Рф в планах международных организаций кратко

Обновлено: 04.07.2024

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Распад СССР и провозглашение СНГ выделил две сферы внешнеполитических интересов России – дальнее и ближнее зарубежье, отношения с США и НАТО. Российское руководство, как прежде союзное, в 1992-1994 годах отдавало предпочтение дальнему зарубежью, прежде всего налаживанию и укреплению российско-американских отношений. В январе 1993 г. в Москве был подписан договор ОСНВ-2, по которому к 2003 г. уровень ядерного противостояния сторон предполагалось сократить на 2\3 по сравнению с уровнем, предусмотренным договором ОСНВ-1 (1991). (ОСНВ – ограничение стратегических наступательных вооружений).

Вложенные файлы: 1 файл

Российская Федерация в планах международных организаций.docx

Российская Федерация в планах международных организаций: военно-политическая конкуренция и экономическое сотрудничество.

Основные приоритеты внешней политики России

Международная обстановка, сложившаяся к началу XXI века, потребовала переосмысления приоритетов российской внешней политики. 10 января 2000 г. указом Президента была утверждена новая концепция внешней политики РФ, основными приоритетами которой были:

  • формирование многополярной системы международных отношений;
  • решительное противодействие попыткам принизить роль ООН и её Совета Безопасности в мировых делах;
  • решение внешнеполитических задач соразмерно их реальному значению для национальных интересов России;
  • содействие развитию национальной экономики, которое в условиях глобализации невозможно без широкого включения России в систему мировых хозяйственных связей и др.

Утратив фактически статус великой державы, и не имея возможности осуществлять наступательную стратегию, Россия всё чаще и не без успеха стала играть роль посредника при разрешении сложных международных и региональных проблем, например с Ираком, Афганистаном, Югославией.

Российское руководство в 1992-1994 гг. отдавало предпочтение налаживанию и укреплению российско-американских отношений.

В 1993 г. в Москве был подписан договор ОСНВ-2, по которому к 2003 г. уровень ядерного противостояния сторон предполагалось сократить на 2/3 по сравнению с уровнем, предусмотренным договором ОСНВ-1 (1991). Важным шагом на пути к безъядерному миру стал подписанный в Нью-Йорке в 1996 г. договор о всеобщем запрещении ядерных испытаний. Он стал логическим продолжением Московского договора 1963 г. о запрещении ядерных испытаний в трёх сферах.

С приходом к власти нового президента США Дж. Буша в 2001 г. концепция внешнеполитических отношений с Россией претерпевает серьёзные коррективы – Россия вновь отождествляется с серьёзной угрозой для США. Американское руководство ещё более активно развивает курс на глобальное лидерство США в мире. Российско-американские отношения расходятся по принципиальным позициям, прежде всего, по проблеме ПРО (США вышли из договора по ПРО в 2002 г.) и расширению НАТО.

Кризис партнёрства явственно проявился в 2003 г. в ходе иракского кризиса. Намерение США провести военную операцию против Ирака, игнорируя позицию ООН, не было поддержано рядом крупнейших стран, в том числе и Россией, которая прямо заявила, что военные действия США против Ирака не имеют правовых оснований. Оккупировав Ирак, США приняли решение отстранить ряд стран, не входящих в американскую коалицию, от участия в восстановлении Ирака. США выступили с инициативой списания долгов с Ирака, что явно противоречило интересам России как одного из главных кредиторов Ирака.

Перспективным партнёром России являлся Европейский Союз. Отношения России с ЕС затрагивают все основные направления политики Европейского Сообщества.

Налажены регулярные контакты таможенных органов сторон, в том числе по борьбе с контрабандой, незаконным оборотом наркотиков. Установлены контакты между правоохранительными органами России и Европолом, принят совместный план действий по борьбе с международной организованной преступностью.

В 2002 г. ЕС и США признали российскую экономику рыночной.

Климат отношений России с Евросоюзом удалось улучшить, однако Запад продолжал мыслить двойными стандартами в оценке чеченского терроризма. Россия так и не сумела объяснить общественному мнению Запада причины военной операции в Чечне, настроив против себя общественное мнение немалой части Европы.

Восточное направление внешней политики

На азиатском направлении серьёзный прогресс был достигнут в отношениях России с Китаем и Индией. Россия стала полноправным участником ключевых азиатских интеграционных структур – Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества и Асеановского регионального форума.

Сближении России с Китаем, начатое в начале XXI века, является устойчивым процессом. Китай демонстрирует общие с Россией подходы по многим международным вопросам, активно развивает с ней торговлю. Особое значение имеет российско-китайское взаимодействие в таких вопросах как повышение авторитета и роли ООН, отстаивание примата международного права в мировых делах. Китай поддерживает действия правительства России в Чечне.

Успешно развиваются отношения России и Индии. Одной из важнейших составляющих всего комплекса двусторонних отношений является военное и военно-техническое сотрудничество. Индия один из крупнейших импортёров российского вооружения. Имеются позитивные тенденции в двустороннем торгово-экономическом сотрудничестве.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема: Военно-политическая конкуренция и экономическое сотрудничество.Планы НАТО в отношении России.

Цели: РФ в планах международных организаций: военно-политическая конкуренция и экономическое сотрудничество. Планы НАТО в отношении России.

Введение в тему:

Несмотря на то, что современные международные отношения являются весьма сложной сферой, а национальная и международная безопасность, национальные интересы всегда считались святая святых, власти новой России озвучить свою позицию по наиболее острым проблемам этой области и дать им официальную оценку. Представленную Россией государственную военную доктрину можно назвать доктриной открытости, предлагающей простую формулу международных отношений. Она призывает выступать с открытым забралом и не фарисействовать, говоря одно, делая другое, а думая вообще третье. В документе нашла свое подтверждение ориентированность России на повышение уровня доверия между государствами. Именно оно должно служить фундаментом для выстраивания отношений в период, последовавший за длительной конфронтацией.

Здесь можно вспомнить, как Россия всегда настаивала на том, чтобы одним из обязательных условий взаимоотношений с НАТО был обоюдный обмен информацией в сфере военной стратегии и политики, создания военных доктрин. В то время, когда в нашем государстве создавалась новая военная доктрина, а НАТО разрабатывало новую стратегическую концепцию, Россия представила его структурам и главам стран, входящих в альянс, максимально возможный объем информации, касающейся ее официальных позиций и военно-доктринальных подходов. Кроме того, руководство нашего государства выступило с предложением свести принципиальные, наиважнейшие положения военно-политических документов к единой системе координат.

Не допустить войны — основная задача

1.Характеристика военно-политической обстановки в мире:

- возобновление гонки вооружений, опасность распространения в развивающихся странах высокоточного обычного, ядерного и других видов оружия массового поражения и средств их доставки;

- вступление в НАТО стран Центральной, Восточной Европы и Балтии, расширение зоны ответственности альянса в Европе и за её пределами.

2. Планы НАТО в отношении России. Угрозы жизненно важным интересам Российской Федерации:

- наличие у ряда стран мощных группировок вооруженных сил и крупных арсеналов ядерного и других видов оружия массового поражения;

- попытки установления контроля за ядерным потенциалом России;

- планы иностранных государств, направленные на разрушение целостности Российской Федерации, с использованием этнических, конфессиональных и других внутренних противоречий, удовлетворение территориальных притязаний к России и пересмотр межгосударственных границ;

- действия США, стран НАТО и ряда бывших союзных республик, направленные на подрыв и сдерживание интеграционных процессов в рамках СНГ;

- ослабление политических связей Российской Федерации со странами Центральной и Восточной Европы, государствами Восточной Азии и бассейна Тихого океана;

- вытеснение национальных интересов России из районов традиционного сотрудничества (Кавказа, Закавказья, Средней Азии, бассейнов Черного и Каспийского морей);

- попытки ограничить присутствие России на зарубежных рынках (в том числе на рынке вооружений), а также действия по ее вытеснению с них;

- информационно-психологическое воздействие и проникновение в различные сферы жизнедеятельности Российской Федерации, которое может привести к выводу из строя системы государственного и военного управления.

3. Принципы мирового порядка:

В международном праве оговаривается целая система между собой принципов, на которых основывается миропорядок. Это суверенитет государств, нерушимость границ, территориальная целостность, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека, суверенное равенство, неприменение силы либо угрозы силой, справедливость, взаимность, сотрудничество. Если хотя бы одна из этих фундаментальных основ будет устранена, это грозит разрушением всей системы и дестабилизацией мирового сообщества.

Тем не менее, согласно новой стратегической концепции НАТО, объединенные вооруженные силы блока могут быть произвольно применяться на основании "внутренних процедур", вне зоны ответственности альянса, и санкция Совета Безопасности ООН для этого не требуется.

Чтобы не допустить развития событий по подобному сценарию, новая военная доктрина предусматривает блок определенных установок. Позиция России обозначена вполне четко: все попытки обойти механизмы, обеспечивающие международную безопасность в современном мире, ослабить их влияние (в первую очередь речь идет об ООН и ОБСЕ) являются неприемлемыми и недопустимыми — равно как и произвольное "гуманитарное вмешательство", на самом деле являющееся военно-силовыми акциями.

Задание 1. Рассмотрите известные вам международные доктрины об устройстве мира. Место и роль России в этих проектах.

Задание 2: Составить конспект лекции

На основе лекции у казать стратегическую концепцию НАТО.

Задание №3: Выявить систему принципов России, обеспечивающих военную безопасность.

Задание №4 :Определить основные установки российской военной доктрины.

Задание №5: Выделить принципы России партнерского отношения с другими государствами

3. Место России в системе международных военно-политических отношений.

Продумать ответы на вопросы:

1.Охарактеризуйте военно-политическую обстановку в мире;

2.В чем выражены угрозы жизненно важным интересам Российской Федерации?

3.Назовите новые вызовы угрозы и новые глобальные тенденции, стимулированные процессами глобализации существенно влияющие на систему международных военно-политических отношений в мире;

5.Почему фактором, влияющим на военно-политическую обстановку в мире, является дальнейшая экономизация внешнеполитических приоритетов государств?

6. Почему для современных международных военно-политических отношений характерным является жесткая информационно-психологическая война, направленная на подрыв российской государственности и целостности. (При этом ежедневные атаки проходят по двум критериям: внешняя и внутренняя информационная среда. Воздействие на население нашей страны происходит не прямым военным вмешательством, а умелым использованием национальных и религиозных противоречий внутри).

7. Какие два направления условно можно выделить в геополитике России?

8. В 2002 году Европейский Союз признал Россию страной с рыночной экономикой,что это значит для России?

9.Главная стратегическая задача России?

10. Проанализируйте место РФ в планах международных организаций: военно-политическая конкуренция и экономическое сотрудничество. Планы НАТО в отношении России.

Участие международных организаций в разрешении конфликтов на постсоветском пространстве. Российская Федерация в планах международных организаций. Военно-политическая конкуренция и экономическое сотрудничество России и международных организаций.

Рубрика Международные отношения и мировая экономика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 29.01.2017
Размер файла 89,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

международный организация разрешение конфликт

1. Участие международных организаций (ООН, ЮНЕСКО) в разрешении конфликтов на постсоветском пространстве

2. Российская Федерация в планах международных организаций: военно - политическая конкуренция и экономическое сотрудничество. Планы НАТО в отношении России

Список использованной литературы

1. Участие международных организаций (ООН, ЮНЕСКО) в разрешении конфликтов на постсоветском пространстве

Особую роль в поддержании международной стабильности и обеспечении международной безопасности, предупреждении и урегулировании международных конфликтов играет Организация Объединенных Наций. ООН была создана в соответствии с давней идеей о том, что универсальная организация сможет помочь странам и народам мира навсегда избавиться от войн и конфликтов, заменить силовой механизм регулирования международных отношений политико-правовым.

Первоначально в состав ООН входило только 51 государство, поскольку странам -- союзникам Германии и Японии, так же как и им самим, путь в организацию был закрыт. Впоследствии число членов ООН расширялось как за счет этих же государств, так и за счет новых, возникших в результате деколонизации. Последняя волна расширения числа членов ООН пришлась на начало 90-х гг. XX в. и была связана с распадом таких сложных по своему составу государств, как СССР, СФРЮ, ЧССР. Сегодня число государств -- членов Организации Объединенных Наций превысило 190 и может еще возрастать.

Цель превентивной дипломатии-- поиск возможностей предотвращения назревающих вооруженных столкновений. В рамках превентивной дипломатии международные организации, и прежде всего ООН, стремятся устранить причины потенциальных конфликтов, в том числе и социально-экономического характера. Для этого разрабатываются долгосрочные программы борьбы с бедностью и отсталостью, коррупцией, политической нестабильностью, а также программы по решению экологических проблем, устранению межэтнических или межконфессиональных распрей. Этим занимаются специализированные учреждения ООН социально-экономического и гуманитарного профиля. Одновременно проводится мониторинг ситуаций в различных регионах мира для обнаружения признаков резкого возрастания напряженности или перехода конфликтов на более опасные стадии развития.

Если усилия по предотвращению конфликтов не приносят успеха, встает вопрос о проведении миротворческих акций в узком смысле слова. Суть их заключается в использовании международно-правовых механизмов мирного разрешения споров, например судебных или арбитражных, а также в предоставлении добрых услуг и посредничества при проведении переговоров, разработке предложений по мирному выходу из конфликтных ситуаций.

Гораздо более четкий правовой статус имеют операции по поддержанию мира. Возможность их проведения вытекает из VII главы Устава ООН, в соответствии с которой Совет Безопасности имеет полномочия давать отпор агрессии и получать от государств -- членов ООН в свое распоряжение контингенты вооруженных сил, необходимые для поддержания мира и безопасности.

Однако в последнее время задачи миротворцев стали расширяться. Поскольку операции по поддержанию мира часто проводятся в зонах внутригосударственных конфликтов, то миротворцы могут заниматься разоружением участников незаконных вооруженных формирова­ний, наблюдением за их демобилизацией, сбором оружия, разминиро­ванием территории. Миротворцы обеспечивают поддержание порядка и стабильности в зоне конфликта, охрану коммуникаций. Расширение задач приводит к увеличению численности и изменению структуры миротворческих контингентов. Современные операции по поддержанию мира проводятся по мандату Совета Безопасности ООН и проходят с привлечением не только миротворческих войск, но и полицейских формирований, а также гражданских специалистов, работающих во временных административных органах в зоне конфликта.

Операции по поддержанию мира могут перерастать в миростроительные операции. Задача таких операций -- устранение последствий вооруженных конфликтов, восстановление систем жизнедеятельности, социальной, экономической и политической инфраструктуры. Участие контингентов миротворческих войск в миростроительных операциях необходимо, но при проведении таких операций резко возрастает роль полицейских формирований и административных структур. Присутствие миротворцев оправданно до тех пор, пока не созданы все внутренние условия для сохранения мира и безопасности. В практике современных международных отношений нет жестких барьеров, разделяющих один вид миротворческих операций от других. Они могут выступать как сменяющие друг друга этапы процесса мирного урегулирования внутренних и международных конфликтов.

Однако, следует отметить некоторые недостатки в осуществлении миротворческих операций (планирование операций, выбор миротворческих контингентов и др.), которые стали причиной неудач и провалов некоторых из них. Поэтому отдельные государства и региональные международные организации пытаются действовать в обход или подменять ООН, ссылаясь на ее неэффективность. НАТО, стремясь найти оправдание своему существованию после окончания холодной войны, в конце 1990-х гг. приняла новую доктрину, предполагающую использование силовых ресурсов этого военного блока в миротворче­ских целях за пределами территории своей традиционной ответствен­ности. В 1995 г. многонациональные вооруженные силы во главе с НАТО сменили в Боснии и Герцеговине миротворческий контингент ООН, который не смог полностью выполнить свои задачи. В 1999 г., после того как авиация НАТО нанесла удары по Югославии, Совет Безопасности ООН санкционировал присутствие в Автономном крае Косово наряду с собственной миссией по делам временной администрации также и международных сил безопасности, основу которых составил контингент стран -- членов НАТО. Активное участие сил НАТО в операции по поддержанию мира и далее в миростроительной операции в Косово привело к неоднозначным результатам. С одной стороны, на эти территории бывшей Югославии вернулись многочисленные албанские беженцы, с другой -- из края было вытеснено большинство сербского населения, чему ни администрация ООН, ни миротворцы НАТО воспрепятствовать не смогли.

2. Российская Федерация в планах международных организаций: военно - политическая конкуренция и экономическое сотрудничество. Планы НАТО в отношении России

Отношения между Россией и НАТО были установлены в 1991 году. Россия присоединилась к Совету североатлантического сотрудничества (с 1997 года - Совет евроатлантического партнерства). В 1994 году Россия начала участвовать в программе Партнерство ради мира.

Итоги конференций свидетельствуют о высоком уровне взаимопонимания, имеющемся, между их участниками. Российские военные и представители НАТО совместными усилиями выработали целый пакет конкретных предложений, направленных на развитие взаимодействия между нами в области борьбы с терроризмом.

Очевидно, что расширение НАТО на восток осуществляется в рамках военно-политического курса на глобализацию функций альянса и закрепление за ним роли ведущей военно-политической силы не только в Европе, но и во всем мире. Уже первый этап расширения НАТО, в результате которого в альянс были приняты Венгрия, Польша и Чехия, означал ломку того миропорядка, который сложился после окончания Второй мировой войны.

Одной из наиболее актуальных проблем современности является формирование новой системы международных отношений после крушения биполярной модели мира.

Новая система международных отношений получила начало в конце ХХ века в результате завершения Холодной войны и крушения биполярной системы международных отношений. Тем не менее, в указанный период произошли более фундаментальные и качественные системные трансформации: вместе с Советским Союзом перестали существовать не только конфронтационная система международных отношений периода Холодной войны и Ялтинско-Потсдамский миропорядок, подорванной оказалась намного более старая система Вестфальского мира и ее принципы. Однако на протяжении всего последнего десятилетия ХХ века в мировой науке активно шли дискуссии о том, какова будет новая конфигурация мира в духе Вестфалии. 1. Спор разгорелся между двумя основными концепциями мирового порядка: концепциями однополярности и многополярности. В период, когда только окончилась Холодная война, первым напрашивался вывод об однополярном мировом порядке, поддерживаемом единственной оставшейся сверхдержавой - Соединенными Штатами Америки. Между тем, с концом биполярного мира исчез сам феномен сверхдержавности с мировой экономической и геополитической авансцены в традиционном его понимании. Во времена "холодной войны", пока существовали две системы, были и две супердержавы -- Советский Союз и Соединенные Штаты. Сегодня супердержав нет вообще: Советский Союз прекратил свое существование, но и Соединенные Штаты, хотя они и обладают исключительным политическим влиянием и являются самым мощным в военном и экономическом отношении государством мира, утратили такой статус. В итоге для США была заявлена роль не единственной, а одной из нескольких опор нового мирового порядка. Основными противниками монополии США в мире стали Объединенная Европа, а также усиливающиеся Китай, Россия, Индия и Бразилия. Так, например, Китай, а за ним и Россия приняли в качестве официальной внешнеполитической доктрины концепцию многополярности мира в ХХI веке. Развернулась своего рода борьба против угрозы господства однополярности, за поддержание многополярного баланса сил как главного условия стабильности в мире. Кроме того, очевиден и тот факт, что за прошедшие после ликвидации СССР годы США фактически так и не смогли, несмотря на свое стремление к мировому лидерству, утвердить себя в этой роли (неудачные операции в Сомали, на Кубе, в бывшей Югославии, Афганистане, Ираке). Таким образом, США на рубеже веков так и не смогли стабилизировать ситуацию в мире.

После отставки Е. Примакова с поста премьер-министра в 1999 году определенная им геостратегия в основном была продолжена -- по сути ей не было иной альтернативы и она отвечала геополитическим амбициям России. Таким образом, наконец, России удалось сформулировать собственную геостратегию, концептуально вполне обоснованную и довольно практичную. Вполне естественно, что Запад ее не принял, так как она имела амбициозный характер: Россия по-прежнему намерена играть роль мировой державы и не собирается соглашаться с понижением ее глобального статуса.

Список использованной литературы

1. Василенко В. А. Основы теории международного права [Текст]/ В.А. Василенко. М.: ИНФРА-М, 2012.

2. История Отечества: энциклопедический словарь / сост. Б. Ю. Шанов и [др.] М., 2012.

3. История России IX - XXI вв. От Рюрика до Медведева / под ред. Я. А. Перехова. М.: МарТ; Ростов н/Д: Феникс, 2015.

4. Игнатенко Г. В. Международное право и общественный прогресс [Текст]/ Г.В. Игнатенко. М., 2012.

6. К 70-летию начала Второй мировой войны. Исследования, документы, комментарии: коллективная монография / отв. ред. А. Н. Сахаров. М.: ИРИ РАН, 2014.

7. Ключевский В. О. Русская история: полный курс лекций: в 3 кн. / В. О. Ключевский. М.: Аудиокнига, 2012.

8. Каламкарян Р. А. Фактор времени в праве международных договоров. М, 2015.

9. Левин Д. Б. Актуальные проблемы теории международного права [Текст]/ Д.Б. Левин. М., 2013. 327 с.

Платонов С. Ф. История России. Полный курс лекций по русской истории / С. Ф. Платонов. М.: АСТ, 2014.

11. Талалаев А. Н. Право международных договоров: Общие вопросы. М., 2014.

Подобные документы

Общая характеристика системы международных экономических организаций. Эволюция международных организаций. Современная Россия в системе и международных экономических организаций. Белоруссия как стратегический партнер России в рамках ООН и ОБСЕ.

курсовая работа [52,8 K], добавлен 30.11.2006

Понятие, типология и история возникновения международных организаций, их значение в современном мире, характеристике этапов их развития. Юридическая природа международных организаций. Порядок создания и прекращения деятельности международных отношений.

курсовая работа [54,3 K], добавлен 05.12.2008

Деятельность международных экономических организаций в системе международных экономических отношений, их сущность и порядок образования. Классификация международных экономических организаций по ряду признаков, особенности их взаимоотношений с Россией.

дипломная работа [252,2 K], добавлен 01.12.2010

История развития, признаки, функции, типология, порядок создания и прекращения деятельности международных организаций. Механизмы образования, существования, развития компетенций международных организаций, оценка их места в системе международных отношений.

курсовая работа [76,3 K], добавлен 14.06.2014

Общая характеристика международных экономических организаций. Особенности и характер экономической деятельности ООН. Участие Украины в международных экономических организациях. Некоторые проблемы развития экономического сотрудничества в рамках ООН.

Читайте также: