Роль деятельности и общения в развитии ребенка в условиях школы курсовая

Обновлено: 04.07.2024


В последние годы актуализировалась проблема развития и укрепления психического здоровья детей, эта тема стала достаточно очевидной в связи с ростом нервно-психических заболеваний и функциональных расстройств среди детей дошкольного возраста.

Чем старше становится малыш, тем большую значимость для ребенка начинают приобретать контакты и конфликты со сверстниками. Межличностные взаимоотношения остро переживаются ребенком и окрашены самыми разнообразными эмоциями. Весь опыт первых межличностных отношений, в первую очередь, со сверстниками, закладывает фундамент построения личности ребенка. Пережитые эмоции определяют отношение к миру, к окружающим, к себе. Как правило, формирование и закрепление этого опыта происходит именно в дошкольные годы.

В последнее десятилетие проблемы общения у детей дошкольного возраста привлекают особое внимание исследователей. Гуманистическая направленность образования позволяет личности сохранять свои особенности, но в тоже время помогает адаптироваться в соответствии с окружающим пространством. Именно развитые коммуникативные навыки помогают в будущем жить человеку в гармонии с собой и обществом.

Как известно, для детей дошкольного возраста характерна игровая деятельность. Игра для них — это не развлечение, как обычно ее воспринимают взрослые и снисходительно относятся к ней. Для детей игра — достаточно трудоемкий процесс: ведь в игре необходимо не только знакомиться с правилами игры и соглашаться с ходом игры, но и заставлять себя подчиняться выбранным правилам. Результат игры — это успех или неуспех ребенка, полученное удовлетворение или горькие чувства. Умение справляться с эмоциями, проявлять волю, подчинять свое поведение общей цели, проявлять сосредоточенность в ходе игры — это опыт игровых и реальных взаимоотношений, основа навыков коммуникации. Навыки общения играют первостепенную значимость в развитии коммуникативных отношений. Именно общение помогает устанавливать контакты, применять на практике различные формы поведения, уметь приспосабливать и корректировать свое поведение в соответствии с нормами взаимоотношений и ожиданиями окружающих.

По результатам множества исследований отечественных и зарубежных ученых можно сделать заключение о том, что, если потребность ребенка в общении со сверстниками не находит достаточного для него удовлетворения и не имеет возможности быть компенсированной в другой деятельности, то психоэмоциональное состояние ребенка способствует появлению негативных черт поведения. Ребенок становится неуверенным в себе, теряет доверие к сверстникам, проявляет агрессивность и грубость, становится обидчивым и капризным.

Недостаточное исследование причин нарушения общения у дошкольников не дает возможности скоординировать влияние и роль общения среди сверстников на дальнейшее развитие личности ребенка и результаты его деятельности. Исследования в области нарушений общения среди детей дошкольного возраста помогают ребенку в более старшем возрасте принимать на себя новые социальные роли, преодолевать проблемы адаптации, связанные с изменениями окружающего коллектива и вида деятельности, а также ряд других актуальных проблем, решение которых ставит перед собой психологическая наука.

Дошкольный период очень важен в воспитании ребенка, поскольку формирует все основные жизненные установки. Мы живем в социальном мире, мире постоянного взаимодействия и контактов. Умение устанавливать гармоничные отношения, умение общаться с соблюдением принятых норм и правил взаимоотношений — важнейший навык, приобретаемый ребенком с детства. В. А. Сухомлинский призывал начинать любое дело с формирования чувства успеха: оно должно присутствовать не только в конце любого действия, но и начинаться с него. К любой деятельности ребенок приступит с легкостью и желанием, если его эмоциональное состояние будет окрашено положительными эмоциями, если общение ребенка со сверстниками и со взрослыми принесет удовлетворение его возрастным потребностям. Чем больше расширяется связь ребенка с окружающим миром, тем сложнее и глубже проявляется роль общения, обогащая душевную жизнь ребенка. Подводя итог, можно сказать, что общение является одним из важнейших моментов, определяющим развитие личности ребенка.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, ребенок, сверстник, контакт, общение, окружающий мир, отношение, роль общения, умение.

Читайте также: