Ритм в стихах ритм в прозе план урока 7 класс

Обновлено: 05.07.2024

Почему этой теме я уделяю особое внимание?

Мне близка поэзия, пишу стихи, вижу творческий потенциал в вас, своих воспитанниках, пытаюсь помочь раскрыть ваши таланты в стихосложении и художественном чтении.

Прошу вас написать на визитке имя, по которому к вам можно обращаться. К имени придумайте и допишите качество (например, Катя – красивая). А вот и моя визитка – Татьяна – мастер.

Введение в тему мастер – класса

Мы на закате с поля возвращались,

Ядреным потом стылый воздух пах.

У каждого обветрено качалась

За плечом рубашка на граблях.

Назовите профессию человека, написавшего эти строки.

III. Знакомство с прозаическим и стихотворным текстами.

Мастер: Сегодня мы с вами отправимся в поэтическую мастерскую. Но войти в неё непросто, надо раскрыть все тайны поэзии. А для этого надо усердно потрудиться.

Тайна первая: наша речь.

Перед вами портреты трех известных людей. Назовите их.

(Сергей Есенин, Николай Гоголь, Михаил Лермонтов)

Все они – известные писатели.

Прослушайте два текста и определите: чем они похожи между собой и какие имеют различия;

перу, какого писателя принадлежит один из предлагаемых тестов.

Чтобы лучше воспринять тексты, закройте глаза и попробуйте представить то, что вы услышите.

Одинокий парус белеет в голубом тумане моря. Интересно, что он ищет в далёкой стране? Что он кинул в родном краю?

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом.

Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном?

Чем похожи эти два текста? (Одинаков смысл, одинаковые картины)

Чем они отличаются? (Второй текст звучит напевно)

Все ли писатели, из трех представленных вам писали свои произведения в стихотворной форме? (Нет. С. Есенин – в стихах, Н. Гоголь – в прозе, М. Лермонтов – в стихах и прозе)

Сделайте вывод, как может быть организована наша речь? (проза и стихи; прозаическая и стихотворная речь)

Тайна вторая: стихотворная речь.

IV. Знакомство с ритмом.

Мастер: Второй текст звучит ритмично. Где в жизни можно встретить ритм? (музыка, танцы, биение сердца, капли дождя с крыши, смена дня и ночи, смена времён года и т.п.)

Сделаем вывод, что же такое ритм?

Ритм – равномерное чередование повторяющихся единиц.

Попробуем определить ритм этого стихотворения, с помощью хлопков, выделяя ударный слог (совместно с мастером).

Вывод: В стихе это чередование ударного и безударного слога.

Тайна третья: рифма.

V. Знакомство с рифмой.

Мастер: Назовите ещё одно отличие стихотворного текста от прозаического (рифма).

Что же такое рифма?

Рифма – созвучие окончаний стихотворных строк.

(от греч. рифмос – стройность)

Пришло время поиграть. Каждому из вас я буду называть слово, а вы попробуете придумать к нему рифму.

Мастер: Молодцы. Все справились. А сейчас мы узнаем, какой бывает рифма.

Рифмы бывают разные:

Чудесные и прекрасные,

Весёлые и озорные.

А нравятся вам какие?

В стихосложении существует 3 вида рифмы: перекрёстная, парная и опоясывающая (кольцевая).

Определяется вид рифмы по паре строк, окончания последнего слова в которых одинаковы по звучанию. Представим (условно) их как А и Б.

А У Лукоморья дуб зелёный;

Б Златая цепь на дубе том:

А И днём и ночью кот учёный

Б Всё ходит по цепи кругом

А В темнице там царевна тужит,

А А бурый волк ей верно служит;

Б Там ступа с Бабою Ягой

Б Идёт, бредёт сама собой…

А И там я был, и мёд я пил;

Б У моря видел дуб зелёный;

Б Под ним сидел, и кот учёный

А Свои мне сказки говорил.

Мастер: А сейчас вы попробуйте сами определить вид рифмы.

Перед вами карточки с текстами, какая группа быстрее определит виды рифмы в них? Внимание! Вам предстоит не только правильно определить вид рифмы, но и постараться выразительно прочитать данное четверостишье. Сигналом для меня - задание выполнено – будет ваша поднятая вверх рука.

Жил-был добрый Царь Матвей,

Жил с царицею своей

Он в согласье много лет,

А детей всё нет как нет. (парная)

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То как зверь она завоет,

То заплачет как дитя. (перекрёстная)

Я рос, как многие в глуши,

У берегов большой реки,

Где лишь кричали кулики,

Шумели глухо камыши. (опоясывающая)

Школа моя деревянная.

Время придет уезжать –

Речка за мною туманная

Будет бежать и бежать. (перекрестная)

Мать и сын теперь на воле;

Видят холм в широком поле,

Море синее кругом,

Дуб зеленый над холмом. (парная)

«Ты вразуми меня, герой, -

Со вздохом голова сказала, -

Твоя десница доказала,

Мастер совместно с участниками соревнующихся групп определяет правильность ответа выступающей группы.

Последняя тайна – буриме.

VI. Поэтическая мастерская (работа в группах)

Мастер: А теперь мы отправимся в поэтическую мастерскую и сами попробуем сочинить стихотворение – буриме.

Как вы думаете, для того чтобы быть поэтом, достаточно ли уметь рифмовать слова? (нет, нужно соблюдать чувство ритма и подбирать слова, подходящие по смыслу)

На полянку вышел зайка

Видит - там синичек стайка.

Он открыл свою шкатулку

Дал синицам с маком булку.

1 группа: ручка - штучка, знать – писать.

2 группа: жили-ходили, урок – звонок.

(По завершению задания участники озвучивают свои четверостишия, голосуют за самые удачные смайликами).

VII. Итог мастер-класса

Чему вы научились?

VIII. Рефлексия.

Мастер: А сейчас, я попрошу вас поднять карточку – смайлик, соответствующую Вашему настроению по завершению мастер – класса.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Урок развития речи №3. Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа.

Цель и задачи урока: познакомить с понятиями: речь стихотворная, речь прозаическая, ритм, рифма; учить подбирать рифмы к словам; прививать любовь к поэзии.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: научиться различать схотворную и прозаическую речь; уметь воспринимать и анализировать текст, определять ритм и рифму стихотворного произведения; научится определять строфу стихотворения; уметь составлять рифмованные строки.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные : осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные : принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные : понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные : вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Тип урока: изучение нового материала.

Организационный момент

Мотивация учебной деятельности

- Добрый день, мои друзья!
Перед вами снова я.
Очень рада видеть всех.
Ждет сегодня вас успех.
А еще скажу я вам:
Улыбнитесь всем гостям.
Соберитесь, подтянитесь
И тихонечко садитесь.

- Что необычного заметили в сегодняшнем приветствии?

Постановка целей и задач урока. Определение темы урока

- Я не случайно приветствовала вас стихотворной речью, т. к. урок сегодня тоже необычный. И называется он необычно.

(Читают название хором с экрана интерактивной доски).

- Как вы понимаете его название?

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

(На экране высвечивается и комментируется тема и цель урока).

Актуализация ЗУН учащихся

Речь прозаическая и стихотворная. Ритм.

- Наша речь организована двумя способами: стихами и прозой, т. е. бывает стихотворной и прозаической.

– Чем же, на ваш взгляд, отличается речь прозаическая от стихотворной?

- Сравните два предложения. Какое из них построено в стихотворной форме, а какое в прозаической?

- Белый пушистый снег кружится в воздухе и тихо падает на землю.

- Белый снег, пушистый
в воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

- Прозаическая речь свободна, движется легко от предложения к предложению. А стихотворная речь особенная. Она отличается более четким ритмом и необычайной лаконичностью, краткостью, в ней обычно есть рифма. Сегодня нам и предстоит разобраться, что же такое ритм и рифма.

Послушайте удары метронома. Как они звучат? (Через одинаковые промежутки времени). Это и есть проявление ритмичности.

В жизни и природе нас окружают разнообразные проявления ритма.

Работа с учебником

Где их можно наблюдать? В чем их секрет? Постараемся ответить на эти вопросы, прочитав статью в учебнике на стр.94.

(Самостоятельное чтение статьи учебника).

- Что же такое ритм? Где его можно наблюдать? Ритм можно воспроизвести. Послушайте и повторите ритм, который я вам задам (Отстукивается ритм).

- Особую роль играет явление ритма в построении музыкальных произведений. Ритм задает характер, темп.

Послушайте и попытайтесь запомнить ритм музыкального произведения.

- К какому жанру относится это произведение? (Марш)

- Воспроизведите ритм марш хлопками.

- А есть ли ритм в стихотворной речи? Как он проявляется?

Стихотворный ритм- это чередование ударных и безударных слогов в строке.

(Заучивание определения в парах).

Наблюдение за рисунком стихотворного ритма.

На дво- рах и до- мах

(Б-Б- У -Б-Б- У )

Снег ле- жит по-лот- ном

(Б-Б- У -Б-Б- У )

И от солн -ца блес- тит

(Б-Б- У -Б-Б- У )

Раз-но- цвет -ным ог- нем .

(Б-Б- У -Б-Б- У )

- Оказываетя, стихотворная речь подобна музыке. У каждого стихотворения – своя неповторимая мелодия. Ее тоже можно слушать.

Послушайте ритм этих строк стихотворения И.С. Никитина. (Простучать ритм).

- Сравните этот ритм с ритмом другого стихотворения.

(Практическая работа на индивидуальных карточках по определению ритмического рисунка стихотворных строк)

Самопроверка.

Снег валится на поля, У-Б-У-Б-Б-Б-У

Вся белешенька земля. У-Б-У-Б-Б-Б-У

Вывод: ритм - важная составляющая стихотворной речи.

От него зависит музыкальность, характер, темп стихотворения.

Слово учителя:

Понятие о рифме.

- Что же такое рифма?

Рифма- это созвучие окончаний стихотворных строк.

- Умение подобрать интересную, точную, нетрадиционную рифму свидетельствует о мастерстве автора.

- Каких замечательных поэтов вы знаете?

- Сейчас мы с вами попытаемся проникнуть в суть и волшебство стихосложения, будем наслаждаться мастерством поэтов, которых на творчество вдохновила красота русской зимы.

(Обращение к репродукциям картин с видами зимних пейзажей).

Знакомство с видами рифмы

- Прочтите. Найдите рифмы в строках стихотворений любимых и известных поэтов.

а) Заколдован невидимкой.
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
(С. Есенин)

б) Снега покрыли гладкие равнины,
Едва заметен санок первый след,
Румянец нежный льет закатный свет,
Окрася розою холмов вершины.
(М. Кузмин)

в) Вот север тучи нагоняя,
Дохнул, завыл,- и вот сама
Идет волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы.
(А.С.Пушкин)

- Одинаково ли рифмуются строки в разных стихотворениях?

(Индивидуальная работа с раздаточным материалом по определению видов рифмы).

- Как вы думаете, почему так названы рифмы?

(Показать рисунок рифмы на индивидуальных карточках).

- Итак, что такое стихотворная рифма?

- Какие виды рифмы вы узнали?

Закрепление ЗУН учащихся

Самостоятельная работа.

- Определи вид рифмы:

Еду. Тихо. Слышны звоны

Снег падает, слегка кружится,

Под копытом на снегу.

На землю медленно ложится.

Только серые вороны

Вот солнце в облаках мигает,

Расшумелись на снегу.

И иней на снегу сверкает.

Улицей гуляет
Дедушка (Мороз).
Иней (рассыпает)
По ветвям (берез).

Ходит, бородою
Белою трясет.
Топает (ногою),
Только треск (идет).
С. Дрожжин.

Экран. (Задание классу).

Белый снег, пушистый
В воздухе -------
И на землю тихо
Падает, ----------.

И под утро снегом
Поле забелело,
Точно -------
Все его -------.
Темный лес, что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул -----------
Крепко, ------------.

Божьи дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли -------- -
И зима -------------.

Самопроверка

И.З.Суриков. ЗИМА. (Отрывок).

Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.

Темный лес, что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно.

Божьи дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозцы
И зима настала.

(Выразительное чтение стихотворения).

(Сочини стихотворение по заданным рифмам. Определи вид рифмы).

Обращение учителя к детям:

- Мучительно рождаются стихи.
А могут озарить, как солнца свет.
Ты в памяти их бережно храни.
В душе от них неизгладимый след.

(Проверка творческих работ.)

- Если вам понравилась работа одноклассника, то аплодируйте ему.

- Вы ответьте, на уроке
Не было ли скуки?
Кому было интересно,
Поднимите руки.

Домашнее задание

- Очень рада! Значит можно
Всем в поэтов поиграть.
И домашнее заданье
Вам в стихах хочу я дать.

- По желанию можно сочинить стихотворение и на следующем уроке удивить своих одноклассников.

- Задала я вам заданье.
Что ж, ребята, до свиданья!
Прозвенит сейчас звонок,
И закончится урок.
Спасибо вам, мои друзья!
Всем очень благодарна я .

Стихи и проза. Ритм, рифма, смысл. Поэзия - это. ощущение собственного совершенства на фоне общего несовершенства мира.

Где стихи, а где проза? Последний день июля месяца. На тысячи верст кругом Россия, родной край. Безветрие, теплынь. Воздух - молоко парное! И. С. Тургенев Гуляют тучи золотые Над отдыхающей землей, Поля просторные, немые Блестят, омытые росой. И. С. Тургенев

Стихи и проза. Стихотворение – речь, подчинённая рифме, ритму, смыслу. Проза – свободно движущаяся от предложения к предложению речь.

Я – поэт! Зовусь Незнайка! От меня вам – балалайка! А помните, как поэт Цветик объяснял Незнайке, что такое рифма?

Рифма Рифма - это когда слова в концах стихотворных строчек заканчиваются одинаково,- объяснил Цветик.- Например: утка – ш утка , к оржик – м оржик .

Рифма. Рифма – созвучие окончаний стихотворных строк.

Перекрёстная рифма Нелюдимо наше море , День и ночь шумит оно ; В роковом его просторе Много бед погребено .

Парная рифма Там ступа с Бабою Яг ой Идёт, бредёт сама соб ой ; Там царь Кащей над златом ч ахнет ; Там русский дух. Там Русью п ахнет !

Опоясывающая рифма И там я был, и мёд я п ил ; У моря видел дуб зел ёный ; Под ним сидел, и кот уч ёный Свои мне сказки говор ил .

? Незнайка придумал свою рифму: пал ка – селёд ка . Но Цветик с такой рифмой не согласился. Почему?

Ритм Ритм – это повторение каких-либо однозначных явлений через равные промежутки времени (чередование ударных и безударных слогов в строке). Ритм создаёт определённое настроение, окрашивает стихотворение единым тоном.

Ритм подчёркивает характер героинь. Но царевна молодая, Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла, Поднялась – и расцвела, Белолица, черноброва, Нраву кроткого такого. И царица хохотать, И плечами пожимать, И подмигивать глазами. И прищёлкивать перстами, И вертеться, подбочась, Гордо в зеркальце глядясь.

Рифмовки-чистоговорки. Можно прямо “на ходу” придумывать рифмовки-чистоговорки. Они помогают почувствовать ритм стиха. - Ча-ча-ча, мы были у… - Жа-жа-жа, нашли в лесу … - От-от-от, мурлычет рыжий… - Иб-иб-иб, в лесочке вырос…

Шедевры Незнайки Знайка шёл гулять на речку, Перепрыгнул через овечку. Торопыжка был голодный, Проглотил утюг холодный. В чём их недостаток?

-Проверьте свой слух, объедините слова парами, в которых они рифмуются: А) Водой, огонь, носки, тронь, близки, от пыли, молодой, не вы ли. Б) Перчатка, игла, сладко, стержень, была, язык, те же, привык. В) Беседа, позови, припев, приезд, доев, Китай, о любви, покатай.

Буриме Буриме (от франц. bout – конец, rime - рифма) – это веселая игра, стихотворная задача, где нужно писать стихотворения на заданные заранее рифмы. Рифмы для буриме должны быть неожиданными и немного странными . Главное требование к будущему стихотворению: здравый смысл и юмор. На полянку вышел з айка . Видит – там синичек ст айка . Он открыл свою шкат улку , Дал синицам с маком б улку .

А теперь поиграем. Я называю первую строчку, а вы сочиняете вторую. Служил Гаврила педагогом. Репортер, дворник, инженер, учитель, депутат, акробат. Какие слова не подходят и почему?

Итог урока Без чего невозможно создание стихотворения?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Английский в рифмах и ритмах 2-4 классы


Презентация "Рифма и смысл стихотворения"

Презентация для урока литературного чтения в 1 классе.


Формирование фонематического восприятия через дидактические игры на развитие у детей чувства ритма, рифмы

На фронтальных и индивидуальных занятиях по формированию звукопроизношения наибольшую активность и интерес вызывали игры и игровые упражнения, способствующие формированию у детей чувства ритма, .


Рифмы и ритмы

Исследовательская работа учащихся.


Конспект урока по литературному чтению 1 класс УМК "ПНШ" "Рифма и смысл стихотворения"


Поэтическая мастерская. Стихи и проза. Ритм и рифма.


Презентация к уроку математики на тему: "Конкретный смысл действия умножения".

Презентация к уроку математики на тему: "Конкретный смысл действия умножения".

Презентация на тему: " Ритм и интонация в стихах и прозе (урок 1). Что такое стихотворный ритм? Наша Таня громко плачет, Уронила в речку мячик. Наша Аня громко плачет, Уронила." — Транскрипт:

1 Ритм и интонация в стихах и прозе (урок 1)

2 Что такое стихотворный ритм? Наша Таня громко плачет, Уронила в речку мячик. Наша Аня громко плачет, Уронила в речку мячик. Наша Наташа громко плачет, Уронила в речку мячик. Наш Сережа громко плачет, Уронил он в речку мячик. Ритм - это определённое число слогов в строке? Наша Наташа громко плачет. Наташа наша громко плачет. слоги Ритм - это равномерное чередование ударных и безударных слогов в строке.

3 СТИХ И СТОПА Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя. стих слоги стих стопа

4 Был вечер. Небо меркло. Воды Струились тихо. Жук жужжал. А.С. Пушкин Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льёт печально свет она. А.С. Пушкин одно предложение – несколько стихов один стих – несколько предложений ПРЕДЛОЖЕНИЕ И СТИХ

5 Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, И шестикрылый серафим На перепутье мне явился. А.С. Пушкин Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит. Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу, И звезда с звездою говорит. М.Ю. Лермонтов схема ДВУСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ СТИХА Ямб - двусложная стопа с ударением на втором слоге. _ _/ Хорей - двусложная стопа с ударением на первом слоге. _/_

6 Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя, То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит, То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит. А.С. Пушкин. строки слоги Пиррихий - двусложная стопа из двух безударных слогов. _ _ Швед, русский – колет, рубит, режет. А.С. Пушкин Спондей - двусложная стопа из двух ударных слогов. _/ _/ +++++

7 Славная осень! Здоровый, ядрёный Воздух усталые силы бодрит; Лёд неокрепший на речке студёной Словно как тающий сахар лежит. Н.А. Некрасов стихи слоги ДАКТИЛЬ трехсложная стопа с ударением на первом слоге

8 И скучно и грустно, и некому руку подать В минуту душевной невзгоды. Желанья. что пользы напрасно и вечно желать. А годы проходят – все лучшие годы! М.Ю. Лермонтов стихи слоги АМФИБРАХИЙ трехсложная стопа с ударением на втором слоге

9 Вот парадный подъезд. По торжественным дням, Одержимый холопским недугом, Целый город с каким-то испугом Подъезжает к заветным дверям…. (Н.А. Некрасов) стихи слоги АНАПЕСТ трехсложная стопа с ударением на третьем слоге

10 СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СТИХОСЛОЖЕНИЯ ДВУСЛОЖНЫЕ СТОПЫТРЁХСЛОЖНЫЕ СТОПЫ ЯМБ _ _/ ХОРЕЙ _/ _ ДАКТИЛЬ _/ _ _ АМФИБРАХИЙ _ _/ _ АНАПЕСТ _ _ _/

11 На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна. М.Ю. Лермонтов РАВНОСТОПНЫЕ И РАЗНОСТОПНЫЕ СТИХИ Румяной зарею Покрылся восток, В селе за рекою Потух огонёк. А.С. Пушкин Двухстопный амфибрахий Четырёхстопный амфибрахий _ _ /_ _ _/ _ _ _ /_ _ _/ _ _ _ /_ _ _/ _ _ _ /_ _ _/ _ _ /_ _ _/ _ _ _ /_ _ _/_ _ _ /_ _ _/ _ _ _/

12 СТИХ ВОЛЬНЫЙ, ИЛИ БАСЕННЫЙ

Читайте также: