Родительская общественность школы какой это уровень социального партнерства

Обновлено: 19.05.2024

Организация родительской общественности как модель института социального партнерства

Попечительство как социальный феномен возникло и развивалось вместе с обществом. Каждой эпохе, каждому периоду развития общества соответствовал адекватный тип попечительства, предметом которого являлась социальная сфера, а критерием развития – мера реального участия граждан в управлении обществом.

В то же время в учебном заведении возможны различные способы инициирования родителей на активное участие в его деятельности, в том числеи на создание своей общественной организации, как будущего социального партнера образовательного учреждения. Но организация родительского сообщества происходит не просто, требует терпения и, самое главное, ясного понимания, зачем это нужно школе.

Когда педагогический коллектив начинает принимать семью как партнера в решении задач образования, родители оказываются действительнововлеченными в процесс соуправления школой и тем самым принимающимина себя ответственность за результаты совместной деятельности с педагогическим коллективом.

В гимназии №56, являющейся Федеральной экспериментальной площадкой, созданы и в настоящее время апробируются несколько моделей партнерских отношений родителей учащихся с педагогическим коллективом. Но этому процессу предшествовал длительный период осознания педагогическим коллективом необходимости сотрудничества с семьей как равноправным партнером в решении образовательных задач.

В настоящее время гимназия №56 – это многопрофильный комплекс непрерывного образования, в котором созданы необходимые условия для развития детей с 5 до 17 лет с учетом индивидуальных особенностей и представлены достаточные возможности для выбора профильного образования в старших классах.

Педагогический коллектив уже много лет осуществляет инновационную образовательную деятельность, высоким и стабильным результатам которойспособствует система сотрудничества с образовательными учреждениями разного уровня, в том числе и с вузами страны.

Сегодня в гимназии образовательный процесс осуществляется почти по 20 образовательных программ.

Одной из актуальных задач, решаемых в гимназии – это создание открытой социально-педагогической системы, включающей в себя взаимодействие педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров.

Не секрет, что в образовательном учреждении порой отношения семьи и школы носят форму взаимных претензий и скрытого чувства недоверия друг другу. Особенно это болезненно происходит там, где родители не имеют возможности выбрать школу, класс, программу.

Понимания можно достичь только в результате открытого диалога двух коллективов: учительского и родительского. Но родительский коллектив нужно создавать.

Так в 1998 году в гимназии после нескольких встреч родителей образовалась инициативная группа, которая вышла с предложением о создании своей общественной организации.
Инициативная группа, родители которой впоследствии стали учредителями, планировала создать организацию как социального партнера педагогического коллектива гимназии в обновлении содержания образования адекватно демократическим изменениям, происходившим в обществе.

Всем активным участникам этого периода казалось, что самое сложное сделано, так как главные задачи, которые были определены в Уставе, нашли поддержку большинства родителей.

Из Устава Организации родительской общественности:
Цели и задачи:

  • Содействие образовательной деятельности гимназии №56.
    Укрепление материально-технической базы гимназии.
  • Представление интересов членов Организации, учащихся и преподавателей гимназии №56 в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями.
  • Приобретение и передача гимназии №56 учебных пособий, современной счетно-вычислительной техники и другого оборудования, необходимого для образовательного процесса на современном уровне.
  • Поддержка, в том числе материальная, учащихся гимназии.
  • Приобретение и передача гимназии учебного инвентаря, мебели и другого имущества, необходимого гимназии.
  • Премирование работников и учащихся гимназии за успехи образовательной деятельности.
  • Финансирование найма высококвалифицированных преподавателей, специалистов.
  • Выделение средств на повышение квалификации, социальное обеспечение сотрудников гимназии.
  • Осуществление других мероприятий, направленных на поддержку и развитие деятельности гимназии.
  • Организация печати и осуществление выпуска учебной, методической, справочной и другой литературы.
  • Обобщение и распространение передового отечественного и зарубежного опыта.

Были предприняты первые попытки оказание финансовой и другой материальной поддержки гимназии и осуществлялась она за счет привлеченных спонсорских средств. Тогда, в первые два года, в основном это была финансовая и материальная поддержка учащихся из малообеспеченных семей, оплата расходов участия в российских и республиканских конференциях наиболее способных учащихся, приобретение компьютерного оборудования.
Но эйфория первых успехов вскоре у учредителей Организации прошла.

Активность участия родителей в решении задач, обеспечивающих развитие гимназии, оказалась низкой. С одной стороны, это корпоративность интересов, потому что родители привыкли к мысли об участии только в жизни класса, в том числе и сбор денег. Сколько и на какие нужды собирались эти средства решалось внутри классных коллективов, что проконтролировать практически было невозможно. А степень активности родителей определялась авторитетом классного руководителя.

Организация же предлагала другое: выделить общегимназические интересы как приоритетные и оформить их программами развития образовательного учреждения; иметь на расчетном счете Организации каждому классу свой фонд накопления; создать общий фонд поддержки учащихся из малообеспеченных семей и учащихся-победителей олимпиад, конкурсов и т.д. Но на это откликнулись немного родителей, да и большинство учителей оказались не готовы к таким отношениям с семьей.

Таким образом, решение данной проблемы зависело и от руководства гимназии. Самое главное, нужно было менять традиционное представление учителя о роли родителей (семьи) в образовательном процессе в современных условиях. И для начала нужно было спросить, чего же ждут родители от школы. Но когда анализировали ответы родителей на данный вопрос, мы увидели, что в целом отношение родителей к тем изменениям, которые происходили в гимназии, носит позитивный характер.

Родители положительно отмечали возможность не только выбора образовательной программы, но и возможность самим участвовать в процессе их создания. Позднее это будет оформляться как родительский заказ гимназии. Кроме того, родители предлагали помощь в решении самых разных проблем. Конечно, это повлияло и на деятельность Организации. За последние два года произошли качественные изменения в ее структуре и в содержании деятельности.

Если первоначально сводилось к финансовой и материальной поддержке, то в настоящее время ее структурные подразделения существенным образом влияют на образовательный процесс в гимназии в целом.

Два этих структурных подразделения гимназии пользуются особенно большим авторитетом у молодых семей города. В них педагоги и специалисты по дошкольному и предшкольному воспитанию проводят большую работу с детьми и родителями, осуществляется диагностика, организуются систематические психолого-педагогические наблюдения за развитием детей. Для родителей проводятся: открытые занятия, информационный час, творческие выставки детских работ, работает педагогическая библиотека, издаются методические пособия, создан клуб здоровой семьи, традиционными стали семейные тренинги, совместное участие взрослых и детей в праздниках, конкурсах и викторинах. И в этой разнообразной деятельности помощь Организации особенно актуальна.

Организацией образовательных путешествий и оздоровительных мероприятий занимается Центр увлекательных путешествий. Заявки на экскурсии и поездки принимаются не только от коллективов гимназии, но и от родителей других школ города. Центр путешествий проводит экскурсии по родному краю, знакомит экскурсантов с народными умельцами Удмуртского края, оказывает действенную помощь в организации туристского клуба для учащихся гимназии.

Интересную и разнообразную деятельность осуществляет Центр взаимодействия творческих объединений: проведены первые гостиные, где встречаются художники, музыканты, поэты, мастера прикладного искусства; организованы несколько выставок-ярмарок.

Организация берет на себя заботу и о детях из малообеспеченных семей.

Членские и благотворительные взносы, которые поступают на расчетный счет, а также привлеченные средства из других источников предоставляет возможность Организации еще больше разнообразить свою деятельность и у Организации появляется больше возможности оказывать финансовую поддержку программам, направленным на развитие гимназии.

Со временем были созданы механизмы взаимодействия Организации с гимназией. Связным звеном между руководством гимназии и Организацией стал Родительский совет.

Родительский совет – исполнительный орган общественного управления, избираемый на общем собрании родителей. Именно он рассматривает проекты программ развития гимназии и рекомендует Организации для их поддержки.

Организация перечисляет целевые средства гимназии, а Родительский совет контролирует эффективность их расходов.
Таким образом, у Родительского совета появляется возможность активно участвовать в решении образовательных задач, а Организация, по существу, имеет своих представителей в общественном управлении гимназией.

Таким образом, сложилась динамика отношений между общественной организацией, органом самоуправления и руководством гимназии.

Мы убеждены, что представленная модель партнерских отношений семьи и школы позволяет создать новый тип отношений между родителями и педагогическим коллективом образовательного учреждения, в котором обучаются их дети, и является универсальной и может быть реализована как в городских, так и в сельских школах.

Главное условие – школа должна стать привлекательной для учащихся и их родителей, а это во многом зависит от педагогического коллектива и руководства любого учебного заведения.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ЗАДАЧИ: 1.Создание документационного обеспечения взаимодействия школы и семьи на основе нормативно – правовых документов федерального, регионального муниципального уровня и уровня школы.

2.Повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросу взаимодействия с семьями учеников на основе социального партнерства.

3.Сбор и анализ сведений о родителях (законных представителей) и детях, изучение семей, их трудностей и запросов; выявление готовности семьи ответить на запросы учебного учреждения.

4.Создание условий для формирования доверительных отношений родителей с педагогическим коллективом школы в процессе повседневного общения и специально- организованных мероприятий.

5.Планирование и реализация психолого – педагогической поддержки важнейших социальных функций семьи: правовой, воспитательной, рекреативной (досуговой), влияющих на качество семейного воспитания.

6.Внедрение эффективных технологий сотрудничества школы с семьями в практику психолого- педагогического партнёрства, способствующих повышению потенциала взаимодоверительных и равноответственных отношений.

УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ школы И СЕМЬИ:

- Установление интересов каждого из партнеров;

- Согласие родителей на активное включение в образовательный процесс и понимания важности участия родителей в образовательной деятельности;

-Совместное формирование целей и задач деятельности (документационное обеспечение);

-Выработка четких правил действий в процессе сотрудничества (планирование);

-Владение педагогами методами обучения родителей;

-Использование активных форм и методов общения;

-Обязательная обратная связь педагогов с родителями для оценки эффективности взаимодействия;

-Постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и школы.

-Контингент детей и родителей;

-Образовательный и творческий потенциал социума;

-Ф АКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ школы И СЕМЬИ

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С УЧЕТОМ ЗАПРОСОВ И ПОТРЕБНОСТЕЙ КАЖДОЙ ИЗ СТОРОН

Цель: Сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи ответить на запросы учреждения.

ПЕДАГОГИ Опрос; Анкетирование; Интервьюирование ; Наблюдение; Изучение медицинских карт; Психологические методики ; Общение на Интернет – форуме;

РОДИТЕЛИ Получение информации о деятельности школы через: Информационные брошюры; Презентация; Сайт; Общение на Интернет – форуме; Общение с родителями выпускников и родителями детей; Средства массовой информации.

Цель: Повышение правовой и педагогической культуры родителей и вовлечение родителей в образовательный процесс.

Консультирование посредством использования различных форм (лекции, семинары-практикумы, видеотека и аудиотека, газеты, информация на сайте и т.д.);

Организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства (игротеки, традиции, праздники, дни отрытых дверей, викторины и т.д.);

Участие в планировании деятельности школы и определения перспектив ее развития, Родительский комитет, Участие в Совете учреждения, Волонтерство, Трансляция опыта семейного воспитания, Издание семейных газет, журналов, Защита семейных проектов и т.д.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С УЧЕТОМ ЗАПРОСОВ И ПОТРЕБНОСТЕЙ КАЖДОЙ ИЗ СТОРОН

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЕ Цель: Анализ эффективности (количественный и качественный) мероприятий, которые проводятся педагогами учебного учреждения.

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИ И РОДИТЕЛИ Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, сразу после проведения того или иного мероприятия используются: Опрос, книги отзывов; Оценочные листы, экспресс- диагностика; Самоанализ педагогов.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С УЧЕТОМ ЗАПРОСОВ И ПОТРЕБНОСТЕЙ КАЖДОЙ ИЗ СТОРОН ПЕДАГОГИ И РОДИТЕЛИ Для отслеживания и оценки отсроченного результата используются: - Учет активности родителей; Наблюдения; Итоговые заседания Педагогического Совета учреждения; Анализ реализации Плана взаимодействия с родителями.

Работа с родителями: Создание условий для формирования доверительных отношений родителей с педагогическим коллективом в процессе повседневного общения и специально-организованных мероприятий (праздников, консультаций, и т.д.);

Проведение работы по повышению правовой и психолого-педагогической культуры родителей с использованием активных форм и методов общения;

Вовлечение родителей в образовательный процесс, привлечение родительской общественности к активному участию в деятельности школы;

Участие родительской общественности в стратегическом, перспективном и календарном планировании образовательной деятельности воспитанников;

Работа по предупреждению нарушений родителями прав ребёнка в семье. Работа с педагогами: Выстраивание эффективного взаимодействия с родителями на основе нормативно- правовых документов разного уровня; Включение инновационных форм и методов в деятельность педагогического коллектива по взаимодействию с семьей на основе их запросов и потребностей; Создание картотеки конспектов мероприятий совместной деятельности педагогов детей и родителей.

Работа с педагогами и родителями:

Анализ эффективности (количественный и качественный) мероприятий, которые проводятся педагогами учреждения.

Изучение, оценка и анализ уровня профессиональной компетентности педагогов по вопросу взаимодействия с семьями воспитанников.

Анализ документационного обеспечения процесса взаимодействия с родителями на основе социального партнерства (плана деятельности школы, календарных планов воспитательно-образовательной работы педагогов, планов взаимодействия педагогов с семьями воспитанников, протоколов родительских собраний).

Корректировка документационного обеспечения процесса взаимодействия с семьями воспитанников, плана повышения профессиональной компетентности педагогов на основе проведенного анализа.

Высшая ступень партнерства взаимное содействие или сотрудничество. Особенностью отношений этого уровня является то, что они постепенно переходят в совместную творческую деятельность. Это обеспечивает как повышение эффективности отношений, так и развитие и совершенствование субъектов, находящихся во взаимодействии.

Таким образом, рассмотрев сущность, виды, уровни и этапы формирования партнерских отношений, можно утверждать, что любые деловые или личностные контакты, выстраиваемые в открытом образовательном сообществе, обеспечиваются активным взаимодействием различных социальных групп, имеющих собственные стратегические интересы в сфере образования.

В построении партнерских отношений можно выделить три этапа.

Первый этап – ЗНАКОМСТВО

На этом этапе определяются общие цели, общие ценности и ресурсная база сторон .

Наличие именно общих целей – важный фактор для построения партнерства, так как если родители больше ориентированы, к примеру, на предметное обучение, а школа – на развитие социальных навыков детей, то конфликт неизбежен: у родителей будет много претензий и к содержанию обучения, и к формам воспитательной работы с детьми.

Общие ценности понимаются здесь как принципы (способы) достижения цели. В современном обществе особую актуальность приобретают гуманистические (общечеловеческие) ценности – толерантность, уважение, свобода выбора. Однако в настоящее время есть немало семей, которые довольно иронично относятся к демократическим принципам общения с детьми и настаивают на жесткой дисциплине и предельной нагрузке на детей, чтобы те не оказались вовлеченными в сомнительные мероприятия вне школы. (Рост конкурса в кадетские училища демонстрируют эту родительскую обеспокоенность достаточно явно.)

На первом этапе также большое значение имеет определение взаимной полезности участников – т.е. изучение возможностей (ресурсов) друг друга. От этого зависит распределение усилий сторон для достижения желаемого эффекта. Многие директора школ иногда забывают, что в число родительских ресурсов могут входить не только материальные или технические ресурсы, но и временны’е, кадровые, социальные (связи, знакомства), а также мотивационные, т.е. готовность родителей включиться в жизнь образовательного учреждения и их потенциальная активность. Кроме того, необходимо актуализировать и эксклюзивную полезность педагогического коллектива для детей и родителей. Несмотря на то, что она вроде бы кажется очевидной (обучение ребенка), очень важно, чтобы родители знали о том, что в школе, например, работают уникальные специалисты, или что

школа участвует в интересных проектах, или что именно в этой школе не забывают выпускников и т.д.

ВАШИ ДЕЙСТВИЯ: на первом этапе необходимо провести как минимум два мероприятия: мониторинг родительских запросов и ресурсов

Из-за того, что они просто не подходят друг другу. Именно поэтому большинство проблем между школой и ребенком решаются переходом ученика в другую школу. ДРУГУЮ.

Итак, основным итогом первого этапа должна стать желание родителей к осуществлению совместной деятельности .

Второй этап – СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

На этом этапе будущие партнеры, определившись с направлением взаимодействия и ресурсами, приступают к проектированию конкретных программ совместной работы.Здесь важно понятие общего вклада – т.е.

разделения ответственности за те или иные стороны совместной деятельности. Но желание родителей этот вклад сделать возникает только тогда, когда они испытывают довериек образовательному учреждению. Формирование доверия происходит при наличии трехосновных факторов:

Третий этап – собственно ПАРТНЕРСТВО
Необходимым условием партнерских отношений является их добровольность , которая понимается здесь как наличие свободы иосознанности выбора в разных формах взаимодействия (совместной деятельности).
Осознанность выбора появляется там, где родители подготовлены к такому выбору(с помощью информирования, просвещения и т.д.) и реально оценивают свои возможности (педагогическую компетентность, ресурсы разного рода и т.д.). В тех образовательных учреждениях, которые строят свою работу с детьми и родителями на принципах принуждения (вынуждения), говорить о развитии
партнерства преждевременно.
Именно поэтому, на мой взгляд, принудительное создание попечительских советов и других формальных объединений противоречит идее социального партнерства в принципе. Пока участники сами не дозрели до необходимости формализовать свою деятельность, создавать эти структуры совершенно бесполезно.
Вторым признаком партнерских отношений является их долговременность , т.е. нацеленность субъектов на продолжительный и неоднократный характер взаимодействия.
Если взаимодействие между семьей и школой носит хаотичный, хотя и интенсивный характер(например, при проведении каких-то локальных мероприятий или акций, где родители выступают исключительно в роли участников, а не организаторов), то такое взаимодействие нельзя называть партнерским. Ориентациядетей и родителей на долговременную работу
со школой позволяет осуществлять совместные проекты стратегического значения.
И третий признак партнерских отношений – это взаимная ответственность , основа которой закладывается в самом начале совместной деятельности (на втором этапе).
Очень важно понимать, что не всегда родительская ответственность появляется сразу: она воспитывается так же, как и любое качество личности. Кроме того, к развитию ответственности родителей приводит и осознанность выборов, о которых было сказано выше. Образовательному учреждению необходимо четко определить, какой уровень ответственности может нести та или иная семья,
и распределять свое внимание и поддержку семьям дифференцировано. Именно поэтому так велика роль мониторинга (обратной связи) на всех этапах построения взаимодействия.
Что дает детям развитие социального партнерства между семьей и образовательным учреждением?
Помимо знаний в предметных областях, это может быть и развитие социальных и общеучебных навыков, и рост самоуважения (гордость за родителей), и психологическую комфортность (в том числе в детской среде), и обретение новых материальных ресурсов для реализации новых образовательных проектов.
Но самое главное – при таком подходе могут существенно измениться отношения между детьми и родителями, так как модель сотрудничества, успешно освоенная в школе, имеет шанс прижиться и в семье . А это значит, что пространство развития, в котором растет ребенок, будет истинно гуманистическим.

Взаимодействие школы и семьи – это взаимосвязь педагогов, учащихся и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. Наиболее эффективными типами взаимодействия являются сотрудничество и диалог, и в своей работе с родителями мы стараемся использовать именно их.

Основой сотрудничества школы и семьи является общая цель создания благоприятных условий для полноценного социального становления, воспитания и обучения детей, и направлена она на решение общих задач воспитания детей:

Говорят, что самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями. Главными задачами в этом направлении являются, установление взаимоотношений родителей и детей, создание комфортных условий для ребенка в семье, а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий воспитания ребенка.

Многие из родителей считают, что воспитанием должна заниматься школа. У школы несколько иные функции. Она не должна заменять ребёнку семью, она должна сделать всё возможное, чтобы обучить ребёнка, расширить его кругозор, предоставить возможность самореализоваться, проявить свои способности. Именно школа должна помочь ребёнку взрослеть, приобретая опыт и знания. К большому сожалению, многие родители неохотно и очень осторожно обращаются за помощью к учителям, неохотно идут в школу.

Как привлечь родителей в школу, как повернуть их лицом к нашим проблемам, удачам и неудачам? Нужны ли для этого особые формы взаимодействия, сотрудничества или нет. Как изменить отношение родителей к школе в целом и к воспитанию ребенка в частности?

В основе сотруднического взаимодействия семьи и школы должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

В МБОУ СОШ № 3 пос. Эльбан используются такие формы работы педагога с родителями, как:

Изучение семей школьников:

1. Составление социальных паспортов;

2. Проведение анкетирований;

3. Проведение опросов;

4. Посещения на дому;

Проводится работа по взаимодействию с органами и учреждениями системы профилактики с целью установления благоприятных отношений между родителями и детьми:

- посещение семей классными руководителями;

- рейды в социально неблагополучные семьи социальным педагогом, совместно с инспектором ПДН (проведено 33 рейда, 111 профилактических бесед с родителями и детьми);

- беседы родителей со школьным психологом по вопросам недопустимости жестокого обращения с детьми и установления в семье комфортного психологического климата (проведено 53 беседы). Основная цель бесед – убеждение родителей, что они могут положительно повлиять на успех своих детей в том случае, если будут выступать в содружестве с ребенком, верить в него, никогда не отказывать в необходимой помощи, поощрять трудолюбие;

- посещение семей, дети в которых находятся под опекой, социальным педагогом школы.

Такие собрания проводятся ежегодно по темам, сформулированным краевым родительским комитетом Хабаровского края. К собранию в обязательном порядке проводятся конкурсы, способствующие организации совместной семейной деятельности.

Так, например в 2015-2016 учебном году были проведены конкурсы семейного мастерства:

В общей сложности в конкурсах приняли участие 46 семей. Учитывая, что для выполнения конкурсных заданий было необходимо участие и родителей, можно сказать, что семьи проявили заинтересованность.

Дети всегда очень рады тому, что их родители приходят на внеклассные мероприятия, участвуют в совместных праздниках, потому что они чувствуют поддержку своей семьи. Родители участвуют в организации мероприятий, выполняют порученную работу (изготовление вместе с детьми рисунков, поделок на выставки и конкурсы и т.д.). Проявляют инициативу и сами организовывают развлекательные мероприятия, принимают участие в спектаклях, помогают в ремонте, обустройстве кабинета и т.д.

Огромное значение для родителей имеют благодарственные письма, которые вручают в конце учебного года за достигнутые их детьми успехи в учебе, за достойное воспитание ребенка. В начале учебного года вручаются благодарности за вклад в создание условий для обучения и воспитания обучающихся.

Так в 2015 году грамоты от администрации учреждения на общешкольном родительском собрании получили 18 родителей и грамоты Управления образования на районном родительском собрании 3 родителя. Это является большим стимулом для ребенка, а также признанием заслуг самих родителей в воспитании детей.

Важная роль в сотрудничестве родителей и школы принадлежит родительскому комитету. От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависят взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей, атмосфера в детском коллективе. Главное в работе родительского комитета – желание и умение привлечь по возможности как можно больше родителей класса к выполнению намеченных дел, помогающих создать в классе тот микроклимат, в котором все будут учиться с удовольствием и жить дружно, весело, увлеченно.

Расчет на положительные качества родителей и их сильные стороны предопределяет успех в работе учащихся. Успешная работа по воспитанию и обучению детей возможна лишь тогда, когда все участники образовательного процесса – педагоги, дети, родители – становятся единым целым, большим и сплоченным коллективом.

Таким образом, два социальных института – семья и образовательное учреждение имеют решающее значение для воспитания ребенка, формирования его личности, как «высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны.

(из опыта работы)

Диалог педагога с родителями

– это личностно равноправное общение,

– это совместное приобретение опыта.

Проблемы воспитания детей в семье и формирования семейных ценностей постоянно находятся в центре нашего внимания. На протяжении многих лет психологическая служба школы ищет новые подходы к созданию тесного взаимодействия с родителями обучающихся.

Пристальное внимание родителей направлено чаще на материальную сторону образования детей: обуть, одеть, накормить, но, зачастую, ими упускается самое главное - воспитание богатого духовного мира ребёнка.

По данным многочисленных социологических опросов, 7,8% педагогов обвиняют семью в том, что ребёнок в ней не воспитывается. С другой стороны, и родители не очень радужно оценивают воспитательные воздействия педагогов.

Но ведь такого быть не должно. Возможно ли изменить ситуацию? Процесс поиска контакта с родителями в работе является сложным, но необходимым. Он преследует цель обозначения совместных психологических ресурсов, которыми можно воспользоваться в процессе взаимосвязи с детьми.

Основные принципы «Родительской школы":

а) педагог и родители - союзники в воспитании детей;

в) самостоятельность решения творческих задач;

г) плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению других;

д) работа в команде.

Стартовый уровень взаимодействия (родители будущих первоклассников).

Форма: встречи с родителями.

Результат: согласование представлений, позиций родителей и педагогов как субъектов образовательного процесса.

Первый уровень (родители учащихся 1 – 4-х классов).

На данном этапе ставятся задачи формирования прочных базовых знаний и умений у родителей младших школьников о своеобразии младшего школьного возраста, создание условий для интенсивного общего развития родителей по вопросам, связанным с педагогикой, психологией, физиологией детей 7 – 10 лет: психическое и физическое здоровье ребёнка, адаптация его к школьной среде, формирование навыков учебной деятельности.

Результат: формирование умения использовать психологические ресурсы в процессе взаимодействия с детьми.

Второй уровень (родители учащихся 5 – 9-х классов).

Особенностью этой ступени является освоение специфики возраста подростка (11 – 15 лет), проблем формирования и развития самосознания учащихся этого возрастного периода, их взаимоотношений в группе и коллективе взрослых людей, а также сверстников. На этой ступени родители также узнают, как определять склонности и способности своих детей для их дальнейшего профессионального самоопределения, для продолжения образования с учетом их возможностей.

Цель: повышение педагогической и психологической компетенции родителей в области возрастных особенностей подросткового периода.

Результат: овладение стратегиями выстраивания взаимодействия с детьми подросткового возраста.

Третий уровень (родители учеников 10 – 11-х классов).

Этот этап отличается большей ориентацией родителей на будущую профессию своего ребенка, на его дальнейшее образование, самореализацию и социализацию детей, их подготовку к браку и семье. Данные проблемы решаются через призму возрастных особенностей старшего школьного возраста (15 – 17 лет), с которыми знакомят родителей специалисты – преподаватели.

Цель: организация информационно-консультативной деятельности в области профильного обучения для родителей через создание информационного пространства.

Форма: консультирование, лекторий, сетевое взаимодействие.

Результат: получение объективной информации об учащемся профильного класса (информационная карта личных достижений учащихся).

Подготовительный этап характеризуется возникновением идеи, мысли, замысла, которые берутся из запросов, проблем, решение которых на данный момент является актуальным.

Задавая вопросы, родители часто хотят получить конкретные рекомендации. Там, где это возможно, мы делимся своими мнениями, но избегаем прямых советов. Важно, что ответы находятся в совместном размышлении, дискуссиях, которые позволяют учителям и родителям расширить свой педагогический инструментарий.

Мы имеем дело с самым сложным творением природы — психикой человека, и все улучшения в ребенке и в отношениях с ним бывают результатом не какого-то одного "удачного" действия или слова, а процесса изменения "привычного" порядка в семье, стиля отношений и условий жизни, которые породили эту проблему.

Поэтому в своих ответах мы выбираем несколько путей. Во-первых, делимся знаниями и открытиями в области психологии общения и развития ребенка. Во-вторых, высказываем предположения о возможных причинах проблемы или трудной ситуации и приглашаем родителя подумать вместе. В третьих, напоминаем и показываем иной образ действий родителя — шаги и пути, которые, в конечном счете (не надо надеяться, что сразу), приведут к гармоничным, доверительным отношениям с ребенком. Наконец, с удовольствием приводим успешный опыт других родителей, зная, что такой опыт бывает гораздо более убедительным, чем мнения многих специалистов.

- избегать негативных характеристик ребенка и его поведения, потому что родители часто воспринимают это как критику в свой адрес;

- уметь выслушать критические замечания родителей, правильно взвешивать их обоснованность;

- начинать беседу следует с освещения положительных моментов, чтобы таким образом повлиять на отношение родителей ко всему дальнейшему разговору.

Опыт нашей работы показал, что нельзя допускать, чтобы психолог или учитель бесцеремонно вмешивались в семью, раскрывая ее тайны, становясь наблюдателем ее внутреннего мира, появляясь в качестве судьи семейных отношений. Данная работа проводится регулярно, носит систематический характер, она вносит заметный вклад в согласование представлений, позиций родителей и педагогов как субъектов образовательного пространства.

Литература

2. Млодик И. Ю. Книга для неидеальных родителей, или жизнь на свободную тему. Генезис, 2014 г. – 232 с.

3. Млодик И. Ю. Школа и как в ней выжить. Взгляд гуманистического психолога. Генезис, 2016 г. – 184 с.

4. Цукерман Г.А., Венгер А.Л. Развитие учебной самостоятельности. Томск: Пеленг, 2003г.- 432 с.

Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя школа №7

с углубленным изучением отдельных предметов

для родителей дошкольников и младших школьников

Тема

Цель

Результат

Дать представление о типичных психологических сложностях, которые могут возникнуть в период адаптации

Предупреждение нежелательных форм проявления дезадаптации

Ценности школы - ценности реальной жизни (введение в школьную жизнь)

Дать представление о ценностных установках, которые могут помочь успешному личностному росту в период адаптации

Осознание родителями собственной позиции, сопричастного взаимодействия с ним, принятия ребенка-школьника

Воспитание культуры поведения школьников

Разобраться в стиле воспитания и увидеть свои недостатки, пути их устранения

Личный пример - основное условие воспитания культуры детей

Изучение интересов ребенка должно стать одним из исходных пунктов его воспитания

Школьные трудности периода адаптации

Поиск основных путей помощи детям, испытывающим трудности в общении и обучении

Проявление доверия и доброжелательности, мудрый обдуманный совет взрослого поможет ребенку правильно выстроить отношения с окружающими

Школьные страхи и тревожности младших школьников

Познакомить с основными формами ликвидации страхов

Создание условий для преодоления социальных страхов у детей дошкольного, младшего школьного возраста.

Моя семья (проективная методика)

Изучение межличностных отношений в семье

Язык рисунка более открыто и искренне передает смысл изображенного, чем вербальный язык. Оценка особенностей внутрисемейных отношений.

Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя школа №7

с углубленным изучением отдельных предметов

для родителей средней школы

Тема

Цель

Результат

Эмпатия – открытые двери общения

Понимание предназначения человека, живущего в гармонии с окружающим миром и самим собой.

Освоение техник реагирования в разных ситуациях, моделирующих различные тактики поведения (психологическое айкидо, или принцип амортизации)

Ваш ребёнок как будущий семьянин

Оформление смыслов понимания семьи и дома, что самое важное в жизни любой семьи, расшифровывание законов семьи, секретов семейной жизни, оформление банка родительской мудрости

Создать условия для понимания значимости нравственного воспитания в семье, (показать родителям значимость нравственного воспитания в семье, формировать культуру общения родителей и детей, умение родителей видеть отрицательные моменты в воспитании собственных детей)

Выяснить и обсудить наиболее значимый круг вопросов для родителей по проблемам воспитания детей (о дисциплине и послушании, о правилах, которым дети должны следовать, требованиях, которые они должны выполнять.)

Приобретение навыка вводить правила, чтобы они не вызывали протест у ребенка (прежде поняв, что в себе нужно изменить родителям, чтобы найти путь к бесконфликтной дисциплине).

Психологическая безопасность обучающихся

Приобщить родителей к созданию модели безопасной образовательной среды, создаваемой в школе

Овладение приёмами помощи детям в повышении их статуса среди сверстников (отвержение неприятие в коллективе), как хвалить ребёнка

Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя школа №7

с углубленным изучением отдельных предметов

для родителей старшеклассников

Тема

Цель

Результат

Как помочь ребёнку учиться

Интеграция усилий родителей по формированию успешной учебной деятельности учащихся (расширение объёма знаний родителей о формах и методах решения возникших проблем с детьми, выработка совместной программы действий по стимулированию познавательной деятельности учащихся, выявление проблем во взаимодействиях родителей с ребёнком по преодолению учебных трудностей)

Рекомендации по расширению кругозора ребёнка и его ориентировке в окружающем мире.

Научить родителей распознавать родительские директивы (установки) в потоке обыденной жизни, учитывать при этом возможные последствия того, как ребёнок услышал родителей.

Овладение способами эффективного общения с ребёнком (формирование умения переводить негативные установки в позитивные)

Выяснить, почему возникают конфликты между отцами и детьми, опираясь на текст притчи о блудном сыне, Определить причину конфликтов, выяснить пути их разрешения.

Ситуация успеха: как её создать?

Дать представление о большом желании, ясной цели, чётком плане действий, позитивном отношении к миру, вере в успех, обучении работе над собой как составляющих успешной деятельности

Овладение приёмами и техниками создания ситуаций успеха

Умеем ли мы общаться?

Изучить основы и правила бесконфликтного общения и отработать их на практике.

Рекомендации по развитию эффективного слушания.

Читайте также: