Роль директора школы в становлении педагогического коллектива
Обновлено: 05.07.2024
Эссе для участия в отборе кандидатов в кадровый резерв в сфере образования.
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_esse_potapova.docx | 15.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Задача школы: не только обучать, но и воспитывать. Роль директора школы.
Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к сфере образования. Задача современной школы состоит не только в достижении образовательных результатов, но и в воспитании личности, способной к самореализации в современном информационном высокотехнологичном обществе, личности, социально зрелой, имеющей внутренние ресурсы, которые могут быть использованы для решения значимых для личности и общества проблем. Исходя из этого, в школе должен быть организован не только учебный, но и воспитательный процесс. В новых условиях, несомненно, возрастает роль директора – ключевой фигуры в школьной жизни. Сегодня он обязан ежедневно принимать множество разнообразных управленческих решений, уметь грамотно организовать и воспитательный процесс. Именно на руководителя школы ложится большая ответственность, ведь воплощая какие-либо воспитательные идеи в различные школьные дела, он должен видеть стратегическую перспективу развития педагогического коллектива. Директор – воспитательный центр школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гимназия №1529 имени А.С. Грибоедова - школа, в которой обучают искусству жизни
Всероссийский конкурс "Я - директор школы." Эссе "Школа, в которой комфортно работать и учиться"
В какой школе комфортно работать и учиться.
Роль исследовательской деятельности в работе директора школы.
Рассматриваемая в статье проблема тесно связана и с проблемой субъективного развития, саморазвития и творческой самореализации руководителя школы в профессиональной сфере, его внутренней п.
Цель современного образования - обучая, развивать и воспитывать.
Доклад на районной педагогической конференции.
Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства в рамках программы "Школа - второй дом"Основные цели современной школы - не только научить, но и воспитать достойного гражданина нашего общества
Основные цели современной школы - не только научить, но и воспитать достойного гражданина нашего общества. Однако достичь поставленной цели можно только строя свою работу в тесном взаимодействии с сем.
Выступление директора школы Галустян Светланы Леоновны на заседании педагогического совета от: 14.01. 2019г по теме:«Качество знаний учащихся – залог успеха ш.
Руководитель школы (директор школы) – ключевая фигура в сфере образования, определяющая успешность реализации происходящих изменений в образовании. Как считают многие специалисты в области педагогического менеджмента, директор современной школы — это эффективный руководитель, обладающий такими качествами как: компетентность; коммуникабельность; внимательное отношение к подчиненным; смелость в принятии решений; способность творчески решать проблемы.
Эффективный руководитель (директор) школы – это:
творческая личность, способная преодолевать стереотипы и находить нетрадиционные пути решения стоящих перед школой задач, создавать и использовать инновационные управленческие технологии;
личность, постоянно работающая над собой, над своими профессиональными и личностными качествами;
стратег, видящий перспективу развития своей школы на несколько лет вперед;
личность, вдохновляющая своим примером педагогический коллектив.
Директор Центра исследования лидерства Института образования Лондонского университета профессор Альма Харрис полагает, что навыков и компетенций, которыми должен владеть современный руководитель (директор) школы, очень много, но самое главное, - это способность сформировать команду педагогов. Именно учитель работает с учеником напрямую, и поэтому директор должен верить в учителя, доверять его мнению и допускать, что тот может лучше него разбираться в каких-то вопросах.
В последние годы в казахстанской школе происходят значительные перемены. Происходит насыщение образовательного процесса современным учебным, технологическим оборудованием, учебными пособиями и учебными комплексами.
В образовательный процесс внедряются инновационные образовательные технологии, причем не на уровне замены отдельных деталей, а на уровне концептуальных изменений, требующие подготовки квалифицированных педагогов новой формации.
Школьники XXI века значительно отличаются по развитию от школьников века двадцатого. В этих условиях функции и роль руководителя (директора) школы существенно меняются. С одной стороны, директор школы — это эффективный менеджер, так как сегодня директору школы приходится выполнять очень много управленческих функций – распоряжение бюджетом, взаимодействие с общественностью, взаимодействие с вышестоящим руководством, и т.д. Навыки управления организацией с каждым днем становятся все более и более важными, и педагогикой директору заниматься некогда.
С другой стороны, в рамках большой свободы директор современной школы, помимо теории управления, должен разбираться и в современных образовательных парадигмах, и приоритетах, и в перспективных образовательных технологиях.
На практике же, когда у директора масса управленческих и других задач, трудно требовать, чтобы он был эффективным менеджером и эффективным инноватором в плане педтехнологий. По мнению ряда исследователей сегодня существует четыре основных типа руководителей (директоров) школ:
В большинстве своем эффективными руководителями не рождаются, а становятся. Получить знания и навыки эффективного менеджмента можно, пройдя специальное обучение. Вместе с тем, можно добиться этого и путем самообразования. Во всех случаях нужна соответствующая мотивация: личные амбиции (я не хуже других), стремление сделать карьеру (плох тот солдат, который не хочет стать генералом), школьный патриотизм (моя школа лучше), желание заработать (лучше работаешь – больше получаешь).
В современное время руководитель (директор школы) является координатором, социальным строителем, носителем всего нового, прогрессивного и демократического. Основываясь на различных принципах управления, руководитель использует в своей работе индивидуальный подход к педагогам, с учетом человекоцентрического подхода.
Одним из вариантов человекоцентристкого подхода к социально -психологическим и культурно-этическим аспектам управления является система Дейла Карнеги, изложенная им в знаменитых 10 правилах:
1.Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинства собеседника.
2.Указывайте на ошибки других не прямо, а косвенно. Прямая критика бесполезна, так как она заставляет обороняться.
3.Сначала говорите о собственных ошибках, а потом критикуйте собеседника.
4.Задавайте собеседнику вопросы вместо того, чтобы ему что-то приказать.
5.Давайте людям возможность спасти свой престиж.
6.Будьте щедры на похвалы.
7.Создавайте людям хорошую репутацию, которую они будут стремиться сохранить и оправдать.
9.Добивайтесь, чтобы людям приятно было делать то, что вы хотите.
10.Давайте людям возможность сохранять своё лицо.
Большаков А.С. Менеджмент. Учебное пособие. - СПб.: «Издательство "Питер", 2000. - 160 с.
Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики. Под ред. Т.И.Шамовой. - М., 1991. - с. 352
Исаев И. Ф. Школа как педагогическая система: Основы управления. - М.; Белгород, 1997. - с. 286
Кустобаева Е. Управленческая культура директора: адекватная самооценка. Народное образование. - 2002. - № 1.
Педагогика. Под ред. П.И. Пидкасистого.- М., 1998. - с. 452
Управление современной школой: Пособие для директора школы. Под ред. М. М. Поташника. - М., 1992. - с. 298
Вопрос о том, нужна ли в каждой отдельной школе такая управленческая единица, как директор, был поднят недавно. В прежние времена директор воспринимался как нечто высокое и очень серьёзное. Рядовые учителя, если не справлялись с нерадивыми учениками, в качестве угрозы предупреждали:
Как ни банально это звучит сейчас, но в те времена подобное предупреждение действовало устрашающе. Многие ученики предпочитали не продолжать свои шалости. Должность директора школы воспринималась как очень авторитетная. Слово директора было истиной в последней инстанции. Что же изменилось в современных школах?
Современный директор школы: пугало или по хозяйственной части?
Не имеет смысла перечислять по пунктам обязанности директора. Можно ограничиться общими формулировками, которые помогут создать образ директора в глазах учеников и учителей.
Вот одна из точек зрения, высказанная учителем анонимно:
Другой анонимный участник опроса охарактеризовал роль директора так:
Наверное, в школе основная задача директора – решать административные, финансовые и хозяйственные вопросы. Не думаю, что ему нужно вмешиваться в вопросы обучения и воспитания. Каждый должен заниматься своим делом. Уволить, наказать, взять на работу, рассчитать бюджет, решить вопрос с ремонтом, подписать приказ о каникулах – это к директору. А вот за образовательный процесс отвечает завуч, за воспитание – зам. по ВР, за права учителей – профсоюз, за права учеников – омбудсмен. Замечательно, когда директор на хорошем счету в Минпросе, тогда он сможет какие-то преференции для школы добыть. Хорошо, когда директор молод, тогда у него много сил и здоровья. Да и в ногу со временем идет.
И еще одно мнение учителя, пожелавшего остаться анонимным:
Директор нужен школе, чтобы осуществлять взаимодействие школы с внешним миром. Раньше, в советские времена, директор школы был ее матерью и отцом одновременно. Был в курсе всего, во все вникал, за своих учителей и учеников стоял горой, вдохновлял, учил, защищал. Сейчас директор – это расстрельная должность. За все отвечает, прав ни на что не имеет, во всем всегда виноват и может быть уволен в один момент, о чем знает, поэтому ведет себя так, чтобы не вызвать гнев своего начальства. Свободных директоров, в глазах которых нет страха и загнанности, - по пальцам можно пересчитать.
Какая из этих точек зрения ближе к истине? Видимо, все три одновременно. Но есть еще, одна главная функция директора школы.
Директор – это государственный человек.
От него зависит, в каком ключе идет воспитание подрастающего поколения в его школе, он проводит политику государства, он отвечает за то, чтобы выпускники его школы были достойными гражданами страны, разделяли общераспространенные ценности, были высокоморальными и высоконравственными, патриотично настроенными людьми. А учителя ему в этом помогают. И вот еще одно мнение практикующего педагога, без 5 минут директора:
Я сам скоро стану директором. С сентября мне дают школу. Не знаю, справлюсь ли, но буду стараться. Возможно, получив опыт директорства, я буду думать иначе, но сейчас мне кажется, что быть директором – это быть хозяином. Считаю важным быть в курсе всего, влиять на принятие решений педагогическим коллективом, уживаться в мире с коллективом, родителями, начальством, всякими службами, создавать в школе здоровую рабочую атмосферу. Школа очень консервативна, поэтому хозяину нужно быть очень аккуратным, перед каждым нововведением семь раз отмерить, четко понимать цель и задачи и, не торопясь, обдуманно, взвешенно двигаться к цели и решать задачи.
Видение функционала руководителя образовательного учреждения простыми учителями не идёт вразрез с мнением большинства граждан. И это не удивительно. Ведь отношение к директору вырабатывалось десятилетиями. Прежний социально-политический строй оставил в головах граждан определённую схему по поводу места, задач и образа директора. Одна из главных ролей директора учебного заведения – это объединение педагогического коллектива. Поиск точек соприкосновения даже там, где споры и даже негодования появляются часто.
Руководитель образовательной организации является и его идейным вдохновителем, и эмоциональным лидером, и создателем атмосферы, культуры общения и взаимодействия внутри организации и соответственно, организационной культуры. Формирование корпоративной культуры, как правило, идет от руководителя ОО. Именно поэтому очень важно, чтобы руководитель сформулировал основные ценности своей организации.
Чтобы быть способным создать в коллективе благоприятный климат, руководитель сам должен обладать определенными личностными качествами: уверенность в себе, вежливость и приветливость, чувство юмора. Кроме того, необходима и определенная управленческая этика, составными элементами которой являются:
- умение говорить и слушать, поощрять и наказывать;
- готовность брать ответственность на себя;
- интерес к подчиненным, ориентация на человека (способность помочь людям осознать свою нужность в организации, повысить мотивацию к эффективному труду).
Принципиальным моментом управленческой этики является готовность руководителя брать ответственность за промахи организации на себя, вне зависимости от степени его персональной ответственности.
Поскольку главным в деятельности руководителя является выработка управленческого решения, то важное значение имеет такая составляющая КК руководителя, как культура мышления, которую образуют следующие компоненты:
- умение выделить, вычленить из множества переменных (признаков, факторов, условий) наиболее существенные для данной ситуации или задачи, то есть ранжировать их;
- предвидение последствий принимаемого решения, способность проследить наперед по нескольким последовательным уровням системной декомпозиции ход его реализации, возникающие при этом противодействия, а также предусмотреть последствия и побочные эффекты;
- сочетание частей и целого при построении абстрактных и реальных систем, достижение рациональных соразмерности и соподчиненности;
- соизмерение ближайших, промежуточных и отдаленных результатов в процессе осуществления цели, позволяющее распределять усилия или ресурсы между текущими и перспективными делами.
Руководитель должен постоянно помнить, что более ценным является не шаблонное исполнение приказания, а творческая самостоятельность.
Взаимоотношения руководителя с подчиненными:
Руководитель должен стремиться превратить организацию в сплочённый коллектив с высокими моральными нормами общения;
При возникновении проблем и трудностей, связанных с недобросовестностью, руководителю следует выяснить ее причины;
Не следует постоянно попрекать подчиненного его слабостями, недостатками;
Если сотрудник не выполнил распоряжение, руководителю необходимо дать ему понять, что он знает об этом;
Замечания подчинённому необходимо делать один на один;
Критикуйте действия и поступки, а не личность;
Относитесь к сотрудникам как к равноправным членам и ко всем с одинаковыми мерками;
Соблюдайте принцип распределительной справедливости – чем больше заслуги, тем больше должно быть вознаграждение;
Открытость руководства по отношению к сотрудникам;
Предоставление руководителем равных возможностей всем своим подчиненным для выполнения своих обязанностей;
Поддержка инициативности подчиненных;
Понимание специфики работы подчиненных и разделение ответственности за результаты их работы;
Поощряйте свой коллектив;
Доверяйте сотрудникам и признавайте собственные ошибки в работе;
Защищайте своих подчиненных и будьте им преданными;
Выбирайте правильную форму распоряжения;
Непредвзятость и справедливая оценка результатов работы подчиненных.
Взаимоотношения подчиненных с руководителем:
Уважение, дисциплина и соблюдение субординации;
Добросовестное выполнение, как своих прямых должностных обязанностей, так и других заданий руководства, не описанных в должностных инструкциях, но напрямую относящихся к сфере и специфике деятельности учреждения;
Старайтесь помогать руководителю в создании в коллективе доброжелательной атмосферы;
Не пытайтесь навязывать руководителю свою точку зрения или командовать им. Высказывайте ваши предложения или замечания тактично и вежливо.
В случае неприятностей старайтесь помочь облегчить выход из этой ситуации, предложить своё решение;
Будьте преданы и надёжны, но не будьте подхалимом. Имейте свой характер и своё мнение;
-80%
Читайте также: