Родителям макара нравится то как в детском саду организованы занятия по развитию речи и ритмике

Обновлено: 02.07.2024

С точки зрения педагогики ритмика – это двигательные упражнения, которые осуществляются под музыку. Ни одна система воспитания не обходится без ритмики. Особенно это касается работы в детских образовательных учреждениях.

Что такое ритмика?

С помощью ритмики дети развиваются с физической точки зрения гармонично, их музыкальных слух становится тоньше, формируется музыкальная память, а движения становятся более выразительными. Дети знакомятся с разными танцами и музыкальными произведениями, с помощью движений они начинают выражать характер звучащей музыки.

На занятиях по логоритмике применяется множество самых разных движений: это и прыжки, и игры, и бег, и гимнастические упражнения, и танцы, и имитации.
Логоритмика – это полноценная часть педагогики и логопедии, особенно на корректирующем курсе.

Согласно Э. Килинской-Эвертовской логопедическая ритмика – это определенная система, состоящая из упражнений, сочетающих в себе движения и музыку, и организованная для коррекции речевых нарушений.

Не стоит считать логопедическую ритмику альтернативой логопедической коррекционной работе. Это лишь часть всего логопедического комплекса занятий, которая выполняет цели логопедии.

Согласно А. Розенталю логопедическая ритмика – это относительно новое явление в логопедии, которое направлено на речевую коррекцию с помощью музыки и слова.

Были проведены масштабные исследования детей с речевыми аномалиями, были обследованы их компенсаторные процессы, также учтены данные разных реабилитационных практик, что внесло существенный вклад в развитие логопедической ритмики.

Логоритмика исследует особенности обучения и формирования людей, страдающих разными речевыми нарушениями. В ее компетентность также входят дефекты в развитии неречевых способностей психики. С помощью экспериментов и практической работы определяются задачи воспитания по методу логоритмики, их содержание. Также определяются необходимые для реализации задач средства и методы, что позволяет правильно организовать занятия по логоритмике.

Одной из главных задач, которая ставится перед логоритмикой (являющейся лишь одной из многих составляющих логопедической работы) является воздействие на двигательные функции людей, страдающих речевыми дефектами. Через движения перестраивается речь человека, устраняются имеющиеся дефекты.

Согласно литературным источникам уже исторически сложилось понимание логоритмики, как сочетания движений частей тела с произнесением под музыку речевого материала.

Сегодня логоритмика имеет несколько расширенное определение. Современные авторы пишут о ней, как об эффективном средстве, через которое можно воздействовать на нарушения у детей с ОНР психомоторных функций, функций сенсорики. Воздействие это оказывается с помощью сочетания слов, музыки и движений.

Получается, что логоритмика – это активная форма терапии, метод оказания воздействия на детей с помощью музыкального ритма. Теперь это уже стало полноценной учебной дисциплиной, обладающей целым рядом эффективных методик.

Если упростить, то логоритмика – это переплетение музыки со словами и телесными движениями. Эти элементы могут по разному взаимодействовать друг с другом, в разных упражнениях каждый из них может занимать преобладающую позицию, но в результате мы получаем множество разнообразных направлений, включающих в себя эти элементы.

Логопедическая ритмика должна быть включена в любую коррекционную методику работы с людьми, имеющими разные нарушения в речевом развитии. Во время занятий по логопедической ритмики дети совершают движения под звучащую музыку и произносят речевые конструкции.

Этот метод является частью лечебной ритмики.

По мнению Г.А. Волковой логоритмика – это разновидность существующих форм активной терапии. Она используется во время реабилитационных воспитательных мероприятий. Она позволяет корректировать недостатки речи.

Цель ритмики

Целью ритмики является помощь детям в исправлении речевых дефектов, которое происходит в результате двигательной активности. Ее внедряют в разные воспитательные методики по реабилитации. Далее обсудим подробней термины, которые описывают работу логоритмики. Это даст возможность глубже проникнуть в суть этого направления в логопедии.

Первый термин – объект. Объектом логоритмики считается структура имеющегося дефекта в речи, нарушенные функции психологии и речи у людей, страдающих речевыми дефектами.

Следующий термин – предмет. Предметом логоритмики выступают разнообразные нарушения, связанные с сенсорикой и психомоторикой. Также предметом можно назвать и систему занятий логоритмики.

Следующий термин – цель. Целью логоритмики является избавление человека от речевых дефектов с помощью коррекции речевых и неречевых функций психики. В конечном итоге эти занятия позволят человеку адаптироваться под условия среды.

Следующий термин – задачи. Логоритмика ставит перед собой задачи следующего характера: оздоровление человека, развитие его познавательных способностей, воспитание ребенка, коррекция его речи.

Все принципы, на которых основана логоритмика, можно разделить на две большие группы: это специфические принципы и дидактические принципы. Эти группы действуют взаимосвязано и дают возможность добиться единства в области воспитания и коррекции речи людей с речевыми дефектами. Обсудим эти группы более подробно.

Главный принцип, касающееся коррекционной работы вообще и логоритмических занятий в частности – это принцип систематичности. Он проявляется в том, что материал курса логоритмики должен раскрываться последовательно, теоретические и практические элементы занятий должны быть взаимосвязаны, необходимо следить за постепенным раскрытием курса и правильно распределять материал в процессе занятий.

Принцип системности обязателен для всех элементов комплекса занятий по логопедии и логоритмике. Коррекционный процесс должен быть непрерывен, занятия проводиться регулярно и планомерно.

Какими должны быть логоритмические упражнения?

Если разные логоритмические упражнения выполнять каждый день в одно и то же время, то это приучит воспитателей и дошкольников к определенному режиму, который будет оказывать оздоровляющий эффект. Например, утром можно проводить дыхательную голосовую зарядку, которая может сочетаться с разными движениями под музыку.

В другие режимные моменты можно проводить релаксацию, петь с детьми гласные звуки и разучивать с ними короткие песенки, также можно учить детей сочетать ритм музыки и движения. Именно регулярные занятия позволяют перестроить многие процессы в самых разных системах человеческого организма.

Логоритмика подразумевает многократные повторения изучаемых двигательных навыков. Только в случае, если новое движение повторяется многократно, организм получает оздоровительный эффект.

Чтобы занятия были эффективными, повторяемые действия нужно постоянно сочетать с новыми. В результате повторение будет вариативно: упражнение будет меняться, также будут варьироваться приемы выполнения и содержание проводимых занятий. Благодаря вариативности можно вовлечь детей в процесс: повысить их внимание, развить положительные эмоции.

Новые элементы нужно вводить без резких скачков, соблюдая принцип постепенности. Согласно И.П. Павлову нужно за правило брать постепенность и упражняемость в процессе логоритмической коррекционной работы.

Проведенные наукой исследования дают возможность максимально правильно учитывать особенности физиологии и психологии людей, страдающих речевыми нарушениями: их работоспособность, их двигательные возможности, скорость утомляемости, степень речевой активности, особенности логического и образного мышления, преобладающий вид деятельности и многие другие.

Содержание занятий логоритмикой

Опираясь на эти данные, логоритмика позволяет разработать такое содержание коррекционного воспитания, которое будет оказывать полезное воздействие не только на речь человека, но и на его здоровье в целом.

Все виды организации занятий по логоритмике направлены на развитие всех сторон личности ребенка. В процессе занятий не только исправляются недостатки в речи, но и улучшается двигательная активность организма, развивается его сенсорная система, происходит перевоспитание личности.

Важно учить воспитанников использовать разные двигательные навыки, ориентироваться в пространстве, понимать смысл совершаемых действий, преодолевать препятствия, которые мешают ребенку стремиться к творчеству.

Логоритмика постоянно развивается, как направление логопедии. С каждым годом она обрастает солидным багажом новых знаний и практик, проводятся тщательные исследования различных систем организма у людей с речевыми нарушениями.

Таким образом, логоритмика изучает особенности развития и деградации двигательной и сенсорной системы человека, их взаимодействие с другими функциями психики. Это позволяет логоритмическим занятиям значительно воздействовать на коррекционную практику по восстановлению и формированию речевой активности у детей с речевыми нарушениями.

Проблема: У детей дошкольного возраста часто наблюдается значительное нарушение различных компонентов языковой системы, недостаточно сформированы психомоторные и речевые процессы.

Гипотеза: В развитии речевой и психической деятельности детей положительную роль играют занятия логоритмикой.

Цель: Стимулирование процесса речевой и психической деятельности детей посредством использования занятий логоритмикой.

Конечный продукт: Разработка банка мероприятий по логоритмической деятельности.

Объект исследования: Процесс речевого и психомоторного развития детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: Логопедическая ритмика как средство развития и стимулирования речи и моторики у детей.

Оборудование: СD диск с презентацией защиты темы самообразования ВВЕДЕНИЕ

С каждым годом растёт количество детей с различными отклонениями в речевом развитии,в связи с тем, что существенно возрос ритм жизни и недостаточно внимания уделяется детям со стороны родителей. Живое общение с ребенком заменяется просмотром телепередач. Также имеет значение увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология.

У многих детей наблюдается значительное нарушение всех компонентов языковой системы. Дети мало пользуются прилагательными, наречиями, допускают ошибки в словообразовании и словоизменении. Фонетическое оформление речи отстаёт от возрастной нормы. Отмечаются стойкие ошибки в звуконаполняемости слов, нарушение слоговой структуры, недостаточное развитие фонематического восприятия и слуха. Нарушаются логико-временные связи в повествовании. Эти нарушения служат серьёзным препятствием для овладения детьми программой дошкольного учреждения, а в дальнейшем и программой начальной школы.

Опыт работы показывает, что наряду с традиционными методами работы в исправлении речевых нарушений, большую положительную роль играет логопедическая ритмика (логоритмика, основанная на синтезе слова, движения и музыки.

Логоритмика представляет собой объединение речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений на основе единого замысла системы музыкально-двигательных, осуществляемых в целях логопедической коррекции и стимулирования двигательной активности. Необходимо, особо отметить, значение музыки при использовании логоритмики. Музыка не просто сопровождает движение и речь, а является их организующим началом. Музыка может задавать определённый ритм перед началом занятия, настраивать на глубокий отдых во время релаксации на заключительном этапе занятия.

Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической деятельности, сочетающим исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей дошкольного возраста происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса.

Занятия логоритмикой – составная часть коррекционного воздействия на дошкольников, так как многие дети страдают не только речевыми нарушениями, но и имеют целый ряд признаков двигательной недостаточности общей и мелкой моторики, нарушения просодики, психологические проблемы.

Логопедическая ритмика представлена широким спектром специальных игр и упражнений, направленных на исправление речевых и неречевых нарушений, развитие коммуникативных навыков, а также формирование положительной познавательной мотивации. Можно использовать элементы логоритмики, включая их в логопедические, музыкальные, физкультурные занятия, занятия по развитию речи.

Цель логоритмики : профилактика и преодоление речевых расстройств путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Использование средств логоритмики в работе по развитию речи позволяет решать широкий круг задач.

Оздоровительные задачи: укрепление костно-мышечного аппарата; развитие физиологического дыхания; развитие координации движений и моторных функций; воспитание правильной осанки, походки, грации движений; развитие ловкости, силы, выносливости.

Образовательные задачи: формирование двигательных навыков и умений; пространственных представлений и способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других детей и предметов; развитие переключаемости; совершенствование певческих навыков.

Воспитательные задачи: воспитание и развитие чувства ритма; способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность; воспитание умения перевоплощаться, проявлять свои художественно-творческие способности; воспитание умения соблюдать заранее установленные правила.

Коррекционные задачи: развитие речевого дыхания; формирование и развитие артикуляционного аппарата; развитие общей и мелкой жений, ориентации в пространстве; регуляции мышечного тонуса; развития музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активация всех видов внимания и памяти.

2. Развитие речевых процессов у детей и корректирование их речевых нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

Методы и приёмы обучения на занятиях по логопедической ритмике

1. наглядно- зрительные приёмы, такие, как показ педагогом движения; подражание образам; использование зрительных ориентиров и наглядных пособий.

2. приемы для обеспечения тактильно-мышечной наглядности с применением различного инвентаря : кубиков, массажных мячей и т. д.

3. Наглядно-слуховые приё мы для звуковой регуляции движения: инструментальная музыка и песни, бубен, колокольчики и др. ; короткие стихотворения.

Словесные методы применяются для осмысления детьми поставленной задачи и осознанного выполнения двигательных упражнений.

Игровая форма занятия активизирует элементы наглядно-образного и наглядно-действенного мышления, помогает совершенствовать разнообразные двигательные навыки, развивает самостоятельность движений, быстроту ответной реакции.

Соревновательная форма применяется как средство совершенствования уже отработанных навыков, воспитания чувства коллективизма, воспитания морально-волевых качеств.

Структура и содержание занятий по логопедической ритмике

Занятия логоритмикой проводятся 2 раза в неделю. Каждое занятие проводится по единой лексической теме в игровой форме. Оно длится от 15 до 25 минут в зависимости от возраста детей.

o Положительная динамика процесса усвоения ребенком правильного звукопроизношения.

o Выработка правильного темпа речи, ритма дыхания;

o Развитие речевого выдоха;

o Улучшение речевой памяти;

o Способность выполнять дыхательные и пальчиковые упражнения, быстро реагировать на смену движений.

o Развитиекоординации в соответствии с музыкальным сопровождением, что способствует снижению психоэмоционального напряжения и укреплению здоровья детей

o Занятия логопедической ритмикой полезны всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание и др.

o Создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и т. д.

o Регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения.

o Формируют у детей чувства ритма, внимания, координации в соответствии с музыкальным сопровождением, что способствует снижению психоэмоционального напряжения и укреплению здоровья детей.

Развитие речи и координации движений под музыку.

Развитие речевого дыхания.

Портфолио Департамент образования города Москвы Восточное окружное управление образования Департамента образования Государственное бюджетное образовательное.

Портфолио воспитателя Департамент образования города Москвы Восточное окружное управление образования Департамента образования Государственное бюджетное образовательное.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Проект для детей логопедической группы

Тип проекта: Исследовательский

Проблема: У детей дошкольного возраста часто наблюдается значительное нарушение различных компонентов языковой системы, недостаточно сформированы психомоторные и речевые процессы.

Гипотеза: В развитии речевой и психической деятельности детей положительную роль играют занятия логоритмикой.

Цель: Стимулирование процесса речевой и психической деятельности детей посредством использования занятий логоритмикой.

Конечный продукт: Разработка картотеки по логоритмической деятельности. Объект исследования: Процесс речевого и психомоторного развития детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: Логопедическая ритмика как средство развития и стимулирования речи и моторики у детей.

Оборудование: электронный носитель с презентацией по теме самообразования.

Тип проекта – долгосрочный(сентябрь-май) Этапы реализации.

Проект будет реализован в три этапа.

определение темы, цели и задач, содержания проекта, прогнозирование результата; изучение научно – методической литературы по данной проблеме;

создание условий для реализации проекта:пополнение наглядного материала; подбор упражнений и игр для развития дыхания, голоса, подвижности органов артикуляционного аппарата, мимической мускулатуры, создание сборников речевых подвижных и пальчиковых игр;составление перспективного и календарно – тематического планов работы.

Содержание деятельности воспитателя:

проведение упражнений, подвижных и пальчиковых игр в течение дня и во время проведения режимных моментов;

закрепление изученного материала.

Содержание деятельности родителей:

участие в занятиях по развитию лексического строя речи;

закрепление изученного материала по заданию воспитателя в процессе повседневного общения с ребенком;

проведение упражнений, речевых подвижных и пальчиковых игр в домашних условиях.

проведение диагностического обследования с целью определения эффективности работы; подведение итогов реализации проекта;

Технические средства: музыкальный центр, компьютер.

Наглядный материал: комплекс артикуляционной гимнастики, изображение эмоций, картинный материал.

Комплексы артикуляционной гимнастики.

Упражнения для развития дыхания, голоса, мимической мускулатуры.

Сборники речевых подвижных и пальчиковых игр, составленные в соответствии с изучаемой лексической темой.

С каждым годом растёт количество детей с различными отклонениями в речевом развитии, в связи с тем, что недостаточно внимания уделяется детям со стороны родителей. Живое общение с ребенком заменяется просмотром ТВ, планшетами, телефонами. Также имеет значение увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология.

У многих детей наблюдается значительное нарушение всех компонентов языковой системы. Дети мало пользуются прилагательными, наречиями, допускают ошибки в словообразовании и словоизменении. Фонетическое оформление речи отстаёт от возрастной нормы. Отмечаются стойкие ошибки в звуконаполняемости слов, нарушение слоговой структуры, недостаточное развитие фонематического восприятия и слуха. Нарушаются логико-временные связи в повествовании. Эти нарушения служат серьёзным препятствием для овладения детьми программой дошкольного учреждения, а в дальнейшем и программой начальной школы.

Опыт работы показывает, что наряду с традиционными методами работы в исправлении речевых нарушений, большую положительную роль играет логопедическая ритмика (логоритмика), основанная на синтезе слова, движения и музыки.

Логоритмика представляет собой объединение речедвигательных и музыкально- речевых игр и упражнений на основе единого замысла системы музыкально-двигательных, осуществляемых в целях логопедической коррекции и стимулирования двигательной активности. Необходимо, особо отметить, значение музыки при использовании логоритмики. Музыка не просто сопровождает движение и речь, а является их организующим началом. Музыка может задавать определённый ритм перед началом занятия, настраивать на глубокий отдых во время релаксации на заключительном этапе занятия.

Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической деятельности, сочетающим исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей дошкольного возраста происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса.

Занятия логоритмикой – составная часть коррекционного воздействия на дошкольников, так как многие дети страдают не только речевыми нарушениями, но и имеют целый ряд признаков двигательной недостаточности общей и мелкой моторики, нарушения просодики, психологические проблемы.

Логопедическая ритмика представлена широким спектром специальных игр и упражнений, направленных на исправление речевых и неречевых нарушений, развитие коммуникативных навыков, а также формирование положительной познавательной мотивации. Можно использовать элементы логоритмики, включая их в логопедические, музыкальные, физкультурные занятия, занятия по развитию речи.

Цель логоритмики: профилактика и преодоление речевых расстройств путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Использование средств логоритмики в работе по развитию речи позволяет решать широкий круг задач.

Оздоровительные задачи: укрепление костно-мышечного аппарата; развитие физиологического дыхания; развитие координации движений и моторных функций; воспитание правильной осанки, походки, грации движений; развитие ловкости, силы, выносливости.

Образовательные задачи: формирование двигательных навыков и умений; пространственных представлений и способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других детей и предметов; развитие переключаемости; совершенствование певческих навыков. Воспитательные задачи: воспитание и развитие чувства ритма; способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность; воспитание умения перевоплощаться, проявлять свои художественно-творческие способности; воспитание умения соблюдать заранее установленные правила.

Коррекционные задачи: развитие речевого дыхания; формирование и развитие артикуляционного аппарата; развитие общей и мелкой моторики; совершенствование лексико-грамматического строя речи, развитие восприятия, воображения, мышления; развитие чувства ритма, темпа, просодики, фонематического слуха, фонематического и слухового восприятия; развитие умения расслабиться, снять напряжение.

В логопедической ритмике используются следующие методы и приемы:

Наглядно- зрительные приёмы, такие, как показ педагогом движения; подражание образам; использование зрительных ориентиров и наглядных пособий

Приемы для обеспечения тактильно-мышечной наглядности с применением различного инвентаря : кубиков, массажных мячей и т.д.

Наглядно-слуховые приёмы для звуковой регуляции движения: инструментальная музыка и песни, бубен, колокольчики и др.; короткие стихотворения.

Словесные методы применяются для осмысления детьми поставленной задачи и осознанного выполнения двигательных упражнений и включают:

объяснение новых движений с опорой на жизненный опыт детей;

пояснение движения; указания при самостоятельном воспроизведении детьми показанного педагогом движения;

разъяснения смысла двигательных действий, уточнение сюжета игры;

команды для акцентирования внимания и одновременности действий; для этого используются считалки, игровые попевки из народного творчества;

образный сюжетный рассказ для развития выразительных движений у детей и лучшего перевоплощения в игровой образ (1-2 мин.);

Игровая форма занятия активизирует элементы наглядно-образного и наглядно-действенного мышления, помогает совершенствовать разнообразные двигательные навыки, развивает самостоятельность движений, быстроту ответной реакции.Соревновательная форма применяется как средство совершенствования уже отработанных навыков, воспитания чувства коллективизма, воспитания морально-волевых качеств.

Логоритмические упражнения включают в себя следующие элементы:

логопедическую гимнастику - комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата

чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков

пальчиковую гимнастику для развития тонких движений пальцев рук

упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно - двигательного и координационного тренинга

фонопедические упражнения для укрепления гортани и привития навыков речевого

вокально -артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания

песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга

музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению

ориентироваться в пространстве

ритмодекламация для координации слуха, речи, движения

упражнения для развития мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно - образного мышления

коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения,

эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения

упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения

Положительная динамика проце сс а усво ения ребенком правильного звукопроизношения.

Выработка правильного темпа речи, ритма дыхания;

Развитие речевого выдоха;

Улучшение речевой памяти;

Способность выполнять дыхательные и пальчиковые упражнения, быстро реагировать на смену движений.

Развитие координации в соответствии с музыкальным сопровождением, чтоспособствует снижению психоэмоционального напряжения и укреплению здоровья детей.

Изучение методической литературы и интернет-ресурсов. Продолжить изучение методической литературы, общаясь на форуме с педагогами ДОУ в соц. сетях.

Составить подборку литературы по теме.

Собрать материал для проведения консультации и бесед для родителей по данной теме. Составить картотеку логоритмических упражнений с учетом лексических тем.

Материал для консультации, бесед. Картотека логоритмических упражнений.

Показ для родителей интегрированной совместной образовательной деятельности.

Подготовка презентации для воспитателей, родителей.

Показ презентации родителям, воспитателям.

Зимние каникулы, зимние забавы.

Пополнить наглядную информацию для родителей, консультативный материал по логоритмике.

Стендовый материал, консультации.

Подготовить открытый показ для учителей школ

Подготовить открытый показ для воспитателей ДОУ.

Консультация для воспитателей по использованию элементов логоритмики в образовательной деятельности.

Консультация для родителей о значимости логопедической ритмики для общего и

речевого развития детей раннего и дошкольного возраста

Буклет для родителей с описанием логоритмических упражнений, которые они могут проводить с детьми в домашних условиях.

Создание сборников речевых подвижных и пальчиковых игр, дыхательных упражнений

Занятия логопедической ритмикой полезны всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание и др.

Создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению

логопедических упражнений и т.д.

Регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения.

Формируют у детей чувства ритма, внимания, координации в соответствии с музыкальным

сопровождением, что способствует снижению психоэмоционального напряжения и укреплению здоровья детей.

Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Метод.пособие – М.: ТЦ Сфера, 2006

Анищенкова Е.С. Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников. – М.: АСТ, 2008

Пятница Т.В. Пальчиковые игры и упражнения: Массаж карандашами. – Мн.: Аверсвэв, 2005.

Что такое ритмика и в чем её польза для развития дошкольников?

Ритмика (от греч. rhythmos — порядок движения) – это практические занятия, в ходе которых музыкальные образы передаются при помощи движений. В процессе выполнения специальных упражнений дети учатся воспринимать музыку и выражать полученные эмоции телом. Музыкальное сопровождение (аккомпанемент и фонограмма) – это важнейший компонент занятий ритмикой. Педагог специально подбирает различные по жанру, темпу, ритму и характеру мелодии, чтобы малыши могли познакомиться с музыкой во всем ее многообразии. Танцевальные движения помогают более глубоко прочувствовать музыкальный материал и являются вспомогательными средствами выразительности. На занятиях ритмикой используются, в основном, простые музыкально-ритмические движения следующих видов:

  • Танцы (импровизации, хороводы, пляски, элементы народных и бальных танцев и так далее);
  • Упражнения (бег, ходьба, прыжки, наклоны, повороты, приседания, упражнения с предметами и многое другое);
  • Игры (сюжетные и несюжетные);
  • Драматизации.

Занятия для детей дошкольного возраста проходят в игровой форме под музыку или пение. В сюжетных играх малыши вживаются в образы различных персонажей, имитируют повадки животных и птиц, разыгрывают мини представления. В несюжетных играх дети выполняют танцевальные движения и групповые перестроения. Занятия построены таким образом, что энергичные физические действия чередуются с успокаивающими упражнениями. Это позволяет избегать переутомления и поддерживать активность детей на оптимальном уровне.

Танцы в ритмике всегда несут в себе какую-либо идею. На занятиях дети не просто двигаются под музыку, а учатся передавать свои эмоции через движения.

Что такое ритмика?

О пользе ритмики для детей

Занятия ритмикой не только приносят детям массу положительных эмоций, но и способствуют разностороннему развитию дошкольников. Чем же полезна ритмика?

  1. Развитие музыкального восприятия (чувства ритма, темпа, характера и эмоциональной окраски музыки);
  2. Эстетическое развитие;
  3. Развитие творческих способностей и артистизма;
  4. Снятие эмоционального напряжения;
  5. Развитие коммуникативных способностей;
  6. Развитие навыков самоконтроля;
  7. Формирование правильной осанки, укрепление мышц;
  8. Улучшение координации движений;
  9. Развитие быстроты, гибкости, пластичности, выразительности движений;
  10. Развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения).

О пользе ритмики для детей

В каком возрасте можно начинать заниматься ритмикой?

Самое главное на занятиях ритмикой – это удовольствие, которое малыш получает от процесса движения.

В каком возрасте можно начинать заниматься ритмикой?

Ритмические упражнения, которые можно выполнять дома

Занятия ритмикой проводятся в групповой форме и под руководством профессиональных педагогов, поэтому их полноценная реализация в домашних условиях труднодостижима. Если Ваш кроха по каким-либо причинам не может посещать занятия, то наиболее доступным и эффективным способом познакомить ребенка с миром ритмики является игровая гимнастика. Мини занятия желательно проводить несколько раз в неделю по 15-30 минут в хорошо проветриваемом помещении. Хвалите кроху за проявление внимательности и творческих способностей, позвольте ему дать волю своим чувствам. Важно, чтобы малыш получал удовольствие от процесса, поэтому заставлять ребенка повторять движения, если он этого не хочет, совершенно бессмысленно. Вот несколько несложных ритмических упражнений, которые можно выполнять с ребенком дома:

В ритмических упражнениях слуховые и зрительные впечатления соединяются друг с другом, а полученные от них эмоции естественным образом выражаются в движении.

Ритмические упражнения, которые можно выполнять дома

Также в интернете Вы можете найти множество примеров логоритмических упражнений, одна из основных задач которых – развитие речи малышей.

Выводы

Ритмика для детей сегодня стала важным компонентом системы воспитания дошкольников. Занятия вводят малышей в мир музыки и движений, развивают пластику, координацию движений, грациозную походку. При помощи пластических средств выразительности ребенок начинает проявлять свои эмоции, что благоприятно сказывается на его общем эмоциональном фоне и способствует гармоничному формированию характера.

Заключение

Ритмика – особый вид музыкальной деятельности, передающий содержание музыки, настроение, характеры образов с помощью движений. При этом за основу берется музыка, а танцы и образные движения служат для более глубокого понимания и восприятия музыкального произведения. Чем полезна ритмика для дошкольников? Что она дает?

Девочки занимаются ритмикой

Для чего нужна ритмика?

Танцевальные и гимнастические движения под музыку применялись для воспитания и развития детей еще с древних времен (в Греции, Китае, Индии). Но как метод воспитания ритмику впервые обозначил швейцарец, композитор и педагог Эмиль Жак-Далькроз.

Какую же пользу несет ритмика детям?

  • Развивает музыкальные способности.
  • Развивает пластичность, гибкость, выразительность движений.
  • Учит ребенка чувствовать музыку, ее характер.
  • Способствует развитию творческого воображения.
  • Формирует навык самовыражения с помощью движений.
  • Развивает эстетические чувства, вкус.
  • Повышает познавательную активность ребенка.
  • Помогает дать выход отрицательной энергии.
  • Поднимает настроение.
  • Снимает излишнее нервное напряжение.
  • Повышает активность.
  • Способствует развитию инициативы.
  • Улучшает координацию движений.
  • Помогает дошкольнику развиваться физически.
  • Формирует уверенность в себе.

Дети, занимаясь ритмикой, учатся выражать жанр музыкального произведения движениями, посредством сюжетно-ролевых танцевальных игр развивают равновесие, восприятие, память, внимание, мышление.

Как видно, регулярные занятия ритмикой весьма полезны для улучшения физической формы малышей дошкольного возраста. Помимо прочего, это способствует улучшению осанки, укреплению связок и мышц. Детишки становятся грациознее, раскованнее, их движения обретают выразительность.

При занятиях ритмикой с малышами педагоги используют различные методы обучения (словесный, наглядный, практический). А подача упражнений в виде увлекательной игры помогает дошкольникам в непринужденной форме осваивать не всегда простые движения.

Рисунок - дети делают зарядку

С какого возраста можно заниматься с дошкольниками?

Подобрать игровые упражнения можно уже для детей 3-4 лет. Малыши этого возраста уже умеют выстраиваться хороводом и двигаться в нем, притопывать в такт музыке, ходить паровозиком, выполнять простые движения в парах, согласовывать свои движения с мелодией и т. д.

Но особой восприимчивостью к развитию музыкальных и танцевальных способностей отличаются малыши 5-6 лет. На этом этапе у детей активно развивается воображение и наглядно-образное мышление, речь, улучшается способность выразительно и эмоционально отображать суть танца, повышается навык регулирования возбуждения и торможения (дети могут быстрее переключаться между движениями). Дошкольники умеют координировать свои движения с действиями других участников занятий. Поэтому для детей 6-го года жизни уже можно включать в занятия упражнения, развивающие выносливость и силу.

На этом возрастном этапе у дошкольников еще слабы мелкие мышцы (особенно кистей рук), но достаточно развиты крупные (туловища, ног, рук). Малыши уже умеют соразмерять усилия своих мышц. Поэтому при выполнении упражнений на мелкие мышцы еще будут возникать трудности. Но старшие дошкольники уже могут выполнять движения различной амплитуды, переключаться с быстрых движений на более медленные, выполнять их во время бега, прыжков или ходьбы.

Дети танцуют

Особенности танца в ритмике

Танцы, входящие в программы по ритмике для дошкольников, обычно просты для исполнения детьми, доступны им, но при этом доставляют массу радости.

Это могут быть национальные танцы (включая хороводы), парные, танцы-импровизации. Такие композиции всегда содержательны: имеют сюжет, драматургию, несут в себе определенную идею. Все это выражается с помощью пластики и танцевальных рисунков – пространственных перестроений.

Народные танцы помогают приобщать дошкольников к народной культуре. Все они предназначены для группового исполнения, что помогает малышам развивать коммуникативные навыки. Хороводы и пляски учат малышей быть внимательными к партнерам, синхронизировать с ними движения, реагируя на ритм танца.

Наиболее доступными для детей младшего и среднего дошкольного возраста являются русские, украинские, чешские и белорусские танцы и пляски. А вот польские, болгарские, венгерские, итальянские, румынские весьма своеобразны, сложны композиционно и пластически, чаще всего довольно быстры по темпу. Они подходят для детей старшего возраста, которые уже понимают смысл изучения и оттачивания упражнений, могут разучивать подготовительные, базовые упражнения, которые затем используются в сочетании.

Разучивая новое движение, педагогу необходимо стремиться к тому, чтобы оно встречалось в разнообразных комбинациях, под разную музыку. Так малыши постепенно научатся воспринимать движение как средство для выражения образов, действий, чувств.

Если ваш ребенок не посещает детский сад, непременно отдайте его в кружок по ритмике. Так он, помимо всего вышеизложенного, приобщится к миру прекрасного, получит возможность выразить свои чувства, проявить характер в танце, улучшит физическую форму, научится лучше контролировать свои эмоции.

Дети на занятии по ритмике

Программа по ритмике

Педагоги детских садов используют различные программы по ритмике для детей. Но все они строятся с учетом возрастных психофизических особенностей и навыков детей на каждом возрастном этапе. На таких занятиях детки приобретают грациозную походку, учатся владеть телом, раскрепощаться для выступлений на публике.

Кроме того, такие программы решают и другие задачи:

  • прививают детям основы музыкальной культуры;
  • помогают развивать эмоциональную восприимчивость и отзывчивость на различную музыку, а также чувство ритма, слух, музыкальную память;
  • учат детей оценивать движения (свои и других ребят), создавать собственные игровые образы.

На ритмических занятиях дошкольники учатся определять и различать:

  • основные музыкальные жанры (такие как песня, танец, марш);
  • основные виды ритмики (игра, упражнение, танец);
  • простые музыкальные термины и понятия (различные темпы, громкость и высоту звуков).

Достижение этих задач возможно, если характер движений будет соответствовать музыкальному образу, его развитию, а при воплощении программы будут использованы основные принципы педагогики: постепенность, последовательность и систематичность. То есть переход от простого к более сложному в соответствии с динамикой развития способностей детей во время регулярных занятий.

Музыкально-ритмические движения

К основным видам музыкально-ритмических движений относятся танцы, игры, упражнения, драматизации.

День рождения в детском саду

Игры в ритмике имеют не только правила, но и определенный сюжет, могут выполняться под музыку или пение. В сюжетных играх под музыку персонажи разыгрывают некое действие, передавая образы персонажей. В несюжетных играх детям необходимо выполнять определенные движения под музыку.

Игры под пение представляют собой вождение хороводов или инсценирование песен. В процесс по очереди вовлекаются дети по отдельности, небольшими группами, все вместе. Во время таких игр происходят перестроения (детям необходимо встать парами, шеренгами, в круг, в колонну), смена направления движения.

Дети танцуют в народных костюмах

Танцы (пляски, хороводы)

Танец в ритмике может включать элементы не только народных, но и классических движений. Можно выделить следующие виды танцев и плясок:

  • с фиксированными движениями;
  • комбинированные – из фиксированных и импровизированных движений;
  • свободные – творческие, позволяющие детям, используя знакомые им движения и элементы, создавать собственную пляску;
  • плясовые хороводы с инсценировкой сюжета при помощи плясовых движений;
  • характерные танцы – исполняют определенные персонажи (медведи, снежинки, куклы);
  • бальные танцы с повторяющимися элементами (вальсовый шаг, галоп, шаг польки).

Ритмические упражнения для детей

Ритмические упражнения

Используются, когда необходимо разучить или отработать с детьми определенные движения или элементы, рисунок, перестроение. В таком случае педагог предлагает детям игру по их отработке. При разучивании ритмических упражнений нужно исходить, прежде всего, из возможностей каждого ребенка. Одни схватывают движения на лету, другим необходимы время, внимание и терпение педагога, его помощь.

Малыш танцует

Ритмика дома

Все эти виды занятий довольно сложны для того, чтобы их могли использовать в домашних условиях неподготовленные родители. Однако если они хотят заниматься с ребенком самостоятельно, когда, к примеру, малыш по какой-то причине не посещает детсад, существует более простой и доступный всем метод – ритмическая гимнастика. То есть выполнение определенных движений или упражнений под ритмичную музыку. Кстати, в детских садах гимнастика тоже широко используется в качестве музыкальных физических занятий.

Комплексов такой гимнастики в зависимости от возраста существует много, состоят они из вводной и основной частей. Приведем примеры для разных возрастов.

Комплекс для младших дошкольников

  1. ходьба солдатиков (бодрым шагом);
  2. катящийся мячик (легкий бег);
  3. прыгающий мячик (выполняются прыжки на обеих ногах);
  4. дуновение ветерка (ребенок плавно покачивается с ноги на ногу, держа руки над головой).

Основная часть:

  1. покачивание головой в такт мелодии (руки опущены, ноги на ширине плеч);
  2. в том же положении – приподнимание плеч при полуобороте в стороны поочередно;
  3. из того же исходного положения наклоны вперед, руки также вытягиваются вперед ладонями вверх;
  4. исходное положение не меняется, ребенок поворачивает туловище в стороны, руки при этом расслаблены, по инерции заводятся за спину;
  5. руки на поясе, пружинящие повороты в стороны с легким подпрыгиванием.

Заканчивать комплекс следует упражнениями на восстановление дыхания (вдох-выдох с сопровождающими движениями рук, затем – вдох-выдох, лежа на полу).

Комплекс для среднего дошкольного возраста

  1. ходьба бодрым шагом с пятки;
  2. топание;
  3. ходьба с высоким подниманием ног;
  4. ходьба на пятках;
  5. бег.

Основная часть:

  1. Руки опущены, ладони вперед. Ребенок сгибает одну руку, смотрит на нее, повторяет с другой рукой.
  2. Исходное положение такое же, руки развернуты внутрь. Малыш поворачивается в одну сторону, вытягивая выпрямленные руки вперед, повторяет в другую сторону.
  3. Из того же положения малыш выполняет наклоны вперед, отводя руки назад, затем – в стороны (руки также отводятся назад).
  4. Исходное положение похоже, руки нужно согнуть и приподнять к предплечьям. Ребенок приседает, одновременно разгибая руки.
  5. Основная стойка та же, руки развернуты ладонями вперед. Ребенок должен под музыку кружиться в стороны поочередно, переступая с ножки на ножку.
  6. Из той же стойки, руки на поясе, малыш выставляет одну ногу вперед и ставит на пятку, затем повторяет в другую сторону. Можно повторить с легким полуприседанием.
  7. Ноги малыша немного расставлены, руки опущены ладонями вперед. Малыш выполняет 4 подпрыгивания на месте, затем 4 перешагивания с ноги на ногу – также на месте, на прямых ногах.

Заканчивают комплекс тоже упражнениями на восстановление дыхания.

Итак, ритмика помогает развивать у дошкольника не только музыкальные, но и интеллектуальные, творческие, социальные навыки, учит его быть более организованным. Поэтому ей уделяется такое внимание в дошкольных образовательных учреждениях. Однако и домашние занятия при условии их систематичности могут внести существенный вклад в гармоничное развитие малыша.

Читайте также: