучрежденчемкому конкурсу "Педагог-профессионал" в категории "Педагогический дебют".

Однако в той огромной стране под названием Россия нашёлся человек который решил повернуть её вектор развития в сторону Запада (а по сути развития).

Преобразование / модернизация стала возможна благодаря грандиозным внутренним преобразованиям и победам над противниками России (Швеция, Турция), которые произошли в царствование императора Петра I.

Пётр Алексеевич во время путешествия посетил Ригу, Кёнигсберг, Бранденбург, Голландию, Англию, Австрию, был намечен визит в Венецию и к главе католической церкви папе римскому.

По приказу Петра в Европе были наняты иностранные инженеры и прочие специалисты по кораблестроению.

Именно в результате этой поездки Пётр переориентировал всю российскую политику и стратегию на Запад, что позднее приведёт к войне с Швецией за Прибалтику.

Нужно отметить, что ярым сторонником европеизации Руси был друг детства царя Петра, - Василий Голицын.

Итак, основные преобразования Петра:

  1. Боярская Дума была заменена Сенатом.
  2. Вместо приказов созданы Коллегии (вроде департаментов).
  3. Церковь стала государственным институтом, был создан руководящий орган Синод.
  4. Была организована система самоуправления (западный опыт), - магистрант.

Так же в эпоху Петра получили распространение доносы, поощряемые властью, это было к сожалению не первый раз в истории России.

  1. Страна делилась на административные единицы: губернии. Глава губернии был губернатор, он назначался лично царём. Власть отныне стала ещё более централизована чем раньше.
  2. Армия. Подразделения (армейские) расквартировывались по городам. В каждом городе был свой небольшой гарнизон, делалось это для пресечения попыток бунтов (если вдруг возникнут).

Но был ли Петр фигурой такого мифологического масштаба? Так ли были фундаментальны и радикальны совершенные им преобразования?

За окном

Во второй половине XVII века, накануне воцарения в России Петра, Европа вступила в новый блестящий период. Это была эпоха бурного освоения новых континентов, эпоха абсолютизма и меркантилизма, эпоха великих империй и глобальной торговли. Это эпоха Ньютона и Лейбница, Баха и Генделя, Мольера и Расина, эпоха науки и разума. На горизонте уже маячило Просвещение.

При этом спрос на сибирского соболя неуклонно снижался по мере освоения англичанами и французами Северной Америки, откуда поступала знаменитая черная норка. В 1670 году на территории нынешней Канады возникла Компания Гудзонова залива — огромное и высокоэффективное коммерческое предприятие, вскоре наладившее поставки американского меха в Европу по морю. Русские, которым приходилось возить пушнину сухим путем через пол-Евразии, не могли выдержать конкуренции, и казна теряла, по разным оценкам, от четверти до половины доходов.

В течение XVII века русские правители чем дальше, тем больше убеждались в том, что так больше жить нельзя. Войска делались все менее эффективными, особенно по сравнению с первоклассными европейскими армиями (например, шведской). Необъятную территорию было практически невозможно контролировать, необозримую границу невозможно было охранять. Сухопутная торговля хирела, теснимая морской, в которой Россия, запертая в глубине континента, участвовать не могла. Да и отставание в сфере просвещения было все более очевидно: самые интересные книги, самые примечательные произведения искусства, самые впечатляющие достижения науки и техники, самые интригующие философские идеи — все это приходило с Запада.

33 года войны

Есть расхожее мнение, что Петр отправился в 1697 году в Великое посольство, чтобы поучиться уму-разуму. На самом деле у него была вполне конкретная цель: найти союзников для войны с Турцией. Но по ходу дела Петр убедился, что западным державам не до Турции: французский король Людовик XIV развязывал одну войну за другой; Австрия, главный стратегический противник Людовика, явно не собиралась воевать на два фронта. Но в то же время царю представилась возможность составить коалицию против другого стратегического противника — Швеции: на нее точили зубы и ближайшая соседка Дания, и новый польский король Август II, одновременно правивший Саксонией.

В продолжение этой войны на оккупированном побережье Петр лихорадочно строил военно-морской флот. Первая победа России в морском сражении — у мыса Гангут в Финляндии — датируется 1714 годом. К этому времени Петр располагал уже сотнями галер на Балтике, а к концу его правления в составе флота было больше сотни парусных боевых кораблей, в том числе 25 линейных. Что касается быстроты и эффективности создания флота, достижения Петра поистине умопомрачительны: будучи в начале его правления сугубо континентальной державой, Россия спустя всего 25 лет стала доминирующей силой на Балтике.

Из 35 лет царствования Петра лишь 1724 год был мирным, а за все остальное время Ключевский насчитал лишь 13 мирных месяцев. Закаленная в этих нескончаемых войнах русская армия стала одной из лучших в Европе — и оставалась таковой на протяжении всего XVIII и значительной части XIX века. Базовые принципы организации армии, заложенные Петром, в том числе рекрутчина, сохранились вплоть до реформ Александра II во второй половине XIX века.

Именно война была двигателем всех петровских преобразований. Военную реформу царь затеял для того, чтобы на равных тягаться с лучшей в Европе шведской армией; налоговую — чтобы оплачивать военные расходы; административную — чтобы обеспечить управляемость страной и собираемость налогов в условиях непрекращающейся войны.

Рождение бюрократии

Приказная система вполне соответствовала стилю правления Петра: он тоже предпочитал действовать через порученцев. Отмена же местничества Федором Алексеевичем позволила ему при этом не оглядываться на клановые традиции и боярскую спесь. Лишь во второй половине своего правления, в 1717-1718 годах, Петр решил, так сказать, форсировать создание в России бюрократического аппарата — и учредил коллегии. Функционально это были, собственно говоря, сильно укрупненные приказы. Еще раньше, в 1715 году, царь подписал указ, впервые закреплявший зарплаты должностных лиц, получаемые из казны, — с этого момента можно отсчитывать историю русской бюрократии.

Памятник Петру I в Санкт-Петербурге

Памятник Петру I в Санкт-Петербурге

Сплошное разорение

Чтобы обеспечить новую армию оружием и снаряжением, нужны были деньги. Кроме того, деньги нужны были на строительство флота, на строительство городов (кроме Петербурга, были еще, например, Таганрог, Липецк, целая россыпь городков на Урале), на рытье каналов (например, Вышневолоцкого, Ладожского и так и не достроенного тогда Волго-Донского), на прокладку дорог, на наем иностранных специалистов.

Петр не стал изобретать велосипед и принялся множить монополии: винная, соляная, табачная, меловая, потом на деготь, на рыбий жир, на сало, даже на дубовые гробы. Все это давало краткосрочный рост доходов, но потом соответствующие отрасли быстро приходили в упадок, и снова нужно было придумывать способы пополнения казны. Ту же винную монополию, введенную в 1696 году, Петру пришлось отменить уже в 1716-м — водка стала кончаться.

Наконец, царю пришлось — едва ли не впервые в русской истории — всецело положиться на налоговые поступления. В 1724 году, уже под конец своего правления, Петр ввел подушную подать: 80 копеек в год с каждой крепостной души мужеска пола (включая младенцев и стариков), с государственных крестьян — дополнительно по 40 копеек. Причем, ради простоты налогового администрирования, помещики должны были вносить подати за своих крепостных, а потом взимать с них соответствующую плату вместе с оброком и барщиной. При этом Петр направо и налево раздаривал поместья своим соратникам — одному только Меншикову подарил в общей сложности около 100 тысяч душ. Именно при Петре доля крепостных в населении России перевалила за 50 процентов. Так крепостное право стало основой государственной финансовой системы.

Петр Первый как Антихрист в представлении неизвестного карикатуриста

Петр Первый как Антихрист в представлении неизвестного карикатуриста

Население России не привыкло к серьезному налогообложению. Раньше оно платило подворную подать, и сплошь и рядом к визиту сборщиков налогов несколько домов обносили общим забором, чтобы считаться одним двором. Сборщики обычно закрывали глаза на подобные ухищрения, поскольку налоги не были основной статьей государственных доходов и начальство не выставляло строгих планов по сборам. Неудивительно, что петровское налогообложение современники воспринимали не иначе как разорение.

В результате налоговой реформы доходы казны поначалу выросли более чем вдвое, но все равно покрывали лишь две трети расходов. На протяжении всего петровского царствования дефицит государственного бюджета покрывался чеканкой новой монеты, для чего в огромных количествах закупалась, в том числе импортировалась, медь. Рыночная цена меди к концу правления Петра упала до 6 рублей за пуд — при этом из пуда меди чеканили монет номиналом на 40 рублей. Мало того что эти необеспеченные деньги стремительно обесценивались — их еще и было исключительно выгодно подделывать. К концу петровского царствования чуть ли не половина медных монет, ходивших в России, были фальшивыми — дополнительный источник громадной инфляции.

И как будто всего этого было мало, крестьян тысячами гоняли на принудительные работы — на добычу руды, на строительство Петербурга, на рытье каналов. Россия буквально надорвалась.

Характернейший пример неосмотрительной экономической политики Петра — уральская горнозаводская промышленность. Сначала, в 1702 году, он отправил туда монопольным частным подрядчиком Никиту Демидова. Потом, обнаружив, что металла не хватает и обходится он подозрительно дорого, послал следом Василия Татищева — уже в качестве государственного организатора. Противостояние частных и казенных заводчан регулярно доходило до мордобоя, время от времени они даже разоряли караваны продовольствия, идущие на заводы враждебной стороны. Татищев и Демидов наперебой обвиняли друг друга во взяточничестве и лихоимстве. Между тем, обеспеченность русской армии уральским чугуном была признана достаточной уже в 1716 году, а вот медь приходилось импортировать еще около трех десятилетий. Мало-мальский порядок на Урале навели лишь к середине XVIII века.

Недоученная империя

В 1670-1680-е годы две конкурирующие группы просветителей — с одной стороны, греки Софроний и Иоанникий Лихуды, с другой — выходцы с западных окраин Руси Симеон Полоцкий и Сильвестр Медведев — создавали в Москве систему школ. Те и другие отталкивались от опыта иезуитов, построивших лучшую образовательную организацию в мире по состоянию на XVII век.

Сам Петр был невеждой. Его старших братьев Федора и Ивана, а также сестру Софью, учил Симеон Полоцкий, и они владели латынью и польским, читали западную литературу, разбирались в философии и богословии. Петра же кое-как научил грамоте пьяница-дьяк Никита Зотов — царь до конца дней своих писал по-русски с грубыми ошибками. Потом, ошиваясь подростком в Немецкой слободе, он освоил разговорный немецкий. Тогда же при помощи русского голландца Франца Тиммермана приступил к изучению инженерных наук — артиллерии, фортификации, кораблестроения — и необходимой для этого математики. Судя по сохранившимся ученическим тетрадям, Петр так толком и не освоил умножение и деление — с этим и у Тиммермана была беда.

В период с 1682 по 1687 годы по образу и подобию европейских университетов было создано первое русское высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинская академия. Именно она оставалась на протяжении всей первой половины XVIII века самым престижным учебным заведением, а вовсе не созданный Петром первый российский университет. Например, Михаил Ломоносов в 1730-м отправился учиться именно в академию просто потому, что университет этот фактически не работал. А реально функционирующего университета России пришлось ждать до самого 1755 года — и появился он опять же в Москве, а не в Петербурге.

Академия же наук, основанная Петром, представляла собой колонию ученых иностранцев, которые жили обособленно, общаясь почти исключительно между собой и не будучи интересными никому, кроме самих себя.

В отличие от Алексея Михайловича и Федора Алексеевича, планомерно создававших полноценную систему образования — от начальных школ до Славяно-греко-латинской академии, — преобразования Петра и в сфере просвещения носили хаотический и сиюминутный характер. Понадобились кадры для флота — основал Навигацкую школу (причем, поскольку Петербурга еще не было, в континентальной Москве); понадобились писари на уральских заводах — основал там несколько школ, где обучали грамоте. В 1730-е годы, готовя свой проект образовательной реформы, Василий Татищев насчитал на всю многомиллионную империю около 2 тысяч учащихся.

Вместо заключения

Памятник Петру I работы Зураба Церетели

Памятник Петру I работы Зураба Церетели

Из великих целей, стоявших перед Россией в конце XVII века, Петр в полной мере достиг, собственно говоря, одной: создал армию. Наполнение казны из-за массового разорения крестьян оставалось гигантской сложностью на протяжении всего XVIII века. В области просвещения — в лучшем случае, добился кое-каких подвижек. В общем, получается вполне себе рутинное царствование, в ходе которого более или менее эффективно решались текущие государственные задачи. Славянофильское представление, будто Петр по прихоти разрушил самобытную и цветущую русскую цивилизацию, оказывается столь же несостоятельным, как западническое — будто он создал Россию из ничего.

Царь, принявший титул императора, реформатор, изменивший весь ход истории России. В период его правления было проведено огромное количество реформ: вместо стрелецкого войска он создал рекрутскую армию, которая значительно поспособствует в победе в Северной войне, после нее в 1721 г. будет заключен Ништадтский мир, по которму мы получим выход к Балтийскому морю. Полностью изменил государственную структуру, ввел коллегии с фискалами, Сенат (1711 г.) – заменивший боярскую думу, Синод (1721 г.) – главный духовный орган. Также он вводит подушную подать, а для этого проводит перепись населения. Уже в конце своего правления издает указ о престолонаследии, по которому монарх может сам выбирать наследника. Это приведет к династическому кризису, потому что он так и не успеет выбрать наследника.

Северная война

(К2) Петр I объявил войну Швеции, собрал войска и выступил с походом к Нарве. Он лично спланировал осаду крепости, но выбранное им расположение войск было неудачным, что стало одним из факторов поражения под Нарвой. После этого поражения Петр I модернизировал армию и флот, что в дальнейшем позволило одерживать победы в сражениях и в конечном итоге – выиграть Северную войну.

Модернизация налоговой системы

(К2) Петр I принял решение о проведении налоговой реформы. Он потребовал провести перепись мужского населения и ввел подушную подать, которой облагалось все мужское население податных сословий. Благодаря этому налоговая система была модернизирована и стала приносить больше денег в казну.

(К4) Налоговая реформа Петра I в 18 веке будет приносить почти половину государственных доходов, что позволит России проводить многочисленные войны (например, несколько русско-турецких) и продолжать развивать армию и флот.

Читайте также: